от ___________г. от__________________г. от___________г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
«Экскурсии»
для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год
Составитель: Кристинина Евгения Ивановна
учитель начальных классов
Серпухов 2022
Пояснительнаязаписка.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности является составной частью Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №2 и учитывает ее цели.
Курс внеурочной деятельности «Экскурсии» уже на ранних стадиях формирует познавательный интерес, потребность получать новые знания . Экскурсия как живая, непосредственная форма общения развивает эмоциональную отзывчивость, закладывает основы нравственного облика. Правильная организация наблюдений способствует формированию таких важных качеств ребенка, как наблюдательность и внимание, которые способствуют обогащению знаний об окружающем мире.
Актуальность программа «Экскурсии» является актуальной и востребованной, так как участвует в решении одной из самых первоочередных задач современного образования – формирование образного мышления, эмоционального восприятия окружающего мира, активизации мыслительной деятельности младших школьников, уважение к прошлому своей малой Родины.
Практическаязначимость данной программы заключается в формировании активной жизненной позиции детей. Она помогают убедить ребёнка в том, что каждый человек, в том числе и он сам, несёт ответственность за историю своей земли. Любой ребёнок способен изменить в лучшую или худшую сторону своё окружение, стать заботливым хозяином того места, где он живёт.
Экскурсии– это наиболее ёмкий вид познания, который может быть бесконечно разнообразен в своем культурном контексте. Они способствуют более глубокому углубленному изучению школьной программы, способствуют формированию разносторонне развитой личности. Важна экскурсионная работа и как средство снятия физической усталости, психологического напряжения и стрессов. Экскурсии помогают развивать в детях коммуникабельность, самодисциплину, адаптивность. Обучение и воспитание с помощью внешкольного метода активизирует школьников, мобилизует и развивает их способности, стимулирует любознательность и интерес к той огромной сумме знаний, которую накопило человечество
Целькурса:
развитие кругозора учащихся;
знакомство с основными музеями города Москвы и Серпухова;
содействие всестороннему развитию личности, воспитание нравственно – этических и коммуникативных качеств личности.
Данная цель реализуется в следующих задачах:
освоение теоретических знаний в области истории и культуры родного края;
расширение образовательного пространства;
активизация познавательной деятельности;
воспитание уважения к прошлому, бережное отношение к реликвиям, художественным и культурным ценностям;
формирование и развитие эстетического вкуса;
формирование и развитие гражданского самосознания, формирование патриотичности
Реализация курса рассчитана на 1 год обучения (1 класс).
Программа внеурочной деятельности «Экскурсии» предназначена для обучающихся 1 класса, с учётом реализации её учителями начальных классов, занимающимися вопросами социальной адаптацией детей в возрасте от 7 до 11 лет.
Данная программа рассчитана на проведение 1 часа в неделю,33 часа в год .
В процессе обучения применяются следующие виды контроля:
вводный контроль в начале каждого занятия направлен на повторение и закрепление пройденного, осуществляется в форме устного опроса и в форме выполнения практических занятий;
текущийконтрольв процессе проведения занятии, направленный на закрепление знаний изучаемой темы;
тематическийконтрольпо завершению изучения раздела программы проводится в форме устного опроса или в форме выполнения самостоятельных работ;
итоговыйконтроль по окончании изучения всей темы.
Результатыосвоениякурсавнеурочнойдеятельности.
Ученикнаучится
Ученикполучитвозможность научиться
Личностныерезультаты
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;
познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;
эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города
стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия,
преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;
стремление к соблюдению морально- этических норм общения с людьми.
Метапредметныерезультаты
Регулятивные универсальные учебные действия
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;
различать способ и результат действия.
Коммуникативные универсальные учебные действия
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
выражать речь в устной и письменной форме;
проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;
Регулятивные универсальные учебные действия
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;
оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.
Коммуникативные универсальные учебные действия
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Познавательные универсальные учебные действия
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
Подготовительный этап – это сбор и отработка материала через уроки внеклассного чтения, окружающего мира, литературы; организация выставок рисунков, макетов, различных поделок; выпуск и обсуждение литературных листков, тематических газет; проведение мастер-классов; детские сообщения.
Послеэкскурсионная работа предполагает закрепление материала. Ребята делятся своими впечатлениями с помощью фоторепортажей, стенгазет, своих стихов и сочинений, подключаются родители – выпускают свои фото- и видеосюжеты, обмен мнениями, впечатлениями, планирование следующих путешествий и экскурсий.
Тематика экскурсий направлена на социокультурную адаптацию, формирование гражданской позиции и духовно-нравственных ценностей обучающихся.
Экскурсионная деятельность начинается в 1 классе с изучения школы: столовая, библиотека, спортивный зал, актовый зал, кабинеты, библиотека. Далее идет изучение родного города ,страны .
Тематическое планирование строится по следующим направлениям и может корректироваться в течение года учителем:
Музеи города Москвы, Серпухова, России
Экскурсии на природу
Памятные места России.
Тематическое планирование.
№
Тема
Содержание
Формыорганизации
Виды
деятельности
Цифровые ресурсы
1
Введение
О чём рассказывает музей. Роль музеев в жизни человека.
Разминка. Проблемная ситуация: зачем человеку посещать музей? Понятия :
Главный город нашей страны. «Начинается Москва как известно от Кремля».
Игра – путешествие по Кремлю.
9
8.11.22
Виртуальное путешествие по Красной площади.
10
15.11.22
Творческая работа: «Мы рисуем Москву».
11
29.11.22
Игра- путешествие по московским музеям для детей.
Дом Сказок «Жили – были»
12
6.12.22
Виртуальное путешествие по московским музеям для детей.
Музей народной игрушки « Забавушка».
13
13.12.22
Игра- путешествие по московским музеям для детей. Музей «Волшебный букварь».
14
20.12.22
Экскурсия в музейно-выставочный центр города Серпухова.
15
27.12.22
Посещение театра (новогодние праздники) по усмотрению учителя
16
10.01.23
Зимние изменения в природе. Экскурсия по территории школы.
17
17.01.23
Виртуальная экскурсия в Парт Птиц .
18
24.01.23
Конкурс поделок по впечатлениям от экскурсии.
19
31.01.23
Практическое занятие. Экскурсия экологической направленности по территории школы.
20
7.02.23
Тематическая экскурсия «Февраль».
21
14.02.23
Творческая работа по впечатлениям от экскурсий.
22
28.02.23
В гости к Айболиту (экскурсия в медпункт).
23
7.03.23
В мире книг (экскурсия в школьную библиотеку).
24
14.03.23
Город на Неве (заочное путешествие по Санкт-Петербургу).
25
21.03.23
Тематическая экскурсия «Грачи прилетели!»
26
28.03.23
Изменения в неживой природе и жизни людей с приходом весны.
27
4.04.23
Заочное путешествие в космическое пространство.
28
18.04.23
Заочная экскурсия по городам Золотого Кольца.
29
25.04.23
По местам боевой славы (заочное путешествие).
30
2.05.23
Никто не забыт… (экскурсия к памятнику погибшим воинам).
31
16.05.23
Очная экскурсия по выбору учителя.
32
23.05.23
Итоговое занятие «Где мы побывали».
33
30.05.23
Резервное время.
Используемая литература:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – приказ Министерства образования и науки РФ от 06.2009 года № 373.
«О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в ОУ» - письмо МО РФ от 02.04.2002 года.
Воспитание на региональном материале. – Сборник материалов под редакцией Красношлыковой. – Кемерово: 2002. – 41.
Волина В. В. Учимся играя. /Текст/ В. В.Волина. М.: «Просвещение», 1994, 120 с..
Ермолин А. А. На службе у детства. Основы, создание и фунцционирование воспитательной системы «Новая цивилизация» [Текст] /А. А. Ермолин, А. С. Прутченков и др. – Москва: Народное образование, 2004. – 300 с.
Колодницкий Г. А., В. С. Кузнецов, М. С. Маслов: «Внеурочная деятельность учащихся (Серия "Работаем по новым стандартам") » М., «Просвещение» - 2011 г .
Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей. [Текст] / : С. В. Петерина. – М.: «Просвещение», 1986, - 135 с..
Попов А. А., Роскуровская И. Д. Возможности поколения и индивидуальные шансы [Текст] / А. А. Попов. – Москва, Томск, 2003
Самоукина Н. В. Игры в школе и дома: Психологические упражнения и коррекционные программы. Н. В. Самоукина. - М.: «Просвещение», 1993, - 110 с..
Стрелкова Л. П. Уроки сказки. /Текст/: Л. П. Стрелкова. – М.: «Педагогика»,1990, - 128 с., ил.
Солодова Г. Г., М. И. Губанова. Развитие и воспитание личности в общении [Текст] / Г. Г. Солодова, М. И. Губанова: учебное пособие. – Кемерово, 2005. – 92 с.
Шемшурина А. И. Программа нравственно-этического воспитания в работе классного руководителя [Текст] /
Шемшурина А. И. нравственное воспитание школьников (методические рекомендации) [Текст] / Шемшурина А. И. // Этическое воспитание. – 2005. - №1.