Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по программе "Школа России"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
начальная общеобразовательная школа № 39
муниципального образования Белореченский район
город Белореченск
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 30 августа 2019 года протокол №1
Председатель__________ Л.А. Байков
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению
Уровень образования начальное общее образование (2 класс)
Количество часов 136 ч
Учитель Немова Светлана Николаевна
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена на основе примерных рабочих программ по литературному чтению предметной линии учебников системы «Школа России». 1-4 классы. Москва, Просвещение, 2019. Авторы Л.Ф.Климанова, М.В.Бойкина
Предмет «Литературное чтение» обеспечивается УМК: Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч./[Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.] - 11-е изд.,перераб. - М. : Просвещение, 2019
Планируемые результаты обучения по курсу «Литературное чтение»
Личностные
Учащиеся научатся:
• на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);
• с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во всём мире.
Учащиеся получат возможность научиться:
• понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;
• с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение ими и уважение к ним;
• самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать; создавать собственные высказывания и произведения о Родине.
Метапредметные
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
• сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле, с содержанием материала урока в процессе его изучения;
• формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока;
• читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);
• коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы;
• коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;
• контролировать выполнение действий в соответствии с планом;
• оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;
• оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;
• выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре;
• фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач;
• анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию;
• осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи па уроке, проговаривая во внутренней речи.
Учащиеся получат возможность научиться:
• формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;
• читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, наизусть и пр.);
• составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;
• выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;
• оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);
• определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем ?), связывать с целевой установкой урока;
• фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «—», «?»);
• анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «—», «?»);
• фиксировать причины неудач в устной форме в группе (паре);
• предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;
• осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
• пользоваться в практической деятельности условными значками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;
• отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;
• понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;
• сравнивать лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказки;
• сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла;
• создавать небольшое высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5—6 предложений;
• понимать смысл русских народных и литературных сказок, басен И. А. Крылова;
• проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, рифмовок, написании небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
• соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения;
• определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника и рабочей тетради;
• понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, осмыслении структуры текста п пр.).
Учащиеся получат возможность научиться:
• определять информацию на основе различных художественных объектов, например литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;
• анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;
• сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
• находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах;
• самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения;
• понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.); понимать значение этих произведений для русской и мировой литературы;
• проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
• предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
• вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;
• создавать связное высказывание из 5—6 простых предложений по предложенной теме;
• оформлять 1—2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
• прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои;
• не конфликтовать, использовать вежливые слова;
• в случае спорной ситуации проявлять терпение, идти на компромиссы, предлагать варианты и способы разрешения конфликтов;
• употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога; находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описывающих конфликтную ситуацию;
• оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;
• принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности;
• определять совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения сверстников по выработанным критериям;
• находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет;
• готовить небольшую презентацию (5—6 слайдов) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.
Учащиеся получат возможность научиться:
• высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
• понимать цель своего высказывания;
• пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
• участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;
• создавать 3—4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
• проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;
• отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;
• опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;
• формулировать цель работы группы, принимать и сохранять се на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;
• определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям;
• определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм;
• руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения;
• объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений;
• находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты);
• готовить небольшую презентацию (6—7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.);
• озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.
Предметные
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
• понимать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, пользоваться (под руководством учителя) в читательской практике приёмами чтения (комментированное чтение, чтение диалога, выборочное чтение);
• читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора;
• ориентироваться в учебной книге, её элементах; находить сходные элементы в книге художественной;
• просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради»;
• осознавать нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями;
• распределять загадки по тематическим группам, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;
• соотносить заголовок текста с содержанием, осознавать взаимосвязь содержания текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков.
Учащиеся получат возможность научиться:
• читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
• понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осуществлять подготовку к праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями;
• употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;
• наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;
• рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «некрасиво», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;
• пользоваться элементарными приёмами анализа текста с помощью учителя;
• осуществлять переход от событийного восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
• задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
• делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
• осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
• находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях;
• пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке;
книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
• пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов под руководством учителя;
• составлять собственные высказывания на основе произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному.
Учащиеся получат возможность научиться:
• сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
• творчески пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
• различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа;
• находить различия между научно-познавательным и художественным текстом; приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно-познавательному или художественному; составлять таблицу различий;
• использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.
Учащиеся получат возможность научиться:
• понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
• определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами;
• находить в произведении средства художественной выразительности;
• понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательство этому в тексте.
Содержание учебного предмета «Литературное чтение»
Вводный урок по курсу литературного чтения (1ч)
Знакомство с учебником.В.Ч. «Книги прочитанные летом».
Самое великое чудо на свете (4 ч)
Самое великое чудо на свете.
Библиотеки. Проект «О чем может рассказать школьная библиотека».
Старинные и современные книги.
Устное народное творчество (15 ч)
Устное народное творчество.
Русские народные песни.
Потешки и прибаутки-малые жанры устного народного творчества.
Скороговорки, считалки, небылицы.
Загадки, пословицы и поговорки.
Народные сказки.
«Петушок и бобовое зернышко».
«У страха глаза велики».
«Лиса и тетерев».
«Лиса и журавль».
«Каша из топора».
«Гуси-лебеди».
Презентация проекта «О чем может рассказать школьная библиотека». В.Ч. «Русские народные сказки».
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Устное народное творчество».
Люблю природу русскую. Осень (8 ч)
Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...»
К. Бальмонт. «Поспевает брусника», А. Плещеев. «Осень наступила...»
А. Фет. «Ласточки пропали...»
«Осенние листья» - тема для поэтов (А. Толстой. «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...», С. Есенин. «Закружилась листва золотая...», В. Брюсов. «Сухие листья», И. Токмакова. «Опустел скворечник...» )
В. Берестов. «Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии),
М. Пришвин. «Осеннее утро».Поговорим о самом главном. В.Ч. «Стихи русских поэтов об осени»
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Люблю природу русскую. Осень».
Русские писатели (14 ч)
А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...»
Стихи А.Пушкина («Вот север тучи нагоняя», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...»)
А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» (3 ч).
Обобщение по теме «Сказки А.С.Пушкина»
И. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак»
И.Крылов«Стрекоза и Муравей».
Л. Толстой. «Старый дед и внучек».
Л.Толстой «Филипок» (2 ч)
Л.Толстой «Котенок», «Правда всего дороже»
Веселые стихи. В.Ч. «Рассказы Толстого»
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Русские писатели».
О братьях наших меньших (12 ч)
И. Пивоварова. «Жила-была собака...», В. Берестов. «Кошкин щенок», М. Пришвин. «Ребята и утята», Е. Чарушин. «Страшный рассказ», Б. Житков. «Храбрый утенок», В.Бианки «Музыкант», В.Бианки «Сова», Е.Благинина «Мороз»
В.Ч. «Книги о животных». Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «О братьях наших меньших».
Из детских журналов (9 ч)
Д. Хармс. «Игра», «Вы знаете?..»; Д. Хармс, С. Маршак. «Веселые чижи»; Д. Хармс. «Что это было?»; Н. Гернет, Д. Хармс. «Очень-очень вкусный пирог»; Ю. Владимиров. «Чудаки»; А. Введенский. «Ученый Петя».В.Ч. «Мои любимые журналы»
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Из детских журналов».Проект«Мой любимый детский журнал»
Люблю природу русскую. Зима (9 ч)
И. Бунин. «Зимним холодом...», К. Бальмонт. «Светло-пушистая...», Я. Аким. «Утром кот...», Ф. Тютчев. «Чародейкою Зимою...», С. Есенин. «Поет зима – аукает...», «Береза».Сказка «Два мороза» С.Михалков «Новогодняя быль» В.Ч. «Стихи русских поэтов о зиме».Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Люблю природу русскую. Зима».
Писатели – детям (17 ч)
Произведения о детях, о природе, написанные К. И. Чуковским («Путаница», «Радость», «Федорино горе»), С. Я. Маршаком («Кот и лодыри»), С. В. Михалковым «Сила воли». «Мой щенок»), А. Л. Барто («Веревочка», «Мы не заметили жука...», «В школу», «Вовка – добрая душа»), Н. Н. Носовым («Затейники», «Живая шляпа»).В.Ч. «Рассказы Н.Носова».Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Писатели-детям».
Я и мои друзья (10 ч)
В. Берестов. «За игрой», Э. Мошковская. «Я ушел в свою обиду...», В. Берестов. «Гляжу с высоты...», В. Лунин. «Я и Вовка», Н. Булгаков. «Анна, не грусти!», Ю. Ермолаев. «Два пирожных», В. Осеева. «Хорошее».В.Ч. «Что такое хорошо и что такое плохо».Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Я и мои друзья».
Люблю природу русскую. Весна (9 ч)
Ф. Тютчев. «Зима недаром злится», «Весенние воды»; А. Плещеев. «Весна», «Сельская песенка»; А. Блок. «На лугу»; С. Маршак. «Снег теперь уже не тот»; И. Бунин. «Матери»; А. Плещеев. «В бурю»; Е. Благинина. «Посидим в тишине»; Э. Мошковская. «Я маму мою обидел».
В.Ч. «Стихи русских поэтов о весне».Проект «9 Мая — День Победы», «Подготовка экскурсии к памятнику славы».Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Люблю природу русскую. Весна».
И в шутку и всерьез (14 ч)
А.Введенский «Ученый Петя»,«Д.Хармс «Вы знаете...?»,Э. Успенский. «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой...», «Над нашей квартирой», «Память»; В. Берестов. «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»; И. Токмакова. «Плим», «В чудной стране»;Б.Заходер «Песенка Винни-Пуха» Г. Остер. «Будем знакомы».В.Ч. «Стихи и сказки Б.Заходера».Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «И в шутку и в серьез».
Литература зарубежных стран (12 ч)
Детский фольклор стран Западной Европы и Америки, произведения зарубежных классиков («Бульдог по кличке Дог», «Перчатки», «Храбрецы», «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети»). Сказки Ш. Перро («Кот в сапогах», «Красная Шапочка»), Г. X. Андерсена («Принцесса на горошине»), Э. Хогарт («Мафин и паук»).В.Ч. «Сказки Г.Х.Андерсена. «Подготовка выставки книг «Мой любимый писатель - сказочник», «Создание справочника «Зарубежные писатели — детям».
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Литература зарубежных стран».
Проверочные работы.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Устное народное творчество».
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Люблю природу русскую. Осень».
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Русские писатели».
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «О братьях наших меньших».
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Из детских журналов».
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Люблю природу русскую. Зима».
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Писатели-детям».
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Я и мои друзья».
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Люблю природу русскую. Весна».
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «И в шутку и в серьез».
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Литература зарубежных стран».
Проекты
«О чем может рассказать школьная библиотека»
«Мой любимый детский журнал»
«Создание газеты:«9 Мая — День Победы», «Подготовка экскурсии к памятнику славы»
«Подготовка выставки книг «Мой любимый писатель - сказочник», «Создание справочника «Зарубежные писатели — детям».
Внеклассное чтение
«Книги прочитанные летом»
«Русские народные сказки»
«Стихи русских поэтов об осени»
«Рассказы Л.Н.Толстого»
«Книги о животных»
«Мои любимые журналы»
«Стихи русских поэтов о зиме»
«Рассказы Н.Носова»
«Что такое хорошо и что такое плохо»
«Стихи русских поэтов о весне»
«Стихи и сказки Б.Заходера»
«Сказки Г.Х.Андерсена»
Тематическое планирование
Раздел
Кол-во ч
Темы
Основные виды деятельности
Вводный урок по курсу литературного чтения
1 ч
Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь. Книги, прочитанные летом.
Ориентироваться в учебнике по литературному чтению.
Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике.
Представлять выставку книг, прочитанных летом.
Знать и применять систему условныхобозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника.
Предполагать на основе названия содержание главы.
Пользоваться словарём в конце учебника.
Самое великое чудо на свете
4 ч
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Любимые книги. Герои любимых книг. Творчество читателя, талант читателя.
Проект «О чём может рассказать школьная библиотека».
Старинные и современные книги. Сравнение книг. Подготовка сообщения на темы «Старинные книги Древней Руси», «О чём может рассказать старинная книга».
Высказывания о книгах К. Ушинского, М. Горького, JI. Толстого. Классификация высказываний. Напутствие читателю Р. Сефа.
Выразительное чтение стихотворения. Поиск необходимой книги в библиотеке. Подготовка сообщения о книге-справочнике, научно-познавательной книге.
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке.
Представлять любимую книгу и любимых героев.
Ориентироваться в пространстве школьной библиотеки.
Находить нужную и интересную книгу по тематическому каталогу в библиотеке. Рассказывать о прочитанной книге по плану, разработанному коллективно.Составлять список прочитанных книг. Составлять рекомендательный список по темам (например, о книге).
Участвовать в коллективном проекте «О чём может рассказать школьная библиотека».
Находить нужную информацию о библиотеке в различных источниках информации.
Готовить выступление на заданную тему. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.
Размышлять над прочитанным.
Находить информацию о старинных книгах
из учебника.
Подготовить сообщение о старинных книгах для одноклассников и учеников 1 класса.
Обсуждать в паре и группе высказывания великих людей о книге и чтении.
Сравнивать высказывания великих людей
о книге и чтении: находить сходство и различия.
Устное народное творчество
15 ч
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Планирование работы учащихся и учителя по освоению содержания раздела.
Устное народное творчество. Малые и большие жанры устного народного творчества. Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа. В. Даль — собиратель пословиц русского народа. Сочинение по пословице.
Русские народные песни. Образ рябины и берёзы в русских народных песнях. Рифма. Выразительное чтение русских песен. Потешки и прибаутки — малые жанры устного народного творчества. Отличие прибаутки от потешки. Слово как средство создания образа.
Считалки и небылицы — малые жанры устного народного творчества. Ритм — основа считалки. Сравнение считалки и небылицы. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Распределение загадок по тематическим группам. Сказки. Русские народные сказки. «Петушок и бобовое зёрнышко». «У страха глаза велики». Использование приёма звукописи при создании кумулятивной сказки. «Лиса и тетерев». «Лиса и журавль». «Каша из топора». «Гуси- лебеди». Соотнесение смысла пословицы со сказочным текстом. Герои сказок. Характеристика героев сказки на основе представленных качеств характера. Рассказывание сказки по рисункам. Рассказывание сказки по плану. Выборочный пересказ эпизодов сказки по заданию учителя. Оценка достижений
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением в соответствии с условными обозначениями видов деятельности.
Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.
Читать, выражая настроение произведения. Читать с выражением, опираясь на ритм произведения.
Объяснять смысл пословиц.
Соотносить пословицы с содержанием книг и жизненным опытом.
Придумывать рассказ по пословице, соотносить содержание рассказа с пословицей. Находить созвучные окончания слов в песне.
Сочинять колыбельные песни, потешки, прибаутки, небылицы, опираясь на опыт созданиянародного творчества.
Находить различия в потешках и прибаутках, сходных по теме.
Находить слова, которые помогают представить героя произведения устного народного творчества.
Анализировать загадки.
Соотносить загадки и отгадки.
Распределять загадки и пословицы по тематическим группам.
Характеризовать героев сказки.
Называть другие русские народные сказки, перечислять героев сказок.
Соотносить пословицу и сказочный текст, определять последовательность событий, составлять план.
Рассказывать сказку (по иллюстрациям, плану, от лица другого героя сказки). Соотносить рисунок и содержание сказки, делать подписи под рисунками. Придумывать свои сказочные сюжеты. Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении.
Контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои достижения.
Люблю природу русскую. Осень.
8 ч
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Картины осенней природы.
Осенние загадки. Образ осени в загадках. Соотнесение загадки и отгадки.
Лирические стихотворения Ф. Тютчева, К. Бальмонта,
А. Плещеева, А. Фета, А. Толстого, С. Есенина. Настроение. Интонация стихотворения. Осенние картины природы. Средства художественной выразительности. Сравнение.
Приём звукописи как средство выразительности. Сравнение художественного и научно-популярного текстов. Сравнение лирического поэтического и прозаического текстов. Выразительное чтение стихотворений.
Оценка достижений.
Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта, сравнивать стихи разных поэтов на одну тему, выбирать понравившиеся, объяснять свой выбор.
Различать стихотворный и прозаический тексты.
Сравнивать их.
Сравнивать художественный и научнопознавательный тексты.
Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте.
Объяснять интересные выражения в лирическом тексте.
Придумывать собственные сравнения. Слушать звуки осени, переданные в лирическом тексте, сравнивать звуки, описанные в художественном тексте, с музыкальным произведением, подбирать музыкальное сопровождение к стихотворному тексту.
Представлять картины осенней природы.
Составлять палитру прочитанного стихотворения с помощью красок.Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста.
Находить средства художественной выразительности, подбирать свои слова; создавать с помощью слова собственные картины.
Оценивать свой ответ.
Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении.
Контролировать себя в процессе чтения, самостоятельно оценивать свои достижения.
Русские писатели
14 ч
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
А. Пушкин — великий русский писатель. Вступление к поэме «Руслан и Людмила». Сказочные чудеса. Лирические стихотворения. Картины природы. Настроение стихотворения. «Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение литературной и народной сказок. Картины моря в сказке. Характеристика героев произведения.
И. Крылов. Басни. Нравственный смысл басен И. Крылова. Сравнение басни и сказки. Структура басни, модель басни. Герой басенного текста. Характеристика героев басни. Соотнесение смысла басни со смыслом пословицы. JI. Толстой. Басни JI. Толстого. Нравственный смысл басен. Соотнесение смысла пословицы со смыслом басни. Рассказы JI. Толстого. Герои произведений. Характеристика героев произведений. Подробный пересказ. Оценка достижений.
Прогнозировать содержание раздела.
Читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя, называть волшебные события и предметы в сказках. Сравнивать авторские и народные произведения.
Отличать басню от стихотворения и рассказа.
Знать особенности басенного текста. Соотносить смысл пословицы со смыслом басни.
Характеризовать героев басни с опорой на текст.
Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте.
Определять в тексте красочные, яркие определения (эпитеты).
Придумывать свои собственные эпитеты, создавать на их основе собственные небольшие тексты-описания, тексты-повествования.
Находить авторские сравнения и подбирать свои сравнения.
Составлять устно текст — описание героя и текст-рассуждение (при сравнении героев) по сказке.
Определять действия, которые помогают представить неживые предметы как живые. Объяснять интересные словесные выражения в лирическом тексте.
Слушать звуки, переданные в лирическом тексте.
Представлять картины природы. Воспринимать на слух художественные произведения.
Соотносить смысл пословицы со смыслом прозаического текста.
Пересказывать текст подробно, выборочно. Характеризовать героев рассказа и сказки на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним, собственных впечатлений
о герое.
Оценивать свой ответ.
Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.
Выбирать книги по авторам и по темам. Пользоваться тематической картотекой.
О братьях наших меньших
12 ч
Прогнозирование содержания раздела.
Весёлые стихи о животных А. Шибаева, Б. Заходера,И. Пивоваровой, В. Берестова. Заголовок стихотворения. Настроение стихотворения. Приёмы сказочного текста в стихотворении.
Герой стихотворения. Характер героев. Рифма. Научно-популярный текст Н. Сладкова.
Рассказы о животных М. Пришвина, Е. Чарушина, Б. Житкова,В. Бианки. Герои рассказа. Нравственный смысл поступков. Характеристика героев. Выборочный пересказ.
Оценка планируемых достижении
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением, выбирать виды деятельности на уроке.
Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.
Воспринимать на слух прочитанное. Сравнивать художественный и научно-познавательный тексты.
Сравнивать сказки и рассказы о животных. Определять последовательность событий. Составлять план.
Пересказывать подробно по плану произведение.
Видеть красоту природы, изображённую в художественных произведениях.
Определять героев произведения, характеризовать их, выражать своё собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам.
Оценивать свой ответ.
Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Выбирать книги по темам и по авторам. Пользоваться тематической картотекой.
Из детских журналов
9 ч
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Придумывание своих вопросов по содержанию, сравнение их с необычными вопросами из детских журналов.
Произведения из детских журналов. Игра. Д. Хармс, Ю. Владимиров, А. Введенский. Заголовок. Подбор заголовка в соответствии с содержанием, главной мыслью. Ритм стихотворного текста. Выразительное чтение.
Проект «Мой любимый детский журнал».
Оценка своих достижений.
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.
Придумывать свои вопросы по содержанию, сравнивать их с необычными вопросами из детских журналов.
Подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью.
Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.
Воспринимать на слух прочитанное. Отличать журнал от книги. Ориентироваться в журнале.
Находить интересные и нужные статьи в журнале.
Находить нужную информацию по заданной теме.
Участвовать в работе пары и группы.Участвовать в проекте «Мой любимый детский журнал», распределять роли, находить и обрабатывать информацию в соответствии с заявленной темой.
Создавать собственный журнал, придумывать его оформление.
Придумывать необычные вопросы для детского журнала и ответы к ним.
Рисовать иллюстрации для собственного детского журнала.
Писать (составлять) свои рассказы и стихи для детского журнала.
Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.
Оценивать свои достижения.
Люблю природу русскую. Зима.
9 ч
Знакомство с названием раздела,
Прогнозирование содержанияраздела. Зимние загадки. Соотнесение загадки с отгадкойЛирические стихотворения И.Бунина, К. Бальмонта, Я. Акима,Ф. Тютчева, С. Есенина, С. Дрожжина. Настроение стихотворения. Слова, которые помогают представить зимние картины. Авторское отношение к зиме.
Русская народная сказка. «Два Мороза». Главная мысль произведения. Соотнесение пословицы с главной мыслью произведения. Герой произведения. Характеристика героев.
Новогодняя быль. С. Михалков. Особенности данного жанра. Чтение по ролям.
Весёлые стихи о зиме А. Барто,А. Прокофьева.
Оценка достижений.
Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно, отражая настроение стихотворения.
Воспринимать на слух художественный текст.
Соотносить пословицы с главной мыслью произведения.
Сравнивать произведения разных поэтов на одну тему.
Рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения. Подбирать музыкальное сопровождение к текстам, придумывать свою музыку. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте.
Чувствовать ритм и мелодику стихотворения, читать стихи наизусть.
Понимать особенности были и сказочного текста.
Сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков, использовать слова-антонимы для их характеристики.
Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.
Писатели-детям
17 ч
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
К. Чуковский. Сказки. «Путаница». «Радость». «Федорино горе». Настроение стихотворения. Рифма. Приём звукописи как средство создания образа. Авторское отношение к изображаемому. Чтение по ролям.
С. Маршак. Герои произведений С. Маршака. «Кот и лодыри». Соотнесение смысла пословицы с содержанием стихотворения.
С. Михалков. Стихи. Заголовок. Содержание произведения. Деление текста на части. Герой стихотворения. Характеристика героя произведения с опорой на его поступки.
А. Барто. Стихи. Заголовок стихотворения. Настроение стихотворения. Звукопись как средство создания образа. Выразительное чтение стихотворения.
Н. Носов. Юмористические рассказы для детей. Герои юмористического рассказа. Авторское отношение к ним. Составление плана текста. Подробный пересказ на основе картинного плана. Оценка достижений.
Воспринимать на слух художественный текст. Определять смысл произведения.
Соотносить смысл пословицы с содержанием произведения.
Объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря.
Определять особенности юмористического произведения, характеризовать героя, используя слова-антонимы.
Находить слова, которые с помощью звука помогают представить образ героя произведения. Рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним, выразительно читать юмористические эпизоды из произведения. Составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана.
Пересказывать текст подробно на основе картинного плана, высказывать своё мнение.
Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.
Читать тексты в паре, организовать взаимоконтроль, оценивать своё чтение.
Я и мои друзья
10 ч
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Стихи о дружбе и друзьях В. Берестова, Э. Мошковской, В. Лунина. Соотнесение смысла пословицы и смысла стихотворения. Нравственно-этические представления.
Рассказы Н. Булгакова, Ю. Ермолаева, В. Осеевой. Смысл названия рассказа. Соотнесение названия рассказа с пословицей. Составление плана рассказа.
Устные рассказы о дружбе, взаимовыручке. Выборочный пересказ рассказа по заданию учителя. Оценка достижений.
Прогнозировать содержание раздела. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста.
Воспринимать на слух художественное произведение.
Определять последовательность событий в произведении.
Придумывать продолжение рассказа. Соотносить основную мысль рассказа, стихотворения с пословицей.
Объяснять нравственный смысл рассказов. Объяснять и понимать поступки героев. Понимать авторское отношение к героям и их поступкам, выразительно читать по ролям.
Составлять план рассказа, пересказывать по плану.
Оценивать свой ответ в соответствии с образцом.
Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.
Составлять короткий рассказ на предложенную тему.
Люблю природу русскую. Весна.
9 ч
Знакомство с названием раздела. Весенние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой. Сочинение весенних загадок.
Лирические стихотворения Ф. Тютчева, А. Плещеева, А. Блока, И. Бунина. Настроение стихотворения. Приём контраста в создании картин зимы и весны. Слово как средство создания весенней картины природы. Звукопись.
Проект «Создание газеты:
9 Мая — День Победы», «Подготовка экскурсии к памятнику славы»
Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворения и загадки с выражением, передавать настроение с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса. Наблюдать за жизнью слова.
Отгадывать загадки.
Соотносить отгадки с загадками.
Сочинять собственные загадки на основе опорных слов прочитанных загадок. Представлять картины весенней природы. Находить слова в стихотворении, которые помогают представить героев.
Объяснять отдельные выражения в лирическом тексте.
Сравнивать стихотворения о весне разных поэтов.
Придумыватьсамостоятельно вопросы к стихотворению.
Оцениватьсвой ответ.
Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.
Контролировать и оценивать свое чтение. Участвовать в подготовке проекта.
И в шутку и всерьёз
14 ч
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Весёлые стихи Б. Заходера,Э. Успенского, В. Берестова,
И. Токмаковой. Анализ заголовка. Заголовок — «входная дверь» в текст. Авторское отношение к читателю. Герой авторского стихотворения. Сравнение героев стихотворения. Ритм стихотворения. Выразительное чтение. Инсценирование стихотворения. Весёлые рассказы для детей Э. Успенского, Г. Остера, В. Драгунского. Герои юмористических рассказов. Особое отношение к героям юмористического текста. Восстановление последовательности текста на основе вопросов. Составление плана. Пересказ текста на основе вопросов.
Оценка достижений.
Прогнозировать содержание раздела. Планировать виды работ с текстом.
Читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя.
Понимать особенности юмористического произведения.
Анализировать заголовок произведения. Сравнивать героев произведения, характеризовать их поступки, используя слова с противоположным значением. Восстанавливать последовательность событий на основе вопросов.
Пересказывать произведения подробно на основе вопросов учебника, выразительно читать отрывки из них.
Инсценировать стихотворение и фрагменты рассказов.
Пересказывать весёлые рассказы. Придумывать собственные весёлые истории. Оценивать свой ответ.
Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.
Литература зарубежных стран
12 ч
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставки книг. Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С. Маршака, В. Викторова, JI. Яхнина. Сравнение русских и зарубежных песенок.
Ш. Перро. «Кот в сапогах». «Красная Шапочка». Герои зарубежных сказок. Сравнение героев зарубежных и русских сказок.
Г.-Х. Андерсен. «Принцесса на горошине». Герои зарубежных сказок.
Эни Хогарт. «Мафин и паук». Герои сказок. Выборочный пересказ эпизода сказки по заданию учителя. Соотнесение смысла сказки с пословицей.
Проект «Подготовка выставки книг «Мой любимый писатель- сказочник», «Создание справочника «Зарубежные писатели — детям».
Оценка достижений.
Прогнозировать содержание раздела. Выбирать книгу для самостоятельного чтения.
Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.
Воспринимать на слух художественное произведение.
Сравнивать песенки разных народов с русскими песенками, находить сходство и различия.
Объяснять значение незнакомых слов. Определять героев произведений. Сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок, находить общее и различия.
Давать характеристику героев произведения. Придумывать окончание сказок. Сравнивать сюжеты литературных сказок разных стран.
Составлять план сказки, определять последовательность событий.
Пересказывать подробно сказку на основе составленного плана, называть волшебные события и предметы в сказке.
Участвовать в проектной деятельности. Создавать свои собственные проекты. Инсценировать литературные сказки зарубежных писателей.
Находить книги зарубежных сказочников в школьной и домашней библиотеках, составлять списки книг для чтения летом (с учителем).
Оценивать свой ответ.
Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.
Проверять себя, сверяя свой ответ с текстом, и самостоятельно оценивать свои достижения.