5. Раздел № 4. «Основные направления самоанализа воспитательной работы»
6. Приложение: Календарный план воспитательной работы
7. Список литературы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
С 1 сентября 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся.
«Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде".
Программа воспитания является обязательной частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Подвижные игры», основывается на структуру и содержание программы воспитания МБОУ «Средней общеобразовательной школы №31 Белоглинского района» на 2022-2023 г.г.
В соответствии с Федеральным законом № 304-ФЗ организация воспитательной работы входит в состав общеобразовательной программы «Подвижные игры» спортивно - оздоровительной направленности, срок реализации составляет 1год обучения (144ч.), 1 группа в количестве не более 25 человек.
Обучающиеся имеют возрастную категорию детей от 7 до 11лет (мальчиков и девочек).
Формы работы (групповые, коллективные, фронтальные).
Вид занятий по программе определяются её содержанием: предусматриваются беседы, практические занятия (строевая и физическая подготовка, подвижные игры, соревнования, эстафеты)
Основания для разработки воспитательной программы и плана работы:
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014г. № 1726-р.
Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», определяющего одной из национальных целей развития Российской Федерации предоставление возможности для самореализации и развития талантов;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
В соответствии с реализацией предлагаемого комплекса мероприятий по развитию дополнительного образования детей в рамках приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей», федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
Программа воспитания направлена на решение вопросов гармоничного социально-коммуникативного развития детей. В центре программы воспитания находится одна из ключевых задач: формирование у обучающихся духовно-нравственных ценностей, способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории, способности к успешной социализации в обществе.
Программа призвана обеспечить достижение детьми личностных результатов, указанных в программе «Подвижные игры»: ребенок обладает установкой положительного отношении к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со взрослыми сверстниками, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других.
Актуальность программы определена ролью дополнительного образования в укреплении воспитательной составляющей как особой образовательной сфере, которая имеет собственные приоритетные направления и содержание воспитательной работы с обучающимися.
Педагогическая целесообразность. Разработка и реализация плана мероприятий воспитательной программы решает основную идею комплексного подхода в образовательно-воспитательном процессе обучения, предполагая применение нестандартных форм и методов работы с детьми, т.к. воспитывающая деятельность детского объединения дополнительного образования имеет две важные составляющие - индивидуальную работу с каждым обучающимся и формирование детского коллектива.
Организуя индивидуальный процесс, педагог дополнительного образования решает целый ряд педагогических задач:
- помогает ребенку адаптироваться в новом детском коллективе, занять в нем достойное место;
- выявляет и развивает потенциальные общие и специальные возможности и способности обучающегося;
- формирует в ребенке уверенность в своих силах, стремление к постоянному саморазвитию;
-способствует удовлетворению его потребности в самоутверждении и признании, создает каждому «ситуацию успеха»;
-развивает в ребенке психологическую уверенность перед публичными показами (соревнованиями, спортивными состязаниями и др.);
-формирует у учащегося адекватность в оценках и самооценке, стремление к получению профессионального анализа результатов совей работы;
-создает условия для развития творческих способностей учащегося.
В программе описана система возможных форм и методов работы с учащимися.
Приложением к данной программе является план основных воспитательных мероприятий спортивного объединения «Подвижные игры» на 2022 – 2023 учебный год.
Раздел 1. Особенности организуемого в спортивном объединении воспитательного процесса
Численный состав учащихся по реализуемой общеобразовательной общеразвивающей программе «Подвижные игры» в возрасте от 7 до 11 лет – не более 25 человек.
Приоритетными направлениями Учреждения являются патриотическое воспитание, духовно – нравственное развитие личности, которые реализуются через особо значимые мероприятия – участие в месячнике военно – патриотической и оборонно – массовой работы, Дне памяти и скорби, проведение уроков Памяти, акций «Добро и помощь ветеранам и участникам военных действий», «Забота» (ко Дню пожилого человека), цикл –онлайн мероприятий ко Дню народного единства, ежегодных мероприятиях, посвященных памятной годовщине освобождения Краснодарского края и битве за Кавказ.
Процесс воспитания в объединении основывается на следующих принципах взаимодействия педагога и учащегося:
- ориентир на создание психологически комфортной среды для каждого обучающегося;
- реализация процесса воспитания через создание общих дел, которые бы объединяли обучающихся и педагога яркими и содержательными
событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- организация совместных дел учащегося и педагога как предмета совместной заботы и взрослых и детей.
Основными формами воспитания в спортивном объединении «Подвижные игры» являются:
- занятия общей физической подготовки, спортивные соревнования, физкультурные праздники, занятия в спортивных секциях, походы, спортивные фестивали, акции, спортивные олимпиады;
- праздничные мероприятия, посвященные календарным датам: День защитника Отечества, День Победы;
Раздел 2. Цель и задачи программы воспитания
Цель программы воспитания определяется в личностном развитии учащихся, проявляющиеся:
- в усвоении ими социально значимых знаний;
- в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям;
- в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел.
Целевые приоритеты:
Младший школьный возраст- создание благоприятных условий для усвоения учащимися социально- значимых знаний, знаний основных норм и традиций общества, в котором они живут (самоутверждение в новом коллективе, принятие традиций поведения, формирование социально-значимых дел:
- быть трудолюбивым, доводить начатое дело до конца; - знать и любить свою Родину; - беречь и охранять природу; - проявлять миролюбие; - быть вежливым, скромным, приветливым; - уметь сопереживать, проявлять сострадание.
Подростковый возраст - создание благоприятных условий для развития социально-значимых отношений учащихся, ценностных отношений:
-к семье как главной опоре в жизни;
- к спорту, труду как способу достижения жизненного благополучия человека;
- к своему Отечеству, малой Родине;
-к знаниям как к интеллектуальному ресурсу;
- к окружающим людям как равноправным социальным партнерам.
Задачи программы заключаются в:
- развитии креативных способностей и спортивной активности детей в период обучения по программе;
- создании условий для максимальной самореализации каждого участника образовательного процесса;
- использовании в воспитании интерактивных форм работы с учащимися;
- реализации воспитательных возможностей ключевых культурно-образовательных событий;
- организации работы с родителями (законными представителями) обучающихся для совместного решения проблем воспитания и социализации детей и подростков.
Планируемые результаты
Предметные:
- Создание благоприятных условий и возможностей для полноценного развития личности;
-Развитие системы непрерывного образования; преемственность уровней и ступеней физического образования;
-Освоение и использование в практической деятельности новых педагогических технологий и методик воспитательной работы.
Личностные:
-Создание условий проявления и мотивации творческой активности обучающихся в различных сферах социально значимой деятельности;
-Формирование позитивной самооценки, умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.
Метапредметные:
-Координация деятельности и взаимодействие всех звеньев воспитательной системы «социум – МБОУ СОШ №31 - семья».
-Усиление роли семьи в воспитании детей.
Раздел 3 «Виды, формы и содержание деятельности»
Формы работы направлены на:
Работу с коллективом учащихся, включающую:
обучение практических умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации, формированию ответственности за себя и других;
развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала обучающихся в процессе участия в совместной общественно - полезной деятельности;
содействие формированию активной гражданской позиции;
воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему краю, селу.
-поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с другими детьми, личный и социальный опыт в конкретных видах и направлениях деятельности, в том числе в рамках программного содержания);
- коррекцию поведения ребенка через индивидуальные беседы с ним, его родителями (законными представителями), с другими членами детского объединения; через привлечение узких специалистов для решения выявленных проблем.
Работу с родителями:
организация системы индивидуальной и коллективной работы с родителями (тематические беседы, индивидуальные консультации);
содействие сплочению родительского коллектива и вовлечение в жизнедеятельность объединения (организация и проведение открытых занятий для родителей, тематических и концертных мероприятий, походов в течение года);
- оформление информационных уголков для родителей по вопросам воспитания детей.
Методы, средства и принципы воспитания:
Методы воспитания - это способы взаимодействия педагога и учащихся, ориентированные на развитие социально значимых потребностей и мотивации ребенка, его сознания и приемов поведения.
Основные педагогические методы, применяемые в процессе воспитания:
- методы формирования сознания (методы убеждения) - объяснение, рассказ, беседа, диспут, пример;
- методы организации деятельности и формирования опыта поведения - приучение, педагогическое требование, упражнение, общественное мнение, воспитывающие ситуации;
- методы стимулирования поведения и деятельности - поощрение (выражение положительной оценки, признание качеств и поступков) и наказание (обсуждений действий и поступков, противоречащих нормам поведения).
Средства воспитания - это источник формирования личности. К ним относятся:
различные виды деятельности (трудовая, игровая и др.);
вещи и предметы;
произведения и явления духовной и материальной культуры;
природа;
конкретные мероприятия и формы работы.
Традиционные мероприятия:
Дни открытых дверей;
Праздничные концертные программы;
Выставки технического творчества к праздничным дням и календарно-тематическим мероприятиям;
Новогодние представления;
Организация флешмобов, квестов, участие в социальных акциях.
Принципы воспитания - это общие требования к воспитательному процессу, выраженные через нормы, правила, организацию и проведение воспитательной работы:
- принцип связи воспитания с жизнью, социокультурной средой. В соответствии с этим принципом воспитание должно строиться в соответствии с требованиями общества, перспективами его развития, отвечать его потребностям.
- принцип всеобщности и доступности, то есть возможность приобщения, вовлеченности всех без исключения детей, подростков и юношества в сферу деятельности организаций дополнительного образования с целью удовлетворения творческих потенций подрастающего поколения, их досуговых запросов и интересов.
- принцип самодеятельности как сущностное свойство личности, обеспечивает высокий уровень достижений в любой индивидуальной и коллективной деятельности. Принцип самодеятельности зиждется на спортивно - творческой активности, увлеченности и инициативе.
- принцип индивидуального подхода предполагает учет индивидуальных запросов, интересов, склонностей, способностей, возможностей, психофизиологических особенностей и социальной среды детей, подростков. Дифференцированный подход обеспечивает комфортное состояние каждого ребенка. Принцип учета возвратных и индивидуальных особенностей детей учитывает необходимость знаний возрастных особенностей обучающихся, а также индивидуальные различия детей в объединении, в каждой конкретной учебной группе.
- принцип систематичности и целенаправленности предполагает осуществление этой деятельности на основе планомерного и последовательного сочетания непрерывности и взаимозависимости в работе.
-принцип преемственности - в первую очередь предполагает культурное взаимодействие и взаимовлияние поколений. Необходимо активизировать деятельность родителей, всех взрослых на передачу детям социального знания и опыта.
-принцип занимательности - заключается в создании непринужденного эмоционального общения посредством выстраивания всего досуга на основе игры и театрализации.
-принцип гуманизма, уважения к личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему. В соответствии с этим принципом воспитательный процесс строится на доверии, взаимном уважении, авторитете педагога, сотрудничестве, любви, доброжелательности.
-принцип опоры на положительное в личности ребенка. В соответствии с этим принципом воспитания при организации воспитательного процесса педагог должен верить в стремление учащегося быть лучше, и сама воспитательная работа должна поддерживать и развивать это стремление.
-принцип воспитания в коллективе и через коллектив. В соответствии с этим принципом воспитание в группе, в процессе общения должно быть основано на позитивных межличностных отношениях.
-принцип единства действий и требований к ребенку в семье, образовательном учреждении, социуме. В соответствии с этим принципом педагогу необходимо установить тесный контакт с семьей и договориться о согласованных действиях. В ходе воспитательного процесса обсуждать вместе с детьми реальные события, происходящие в социуме, в их жизни (в школе, на улице).
Реализация цели и задач программы воспитания осуществляется в рамках определённых направлений деятельности объединения и представляется в следующих модулях:
Учебное занятие является основной формой учебно-воспитательного процесса и организации свободного времени учащихся.
Воспитание на занятиях осуществляется преимущественно через вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность само реализоваться в ней.
Реализация воспитательного потенциала учебного занятия осуществляется через:
познавательную деятельность- передачу обучающимся социально-значимых знаний, развивающие их любознательность, расширяющие их кругозор;
ЦЕЛЬ:
Использовать в воспитании детей возможности учебного занятия по дополнительным общеобразовательным программам как источник поддержки и развития интереса к познанию и творчеству; содействовать успеху каждого ребенка
НЕКОТОРЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ:
-занятие-деловая игра,
-образовательное путешествие,
- познавательная экскурсия,
-постановка эксперимента,
-организация исследования.
Модуль «Воспитание в детском объединении»
ЦЕЛЬ:
Организовывать воспитательную работу с коллективом и индивидуальную работу с обучающимися детского объединения.
Формы работы
со всем детским объединением:
- инициирование и поддержка участия детского объединения в ключевых культурно-образовательных событиях организации, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении/ участии и анализе;
- организация в спортивном объединении интересных и полезных для личностного развития учащихся совместных воспитательных событий, коллективных спортивных дел, способствующих укреплению традиций, формирование и развитие коллектива, в том числе разновозрастного, а также способствующих самореализации детей и подростков и получение ими социального опыта, формирование поведенческих стереотипов, одобряемым в
обществе;
- выработка с учащимися объединения норм и правил совместной жизнедеятельности;
- создание условий для проявления инициатив.
Реализация воспитательного потенциала в объединении ориентирована на целевые приоритеты, связанные с возрастными особенностями учащихся. Всё это в процессе организации воспитательной деятельности обеспечивает:
- установление взаимоотношений как единой совместной деятельности;
- организацию активной деятельности учащихся, познавательной самостоятельности;
- использование воспитательных возможностей через подбор соответствующих мероприятий.
Работа в детском коллективе ориентирована на:
- инициирование и поддержку участия учащихся в спортивно -образовательных событиях (районных акциях, конкурсах, традиционных воспитательных мероприятиях), оказание им помощи в подготовке и участии;
- сплочение коллектива через игры, тренинги, «посиделки»;
- организацию интересных и полезных дел для личностного развития детей, воспитание инициативности и самостоятельности.
Индивидуальная работа ориентирована на:
- изучение особенностей личностного развития учащихся через наблюдения, использование игровых ситуаций, в беседах и пр.
- поддержку ребёнка в налаживании взаимоотношений в коллективе, в усвоении им знаний и умений.
Ключевые дела – это комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для детей, педагога, которые объединяют их в общий коллектив.
Ключевые дела способствуют включению в мероприятия большего числа детей и взрослых, что позволяет не только улучшить качество воспитательного процесса, но и увеличить охват дополнительной занятостью детей на селе.
ЦЕЛЬ:
Реализовывать потенциал событийного воспитания для формирования духовно- нравственных ценностей, укрепления и развития традиций детского объединения и образовательной организации, развития субъектной позиции обучающихся.
Формы работы главные традиционные общие мероприятия:
- летние оздоровительные программы;
- познавательно-развлекательные программы;
- фестивальная деятельность;
- родительские и ученические собрания;
- досугово-развлекательная деятельность;
- праздничные мероприятия, посвященные календарным датам: День Матери, День Учителя, День защитника Отечества, День 8 Марта, День Победы и др.
Модуль «Взаимодействие с родителями»
Работа с родителями обучающихся детского объединения осуществляется для эффективности достижения цели воспитания и направлена на:
- повышение педагогической компетенции родителей;
- вовлечение родителей в событийное пространство творческого объединения через совместную деятельность родителей и обучающихся;
ЦЕЛЬ:
Организовывать работу с родителями (законными представителями) обучающихся для совместного решения проблем воспитания и социализации детей и подростков.
Формы работы
- родительские гостиные, круглые столы с приглашением специалистов или экспертов в определенной сфере;
- родительские дни, во время которых родители могут посещать учебные занятия для получения представления о ходе образовательного процесса по дополнительной общеобразовательной программе;
Показатели эффективности в работе с родителями
Формы работы с родителями
Критерии эффективности
1.Живой разговор (беседа)
Запрос, заказ, знакомство
2.Телефонный звонок
Передача информации, контроль
3. Опросники, анкеты
Заказ, мониторинг
4. Посещение занятий
Информация об образовательном процессе, о ребенке
5. Досуговые мероприятия
Эмоциональный контакт Ребенок-Родитель Педагог, формирование культуры досуга, инициатива родителей
6. Индивидуальные консультации
Помощь в решении проблем ребенка и родителя
7. Гостиные, лектории
Просвещение родителей, обсуждения и решения проблем.
8. Информационный стенд
Информирование о деятельности в кружке, о достижениях детей
Учебные занятия направлены на повышение технологической грамотности в области инженерных и технических профессий, они проходят с использованием учебно-лабораторного оборудования, что находит отражение в формах и видах учебной деятельности обучающихся.
ЦЕЛЬ:
Содействовать приобретению опыта личностного и профессионального самоопределения на основе индивидуальных проб в совместной деятельности и социальных практиках.
Формы работы
- циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
-участие в спортивных состязаниях, посещение открытых занятий;
- подготовка учащихся к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности через создание профориентационных значимых событий, формирующих готовность учащегося к выбору, формирование позитивного взгляда на спорт и труд.
Раздел 4. Основные направления самоанализа воспитательной работы
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся:
Критерием, на основе которого осуществляется самоанализ, является динамика личностного развития обучающихся.
Анализируются вопросы:
- какие прежде существовавшие проблемы личностного развития обучающихся удалось решить за минувший учебный год;
- какие проблемы решить не удалось и почему;
- какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогу.
2. Состояние организуемой в объединении совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в объединении интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Анализируются вопросы:
- реализация программы воспитания, мониторинг результативности воспитательного процесса;
- качество работы с родителями, повышение уровня активности родителей, проблемы в работе с родителями;
- качество организации предметно-эстетической среды в детском объединении.
3. Управление контроля воспитательной работой.
Основные параметры
Критерии
Контроль за
воспитательным процессом
Всестороннее изучение и анализ воспитательного процесса, координация работы в соответствии с поставленными задачами.
Выявление результатов педагогической деятельности, положительных и отрицательных тенденций в организации воспитательного процесса, корректировка и устранению негативных тенденций, трансляция (распространение) педагогического опыта.
Осуществление контроля над исполнением законодательства в области воспитания, выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативно-правовых, локальных актов, принятие мер по их пресечению.
Мониторинг
воспитательной
1. Сбор, обработка, хранение информации о состоянии и динамике показателей качества воспитания.
Отслеживание динамики воспитательного процесса для управления качеством воспитания.
Динамика устойчивого развития воспитательной системы.
деятельности
Методическая работа
Активное включение в научно-методическую и инновационную практическую деятельность в рамках реализации программы воспитания.
Внедрение в педагогическую практику современных методик и педагогических технологий.
Формирование единых принципиальных подходов к воспитанию и социализации личности.
Изучение, обобщение и использование в практике передового педагогического опыта работы педагогов.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Календарный план воспитательной работы
объединения «Подвижные игры» на 2022-2023 учебный год
№
п/п
Модуль
воспитательной
деятельности
Название
мероприятия
Сроки
проведения
Форма
Проведения
1.
Модуль:
«Воспитание на учебном занятии»
Беседа о выстраивании корректных отношений с детьми.
сентябрь
Беседа
Участие в мероприятиях, посвященных 79 годовщине освобождения Краснодарского края и завершению битвы за Кавказ.
октябрь
Практическое занятие
Спортивное мероприятие ко Дню народного единства «Сплочён и един, наш народ непобедим!»
ноябрь
Практическое занятие
Спортивное состязание ко Дню рождения С. Н. Потапова
декабрь
Практическое задание
Спортивно-патриотический конкурс «Командная игра» (фигурная маршировка)
январь
Игровое занятие
Соревнование – поединок, посвящён ко Дню Защитника Отечества
февраль
Практическое занятие
Участие в спортивной викторине, посвящённой дню образования Краснодарского края
сентябрь
Теоретическое занятие
Спортивный фестиваль « В здоровом теле – здоровый дух!»
март
Практическое занятие
Спортивная – игровая программа « Забавы зимушки – зимы»
декабрь
Практическое занятие
Месячник оборонно-массовой и патриотической работы:
-Февральские старты.
январь
Практическое занятие
Участие в спортивной олимпиаде
апрель
Теоретическое занятие
Информирование родителей о дополнительном образовании через социальные рекламы, буклеты.
сентябрь - ноябрь
Буклеты, видеоролики
Проведение онлайн опроса по оценке качества образовательных услуг
октябрь-ноябрь
анкетирование
Выставка спортивных занятий в мессенджерах: WhatsApp , ВКонтакте, Одноклассниках
в течение года
Выставка фотографий
5.
Модуль: «Профессиональное самоопределение»
Беседа о профессиях учителя физической культуры, тренера.
октябрь-
март
Беседа
Экскурсия в спорткомплекс, на стадион.
май
Экскурсия
Список использованной литературы:
Азбука форм воспитательной работы: Справочник/ З.В. Артёменко, Ж.Е. Завадская - Минск: Новое знание, 2008.-315с.
Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. - Изд. доп. - М.: Школьная Пресса, 2008.
Маленкова, П.И. Теория и методика воспитания/П.И. Маленкова. - М., 2012.