Рабочая программа внеурочной деятельности «Секреты русского языка» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе примерной программы и авторской программы внеурочной деятельности: 1-4/ под ред. Н. Ф. Виноградовой.- М.: Вентана- Граф. 2016г.
Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов
- Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28);
- Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. №1599 «Об утверждении федерального образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Программа «Секреты русского языка» входит во внеурочную деятельность по направлению «Коррекционно-развивающее».
Целью данной программы является: расширить, углубить и закрепить у обучающихся знания по русскому языку, показать обучающимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса:
развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
пробуждение потребности к самостоятельной работе над познанием родного языка;
развитие мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития обучающихся;
развитие смекалки и сообразительности;
развитие умения пользоваться разнообразными словарями;
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
III.Общая характеристика учебного предмета.
В содержание внеурочной деятельности «Секреты русского языка» реализуются основные дидактические принципы: коммуникативности, перспективности, научности, индивидуальный подход, творческой активности. Эти принципы создают условия для реализации деятельностного подхода, благодаря которому предметное содержание становится доступным и интересным для учащихся.
При обучении учитывается неоднородность состава класса (группы) и осуществляется индивидуальный подход к обучающимся.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальные, групповые, коллективные (фронтальные).Ведущей формой работы учителя с обучающимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Применяются следующие методы обучения: демонстрация, наблюдение, объяснение, сравнение, упражнение, беседа, самостоятельная работа и др. В силу разнородности состава класса освоение содержания осуществляется на доступном для каждого ребёнка уровне. Используются словесный, наглядный, практический методы обучения.
Практическая полезность курса обусловлена тем, что предполагает формирование умений пользоваться полученными знаниями для решения соответствующих возрасту житейских задач. У детей с ОВЗ слабо развита познавательная деятельность, все мыслительные операции (анализ, синтез, сравнения, обобщения), имеются значительные пробелы в элементарных знаниях. Они затрудняются самостоятельно использовать имеющиеся у них знания.
При обучении используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д. Программа построена на основе концентрического принципа размещения материала. Концентризм создаёт условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала и разъединения сложных грамматических понятий и умений на составляющие элементы, где каждый отрабатывается отдельно. В результате постепенно увеличивается число связей, лежащих в основе понятия, расширяется языковая и речевая база для обработки умений и навыков.
В образовании детей с ОВЗ особое значение придается практической стороне специального образования - развитию жизненной компетенции. Компонент жизненной компетенции рассматривается как овладение знаниями и навыками, уже сейчас необходимыми обучающимся в обыденной жизни. Формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем.
Программа ориентирована на обязательный учёт индивидуально-психологических особенностей обучающихся, так как воспитанники коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление. Процесс обучения носит развивающий характер и одновременно имеет коррекционную направленность.
IV. Описание места учебного предмета.
На изучение внеурочной деятельности «Секреты русского языка» отводится по 1 часу в неделю. Курс рассчитан на 34 учебные недели – 34 часа. В связи с государственным праздником 09.05 программа реально содержит 33 часа. Тема, которая приходится на этот день, объединяется с темой урока, указанной в календарно-тематическом планировании. Материал программы будет изучен полностью.
Продолжительность внеурочных занятий в четвертом классе составляет 40 минут.
Основной формой организации процесса обучения по внеурочной деятельности «Тайны русского языка» является урок.
Количество часов по четвертям.
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Год
7
8
11
8
34
№
Разделы
Кол-во часов
1
В Стране звуков и букв.
15
2
В Стране слов.
11
3
В царстве предложений.
8
Всего:
34
V. Характеристика базовых учебных действий.
Личностные результаты
приобретение положительного отношения к урокам русского языка;
уважительное отношение к русскому языку как родному языку русского народа;
повышение интереса к языковой и речевой деятельности;
осознание многообразия духовных традиций русского народа, стремление сохранять традиции;
приобретение первоначальных навыков сотрудничества со сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
приобретение умения высказывать своё мнение относительно способов решения учебной задачи;
приобретение первоначальных навыков самооценки своей деятельности;
Познавательные:
приобретение умения осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебных пособиях и дополнительных источниках информации;
формирование умения преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели), в словесную форму под руководством учителя;
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
повышение способности составлять устное монологическое высказывание;
сравнивать, сопоставлять, классифицировать языковой материал по заданному признаку (под руководством учителя);
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные:
внимательно слушать собеседника и понимать речь других;
Игра «Подвижные буквы». Работа со слогами по составлению слов.
Игра «Слоговой аукцион». Групповое письменное соревнование.
Игра «Почтальон» по распознаванию твердых и мягких согласных.
Звуки и буквы «Кто в домике живет?»
Игра «Какая буква лишняя?». Упражнение в добавлении нужной буквы для получения нового слова.
Игра «Какое слово лишнее?». Упражнение в нахождении шипящих согласных в словах.
Игра-соревнование «Доскажи словечко». Добавление слов в стихотворения с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.
«Допиши словечко». Упражнение в написании слов с мягким знаком на конце.
Командное соревнование «Отгадай загадки». Разгадывание загадок с последующей записью и нахождением безударной гласной в отгадке.
«Выбери три слова» Соревнование по распознаванию звонких и глухих согласных.
В стране слов.
В страну слов. Что обозначают слова?
Выбор друзей в Стране Слов. Игра «Теремок». Постановка вопросов к словам-предметам.
Игра «В мире слов». Командное соревнование по нахождению слов-предметов в тексте.
«Догадайся». Разгадывание ребусов с зашифрованными именами детей по теме имена собственные.
Игра-соревнование «Доскажи словечко». Добавление слов в стихотворения с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Игра «Помоги карандашу». Рисование картин с предметами, выполняющими действия.
Игра-эстафета «Ответ в конверт». Придумывание и запись глаголов.
«Собери урожай». Раскрашивание раскрасок фруктов и овощей с последующим распознаванием признаков предмета.
К несметным сокровищам Страны Слов. Игра «Найди ошибку».
К несметным сокровищам Станы Слов. Игра «Парный выход».
На карнавале слов. Разгадывание загадок с последующей записью и добавлением слов, обозначающих действие и признак.
Раздел «В царстве предложений».
Беседа: «Что такое предложение?» Составь предложения по картинке.
Игра «Придумай предложение». Составление по схемам.
Работа с деформированным текстом. Игра «Наведи порядок».
Игра «Угадай знак». Знаки препинания.
«Выпиши предлог». Выборочные диктанты с последующей записью предлогов.
Ребусы и головоломки.
Загадочные кроссворды.
Урок-праздник «Секреты речи».
VII. Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов
освоения программы учебного предмета.
Обучающиеся должны знать:
Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим). Признаки гласных и согласных звуков. Буквы русского алфавита. Родственные слова.
Обучающиеся должны уметь:
Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко - буквенный анализ слов. Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах. Делить слова на слоги. Подбирать родственные слова. Объединять слова в группы. Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце. Составлять текст по вопросам учителя. Работать со словарями. Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.
VIII. Календарно – тематическое планирование.
№
п/п
Тема
Материалы и оборудование
Количество часов
Дата
план
факт
1 четверть. 8часов.
Звуки и буквы.
1
Игра «У кого хороший слух?»
картинки, мультимедиа
1
06.09
2
Звуки и буквы «Кто в домике живет?»
картинки, мультимедиа
1
13.09
3
Отгадывание загадок с последующей их записью.
картинки, мультимедиа
1
20.09
4
Как получаются слоги? Игра «Слоговая цепочка».
картинки, мультимедиа
1
27.09
5
Тридцать три богатыря. Игра «Кто точнее?».
картинки, мультимедиа
1
04.10
6
Игра «Подвижные буквы». Работа со слогами по составлению слов.
картинки, мультимедиа,
1
11.10
7
Игра «Слоговой аукцион». Групповое письменное соревнование.
картинки, мультимедиа
1
18.10
2 четверть. 8 часов.
Звуки и буквы.
1
Игра «Почтальон» по распознаванию твердых и мягких согласных.
картинки, мультимедиа
1
01.11
2
Командная игра «Твердый-мягкий».
картинки, мультимедиа
1
08.11
3
Игра «Какая буква лишняя?». Упражнение в добавлении нужной буквы для получения нового слова.
картинки, мультимедиа
1
15.11
4
Игра «Какое слово лишнее?». Упражнение в нахождении шипящих согласных в словах.
картинки, мультимедиа
1
22.11
5
Игра-соревнование «Доскажи словечко». Добавление слов в стихотворения с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.
картинки, мультимедиа
1
29.11
6
«Допиши словечко». Упражнение в написании слов с мягким знаком на конце.
картинки, мультимедиа
1
06.12
7
Командное соревнование «Отгадай загадки». Разгадывание загадок с последующей записью и нахождением безударной гласной в отгадке.
картинки, мультимедиа
1
13.12
8
«Выбери три слова» Соревнование по распознаванию звонких и глухих согласных.
картинки, мультимедиа
1
20.12
3 четверть. 11 часов.
Слова.
1
В страну слов. Что обозначают слова?
картинки, мультимедиа
1
10.01
2
Выбор друзей в Стране Слов. Игра «Теремок». Постановка вопросов к словам-предметам.
картинки, мультимедиа
1
17.01
3
Игра «В мире слов». Командное соревнование по нахождению слов-предметов в тексте.
картинки, мультимедиа
1
24.01
4
«Догадайся». Разгадывание ребусов с зашифрованными именами детей по теме имена собственные.
картинки, мультимедиа
1
31.01
5
Чудеса в Стране Слов. Игра «Кто как голос подает?». Упражнение в подборе слов-действий.
картинки, мультимедиа
1
07.02
6
Игра «Помоги карандашу». Рисование картин с предметами, выполняющими действия.
картинки, мультимедиа
1
14.02
7
Игра-эстафета «Ответ в конверт». Придумывание и запись глаголов.
картинки, мультимедиа
1
21.02
8
«Собери урожай». Раскрашивание раскрасок фруктов и овощей с последующим распознаванием признаков предмета.
картинки, мультимедиа
1
28.02
9
К несметным сокровищам Станы Слов. Игра «Найди ошибку».
картинки, мультимедиа
1
07.03
10
К несметным сокровищам Станы Слов. Игра «Парный выход».
картинки, мультимедиа дидактический материал
1
14.03
11
На карнавале слов. Разгадывание загадок с последующей записью и добавлением слов, обозначающих действие и признак.
картинки, мультимедиа
1
21.03
4 четверть. 8 часов.
Предложение. Предлог.
1
Беседа: «Что такое предложение?»
Составь предложения по картинке.
картинки, мультимедиа
1
04.04
2
Игра «Придумай предложение». Составление по схемам.
картинки, мультимедиа
1
11.04
3
Работа с деформированным текстом. Игра «Наведи порядок».
картинки, мультимедиа
1
18.04
4
Игра «Угадай знак». Знаки препинания.
картинки, мультимедиа
1
25.04
5
«Выпиши предлог». Выборочные диктанты с последующей записью предлогов.
картинки, мультимедиа
1
02.05
6
Ребусы и головоломки.
картинки, мультимедиа
1
09.05
скоррек
тирован с уроком №7 от 16.05
7
Загадочные кроссворды.
картинки, мультимедиа
1
16.05
8
Урок-праздник «Секреты речи».
картинки, мультимедиа
1
23.05
IX. Средства, необходимые для реализации программы:
наличие карточек с играми и заданиями;
наличие текстов
Список литературы:
1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
3. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
4. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
5.В. В. Волина «Занимательное азбуковедение» М. «Просвещение» 1999г.,
6. В. В. Волина «Игра – дело серьезное» С.П. «Дидактика плюс» 1999г.;
7. А. К. Аксенова, Э. В. Якубовская «Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы» М. «Просвещение» 1998г.;
8. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”,
1991 г.
9. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997г.
10. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”,
1991 г.
11. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.
12. Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.
13. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов.
Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
14. Л.В. Мищенкова «Занимательный русский язык». Методическое пособие.