Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Хочу все знать" для 1 класса»
I. Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать» для 1 класса разработана на основе авторской программы по внеурочной деятельности младших школьников «МОЙ РАЗНОЦВЕТНЫЙ МИР» О.Г. Селивановой.
Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов
- Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиями организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26).
- Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. № 1599 «Об утверждении федерального образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Программа «Хочу все знать» входит во внеурочную деятельность по направлению «Обще интеллектуальное развитие личности».
Количество часов по программе - 1 час в неделю.
Срок реализации рабочейпрограммы внеурочной деятельности «Хочу все знать» рассчитана на 1 год.
Цель: развитие у обучающихся познавательных интересов, интеллектуальных, творческих, коммуникатив ных способностей (развитие речи, мышления, воображения школьников, пробуждение познавательного интереса, стремление совершенствовать свою речь и формирование осознанного правильного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры). Создание условий для оптимального развития детей и развитие их творческого потенциала, развитие познавательных способностей обучающихся на основе системы развивающих занятий.
Задачи.
Обучающие:
расширять кругозор обучающихся в различных областях;
уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;
учить детей быть ответственными за свои поступки;
формировать культуру поведения в природе;
обогащать представления об окружающем мире;
познакомить обучающихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации; мотивировать обучающихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;
Развивающие:
способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение);
развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы, прививать любовь к природе, желание о ней заботиться.
Ш. Общая характеристика учебного предмета.
Одна из характерных и ярких черт детей – любознательность. Они постоянно задают вопросы и хотят получить на них ответы. И если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, их любознательность пропадает. Поэтому единственный вариант знакомства детей с окружающим миром – получить ответы на вопросы. На многие вопросы призвана дать ответы программа внеурочной деятельности кружка «Хочу все знать!». Организация кружка имеет интеллектуально-познавательное направление и составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса по математике, русскому языку, окружающему миру. Наукой доказано, что обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы, так как мыслительные умения и навыки следует развивать в определенные природой сроки. Опоздание с развитием - это опоздание навсегда. Один из ведущих исследователей проблем творчества П.Торренс сказал как-то, что « творчество – это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее». Именно на развитие способностей направлен материал рабочей программы внеурочной деятельности « Хочу все знать».
В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Особое внимание обращено на развитие логического мышления младших школьников. В основе заданий. которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют. При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, обобщать, конкретизировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.
Содержание курса обеспечивает преемственность с программным материалом, но с включением новых элементов, материала повышенной трудности и творческого уровня. Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме. Решение задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у обучающихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Введение регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование, способствует лучшей адаптации и повышению мотивации. Развивает у детей познавательный интерес, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску. Вызывает у него чувство уверенности в своих силах. Исчезает боязнь ошибочных шагов, снижает тревожность и необоснованное беспокойство. Тем самым создаются необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для успешного протекания процесса обучения на всех последующих этапах образования.
Актуальность программы «Хочу все знать» позволяет показать, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов, чисел, знаков. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов, развития интеллектуальных возможностей, обеспечение полноты и глубины знаний, развитие сообразительности, смекалки, побуждение к самообразованию, к эмпирической работе с информационно - справочной и научно - популярной литературой по предметам.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет успешно овладеть не только обще-учебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, участвовать в различных конкурсах.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игры, дидактический и раздаточный материал, скороговорки, ребусы, кроссворды, грамматические сказки, проектная деятельность и др.
IV. Описание места учебного предмета.
На изучение внеурочной деятельности на занятия «Хочу все знать» отводится по 1 часу в неделю. Курс рассчитан на 33 учебные недели – 33 часа.
Продолжительность внеурочных занятий в первом классе составляет 35 минут.
Основной формой организации процесса обучения по внеурочной деятельности на занятиях «Умелые ручки» является урок.
В связи с государственным праздником 08.03 и выходными днями 22.03, 03.05 и 10.05 программа реально содержит 29 часов. Темы, которые приходятся на эти дни, корректируются с темами уроков, указанных в календарно-тематическом планировании. Материал программы будет изучен полностью.
Количество часов по четвертям.
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Год
8ч
8ч
9ч
8ч
33ч
№
Разделы
Кол-во часов
1
Веселая грамматика.
11
2
Занимательное чтение
10
3
Забавная арифметика
11
4
Заключительное занятие. Праздник «Почемучек».
Обобщение знаний.
1
Всего:
33
V. Характеристика базовых учебных действий.
Веселая грамматика.
Личностные результаты.
Обучающиеся научатся:
– оценивать себя и поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- взаимодействовать со сверстниками и взрослыми через участие в совместной деятельности.
- обсуждать возникающие проблемы, правила, может поддержать разговор на интересную для него тему;
- уважительно относится к другому мнению;
- положительно относиться к школе;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- проявлять самостоятельность в разных видах детской деятельности;
- уметь адаптироваться к сложным ситуациям;
- ориентироваться в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- обогатить внутренний мир ребенка;
- взаимодействовать со сверстниками и взрослыми через участие в совместной деятельности. В игре вести переговоры, договариваться, учитывать интересы других участников, уметь сдерживать свои эмоции;
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
Обучающиеся научатся:
– определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на занятии;
– высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
– учиться работать по предложенному учителем плану
Обучающиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно определять и формировать цель деятельности на занятии,
- самостоятельно составлять план работы.
Познавательные:
Обучающиеся научатся:
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты;
- слушать и понимать речь других, выразительно читать и пересказывать небольшие тексты;
- проявлять самостоятельность в игровой деятельности, выбирая ту или иную игру и способы ее осуществления;
- использовать знаково-символические действия;
- выделять и формулировать познавательную цель с помощью учителя;
- осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
- находить информацию в словаре;
- уметь с помощью учителя давать оценку одного вида деятельности на занятии;
- строить речевое высказывание в устной форме с помощью учителя;
- группировать предметы и их образы по заданным признакам;
- классифицировать объекты под руководством учителя;
- высказывать свое мнение.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель,
- самостоятельно давать оценку одному виду деятельности.
- усвоить основные базовые знания; её ключевые понятия;
- помочь обучающимся овладеть способами исследовательской деятельности;
- формировать творческое мышление;
Коммуникативные:
Обучающиеся научатся:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– выразительно читать и пересказывать текст;
Обучающиеся получат возможность научиться:
– работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
Занимательное чтение.
Личностные результаты .
Обучающиеся научатся:
– оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– высказывать своё отношение к героям прочитанных и прослушанных произведений, к их поступкам.
- проявлять самостоятельность в разных видах детской деятельности;
- уметь адаптироваться к сложным ситуациям;
- обсуждать возникающие проблемы, правила, может поддержать разговор на интересную для него тему;
- ориентироваться в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- уважительно относится к другому мнению;
- положительно относиться к школе;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- обогащать свой внутренний мир в процессе познания;
- сформировать умение сопереживать товарищу по команде;
- проявлять интерес к книге, расширение читательского кругозора;
- сформировать умение работать с текстом, с книгой;
- бережно относиться к материальным ценностям, любить свой народ, край, Родину.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
Обучающиеся научатся:
– определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на занятии;
– высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
– работать по предложенному учителем плану
Обучающиеся получат возможность научиться:
- проявлять самостоятельность в своей деятельности: при выполнении заданий, составлении плана, контроля своих действий и результатов.
Познавательные:
Обучающиеся научатся:
– ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении);
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- слушать и понимать речь других, выразительно читать и пересказывать небольшие тексты;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и различную информацию;
- осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
- с помощью учителя давать оценку одного вида деятельности на занятии;
- устанавливать последовательность основных событий в тексте;
- классифицировать объекты под руководством учителя;
- оформлять свою мысль в устной речи на уровне одного предложения или небольшого текста;
- высказывать свое мнение.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- использовать основные базовые знания, ключевые понятия в своей речи;
- использовать навык координации движений с работой речевого аппарата
Коммуникативные:
Обучающиеся научатся:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– выразительно читать и пересказывать текст;
Обучающиеся получат возможность научиться:
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Забавная арифметика.
Личностные результаты:
Обучающиеся научатся:
– оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- обсуждать возникающие проблемы, правила, может поддержать разговор на интересную для него тему;
- уважительно относится к другому мнению;
- положительно относиться к школе;
Обучающиеся получат возможность научиться:
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- проявлять самостоятельность в разных видах детской деятельности;
- уметь адаптироваться к сложным ситуациям;
- ориентироваться в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- взаимодействовать со сверстниками и взрослыми через участие в совместной деятельности.
В игре вести переговоры, договариваться, учитывать интересы других участников, уметь сдерживать свои эмоции;
Метапредметные результаты
Регулятивные:
Обучающиеся научатся:
– определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на занятии;
– высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
– учиться работать по предложенному учителем плану;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- переносить навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную;
- осваивать правила планирования, контроля способа решения;
- способам пошагового итогового контроля результата.
– самостоятельно составлять план работы и придерживаться его;
Познавательные:
Обучающиеся научатся:
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты;
- проявлять самостоятельность в игровой деятельности, выбирая ту или иную игру и способы ее осуществления;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и различную информацию;
- использовать знаково-символические действия;
- выделять и формулировать познавательную цель с помощью учителя;
- осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
- с помощью учителя давать оценку одного вида деятельности на занятии;
- строить речевое высказывание в устной форме с помощью учителя;
- классифицировать объекты под руководством учителя;
- оформлять свою мысль в устной речи на уровне одного предложения или небольшого текста;
- высказывать свое мнение.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель,
- самостоятельно давать оценку одному виду деятельности.
- усвоить основные базовые знания; её ключевые понятия;
- помочь обучающимся овладеть способами исследовательской деятельности;
- проявлять творческое мышление;
- ориентироваться в пространстве;
Коммуникативные:
Обучающиеся научатся:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– выразительно читать и пересказывать текст;
Обучающиеся получат возможность научиться:
– работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
VI. Содержание учебного предмета.
Веселая грамматика.
Разгадывать ребусы, загадки, шарады. Устанавливать аналогии. Выделять существенные признаки. Использовать общие приемы решения задач. Участвовать в совместной творческой деятельности (инсценировании).
Содержание. В Клубе весёлых человечков. Игры и турниры. Тренажеры. Головоломка «Начинай на А». Подбор синонимов и антонимов. Игра в омонимы. Правила «Узелки на память». Кроссворд «Конкурс знающих». Головоломка «Дай толкование каждому слову». Игры с омонимами, омофонами. К тайнам волшебных слов. Сказка «Волшебные слова». Фразеологический зверинец. Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. Игры «Преврати буквы в слова», «Угадай слово». Головоломка «Перекрёсток». Игры и турниры. Игра «Словесное лото».
Занимательное чтение.
Знакомятся с библиотекой, правилами поведения в библиотеке, с правилами выдачи книг. Подбирать книги для выставки. Осуществлять поиск необходимой информации. Подбирать рифмы. Выделять существенные признаки. Составлять небольшие рассказы о животных по иллюстрации. Ориентироваться в разнообразии информации. Использовать знаково-символические средства, выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Применять установленные правила. Участвовать в совместной деятельности.
Очень познавательными являются рассказы о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Дети узнают об основных обитателях леса: белке, зайце, лосе, о хищниках – волке и лисе. Интересный природоведческий материал о животных содержится в книгах В.Бианки, С. Чарушина. Дети знакомятся с животными Белогорья, занесенными в Красную книгу.
Содержание. Поляна сказок. Творческая игра. «Что это за сказка?», Лепка героев из пластилина. Раскрашивание иллюстраций по теме «Сказки». Выполнение групповых упражнений. Книжкин дом (знакомство со школьной библиотекой). Игры «Придумай рифму», «Угадай героя». Упражнение «Изобрази настроение». Наши меньшие друзья. Чтение рассказов о животных Е. Чарушина и В.Бианки. Игры «Угадай героя», «Угадай рассказ». Загадки о животных. Пантомима «Кто это?» (покажи животное).
Забавная арифметика.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Выделять существенные признаки. Выделять сходство и различие предметов по форме, размеру, цвету. Группировать по общему признаку. Разбивать на группы. Работать в группе. Задавать вопросы. Строить монологичное высказывание. Использовать знаково-символические средства.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности, такие как «Техника мозгового штурма. Ребусы. Головоломки. Составление вопросов к играм. Игры и турниры. Тренажеры. Кроссворды. Задачи на сравнение, через знакомство с особенностями игры «Что? Где? Когда?», путешествие по городам математики.
Заключительное занятие.
Праздник «Почемучек». Обобщение знаний.
VII. Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов
Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг. – 2006.
Зак А.З. Диагностика теоретического мышления у младших школьников / А.З. Зак // Психологическая наука и образование. . – № 2. –С. 36-42.