Плановое количество: экскурсии - 2 эк.
№ п/п | Раздел, темы урока | Экскурсии | Кол-во часов | Дата проведения урока |
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения. (5 часов) |
1. | ИОТ 046-2017. Урок-экскурсия. Изображения всюду вокруг нас. Изображения в жизни человека. Предмет «Изобразительное искусство». Чему мы будем учиться на уроках изобразительного искусства. Кабинет искусства - художественная мастерская. Рисование на свободную тему. Мастер Изображения учит видеть. Красота и разнообразие окружающего мира природы. Знакомство с понятием «форма». Сравнение по форме различных листьев и выявление ее геометрической основы. Коллективная работа. Рисование на асфальте на тему: «Сказочный лес». | | 1 | |
2. | Урок-игра. Изображать можно пятном. Пятно как способ изображения на плоскости. Тень как пример пятна. Образ на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам о животных. Рисование образов зверей, птиц, рыб способом дорисовывания пятна (кляксы). | | 1 | |
3. | Урок - экскурсия. Изображать можно линией. Знакомство с понятиями «линия» и «плоскость». Линии в природе. Линейные изображения на плоскости. Повествовательные возможности линии (линия — рассказчица). Изображать можно в объеме. Объемные изображения. Лепка птиц и зверей из пластилина способами вытягивания и вдавливания. | | 1 | |
4. | Урок-игра. Разноцветные краски. Знакомство с цветом. Краски гуашь. Цвет. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета. Рисование методом смешивания и наложения цветных пятен красочного коврика. Изображать можно и то, что невидимо (настроение). Выражение настроения в изображении. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета. Изображение при помощи цвета радостного и грустного настроения (гуашь). | | 1 | |
5. | ИОТ 082-2017. Урок - заочная экскурсия с применением ИКТ. Художники и зрители (обобщение темы). Первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства. Цвет и краски в картинах художников (В. Васнецов, М. Врубель, Н. Рерих, В. Ван Гог и др.). Художественный музей. Итоговая выставка детских работ. | | 1 | |
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения. (6 часов) |
6- 7. | ИОТ 082-2017. Красоту надо уметь замечать. Многообразие и красота форм, узоров, расцветок и фактур в природе. Симметрия, повтор, ритм, свободный фантазийный узор. Выразительность фактуры. Соотношение пятна и линии. Рисование узоров на крыльях бабочек. Мир полон украшений. Украшения в окружающей действительности. Разнообразие украшений (декор). Разнообразие цветов, их форм, окраски, узорчатых деталей. Коллективная работа: «Цветы в вазе». | | 2 | |
8. | Узоры, которые создали люди. Узор (орнамент). Разнообразие орнаментов и их применение в предметном окружении человека. Природные и изобразительные мотивы в орнаменте. Рисование эскиза орнамента для украшения скатерти. Красоту надо уметь замечать. Рисование (декоративно) птиц, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. | | 1 | |
9. | ИОТ 082-2017. Как украшает себя человек. Украшения человека рассказывают о своем хозяине. Украшения могут рассказать окружающим, кто ты такой, каковы твои намерения. Рисование сказочных героев (Незнайка, Кот в сапогах, Красная Шапочка). | | 1 | |
10- 11. | Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы). Подготовка к Новому году. Индивидуально-коллективная работа: «Традиционные новогодние украшения». | | 2 | |
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки. (11 часов) |
12- 13. | ИОТ 046-2017. Постройки в нашей жизни. Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. Постройки, сделанные человеком. Рисование дома для себя и своих друзей. Рисование сказочного дома для героев мультфильмов. | | 2 | |
14. | Дома бывают разными. Многообразие архитектурных построек и их назначение. Соотношение внешнего вида здания и его назначения. Составные части дома и разнообразие их форм. Рисование дома при помощи «печаток» (кирпичиков). Гуашь. | | 1 | |
15. | ИОТ 082-2017. Домики, которые построила природа. Природные постройки и конструкции. Многообразие природных построек. Соотношение форм и их пропорций. Лепка из пластилина сказочных домиков в форме овощей, фруктов, грибов, цветов. | | 1 | |
16. | Какие можно придумать дома. Постройка из пластилина удобных домиков для животных (слона, жирафа и крокодила). | | 1 | |
17. | ИОТ 082-2017. Дом снаружи и внутри. Соотношение и взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Назначение дома и его внешний вид. Внутреннее устройство дома, его наполнение. Красота и удобство дома. Рисование сказочного дома и его внутреннего устройства в форме различных окружающих предметов (цветные карандаши). | | 1 | |
18. | Строим город. Архитектор. Роль конструктивной фантазии и наблюдательности в работе архитектора. Коллективная работа: «Конструирование макета игрового городка». | | 1 | |
19. | Все имеет свое строение. Конструкция предмета. Любое изображение - взаимодействие нескольких простых геометрических форм. Составление из простых геометрических форм изображения животных в технике аппликации. | | 1 | |
20. | Строим вещи. Конструирование предметов быта. Конструирование и украшение упаковки. | | 1 | |
21- 22. | Город, в котором мы живем (обобщение темы). Создание образа города. Малые архитектурные формы, деревья в городе. Коллективная работа над панно « Город». | Экскурсия № 1: «Разнообразие городских построек». | 2 | |
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу. (6 часов) |
23. | Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. Взаимодействие трех видов художественной деятельности. Этапы, последовательность создания произведения; у каждого своя социальная функция. Выставка детских работ (рисунки, скульптура, постройки, украшения), | | 1 | |
24. | ИОТ 082-2017. «Сказочная страна». Создание панно. Изображение сказочного мира. Коллективное панно-коллаж с изображением сказочного мира. | | 1 | |
25. | «Праздник весны». Конструирование из бумаги. Конструирование из бумаги объектов природы (птицы, бабочки). | | 1 | |
26. | Урок любования. Умение видеть. Восприятие красоты природы. | Экскурсия № 2: (Наблюдение за красотой, формами живой природы». | 1 | |
27- 28. | Здравствуй, лето! (обобщение темы). Образ лета в творчестве российских художников. Картина и скульптура. Репродукция. Композиция на тему: «Здравствуй, лето!» | | 2 | |
Итого: | эк. - 2 | 28 | |
Плановое количество: практические работы – 30 р.
выставки – 4 в.
проверочные работы -1р.
Плановое количество: тесты – 1 т.
проекты -1 п.
№ п/п | Раздел, темы урока | Контрольные, практические, лабораторные работы, экскурсии | Количество часов | Дата проведения урока |
Искусство в твоем доме (8 ч.) |
1. | ИОТ 046-2017.Твоя игрушка Разнообразие игрушек. Сравнение игрушки народной и современной | | 1 | |
2. | Твоя игрушка. Композиция, колорит. Изготовление игрушек. | | 1 | |
3. | ИОТ 082-2017. Посуда у тебя дома Формы и материал посуды. Новые понятия - «сервиз», « гармония». | | 1 | |
4. | Посуда у тебя дома. Лепка посуды из пластилина. Специфика оформления посуды | | 1 | |
5. | Мамин платок. Разновидности платков. Создание эскиза с конкретным предназначением. Новые понятия - «мотив», « акцент». | | 1 | |
6. | Обои и шторы у тебя дом. Роль художника в создании дизайна дома Этапы работы при создании обоев и штор. Цветочный рисунок. | | 1 | |
7. | Твои книжки. Оформление книг. Элементы книги. Многообразие видов книг. | | 1 | |
8. | Поздравительная открытка. Изготовление и оформление поздравительной открытки. | | 1 | |
Искусство на улицах твоего города (6 ч.) |
9. | ИОТ 082 - 2017. Памятники архитектуры. «Памятник архитектуры», «зодчество». Составление облика зданий их бумажных заготовок, рисование на бумаге, аппликация. | | 1 | |
10. | Витрины на улицах. Аппликация из рваной бумаги. »Эклектика», « коллаж». | | 1 | |
11. | Парки, скверы, бульвары. Назначение» зеленых зон» в городах. Создание проекта детского парка развлечений. | | 1 | |
12. | Ажурные ограды. Роль ограждений в оформлении города. Новое понятие - «ажур». Рисование, аппликация. | | 1 | |
13. | Волшебные фонари. Объемная поделка из бумаги. Назначение фонарей в человеческой жизни. | | 1 | |
14. | Удивительный транспорт. Конструирование из бумаги объемной модели автомобиля. Назначение автомобиля. «Конструктор»- новое понятие. | | 1 | |
Художник и зрелище (10 ч.) |
15. | ИОТ 082-2017Художник и театр. Знакомство с работой художника - оформителя театральных постановок. Макет, декорация. | | 1 | |
16. | Образ театрального героя. Создание объемного макета театральной постановки. | | 1 | |
17. | ИОТ 046-2017.Театр кукол. Знакомство с разными видами мирового кукольного театра. Новые понятия «пропорции», «утрированность». | | 1 | |
18. | Театр кукол. Изготовление кукольных персонажей. Кукла - подарок. | | 1 | |
19. | Маска. Использование масок в народном представлении и в театральном искусстве. Новое понятие - » карнавал». | | 1 | |
20. | Маска. Создание маски - подарка. | | 1 | |
21. | Афиша и плакат. Художественные составляющие афиши. Единство рисунка и текста. Знакомство с классическими примерами плакатов. | | 1 | |
22. | Афиша и плакат. Рисование афиши театрального представления. Защита творческих проектов. | Защита творческих проектов. | 1 | . |
23. | Праздник в городе. Создание рисунка городского (сельского праздника.) | | 1 | |
24. | Художник и цирк. Особенности циркового искусства. Фрагмент циркового представления в аппликации. | | 1 | |
Художник и музей (10 ч.) |
25. | ИОТ 082-2017.Музей в жизни города. Крупнейшие художественные музеи России. Понятия - « оригинал», « репродукция». Рисование на свободную тему. | | 1 | |
26. | Картина – особый мир. Художники - пейзажисты. «Колорит», «шедевр». Рисование картины - пейзажа. Тестирование по теме »Пейзаж» | Тестирование по теме: «Пейзаж» | 1 | |
27. | Музеи искусства. Знакомство с музеями искусства. Отличительные черты музеев искусства. Рисунок по пройденным темам. | | 1 | |
28. | Картина-пейзаж | | 1 | |
29. | Картина-портрет. Портрет и автопортрет. Рисование картины - портрета. | | 1 | |
30. | Картина-натюрморт. Знакомство с жанром натюрморта. Рисование картины – натюрморта. | | 1 | |
31. | Картины исторические и бытовые. Принципы создания картин на исторические и бытовые темы. Рисование картины на жанровую тему. | | 1 | |
32. | Скульптура в музее и на улице. Знакомство с известными скульптурными памятниками. Лепка из пластилина фигуры человека в движении. | | 1 | |
33. | Художественная выставка. Знакомство с картинными галереями. | | 1 | |
34. | Художественная выставка. Выставка рисунков. Подведение итогов. | | 1 | |
| Итого: 34 ч. | Тест - 1, проект - 1. | 34 ч. | |
Плановое количество: проверочные работы – 4 р.
№ п/п | Раздел, темы урока | Оценка достижений | Количество часов | Дата проведения урока |
Истоки родного искусства - 8 час. |
1 | ИОТ 046 -2017. Вводное занятие. Повторение основных задач образов братьев – Мастеров. | | 1 | |
2 | Пейзаж родной земли. Репродукции картин русских художников – пейзажистов. Рисование пейзажа российской природы. | | 1 | |
3 | Деревня – деревянный мир. Знакомство с постройкой на Руси «изба». Рисование русской избы. | | 1 | |
4 | Пространственная постройка: создание панно – образа русской деревни. Понятия «панно», «колорит», «масштабность» | | 1 | |
5 | Образ русского человека (женский образ) – в картинах русских художников. Произведения художника-портретиста И. Аргунова. Рисование деталей русского костюма. | | 1 | |
6 | ИОТ 082-2017. Красота человека. Создание русского народного костюма Шитье». | | 1 | |
7 | Народные праздники. Коллективная работа: изготовление панно « Праздник урожая», «Осенняя ярмарка» | | 1 | |
8 | Проверочная работа № 1 по теме: «Русские традиции и обычаи». | Проверочная работа № 1 по теме: «Русские традиции и обычаи». | | |
Древние города нашей земли - 7 час. |
9 | ИОТ 082 -2017. Древнерусский город – крепость (крепостные стены и башни). Изображение с помощью геометрических фигур разных башен. | | 1 | |
10 | Древние соборы. Создание макета собора . Понятия: глава, купол, барабан, луковица. | | 1 | |
11 | Города русской земли. Устройство старинного города. Понятия: кремль, торг, посад. | | 1 | |
12 | Древнерусские воины-защитники. Изображение древнерусских воинов, княжеской дружины. Одежда и оружие воинов. Понятия: князь, дружина | | 1 | |
13 | Города Русской земли. Новгород. Псков. Владимир, Суздаль, Москва. Своеобразие городов. Назначение храмов и их назначение. Изображение образа древнерусского города. | | 1 | |
14 | Узорочье теремов. Изображение интерьера теремных палат. Понятия: «интерьер», «изразец» | | 1 | |
15 | Проверочная работа № 2 по теме: « Древние города нашей земли». Рисование «Пир в теремных палатах» | Проверочная работа № 2 по теме: « Древние города нашей земли». | 1 | |
Каждый народ-художник- 11 час. |
16 | ИОТ 082 – 2017. Образ художественной культуры Японии. Панно «Пейзаж Японии». Понятия: «монохромность», «кимоно», «сакура». | | 1 | |
17 | ИОТ 046 – 2017. Образ художественной культуры Японии. Деталь в пейзаже (ветка с птицей, цветок с бабочкой). Понятия: «пагода», «хризантема». | | 1 | |
18 | Образ художественной культуры народов гор и степей. Мир Севера и Юга. Изображение картин природы Севера или Юга. | | 1 | |
19 | Мир и народы степей. Рисование: сцены жизни людей в степи. Понятия: «яранга», «иглу», «чум». | | 1 | |
20 | Города в пустыне. Создание образа городских построек в пустынях Средней Азии. | | 1 | |
21 | Образ художественной культуры Древней Греции. Архитектура. Понятия: «Эллада», «эллины», «ордер» Рисование: греческий пейзаж. | | 1 | |
22 | Древняя Эллада. Рисование вазописи. | | 1 | |
23 | Образ художественной культуры Древней Греции. Праздники. Олимпийские праздники. Выполнение панно на тему: «Спортивный праздник Олимпиада» | | 1 | |
24 | Образ художественной культуры средневековья. Архитектура. Создание витража: готический собор, средневековый город. | | 1 | |
25 | Образ художественной культуры средневековья. Одежда. | | 1 | |
26 | Проверочная работа № 3 по теме: «Многообразие художественных культур в мире». Сочинение синквейна на тему: «Красота». | Проверочная работа № 3 по теме: «Многообразие художественных культур в мире». | 1 | |
| Искусство объединяет народы - 8 час. | | | |
27 | ИОТ 082 – 2017. Материнство. Рисование на тему «Мать и дитя». Знакомство с репродукциями картин художников Б. Моризо: «У колыбели», Т.Яблонская «Мать и дитя». | | | |
28 | Продолжение работы по рисованию «Мать и дитя» Понятия: телесный колорит. Создание синквейна на тему: «Мама». | | 1 | |
29 | Мудрость старости. Рисование портретов пожилых людей. Создание синквейна на тему: «Оптимизм». | | 1 | |
30 | Сопереживание. Рисование образа, вызывающего сочувствие» Понятия: сострадание, сопореживание. | | 1 | |
31 | Герои, борцы и защитники (воинские мемориалы). Знакомство с репродукциями картин И.И. Мартос «Памятник К. Минину и Д. Пожарскому» Лепка из пластилина образов народных героев. | | 1 | |
32 | Юность и надежды. Рисование на тему: образы молодости, красоты и счастья. | | 1 | |
33 | Прославленные центры народных художественных промыслов, их связь с традиционной жизнью народа | | 1 | |
34 | Проверочная работа № 4 по теме: «Искусство народов мира». | Проверочная работа № 4 по теме: «Искусство народов мира». | 2 | |
| Итого: | Проверочные работы - 4 | 34 час. | |