Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Коррекционная работа в начальной школе"»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9»
РАССМОТРЕНО
на заседании
методического совета
протокол №1 от 2020 г.
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора №51/7
от « _ » сентября 2020 г.
Директор МАОУ «СОШ №9»
__________________Е. Ю. Тетерина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
начального общего образования
по курсу внеурочной деятельности
«КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ»
(1 – 4 классы)
Ревда
2020
СОДЕРЖАНИЕ
Аннотация к рабочей программе курса внеурочной деятельности «Коррекционные занятия» (1 классы)
2
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Коррекционные занятия» (1 классы)
5
Содержание курса внеурочной деятельности «Коррекционные занятия» (1 классы)
9
Тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности «Коррекционные занятия» (1 классы)
11
Аннотация к рабочей программе курса внеурочной деятельности «Коррекционные занятия» (1 – 4 классы)
Программа курса внеурочной деятельности «Коррекционные занятия» (1 – 4 классы) составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС НОО) и является составной частью основной образовательной программы начального общего образования муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №9» (далее - ООП НОО МАОУ «СОШ №9»). Внеурочная деятельность в рамках данного курса представляет индивидуальные и подгрупповые занятия по восполнению пробелов в знаниях (русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир, технология и др.) для обучающихся как по адаптированным основным образовательным программам начального общего образования для детей с задержкой психического развития, так и для обучающихся по ООП НОО МАОУ «СОШ №9» и направлена на создание помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и не имеющих статус ОВЗ в освоении ООП НОО МАОУ «СОШ №9», коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Актуальность данной программы в нашем образовательном учреждении очень высока. Контингент учащихся достаточно разноуровневый как по социальному статусу, так и по уровню интеллектуального развития. На уровне начального общего образования практически в каждом классе обучаются дети по специальной адаптированной основной образовательной программе для детей с задержкой психического развития, для детей с тяжелыми нарушениями речи. Количество таких детей регулярно увеличивается.
Помимо этого, есть дети, не имеющие статуса ОВЗ, но по тем или иным причинам, испытывающим трудности при освоении того или иного раздела учебного предмета в рамках содержания ООП НОО МАОУ «СОШ №9» (часто болеющие дети, гиперактивные и др.)
Данная программа направлена на реализацию следующих общих целей:
1.Диагностика трудностей обучения и межличностного взаимодействия младших школьников.
2.Оказание помощи в освоении основной образовательной программы начального общего образования детям с трудностями обучения.
Программа обеспечивает:
своевременное выявление детей с трудностями в освоении ООП НОО МАОУ «СОШ №9»;
определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;
определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
разработку и реализацию индивидуальных учебных планов, организацию индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии;
реализацию системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Содержание программы курса внеурочной деятельности «Коррекционные занятия» (1 – 4 классы) определяют следующие принципы:
соблюдение интересов ребёнка;
системность;
непрерывность;
вариативность;
рекомендательный характер оказания помощи.
Условия успешного осуществления коррекционно-развивающей работы:
1. Поход к учащемуся с оптимистической гипотезой (безграничная вера в ребенка): Каждый ребенок может научиться всему.
2. Путь к достижению положительного результата может быть только путем «от успеха к успеху». Для ребенка очень важно постоянно чувствовать свою успешность. Это возможно только в том случае, если уровень сложности предлагаемых учителем заданий соответствует уровню возможностей ребенка. Только помня об этом, учитель может дать возможность каждому быть успешным в процессе обучения. И еще одно, что нужно помнить: оценивая работу ребенка, прежде всего необходимо обращать его внимание на то, что уже получилось, и лишь потом высказывать конкретные пожелания по улучшению работы.
3. Создание доброжелательной атмосферы на занятиях. Психологами доказано, что развитие может идти только на положительном эмоциональном фоне. Ребенок намного быстрее добьется успеха, если будет верить в свои силы, будет чувствовать такую же уверенность в обращенных к нему словах учителя, в его действиях.
4. Темп продвижения каждого ученика определяется его индивидуальными возможностями. Ученик не будет работать лучше и быстрее, если он постоянно слышит слова «быстрее, поторопись, ты опять последний», этими словами достигается, как правило, обратный эффект - либо ребенок начинает работать еще медленнее, либо он работает быстрее, но при этом начинает страдать качество (у ребенка появляется принцип: пусть неправильно, зато быстро, как все).
5. Отказ от принципа «перехода количества дополнительных занятий в качество обучения». Суть «качественного» подхода заключается в том, что учитель знает, в чем трудности и как они могут быть устранены самым эффективным способом. Продуктивен именно такой путь — от знания причины ошибки к ее устранению.
6. Необходимо постоянно отслеживать продвижение каждого ученика. Важно знать ту «точку», в которой ученик находится в данный момент, а также перспективы его развития. Для выполнения этого условия важно точно знать последовательность этапов формирования каждого конкретного навыка Другими словами, учитель постоянно должен знать:
а) что ребенок уже может сделать самостоятельно;
б) что он может сделать с помощью учителя;
в) в чем эта помощь должна выражаться.
7. В обучении необходимо опираться на «сильные» стороны в развитии ученика, выявленные в процессе диагностики.
8. Содержание учебного материала для проведения коррекционных занятий должно не только предупреждать трудности обучения, но и способствовать общему развитию учащихся. Задания должны быть разнообразными, занимательными, интересно оформленными. Основными методами обучения на занятиях должны быть дидактическая игра и самостоятельная предметно-практическая работа, так как именно в этих видах деятельности ребенка происходит развитие наглядно-образного мышления, произвольности и т. п.
9.Коррекционно-развивающая работа должна осуществляться систематически и регулярно. То, чего так медленно и постепенно удается достигнуть, легко и быстро разрушается, если действия не отработаны до конца, не проконтролирован перенос действия с одного материала на другой.
10. Еще одним условием успешного обучения детей с ОВЗ является организация групповых и индивидуальных занятий, которые дополняют коррекционн-оразвивающую работу и направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для учащихся с ОВЗ.
В образовательном учреждении обучение ведется по УМК «Перспектива». Активно используются средства обучения, обеспечивающие дифференциацию и индивидуализацию учебной работы на уроке и во внеурочное время:
Данный курс реализуется по 1 часу в неделю, соответственно для обучающихся 1-х классов – 33 часа в учебный год; для обучающихся 2 – 4 классов – 34 часа в учебный год. В форме коррекционных занятий.
Цель коррекционных занятий: коррекция недостатков познавательной и эмоционально-личностной сферы детей средствами изучаемого программного материала.
Задачи, решаемые на коррекционных занятиях:
● создание условий для развития сохранных функций;
● формирование положительной мотивации к обучению;
● повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;
● коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально–личностной сферы; формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;
● воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.
Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления педагогом индивидуальных пробелов в обучении. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия оказываются за пределами максимальной нагрузки обучающихся. Работа с целым классом или с большим числом детей на этих занятиях не допускается.
Учащиеся, удовлетворительно усваивающие учебный материал в ходе фронтальной работы, к индивидуальным занятиям не привлекаются, помощь оказывается ученикам, испытывающим особые затруднения в обучении. Периодически на индивидуальные занятия привлекаются также учащиеся, не усвоившие материал вследствие пропусков уроков по болезни либо из-за «нерабочих» состояний (чрезмерной возбудимости или заторможенности) во время уроков.
Изучение индивидуальных особенностей учащихся позволяет планировать сроки, этапы и основные направления коррекционной работы. Дети, успешно справляющиеся с программой, освобождаются от посещения коррекционно-развивающих занятий.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Порядком осуществления текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МАОУ «СОШ №10» и для обучающихся 1-4 х классов носит безотметочный характер (качественная характеристика индивидуальных образовательных достижений по курсу внеурочной деятельности и фиксация характера динамики индивидуальных образовательных достижений).
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Коррекционные занятия» (1 - 4 классы)
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
способность к оценке своей учебной деятельности;
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
установка на здоровый образ жизни;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии;
владеть рядом общих приемов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнера;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты
В соответствии с ООП НОО МАОУ «СОШ №10» или адаптированной образовательной программой для отдельных категорий детей с ОВЗ.
Содержание курса внеурочной деятельности «Коррекционные занятия»
(1 – 4 классы)
Содержание программы направлено на создание условий для преодоления следующих общих трудностей обучения по основным предметам школьного курса.
Трудности в обучении чтению, письму:
- замены букв, обозначающих сходные в произношении и/или восприятии звуки, а также замены букв по внешнему сходству (по механизму движения руки);
- пропуски гласных и согласных букв, пропуск слогов;
- низкий уровень устной и письменной речи, сложности при формулировании основной мысли высказывания, ее речевом оформлении;
- смысловые, грамматические, орфографические ошибки при письменном оформлении высказывания;
- отсутствие дифференциации качественных характеристик звуков;
- неумение определять сильные и слабые позиции для гласных и согласных звуков;
- трудности разбора слова по составу, формальный подход учащегося к определению частей слова;
- неразличение родственных слов и слов с омонимичными корнями, трудности при подборе родственных слов;
- затруднения при определении грамматических признаков различных частей речи, неразличение частей речи;
- неразличение синтаксических и грамматических вопросов к именам существительным;
- неразличение двух характеристик предложения: тип предложения по цели высказывания и по интонации;
- трудности при установлении синтаксической взаимосвязи слов в предложении, при определении главного и зависимого слова;
- неумение выбрать необходимый способ проверки в зависимости от места и типа орфограммы;
- несформированность навыка применять знание орфограмм при письме под диктовку, при записи собственного текста.
3. Трудности в процессе овладения читательской деятельностью:
- неумение обобщить информацию, содержащуюся в разных частях текста;
- неумение привести примеры из текста, доказывающие высказанное утверждение;
- неумение на основании прочитанного высказать свою точку зрения, обосновать ее, опираясь на текст;
- проблемы координации имеющихся житейских представлений с информацией, получаемой из текста, особенно в ситуации, когда предшествующий опыт входит в противоречие с имеющейся в тексте информацией;
- неумение использовать разные стратегии работы в зависимости от типа текста, проблемы с точностью восприятия данных при чтении научно- популярного текста.
4. Трудности в работе с текстами-инструкциями, с информацией, представленной в виде графиков, диаграмм, схем и т.д.
5. Трудности в изучении математики:
- неспособность записать число (величину) и дать его (ее) характеристику;
- проблемы пространственной ориентировки, неразличение, неправильное называние геометрических фигур, форм окружающего;
- смешение математических понятий (периметр и площадь, частное и разность и т.п.);
- неспособность установить зависимость между величинами (часть- целое; скоростьвремя-длина пути при равномерном прямолинейном движении; цена-количество стоимость и др.), решить текстовую задачу в 1-2 действия;
- неумение применить алгоритм (способ, прием) выполнения арифметического действия;
- неумение использовать свойства арифметических действий при выполнении вычислений;
- неспособность установить порядок действий в числовом выражении и найти его значение с использованием изученных алгоритмов;
- проблемы в понимании математических отношений (больше/меньше, выше/ниже, дороже/дешевле; «больше/меньше на...», «больше/меньше в ...», «на сколько (во сколько раз) больше/меньше» и др.).
6. Общая характеристика общеучебных трудностей обучении:
- неумение включиться в учебную работу; неспособность самостоятельно начать выполнение задания;
- неготовность выполнять задание без пошаговой инструкции и помощи;
- непонимание, неумение выполнить многокомпонентное задание (состоящее из нескольких простых);
- недостаточная осознанность в усвоении и применении алгоритмов (правил);
- неумение пользоваться полученными знаниями-умениями при решении стандартных учебных и практических задач;
- неспособность учесть все условия и этапы решения задания в ходе его выполнения (неполное выполнение задания);
- смешение (подмена) алгоритмов, понятий; нарушение последовательности шагов алгоритма при его выполнении;
- подмена задания (логически и алгоритмически более простым);
- неспособность контролировать ход (процесс) и результат выполнения задания;
- неумение понять и объяснить причину своей ошибки, исправить ее;
- неумение применить знания в нестандартной ситуации;
- неумение решить учебную задачу с использованием «другого» приема (способа), сравнить решения по степени рациональности.
7. Общая характеристика трудностей межличностных отношений:
Характер взаимодействия ученика и учителя:
- непонимание, неготовность услышать учителя (взрослого), психологическая «несовместимость» (по результатам выполнения теста «Портрет учителя»);
- боязнь критики, негативной оценки;
- отсутствие положительного опыта общения со взрослыми.
Взаимодействие ученика и других учеников:
- эгоцентричность, неумение общаться,
- повышенная тревожность;
- неумение строить совместную деятельность;
- заниженная (завышенная) самооценка.
3.Тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности «Коррекционные занятия» (1 - 4 классы)
1 класс (33часа)
№
п/п
Название раздела, темы
Количество
часов
Письмо и чтение букв
1
Сравнение и счёт предметов.
1
Письмо и чтение букв
1
Множества и действия над ними.
1
Письмо и чтение букв
1
Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация.
1
Письмо и чтение букв
1
Имя собственное
1
Числа от 1 до 10. Нумерация.
1
Слова с несколькими значениями
1
Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация. Решение задач.
1
Слова, близкие и противоположные по значению
1
Числа от 1 до 10. Число 0. Сложение и вычитание. Решение задач.
1
Звуки и буквы. Алфавит.
1
Числа от 1 до 10. Число 0. Сложение и вычитание. Решение задач.
1
Гласные звуки. Обозначение их буквами. Согласные звуки. Обозначение их буквами.
1
Числа от 1 до 10. Число 0. Сложение и вычитание. Решение задач.
1
Слоги. Перенос слова.
1
Числа от 1 до 10. Число 0. Сложение и вычитание. Решение задач.
1
Ударение. Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами.
1
Числа от 1 до 10. Число 0. Сложение и вычитание. Решение задач.
1
Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме.