Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному курсу Ручной труд 1 класс ФГОС УО»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету Ручной труд для 1 -4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), составлена наоснове адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 варианта МКОУ школы № 2 г. Павлово.
Предмет Ручной труд входит в обязательную часть адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 варианта МКОУ школы № 2 г. Павлово. Программа Ручной труд реализуется через урочную деятельность в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.
На изучение программы данного курса отводится:
Класс
Количество часов в неделю
Количество часов в год
1 класс
2
66
2 класс
1
34
3 класс
1
34
4 класс
1
34
Программа курса «Ручной труд» реализует основные положения Концепции о стандартах специального образования.
Ручной труд как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки ручного труда оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности обучающихся, воспитанию положительных навыков и привычек.
Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии личности учащегося младшего возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
Обучение ручному труду в начальных классах направлено на решение следующих учебно-воспитательных и коррекционных задач:
воспитание отношения к труду как к первой жизненной потребности посредством развития интереса, положительной мотивации и эмоционального настроя к труду, подведения ребенка к пониманию того, что труд окружает всюду (дома, в школе, на улице и т. д.), формирования умения воспринимать красоту трудового процесса и развивать стремление к созданию предметного мира по законам красоты;
формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нем человека;
расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей;
расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях их обработки;
формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;
обучение работе инструментами и приспособлениями, применяемыми при обработке того или иного поделочного материала;
обучение доступным приемам и способам обработки поделочных материалов, предусмотренных для работы в начальных классах;
формирование интереса к разнообразным видам труда;
развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);
развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);
развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений;
развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование, контроль, оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью;
формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации;
формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности.
Коррекция интеллектуальных и физических недостатков с учетом их возрастных особенностей предусматривает:
коррекцию познавательной деятельности обучающихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в трудовом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различия между предметами;
коррекцию недостатков мыслительной и речевой деятельности, которая выражается в формировании общетрудовых умений ориентироваться в задании (анализировать объект, условия труда), планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления изделия, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения), контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готового изделия);
коррекцию ручной моторики за счет развития плавности и координации движения рук, дифференциации движения пальцев, регуляции мышечного усилия; улучшение зрительно-двигательной
координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного трудового материала;
компенсацию недоразвития эмоционально-волевой сферы в процессе формирования адекватной реакции на неудачи, самостоятельного преодоления трудностей, принятия помощи учителя ит. д.
В целом коррекционная направленность обучения на уроках технологии (ручного труда) предполагает:
максимальное использование возможностей всех сторон ручного труда (интеллектуальной, физической и эмоциональной) в коррекции и исправлении недостатков в развитии школьников;
взаимосвязь трудовой деятельности с другими видами деятельности (игрой, математикой, рисованием, развитием речи);
неоднократное повторение и закрепление полученных знаний, умений и навыков на разном по содержанию учебном материале;
замедленность обучения;
подачу на каждый урок учебного материала малыми порциями;
максимально развернутую и расчлененную форму сложных понятий, умственных и практических действий;
предварение пропедевтикой изучения нового материала;
руководство действиями школьников вплоть до совместного выполнения их учителем и учеником;
подбор и систематизацию практических заданий разного содержания, имеющих общие черты и сходные приемы обработки поделочных материалов;
подбор доступных для работы поделочных материалов.
Учебно-воспитательные и специальные задачи на уроках технологии решаются в процессе следующих видов работ:
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
«Работа с глиной и пластилином»
«Работа с глиной и пластилином»
—
—
«Работа с
природными
материалами»
«Работа с
природными
материалами»
«Работа с
природными
материалами»
—
«Работа с бумагой»
«Работа с бумагой и картоном»
«Работа с бумагой и картоном»
«Работа с бумагой и картоном»
«Работа с нитками»
«Работа с
текстильными
материалами»
«Работа с
текстильными
материалами»
«Работа с нитками. Работа с тканью»
—
—
«Работа с древесиной»
«Работа с древесиной»
—
—
«Работа с проволокой»
«Работа с проволокой»
—
—
—
«Работа с металлом»
—
—
—
«Ремонт
одежды»
—
—
—
«Ручные швейные работы»
—
—
—
«Картонажно
переплетные
работы»
Все виды работ распределены по годам обучения с учетом возрастных особенностей и возможностей детей работать с тем или иным материалом.
Общая характеристика учебного предмета «Ручной труд»
Программа по ручному труду в 1-4 классах определяет содержание и уровень основных знаний и умений обучающихся по технологии ручной обработки материалов (бумаги, картона, ткани, глины и т.д.), а также включает первоначальные сведения об элементах организации труда. Отдельные разделы можно закреплять на уроках рисования, т.к. некоторые темы программ сходны между собой. На занятиях по ручному труду учебно-воспитательные задачи решаются в практической деятельности обучающихся, организованной на основе изготовления ими изделий доступной сложности и понятного назначения. К каждой теме программы дается примерный перечень изделий. Учитель, выбирая объекты работы, должен руководствоваться интересами обучающихся, местными особенностями, при этом конструкция выбранного изделия должна отвечать содержанию изучаемой темы.
Основной формой проведения уроков является фронтальная. В 1 классе в сентябре, октябре месяце уроки организуются в виде игровой деятельности и проводятся в нетрадиционной форме, что обеспечивает реализацию данной программы по всем темам и соблюдение требований СанПиНов 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
В программе 1 класса встречаются работы по плоскостному моделированию, при этом моделируются контуры более сложных по форме, но известных детям объектов (домик, лесенка). Выполняются и объемные поделки - стол, стул. Целесообразно сравнивать эти изделия с выполненными ранее из бумаги. Усложняются объекты и приемы их выполнения (домик из двух деталей, сложные виды плетения проволоки и текстильного материала, формовка пластического материала на плоскости). В II классе возможности учащихся расширяются, поэтому учитель должен предъявлять более четкие требования к качеству и эстетическому оформлению работ. Выполняя программу, учителю следует учитывать следующие рекомендации. В течении всех лет обучения необходимо систематически отрабатывать с детьми пространственные понятия "выше - ниже", "шире - уже", "тоньше - толще", "вверху", "внизу", "посередине" (в центре), "слева", "справа" а также учить сравнивать объекты по форме, величине и т.д. Особой задачей является формирование умения анализировать образец изделия, отмечая количество деталей, их форму, способы крепления. При анализе образца, помимо самого объекта, должны быть предъявлены заготовка или исходные детали. Опора при выполнении задания меняется в зависимости от возраста детей (класса) и от их индивидуальных особенностей. Основные виды опоры - образец выполнения изделия и предметная инструкционная карта. В отдельных случаях можно использовать в качестве опоры натуральные предметы, а также их графические изображения. При формировании замысла работы нужно использовать эскиз как опору для создания и удержания Выполнение простейшего эскиза доступно обучающимся при направленном обучении этому виду работы. Изучение многих тем программы завершается выполнением коллективных работ. Такими работами могут быть различные макеты с использованием поделок обучающихся класса; панно, композиция которых определяется детьми; совместные игры, подготовленные и проведенные с участием всех членов класса ("Правила дорожного движения", "Кукольный театр" и т.п.). Подобные виды творческих работ имеют большое воспитательное значение, так как обучающиеся осваивают опыт совместной деятельности, определяют значимость личных усилий для успеха общей работы. Показ и обсуждение замысла таких работ перед началом изучения темы повышает мотивацию, оптимизирует сам процесс трудового обучения.
ЛИЧНОСТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУЧНОЙ ТРУД»
Личностными результатами изучения курса «Ручной труд» в 1-4 классе является формирование следующих умений:
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
- осознать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения;
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Метапредметные результаты освоения:
Регулятивные БУД:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком; ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать выходить из-за парты и т. д.); работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место; передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные БУД:
-ориентироваться в пространстве класса.
-понимать информацию, представленную в виде рисунков, схем, и отвечать на вопрос простой фразой.
-делать простейшие обобщения, группировать, классифицировать, сравнивать предметы, объекты по 1-2 существенным признакам, находить общее и различие.
- называть, характеризовать предметы по их основным свойствам и узнавать их среди других предметов и на картинках;
-наблюдать за природой и природными явлениями
Коммуникативные БУД:
- слушать и понимать речь других;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать ее;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
Содержание учебного курса «Технология. Ручной труд» в 1-4 классах
Программа «Технология» по ручному труду в начальных классах определяет содержание и уровень основных знаний и умений по ручной обработке наиболее доступных для умственно отсталых обучающихся материалов (пластилин, глина, бумага, картон, нитки, ткани, природные материалы, древесина, металл). Систематическое обучение ручному труду предполагает следующие виды ручного труда: работа с глиной и пластилином, работа с бумагой и картоном, работа с природными материалами, работа с текстильными материалами, работа с древесными материалами, работа с металлом, работа с проволокой, работа с металлоконструктором, картонажно-переплетные работы, швейные работы, ремонт одежды.
Введение
Человек и труд. Урок труда. Правила поведения и работы на уроках ручного труда. Общие правила организации рабочего места на уроках труда. Материалы и инструменты, используемые на уроках ручного труда.
Работа с глиной и пластилином
Элементарные знания о глине и пластилине (свойства материалов, цвет, форма). Глина - строительный материал. Применение глины для изготовления посуды. Применение глины для скульптуры. Пластилин - материал ручного труда. Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для работы с пластилином. Лепка из глины и пластилина разными способами: конструктивным - предмет создается из отдельных частей; пластическим - лепка из целого куска, когда все части вытягиваются из одного куска глины, пластилина; комбинированным - объединяющим лепку из отдельных частей и целого куска. Приемы работы: разминание, отщипывание кусочков пластилина, размазывание по картону (аппликация из пластилина), раскатывание столбиками (аппликация из пластилина), скатывание шара, раскатывание шара до овальной формы, вытягивание одного конца столбика, сплющивание, прищипывание, примазывание (объемные изделия). Лепка из пластилина геометрических тел (брусок, цилиндр, конус, шар). Лепка из пластилина изделий, имеющих прямоугольную, цилиндрическую, конусообразную и шарообразную форму.
Комбинированные работы: бумага и пластилин.
Работа с природными материалами
Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды природных материалов). Историко-культурологические
сведения (в какие игрушки из природных материалов играли дети в старину).
Заготовка природных материалов. Инструменты, используемые с природными материалами (шило, ножницы), и правила работы с ними. Организация рабочего места при работе с природными материалами. Способы соединения деталей (пластилин, острые палочки). Работа с засушенными листьями (аппликация, объемные изделия). Работа с еловыми шишками. Работа с тростниковой травой. Изготовление игрушек из желудей. Изготовление игрушек из скорлупы ореха (аппликация, объемные изделия).
Комбинированные работы: пластилин и природные материалы.
Работа с бумагой и картоном
Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная). Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник). Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой. Виды работы с бумагой и картоном:
разметка с помощью шаблонов. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном. Порядок обводки шаблона геометрических фигур. Разметка по шаблонам сложной конфигурации;
разметка с помощью чертежных инструментов (по линейке, угольнику, циркулем). Их применение и устройство. Понятия: «линейка», «угольник», «циркуль»;
разметка с опорой на чертеж. Понятие «чертеж». Линии чертежа. Чтение чертежа.
Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги. Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц. Приемы вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «разрез по короткой наклонной линии»; «надрез по короткой прямой линии»; «разрез по длинной линии»; «разрез по незначительно изогнутой линии»; «округление углов прямоугольных форм»; «вырезание изображений
предметов, имеющих округлую форму»; «вырезание по совершенной кривой линии (кругу)». Способы вырезания: «симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам»; «симметричное вырезание из бумаги, сложенной несколько раз»; «тиражирование деталей».
Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика). Обрывание по контуру (аппликация).
Складывание фигурок из бумаги (оригами). Приемы сгибания бумаги: «сгибание треугольника пополам», «сгибание квадрата с угла на угол»; «сгибание прямоугольной формы пополам»; «сгибание сторон к середине»; «сгибание углов к центру и середине»; «сгибание по типу гармошки; «вогнуть внутрь»; «выгнуть наружу».
Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и скатывание в ладонях бумаги (плоскостная и объемная аппликация).
Конструирование из бумаги и картона (из плоских деталей; на основе геометрических тел (цилиндра, конуса), изготовление коробок).
Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с клеем и кистью. Приемы клеевого соединения: «точечное», «сплошное». Щелевое соединение деталей (щелевой замок).
Работа с текстильными материалами
Элементарные сведения о нитках (откуда берутся нитки). Применение ниток. Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды работы с нитками:
Наматывание ниток на картонку (плоские игрушки, кисточки).
Связывание ниток в пучок (ягоды, фигурки человечком, цветы).
Шитье. Инструменты для швейных работ. Приемы шитья: «игла вверх- вниз».
Вышивание. Что делают из ниток. Приемы вышивания: вышивка прямой строчкой, вышивка прямой строчкой в два приема, вышивка стежком вперед иголку с перевивом, вышивка строчкой косого стежка в два приема.
Элементарные сведения о тканях. Применение и назначение ткани в жизни человека. Из чего делают ткань. Свойства ткани. Мнется, утюжится. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Шероховатые, шершавые, скользкие, гладкие, толстые, тонкие. Режутся ножницами. Прошиваются иголками. Сматываются в рулоны, скручиваются. Цвет ткани. Сорта ткани и их назначение (шерстяные ткани, хлопковые ткани). Кто шьет из ткани. Инструменты и приспособления, используемые при работе с тканью. Правила хранения игл. Виды работы с тканью (раскрой, шитье, вышивание, аппликация на ткани, окрашивание, набивка рисунка).
Раскрой деталей из ткани. Понятие «лекало». Последовательность раскроя деталей из ткани.
Шитье. Завязывание узелка на нитке. Соединение деталей, выкроенных из ткани, прямой строчкой, строчкой косыми стежками и строчкой петлеобразного стежка (закладки, кухонные предметы, игрушки).
Ткачество. Как ткани ткут. Виды переплетений ткани (редкие, плотные переплетения). Процесс ткачества (основа, уток, челнок, полотняное переплетение).
Скручивание ткани. Историко-культурологические сведения (изготовление кукол-скруток из ткани в древние времена).
Отделка изделий из ткани. Аппликация на ткани. Работа с тесьмой. Применение тесьмы. Виды тесьмы (простая, кружевная, с орнаментом).
Комбинированные работы: бумага и нитки; бумага и ткань; бумага и пуговицы.
Работа с древесными материалами
Элементарные сведения о древесине. Изделия из древесины. Понятия «дерево» и «древесина». Материалы и инструменты. Заготовка древесины. Кто работает с древесными материалами (плотник, столяр). Свойства древесины (цвет, запах, текстура).
Способы обработки древесины ручными инструментами и приспособлениями (зачистка напильником, наждачной бумагой).
Способы обработки древесины ручными инструментами (пиление, заточка точилкой).
Аппликация из древесных материалов (опилок, карандашной стружки, древесных заготовок для спичек). Клеевое соединение древесных материалов.
Комбинированные работы: бумага и древесные материалы.
Работа с металлом
Элементарные сведения о металле. Применение металла. Виды металлов (черные, цветные, легкие, тяжелые, благородные). Свойства металлов. Цвет металла. Технология ручной обработки металла. Инструменты для работы по металлу.
Работа с алюминиевой фольгой. Приемы обработки фольги: «сминание», «сгибание», «сжимание», «скручивание», «скатывание», «разрывание», «разрезание».
Работа с проволокой
Элементарные сведения о проволоке (медная, алюминиевая, стальная). Применение проволоки в изделиях. Свойства проволоки (толстая, тонкая, гнется). Инструменты (плоскогубцы, круглогубцы, кусачки). Правила обращения с проволокой.
Приемы работы с проволокой: «сгибание волной», «сгибание в кольцо», «сгибание в спираль», «сгибание вдвое, втрое, вчетверо», «намотка на карандаш», «сгибание под прямым углом».
Элементарные сведения о металлоконструкторе. Изделия из металлоконструктора. Набор деталей металлоконструктора (планки, пластины, косынки, углы, скобы планшайбы, гайки, винты). Инструменты для работы с металлоконструктором (гаечный ключ,отвертка).
Соединение планок винтом и гайкой.
Картонажно-переплетные работы
Элементарные сведения о картоне (применение картона). Сорта картона. Свойства картона. Картонажные изделия. Инструменты и приспособления. Изделия в переплете. Способы окантовки картона: «окантовка картона полосками бумаги», «окантовка картона листом бумаги».
Ремонт одежды
Виды ремонта одежды (пришивание пуговиц, вешалок, карманом и т.д.). Пришивание пуговиц (с двумя и четырьмя сквозными отверстиями, с ушком). Отделка изделий пуговицами. Изготовление и пришивание вешалки.
Предметные результаты освоения программы учебного предмета «Ручной труд» на конец обучения в младших классах:
Минимальный уровень:
знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте);
знание видов трудовых работ;
знание названий и некоторых свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда; знание и соблюдение правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;
знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках ручного труда;
анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков и свойств; определение способов соединения деталей;
владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов;
использование в работе доступных материалов (глиной и пластилином; природными материалами; бумагой и картоном; нитками и тканью; проволокой и металлом; древесиной; конструировать из металлоконструктора);
выполнение несложного ремонта одежды.
Достаточный уровень:
знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину;
знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей;
знание видов художественных ремесел;
нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей тетради;
знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении трудовых работ;
осознанный подбор материалов по их физическим, декоративно-художественным и конструктивным свойствам;
отбор оптимальных и доступных технологических приемов ручной обработки в зависимости от свойств материалов и поставленных целей; экономное расходование материалов;
использование в работе с разнообразной наглядности: составление плана работы над изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы, распознавание простейших технических рисунков, схем, чертежей, их чтение и выполнение действий в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;
осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
установление причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и их результатами;
выполнение общественных поручений по уборке класса/мастерской после уроков трудового обучения.
Содержание учебного предмета «Ручной труд» в 1 классе
Весь материал учебного предмета «Ручной труд» в 1 классе направлен на:
- Формирование у обучающихся первого класса представлений об окружающем рукотворном предметном мире, как результате трудовой деятельности человека
- Ознакомление с доступными видами ручного труда: «работа с глиной и пластилином», «работа с бумагой и картоном», «работа с природными материалами», «работа с нитками».
- Овладение первоначальными технико-технологическими сведениями о глине, пластилине, бумаге, природных материалах и обучение элементарным безорудийным и орудийным приемам их обработки.
- Формирование заинтересованности практической деятельностью, способствующей воспитанию трудолюбия, настойчивости, умению работать в коллективе.
- Развитие восприятия и ориентировки в наглядных пособиях (учебниках, рабочих тетрадях, предметно-операционных планах, таблицах и электронных образовательных ресурсах.).
- Расширение словарного запаса за счет овладения техникотехнологическими терминами и понятиями: «изделие», «инструмент», «материал», «культура труда», «общественно полезный труд», «рабочее место», «труд» и др.
- Формирование организационных умений в труде.
«Работа с глиной и пластилином». Знакомство с этими пластическими материалами начинается с глины. В учебнике для 1 класса дети вместе с учителем найдут ответы на вопросы: что такое глина? Где находят глину? Какая бывает глина? Что делают из глины? В связи с тем, что работа с этим пластическим материалом требует особой организации занятий, использование данного материала в начальных классах в условиях урочной системы встречается редко.
Широко доступным пластическим материалом считается пластилин. Соответствующий раздел учебника содержит все необходимые сведения об этом материале. Так, к примеру, даны ответы на такие вопросы: что такое пластилин? Чем пластилин отличается от глины? Какой бывает пластилин? Какие инструменты помогают при работе с пластилином? Как работать с пластилином? (Описываются приемы обработки — скатывание, сплющивание, вытягивание, прощипывание и др.) Как лепить из пластилина объемные фигурки? В учебнике иллюстрируются образцы заданий, которые дети должны выполнить на уроке.
«Работа с природными материалами». С помощью информации, содержащейся в учебнике, дети совершат тематические экскурсии «Лес», «Море», «Поле», т. е. прогулки в те места, где можно найти разнообразные природные материалы. Рассматривая приведенные в книге образцы природных материалов, школьники упражняются в их распознавании и получают о них новые сведения. В учебнике дети найдут ответы на вопросы: где используются природные материалы (в городах, парках, домах)? Какие предметы быта, сувениры, декоративные украшения и игрушки делают из разнообразных природных материалов?
Занятия с природным материалом создают условия для развития наблюдательности, воображения детей с интеллектуальными нарушениями. В учебнике 1 класса предлагаются группы изделий, выполненных из различных природных материалов: аппликации из засушенных цветов, трав и листьев; объемные изделия, сочетающие в себе пластилин и сухую пушистую траву; изделия, выполненные на основе пластилина и шишек.
«Работа с бумагой и картоном». При изучении этого вида работы школьники получат сведения о бумаге, которая занимает на уроках труда в 1 классе ведущее место из большого разнообразия поделочных и художественных материалов. Бумага — это общеизвестный материал,
крайне необходимый современному человеку. В учебнике школьники получат ответы на вопросы: какие предметы из бумаги используют в быту? Какие предметы из бумаги используют в игре? Какие предметы из бумаги используют в учебе? Из существующего перечня сортов бумаги школьники 1 класса знакомятся лишь с некоторыми: писчая бумага, печатная, бумага для рисования, впитывающая, папиросная или бумага для труда, для упаковки промышленных товаров. Соприкасаясь с различными сортами бумаги (которые раздаются дополнительно), дети определяют на ощупь ее плотность, гладкость, шероховатость, что способствует развитию тактильных ощущений. Игровые ситуации с использованием различных сортов бумаги способствуют развитию слуховой чувствительности у детей. Например, не видя бумаги, по шуму при ее сминании дети на слух определяют и называют тот или иной ее сорт. Данные в учебнике образцы цвета помогут сформировать у школьников с интеллектуальными нарушениями представления о том, какого цвета может быть бумага или картон.
Бумага универсальна по своим физическим свойствам, что позволяет совершать с ней разнообразные практические действия, которые положительно влияют на коррекцию мелкой моторики детей с интеллектуальными нарушениями. В учебнике на страницах, посвященных теме «Как работать с бумагой», наглядно демонстрируются приемы безорудийной обработки бумаги. К ним отнесены разрывание, обрывание, сминание и сгибание бумаги. При овладении этими приемами школьники выполняют ряд практических заданий, в ходе которых усваивают понятия «аппликация», «рельефная аппликация», «мозаика», «оригами», учатся выявлять признаки основных геометрических форм (треугольник, квадрат, прямоугольник) и сопоставлять их с изображением реальных предметов.
В процессе овладения орудийными приемами школьники узнают, какими бывают ножницы, как правильно их держать, передавать, как правильно ножницами резать бумагу. В учебнике для 1 класса нашли отражение все доступные приемы вырезания, которыми должны овладеть обучающиеся с интеллектуальными нарушениями. К ним отнесены приемы прямолинейного вырезания (разрез бумаги по короткой прямой линии, разрез бумаги по короткой наклонной линии, надрез бумаги по короткой прямой линии, разрез по длинной линии), приемы криволинейного вырезания (разрез по незначительно изогнутым линиям, скругление углов прямоугольных форм, вырезание округлых форм несложных контурных очертаний, разрез по кругу). В ходе овладения приемами криволинейного вырезания школьники осваивают понятия «круг», «овал», сопоставляя понятия с изображением реальных предметов. В учебнике содержится иллюстративный материал, направленный на обучение детей способам вырезания ножницами из бумаги. К ним отнесены способы вырезания изображений симметричного строения (симметричное вырезание предметных и орнаментальных изображений из бумаги, сложенной пополам, симметричное вырезание предметных и орнаментальных изображений из бумаги, сложенной несколько раз).
«Работа с нитками». В процессе изучения этого вида работы школьники найдут ответы на вопросы: где нитки встречаются в природе? Из чего делает нитки человек? Какие сорта ниток бывают? (Хлопчатобумажные, шелковые, льняные, шерстяные.) Изучая свойства ниток, школьники закрепляют понятия «толстый», «тонкий», «длинный», «короткий», осваивают цветовую гамму ниток, знакомятся с физическими свойствами ниток (нитки разрываются руками, разрезаются ножницами ит. д.).
Рассматривая иллюстративный материал, обучающиеся знакомятся с разными областями использования ниток: вышивание нитками, вязание из ниток, изготовление тканей, из которых шьют различные предметы. Для актуализации и активизации личного визуального и бытового опыта школьников во время беседы о нитках необходимо побуждать их вспоминать, какие еще предметы из ниток, которых нет в иллюстративном материале учебника, они знают. Обучающиеся знакомятся с инструментами, которые используют при работе с нитками: иголки (большие, маленькие), ножницы, коклюшки для плетения кружева, спицы для вязания (демонстрируются отдельно). В ходе ознакомления с нитками школьникам объясняются условия хранения ниток (в клубках, мотках, на катушках и картонках). В связи с этим предусматриваются задания, позволяющие детям овладеть рядом технических приемов: сматывание ниток в клубок, наматывание ниток на картонную основу, завязывание узелков, связывание ниток. Обучение шитью включает овладение обучающимися приемом «иглы вверх-вниз». Данный прием используется в линейном шитье (прямые горизонтальные, вертикальные и наклонные стежки) и в предметном вышивании (контуры геометрических фигур). Обучение вышиванию включает овладение школьниками приемом заполнения расстояния между стежками (линейное и предметное вышивание) ниткой одного или разного цвета. В учебнике приводятся образцы изделий, которые в дальнейшем выполняют дети.
Календарно-тематическое планирование.
I четверть (18ч.)
Работа с бумагой и картоном (7ч.)
№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Дата
1.
Урок – путешествие « Мир профессий».
Беседа о труде и профессиях. Ознакомление учащихся с особенностями урока труда.
1
2.
Игра – упражнение «Сделай так как я скажу»
Упражнение в сгибании и разрывании бумаги по прямым линиям, изготовлении книжечки.
1
3.
Игра «Солнышко и тучки». Коллективная аппликация.
1
4.
Игра «Бахрома для шарфика»
Упражнение в резании ножницами по следу сгиба. Вырезание полос по прямым линиям.
1
5.
Игра «Волшебный сгиб»
Резание полосы бумаги на квадраты, прямоугольники, образованные путём складывания бумаги.
1
6.
Игра «Строители»
Вырезание квадратов, прямоугольников, размеченных по шаблону.
1
7.
Игра «Тропинка»
Скругление углов квадратов и прямоугольников на глаз.
1
Работа с природными материалами- 4ч.
№п/п
Тема урока
Кол-во часов
Дата
8.
Экскурсия в природу с целью сбора природного материала
1
9.
Игра «Большой – маленький»
Наклеивание на подложку из цветного картона засушенных листьев (лист большой, лист маленький).
1
10.
Игра «Букет для мамы»
Наклеивание на подложку из цветного картона цветков с последующим наклеиванием вазы, вырезанной из бархатной бумаги.
1
11.
Игра «Помоги ежику собрать грибы»
Наклеивание на подложку из цветного картона засушенных листьев: аппликация гриб
1
Работа с пластилином- 8 ч.
№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Дата
12-13.
Игра «Волшебные превращения»
Подготовительные упражнения: лепка палочек и столбиков различной длины и толщины. Изготовление лесенки.
2
14.
Игра «Волшебные превращения»
Изготовление домика из предварительно подготовленных палочек и столбиков различной длины и толщины.
1
15.
Игра «Волшебные превращения»
Изготовление колодца из предварительно подготовленных палочек и столбиков различной длины и толщины.
1
16.
Упражнение «Бусы для мамы».
Лепка по образцу предметов шаровидной формы: бусы.
1
17-18.
Игра «Неваляшки пьют чай с баранками»
Лепка по образцу предметов шаровидной формы: кукла-неваляшка из двух шаров различной величины.
2
II четверть (14ч.)
Работа с текстильными материалами - 5 ч.
№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Дата
19.
Экскурсия в швейную мастерскую
1
20.
Упражнение в резании ниток разной длины.
1
21.
Связывание цветных ниток, наматывание ниток в клубок и на картон.
1
22.
Составление коллекции ниток, наклеивание на картон.
1
23.
Завязывание узелков, бантиков.
1
Работа с природным материалом - 3 ч.
№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Дата
24.
Материалы и инструменты. Кто работает с древесными материалами (плотник, столяр).
1
25.
Экскурсия в столярную мастерскую.
1
26.
Свойства древесины (цвет, запах, текстура).
1
Работа с пластилином - 3 ч.
27.
Лепка по образцу овощей и фруктов, имеющих форму шара: яблоко.
1
28.
Лепка предметов конической формы: груша, морковь.
1
29.
Лепка по образцу пирамидки.
1
Работа с бумагой и картоном (3ч.)
30 31.
Изготовление елочных гирлянд.
2
32.
Изготовление елочной игрушки.
1
III четверть (18 ч.)
Работа с пластилином - 5 ч.
33.
Лепка по образцу ёжика (пластилин, семечки).
1
34-35
Лепка корзины с грибами.
2
36.
Лепка по образцу рельефов букв и цифр.
1
37.
Лепка снеговика.
1
Работа с бумагой и картоном - 8 ч.
38-39.
Составление по образцу композиции из геометрических фигур (снеговик и домик).
2
40.
Составление из геометрических фигур орнамента в квадрате.
1
41-42.
Составление по образцу композиции: лодочка.
2
43.
Составление по образцу композиции: пирамидка.
1
44-45.
Изготовление поздравительной открытки к празднику 8 марта.
2
Работа с нитками - 5ч.
46.
Изготовление изделий из ниток. Бабочка.
1
47.
Изготовление изделий из ниток. Кисточка.
1
48.
Обучение приемам шитья. Шитье по проколам.
1
49.
Обучение приемам шитья. Вышивание по проколам.
1
50.
Обучение приемам шитья. Вышивание по проколам.
1
IV четверть (16 ч.)
Работа с текстильными материалами - 7 ч.
№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Дата
51-52-53.
Картина из бросового материала шерстяные нитки «Солнышко»
3
54-55.
«Косички у моей сестрички» (плетение кос из шерстяных ниток, лент, шнурков)
Предметными результатами изучения курса «Ручной труд» в 1-м классе являются:
получение первоначальных представлений о сознательном и нравственном значении труда в жизни человека, о мире профессий;
усвоение правил техники безопасности;
овладение основами трудовой деятельности, необходимой в разных жизненных сферах, овладение технологиями, необходимыми для социального и трудового взаимодействия;
овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах, овладение умением адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия;
развитие понимания словесных инструкций (выполнять по инструкции трудовые операции), характеризовать материалы и инструменты, устанавливать последовательность работы;
уметь кратко отчитаться и оценить качество проделанной работы ("аккуратно", "неаккуратно").
сформированность умений работать с разными видами материалов и инструментами, выбирать способы их обработки в зависимости от их свойств;
сформированность навыков самообслуживания, организационных трудовых умений (правильно располагать материалы и инструменты на рабочем месте, выполнять правила безопасной работы и санитарно-гигиенические требования и т.д.);
использование приобретенных знаний и умений для решения повседневных практических задач.
Минимальный уровень.
названия материалов, используемых для выполнения поделок (пластилин, бумага, нитки);
названия основных цветов указанных материалов;
названия операций, необходимых для обработки материала (пластилин - лепят, бумагу - сгибают, нитки - сплетают, вьют).
умение охарактеризовать основные свойства материалов;
организовать работу с опорой на образец изделия, показ учителем приемов работы и его устную инструкцию;
умение сопоставить свою поделку, образец и натуральный предмет
Достаточный уровень.
название материалов, объектов работы;
использование пространственных характеристик: "вверху", "внизу", "слева", "справа", "в центре", "в углу" при работе с листом бумаги;
умение анализировать образец с подсчетом его деталей и определением их формы;
определение места приклеивания аппликации, присоединение дополнительных деталей с опорой на образец;
пользование предметной инструкционной картой;
самостоятельная организация работы с ножницами.
При составлении программы использовалась следующая учебная литература:
Л. А. Кузнецова Технология. Ручной труд. 1 класс: учеб. Для общеобразоват. Организаций, реализующих адапт. Основные общеобразоват. Программы/ - М.: Просвещение, 2017. – 103 с.
Технология. Ручной труд. Методические рекомендации. 1-4- классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / JI. А. Кузнецова. - М. : Просвещение, 2016. - 366 с.
Жидкина Т.С., Кузьмина Н.Н. Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида. – М., 2005
Козлина А. В. «Уроки ручного труда. Конспекты занятий» Мозаика-Синтез 2006.