Работа над развитием речи учащихся на уроках чтения.
Работа над развитием речи учащихся на уроках чтения.
Задача повышения уровня речевого развития учащихся в настоящее время является одной из важнейших социально педагогических проблем. Её актуальность обусловлена исключительной, неуклонно возрастающей ролью речи в жизни человека. Речь, представляя собой язык в действии, служит универсальным средством общения, границы и сферы которого постоянно расширяются: это мощный канал интеллектуального, духовного становления личности; это необходимое условие социальной активности каждого человека. Кроме того, речь выступает зеркалом общего культурного уровня того, кто ею пользуется.Предлагаю свою методическую разработку на вышеназванную тему.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Работа над развитием речи учащихся на уроках чтения. »
Кузнецова Зинаида Александровна,
учитель начальных классов МБОУ СОШ № 41
Работа над развитием речи учащихся на уроках чтения
Задача повышения уровня речевого развития учащихся в настоящее время является одной из важнейших социально педагогических проблем. Её актуальность обусловлена исключительной, неуклонно возрастающей ролью речи в жизни человека. Речь, представляя собой язык в действии, служит универсальным средством общения, границы и сферы которого постоянно расширяются: это мощный канал интеллектуального, духовного становления личности; это необходимое условие социальной активности каждого человека. Кроме того, речь выступает зеркалом общего культурного уровня того, кто ею пользуется.
Перед учащимися начальных классов в доступной форме надо раскрыть основные функции речи; её значение в жизни человека:
- речь является важнейшим средством общения, средством обмена чувствами и мыслями между людьми
- речь является средством передачи и усвоения определённой информации, чтобы передавать знания
- речь является средством организации и планирования деятельности людей (в том числе коллективной)
- речь является средством воздействия на мысли, чувства и поведение людей, т.е. на их поступки.
Развитие речи - составная часть уроков чтения и русского языка. На этих уроках ежедневно ставлю конкретные задачи по обогащению и расширению словарного запаса детей, слежу за тем, чтобы за каждым произнесённым ребёнком словом стоял точно понятый смысл, особое внимание уделяю стройности речи ребёнка. На уроках чтения само знакомство с произведением, неоднократное его чтение служит обогащению словарного запаса, развитию речи учащихся. Но это при одном условии: чтение должно быть сознательным. Для развития сознательного чтения я использую следующие упражнения:
Что общего в словах и чем они различаются?
Мел - мель, мал - мял, мыл - мил.
Назови одним словом:
- чиж, грач, сова, ласточка, стриж
- ножницы, молоток, пила, клещи
- телевизор, утюг, холодильник, пылесос
- зелёный, синий, красный, жёлтый
3. Какое слово лишнее и почему?
- красивый, синий, красный, фиолетовый
- молоко, сметана, простокваша, мясо
- дорога, шоссе, тропинка, путь
4. Чем похожи следующие слова?
- утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан (количество букв и слогов, род существительного)
5.Составь новое слово, взяв у каждого только первый (второй)слог:
- колос,рота, ваза
- кора, лото, боксёр
6. Раздели слова на группы:
- заяц, горох, ёж, медведь, капуста, волк, огурец
7. К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова:
10. Подбираю подходящие к теме урока загадки, шарады, ребусы.
11. Игра «Замени слово».
Задача игры: заменить в словосочетаниях прилагательные синонимами с приставками бес – или без –
смелый человек – бесстрашный
ясное небо – безоблачное
Такая работа не только способствует сознательному чтению, обогащает словарный запас ребенка, но и вносит в урок оживление, делая его более интересным и эмоциональным.
Затем переходим к работе с текстом учебника. Чтобы чтение было осознанным выбираю из текста слова и выражения над которыми надо поработать, чтобы слово школьником было правильно воспринято в тексте, понятно со всеми его оттенками и особенностями, вошло бы в активный словарь и было употреблено самостоятельно в нужной ситуации. Здесь я использую различные приемы ознакомления с новыми словами и их значениями:
- путем показа картинки или макета
- уточнение значения по толковому словарю
- словообразовательный анализ (бесстрашный - страшный - страх)
- этимологический анализ (лукавый - от лука - «изгиб» «кривизна», лукавый - «криводушный»)
- включение нового слова в словосочетание или предложение
- перевод (интернациональный - международный)
Такая работа формирует умение употреблять слова в речи в точном соответствии с их значением.
Словарная работа неотделима от анализа идейного содержания текста. Она обеспечивает не только единство урока, но и глубокое понимание самих слов, так как и основное значение слова и особенно его оттенка выявляются отчетливо в контексте.
Дальнейшая работа над текстом тоже дает большие возможности для развития речи учащихся. Виды этих работ разнообразны. Это:
- чтение по логически законченным частям с дальнейшим выделением главной мысли
- чтение с последующими ответами на вопросы по выявлению уровня усвоения содержания
- словесное рисование картин природы, быта и т.д. на основе прочитанного
- чтение по ролям
- свободный пересказ или пересказ близко к тексту
- ребята сами задают вопросы к прочитанному
Для скорочтения:
таблички с длинными чловами: постарайся прочитать быстро, но без ошибок, объясни смыл слова
единогласно, откормленного, снисходительно, праздничное, на подоконнике, обыкновенно
(Шрифт сначала крупный, потом мельче)
Опыт работы по развитию речи подсказывает, что шаблон и стихийность здесь недопустимы. Нужна последовательная, гибкая, постоянная работа над словом, которая планируется на каждый урок и на перспективу.
Обучение грамоте - первая необходимая ступенька. В этот период необходимо обогатить речь учащихся не только количественно, но и качественно.