Рабочая программа по литературному чтению 2 класс УМК "Школа России" (надомное обучение-2ч)
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс УМК "Школа России" (надомное обучение-2ч)
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. от 22.09.2011), требованиями к планируемым результатам начального общего образования (Алексеева Л. Л., Анащенкова С. В., Биболетова М. З. Планируемые результаты начального общего образования /Под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2010.), Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России(Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М.: Просвещение, 2011.), на основании примерной программы начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений и программы общеобразовательных учреждений авторов Л. Ф. Климановой, М. В. Бойкиной «Литературное чтение 1 – 4 классы», (Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. – М.: Просвещение, 2011.)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению 2 класс УМК "Школа России" (надомное обучение-2ч)»
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Рождественская средняя общеобразовательная школа»
Ичалковского муниципального района Республики Мордовия
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
протокол №__
от «____» _______20___г.
Руководитель ШМО
__________________/Дудочкина Ю.С./
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
________________/Козырева С.А./
«____» _________20___г.
«Утверждено»
Директор МОБУ
«Рождественская СОШ»
_______________/Учеваткин С.А./
«____» _________20___г.
Адаптированная рабочая программа
учебного курса литературное чтение во__2__ классе
(наименование предмета)
(надомное обучение Березина Ильи Алексеевича)
Составитель программы:
учитель начальных классов высшей квалификационной категории МОБУ «Рождественская СОШ»
Дудочкина Ю.С.
с. Рождествено, 2018 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. от 22.09.2011), требованиями к планируемым результатам начального общего образования (Алексеева Л. Л., Анащенкова С. В., Биболетова М. З. Планируемые результаты начального общего образования /Под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2010.), Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России(Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М.: Просвещение, 2011.), на основании примерной программы начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений и программы общеобразовательных учреждений авторов Л. Ф. Климановой, М. В. Бойкиной «Литературное чтение 1 – 4 классы», (Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. – М.: Просвещение, 2011.)
Цели учебного предмета «литературное чтение»
Цели учебного предмета «Литературное чтение» во втором классе направлены на:
— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Основные задачи предмета:
развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
работать с различными типами текстов;
создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность.
Место предмета в учебном плане
Согласно Приказа Министерства здравоохранения Республики Мордовия, Министерства образования Республики Мордовия от 15 августа 2014 г. N 742/1192 "Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации с обучающимися и (или) их родителями (законными представителями), нуждающимися в длительном лечении, детьми-инвалидами, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, осуществляющие обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях Республики Мордовия" на изучение предмета во 2 классе отводится 60 часов.
.
Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижения второклассниками определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные
Учащиеся научатся:
- на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);
- с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во всем мире.
Учащиеся получат возможность научиться:
- понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;
- с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;
- самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать; создавать собственные высказывания и произведения о Родине.
Метапредметные
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
- сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с содержанием материала урока в процессе его изучения;
- формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока;
- читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);
- коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы;
-коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;
-контролировать выполнение действий в соответствии с планом;
-оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;
-оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;
-выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре.
-фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач;
-анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию;
-осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.
Учащиеся получат возможность научиться:
-формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;
-читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);
-составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;
-выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;
-оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);
-определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;
-фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?»);
-анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?»);
-фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;
-предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;
-осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
-пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;
-отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;
-понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;
-сравнивать лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку;
-сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла;
-создавать небольшое высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5—6 предложений;
-понимать смысл русских народных и литературных сказок, басен И. А. Крылова;
-проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
-соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения;
-определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника и рабочей тетради;
-понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, осмыслении структуры текста и пр.).
Учащиеся получат возможность научиться:
-определять информацию на основе различных художественных объектов, например литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;
-анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;
-сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
-находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах;
-самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения;
-понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.); понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;
-проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
-предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;
- определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;
-создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7—8 предложений;
-сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходства и различия;
-соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника; самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных произведений.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
-вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;
-создавать связное высказывание из 5—6 простых предложений по предложенной теме;
-оформлять 1—2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
-прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои;
-не конфликтовать, использовать вежливые слова;
-в случае спорной ситуации проявлять терпение, идти на компромиссы, предлагать варианты и способы разрешения конфликтов;
-употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога; находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описывающих конфликтную ситуацию;
-оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно,искренне/лживо, нравственно/безнравственно и др.),высказывая свою точку зрения;
-принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности;
-определять совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения сверстников по выработанным критериям;
-оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях;
-находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет;
-готовить небольшую презентацию (5—6 слайдов) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.
Учащиеся получат возможность научиться:
-высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
-понимать цель своего высказывания;
-пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
-участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;
-создавать 3—4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
-проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;
-отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;
-опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;
-формулировать цель работы группы, принимать и сохранять её на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;
-определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям;
-определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм;
-руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения;
-объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений;
-находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты);
-готовить небольшую презентацию (6—7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.);
-озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.
Предметные
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
-понимать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, пользоваться (под руководством учителя) в читательской практике приёмами чтения (комментированное чтение, чтение диалога, выборочное чтение);
-читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора;
-ориентироваться в учебной книге, её элементах; находить сходные элементы в книге художественной;
-просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради»;
-осознавать нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями;
-распределять загадки по тематическим группам, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;
-соотносить заголовок текста с содержанием, осознавать взаимосвязь содержания текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков.
Учащиеся получат возможность научиться:
-читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
-понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осуществлять подготовку к праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями;
-употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;
-наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;
-рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «некрасиво», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;
-пользоваться элементарными приёмами анализа текста с помощью учителя;
-осуществлять переход от событийного восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
-задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
-делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
-осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
-находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.);
при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях;
-пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке;
-составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся;
-пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов под руководством учителя;
-составлять собственные высказывания на основе произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному.
Учащиеся получат возможность научиться:
-сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
-творчески пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
-различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа;
-находить различия между научно-познавательным и художественным текстом; приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно-познавательному или художественному; составлять таблицу различий;
-использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки),
особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.
Учащиеся получат возможность научиться:
-понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
-определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами;
-находить в произведении средства художественной выразительности;
-понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательство этому в тексте.
Содержание учебного предмета «Литературное чтение»
1. Самое великое чудо на свете (2 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг. Творчество читателя, талант писателя.
Проект «О чем может рассказать школьная библиотека».
Старинные и современные книги. Сравнение книг. Подготовка сообщения на темы «Старинные книги Древней Руси», «О чём может рассказать старинная книга».
Высказывания о книгах К. Ушинского, М. Горького, Л. Толстого. Классификация высказываний.
Напутствие читателю Р. Сефа. Выразительное чтение напутствия.
Пересказ содержания научно-познавательных текстов.
2. Устное народное творчество (6 ч)
Знакомство с названием раздела.
Прогнозирование содержания раздела. Планирование работы учащихся по освоению содержания раздела.
Устное народное творчество. Малые и большие жанры устного народного творчества. Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа.
В. Даль — собиратель пословиц русского народа. Сочинение по пословице.
Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях. Рифма. Выразительное чтение русских песен.
Потешки и прибаутки — малые жанры устного народного творчества. Отличия прибаутки от потешки. Слово как средство создания образа.
Считалки и небылицы — малые жанры устного народного творчества. Ритм — основа считалки. Сравнение считалки и небылицы.
Загадки — малые жанры устного народного творчества. Распределение загадок по тематическим группам.
Сказки. Русские народные сказки. «Петушок и бобовое зёрнышко».«У страха глаза велики». Использование приёма звукописи при создании кумулятивной сказки. «Лиса и тетерев».«Лиса и журавль». «Каша из топора». «Гуси-лебеди».
Соотнесение смысла пословицы со сказочным текстом. Герои сказок. Характеристика героев сказки на основе представленных качеств характера.
Рассказывание сказки по рисункам. Рассказывание сказки по плану. Творческий пересказ: рассказывание сказки от лица её героев.
Оценка достижений.
3.Люблю природу русскую. Осень (3 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Картины осенней природы.
Осенние загадки. Образ осени в загадках. Соотнесение загадки и отгадки.
Лирические стихотворения Ф. Тютчева, К. Бальмонта, А. Плещеева, А. Фета, А. Толстого, С. Есенина. Настроение. Интонация стихотворения. Осенние картины природы. Средства художественной выразительности. Сравнение. Приём звукописи как средство выразительности. Сравнение художественного и научно-популярного текстов. Сравнение лирического поэтического и прозаического текстов. Выразительное чтение стихотворений. Оценка достижений.
4.Русские писатели (6 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
А.С. Пушкин — великий русский писатель. Вступление к поэме «Руслан и Людмила». Сказочные чудеса. Лирические стихотворения. Картины природы. Настроение стихотворения. Средства художественной выразительности. Эпитет. Сравнение. Олицетворение.
«Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение литературной и народной сказок. Картины моря в сказке. Характеристика героев произведения.
И.А. Крылов. Басни. Нравственный смысл басен И.Крылова. Сравнение басни и сказки. Структура басни, модель басни. Герой басенного текста. Характеристика героев басни. Соотнесение смысла басни с пословицей.
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Весёлые стихи о животных А. Шибаева, Б. Заходера, И. Пивоваровой, В. Берестова. Заголовок стихотворения. Настроение стихотворения. Приёмы сказочного текста в стихотворении. Герой стихотворения. Характер героев. Рифма. Научно-популярный текст Н. Сладкова.
Рассказы о животных М. Пришвина, Е. Чарушина, Б. Житкова, В. Бианки. Герои рассказа. Нравственный смысл поступков. Характеристика героев. Подробный пересказ на основе плана, вопросов, рисунков.
Оценка планируемых достижений.
6.Из детских журналов (4 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Придумывание своих вопросов по содержанию, сравнение их с необычными вопросами из детских журналов.
Произведения из детских журналов. Игра в стихи. Д. Хармс. Ю. Владимиров, А. Введенский.
Заголовок. Подбор заголовка в соответствии с содержанием, главной мыслью. Ритм стихотворного текста. Выразительное чтение на основе ритма.
Проект «Мой любимый детский журнал».
Оценка своих достижений.
7.Люблю природу русскую. Зима (5 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Зимние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой. Лирические произведения И. Бунина, К.Бальмонта, Я.Акима, Ф.Тютчева, С.Есенина, С.Дрожжина. Настроение стихотворения. Слова, которые помогают представить зимние картины. Авторское отношение к зиме.
Русская народная сказка «Два мороза». Главная мысль произведения. Соотнесение пословицы с главной мыслью произведения. Герой произведения. Характеристика героев.
Новогодняя быль. С. Михалков. Особенности данного жанра. Чтение по ролям.
Весёлые стихи о зиме А. Барто, А. Прокофьева.
Оценка достижений.
8.Писатели- детям (10 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
К. Чуковский. Сказки. «Путаница». «Радость». «Федорино горе».Настроение стихотворения. Рифма. Приём звукописи как средство создания образа. Авторское отношение к изображаемому. Чтение по ролям.
С.Я. Маршак. Герои произведений С. Маршака. «Кот и лодыри».
С.В. Михалков. Стихотворение «Мой секрет», «Сила воли». Эпическое стихотворение. Заголовок. Содержание произведения. Деление текста на части. Герой стихотворения. Характеристика героя произведения с опорой на его поступки.
А.Л. Барто. Стихи. Заголовок стихотворения. Настроение стихотворения. Звукопись как средство создания образа. Выразительное чтение стихотворения.
Н.Н. Носов. Юмористические рассказы для детей. Герои юмористических рассказов. Авторское отношение к ним. Составление плана текста. Подробный пересказ на основе самостоятельно составленного плана. Подробный пересказ на основе картинного плана.
Оценка достижений.
9.Я и мои друзья (6 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Стихи о дружбе и друзьях В. Берестова, Э. Мошковской, В. Лунина. Соотнесение пословиц и смысла стихотворения. Нравственно-этические представления.
Рассказы Н. Булгакова, Ю. Ермолаева, В. Осеевой. Смысл названия рассказа. Соотнесение названия рассказа с пословицей. Соотнесение плана рассказа. Устные рассказы о дружбе, взаимовыручке.
Оценка достижений.
10.Люблю природу русскую. Весна (6 ч)
Знакомство с названием раздела.
Весенние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой. Сочинение весенних загадок.
Лирические стихотворения Ф.Тютчева, А. Плещеева, А. Блока, И. Бунина, С. Маршака, Е. Благининой, Э. Мошковской. Настроение стихотворения. Приём контраста в создании картин зимы и весны. Слово как средство создания весенней картины природы. Звукопись.Проект «Газета – «День победы – 9 мая»
11.И в шутку и всерьёз (6 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Весёлые стихи Б. Заходера, Э. Успенского, В. Берестова, И. Токмаковой. Анализ заголовка. Заголовок- «входная дверь» в текст. Авторское отношение к читателю. Герой авторского стихотворения. Сравнение героев стихотворения. Ритм стихотворения. Чтение стихотворения на основе ритма. Инсценирование стихотворения.
Весёлые рассказы для детей Э.Успенского, Г.Остера, В.Драгунского. Герои юмористических рассказов. Особое отношение к героям юмористического текста. Восстановление последовательности текста на основе вопросов.
Оценка планируемых достижений.
12.Литература зарубежных стран (6 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг.
Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С.Маршака, В.Викторова, Л.Яхнина. Сравнение русских и зарубежных песенок.
Ш. Перро. «Кот в сапогах». «Красная шапочка». Герои зарубежных сказок. Сравнение героев зарубежных и русских сказок. Творческий пересказ: дополнение содержания сказки.
Г. –Х. Андерсен. «Принцесса на горошине». Герои зарубежных сказок.
Эни Хогарт. «Мафин и паук». Герои сказок. Составление плана сказки для подробного пересказа. Соотнесение смысла сказки с русской пословицей.
Проект: «Мой любимый писатель – сказочник».
Оценка достижений.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п
Дата плановая
Дата фактическая
Тема урока
Количество часов
Виды ,формы контроля
Домашнее задание
Самое великое чудо на свете - 2ч
1.1
04.09
Самое великое чудо на свете.
Библиотеки
1
Текущий
Стр.4-6(читать выразительно)
1.2
06.09
Книги
Проект: «О чём может рассказать школьная библиотека».
1
Защита проекта
Стр 7-11(Защита проекта)
Устное народное творчество – 6ч
2.1
11.09
Русские народные песни.
Потешки и прибаутки.
Считалки и небылицы.
Загадки
Пословицы и поговорки
1
Текущий
Стр13-27 читать выразительно,
Стр 27 ответить на вопросы
2.2
13.09
Сказки
Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко»
1
Текущий
Стр28-34 читать выразительно,
стр.30 выучить наизусть
2.3
18.09
Сказка « У страха глаза велики»
1
Текущий
Стр35 -38(пересказ)
2.4
20.09
Сказка « Лиса и тетерев» Сказка « Лиса и журавль»
1
Текущий
Стр39--43читать выразительно,
стр 44 ответить на вопросы, подготовиться к вн.чтению: Башкирские народные сказки.
2.5
25.09
Сказка « Каша из топора».
1
Текущий
Стр44 -47(чтение по ролям)
2.6
27.09
Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество (Тест ) Сказка « Гуси-лебеди»
.1
Тест
Стр48 -64(пересказ)
Люблю природу русскую. Осень – 3ч.
3.1
02.10
Люблю природу русскую. Осень.
Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…» К.Бальмонт «Поспевает брусника…», А. Плещеев «Осень наступила…»
А.Фет «Ласточки пропали…»
1
Фронтальный
Стр66-71читать выразительно,
стр.71 выучить наизусть
3.2
04.10
Осенние картины природы. А.Толстой «Осенние листья», С.Есенин « Закружилась листва золотая», В. Брюсов «Сухие листья….», И.Токмакова «Опустел скворечник»
В.Берестов « Хитрые грибы»
1
Фронтальный
Стр72-75 читать выразительно,
стр.76 выучить наизусть
3.3
09.10
М. Пришвин «Осеннее утро», И. Бунин «Сегодня так светло кругом…» Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень»
Тест.
1
Текущий
Стр77 -81 читать выразительно,
Стр 82 ответить на вопросы
Русские писатели – 6ч.
4.1
11.10
А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…»
Стихи А.С Пушкина
1
Фронтальный
Стр84-89 читать выразительно,
стр.86-87 выучить наизусть
4.2
16.10
А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» . Обобщение по теме « Сказки Пушкина»
1
Текущий
Стр90 -100 читать выразительно,
Стр 100-101 ответить на вопросы
.4.3
18.10
И. А.Крылов «Лебедь, Рак и Щука»
1
Фронтальный
Стр102-105 читать выразительно,
стр.104 выучить наизусть
4.4
23.10
И. Крылов «Стрекоза и Муравей»
1
Фронтальный
Стр.106-107 выучить наизусть,подготовиться к вн. чтению: Башкирские писатели для детей.
4.5
25.10
Л. Толстой «Старый дед и внучек» Л. Толстой «Филипок».
1
Фронтальный
Стр 100-116 читать выразительно,
Стр 116 ответить на вопросы
4.6
06.11
Л. Толстой «Котёнок», «Правда всего дороже»
Весёлые стихи Обобщение по разделу «Русские и башкирские писатели»
Тест.
1
Текущий
Стр 117-121 читать выразительно,
Стр 121 -124 ответить на вопросы
О братьях наших меньших – 5ч.
5.1
08.11
Б.Заходер «Плачет киска в коридоре…», И.Пивоварова «Жила-была собака…»
В.Берестов «Кошкин щенок»
1
Фронтальный
Стр 126-131 читать выразительно,
Стр 131 ответить на вопросы, стр128-129 выучить наизусть
5.2
13.11
М.Пришвин «Ребята и утята» Е Чарушин «Страшный рассказ»