kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая тетрадь по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание рабочей тетради по русскому языку соответствует требованиям начального образования. Тетрадь учитывает возрастные и индивидуальные особенности младших школьников.Здесь представлен широкий спектр заданий по орфографии и другим разделам науки о языке.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь по русскому языку»

28



Тема: Ударение. Ударные и безударные гласные


Звонкие согласные звуки произносятся с голосом и шумом. Глухие

согласные состоят только из шума,

[б] [в] [г] [д] [з] [ж] - звонкие

[п] [ф] [к] [т] [с] [ш] - глухие

Остальные согласные являются непарные.

[л] [м] [н] [р] - звонкие согласные

[х] [ц] [ч [щ] - глухие согласные





Для проверки парных согласных на конце и в середине слова нужно изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный: дрозд –дрозды.


Упр.1. Прочитать слова. Сравнить первые звуки. Записать в два столбика.


Горка - корка, вот - флот, базар - пожар, дочка - точка, жить - шить, земля - семя, ваза - фазан, глаза - коза, голос -колос, жар - шар.


Упр.2. Изменить слова так, чтобы они обозначали один предмет.


Слоги, медведи, флаги, заводы, мороз, снопы, шаги, рукава, шарфы, телеграфы, снега, сугробы.


Упр.З. Списать. Подчеркнуть непарные глухие согласные. Фуражка, стихи, зяблик, цыпленок, щука, площадка, сочинение.









Упр.4. Измени слова так, чтобы речь шла об одном предмете.

Годы, круги, глаза, ряды, короба, плоды, столбы, клюв, этажи.




Упр.5. Списать. Вставить Б или П.

Прору...ь, ду..., хле..., сру..., сте...ь, гри..., зу..., стол...


Упр.6. Списать слова, вставляя пропущенные буквы.

Морозы - моро.,. - моро...но.

Дубы - ду... - ду..ки.

Лошадь - лоша.. , - лоша...ка.

Соседи - сосе.. - сосе.. .ка.

Глаза -гла... - гла.. ки.

Грибы - гри.... - гри..ки.


Упр.7 Списать. Вставить В или Ф, 3 или С, Ж или Ш.

Жира…, шар…,рука…,клю…,гра,

Гру…, бру..., гла..., арбу....

Е..., ёр..., эта..., чи... .


Упр.8. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. В скобках перед словами напишите проверочные слова. Выделенные слова разобрать по составу.

Все покрыл пушистый (..,) сне... . У дома намело большой (...) сугро... . Словно в белой шубе стоит могучий (...) ду... .








Тема: Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что?


Название предметов, людей, животных, явлений природы отвечают на вопросы кто? что?

О людях спрашивают - кто?

О других предметах и явлениях - что?



Упр.1. Выпишите слова в 2 столбика - КТО? ЧТО?

Клевер, ручка, играет, береза, трусливый, лежит, щука, трактор, гроза, мороз, воробей, котенок, слон, железо, веселье, человек, голубь, ножницы.


Упр.2. Дописать предложения.

Вилы, грабли, лопата, лейка, тяпка –

Молоток, рубанок, шило, пила, клещи –

Яблоки, груши, персики, сливы –

Шкаф, стул, полка, стол, сервант, диван –

Дуб, ель, берёза, ясень, клен, осина –


Слова для справок: деревья, садовый инвентарь, инструменты, фрукты, мебель.


Упр..3. Составить и записать предложения. Поставить вопросы к словам.


Пример: цветы - розы, тюльпаны, фиалки, ромашки (что?).

Овощи -

Учебные предметы –

Птицы -

Домашние животные -

Предметы одежды –


Упр.4. Напишите ответы на вопросы.



Кого в русских сказках называют Косолапый?

Кто живет в лесу?

Кто живет в дупле?

Кто стучит клювом по дереву?

Кто в сказках самый хитрый?

Кто поселился в сказочном теремке?




Упр.5.Составить и записать предложения из слов.

Заяц, лиса, ласточки, куры, рыба, утка, гусь, воробей, ворона, кузнечик, волк, голубь, уж, кошка, собака. черепаха.


Воркует, воет, порхает, кудахчет, плавает, гогочет, каркает, ползает, мяукает, стрекочет), прыгает, лает, чирикает, воркует.









Упр.6. Написать в каждую группу ещё по три слова.

Человеческие качества: что? - ум, ...

Состояние человека: что? - растерянность, ...

















Тема: Слова, отвечающие на вопросы Что делать? Что сделать? Что делает? Что делают?

Названия действий людей и животных отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО ДЕЛАЕТ?


Упр.1. Прочитать выразительно стихотворение. Списать подчеркнуть слова, отвечающие на вопросы ЧТО ДЕЛАЮТ?



Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы.

Шелестят зелёные серёжки,

И горят серебряные росы.

(С. Есенин)





Упр.2. Списать загадки. Написать отгадки. Подчеркнуть слова, которые помогли отгадать загадку.

Лети - воет, сядет - землю роет.

Блестит, сверкает, по полю гуляет, все цветы срывает.

Кланяется, кланяется, придет домой - растянется.


Упр.З. Списать предложения, вставить одно и то же слово в каждой группе предложений.


Ученик ...в школу. На улице ... сильный дождь. Весна ....

Мальчик ...за лодочкой. Ручеёк ...по канавке.

Рабочий ... молотком. Радость ... в наш дом. (стучит).



Упр.4. Записать слова по образцу. Поставить к ним вопросы.

Скрип - скрипит.

Боль, письмо, свист, корм, радость, ходьба







Тема: Слова, отвечающие на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?


Названия признаков предметов по форме, по цвету, по размеру.


Упр.1. Подобрать и записать по три слова к каждой группе.

1.цвет

2.форма

3.внешние качества

4.размер

5.оценка

6.материал

7.время

8.место


Упр.2.Написать ответы на вопросы:

Какой снег?

Какая река?

Какое яблоко?

Какие горы?


Упр3. Дополнить подходящими по смыслу словами, записать.

Малина (какая?)

Ветер (какой?)

Улыбка (какая?)

Обои (какие?)

Небо (какое?)

Снеговик (какой?)




Упр.4 Сравнить слова: по величине, по высоте, по форме, по длине.

Город большой, а посёлок ...

Сом - крупная рыба, а плотва …

Небоскреб высокий, а теремок ...

В гостиной стоит круглый стол, а на кухне …

У зайца хвост короткий, а у змеи ....


Упр.5 Подобрать подходящие по смыслу слова.

Что? Какой? Какая? Что делает?

Незабудка, гроза, клевер, мяч, ветерок.


Слова для справок: резиновый, голубая, летняя, прыгает, цветет, душистый, пахнет, дует, прохладный, надвигается.




Упр.6 Списать, подчеркнуть слова, отвечающие на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? Для чего эти слова использует автор?

Головка (у) синицы в черной шапочке. (На) шее и (на) груди длинный черный галстук,. спинка, крылья и хвост - темные. Грудка яркая, желтая, словно (в) жилетке.









Упр. 7 Списать пословицы. Выучить их наизусть.


Доброе дело - правду говорить смело.
Белые ручки чужие труды любят.
Летний день - это зимняя неделя
.




Упр.8 Подберите слова, противоположные по смыслу.


Твердый - ... вредный-…

Темный -... веселый-…

Короткий -... горький-…






Тема: Связь слов в предложении. Точка. Предложение и текст


Наша речь состоит из предложений. Предложение - это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения ставится .?!

Текст - это два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу.


Упр.1. Списать. В конце предложений поставить точку. Подчеркнуть названия грибов.

Ветер разлетелся липа вздохнула и как будто выдохнула ил себя миллион золотых листиков рыжие листья засылали рыжики но я нашёл немного и рыжиков,и подосиновиков и подберёзовиков это были последние грибы



Упр.2 Письмо по памяти.

.

Поздняя осень. Грачи улетели,

Лес обнажился, поля опустели,

Только не сжата полоска одна,

Грустную думу наводит она.

Упр.3 Из данных слов составить и записать предложения.

Девочка, лопухом, под, её, повесила.

Все, Дюймовочка, прожила, в, лесу, лето.

Колыбельку, из, травы, себе, она, сплела.


Упр.4 Разбейте текст на предложения и запишите его, ставя точку в конце каждого предложении.


(В) лесу и (в) поле звери готовятся (к) з...ме белка тащит (в) дупло орехи, сушит гр...бы мышки набрали (в) норки з...рна, с...на, прутьев глубокой осенью строит свое жильё ёжик много сухих листьев надо ему (для) жилья.






Упр.5. Прочитать. Озаглавить текст. Спишите. Подчеркните, что увидел герой в лесу.

В свежее солнечное утро я иду в лес. Лесная лужайка вся насыщена холодной росой, насекомые спят, многие цветы ещё не раскрывали венчиков. Шевелятся только листья осины.




Упр.6 Прочитайте текст. Ответьте письменно на вопросы к нему.

Жил у нас медвежонок. Он очень любил воду Мы его часто купали. Мишка долго плескался в тазу. Попало ему мыло в глаза. Малыш заплакал. Вытерла медвежонка. Опять он веселый.




Вопросы:

У кого жил медвежонок?

Что он любил

Что часто делали?

От чего малыш заплакал?

Кого вытерли? Какой он опять стал?


Упр.7 Составить из данных слов предложения.


Родились, маленькие, весной, зайчата, ранней.

Цвела, на, буйно, черёмуха, берегу.

Волны, с, плещут, берег, шумные.

Берёза, весной, серёжками, покроется.

По, ,тропинка, собака, побежала.












Упр.8 Записать предложения по порядку, чтобы получился рассказ.

«Рыбалка»

Сначала идут пустые крючки.

Все утро я ловлю рыбу.

На них всю наживку съели ерши.

Я проверяю рыболовные снасти.

Но вот шнур натягивается.

Рыба кажется ледяной.

На крючке извивается серебристый лещ.





Упр.9. Письмо по памяти.

Ела, ела ду.... ду...,

Поломала зу..., зу... .


Упр.10. Работа с пословицами. Подчеркнуть парные согласные.


Добрая пословица не в бровь, а в глаз. Корень уменья горек, да плод его сладок.


Упр.11. Составить и записать предложения с данными словами.

Белый, по, лебедь, озеру, плывет.

На, сундук, железный, пыльном, стоит, чердаке.

Шкаф, мне, дубовый, по наследству, достался





. Упр„12. Списать загадку. Написать отгадку. Подчеркнуть парные согласные.


Чёрен, да не ворон,

Рогат, да не бы...,

Шесть ног без копы...










Тема: Правописание звонких и глухих согласных на конце слова


Парные согласные ( б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш) на конце слова надо проверять. Для проверки изменяют слова так, чтобы после согласного следовал гласный звук: мороз - морозы.

Упр.1, Записать слова в два столбика.

Нож, жук, суп, прорубь, ястреб, ёрш, гвоздь, ветвь, шкаф, скрип, цепь, гриб, клюв, хирург, рыбак, камыш, этаж, тормоз, колос.



Упр.2. Составить предложения, изменяя, где необходимо, слова. Подчеркнуть слова с парными согласными.

Высоко, ястреб, небо, в, кружится.

На, нож, стол, лежит, кухонный.

Спасает, на, водолаз, вода, люди.

Река, по, плывет, белый, пароход.

Осень, чернослив, для, полезен, здоровья.

Дача, на. водопровод, провели.




Упр.З. Написать проверочные слова.


Этаж, ёрш, гараж, чиж, стриж, камыш, хорош, пляж, ландыш, малыш, шалаш, карандаш, экипаж, пригож.


Упр.4. Списать предложения, вставляя пропущенные буквы.

Велича.. и краси... новый горо... . Заяц тру ели... и пугли... . Он еще очень моло... . Мальчик здоро... .



Упр.5. К словам гриб, труд, хлеб, обед, мёд, мост, груз, молот, брат подберите однокоренные. Выделить корень, приставку, суффикс.

Хлебушек, обеденный, грибник, замостить, погрузить, молоток, братский, обедать, грибок, мостовая, молотить,

Хлебный, разгрузка, похлёбка ,молотилка, грибной, братишка, мостик, грузовой, медовый, трудится, медуница, трудовой, медок, трудяга, побрататься.






Тема: Разделительный мягкий знак


Разделительный Ь пишется после согласных, перед гласными буквами Е, Ё, И, Я, Ю

Счастье, соловьи, вьюга, семья, вороньё.


Упр.1. Списать. Подчеркнуть гласную, перед которой пишется Ь. какой вопрос отвечают эти слова?

Шью, льёт, вьют, вью, прольёшь, пьют, бьём, вьётся, солью, разобьют, выпьем, сошьёт, разольётся, отопьёт, пришьёшь.


Упр.2. Списать. Подчеркнуть Ь и гласную перед ним. Поставить вопросы к словам с Ь.

Медвежья берлога, оленьи рога, волчья пасть, заячьи уши, беличьи запасы, птичьи гнёзда, лисья нора, черепашьи яйца, тюленьи детёныши, козье молоко, коровье вымя, собачья конура, телячьи хвосты, кошачьи когти.



















Упр.З Списать пословицы. Вставить Ь. Подчеркнуть разделительный Ь.


Феврал... силён метел...ю, а март - капелл. ..ю.

Труд радост...ю богат.

Мален.. .кое дело лучше бол...шого бездел.. .я.

Myрав... иная рат... л...ва победит.

Растен...е - земли украшен...е.





Упр.4. Составить и записать предложения. Вставить Ь. Подчеркнуть слова с разделительным Ь.



Лето, пропела, красное

Попрыгун..я - стрекоза.

Mурав..ю, она, идет, к.

(И. Крылов)

Дуб, у, лукомор...я, зелёный.

(А.С.Пушкин)


Ветерок, в...югой, кружит, проворный, желтые, лист...я.


Упр.5. Списать текст, раскрыть скобки и вставить пропущенные буквы. Подчеркнуть слова с разделительным Ь,


Птич...и домики.

Разные бывают птич...и домики. Самое бол...шое гнездо (у) орла. Орёл делает его (из) толстых суч...ев. Самый красивый домик (у) пеночки. Она в...ёт его (на) ветках б...рёзы. Найдет пеночка (в) саду цветную бумагу и украсит своё ж...л...ё.

(В.Бианки)


Упр.6. Напишите слова в 2 столбика:
Ь - показатель мягкости, Ь — разделительный.



Счастье, конь, попрыгунья, февраль, растение, крылья, семья, осенью, братья, гроздь.



Упр.7. Записать слова по образцу: Что делать? - Что?

Учить - ученье.

Варить, терпеть, объяснить, уметь, желать, стараться, стремиться, гореть, молчать.






Тема: Слова с двойными согласными


В некоторых словах пишутся рядом две одинаковые согласные.

Суббота, группа. При переносе слов двойные согласные разделяются : ал – лея, утрен – ник,. рас - сказ.




Упр.1. Списать слова, разделяя их для переноса. На какой вопрос отвечают эти слова.


Коллектив, аккорд, миллиард, бриллиант, телеграмма, аллея, суббота, троллейбус, коллекция, утренник, рассказ, программа, субботник, колонна.



Упр.2, Списать имена людей.

Анна, Алла, Элла, Эмма, Кирилл, Филипп, Римма, Геннадий, Виолетта






Упр„3. Составить из слов предложения. Записать, раскрыть скобки.

Ба(с.сс)ейн. в, комплексе, открылся, спортивном, новый.

В, раздается, шмелей, лесу, жу(ж,жж)анье.




Упр.4. К словам из левого столбика подберите слова названия предметов. Напишите сочетания слов. Подчеркните двойные согласные.

Сонный

Лимонный

Клюквенный

Санный

Туманный

Целлофановый

Туманный

Иностранный

Русское

Коллективный

Металлический

кекс

вид

пакет

блеск

путь

горизонт

слово

гражданин

труд

морс

сок



Тема: Мягкий знак на конце и в середине слова


Буква ь звука не обозначает. Она показывает, что согласный пред ней мягкий.

Угол - уголь.

Переносить ь нельзя. Букву ь при переносе нельзя отделять от стоящей перед ней буквы:

Маль - чик.

Слова с ь в середине переносятся так: мель - ница, сталь - ной., будиль-ник.








Упр.1. Напишите числа 5. 6, 7, 8. 9, 10 словами. Подчеркните буквы, обозначающие мягкие согласные в конце слова.


Упр.2. Напишите слова, заменив в конце слов твердый звук мягким. Подчеркните ь.

Хор -.... ел - шест - брат - мел - вес - угол - .


Упр.З. Спишите, подчеркните ь в середине слова.

Зорко - зорька, банка - банька, редко - редька, уголки -угольки



Упр.4. Спишите. Где нужно, вместо точек поставьте ь.


Лос... - крупное животное.

Растёт высокая ел...

Зимние месяцы - декабр..., январ..., феврал...

Ваня ел... яблоко.


Упр.5. Запишите слова по образцу.

Пример:

Угли - уголь - угольки.

Дни, звери, пузыри, стебли, огни, окуни, олени.


Упр.6. Запишите к данным словам слова с противоположным значением. Подчеркните ь.


Пример: радостный. - печальный

Здоровый, большой, сладкий, ближний, слабый, волевой.

Упр.7. Списать стихотворение, подчеркнуть ь.

Нитки есть и есть лопата –

Можно шить и можно рыть!

Уважайте труд, ребята,

Приучайтесь труд любить.

(С.Михалков)


Упр.8. Как превратить:

«мел» - в мелкое место?

«угол» - в топливо?

«шест» - в число?


Составьте предложение с данными и полученными словами



Упр.9. Отгадайте загадку. Спишите её. Напишите отгадку. Подчеркните слова с ь в середине.

Маленькие зверьки,

Серенькие шубки,

Длинные хвосты,

Чёрненькие глазки,

Остренькие зубки.


Упр.10. Выпишите название только тех месяцев, в конце которых слышится и пишется ь. Мягкий знак подчеркните. Напишите ещё 3 слова с ь на конце.


Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, авгусг. сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.


Упр.11. Спишите.

И о чем звените вы

В день веселый мая,

Средь нескошенной травы

Головой качая.

(А. Толстой)




Упр.12. Спишите, вставив пропущенные буквы.


Встан... поран...ше да шагни подал...ше. Хорошую книгу чип кат... не е тягост..., а в радости... Готов... летом сани, а зимой - телегу. Тол.. .ко трудом все мы и ж...веем.


Упр.13. Спишите половицы. Подчеркните буквы, обозначающие мягкость согласных.


Грозит мышь кошке, да из подполья.

Добро творить - себя веселить.

Коли в мае дождь, будет и рожь.
























Тема: Буква Э. Буквы И и Й

И-гласный, он образует слог.

Й-согласный,он слога не образует.

Букву й при переносе нельзя отделить от стоящей перед ней буквы. Переносить надо так:

Линей-ка, скамей-ка, ошей-ник, копей-ка.



Упр.1.Отгадайте загадку. Напишите отгадку. Подчеркните э.

В руке у Галочки

Зима на палочке.


Упр.2.Отгадайте загадку. Напишите отгадку.


Никто его не видывал,

А слышать - всякий слыхивал.

Без тела, а живёт оно,

Без языка - кричит.


Упр.3 .Запишите слова, вставляя пропущенные буквы. Проверяйте по словарю. Составьте и запишите 2 предложения.


таж, …хо, по…т, …кран, …кскурсия, а…ропорт, …кскаватор, …лектричка.

Музе…, тролле…бус.


Упр.4. Спишите. Подчеркните слоги с буквой й.

Хорошая книга - мой спутник и друг.

С тобой интересней бывает досуг.



Упр.5. Напишите в 2 столбика:

  1. - разделяя для переноса, 2 - разделяя на слоги.

Воробей, край, Незнайка, Айболит, герой, соловей, клей, май, улей, линейка, чайник, зимой, муравей, скамейка, пойте, играйте, синий, трамвай,







Упр.6. Спишите. Вместо точек вставляйте нужные по смыслу слова.

Дрова рубят топором, а пилят … . Рабочие копали колодец … . Пальто чистят … . Суп едят … . Платье чистят … . Сено косят … .

Слова для справок: игла, лопата, пила, щётка, коса, ложка, косилка.


Упр.7.Выписать слова с й, разделяя их на слоги.


ТРАВКА ЗЕЛЕНЕЕТ,

СОЛНЫШКО БЛЕСТИТ,

ЛАСТОЧКА С ВЕСНОЮ

В СЕНИ К НАМ ЛЕТИТ.

С НЕЮ СОЛНЦЕ КРАШЕ

И ВЕСНА МИЛЕЙ…

ПРОЩЕБЕЧЬ С ДОРОГИ

НАМ ПРИВЕТ СКОРЕЙ.

ДАМ ТЕБЕ Я ЗЁРЕН,

А ТЫ ПЕСНЮ СПОЙ,

ЧТО ИЗ СТРАН ДАЛЁКИХ

ПРИНЕСЛА С СОБОЙ.




Упр.8. Напишите пары слов по образцу. Подчеркните слоги с буквой й.

Пример: читай- чи-тай-те.

Лей, копай, слушай, строй, танцуй, дай.


Тема: Русская азбука


В русском алфавите 33 буквы. Каждая буква имеет свое место и свое название.

Алфавит и азбука обозначает одно и то же. Слово «алфавит» составлено из названий двух греческих букв: альфа и вита. Азбука -из названий двух первых славянских букв: азъ, буки.



Упр.1. Напишите в алфавитном порядке имена сказочных героев.

Незнайка, Золушка, Айболит, Дровосек, Бармалей, Пиноккио, Мальвина, Кошей. Герда. Русалочка. Свинопас. Иван - Царевич.





Упр.2 Прочитать и списать пословицы. Выучи их.

Азбука - к мудрости ступенька. Сперва аз да буки, а потом науки. Что написано пером, то не вырубишь топором.


Упр.З. Напишите в алфавитном порядке. Разбейте слова на слоги.

Орех, яблоко, газета, ножницы, пенал, трактор, шелк, ученик, машина, ель, звонок, факел, жаворонок, корзина, неделя, лагерь арбуз, ворота.



Упр.4. Спишите фамилии писателей в алфавитном порядке.


Есенин, Пушкин, Андерсен, Чуковский, Маршак, Пришвин, Гоголь, Бланки, Толстой, Благинина, Плещеев, Сладкое, Заходер, Михалков, Алексин, Зощенко, Куприн, Лермонтов.



Упр.5. Прочитайте слова. В каждом из этих слов спряталось ещё одно слово. Найдите их и запишите в алфавитном порядке.

Удочка, укол, уточка, волк, полк, коса, щель, столб, зубр.







Тема: Ударение. Ударные и безударные гласные


Ударение - это выделение голосом одного их слогов в слове:

Соро'ка. ме'бель. Этот слог называется ударным, остальные слои - безударные. Гласные в таких слогах называются ударными. Гласные без ударения называются безударными. Знак ударения (') ставится над буквой, которая обозначает ударный гласный звук: леса', лесни'к.

Знак ударения не ставится, если в слове один слог: дым, дом. В словах с буквой Е знак ударения не ставится: берёза. От места ударения зависит смысл слова:


У зайца два длинных у'ха.

Варилась уха'


Упр.1. Измените слова так, чтобы они обозначали много предметов. Напишите. Поставьте ударение.

Хлеб, дело, край, лес, сад, поле, море, двор, мост, слон, гриб, след, дождь, цвет, ряд, глаз.



Упр.2. Спишите слова, поставьте в них ударение. Проверьте по словарю.

Библиотека, алфавит, азбука, магазин, документ, компас, случай, студент, добыча, шофёр.




Упр.З. Списать четверостишие. Объяснить значение выделенных слов.

На пути я вижу сорок

Резво скачущих сорок.

Этот вид мне очень дорог.



Упр.4.Запиши названия в два столбика: города и реки, поставить ударение.


Астана, Москва, Караганда, Волга, Иртыш, Ока, Дон, Ишим, Мурманск, Новгород, Лена, Сатпаев.






Упр.5. Списать. Подчеркнуть слова, которые пишутся одинаково. Поставить ударение.


За рекой было село. Солнце село. В лесу я видел белок. В яйце есть белок. Дети пили молоко. Пили бревно ровно. Я мою руки. Дай мою тетрадь. В школе работают разные кружки. На полке стояли кружки.


Упр.6. Прочитать, выделяя голосом ударный слог в подчеркнутых словах.

Берёза моя, берёзонька.

Береза моя белая,

Берёза моя кудрявая!

На тебе, берёзонька,

Листья зеленые.

Под тобой, берёзонька,

Трава шёлковая.


Упр.7.Списать стихотворение, вставить слова. Поставить ударение, объяснить значение слов.


Слова для справок: ко'сит, ири'с, тру'сит, косит, труси'т, и'рис.

... косец,

А зайчишка ... .

... трусишка,

А ослик ....

Иголка ходит вверх и вниз-

Вот листья появились.

Кушает Аленушка…

А вышивает ....


Упр.8. Выписать односложные слова.

Жили-были Кот, Дрозд да Петушок, Золотой Гребешок. Жили все они в лесу, в избушке. Кот да Дрозд ходят в лес дрова рубить, а Петушка одного оставляют.

(из русской народной сказки).


Упр.9 Прочитать и списать пословицы. Поставить ударение над двусложными словами.


В зимний холод всякий молод. Родина - мать, умей за неё постоять. Мороз невелик, да стоять не велит. Если дружба велика, будет Родина крепка. Тот герой кто за Родину горой.


Тема: Обозначение мягкости согласных гласными буквами


Буквы я. е, и, ю, ё показывают, что согласный перед ними мягкий.


Упр.1. Отгадать загадку, написать отгадку. В отгадке подчеркнуть согласные, мягкость которых обозначается буквами Я,Ю,Ё,Е.

Гуляют у речки рога да колечки.

Летом наедается, зимой отсыпается.

Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живет, в деревне кур крадет.

Белые сапожки, зеленые сережки.


Упр.2. Списать. Подчеркнуть буквы, обозначающие мягкие согласнь и гласные буквы, которые помогли вам это определить.

а)Пряник, уголек, теплый, грядка, люди, хлеб, поле, утята, поляна, ведро, цыплята, лейка, земля, огурец.

б)На хороший цветок и пчелка летит.

в)Летит, как стрела.

Гудит, как пчела.



Упр.З. Спишите, диктуя себе по слогам. Из выделенных слов выпишите буквы, которые обозначают мягкость согласных.

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки,

Лисичке -сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Кому в платок,

Кому в зобок,

Кому в лапочку.


Упр.4. Спишите, вставляя букву О или ё.

П...вар, самол. ...т, поз...мка, т....тя, л.... вит, зов ...т, зав.... д.


Упр.5. Напишите слова, изменяя их по образу так, чтобы вместо буквы е была буква ё.

Пример:

Бревно - брёвна.

Колесо, весло, село, гнездо, озеро.





Упр.6. Письмо по памяти.

Как у нашего кота

Шубка очень хороша.

Как у котика усы

Удивительно красы.

Глаза смелые.

Зубки белые.

Выпишите слова, в которых есть согласные, мягкость которых обозначается буквами и, е.


Упр.7. Прочитать, написать ответы на вопросы.

Цыплята и капуста. В огороде напали на капусту гусеницы. Мама стала собирать вредителей в банку. Вдруг она видит: идет Виталик и несёт корзинку. А в корзинке цыплята.

Выпустили их на грядки. Молодые петушки и курочки начали клевать гусениц. Быстро очистили цыплята капусту от гусениц.



Вопросы:

Кто напал на капусту?

Во что мама стала собирать вредителей?

Что принес Виталик?

Кто был в корзинке?


Упр.8. Отгадать загадку. Написать отгадку и вопрос.

Вишу, стою, а все иду,

При этом верный счет веду.


Упр.9. Дописать пословицы и поговорки.

Дело ... боится.

Родимая сторона - ..., чужая- …. .

Как … .на голову.



Упр.10. Списать загадку. Вставить пропущенные буквы.

Ж...веет спокойно, не спешит,

На всякий случ...й носит щит,

Под ним, не зная страха,

Гуляет ....







Тема: Предлоги


Слова - К, НА, С, ОТ, НАД, ПОД, ПО, ДО, ИЗ, БЕЗ, У, В, ДЛЯ, О, ОКОЛО, ОБ, ЗА - предлоги. Предлоги служат для связи слов в предложении. Предлоги пишутся раздельно.


Упр.1. Вставить предлоги.

Машина подъехала ... дому. ... полях лежит снег. Лена стирает пыль ... телевизора.


Упр.2. Записать пословицы по памяти. Подчеркнуть предлоги.

Без наук, как без рук.

Книга - ключ к знаниям



Упр.З. Составить и записать предложения.


Журавли, в, страны, жаркие, осенью, улетают.

Они, отлетом, курлычат, перед, грустно.

Птицы, Родиной, до, прощаются, с, весны, будущей.

Ждет, перелёт, трудный, их.











Тема: Фонетика

1 уровень.

Записать слова в алфавитном порядке.

I в. II в.

Заяц, гнездо, Дорога, ель,

ананас, машина. ива, снег.

Поставить ударение.


2 уровень.

Отгадать загадки, а отгадки записать в алфавитном порядке.

Мягкие лапки,

А в лапках царапки..

В иголках бугорок

Мышку уволок..


Кто носит шляпу на ноге?


3 уровень.

Подобрать слова с противоположным значением.
I в. II в.

Холодный черный

Хвалить - ... глубокий

Редкий - ... низкий

Записать эти слова в алфавитном порядке.


1 уровень.

Списать предложения.

I в. IIв.

День был теплый. Скоро урок. Ученики идут

Дима и Саша гуляли в класс.

в лесу.

В первом предложении подчеркнуть гласные, во втором - согласные.




2 уровень.


К каждому слову добавить одну букву, чтобы получилось новое слово. Шар - шары.

I в. II в.

Рыбка, стол, лапа. Усы, роза, дар.

Подчеркнуть гласные во втором ряду. Поставить ударение.



3 уровень.

Записать буквами предложения.

Й э с л и бйот дрянной драчун

Сл а б о г о мальчишку,

Йа такого нэ хочу

Даже вставить в книжку.



1 уровень.

Выберите верное утверждение.

1. а) В русском алфавите 33 буквы,

б) В русском алфавите бывает иногда 27 букв или 44 буквы.

2. а) Согласная буква может обозначать и твердый и мягкий звук.

б) Согласная буква всегда обозначает твердый звук.

в) Согласная буква всегда обозначает мягкий звук.

3. а) Согласная буква образует слог.

б) Согласная буква не образует слог. А. а) Сколько в слове гласных, столько и слогов.

б) Слогов больше в слове, чем гласных.

в) Слогов в слове меньше, чем гласных.

5. В каком из этих слов все согласные обозначают твердые
звуки:

а) чай, б) мясо, в) стол.

6. Сделайте транскрипцию слова «яблоко».

2 уровень.

Выберите верное утверждение.

1. а) Согласные X, Ц, Ч, Щ имеют свою пару по глухости -
звонкости.

б) Согласные X, Ц, Ч, Щ не имеют! свою пару по глухости -звонкости.

2. а) Все гласные в русском языке йотированные.

б) Не все гласные в русском языке йотированные.

3. а) Согласная буква обозначает твердый звук только в том
случае, если после неё идет гласная первого ряда.

б) Согласная буква обозначает твердый звук не только в mot случае, если после неё идет гласная первого ряда.

4. а) Мягкий и твердый знаки иногда обозначают какой-либо звук.
б) Мягкий и твердый знаки никогда не обозначают какой-либо звук.

.

5. В каком из слов все гласные - показатели мягкости
согласного:

а) каюта, б) ветки, в) ведра.

6. Сделайте транскрипцию слова «БАЯН».



3 уровень.

Выберите верное утверждение.

1. а) Сонорные согласные имеют пару по глухости - звонкости.

б) Сонорные согласные не имеют пару по глухости —
звонкости.


2. а) Согласная буква обозначает мягкий звук только в том
случае, если после неё стоит мягкий звук.


б) Согласная буква обозначает мягкий звук не только в том случае, если после неё стоит мягкий звук.


а) В русском языке есть согласные, которые обозначают б) В русском языке нет согласных, которые обозначают всегда только твердый или только мягкий звук.


4. а) Йотированные гласные всегда обозначают два звука.


б) Йотированные гласные могут обозначать один или два
звука.


в) Йотированные гласные всегда обозначают один или два
звука.


5. В каком из этих слов йотированная гласная обозначает один звук:

а) Юля, б) мел, в) заезд.


6. Сделайте звукобуквенный анализ слова «воробей».

















Тема: Перенос слова


1 уровень,

а) Изменить слова по образцу. Написать их, разделяя для
переноса.


Гараж - гара - жи,, га - ражи.

I в. II в.

Стриж, юноша, Портфель, удочка,

ёж, девочка. камень, ёрш.

б) Поставить во всех словах ударение.


2 уровень.

а) Подбери слова, противоположные по значению:
I в. II в.

Да, сухой, тупой, Жара, зима, робкий,

медленный. мокрый.


3 уровень.

а) Как ещё называют, перечисленных ниже животных:

медведь, волк, лиса, собака.

б) Напишите эти слова, разделив их для переноса.

в) Поставьте во всех словах ударение.



1 уровень.

Разделите слова для переноса.

1в. IIв.

Инна, мыльница, Илюша, коньки,

Юлия, копейка. Нонна, скамейка.





2 уровень.

Напишите слова во мн. числе и разделите их на слоги для переноса.

1в. II в.

Денёк, стройка, Палец, стайка,

коллектив, осока. осина,массаж.






3 уровень.


А) Прочитайте загадки.


Пёстрая крякушка

Ловит лягушек.

Ходит вразвалочку-

Спотыкалочку.




Не мышь, не птица,

В лесу резвится,

На деревьях живёт

И орешки грызёт.






Белокрылая птица

Над морем летает.

Рыбу увидит-

Сразу хватает.



Сидел на заборе,

Пел и кричал,

А как все собрались,

Взял да замолчал.


Маленький, серенький

По дорожке прыг-прыг,

А носиком тык-тык..




Б)Напишите, отгадки, разделяя их для переноса.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Рабочая тетрадь по русскому языку

Автор: Киселёва Элла Борисовна

Дата: 29.01.2018

Номер свидетельства: 453368

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока русского языка в 1 классе "Заглавная буква в словах" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-1-klassie-zaghlavnaia-bukva-v-slovakh"
    ["file_id"] => string(6) "128510"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415530333"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Разработка урока по русскому языку в 1 классе Заглавная буква в словах "
    ["seo_title"] => string(75) "razrabotka-uroka-po-russkomu-iazyku-v-1-klassie-zaghlavnaia-bukva-v-slovakh"
    ["file_id"] => string(6) "230719"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442242616"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Попова Светлана Ивановна, конспект урока русского языка во 2 кл."Начальная форма слова" "
    ["seo_title"] => string(90) "popova-svietlana-ivanovna-konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-vo-2-kl-nachal-naia-forma-slova"
    ["file_id"] => string(6) "110442"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1406032909"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект урока по русскому языку в 1 классе на тему "Заглавная буква в словах" "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-1-klassie-na-tiemu-zaghlavnaia-bukva-v-slovakh"
    ["file_id"] => string(6) "162492"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422362794"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Технологическая  карта урока   русского языка в 3  классе  по программе «ПНШ» "
    ["seo_title"] => string(82) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-proghrammie-pnsh"
    ["file_id"] => string(6) "209199"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431059689"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства