Рабочая программа по литературному чтению 1-4 классы
Рабочая программа по литературному чтению 1-4 классы
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
Требования ФГОС
Достижение требований
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций
Ученик осознаёт свою принадлежность к своей стране – России, к своему народу. Отвечает на вопросы: Что связывает тебя с родными, друзьями; с родной природой, с Родиной? Какой язык и какие традиции являются для тебя родными и почему? Что обозначает для тебя любить и беречь родную землю, родной язык?
Знает и с уважением относится к Государственным символам России.
Сопереживает радостям и бедам своего народа и проявляет эти чувства в добрых поступках.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов
Ученик воспринимает планету Земля как общий дом для многих народов, принимает как данность и с уважением относится к разнообразию народных традиций, культур, религий.
Выстраивает отношения, общение со сверстниками, несмотря на национальную принадлежность, на основе общекультурных принципов, уважать иное мнение историю и культуру других народов и стран, не допускать их оскорбления, высмеивания.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире
Ученик умеет выстраивать добропорядочные отношения в учебном коллективе, в коллективах групп продлённого дня, дополнительного образования, во временных творческих группах.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
Ученик воспринимает важность (ценность) учёбы как интеллектуального труда и познания нового. Ответы на вопрос: для чего он учится, отражают учебную мотивацию. Ученик активно участвует в процессе обучения, выходит на постановку собственных образовательных целей и задач.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе
Ученик осмысленно относится к тому что делает, знает для чего он это делает, соотносит свои действия и поступки с нравственными нормами. Различает «что я хочу» и «что я могу». Осуществляет добрые дела, полезные другим людям. Умеет отвечать за результат дела, в случае неудачи «не прячется» за других.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств
Ученик умеет различать «красивое» и «некрасивое», ощущает потребность в «прекрасном», которое выражается в удержании критерия «красиво» (эстетично), в отношениях к людям, к результатам труда.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
Ученик понимает ценности нравственных норм, закреплённых в языке народа, для жизни и здоровья человека, умеет соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей.
Ученик проявляет доброжелательность в отношении к другим, эмоциональную отзывчивость и сопереживание к чувствам родных и близких, одноклассников, к событиям в классе, в стране.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
Ученик позитивно участвует в коллективной и групповой работе учащихся, умеет входить в коммуникацию со взрослыми людьми, соблюдает в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова). В ситуации конфликта ищет пути его равноправного, ненасильственного преодоления, терпим к другим мнениям, учитывает их в совместной работе.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям
Ученик ориентирован на здоровый образ жизни, придерживается здорового режима дня, активно участвует в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, имеет увлечение к творческому труду или спортивным занятиям. Проявляет бережное отношение к результатам своего и чужого труда.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению 1-4 классы»
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
Требования ФГОС
Достижение требований
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций
Ученик осознаёт свою принадлежность к своей стране – России, к своему народу. Отвечает на вопросы: Что связывает тебя с родными, друзьями; с родной природой, с Родиной? Какой язык и какие традиции являются для тебя родными и почему? Что обозначает для тебя любить и беречь родную землю, родной язык?
Знает и с уважением относится к Государственным символам России.
Сопереживает радостям и бедам своего народа и проявляет эти чувства в добрых поступках.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов
Ученик воспринимает планету Земля как общий дом для многих народов, принимает как данность и с уважением относится к разнообразию народных традиций, культур, религий.
Выстраивает отношения, общение со сверстниками, несмотря на национальную принадлежность, на основе общекультурных принципов, уважать иное мнение историю и культуру других народов и стран, не допускать их оскорбления, высмеивания.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире
Ученик умеет выстраивать добропорядочные отношения в учебном коллективе, в коллективах групп продлённого дня, дополнительного образования, во временных творческих группах.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
Ученик воспринимает важность (ценность) учёбы как интеллектуального труда и познания нового. Ответы на вопрос: для чего он учится, отражают учебную мотивацию. Ученик активно участвует в процессе обучения, выходит на постановку собственных образовательных целей и задач.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе
Ученик осмысленно относится к тому что делает, знает для чего он это делает, соотносит свои действия и поступки с нравственными нормами. Различает «что я хочу» и «что я могу». Осуществляет добрые дела, полезные другим людям. Умеет отвечать за результат дела, в случае неудачи «не прячется» за других.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств
Ученик умеет различать «красивое» и «некрасивое», ощущает потребность в «прекрасном», которое выражается в удержании критерия «красиво» (эстетично), в отношениях к людям, к результатам труда.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
Ученик понимает ценности нравственных норм, закреплённых в языке народа, для жизни и здоровья человека, умеет соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей.
Ученик проявляет доброжелательность в отношении к другим, эмоциональную отзывчивость и сопереживание к чувствам родных и близких, одноклассников, к событиям в классе, в стране.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
Ученик позитивно участвует в коллективной и групповой работе учащихся, умеет входить в коммуникацию со взрослыми людьми, соблюдает в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова). В ситуации конфликта ищет пути его равноправного, ненасильственного преодоления, терпим к другим мнениям, учитывает их в совместной работе.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям
Ученик ориентирован на здоровый образ жизни, придерживается здорового режима дня, активно участвует в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, имеет увлечение к творческому труду или спортивным занятиям. Проявляет бережное отношение к результатам своего и чужого труда.
Метапредметные результаты:
Требования ФГОС
Достижение требований
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
Ученик принимает учебную задачу, соотносит свои действия с этой задачей, ищет способ её решения, осуществляя пробы.
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Ученик осуществляет отбор источников информации для поиска нового знания. Самостоятельно отбирает для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски; сопоставляет и отбирает информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, Интернет, компетентные люди – библиотекарь, учитель старших классов, …), выделяет главное (различает главное и второстепенное), фиксирует в виде текста, таблиц, схем.
3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Ученик намечает действия при работе в паре, составляет простой план действий при написании творческой работы, создании проектов.
В диалоге с учителем вырабатывает критерии оценки и определяет степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, может совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.
В ходе представления проекта может дать обоснованную оценку его результатов.
4. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Сопоставляя свои действия и результат, понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
5. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
Ученик должен уметь отвечать на вопросы: Что мне удалось? Что не удалось? И почему?
Как, каким способом действовал? Какой способ сложнее (удобнее, подходит или нет) и почему?
6. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. 7. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
Ученик может перевести в устный текст данные из таблицы, схемы, диаграммы, может дополнить или достроить их, использовать эти средства для записи текстовой информации. Активно использует модели при анализе слов, предложений, при решении математических задач. Активно использует словари при анализе слов.
8. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
Ученик соблюдает в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова). Может решать разные коммуникативные задачи, адекватно используя имеющиеся у него языковые средства (просьба, отказ, поздравление, доказательство…) Умеет презентовать результаты своей деятельности, в том числе средствами ИКТ.
9. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
Ученик умеет использовать компьютерную технику для решения поисковых задач, в том числе умеет вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; при этом от соблюдает нормы информационной избирательности, этики и этикета.
10. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
Ученик предъявляет смысловое чтение произведений разных стилей и жанров. Ученик адекватно использует речь и речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач в практической деятельности и повседневной жизни, он может составлять тексты в устной и письменной форме на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение.
11. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
На изученном предметном материале предъявляет овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
12. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Ученик умеет вести диалог, учитывая разные мнения; умеет договариваться и приходить к общему решению; умеет задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании; умеет доказательно формулировать собственное мнение.
13. Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Ученик активно участвует в коллективном диалоге по постановке общей цели и путей её достижения, умеет договариваться о распределении функций и ролей при работе в паре, в творческой группе; умеет осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
14. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Ученик проявляет готовность к решению конфликта посредством учета интересов сторон и сотрудничества, стремиться к координации различных позиций при работе в паре.
15. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Ученик предъявляет освоенность начальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретных учебных предметов.
16. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Ученик предъявляет освоенность базовых предметных и межпредметных понятий, отражающих существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
Выпускники начальной школы осознают значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам. У учащихся будет формироваться потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя. Младшие школьники полюбят чтение художественных произведений, которые помогут им сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор.
Учащиеся получат возможность познакомиться с культурно – историческим наследием России и общечеловеческими ценностями.
Младшие школьники будут учиться полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Они получат возможность воспринимать художественное произведение как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства, познакомятся с некоторыми коммуникативными и эстетическими возможностями родного языка, используемыми в художественных произведениях.
К концу обучения в начальной школе дети будут готовы к дальнейшему обучению, будет достигнут необходимый уровень читательской компетентности, речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы.
Выпускники овладеют техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приёмами анализа, интерпретации и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться словарями и справочниками, осознают себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Школьники научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Выпускники научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстниками, родителями, педагогами) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
Выпускники начальной школы приобретут первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, будут находить и использовать информацию для практической работы.
Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.
Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится:
•осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение с учётом его цели как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта (приобретение опыта чтения, поиска фактов и суждений, аргументации, иной информации);
•читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного (для всех видов текстов);
•читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки (только для художественных текстов);
•использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, просмотровое, поисковое/выборочное — в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
•ориентироваться в содержании художественного и научно-популярного текстов, понимать их смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):
—для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
—для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
•использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов:
—для художественных текстов: делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками, мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;
•для научно-популярных текстов: делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;
•использовать различные формы интерпретации содержания текстов:
•для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;
—для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;
•ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);
•передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
•участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).
Выпускник получит возможность научиться:
•удовлетворять читательский интерес и приобретать опыт чтения;
•осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
•различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста;
•осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
•высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
•составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).
Круг детского чтения (для всех видов текстов)
Выпускник научится:
•осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике или по собственному желанию;
•вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;
•составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.
Выпускник получит возможность научиться:
•работать с тематическим каталогом;
•работать с детской периодикой;
•самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).
Литературоведческая пропедевтика
(только для художественных текстов)
Выпускник научится:
•распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);
•отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
•различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений.
Выпускник получит возможность научиться:
•воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;
•находить средства художественной выразительности (метафора, эпитет);
•сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора, эпитет);
•определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.
Творческая деятельность
(только для художественных текстов)
Выпускник научится:
•создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
•восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание или пополняя его событиями;
•составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;
•составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учётом коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Выпускник получит возможность научиться:
•вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевлённого предмета;
•создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;
•работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение.
Содержание учебного предмета
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение.
Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.
Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту.
Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.
Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
Говорение (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.
Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях
(повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.
Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.
Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.
Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклор и авторские художественные произведения (различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинноследственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
1 класс
№
п/п
Название раздела
Кол-во часов
1
Наша речь.
14
2.
Алфавит
74
3.
Послебукварный этап. Резервные уроки .
3
4.
Страна Вообразилия.
17
5.
Сказки о животных.
14
6.
Природа и мы
10
Итого:
132
2 класс
№
п/п
Название раздела
Кол-во часов
Осень пришла
12
Вспомним лето
5
Здравствуй, осень
7
Народные песни, сказки, пословицы
30
Песни
5
Сказки народов России
15
Колыбельные песни
3
Сказки народов мира
4
Пословицы
3
Зимние картины
12
Авторские сказки
35
Писатели о детях и для детей
31
Весеннее настроение
20
Итого:
140
3 класс
№
п/п
Название раздела
Кол-во часов
1
«Уж небо осенью дышало…»
14
2
Народные сказки
12
3
Поэтические страницы
5
4
О мужестве и любви
9
5
«Зимы ждала, ждала природа…»
5
6
Авторские сказки
11
7
Басни
4
8
О братьях наших меньших
12
9
О совести и долге
9
10
Весна пришла
6
11
И в шутку, и всерьёз
18
Итого:
105
4 класс
№
п/п
Название раздела
Кол-во часов
1.
Мифы
4
2.
Народные сказки
6
3.
Былины
6
4.
Авторские сказки
7
5.
Басни
6
6.
Слово о родной Земле.
5
7.
О прошлом Родины
4
8.
Прошла по земле война.
7
9.
О добре и красоте
8
10.
Мир детства.
9
11.
Удивительные приключения.
8
Итого:
70
Календарно-тематическое планирование 1 класс
№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Планируемый период проведения (неделя)
Фактическая дата
Наша речь (14 ч)
1
Здравствуй, школа! С. 3
1
2
Мы теперь не просто дети, мы теперь - ученики.
С. 4-5
1
3
Мы живём в России. Наш общий язык – русский. С.8
1
4
Как мы общаемся. С.9
1
5
Как зарождалась речь. С.10
1
6
Устная и письменная речь. С. 11
1
7
Предложение. С. 12
1
8
Знаки препинания. С. 13
1
9
Предмет и слово. С. 14
1
10
Слоги. С. 15
1
11
Звуки речи (гласные и согласные). С. 16
1
12
Звуки речи (твёрдые и мягкие согласные). С.17
1
13
Ударение. С. 18
1
14
Звуки и буквы. С. 19
1
Алфавит(74ч)
15
Звуки и буквы. Звук [а]. Буквы А, а. с. 24
1
16
Звук [у]. Буквы У, у. с. 25
1
17
Закрепление изученного по теме «Наша речь»..
С. 26
1
18
Обычные буквы – специальные знаки. С.27
1
19
Звуки [м], [м']. Буквы М, м. С. 28
1
20
Звуки [н], [н']. Буквы Н, н. С. 29
1
21
Большая буква в именах людей и кличках животных. С. 30
1
22
Закрепление изученного по теме «Алфавит». С. 31
1
23
Звук [о]. Буквы О, о. С. 32
1
24
Звук [э].Буквы Э, э. С. 33
1
25
Использование слов «он», «она», «оно».
С. 34
1
26
Закрепление изученного по теме «Алфавит».С. 35
1
27
Звуки [р], [р']. Буквы Р, р. С. 36
1
28
Звуки [л], [л']. Буквы Л, л. С. 37
1
29
Закрепление изученного по теме «Алфавит».
С. 38
1
30
Закрепление изученного по теме «Алфавит». С. 39
1
31
Звук [ы]. Буква ы. С. 40
1
32
Звук [и]. Буквы И, и. Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквой и. С. 41
1
33
Закрепление изученного по теме «Алфавит». С. 42
1
34
Слова с противоположным значением. С. 43
1
35
Звук [й']. Буквы Й, й. С. 44
1
36
Закрепление изученного по теме «Алфавит». С. 45
1
37
Читальный зал № 1. С. 46
1
38
Читальный зал № 1. С. 47
1
39
Звуки [б], [б']. Буквы Б, б. С. 48
1
40
Звуки [п], [п']. Буквы П, п. С. 49
1
41
Закрепление изученного по теме «Алфавит». С. 50
1
42
Парные звонкие и глухие согласные звуки. С. 51
1
43
Звуки [в], [в']. Буквы В, в. С. 52
1
44
Звуки [ф], [ф']. Буквы Ф, ф. С. 53
1
45
Закрепление изученного по теме «Алфавит».С. 54
1
46
Закрепление изученного по теме «Алфавит». С. 55
1
47
Звуки [г], [г']. Буквы Г, г. С. 58
1
48
Звуки [к], [к']. Буквы К, к. С. 59
1
49
Закрепление изученного по теме «Алфавит». С. 60
1
50
Закрепление изученного по теме «Алфавит». С. 61
1
51
Звуки [д], [д']. Буквы Д, д. С. 62
1
52
Звуки [т], [т']. Буквы Т, т. С. 63
1
53
Закрепление изученного по теме «Алфавит». С. 64
1
54
Большая буква в географических названиях. С. 65
1
55
Звук [ж]. Буквы Ж, ж. С. 66
1
56
Звук [ш]. Буквы Ш, ш. С. 67
1
57
Сочетания букв жи и ши. С. 68
1
58
Закрепление изученного по теме «Алфавит». С. 69
1
59
Звуки [з], [з']. Буквы З, з. С. 70
1
60
Звуки [с], [с']. Буквы С, с. С. 71
1
61
Закрепление изученного по теме «Алфавит». С. 72
1
62
Слова «в», «на», «за», «над», под». С. 73
1
63
Буквы Е, е и Ё, ё.С. 76
1
64
Буквы е и ё – показатели мягкости предшествующих согласных звуков. С. 77
1
65
Диалог. Речевой этикет. С. 80
1
66
Закрепление изученного по теме «Алфавит». С. 81
1
67
Буквы Ю, ю. С. 82
1
68
Буквы Я, я. С. 83
1
69
Устное народное творчество. Песня. С. 84
1
70
Закрепление изученного по теме «Алфавит». С. 85
1
71
Буква ь. Мягкий знак – показатель мягкости предшествующих согласных звуков. С. 86
1
72
Закрепление изученного по теме «Алфавит». С. 87
1
73
Разделительный мягкий знак. С. 88
1
74
Две роли мягкого знака в русском языке.
С. 89
1
75
Разделительный твердый знак. С. 90
1
77
Закрепление изученного по теме «Алфавит».С. 91
1
77
Звуки [х], [х']. Буквы Х, х. С. 92
1
78
Звук [ц]. Буквы Ц, ц. С. 93
1
79
Закрепление изученного по теме «Алфавит».С. 94
1
80
Веселые путаницы.С. 95
1
81
Звук [ч']. Буквы Ч, ч. С. 96
1
82
Звук [щ']. Буквы Щ, щ. С. 97
1
83
Шипящие согласные звуки. С. 98
1
84
Закрепление изученного по теме «Алфавит». С. 99
1
85
Алфавит. С. 100
1
86
Необычные азбуки. С. 101
1
87
Необычные азбуки. Проект по теме «Алфавит».
1
88
Из истории букварей. С. 102-103
1
Послебукварный этап. Резервные уроки (3 ч)
89
Сказки-диалоги о животных. С. 107
1
90
Ребятам о зверятах. С. 108–109
1
91
Сказки в сказке. С. 110–111
1
Литературное чтение – 40ч.
Страна Вообразилия ( 17 ч.).
92
Знакомство с учебником. С.2-5. Игра с буквами. С.6-7
1
93
С.Михалков «Азбука». С.8-9
1
94
Фантастические существа. С. 10-11
1
95
К.Чуковский «Храбрецы». В.Левин. «Маленькая песенка о большом дожде».
С. 12-14
1
96
Стихотворный ритм (хорей)
Дж.Родари «Лежебока». С. 15-17
1
97
В.Лифшиц «Тимоша». с.18-19
1
98
Стихотворный ритм (ямб). «Купите лук».
В.Левин. «Обыкновенная история». С. 20-21
1
99
И.Токмакова «Пряничные человечки». С.24-25
1
100
Осваиваем рифмы. К.Чуковский «Тараканище». М.Карем «На травке».
В.Хотомская «Аист». С. 25-29
1
101
Осваиваем рифмы. К.Чуковский. «Скрюченная песенка». С. 30-31
1
102
Считалки. С. 32-35
1
103
Чудесные приключения. Ю.Тувим «Чудеса». Д.Самойлов «Сказка». С. 36-39
1
104
Б.Заходер «На Горизонтских островах».
С. 40-43
1
105
Неживое становится живым. О.Мандельштам «Телефон». О.Дриз «Юла». С.44-46
1
106
Ю.Тувим «Пляска». С. 46-47
1
107
Загадки. С. 48-51
1
108
Звучащий мир в поэзии. В.Лунин. «Жук».
Н.Матвеева « Молчание листика».
«Было тихо…». С. 51-53
1
Внеклассная работа. Проект учащихся. С.56-57
Сказки о животных ( 14 ч.)
109
Русские народные сказки о животных. «Лиса и рак». С. 58-61
1
110
«Лиса и тетерев» ( русская народная сказка). С. 62-65
1
111
«Лисичка-сестричка и волк»( русская народная сказка). С. 66-67
1
112
«Лисичка-сестричка и волк»( русская народная сказка). С. 68-71
1
113
«Конь и лиса» ( немецкая народная сказка). С 72-75
1
114
«Как кролик взял койота на испуг».
«Гиена и черепаха». С. 76-80
1
115
Авторские сказки. К.Ушинский «Лиса и козёл». С. 81-83
1
116
Дж. Харрис «Сказки дядюшки Римуса».
С. 84-86
1
117
Дж. Харрис «Сказки дядюшки Римуса».
С. 87-89
1
118
Н.Заболоцкий «Как мыши с котом воевали». С. 90-97
1
119
Д. Биссет «Лягушка в зеркале». С. 98-101
1
120
Проверочная работа по теме «Сказки о животных». Пр. и д.р. с.18-21
1
121
А.Усачёв «Пятно». С. 102-105
1
122
Б.Сергуненков «Сладкая трава». С.106-107.
1
Внеклассная работа. Проект учащихся. С.108-109
Природа и мы ( 10 ч.)
123
Г.Балл Кружавинка. С. 110-113
1
124
М.Пришвин «Осеннее утро». С. 114-115
1
125
А.Блок «Зайчик». С. 116-117
1
126
Н.Рубцов «Воробей». С. 118-119
1
127
Л.Толстой «Орёл». С. 120-121
1
128
Е.Чарушин «Как Томка научился плавать».
С. 122-123
1
129
А.Барто «Думают ли звери». С. 124-125 Проверочная работа по теме «Сказки о животных». Пр. и д.р. с.24-27
1
130
М.Пришвин «Черёмуха». В.Жуковский «Жаворонок». С. 126-129
1
131
Л.Толстой «Какая бывает роса на траве». С. 130-131
1
132
Резерв
1
Календарно-тематическое планирование 2 класс
№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Планируемый период проведения (неделя)
Фактическая дата
1
Знакомство с учебником. Осень пришла.
1
2
Вспомним о лете С. П. Щипачев «Подсолнух».
1
3
И. З. Суриков «Степь» (отрывок).
1
4
И. С. Соколов-Микитов «Вертушинка».
1
5
Прием сравнения. О. О. Дриз «Кончилось лето».
1
6
М. М. Пришвин «Полянка в лесу».
1
7
А. Н. Майков «Осень» (отрывок).
1
8
А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…» (отрывок).
1
9
К. Г. Паустовский «Прощание с летом» (отрывок).
1
10
Картинная галерея. И. И. Машков «Натюрморт. Камелия».
1
11
Внеклассное чтение. Осень в произведениях русских писателей и поэтов.
1
12
Проверка навыков чтения.
1
13-15
Статья о песнях. «Как на тоненький ледок…» (русская народная песенка). «Ходит конь по бережку…» (русская народная песенка). «Заинька, где ты был…» (русская народная песенка).
3
16
«Спляшем!» (шотландская народная песенка). «Разговор лягушек», «Сенокос» (чешские народные песенки).
1
17
С.Я. Маршак «Дом, который построил Джек» (английская народная песенка).
1
18-20
Сказки народов России. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (русская народная сказка).
3
21
Картинная галерея. В. М. Васнецов. «Аленушка».
1
22-23
«Хаврошечка» (русская народная сказка).
2
24-25
«Мальчик с пальчик» (русская народная сказка).
2
26
«Каша из топора» (русская народная сказка).
1
27
«Кукушка» (ненецкая народная сказка).
1
28-29
«Три дочери» (татарская народная сказка).
2
30
«Врозь — плохо, вместе — хорошо» (мордовская народная сказка).
1
31-32
«Как проверяется дружба» (лезгинская народная сказка). Контрольное чтените.
2
33
«Березонька скрип-скрип…» (русская колы-бельная). Внеклассное чтение. Русский фольклор.