kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Работа над развитием речи учащихся на уроках чтения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задача повышения уровня речевого развития учащихся в настоящее время является одной из важнейших социально педагогических проблем. Её актуальность обусловлена исключительной, неуклонно возрастающей ролью речи в жизни человека. Речь, представляя собой язык в действии, служит универсальным средством общения, границы и сферы которого постоянно расширяются: это мощный канал интеллектуального, духовного становления личности; это необходимое условие социальной активности каждого человека. Кроме того, речь выступает зеркалом общего культурного уровня того, кто ею пользуется.Предлагаю свою методическую разработку на вышеназванную тему.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Работа над развитием речи учащихся на уроках чтения. »

Кузнецова Зинаида Александровна,

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 41



Работа над развитием речи учащихся на уроках чтения




Задача повышения уровня речевого развития учащихся в настоящее время является одной из важнейших социально педагогических проблем. Её актуальность обусловлена исключительной, неуклонно возрастающей ролью речи в жизни человека. Речь, представляя собой язык в действии, служит универсальным средством общения, границы и сферы которого постоянно расширяются: это мощный канал интеллектуального, духовного становления личности; это необходимое условие социальной активности каждого человека. Кроме того, речь выступает зеркалом общего культурного уровня того, кто ею пользуется.

Перед учащимися начальных классов в доступной форме надо раскрыть основные функции речи; её значение в жизни человека:

- речь является важнейшим средством общения, средством обмена чувствами и мыслями между людьми

- речь является средством передачи и усвоения определённой информации, чтобы передавать знания

- речь является средством организации и планирования деятельности людей (в том числе коллективной)

- речь является средством воздействия на мысли, чувства и поведение людей, т.е. на их поступки.

Развитие речи - составная часть уроков чтения и русского языка. На этих уроках ежедневно ставлю конкретные задачи по обогащению и расширению словарного запаса детей, слежу за тем, чтобы за каждым произнесённым ребёнком словом стоял точно понятый смысл, особое внимание уделяю стройности речи ребёнка. На уроках чтения само знакомство с произведением, неоднократное его чтение служит обогащению словарного запаса, развитию речи учащихся. Но это при одном условии: чтение должно быть сознательным. Для развития сознательного чтения я использую следующие упражнения:

  1. Что общего в словах и чем они различаются?

Мел - мель, мал - мял, мыл - мил.

  1. Назови одним словом:

- чиж, грач, сова, ласточка, стриж

- ножницы, молоток, пила, клещи

- телевизор, утюг, холодильник, пылесос

- зелёный, синий, красный, жёлтый

3. Какое слово лишнее и почему?

- красивый, синий, красный, фиолетовый

- молоко, сметана, простокваша, мясо

- дорога, шоссе, тропинка, путь

4. Чем похожи следующие слова?

- утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан (количество букв и слогов, род существительного)

5.Составь новое слово, взяв у каждого только первый (второй)слог:

- колос,рота, ваза



- кора, лото, боксёр

6. Раздели слова на группы:

- заяц, горох, ёж, медведь, капуста, волк, огурец

7. К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова:

- обувь - сапоги, пальто, куртка, туфли, тапочки, кофта, ботинки

8. Игры по составлению слов:

- найди слово в слове: гроза, газета, кустарник

9. Подбери пару:

загар занимательная

звонок зеленый

забор золотистый

задача звонкий

землянка зрелая

10. Подбираю подходящие к теме урока загадки, шарады, ребусы.

11. Игра «Замени слово».

Задача игры: заменить в словосочетаниях прилагательные синонимами с приставками бес – или без –

смелый человек – бесстрашный

ясное небо – безоблачное

Такая работа не только способствует сознательному чтению, обогащает словарный запас ребенка, но и вносит в урок оживление, делая его более интересным и эмоциональным.

Затем переходим к работе с текстом учебника. Чтобы чтение было осознанным выбираю из текста слова и выражения над которыми надо поработать, чтобы слово школьником было правильно воспринято в тексте, понятно со всеми его оттенками и особенностями, вошло бы в активный словарь и было употреблено самостоятельно в нужной ситуации. Здесь я использую различные приемы ознакомления с новыми словами и их значениями:

- путем показа картинки или макета

- уточнение значения по толковому словарю

- словообразовательный анализ (бесстрашный - страшный - страх)

- этимологический анализ (лукавый - от лука - «изгиб» «кривизна», лукавый - «криводушный»)

- включение нового слова в словосочетание или предложение

- перевод (интернациональный - международный)

Такая работа формирует умение употреблять слова в речи в точном соответствии с их значением.

Словарная работа неотделима от анализа идейного содержания текста. Она обеспечивает не только единство урока, но и глубокое понимание самих слов, так как и основное значение слова и особенно его оттенка выявляются отчетливо в контексте.

Дальнейшая работа над текстом тоже дает большие возможности для развития речи учащихся. Виды этих работ разнообразны. Это:

- чтение по логически законченным частям с дальнейшим выделением главной мысли

- чтение с последующими ответами на вопросы по выявлению уровня усвоения содержания

- словесное рисование картин природы, быта и т.д. на основе прочитанного

- чтение по ролям

- свободный пересказ или пересказ близко к тексту

- ребята сами задают вопросы к прочитанному

Для скорочтения:

таблички с длинными чловами: постарайся прочитать быстро, но без ошибок, объясни смыл слова

единогласно, откормленного, снисходительно, праздничное, на подоконнике, обыкновенно

(Шрифт сначала крупный, потом мельче)


Опыт работы по развитию речи подсказывает, что шаблон и стихийность здесь недопустимы. Нужна последовательная, гибкая, постоянная работа над словом, которая планируется на каждый урок и на перспективу.

Обучение грамоте - первая необходимая ступенька. В этот период необходимо обогатить речь учащихся не только количественно, но и качественно.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Работа над развитием речи учащихся на уроках чтения.

Автор: Кузнецова Зинаида Александровна

Дата: 02.02.2015

Номер свидетельства: 165858

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Урок развития речи по литературному чтению "Смешной случай""
    ["seo_title"] => string(67) "urok-razvitiia-riechi-po-litieraturnomu-chtieniiu-smieshnoi-sluchai"
    ["file_id"] => string(6) "295357"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455805785"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы "
    ["seo_title"] => string(73) "razvitiie-riechi-uchashchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "192745"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427518878"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Общие методические рекомендации по развитию связной устной речи на уроках географии."
    ["seo_title"] => string(102) "obshchiie_mietodichieskiie_riekomiendatsii_po_razvitiiu_sviaznoi_ustnoi_riechi_na_urokakh_ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "348305"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1476191793"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(270) "Открытый урок  - трениг по русскому языку в 7 классе с казахским языком обучения по теме "Глагол. Закрепление. Синтаксическое употребление глаголов.""
    ["seo_title"] => string(145) "otkrytyiuroktrienighporusskomuiazykuv7klassieskazakhskimiazykomobuchieniiapotiemieglagholzakrieplieniiesintaksichieskoieupotrieblieniieghlagholov"
    ["file_id"] => string(6) "305599"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457965953"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Конспект урока по литературному чтению Л. Толстой "Солнце и ветер", В.В.Бианки "Синичкин календарь" "
    ["seo_title"] => string(103) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-l-tolstoi-solntsie-i-vietier-v-v-bianki-sinichkin-kaliendar"
    ["file_id"] => string(6) "171731"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423720485"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства