Рабочая программа по изобразительному искусству, 1 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству, 1 класс
Рабочая программа включает в себя: сведения о примерной программе по учебному предмету, на основе которой разработана рабочая программа с указанием наименования, автора и года издания; сведения об УМК; планируемые результаты изучения учебного предмета; основное содержание учебного предмета; количество часов, на которое рассчитана рабочая программа; календарно-тематический план; контрольно-измерительные материалы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству, 1 класс»
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сведения о примерной программе по учебному предмету, на основе которой разработана рабочая программа с указанием наименования, автора и года издания
Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Поровская Г. А. и др. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. Я. Шпикаловой, Л. В. Ершовой. 1 – 4 классы / Под редакцией Т. Я. Шпикаловой, М: Просвещение, 2014 год.
Сведения об УМК
Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Учебник. 1 класс (112 с.), М,Просвещение, 2016 г.
Шпикалова Т.Я., Ершова Л. В. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1-4 классы.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических демократических ценностных ориентаций.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:
понимать цель выполняемых действий,
понимать важность планирования работы;
выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией учителя;
осуществлять контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;
адекватно оценивать правильность выполнения задания;
осмысленно выбирать материал, приём или технику работы;
анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
решать творческую задачу, используя известные средства;
Учащиеся получат возможность научиться:
продумывать план действий при работе в паре, при создании проектов;
объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;
различать и соотносить замысел и результат работы;
включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную).
Познавательные
Учащиеся научатся:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
характеризовать персонажей произведения искусства;
группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
конструировать объекты дизайна.
Учащиеся получат возможность научиться:
осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;
свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
сравнивать, классифицировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
уметь слышать, точно реагировать на реплики;
учитывать мнения других в совместной работе;
договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя)
Учащиеся получат возможность научиться:
выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при посещении декоративных, дизайнерских и архитектурных выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно- выразительным средствам.
Предметные
1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
2) сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, декоративно-прикладной деятельности, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).
Основное содержание учебного предмета
Содержание предмета
Основные виды деятельности учащихся
Восхитись красотой нарядной осени (7 часов)
Жанр пейзажа. «Какого цвета осень?». ТБ на уроках. Наблюдение декоративных форм в природе. «Твой осенний букет». Построение композиции при изображении природы. «Осенний лес». Изображение натюрморта с натуры. «Ветка рябины». Создание композиции на плоскости. «Хлебные дары земли». Истоки декоративно-прикладного искусства. «Элементы орнамента». Украшение закладки или открытки. «Хохломские узоры»
Рассматривать пейзажи живописцев, запечатлевших осеннюю природу. Различать краски осени на картинах живописцев и соотносить их c цветами в осенней природе родного края и описаниями их в стихотворениях поэтов. Высказывать суждение о понравившемся осеннем пейзаже живописца. Объяснять смысл понятий изобразительное искусство, живопись, пейзаж, художественный образ. Сравнивать произведения художников, находить в них общее и различное в показе осенней природы. Участвовать в обсуждении особенностей художественного изображения природы в отечественной пейзажной живописи и литературе, художественных средств выразительности в создании картины природы на полотне. Работать по художественно-дидактической таблице. Анализировать изображение, выполненное приёмом красочного пятна и линии. Выполнять упражнение: наносить кистью красочные пятна акварелью или гуашью и изображать с помощью линий деревья согласно художественно-дидактической таблице.
Работать по художественно-дидактической таблице «Памятка», сверять с ней свои знания о материалах живописи при выполнении творческого задания.
Рассматривать натюрморты живописцев. Различать формы, цвета, размеры осенних плодов в природе и находить соответствие им в изображениях плодов в натюрмортах живописцев. Объяснять значение понятия натюрморт.
Характеризовать изделия золотой Хохломы. Определять своими словами самое главное в них (травный узор и палитра расписных бытовых предметов (посуды) разнообразной формы из дерева). Сравнивать изображение трав на картине живописца и в декоративном орнаменте народного мастера из Хохломы, находить общее и различное. Узнавать основные элементы хохломского травного орнамента и называть их.
Участвовать в обсуждении различий изображения родной природы в живописи и народном искусстве, элементов хохломского узора и палитры хохломской росписи. Работать по художественно-дидактической таблице.
Повторять за народным мастером элементы травного орнамента Хохломы («травинки», «капельки» «усики», «завитки», «кустики») и сверять свои навыки работы кистью с художественно-дидактической таблицей.
Любуйся узорами красавицы зимы (9 часов)
Восприятие произведений народных мастеров из Каргополя. Сказочные образы в искусстве. «Русская глиняная игрушка». Использование художественных материалов для создания выразительных образов природы. «Зимнее дерево». Композиция пейзажа в графике «Зимний пейзаж». Природные условия в традиционной культуре народа. «Вологодское кружево». Создание композиции на плоскости и в пространстве. «Новогодние игрушки». Создание композиции на плоскости и в пространстве. «Новогодние игрушки». Коллективная работа. Проект «Я люблю тебя, Россия!». Зарисовка разнообразных декоративных форм. «По следам зимней сказки». Красота и гармония общения с природой в искусстве. «Зимние забавы».
Рассказывать о своих впечатлениях от восприятия глиняных игрушек народных мастеров из Каргополя и храмовых построек в городе. Выявлять художественные особенности формы и узоров каргопольской игрушки, сходство её формы с монументальностью здания храма и высказывать своё отношение к творениям народных мастеров из Каргополя. Сопоставлять форму, цвет знаков-символов с природными явлениями и рассказывать об их связи с природой. Участвовать в обсуждении особой монолитной объёмной формы каргопольской игрушки, древних знаков-символов в её геометрическом узоре, ритма и палитры. Работать по художественно-дидактической таблице. Рассматривать изображения знаков солнца, земли, зёрен, находить знаки-символы, из которых составлен узор изделия, и объяснять их смысл, выявлять цветовую палитру каргопольской росписи. Повторять элементы каргопольского узора (знаки, символы солнца, дождя, земли, зёрен) за народным мастером по таблице. Рисовать их сразу кистью. Рассматривать произведения художников-пейзажистов, запечатлевших красоту зимней природы в разное время суток. Определять своими словами главное в них. Высказывать своё отношение к понравившемуся зимнему пейзажу в технике живописи или графики. Сравнивать живописные и графические пейзажи, находить в них сходство и различия в передаче красоты зимней природы. Выявлять в живописных пейзажах характерные для зимы оттенки цвета в состоянии дня и лунной ночи.
Радуйся многоцветью весны и лета (17 часов)
Красота человека, отраженная в искусстве. «Образ богатыря». ТБ на уроках. Изготовление эскизов и моделей игрушек, посуды. «Дымковская игрушка». Изготовление игрушек, посуды по мотивам народных промыслов. «Дымковская игрушка». Эскизы народных костюмов. «Наряд русской красавицы». Использование художественных материалов для создания образа природы в живописи. «Вешние воды». Передача движения и эмоционального состояния в композиции на плоскости. «Поющее дерево». Создание выразительных образов. «У Лукоморья дуб зеленый…». Передача с помощью цветов различных эмоциональных состояний: добра и зла. «Сказочный конь». Изучение свойств цвета – основные и составные цвета. А.Саврасов, К.Айвазовский, К.Юон. Изображение природы и человека в контрастных эмоциональных состояниях. Цвет и оттенки. Различные художественные материалы для создания образов природы. «Какого цвета страна родная?». Создание выразительных образов природы в живописи. «Какого цвета страна родная?». Коллективная работа. Проект «Город мастеров». Коллективная работа. Проект «Город мастеров». Коллективная работа. «Весенняя ярмарка». Наши достижения. Что я знаю и могу. Наши достижения. Что я знаю и могу.
Рассматривать произведения русских художников и народных мастеров на темы героического эпоса и исторического прошлого нашей Родины. Определять своими словами самое главное в них. Рассказывать о своих впечатлениях от восприятия этих произведений. Сравнивать образы воинов и их доспехи в произведениях разных художников, средства художественной выразительности, которые используют мастера живописи и декоративно-прикладного и народного искусства, находить общее и различное. Участвовать в обсуждении своеобразия образов воинов- защитников родной земли, созданных в произведениях разных видов изобразительного искусства и народно- поэтического творчества. Работать по художественно-дидактической таблице.
Сверять изображение воинского снаряжения на своей картине с таблицей. Устно описывать замысел своей композиции и главного героя композиции в воинском снаряжении (одинокая фигура или во взаимодействии с окружающими — соратниками или противниками). Рисовать по памяти, по представлению русского воина-богатыря и украшать его шлем и щит орнаментом. Выражать в творческой работе своё отношение к образу русского воина-богатыря средствами живописи, тщательной проработки фигуры, доспехов, деталей декора.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.
Рассматривать пейзажи живописцев, находить в них соответствия в передаче главных признаков ранней весны и в пору половодья в природе, различать цветовые сочетания в изображении только что прогретой солнцем земли и тех мест, где появились первоцветы.
Сравнивать композицию и цветовое решение пейзажей разных живописцев. Определять общее и различное в них. Высказывать суждение о понравившемся весеннем пейзаже и давать свою эмоциональную оценку. Аргументировать ответ.
Участвовать в обсуждении выразительности цветовых сочетаний в передаче первых признаков весны в живописных пейзажах.
Рисовать по памяти, по представлению весенний пейзаж. Показывать при изображении воды с помощью цветного мазка и белой линии её движение. Подбирать жизнерадостные цвета для выражения в творческой работе своего эмоционально-ценностного отношения к весенней природе.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа
Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа, график контрольных и лабораторных работ
Количество часов в неделю – 1 час.
Четверть
Количество часов в неделю
Количество часов в четверти
I четверть
1
8
II четверть
1
8
III четверть
1
9
IV четверть
1
8
Итого в год
1
33 ч
Внесенные изменения в примерную (авторскую) программу и их обоснование
Изменения не внесены.
Календарно-тематический план
№ урока в году
№ урока в разделе
Название раздела, тема урока
Дата
Примечание
Планируемая
Фактическая
I
Восхитись красотой нарядной осени (7 часов)
1
Жанр пейзажа. «Какого цвета осень?». ТБ на уроках.
05.09
2
Наблюдение декоративных форм в природе. «Твой осенний букет»
12.09
3
Построение композиции при изображении природы. «Осенний лес»
19.09
4
Изображение натюрморта с натуры. «Ветка рябины»
26.09
5
Создание композиции на плоскости. «Хлебные дары земли»
03.10
6
Истоки декоративно-прикладного искусства. «Элементы орнамента»
10.10
7
Украшение закладки или открытки. «Хохломские узоры»
17.10
II
Любуйся узорами красавицы зимы (9 часов)
1
Восприятие произведений народных мастеров из Каргополя.
24.10
2
Сказочные образы в искусстве.
07.11
3
Использование художественных материалов для создания выразительных образов природы. «Зимнее дерево»
14.11
4
Композиция пейзажа в графике «Зимний пейзаж»
21.11
5
Природные условия в традиционной культуре народа. «Вологодское кружево»
28.11
6
Создание композиции на плоскости и в пространстве. «Новогодние игрушки»
05.12
7
Коллективная работа. Учебный проект «Я люблю тебя, Россия!»