kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Работа над техникой чтения в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чтение – один из важнейших и необходимых компонентов развития речи и условие дальнейшего успешного обучения. Навыки такого чтения закладываются в начальных классах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Работа над техникой чтения в начальной школе»

Работа над техникой чтения в начальной школе


Вопрос беглого, осознанного и выразительного чтения всегда волновал педагогов начальных, средних и старших классов, так как чтение – один из важнейших и необходимых компонентов развития речи и условие дальнейшего успешного обучения. Навыки такого чтения закладываются в начальных классах.

Для многих неуспевающих именно плохое чтение стало первопричиной отставания в учебе в начальной школе.

В средней школе положение с чтением не улучшается, но углубляется. Медленное, неосознанное чтение тормозит усвоение не только гуманитарных предметов, но и естественных, физико-математических. Из-за трудностей в чтении у школьников складывается стойкая неприязнь к чтению вообще, что влияет на общее развитие личности.

Оптимальный темп: темп разговорной речи от 120 до 150 слов в минуту.

Именно в этом темпе достигается лучшее понимание текста. Если скорость завышена – ухудшается понимание, если понижена – то прочитать надо 2 или 3 раза, чтобы понять текст.

Исследования показывает, что дети продолжают учиться на «4» и «5» в старших классах, если начальную школу закончили, имея навык чтения от 100 до 170 слов/мин.

Дети, медленно читающие, обречены на умственную ограниченность и зубрежку. Без быстрого чтения, по словам В.А.Сухомлинского, немыслима и научная организация труда в школе.

Хорошая скорость чтения важна и для общего развития ребенка. В процессе чтения совершенствуется устойчивость внимания и оперативная память, а эти два показателя, в свою очередь, напрямую влияют на умственную работоспособность. Получается замкнутый круг: дети с хорошей скоростью чтения обычно помногу читают и лучше учатся, что побуждает их читать еще больше, тем самым еще сильнее развивая перечисленные свойства психики. Даже если у ученика низкая скорость чтения, на нем нельзя ставить крест, ведь скорость чтения относится к тем показателям, которые можно и нужно развивать.

Так что понимают под техникой чтения?


Чтение - это сложный психофизиологический процесс, в котором можно выделить две стороны:

   1) смысловую – понимание, осознание содержания и смысла читаемого текста

 2) техническую - скорость (темп), правильность и выразительность чтения.

Осмысленность чтения предполагает понимание читающим:

           - значений большей части слов, употребленных в тексте, как в прямом, так и в переносном смысле;

      - содержания каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями;

       - содержания отдельных частей текста и смысла этих частей (т.е. не только о чем говорится, но и что этим сказано);

       - основного смысла всего содержания текста, т.е. осознание этого содержания и своего отношения к прочитанному.

Правильность чтения  выражается в том, что читающий избегает ошибок, или, напротив, допускает: замены, пропуски, перестановки, добавления, искажения, повторы букв (звуков), слогов и слов; правильно или ошибочно делает ударения в словах читаемого текста.


Выразительность чтения

 проявляется в умении обоснованно, исходя из содержания читаемого текста, использовать , делать логическое и психологическое ударение, находить нужную интонацию, отчасти подсказываемую знаками препинания, читать достаточно громко и внятно.

Под техникой чтения понимается умение узнавать написанные буквы, правильно соотносить их со звуками и произносить их в указанном порядке в виде слогов, слов и предложений.



Скорость (темп) чтения  характеризуется количеством слов, произносимых в минуту.

Скорость чтения зависит от способа чтения (плавное слоговое, плавное слоговое с прочтением отдельных слов, чтение целыми словами и группами слов). Для повышения техники чтения необходимо побуждать ребенка к скорейшему, но естественному переходу от плавного слогового к чтению целыми словами и группами слов, т.е. к самому продуктивному способу чтения.

Скорость чтения, является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. Доказательством тому служит такой пример: в 6-7 классе домашнее задание на один день в среднем составляет примерно 8 страниц учебника на все предметы, или около семи тысяч слов. При скорости чтения 100-120 слов на чтение учебников будет уходить примерно 65-55 минут. Для усвоения материала многим ученикам необходимо прочитать его 2-3 раза, это уже составит от двух до трех часов. Еще прибавить время, необходимое на выполнение письменных заданий. Даже если ученик справиться с письменными заданиями за 1 час, то ежедневное домашняя работа будет занимать 3-4 часа. Если добавить к этому 6-7 часов, в течение которых ученик был в школе, то получится, что рабочий день среднего школьника равен, в лучшем случае, девяти, а то и одиннадцати часам. Таким образом, многие школьники обречены на неуспеваемость до тех пор, пока их не научат элементарному – читать. Исходя из такого несложного подсчета, трудно переоценить значение уроков чтения.

В процессе обучения чтению ученики под руководством учителя упражняются и в технике чтения, и в понимании прочитанного. Но значение работы по формированию и автоматизации технических навыков часто недооценивается, и основной акцент учителя перемещают на смысловое чтение в ущерб технике.

Торопясь переключать ребёнка на работу со смыслом прочитанного, мы нарушаем естественный психологический процесс формирования чтения и создаём условия для появления ошибок.

       Почему же у школьников возникают проблемы со скоростью чтения? Причин несколько:

  • Природный темп деятельности

  • Регрессии

  • Отсутствие антиципации

  • Нарушения артикуляции

  • Неправильное дыхание

  • Малое поле зрения

  • Уровень организации внимания

  • Уровень развития памяти


  • Природный темп деятельности

Обычно родители сами замечают, что ребёнок медлителен, немножко «копуша», а если темп занятий высок, то не успевает и легко устаёт. Все эти наблюдения говорят о том, что природный темп деятельности ребёнка имеет невысокую скорость. И вины ребёнка в этом нет.

Темп деятельности – это скорость, с которой работают психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление, воображение. Это количество операций, действий, движений, которые выполняет человек за единицу времени. Темп деятельности, являясь врождённым, определяет насколько быстро человек работает, запоминает, рассматривает, представляет, думает над решением задачи и, конечно, читает. Но, хотя темп деятельности и является врождённым устойчивым свойством нервной системы, он в течение жизни, включаясь в самые разнообразные виды деятельности, может постепенно изменяться. С этой целью можно использовать следующие упражнения:

1. Многократное прочтение

Вы читаете текст вслух. Затем ребенок читает этот же рассказ в течение одной минуты. Закончив чтение, ребенок отмечает место в тексте, до которого он успел прочитать. Затем следует повторное чтение этого же текста, и снова по истечении минуты ребенок отмечает количество прочитанных слов. Естественно, во второй раз удается прочитать больше. Пусть ребенок повторит чтение несколько раз до тех пор, пока количество прочитанных слов не переста­нет увеличиваться.



2. Молния

Упражнение заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением в максимально быстром темпе. Переход на чтение в ускоренном режиме осуществляется по команде «Молния».


3. Буксир

Вы читаете текст вслух, варьируя скорость чтения от 80 до 160 слов в минуту. Ребенок читает тот же текст про себя, стараясь поспеть за вами. Остановитесь на каком-либо слове и попросите ребенка показать в тексте место остановки. Если ваша скорость будет значительно превышать скорость чтения ребенка, снизьте ее. Важно, чтобы разрыв не превышал 20 слов в минуту, т.е., если темп чтения ребенка 20-25 слов, то ваш темп чтения должен быть не выше 40-45 слов в минуту.


  • Регрессии

это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Этот недостаток самый распространённый. Некоторые читатели незаметно для себя читают дважды любой текст – как лёгкий, так и трудный. При чтении текста с регрессиями глаза совершают движения назад, хотя никакой необходимости в этом нет.

Причины регрессии:

1. Сила привычки

Это самая распространенная причина. Ее корни кроются в том, как обучали ребенка чтению. На первых этапах, когда ребенок еще только осваивает послоговой способ чтения и ему еще трудно с первого прочтения уловить смысл прочитанного слова, мы просим его прочитать слово снова и снова, пока смысл прочитанного не станет понятным. Однако некоторые дети не прочитывают слово вновь, а лишь проговаривают прочитанное, привыкая к такому способу осмысления.

2. Кажущиеся трудности текста.

Если причина регрессий в том, что текст труден для понимания ребенка, то в этом случае предложите ему прочитать текст без регрессий, даже если отдельные места текста непонятны. Часто дальнейшее чтение снимает возможные вопросы и делает возвраты ненужными.

3. Отсутствие внимания.

Если причина регрессий в слабой концентрации внимания, то необходимо прервать чтение. Возможно, ребенок устал (спросите его об этом) или его что-то беспокоит, и это мешает ему сконцентрироваться. Дайте ребенку время на отдых. Кроме того, вы можете использовать некоторые упражнения для концентрации внимания.

От регрессией помогут избавиться следующие упражнения:

Упражнение «Чтение с окошечком».

Для него Вам потребуется лист плотной бумаги, в котором вы вырежете небольшое окошечко. Вы берете лист бумаги размером 10 на 5 см.С правого края прямоугольника вырезаете небольшое отверстие -«окошечко», по высоте равное ширине строки, а по длине соответствующее размеру слога примерно в 3-4 буквы.

Листок накладывается на строку и передвигается сначала взрослым, а потом самим ребенком вдоль строки. При движении листка по строке взгляд ребенка будет плавно передвигаться вместе с листком, а повторное прочитывание будет исключено из-за того, что прочитанное будет закрываться.

Постепенно ребенок привыкнет при чтении скользить взглядом по строке, не возвращаясь для перечитывания.


Чтение пар слов, отличающихся одной буквой:

козы – косы трава – травы

ветер – вечер взбежал – вбежал


«Найди лишнее слово»

Быстрое чтение и запись слов, отличающихся одной буквой

  • Шляпа шляпа шляпы шляпа

  • Стол столб стол стол

  • Дом дом дом ком

  • Галка палка палка палка

  • Лапа лапа лапа липа

  • Попал пропал попал попал



Чтение цепочек слов, близких графическому облику:

вслух – глух – слух



Следующая причина низкой скорости чтения - отсутствие антиципации

  • Антиципации - предвосхищение, смысловая догадка. Если у ребенка не развито умение догадываться по смыслу, ему будет необходимо каждый раз дочитывать каждое слово до конца, чтобы осмыслить фразу, осознать содержание прочитанного. Для устранения этой причины можно использовать упражнения:



  • Чтение с пропущенными окончаниями.

Котёнок Васька сидел на по… возле комода и ло… мух. А на комо…, на самом краю, лежа… шляпа. И вот кот Вась… уви…, что одна му… села на шля…. Он как подпрыгнет – и уцепился когтями за шля…. Шляпа соскользну… с комо…, Васька сорвался и как полетит на пол! А шля… - бух! – и накрыла его сверху.

А в комнате сидели Володя и Вадик. Они раскрашива... картинки и не виде…, как кот Вась… попал под шля…. Они только услыша…, как позади что-то плюхнулось- упало на пол.



  • Доскажи строчку.

Ло – ло – ло – как на улице … (светло)

Ул – ул- ул – у меня сломался … (стул)

Мама Милу мыла мылом,

Мила мыло не … (любила).


  • «Чтение наоборот» по словам.

Написанное причитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, и т.д.


  • «Чтение текста через слово».


Читать нужно не как обычно, а перескакивая через слово. Это вносит разнообразие в упражнения. Дети с большим желанием его выполняют.


  • «Чтение с помощью «Решетки».

Решетка накладывается горизонтально на читаемую часть страницы и постепенно сдвигается вниз. При наложении решетки на текст перекрываются некоторые участки текста и обучаемые восстанавливают смысл.

Еще одна причина низкой скорости чтения - нарушения артикуляции - артикуляторный аппарат не дает возможности в нужном темпе произносить вслух прочитанные слова. Помогут следующие упражнения:

1. Артикуляция гласных, согласных, сочетаний гласных и согласных.

Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата.

2. Чтение чистоговорок.

Троекратное повторение слога в начале чистоговорки помогает правильно произнести этот же слог последним.

Нужно использовать те слоги, произношение которых у ребенка вызывает трудности.


3. Чтение скороговорок.

Секрет скороговорки в том, что в ней встречаются слова, сходные по звучанию, но разные по смыслу. В словах ритмически повторяются звуки, слоги.


Также на скорость чтения влияет неправильное дыхание. Для коррекции данной проблемы помогут упражнения:


«Задуйте свечу». Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку.

Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу.

Побрызгайте белье водой (в один прием, три, пять)


«Выдох со счетом»

Сделайте глубокий вдох, на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух.


Из-за Малого поля зрения скорость чтения будет низкой.

Поле зрения – участок текста, чётко воспринимаемый глазами при одной фиксации. Так как у детей поле зрения мало, их глаза делают много фиксаций. Необходимо расширять поле зрения, чтобы взгляд фиксировал не 1-3 буквы, а целое слово или несколько слов.

1. На решение этой задачи направлено упражнение «Прирамида».

Глядя в центр на точку и не двигая глазами по горизонтали, надо постараться одновременно увидеть два слога одного слова. Опуститься на следующую строчку и т.д. Найти предельную строчку, которую ребенок видит, не двигая глазами. Опять начать с первой строчки, каждый раз опускаясь на одну строчку ниже. Если ребёнку трудно, можно прочитать сло­во по слогам, а затем, глядя в точку, увидеть это слово одномоментно.

Чтение «БРОСОК-ЗАСЕЧКА»

Дети кладут руки на колени и начинают читать текст вслух по команде «Бросок». Когда раздаётся команда «Засечка», дети отрывают голову от книги, закрывают глаза и несколько секунд отдыхают, руки на коленях. По команде «Бросок», дети должны отыскать глазами то место, где остановились и продолжить чтение вслух.

Уровень организации внимания также влияет на скорость чтения.

Роль внимания при чтении так же велика, как и в других видах человеческой деятельности. Очень часто внимание младшего школьника рассеивается, он не может сконцентрировать, сосредоточить внимание. Для устранения данной проблемы можно использовать упражнения:

- Найди в квадране нужные слова

- Найди среди букв слова и подчеркни их.

- Прочитай предложение, в котором все слова написаны слитно.

- Раздели предложение на слова.



Определить и развивать объём и концентрацию внимания позволяют корректурные пробы.


  • Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. Что это значит? Часто можно наблюдать такую картину. Ребенок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до третьего – четвертого слова – забыл первое слово. Поэтому он не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью.

Делается это с помощью так называемых зрительных диктантов, тексты которых разработаны профессором И. А.Федоренко, который руководил лабораторией экспериментальной дидактики.

В каждом из 18 наборов предложенных профессором имеется 6 предложений. Особенность этих предложений такова: если первое предложение содержит всего два слова «Тает снег»-8 букв, то последнее


предложение 18-го набора, состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно по одной две буквы. Время работы со всеми 18 наборами составляет примерно два месяца. Таким образом, за два месяца оперативная память развивается настолько, что ребёнок может уже запомнить предложение, состоящее из 46 букв, т. е. из 8-9 слов. Теперь он легко улавливает смысл предложения, читать ему становится интересно, а поэтому и процесс обучения чтению идёт гораздо быстрее.


Презентация с диктантами настроена по времени, т. е. после щелчка мышью открывается первое предложение. Через определенное время (от 4 до 10 сек) оно исчезает. Ученики пишут предложение по памяти, потом щелчком открывается следующее предложение. И так далее. На всю работу уходит примерно от 3 до 7 минут времени урока.

Возможно, что кто-то из учеников не запомнит. Как быть в этом случае? Надо отреагировать очень спокойно. Хорошо, перепиши у соседа, а в следующий раз постарайся сам запомнить. Далее также происходит работа с последующими предложениями.

На 6 предложений одного набора обычно уходит на уроке русского языка от 5 до 8 минут.

Если вижу, что многие дети часто заглядывают в тетрадь соседа, т.е. не успевают запомнить, на следующий день работу с данным набором надо повторить. И так до тех пор, когда практически все дети будут писать самостоятельно. Только после этого можно переходить к следующему набору.

Итак, в среднем на каждый набор уходит по три дня. Восемнадцать наборов это 54 дня, около двух месяцев. За два месяца есть возможность развить оперативную память, но при одном условии. Это условие надо соблюдать непременно. Зрительные диктанты должны писаться ежедневно. Если писать диктанты через день, то такая тренировка почти не развивает оперативной памяти. Если писать через два дня на третий, то можно совсем не писать это уже ничего не даёт.

Обычно уже через месяц тренировочной работы появляются первые успехи в обучении: дети легче усваивают смысл предложений, охотнее читают.

Использование в практике данной системы упражнений способствует совершенствованию техники чтения.



Сформированность техники чтения в свою очередь повлияет на:

    • общее развитие речи учащихся ;

    • на повышение качества успеваемости;

    • на сохранение качественной успеваемости при переходе на вторую ступень.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Работа над техникой чтения в начальной школе

Автор: Юранова Людмила Геннадьевна

Дата: 22.04.2025

Номер свидетельства: 668870

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Проект. Проектная деятельность в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(55) "proiekt-proiektnaia-dieiatiel-nost-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "263855"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449599514"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Проект. Проектная деятельность в начальной школе УМК Перспектива"
    ["seo_title"] => string(73) "proiekt-proiektnaia-dieiatiel-nost-v-nachal-noi-shkolie-umk-pierspiektiva"
    ["file_id"] => string(6) "263859"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449599645"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Программа внеурочной деятельности "Театр рисованных кукол" Направление -общекультурное. "
    ["seo_title"] => string(98) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-tieatr-risovannykh-kukol-napravlieniie-obshchiekul-turnoie"
    ["file_id"] => string(6) "190379"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427140673"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "Условия эффективного использования модели обучения «1 ученик: 1 компьютер» на уроках  на уроках в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(126) "usloviia-effiektivnogho-ispol-zovaniia-modieli-obuchieniia-1-uchienik-1-komp-iutier-na-urokakh-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "159536"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421920475"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"  ФГОС "
    ["seo_title"] => string(84) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-4-klass-umk-nachal-naia-shkola-21-vieka-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "104046"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402661091"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства