Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса УМК " Школа России"
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса УМК " Школа России"
Рабочая программа составлена на основе авторской программы " Литературное чтение - авторы Горецкий В. Г. и др. М.: Просвещение,2011г. УМК " Школа Росии"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса УМК " Школа России"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 п. Клетня Брянской области
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
На заседании МО учителей Заместитель директора приказ № _________
начальных классов по УВР от «____» ___________ 2017г
Протокол №1 директор
от 23 августа 2017 г. /_____________/_________ /Лось Л.В./_________
«30» августа 2017г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению
для 1 «в»класса
начального общего образования
на 2017 – 2018 учебный год разработана
на основе авторской программы «Литературное чтение»- авторы Горецкий В.Г. и др.
(М.: Просвещение, 2011 г.)
Составитель: Зайцева Алла Григорьевна
учитель начальных классов 1 категории
Клетня
2017г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2017-2018 учебный год, базисного учебного плана для общеобразовательных организаций Брянской области на 2017– 2018 учебный год, учебного плана МБОУ СОШ № 2 на 2017 – 2018 уч. год (приказ № от года), в соответствии с требованиями к результатам начального образования.
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы «Литературное чтение»- авторы Горецкий В.Г. и др. Литературное чтение: 1 класс. М.: Просвещение, 2011 г. УМК «Школа России».
В авторскую программу не внесены изменения, так как она соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта.
Цели и задачи учебного предмета
Изучение литературного чтения в первом классе направлено на достижение следующих целей:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования первоклассников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретение умения работать с разными видами информации;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
- воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников; формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств; уважение к культуре народов многонациональной России и других стран.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в первом классе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением самостоятельно их выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.
Таким образом, предмет литературное чтение нацелен на решение следующих основных задач:
1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.
2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.
4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
Общая характеристика учебного предмета
Программа разработана для учащихся 1 класса МБОУ СОШ №2 п. Клетня
Литературное чтение — один из основных предметов в системе начального образования.
Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Литературное чтение - это один из важных и ответственных этапов большого пути ребенка в литературу. От качества изучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, свойственного дошкольникам, формирование в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.
Художественное литературное произведение своим духовным, нравственно-эстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства, сознание, волю. Оно по своей природе оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность.
Обучение первоначальному чтению и письму осуществляется на основе современного варианта аналитико-синтетического метода, который учитывает новейшие данные лингвистической, педагогической и методической науки, носит воспитывающий и развивающий характер, обеспечивает интенсивное речевое развитие детей и высокий уровень сознательности чтения, речи. Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования. Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. В период обучения литературному чтению ребёнок начинает осваивать новые ситуации, отношения, виды деятельности, требующие от него выбора соответствующих этим новым обстоятельствам языковых средств.
В процессе обучения литературному чтению реализуются положения системно-деятельного подхода – основы Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
-учёт индивидуальных, возрастных и психологических особенностей обучающихся;
-учёт различных видов деятельности учащихся и форм общения педагогов с детьми для решения целей образования и воспитания;
-обеспечение преемственности дошкольного и начального образования.
Эти положения стандарта нашли своё отражение в ориентации на свойственные первоклассникам возрастные особенности мышления и деятельности:
-переход от свойственного дошкольникам наглядно-образного мышления к логическому;
-переход от ведущей в дошкольном возрасте игровой деятельности к деятельности учебной.
При обучении литературному чтению первоклассники овладевают первоначальными знаниями в области родного языка, обучаются чтению и при этом учатся учиться. Тексты, которые читают первоклассники на уроках, существенно расширяют их запас знаний и представлений об окружающем.
Данная рабочая программа ориентирована на использование следующего учебно-методического комплекта УМК «Школа России»:
1. Литературное чтение. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. (Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.) – М.: Просвещение, 2011.- Школа России.
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа разработана для 1 класса МБОУ СОШ №2 п. Клетня Брянской области
В учебном плане на изучение литературного чтения в 1 классе отводится 40 час в год (4 часа в неделю, 10 недель)
Планируемые результаты
Программа обеспечивает достижения первоклассников определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
В первом классе личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметными результатами изучения предмета «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.
Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в совместной работе класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
Предметными результатами изучения предмета «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
осмысленно, правильно читать целыми словами со скоростью не менее 30 слов в минуту;
отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
подробно пересказывать текст;
составлять устный рассказ по картинке;
заучивать наизусть небольшие стихотворения;
соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
различать рассказ и стихотворение.
Первоклассник научится:
-осознавать место и роль литературного чтения в познании окружающего мира, понимать значение литературного чтения для формирования интеллектуальной (общей) культуры человека; -работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической (литература как вид искусства, сравнение литературы с другими видами искусства) и нравственной сущности (ценностные ориентации, нравственный выбор);
-применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, характеристики героя, создания различных форм интерпретации текста;
-осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах;
-работать со справочно-энциклопедическими изданиями.
Первоклассник получит возможность научиться:
-пользоваться простейшими формулами речевого этикета при встрече, прощании, обращении друг к другу и к взрослым;
-читать небольшой текст плавно, целыми словами с элементами послогового чтения;
-читать со скоростью не менее 30-35 слов в минуту небольшие тексты, соблюдать паузы, отделяющие одно предложение от другого;
-отвечать на вопросы к прочитанному тексту;
-воспроизводить содержание эпизода или ситуацию из текста с опорой на вопросы и иллюстрации к нему;
-высказать свое отношение к прочитанному.
-находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем;
-произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
-находить части в небольшом тексте;
-составлять текст по его началу, по его концу;
-адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;
-в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантом решения учебной задачи;
-осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.
\
3.Содержание учебного предмета.
Видыречевойичитательскойдеятельности
Аудирование (слушание). Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания. Умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.
Чтение.
Чтениевслух.Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Чтениепросебя.Осознание смысла произведения при чтении про себя доступных по объёму и жанру произведений, осмысление цели чтения. Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разного вида чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работасразнымивидамитекста.Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных - и их сравнение. Определение целей и задач создания этих видов текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений; выделение способов организации разных видов текста. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры текста; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическаякультура.Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Книга: учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, сведения о художниках-иллюстраторах, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.
Работастекстомхудожественногопроизведения.Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием (ответ на вопрос: «Почему автор так назвал свое произведение?»). Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (синтаксическое построение предложений, единство или контрастность описаний), жанр, народное или авторское произведение, структура (композиция).
Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), пересказ, рассказ по иллюстрациям.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств (эпитет, сравнение, гипербола) данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя) причины поступка персонажа.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей) пересказ.
Работасучебнымиинаучно-популярнымитекстами.Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с содержанием (ответ на вопрос: «Почему автор так назвал свое произведение?»). Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Определение главной мысли текста.
Говорение (культураречевогообщения). Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-популярному, художественному тексту). Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения.
Монолог как форма речевого высказывания. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культураписьменнойречи). Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характера героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.
Кругдетскогочтения. Произведения устного народного творчества. Произведения классиков отечественной литературы XIX-XX вв., классиков детской литературы. Произведения современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.
Произведения, хорошо знакомые детям по дошкольному опыту; предназначенные для младшего школьного возраста; книги, изучение которых предполагается в средней школе.
Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).
Основные темы детского чтения: произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение). Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол, олицетворений, звукописи.
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.
Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Историко-литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения (различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, пьеса, стихотворение, басня, очерк - общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.
Творческаядеятельностьучащихся (наоснове литературныхпроизведений). Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).
Вид работы
1-я ч.
(кол-во часов)
2-я ч.
(кол-во часов)
I полуг.
(кол-во часов)
3-я ч.
(кол-во часов)
4-я ч.
(кол-во часов)
II полуг.
(кол-во часов)
ИТОГО
Проверочные работы
-
-
-
-
-
-
-
Проверка техники чтения
-
-
-
1
1
2
2
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 1 класс.
№
п/п
Дата
Тема урока
Количество часов
план
факт
1
Вводный урок.
1
Жили - были буквы.
7 ч
2.1
В. Данько "Загадочные буквы".
1
3.2
И. Токмакова "Аля, Кляксич и буква "А"".
1
4.3
С. Черный «Живая азбука»; Ф. Кривин «Почему "А" поется, а "Б" нет».
1
5.4
Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит?».
1
6.5
С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть».
1
7.6
Из старинных книг. Проверка техники чтения.
1
8.7
Повторение и обобщение по теме «Жили-были буквы».
1
II. Сказки, загадки, небылицы.
7 ч
9.1
Е. Чарушин «Теремок».
1
10.2
Русская народная сказка «Рукавичка».
1
11.3
Загадки, песенки.
1
12.4
Русские народные потешки. Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни».
1
13.5
Александр Сергеевич Пушкин.
1
14.6
Русская народная сказка "Петух и собака".
1
15.7
Из старинных книг. Повторение и обобщение по теме "Сказки, загадки, небылицы".
1
III. Апрель, апрель. Звенит капель.
5 ч
16.1
А. Плещеев «Сельская песенка». А. Майков «Весна», «Ласточка промчалась…»
1
17.2
Т. Белозеров «Подснежники». С. Маршак
«Апрель».
1
18.3
Стихи - загадки писателей И. Токмаковой, Л. Ульяницкой, Л. Яхнина, Е. Трутневой.
1
19.4
Стихотворения В. Берестова, Р. Сефа. Произведения из старинных книг.
1
20.5
Повторение и обобщение по теме "Апрель, апрель. Звенит капель ".
1
IV. И в шутку и всерьёз.
7 ч
21.1
И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я. Тайц «Волк». Г. Кружков «Ррры!»
1
22.2
Н. Артюхова «Саша-дразнилка».
1
23.3
К. Чуковский «Федотка». О. Дриз «Привет». О. Григорьев "Стук".
1
24.4
И. Токмакова "Разговор Лютика и Жучка". И. Пивоварова "Кулинаки - пулинаки". К. Чуковский "Телефон".
1
25.5
М. Пляцковский «Помощник».
1
26.6
Из старинных книг.
1
27.7
Повторение и обобщение по теме
" И в шутку и всерьёз ".
1
V. Я и мои друзья.
7 ч
28.1
Ю. Ермолаев «Лучший друг». Е. Благинина «Подарок».
1
29.2
В. Орлов «Кто первый?». С. Михалков «Бараны».
1
30.3
Р. Сеф «Совет». В. Берестов «В магазине игрушек». В. Орлов "Если дружбой дорожить...". И. Пивоварова «Вежливый ослик». Я. Аким "Моя родня".
1
31.4
С. Маршак «Хороший день». Проверка техники чтения.
1
32.5
М. Пляцковский «Сердитый дог Буль». Ю. Энтин "Про дружбу".
1
33.6
Из старинных книг. Д. Тихомиров "Мальчики и лягушки", "Находка".
1
34.7
Повторение и обобщение по теме "Я и мои друзья".
1
VI. О братьях наших меньших.
6 ч
35.1
С. Михалков «Трезор». Р. Сеф «Кто любит собак».
1
36.2
В. Осеева «Собака яростно лаяла». И. Токмакова «Купите собаку».
1
37.3
М. Пляцковский «Цап Царапыч». Г. Сапгир «Кошка».
1
38.4
В. Берестов «Лягушата». В. Лунин "Никого не обижай".С. Михалков "Важный совет".
1
39.5
Д. Хармс «Храбрый ёж». Н. Сладков «Лисица и Ёж». С. Аксаков "Гнездо".
1
40.6
Повторение и обобщение по теме "О братьях наших меньших".