2011-2015 учебные годы стали важными этапами в нашем ОУ по внедрению новых Образовательных Стандартов 2- го поколения. Понимая, что на данном этапе развития общества начальное образование призвано создать необходимые условия для формирования у учащихся потребности в активном познании окружающего мира; приобретения навыков самоорганизации, обеспечивающих высокую эффективность всех видов учебной и внеучебной деятельности; становления построенных на принципах гуманизма отношений; овладения базовыми умениями выявлять и реализовывать индивидуальные задатки и способности, - учебный процесс был построен в русле реализации данных направлений. Одним из главных направлений работы в своём классе я выбрала «Работу с одарёнными», а лучше сказать со способными детьми.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Работа с одарёнными детьми /из опыта работы/»
Пипко Ирина Николаевна
РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ /из опыта работы/
Ученик умственно воспитывается лишь тогда, когда по отношению к знаниям он занимает не пассивную, а деятельную позицию. Только при этом условии учение, познание доставляет ему глубокие чувства радости, удовлетворенности, взволнованности эмоциональной приподнятости. (В.А. Сухомлинский)
2011 -2015 учебные годы стали важными этапами в нашем ОУ по внедрению новых Образовательных Стандартов 2- го поколения. Понимая, что на данном этапе развития общества начальное образование призвано создать необходимые условия для формирования у учащихся потребности в активном познании окружающего мира; приобретения навыков самоорганизации, обеспечивающих высокую эффективность всех видов учебной и внеучебной деятельности; становления построенных на принципах гуманизма отношений; овладения базовыми умениями выявлять и реализовывать индивидуальные задатки и способности, - учебный процесс был построен в русле реализации данных направлений. Одним из главных направлений работы в своём классе я выбрала «Работу с одарёнными», а лучше сказать со способными детьми. Чтобы судить утвердительно об одарённости, необходима большая диагностическая работа, целенаправленные наблюдения учителя, психолога и т.п., а вот проявление способностей, задатков, предрасположенности к одарённости можно увидеть через привлечение детей к разным видам учебной и внеучебной деятельности. Чем я и занимаюсь всё это время. Не стану спорить с великим педагогом Сухомлинским, о том, что способности формируются и развиваются в деятельности. Поэтому в своей повседневной работе для развития способностей я стараюсь включать каждого ребенка доступную его возрасту деятельность. Мои дети учатся учиться, осваивают школьную программу, занимаются развивающими видами деятельности в кружках, секциях, во внеклассной и внеурочной работе. Свои навыки- умственные способности, спортивные умения, рисование, лепку, умение правильно петь и играть на сцене они проявляют практически ежедневно, выполняя творческие домашние задания, участвуя в различных конкурсах. Опыт они приобретают постепенно по крупицам, к положительным результатам и желанию самосовершенствоваться приводят первые победы, публичное признание, поэтому для них очень важно, чтобы их заметили. Уже сейчас они начинают сочинять рассказы, сказки, простые стихотворения. В классе имеется подборка таких произведений. Часть стихотворений мы отдали в школьную библиотеку , надеемся, что они попадут на страницы детской периодики. Пять сказок собственного сочинения отправлены на конкурс в г. Тобольск. К сожалению, я считаю незаслуженно и некачественно, а вернее сказать формально оценивались работы детей, и по нашим работам, нет никаких комментариев организаторов конкурса. Это очень печально и обидно. Отбивает у детей мотивацию к литературной деятельности , и мне, как учителю, снова приходится оправдываться перед детьми, находить причины такой «взрослой необязательности». И всё- таки я не останавливаюсь и стараюсь вести детей вперёд - это мой долг профессии.
Система работы сложилась следующим образом:
· Урок
· Внеурочная деятельность через дополнительные образовательные программы
· Внеурочная внеклассная деятельность
· Сотрудничество с родителями и различными структурами
Для реализации своих задумок и планов мой кабинет оснащён необходимыми средствами. Имеется компьютер, интерактивная доска, проектор. Я сама за эти годы научилась находить необходимые материалы в интернете, готовить презентации, пользоваться некоторыми программами. Для уверенной работы с детьми это также важно. У меня имеется хорошее методическое сопровождение: диски, методическая литература, копилка творческих работ учащихся, папки по всем программам внеурочной деятельности, которые я, буквально «пропустила через себя», при подготовке к обучению по новым ФГОС.
Каждый новый учебный год я начинаю с продумывания плана работы с одарёнными детьми, уточняю, по каким направлениям необходимо развиваться каждому ученику. Готовлю новые листы фиксации участия детей в активной деятельности. Анализирую программы внеурочной занятости, адаптирую, вношу изменения, пополняю свою методическую копилку.
С каждым годом значительно расширяются возможности включения ребенка в ту или иную деятельность. Особая роль здесь принадлежит различным творческим кружкам. Мои дети посещают кружки в школе, ДПК «Старт 21 век», ДК «Поиск» и др. Но, одностороннее, узкое, однобокое развитие ребенка, только вне школы , недостаточно. Конечно, интерес, связанный со способностями, должен доминировать, но при этом учитель стремится к всестороннему, гармоническому развитию личности ребенка, повышению его общей культуры и расширению кругозора. Только такое развитие обеспечивает подлинный расцвет способностей. Как известно, «Бесталанных» людей нет. Надо только помочь человеку найти себя, показать ему его возможности. По этой причине я стараюсь развивать способности детей в той деятельности, в которой они находят себе применение. Бездеятельный ребенок, безучастный к какому бы то ни было труду, обычно и не проявляет способностей. Чем разнообразнее и содержательнее деятельность, тем больше возможностей для развития способностей. Следовательно, обучение и воспитание в школе, организующее деятельность детей, играет очень важную роль в развитии их способностей.
Вместе с тем я считаю, что: Во-первых, деятельность должна вызывать у ребенка сильные и устойчивые положительные эмоции, удовольствие. Ребенок должен испытывать чувство радостного удовлетворения от деятельности, тогда у него возникнет стремление по собственной инициативе, без принуждений заниматься ею. Живая заинтересованность, желание выполнить работу возможно лучше, а не формальное, равнодушное и безразличное отношение к ней — необходимые условия того, чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей. Поскольку способности могут принести плоды лишь в том случае, когда они сочетаются с глубоким интересом и устойчивой склонностью к соответствующей деятельности, учителю надо активно развивать интересы детей, стремясь к тому, чтобы эти интересы не носили поверхностного характера, а были серьезными, глубокими, устойчивыми и действенными. Во-вторых, деятельность ребенка должна быть по возможности творческой. Например, для развития литературных способностей полезно постоянно и систематически упражняться в написании , рассказов и стихотворений и в их последующем детальном авнализе, полезны специальные экскурсии в природу с установкой на наблюдательность и эстетическое восприятие действительности с последующим красочным и выразительным описанием виденного и слышанного. В-третьих, важно организовать деятельность ребенка так, чтобы он преследовал цели, всегда немного превосходящие его наличные возможности, уже достигнутый им уровень выполнения деятельности. Особенно нуждаются во все более усложняющихся и разнообразных творческих заданиях дети с уже определившимися способностями. На занятиях по труду в классе дети изготовляют несложные изделия из дерева, картона, бумаги, пластилина, проявляя незаурядную смекалку, изобретательность, творчество. На этих занятиях у ребят развивается умение организовывать и планировать свою деятельность, складываются навыки самоконтроля. В своей работе я использую следующие формы:
-иллюстрирование художественных произведений
-выставки творческих работ
-театрализация
-показательные выступления
-публичные выступления
-райтинг и др.
Осваиваю методику критического мышления.
Научила составлять синквейны, кластеры. Применяю методику «инсерт» , «оценочная шляпа» и др. Дети сами стали предлагать эти виды деятельности на уроках, когда просишь придумать их творческое задание для себя или своих одноклассников.
«Одаренные ученики требуют талантливого учителя. Недостаточное внимание к одаренным и талантливым детям - это невнимание ко всем нам. Сколько открытий в интеллектуальной сфере и других областях жизни мы в связи с этим потеряли и продолжаем терять.»
Вовлекаю родителей в работу по данному направлению. Они активные участники мероприятий, помогают организовать класс, обеспечивают необходимыми грамотами, стимулируют детей. Для них проводятся родительские собрания. Например, в этом учебном году по теме «Узнать можно лишь тогда, когда учишься».
На школьной Научно- практической конференции мы уже «бывалые»- защищаемся с первого класса, занимаем призовые места. С прошлого года участвуем в городских конкурсах: по краеведению , Ломоносовских чтениях и др.В апреле вновь планируем представить исследовательские проекты на школьной конференции.
Это лишь малая часть того о чём мне хотелось рассказать сегодня, впереди огромные планы, задумки и свершения.