Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению 3 класс.»
Рабочая программа по литературному чтению
3 класс на 2021-2022 учебный год
Учитель: Лофинг Татьяна Ивановна,
Первая квалификационная категория
2021 г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные
Обучающиеся научатся:
- понимать, что отношение к Родине начинается с отношения к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;
- с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;
- самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать, создавать собственные высказывания и произведения о Родине.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- понимать, что отношение к Родине начинается с отношения к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;
-собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);
- составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;
- принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».
Метапредметные
Регулятивные УУД
Обучающиеся научатся:
- формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;
- читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, наизусть и пр.);
- составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока; - выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания резуль татов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;
-оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);
- определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;
- фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?»); l анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?»);
- фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;
-предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;
- осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;
- формулировать свои задачи урока в соответствии с темой урока и индивидуальными учебными потребностями и интересами;
- читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);
- осмысливать коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;
- принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;
- выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока. Если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;
- оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;
- определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно (Что я уже знаю по данной теме? Что я уже умею?), связывать с индивидуальной учебной задачей;
- фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?», накопительной системы баллов);
- анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?», накопительной системы баллов);
- фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений»;
- записывать варианты устранения причин неудач, намечать краткий план действий по их устранению;
- предлагать свои варианты позитивных установок или способов успешного достижения цели из собственного опыта, делиться со сверстниками.
Познавательные УУД
Обучающиеся научатся:
- определять информацию на основе различных художественных объектов, например, литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;
- анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;
- сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива; - находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах;
- самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения;
- понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.);
понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;
- проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
- предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;
- определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;
- создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7—8 предложений;
- сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходство и различия;
соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника; самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных произведений.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;
- анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;
- находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать их в своих творческих работах;
- сравнивать летопись и былину, волшебную сказку и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходство и различия;
- сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;
- находить пословицы и поговорки с целью озаглавливания темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;
- сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива; - создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9—10 предложений;
- понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;
-проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий;
- предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;
- определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
Коммуникативные УУД
Обучающиеся научатся:
- высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
- понимать цель своего высказывания;
- пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
- участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;
- создавать 3—4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
- проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;
- отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;
- опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивания событий;
-формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;
- определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения);
оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям;
- определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм;
- руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения;
- объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений;
- находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты);
- готовить небольшую презентацию (6—7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.);
- озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
-формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;
- пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;
-участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;
- создавать 5—10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
- способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);
-демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);
- предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;
- определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;
- использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;
-отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;
- определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;
- определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения);
- оценивать свои достижения по выработанным критериям;
- оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;
- искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;
-обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;
-находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;
- находить различные источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели;
представлять информацию разными способами;
- самостоятельно готовить презентацию из 9—10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;
- использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;
- озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления. Предметные Виды речевой и читательской деятельности
Обучающиеся научатся:
- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
- осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, выборочное, изучающее, поисковое) в зависимости от цели чтения;
- понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
- употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;
- наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;
- рассуждать о категориях добро и зло, красиво и некрасиво, употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций;
- пользоваться элементарными приёмами анализа текста; составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу;
- самостоятельно читать произведение, понимать главную мысль;
соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
-задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
- делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
- находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о них;
- пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
- выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;
- пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления;
осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия);
эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;
- участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, доказывая свою точку зрения;
- формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственное мнение о проблеме;
-делить текст на части, подбирать заголовки к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;
-находить в произведениях средства художественной выразительности;
- готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в библиотеке;
- пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения.
Творческая деятельность
Обучающиеся научатся:
- сочинять самостоятельно произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
-писать небольшие по объёму сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека по пословице, по аналогии с прочитанным текстом — повествованием;
- пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя;
- сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.
Учащиеся получат возможность научиться:
- составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);
- подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмысливать их, возводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные 119 праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.);
участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам;
участвовать в читательских конференциях;
- писать отзыв на прочитанную книгу.
Литературоведческая пропедевтика
Обучающиеся научатся:
- понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
- определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами;
соотносить с пословицами и поговорками;
- понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательства этому в тексте;
- осмысливать специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства сходства и различий;
-находить в произведении средства художественной выразительности.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
- определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
- создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.
2. Содержание учебного предмета
Виды речевой и читательской деятельности
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Круг детского чтения
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.
Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.
Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика
(практическое освоение)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
Творческая деятельность обучающихся
(на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
Вводный урок по курсу литературного чтения (1ч)
Знакомство с учебником. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь.
Устное народное творчество (17 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Русские народные песни. Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.
Народные промыслы. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». «Иван царевич и серый волк». Русская народная сказка. “Сивка - Бурка”. Русская народная сказка.
Поговорим о самом главном. Обобщение по теме «Устное народное творчество». Проверь себя. Художники-иллюстраторы В.Васнецов и И.Билибин. Сравнение художественного и живописного текстов. Проект «Сочиняем волшебную сказку». Проверочная работа по теме «Устное народное творчество».
Поэтическая тетрадь (8 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Ф.И. Тютчев «Листья». А.А. Фет «Глянь - ка, мама, из окошка». И.С. Никитин «Встреча зимы». И.З. Суриков «Детство». И.З. Суриков «Зима». Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором». Обобщение по разделу. «Поэтическая тетрадь ». Проверь себя.
Великие русские писатели (23 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Детские годы А.С. Пушкина. Подготовка сообщения на основе статьи учебника.А.С. Пушкин. « Уж небо осенью дышало», « В тот год осенняя погода». А.С. Пушкин. «Опрятней модного паркета». А.С. Пушкин «Зимнее утро». А. С. Пушкин «Зимний вечер». А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о его прекрасной Царевне Лебеде». Рисунки И.Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом сказки. И.А. Крылов. Подготовка сообщения на основе статьи учебника. И. А. Крылов. «Мартышка и очки».
И.А. Крылов. «Ворона и лисица»». М.Ю.Лермонтов. Подготовка сообщения на основе статьи учебника. М. Ю. Лермонтов. «Утёс».
М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины...», «На севере диком стоит одиноко...
Детство Л. Н. Толстого (из воспоминаний писателя).Л. Н. Толстой. «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» Сравнение рассказов Л. Толстого. Л. Н. Толстой. «Акула». Л. Н. Толстой. «Прыжок». Обобщение по разделу «Великие русские писатели». Проверь себя. Внеклассное чтение Л. Толстой «Волк и мужик».
Литературные сказки (11 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост». В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». В. Гаршин. «Лягушка-путешественница». Обобщение по разделу «Литературные сказки». Проверь себя. Внеклассное чтение С.Козлов « Как ёжик ходил встречать рассвет». Внеклассное чтение В.Ф.Одоевский «Бедный Гнедко».
Были-небылицы (14 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
М. Горький. «Случай с Евсейкой». К. Г. Паустовский. «Растрёпанный воробей». Поговорим о самом главном. Притча «Что побеждает?». А. Куприн. «Слон». Обобщающий урок-путешествие по «Былям-небылицам». Проверь себя. Проверочная работа по разделу «Были-небылицы». Внеклассное чтение А.Куприн «Скворцы».
Поэтическая тетрадь (8 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирова¬ние содержания раздела.
Саша Чёрный «Воробей», «Что ты тискаешь утёнка?..». Саша Чёрный. «Слон». А. Блок. «Сны», «Ворона». Поговорим о самом главном. М Пришвин «Моя Родина». С. Есенин. «Черёмуха». Урок-викторина по теме «Поэтическая тетрадь ». Проверь себя. Внеклассное чтение С.Чёрный «Перед ужином», «Про Катюшу».
Люби всё живое (19 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
В мире книг. И. Соколов-Микитов. «Листопадничек». В.И. Белов «Малька провинилась». В. И. Белов «Ещё раз про Мальку». В.Драгунский «Он живой и светится...» В. П. Астафьев. «Капалуха». Б.С.Житков. «Про обезьянку». Работа с дополнительной литературой. Сообщение на тему «Птицы». Проверь себя. Проверочная работа по теме «Люби всё живое». Внеклассное чтение Б.Житков «Гармонь», « Разиня».
Поэтическая тетрадь (8 ч)
С.Я.Маршак «Гроза днём». «В лесу над росистой поляной…» Заголовок стихотворения. А.Л.Барто «Разлука». «В театре». С.В.Михалков «Если». Е.А.Благинина «Кукушка». «Котёнок». Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Поэтическая тетрадь ». Проект: «Праздник поэзии».
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (17 ч)
Б.В.Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Соотнесение пословицы и содержания произведения. М.М.Зощенко. «Золотые слова». «Великие путешественники». Особенности юмористического рассказа. Главная мысль произведения. Восстановление порядка произведений. Н.Н.Носов «Федина задача». «Телефон». «Друг детства». Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка. Сборник юмористических рассказов Н.Носова. А.П.Платонов. «Цветок на земле». «Ещё мама». Герои рассказа. Особенности речи героев. Чтение по ролям. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».
Зарубежная литература (10ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. В мире книг. Г. Х. Андерсен. «Гадкий утёнок». Г. Х. Андерсен. «Гадкий утёнок». Г. Х. Андерсен. «Гадкий утёнок». Г. Х. Андерсен. «Гадкий утёнок».
Проверочная работа по теме «Зарубежная литература». Подготовка сообщения о великом сказочнике. Сказки разных народов. Обобщающий урок. Закрепление
3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ урока п/п
№
урока в теме
Раздел.
Тема урока
Страница
учебника
Вводный урок по курсу литературного чтения (1ч)
1
1
Знакомство с учебником. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь.
Устное народное творчество (17ч)
2
1
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
с.4-5
3
2
Русские народные песни.
с.6-7
4
3
Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.
с.8-9
5
4
Народные промыслы. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.
с.9
6
5
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
с.10-14
7
6
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
с.10-14
8
7
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
с.10-14
9
8
«Иван царевич и серый волк». Русская народная сказка.
с.15-24
10
9
«Иван царевич и серый волк». Русская народная сказка.
с. 15-24
11
10
«Иван царевич и серый волк». Русская народная сказка.
с. 15-24
12
11
“Сивка - Бурка”. Русская народная сказка.
с.25-33
13
12
“Сивка - Бурка”. Русская народная сказка.
с.25-33
14
13
Поговорим о самом главном.
с.34
15
14
Обобщение по теме «Устное народное творчество». Проверь себя.
с.35-39
16
15
Художники-иллюстраторы В.Васнецов и И.Билибин. Сравнение художественного и живописного текстов.
с.39
17
16
Проект «Сочиняем волшебную сказку».
с.40
18
17
Проверочная работа по теме «Устное народное творчество».
Поэтическая тетрадь 1 (8ч)
19
1
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
с.41-43
20
2
Ф.И. Тютчев «Листья».
с.44-45
21
3
А.А. Фет «Глянь - ка, мама, из окошка».
с.45
22
4
И.С. Никитин «Встреча зимы».
с.46-47
23
5
И.З. Суриков «Детство».
с.48
24
6
И.З. Суриков «Зима».
с.50-51
25
7
Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором».
с.52-53
26
8
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь ». Проверь себя.
с.54-56
Великие русские писатели (23 ч)
27
1
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
с.57-59
28
2
Детские годы А.С. Пушкина. Подготовка сообщения на основе статьи учебника.
с.60-63
29
3
А.С. Пушкин. « Уж небо осенью дышало», « В тот год осенняя погода».
с.64-65
30
4
А.С. Пушкин. «Опрятней модного паркета».
с.65
31
5
А.С. Пушкин «Зимнее утро».
с.66-67
32
6
А. С. Пушкин «Зимний вечер».
с.68-69
33
7
А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о его прекрасной Царевне Лебеде».
с.70-77
34
8
А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о его прекрасной Царевне Лебеди».
с.78-85
35
9
А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о его прекрасной Царевне Лебеди».
с.86-93
36
10
А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о его прекрасной Царевне Лебеди».
с. 94-103
37
11
Рисунки И.Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом сказки.
с.71,74,78,79, 85,88,94,100
38
12
И.А. Крылов. Подготовка сообщения на основе статьи учебника.
с.104-107
39
13
И. А. Крылов. «Мартышка и очки».
с.108-109
40
14
И.А. Крылов. «Ворона и лисица»». Наизусть.
с.110-111
41
15
М.Ю.Лермонтов. Подготовка сообщения на основе статьи учебника.
с.112-114
42
16
М. Ю. Лермонтов. «Утёс».
с.115
43
17
М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины...», «На севере диком стоит одиноко...». Наизусть.
с.116
44
18
Детство Л. Н. Толстого (из воспоминаний писателя).
с.118-121
45
19
Л. Н. Толстой. «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» Сравнение рассказов Л. Толстого.
с.122-123
46
20
Л. Н. Толстой. «Акула».
с.124-126
47
21
Л. Н. Толстой. «Прыжок».
с.127-129
48
22
Обобщение по разделу «Великие русские писатели». Проверь себя.
с.130-132
49
23
Внеклассное чтение Л. Толстой «Волк и мужик».
Литературные сказки (11ч)
50
1
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
с.134-135
51
2
Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост».
с.136-139
52
3
В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович».
с.140-142
53
4
В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович».
с.143-145
54
5
В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович».
с.146-148
55
6
В. Гаршин. «Лягушка-путешественница».
с.150-151
56
7
В. Гаршин. «Лягушка-путешественница».
с.152
57
8
В. Гаршин. «Лягушка-путешественница». Обобщающий урок.
с.153-154
58
9
Обобщение по разделу «Литературные сказки». Проверь себя.
с.155
59
10
Внеклассное чтение С.Козлов « Как ёжик ходил встречать рассвет».
60
11
Внеклассное чтение В.Ф.Одоевский «Бедный Гнедко».
Были- небылицы (14 ч.)
61
1
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
с.3-5
62
2
М. Горький. «Случай с Евсейкой».
с.6-12
63
3
М. Горький. «Случай с Евсейкой».
с.6-12
64
4
М. Горький. «Случай с Евсейкой».
с.6-12
65
5
К. Г. Паустовский. «Растрёпанный воробей».
с.13-22
66
6
К. Г. Паустовский. «Растрёпанный воробей».
с.13-22
67
7
К. Г. Паустовский. «Растрёпанный воробей».
с.13-22
68
8
Поговорим о самом главном. Притча «Что побеждает?».
с.23
69
9
А. Куприн. «Слон».
с.24-35
70
10
А. Куприн. «Слон».
с.24-35
71
11
А. Куприн. «Слон».
с.24-35
72
12
Обобщающий урок-путешествие по «Былям-небылицам». Проверь себя.
с.36
73
13
Проверочная работа по разделу «Были-небылицы».
74
14
Внеклассное чтение А.Куприн «Скворцы».
Поэтическая тетрадь (8ч)
75
1
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
с.37-39
76
2
Саша Чёрный «Воробей», «Что ты тискаешь утёнка?..».
с.40-42
77
3
Саша Чёрный. «Слон».
с.43
78
4
А. Блок. «Сны», «Ворона».
с.44-47
79
5
Поговорим о самом главном. М Пришвин «Моя Родина».
с.48-49
80
6
С. Есенин. «Черёмуха».
с.50-51
81
7
Урок-викторина по теме «Поэтическая тетрадь ». Проверь себя.
с.52
82
8
Внеклассное чтение С.Чёрный «Перед ужином», «Про Катюшу».
Люби всё живое (19ч)
83
1
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
с.53-54
84
2
В мире книг.
с.55
85
3
И. Соколов-Микитов. «Листопадничек».
с. 56-62
86
4
И. Соколов-Микитов. «Листопадничек».
с. 56-62
87
5
И. Соколов-Микитов. «Листопадничек».
с. 56-62
88
6
В. И. Белов «Малька провинилась».
с. 63-64
89
7
В. И. Белов «Ещё раз про Мальку».
с. 65-66
90
8
В.Драгунский «Он живой и светится...»
с. 67-69
91
9
В.Драгунский «Он живой и светится...»
с. 67-69
92
10
В. П. Астафьев. «Капалуха».
с.70-72
93
11
В. П. Астафьев. «Капалуха».
с.70-72
94
12
Б. С. Житков. «Про обезьянку».
с. 73-84
95
13
Б. С. Житков. «Про обезьянку».
с. 73-84
96
14
Б. С. Житков. «Про обезьянку».
с. 73-84
97
15
Б. С. Житков. «Про обезьянку».
с. 73-84
98
16
Работа с дополнительной литературой. Сообщение на тему «Птицы».
99
17
Проверь себя.
с.85-86
100
18
Проверочная работа по теме «Люби всё живое».
101
19
Внеклассное чтение Б.Житков «Гармонь», « Разиня».
Поэтическая тетрадь (8ч)
102
1
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
с.87-89
103
2
С. Я. Маршак. «Гроза днём». «В лесу над росистой поляной...»
с.90-91
104
3
А. Барто. «Разлука».
с.92-93
105
4
А. Барто. «В театре».
с.94-95
106
5
С. В. Михалков. «Если».
с.96-97
107
6
Поговорим о самом главном. М.Дружинина «Мамочка-мамуля!», « Родина - слово большое, большое!»
с.98-99
108
7
Е.А.Благинина «Кукушка», «Котёнок».
с.100-101
109
8
Проект « В мире детской поэзии».
с.102-103
Собирай по ягодке - наберёшь кузовок. (17ч)
110
1
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
с. 105-106
111
2
В мире книг
с.107
112
3
Б. Шергин. «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок».
с. 108-111
113
4
Б. Шергин. «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок».
с. 108-111
114
5
М. Зощенко «Золотые слова».
с. 112-119
115
6
М. Зощенко «Золотые слова».
с. 112-119
16
7
М. Зощенко «Золотые слова».
с. 112-119
117
8
М. Зощенко «Великие путешественники».
с. 120-128
118
9
М. Зощенко «Великие путешественники».
с. 120-128
119
10
М. Зощенко «Великие путешественники».
с. 120-128
120
11
Н. Носов. «Федина задача».
с. 129-132
121
12
Поговорим о самом главном. А.Платонов «Цветок на земле».
с. 133-139
122
13
А.Платонов «Цветок на земле».
с. 133-139
123
14
Н.Носов «Телефон».
с. 140-141
124
15
Проверь себя. Составить рассказ о герое из произведений Н.Носова.
с.142
125
16
Тест по разделу «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок.