Рабочая программа «Пространственное ориентирование
Рабочая программа «Пространственное ориентирование
Рабочая программа «Пространственное ориентирование» составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для детей с нарушением зрения). Под редакцией Л.И. Плаксиной. М., 2003. М
самостоятельной жизни является обучение их пространственному ориентированию. Очень важно научить детей ориентироваться в малом и большом пространстве, помочь ребенку преодолеть страх перед огромным и незнакомым пространством. Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Цель программы: создание условий для развития пространственного ориентирования и координации слабовидящих детей. Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психологического напряжения.
Программа рассчитана на 135 часов.
В 1 классе – 33 часа, во 2-4 класса по 34 часа в год.
1 занятие в неделю. Занятия проводятся по 40 минут.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа «Пространственное ориентирование»
Пояснительная записка
Рабочая программа «Пространственное ориентирование» составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для детей с нарушением зрения). Под редакцией Л.И. Плаксиной. М., 2003
Как известно, большой процент информации об окружающем мире человек получает через зрительный анализатор. С самого рождения ребенка все его движения и предметно-практические действия осуществляются при участии и под контролем зрения.
Несомненно, что нарушения зрения обусловлены значительным ограничением чувственного познания. Зрительный дефект накладывает определенный отпечаток на процесс психического развития детей, ограничивая их возможности в восприятии предметного мира, ориентацию в нём, общение с окружающим и в целом сказывается на формировании личности, развитии различных видов деятельности. Человеку для успешной деятельности, для адаптации в обществе необходимо умение ориентироваться в пространстве.
Одной из важнейших задач подготовки детей с нарушением зрения к самостоятельной жизни является обучение их пространственному ориентированию. Очень важно научить детей ориентироваться в малом и большом пространстве, помочь ребенку преодолеть страх перед огромным и незнакомым пространством. Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Цель программы: создание условий для развития пространственного ориентирования и координации слабовидящих детей.
Задачи программы:
Развивать умения ориентироваться в школе, классной комнате, на листе бумаги.
Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
Развивать способности координированной работы тела, рук со зрительным восприятием.
Формировать умения воплощать свои идеи в художественный образ.
Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду.
Общая характеристика курса.
Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психологического напряжения.
В разделе “Пальчиковая гимнастика” дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают ученикам снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.
В разделе “Оригами” учащиеся знакомятся со свойствами бумаги, постигают начало плоскостной и пространственной геометрии.
В разделе “Лепка” в процессе деятельности изображают предметы их действительности, создают элементарную скульптуру, что способствует развитию детского творчества, обогащению детей изобразительными и техническими умениями, созданию интереса к данному виду деятельности.
В разделе “Аппликация” дети развивают координацию кисти, логическое мышление и пространственное воображение, учатся пользоваться клеем и ножницами.
В разделе “Графические упражнения” игра поможет улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память.
В разделе “Игры и действия с предметами” для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре
Результаты работы по данной программе.
• Умение ориентироваться в пространстве, на листе бумаги.
• Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук учащихся до уровня соответствующего данному возрасту.
• Овладение разными видами трудовой деятельности.
• Умение создавать художественный образ своего изделия.
• Овладение приемами работы с разными инструментами.
• Умение соотносить форму, пропорцию и фактуру изделия.
Место курса «Пространственное ориентирование» в учебном плане.
Программа рассчитана на 135 часов.
В 1 классе – 33 часа, во 2-4 класса по 34 часа в год.
1 занятие в неделю. Занятия проводятся по 40 минут.
Результаты изучения курса.
Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов: Личностные результаты.
● Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
● Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
● Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
● Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
● Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
● Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
● Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
● Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты.
● Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
● Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
● Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
● Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
● Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
● Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров. Построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации. Составление текстов в устной и письменной формах.
● Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
● Готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
● Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты.
● Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук учащихся до уровня соответствующего данному возрасту.
● Овладение разными видами трудовой деятельности.
● Умение создавать художественный образ своего изделия.
● Овладение приемами работы с разными инструментами.
● Умение соотносить форму, пропорцию и фактуру изделия.
● Овладение нормами этики поведения.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Обучаясь по данной программе, к концу первого года обучения дети должны знать:
понятия «справа», «слева», «вверху», «внизу»
виды бумаги (цветная, неокрашенная, гофрированная, бархатная);
свойства бумаги (тонкая, толстая, мягкая, жесткая);
понятие “оригами”, “шаблон”;
виды штриховки (вертикальная, горизонтальная, по диагонали);
• Оригами 5 ч. Простейшее понятие “оригами”. Приемы складывания бумаги (пополам, вчетверо, наискосок, гармошкой). Точное соединение углов, сторон. Понятие “геометрическая фигура” (квадрат, треугольник, прямоугольник). Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами.
• Лепка 4 ч. Знакомство с материалами (глина, пластилин, соленое тесто).
Приемы работы различными инструментами (стек, скалка).
Приемы изготовления изделий путем вытягивания из целого куска. Техника безопасности при работе с глиной и пластилином.
• Аппликация 5 ч. Знакомство с различными видами бумаги (неокрашенная – цветная, гофрированная, бархатная). Свойствами бумаги (толстая – тонкая, мягкая – жесткая). Инструментами, необходимыми для работы с бумагой (ножницы, кисточка, гладилка), их назначение и применение. Приемы работы с бумагой: вырывание, сминание, разрезание, изготовление деталей по шаблону. Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами.
• Графические упражнения 5 ч. Ознакомление с различными видами штриховки, рисование по клеточкам (по образцу), графические игры (дорожки, дорисуй, обведи по контуру), работа с трафаретами.
• Игры и действия с предметами 9 ч. Игры с карандашом, бусами, орехами, счетными палочками. Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков. Переборка круп, работа с мозаикой и строительными материалами.
Календарно-тематическое планирование 1 класс
№п/п
Тема занятия
Дата план
Дата факт.
1
Целенаправленное выполнение действий и движений по инструкции педагога. Броски в цель.
8.09
2
Целенаправленное выполнение действий и движений по инструкции педагога. Ходьба по «дорожке следов».
15.09
3
Согласованность действий и движений разных частей тела. Повороты и броски.
22.09
4
Согласованность действий и движений разных частей тела. Наклоны и броски.
29.09
5
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением
6.10
6
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением
13.10
7
Развитие координации движений рук и глаз. Нанизывание бус.
20.10
8
Развитие координации движений рук и глаз. Завязывание узелков и бантиков.
27.10
9
Обводка по трафарету.
10.11
10
Штриховка по трафарету.
17.11
11
Выполнение аппликации. Подводный мир
24.11
12
Выполнение аппликации. Подводный мир
1.12
13
Выполнение аппликации. Животные
8.12
14
Выполнение аппликации. Животные
15.12
15
Оригами. Составление фигур из уголков и частей квадрата.
22.12
16
Оригами. Составление фигур из уголков и частей квадрата.
12.01
17
Оригами. Составление фигур из уголков и частей квадрата.
19.01
18
Оригами. Составление фигур из уголков и частей квадрата