Содержание рабочей тетради по русскому языку соответствует требованиям начального образования. Тетрадь учитывает возрастные и индивидуальные особенности младших школьников.Здесь представлен широкий спектр заданий по орфографии и другим разделам науки о языке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Блестит, сверкает, по полю гуляет, все цветы срывает.
Кланяется, кланяется, придет домой - растянется.
Упр.З. Списать предложения, вставить одно и то же слово в каждой группе предложений.
Ученик ...в школу. На улице ... сильный дождь. Весна ....
Мальчик ...за лодочкой. Ручеёк ...по канавке.
Рабочий ... молотком. Радость ... в наш дом. (стучит).
Упр.4. Записать слова по образцу. Поставить к ним вопросы.
Скрип - скрипит.
Боль, письмо, свист, корм, радость, ходьба
Тема: Слова, отвечающие на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?
Названия признаков предметов по форме, по цвету, по размеру.
Упр.1. Подобрать и записать по три слова к каждой группе.
1.цвет
2.форма
3.внешние качества
4.размер
5.оценка
6.материал
7.время
8.место
Упр.2.Написать ответы на вопросы:
Какой снег?
Какая река?
Какое яблоко?
Какие горы?
Упр3. Дополнить подходящими по смыслу словами, записать.
Малина (какая?)
Ветер (какой?)
Улыбка (какая?)
Обои (какие?)
Небо (какое?)
Снеговик (какой?)
Упр.4 Сравнить слова: по величине, по высоте, по форме, по длине.
Город большой, а посёлок ...
Сом - крупная рыба, а плотва …
Небоскреб высокий, а теремок ...
В гостиной стоит круглый стол, а на кухне …
У зайца хвост короткий, а у змеи ....
Упр.5 Подобрать подходящие по смыслу слова.
Что? Какой? Какая? Что делает?
Незабудка, гроза, клевер, мяч, ветерок.
Слова для справок: резиновый, голубая, летняя, прыгает, цветет, душистый, пахнет, дует, прохладный, надвигается.
Упр.6 Списать, подчеркнуть слова, отвечающие на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? Для чего эти слова использует автор?
Головка (у) синицы в черной шапочке. (На) шее и (на) груди длинный черный галстук,. спинка, крылья и хвост - темные. Грудка яркая, желтая, словно (в) жилетке.
Упр. 7 Списать пословицы. Выучить их наизусть.
Доброе дело - правду говорить смело. Белые ручки чужие труды любят. Летний день - это зимняя неделя.
Упр.8 Подберите слова, противоположные по смыслу.
Твердый - ... вредный-…
Темный -... веселый-…
Короткий -...горький-…
Тема: Связь слов в предложении. Точка. Предложение и текст
Наша речь состоит из предложений. Предложение - это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения ставится .?!
Текст - это два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу.
Упр.1. Списать. В конце предложений поставить точку. Подчеркнуть названия грибов.
Ветер разлетелся липа вздохнула и как будто выдохнула ил себя миллион золотых листиков рыжие листья засылали рыжики но я нашёл немного и рыжиков,и подосиновиков и подберёзовиков это были последние грибы
Упр.2 Письмо по памяти.
.
Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели,
Только не сжата полоска одна,
Грустную думу наводит она.
Упр.3 Из данных слов составить и записать предложения.
Девочка, лопухом, под, её, повесила.
Все, Дюймовочка, прожила, в, лесу, лето.
Колыбельку, из, травы, себе, она, сплела.
Упр.4 Разбейте текст на предложения и запишите его, ставя точку в конце каждого предложении.
(В) лесу и (в) поле звери готовятся (к) з...ме белка тащит (в) дупло орехи, сушит гр...бы мышки набрали (в) норки з...рна, с...на, прутьев глубокой осенью строит свое жильё ёжик много сухих листьев надо ему (для) жилья.
Упр.5. Прочитать. Озаглавить текст. Спишите. Подчеркните, что увидел герой в лесу.
В свежее солнечное утро я иду в лес. Лесная лужайка вся насыщена холодной росой, насекомые спят, многие цветы ещё не раскрывали венчиков. Шевелятся только листья осины.
Упр.6 Прочитайте текст. Ответьте письменно на вопросы к нему.
Жил у нас медвежонок. Он очень любил воду Мы его часто купали. Мишка долго плескался в тазу. Попало ему мыло в глаза. Малыш заплакал. Вытерла медвежонка. Опять он веселый.
Вопросы:
У кого жил медвежонок?
Что он любил
Что часто делали?
От чего малыш заплакал?
Кого вытерли? Какой он опять стал?
Упр.7Составить из данных слов предложения.
Родились, маленькие, весной, зайчата, ранней.
Цвела, на, буйно, черёмуха, берегу.
Волны, с, плещут, берег, шумные.
Берёза, весной, серёжками, покроется.
По, ,тропинка, собака, побежала.
Упр.8 Записать предложения по порядку, чтобы получился рассказ.
«Рыбалка»
Сначала идут пустые крючки.
Все утро я ловлю рыбу.
На них всю наживку съели ерши.
Я проверяю рыболовные снасти.
Но вот шнур натягивается.
Рыба кажется ледяной.
На крючке извивается серебристый лещ.
Упр.9. Письмо по памяти.
Ела, ела ду.... ду...,
Поломала зу..., зу... .
Упр.10. Работа с пословицами. Подчеркнуть парные согласные.
Добрая пословица не в бровь, а в глаз. Корень уменья горек, да плод его сладок.
Упр.11. Составить и записать предложения с данными словами.
Тема: Правописание звонких и глухих согласных на конце слова
Парные согласные ( б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш) на конце слова надо проверять. Для проверки изменяют слова так, чтобы после согласного следовал гласный звук: мороз - морозы.
Упр.5. Списать текст, раскрыть скобки и вставить пропущенные буквы. Подчеркнуть слова с разделительным Ь,
Птич...и домики.
Разные бывают птич...и домики. Самое бол...шое гнездо (у) орла. Орёл делает его (из) толстых суч...ев. Самый красивый домик (у) пеночки. Она в...ёт его (на) ветках б...рёзы. Найдет пеночка (в) саду цветную бумагу и украсит своё ж...л...ё.
(В.Бианки)
Упр.6. Напишите слова в 2 столбика: Ь - показатель мягкости, Ь — разделительный.
Встан... поран...ше да шагни подал...ше. Хорошую книгу чип кат... не е тягост..., а в радости... Готов... летом сани, а зимой - телегу. Тол.. .ко трудом все мы и ж...веем.
Слова для справок: игла, лопата, пила, щётка, коса, ложка, косилка.
Упр.7.Выписать слова с й, разделяя их на слоги.
ТРАВКА ЗЕЛЕНЕЕТ,
СОЛНЫШКО БЛЕСТИТ,
ЛАСТОЧКА С ВЕСНОЮ
В СЕНИ К НАМ ЛЕТИТ.
С НЕЮ СОЛНЦЕ КРАШЕ
И ВЕСНА МИЛЕЙ…
ПРОЩЕБЕЧЬ С ДОРОГИ
НАМ ПРИВЕТ СКОРЕЙ.
ДАМ ТЕБЕ Я ЗЁРЕН,
А ТЫ ПЕСНЮ СПОЙ,
ЧТО ИЗ СТРАН ДАЛЁКИХ
ПРИНЕСЛА С СОБОЙ.
Упр.8. Напишите пары слов по образцу. Подчеркните слоги с буквой й.
Пример: читай- чи-тай-те.
Лей, копай, слушай, строй, танцуй, дай.
Тема:Русская азбука
В русском алфавите 33 буквы. Каждая буква имеет свое место и свое название.
Алфавит и азбука обозначает одно и то же. Слово «алфавит» составлено из названий двух греческих букв: альфа и вита. Азбука -из названий двух первых славянских букв: азъ, буки.
Упр.1. Напишите в алфавитном порядке имена сказочных героев.
Ударение - это выделение голосом одного их слогов в слове:
Соро'ка. ме'бель. Этот слог называется ударным, остальные слои - безударные. Гласные в таких слогах называются ударными. Гласные без ударения называются безударными. Знак ударения (') ставится над буквой, которая обозначает ударный гласный звук: леса', лесни'к.
Знак ударения не ставится, если в слове один слог: дым, дом. В словах с буквой Е знак ударения не ставится: берёза. От места ударения зависит смысл слова:
У зайца два длинных у'ха.
Варилась уха'
Упр.1. Измените слова так, чтобы они обозначали много предметов. Напишите. Поставьте ударение.
Хлеб, дело, край, лес, сад, поле, море, двор, мост, слон, гриб, след, дождь, цвет, ряд, глаз.
Упр.2. Спишите слова, поставьте в них ударение. Проверьте по словарю.
Упр.З. Списать четверостишие. Объяснить значение выделенных слов.
На пути я вижу сорок
Резво скачущих сорок.
Этот вид мне оченьдорог.
Упр.4.Запиши названия в два столбика: города и реки, поставить ударение.
Астана, Москва, Караганда, Волга, Иртыш, Ока, Дон, Ишим, Мурманск, Новгород, Лена, Сатпаев.
Упр.5. Списать. Подчеркнуть слова, которые пишутся одинаково. Поставить ударение.
За рекой было село. Солнце село. В лесу я видел белок. В яйце есть белок. Дети пили молоко. Пили бревно ровно. Я мою руки. Дай мою тетрадь. В школе работают разные кружки. На полке стояли кружки.
Упр.6. Прочитать, выделяя голосом ударный слог в подчеркнутых словах.
Берёза моя, берёзонька.
Береза моя белая,
Берёза моя кудрявая!
На тебе, берёзонька,
Листья зеленые.
Под тобой, берёзонька,
Трава шёлковая.
Упр.7.Списать стихотворение, вставить слова. Поставить ударение, объяснить значение слов.
Слова для справок: ко'сит, ири'с, тру'сит, косит, труси'т, и'рис.
... косец,
А зайчишка ... .
... трусишка,
А ослик ....
Иголка ходит вверх и вниз-
Вот листья появились.
Кушает Аленушка…
А вышивает ....
Упр.8. Выписать односложные слова.
Жили-были Кот, Дрозд да Петушок, Золотой Гребешок. Жили все они в лесу, в избушке. Кот да Дрозд ходят в лес дрова рубить, а Петушка одного оставляют.
(из русской народной сказки).
Упр.9 Прочитать и списать пословицы. Поставить ударение над двусложными словами.
В зимний холод всякий молод. Родина - мать, умей за неё постоять. Мороз невелик, да стоять не велит. Если дружба велика, будет Родина крепка. Тот герой кто за Родину горой.
Тема: Обозначение мягкости согласных гласными буквами
Буквы я. е, и, ю, ё показывают, что согласный перед ними мягкий.
Упр.1. Отгадать загадку, написать отгадку. В отгадке подчеркнуть согласные, мягкость которых обозначается буквами Я,Ю,Ё,Е.
Гуляют у речки рога да колечки.
Летом наедается, зимой отсыпается.
Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живет, в деревне кур крадет.
Белые сапожки, зеленые сережки.
Упр.2. Списать. Подчеркнуть буквы, обозначающие мягкие согласнь и гласные буквы, которые помогли вам это определить.
Упр.5. Напишите слова, изменяя их по образу так, чтобы вместо буквы е была буква ё.
Пример:
Бревно - брёвна.
Колесо, весло, село, гнездо, озеро.
Упр.6. Письмо по памяти.
Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительно красы.
Глаза смелые.
Зубки белые.
Выпишите слова, в которых есть согласные, мягкость которых обозначается буквами и, е.
Упр.7. Прочитать, написать ответы на вопросы.
Цыплята и капуста. В огороде напали на капусту гусеницы. Мама стала собирать вредителей в банку. Вдруг она видит: идет Виталик и несёт корзинку. А в корзинке цыплята.
Выпустили их на грядки. Молодые петушки и курочки начали клевать гусениц. Быстро очистили цыплята капусту от гусениц.
Вопросы:
Кто напал на капусту?
Во что мама стала собирать вредителей?
Что принес Виталик?
Кто был в корзинке?
Упр.8. Отгадать загадку. Написать отгадку и вопрос.
Слова - К, НА, С, ОТ, НАД, ПОД, ПО, ДО, ИЗ, БЕЗ, У, В, ДЛЯ, О, ОКОЛО, ОБ, ЗА - предлоги. Предлоги служат для связи слов в предложении. Предлоги пишутся раздельно.
Упр.1. Вставить предлоги.
Машина подъехала ... дому. ... полях лежит снег. Лена стирает пыль ... телевизора.
Упр.2. Записать пословицы по памяти. Подчеркнуть предлоги.
Без наук, как без рук.
Книга - ключ к знаниям
Упр.З. Составить и записать предложения.
Журавли, в, страны, жаркие, осенью, улетают.
Они, отлетом, курлычат, перед, грустно.
Птицы, Родиной, до, прощаются, с, весны, будущей.
Ждет, перелёт, трудный, их.
Тема:Фонетика
1 уровень.
Записать слова в алфавитном порядке.
I в. II в.
Заяц, гнездо, Дорога, ель,
ананас, машина. ива, снег.
Поставить ударение.
2уровень.
Отгадать загадки, а отгадки записать в алфавитном порядке.
Мягкие лапки,
А в лапках царапки..
В иголках бугорок
Мышку уволок..
Кто носит шляпу на ноге?
3уровень.
Подобрать слова с противоположным значением. I в. II в.
Холодный черный
Хвалить - ... глубокий
Редкий - ... низкий
Записать эти слова в алфавитном порядке.
1 уровень.
Списать предложения.
I в. IIв.
День был теплый. Скоро урок. Ученики идут
Дима и Саша гуляли в класс.
в лесу.
В первом предложении подчеркнуть гласные, во втором - согласные.
2уровень.
К каждому слову добавить одну букву, чтобы получилось новое слово. Шар - шары.
I в. II в.
Рыбка, стол, лапа. Усы, роза, дар.
Подчеркнуть гласные во втором ряду. Поставить ударение.
3 уровень.
Записать буквами предложения.
Й э с л и бйот дрянной драчун
Сл а б о г о мальчишку,
Йа такого нэ хочу
Даже вставить в книжку.
1 уровень.
Выберите верное утверждение.
1. а) В русском алфавите 33 буквы,
б) В русском алфавите бывает иногда 27 букв или 44 буквы.
2. а) Согласная буква может обозначать и твердый и мягкий звук.
б) Согласная буква всегда обозначает твердый звук.
в) Согласная буква всегда обозначает мягкий звук.
3. а) Согласная буква образует слог.
б) Согласная буква не образует слог. А. а) Сколько в слове гласных, столько и слогов.
б) Слогов больше в слове, чем гласных.
в) Слогов в слове меньше, чем гласных.
5. В каком из этих слов все согласные обозначают твердые звуки:
а) чай, б) мясо, в) стол.
6.Сделайте транскрипцию слова «яблоко».
2 уровень.
Выберите верное утверждение.
1. а) Согласные X, Ц, Ч, Щ имеют свою пару по глухости - звонкости.
б) Согласные X, Ц, Ч, Щ не имеют! свою пару по глухости -звонкости.
2. а) Все гласные в русском языке йотированные.
б) Не все гласные в русском языке йотированные.
3. а) Согласная буква обозначает твердый звук только в том случае, если после неё идет гласная первого ряда.
б) Согласная буква обозначает твердый звук не только в mot случае, если после неё идет гласная первого ряда.
4. а) Мягкий и твердый знаки иногда обозначают какой-либо звук. б) Мягкий и твердый знаки никогда не обозначают какой-либо звук.
.
5. В каком из слов все гласные - показатели мягкости согласного:
а) каюта, б) ветки, в) ведра.
6.Сделайте транскрипцию слова «БАЯН».
3 уровень.
Выберите верное утверждение.
1. а) Сонорные согласные имеют пару по глухости - звонкости.
б) Сонорные согласные не имеют пару по глухости — звонкости.
2. а) Согласная буква обозначает мягкий звук только в том случае, если после неё стоит мягкий звук.
б) Согласная буква обозначает мягкий звук не только в том случае, если после неё стоит мягкий звук.
а) В русском языке есть согласные, которые обозначают б) В русском языке нет согласных, которые обозначают всегда только твердый или только мягкий звук.
4. а) Йотированные гласные всегда обозначают два звука.
б) Йотированные гласные могут обозначать один или два звука.
в) Йотированные гласные всегда обозначают один или два звука.
5. В каком из этих слов йотированная гласная обозначает один звук:
а) Юля, б) мел, в) заезд.
6. Сделайте звукобуквенный анализ слова «воробей».
Тема:Перенос слова
1 уровень,
а) Изменить слова по образцу. Написать их, разделяя для переноса.
Гараж - гара - жи,, га - ражи.
I в. II в.
Стриж, юноша, Портфель, удочка,
ёж, девочка. камень, ёрш.
б) Поставить во всех словах ударение.
2 уровень.
а) Подбери слова, противоположные по значению: I в. II в.
Да, сухой, тупой, Жара, зима, робкий,
медленный. мокрый.
3 уровень.
а) Как ещё называют, перечисленных ниже животных:
медведь, волк, лиса, собака.
б) Напишите эти слова, разделив их для переноса.
в) Поставьте во всех словах ударение.
1 уровень.
Разделите слова для переноса.
1в. IIв.
Инна, мыльница, Илюша, коньки,
Юлия, копейка. Нонна, скамейка.
2уровень.
Напишите слова во мн. числе и разделите их на слоги для переноса.