kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая тетрадь по литературному чтению для 3 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Навык чтения является одним из основных учебных умений, необходимых для усвоения учебных предметов не только в начальной школе, но и при дальнейшем обучении.

Наша задача – вооружиться знаниями о приёмах работы по формированию прочного навыка осознанного и безошибочного чтения.

К третьему классу вы уже научились читать, но не стоит останавливаться на достигнутом. Необходимо совершенствоваться, чтобы ваше чтение перешло в иное качество – беглого осознанного восприятия текстов. А для этого необходимо систематически контролировать степень ваших успехов! При ежедневных упражнениях, вы улучшите свой результат.

Предлагаю вам читательский дневник, который содержит рекомендации вашего учителя, упражнения для повышения навыка чтения и, конечно, контрольные страницы для оценивания качества. Вы самостоятельно сможете проследить за успешностью формирования навыка чтения, выявить и зафиксировать ошибки при чтении и сравнить свои личные достижения с примерными нормами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Читательский дневник 1ч 3 класс 2013г»

РАЗДЕЛ 1.

«Ты крылья мне дала для вдохновенья…»


Задание 1:

  1. Прочитай произведение в хрестоматии

К. Жумагалиева «Когда я думаю о предках…».

  1. Определите жанр

________________________________________

Основную мысль

____________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как поняли значения слов и выражений?

Предки- ____________________________________________________

Караван- ___________________________________________________

И немы их уста _____________________________________________

____________________________________________________________

Томили их скитания _________________________________________

____________________________________________________________

Но помыслы благие зрели- ____________________________________

____________________________________________________________

Искренние сердца- ___________________________________________

____________________________________________________________

Дикая гордыня затемняла взор- _______________________________

____________________________________________________________

Обидчики- __________________________________________________

  1. Ответьте на вопросы к тексту:

- Где происходили события произведения?

________________________________________________________________________________________________________________________

- О каком горе поведал автор?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- По какому Закону жили наши предки (выпишите из текста!)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Найдите и выпишите из текста

Эпитеты: ________________________________________________________________________________________________________________________

Сравнения:

________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какой вывод можно сделать после знакомства с произведением?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Задание 2.

1. М. Шаханов написал произведение «Мечта». Как вы думаете, о чём хотел рассказать автор? Напишите об этом!

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Прочитайте его в хрестоматии, узнайте, о чём или о ком оно!

3. Выпишите слова, значение которых не знаете. Найдите их значение в толковом словаре.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Оцените героев произведения. (Как зовут? Какой? О чём мечтал?)

а) __________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) ____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) ____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Ответьте на вопросы:

- Что ты знаешь об авторе произведения?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Что тебе больше всего понравилось в произведении?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

А теперь пора приготовиться к проверке ваших навыков чтения!


Делать это нужно 1 раз в месяц и заполнять таблицу «Лист достижений» на странице 5 любым знаком, например, «+» (если есть желание делать это чаще – не возбраняется!).


Когда вы будете заполнять строчку «Классификация ошибок», послушайте, делаете ли вы пропуск, замену и искажение букв в словах, повторы при чтении, правильная ли у вас постановка ударения, есть ли ошибки при чтении окончаний слов.

В строке «Выразительность чтения», вы должны наблюдать соблюдение повествовательной, вопросительной или восклицательной интонации в соответствии со знаком препинания в конце предложения. Чтение текста в соответствии с другими знаками препинания (запятые при перечислении, паузы, тире, двоеточие). Передачу голоса при чтении диалогов и т.д.



Отметьте «+» пословицы, которые вам понравились:


Не спеши языком, торопись делом.


Кончил дело – гуляй смело.


Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.


Труд человека кормит, а лень портит.







ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ


3 класс 1 полугодие ___________ учебный год

На начало учебного года норма техники чтения составляет 70 слов в минуту, на конец 1 полугодия - 80 слов в минуту.


Что оцениваем:

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Дата проверки навыка чтения









Способ чтения

По слогам









Слогами и целыми словами









Целыми словами









Правильность чтения

Без ошибок









С ошибками









Классификация ошибок

Пропуск









Замена









Искажение









Повторы









Ударение









Окончания









Выразительное чтение

Интонация









Диалог









Перечисления









Понимание прочитанного

Осознанность









По вопросам









Пересказ









Темп чтения

Ниже нормы









Норма









Выше нормы









Скорость чтения

Количество слов в минуту









Оценка

Ученика










Родителей










Учителя










Контрольная работа 1.

  1. Приготовьте часы с секундной стрелкой. Попросите, чтобы взрослые сделали замер времени. Количество слов текста соответствует норме чтения на начало года 3 класса. Если закончите раньше, подсчитайте количество использованных секунд! Сделайте отметку в листе достижений.


  1. Приготовьтесь! По команде читайте!


На лесной поляне – кучки рыхлой земли. Будто маленькие грядки.

Но кто же здесь копает землю?

Вдруг впереди трава зашевелилась. Я замер. А там земля стала подниматься холмиком.

Показались две широкие лапки с когтями, мокрый нос.

Ну конечно, это крот. Выглянул на белый свет. Опять в глубину нырнул.

А на поляне осталась свежая кучка земли. Как маленькая грядка.

Летят с деревьев семена, упадут на вспаханную землю. И вырастет здесь березка или сосенка.

(68 слов.) (По Э. Шиму.)

3. Выполните задания к тексту.

1) Озаглавьте рассказ. Какой из заголовков больше подходит к данному рассказу (подчеркните). Может у вас есть свой вариант, запишите!

«Ай да крот!», «Неутомимый крот», «Труженик»?

____________________________________________________________


2) Что случилось на поляне?

____________________________________________________________


3) Как выглядел крот?

________________________________________________________________________________________________________________________


4) На что были похожи кучки рыхлой земли?

________________________________________________________________________________________________________________________


5) Какую пользу приносит крот?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Проанализируйте свою работу и заполните «Лист достижений».

- Как вы читали? Допускали ли вы ошибки, и какие? Сумели ли вы прочитать текст выразительно?

Не расстраивайтесь, если у вас что-то не получилось. Это пособие обязательно поможет тебе научиться читать лучше!


Спасибо за самостоятельную работу!


Ваши шаги на пути к успеху будут заметны, если вы всё будете выполнять в срок и не откладывать «на завтра». Существуют правила успешной учёбы. Отметьте «+» важные для вас, с какими высказываниями ты согласен:


1.Трудности в учёбе есть у всех учащихся, не отступайте перед ними!


2. Если не знаете в чём причины своих трудностей в учебном труде, обсудите это с взрослыми – учителем или родителями.


3. Когда вы научитесь чётко ставить и понимать цели перед каждой работой, трудности могут отступить.


4. Если вы знаете, к какому результату хотите прийти, спланируйте свои действия для достижения успехов.


5. Обязательно проверяйте свою работу, чтобы избежать ошибок.


  1. Не ленитесь находить и исправлять свои ошибки – это поможет справиться с трудностями в учении.


  1. Чтобы избежать трудностей в учёбе, надо старательно и систематически учить уроки каждый день.


8. При подготовке к урокам постарайтесь найти дополнительную литературу – будет интересно учиться!




Упражнения для развития навыков чтения


Основная цель данных упражнений - совершенствование навыка чтения, т. к. слабая техника чтения неизменно сказыва­ется на понимании прочитанного. У начинающего читателя понимание прочитанного слова часто идёт не вместе с чтением, а после него, когда он проследит весь буквенный ряд.

Постепенно глаз получает возможность за­бегать вперёд, и понимание осуществляется вместе с чтением. Перечислю наиболее значимые упражнения этого набора:


  1. Читайте по кругу целыми словами столбики и строчки слов, повторяя после каждого все предыду­щие слова максимально быстро. НАПРИМЕР: ДОМ,

ДОМ - ЗУБ,

ДОМ - ЗУБ - НОС,

ДОМ - ЗУБ - НОС - ЛЕС,

ДОМ - ЗУБ - НОС - ЛЕС - СЫР,...

2. Читайте как одно слово служебные слова с тем словом, к ко­торому они относятся. Например: в лесу, по реке; и сказала.


3. Читайте скороговорку многократно от начала до конца «по кругу» постепенно увеличивая скорость чтения, показывая паль­цем читаемое слово. Устройте соревнование с помощью секун­домера.


  1. Выберите 2-3 предложения, прочитайте первое слово, а затем, быстро повторив первое слово ещё раз, прочитайте второе; повто­рив первые два, читайте третье и так до конца.

НАПРИМЕР:

«СЕ­ЛИ».

«СЕЛИ ГУСИ».

«СЕЛИ ГУСИ НА ВОЛНУ».

«СЕЛИ ГУСИ НА ВОЛНУ ВЕЧЕРОМ»

Старайтесь каждый раз читать предыду­щие слова всё быстрее, дойдя до конца предложения, ещё раз прочитайте его.


5. Выполните упражнения на расстановку логического ударения (выделяя голосом наиболее важные по смыслу слова). Прочитайте, расставляя логические ударения в вопросе и ответе:


Это кошка Маруська? Это кошка Маруська.

Это кошка Маруська? Это кошка Маруська.

Это кошка Маруська? Это кошка Маруська!


6. Выполните упражнения регулирующие темпы чтения.

Темпы чтения: МЕДЛЕННО, но целыми словами, плавно.

СРЕДНЕ - норма чтения со всеми правилами вырази­тельности.

БЫСТРО - скороговорка.


7. Чтение отрывков в разных темпах.

а) Чтение, с изменением силы звучания голоса:

ТИХО - ОБЫЧНО - ГРОМКО; ГРОМКО - ТИХО - ОБЫЧНО;

б) Комбинации силы звучания голоса и темпа чтения:

МЕДЛЕННО - ГРОМКО; БЫСТРО - ТИХО;

  1. Читайте только вперёд, не повторяя прочитанное. Читая предложение, старайтесь вспомнить подобные картины, и поста­райтесь передать своё отношение к прочитанному.


9. Выберите 2-3 предложения и читайте их по очереди с взрос­лым, записывая время:

- Взрослый: 23 сек, 21 сек, 19 сек, 17 сек.

- Ребёнок: 1 мин.16 сек, 1 мин , 50 сек, 46 сек


10. А это занимательные задания и упражнения. Здесь требуется и писать!


- Какие буквы написаны - Допишите гласные буквы!

неправильно, напишите рядом

правильно!




- Какие буквы алфавита пропущены? Допишите их!




- Найдите зашифрованное предложение, используйте грибы, кроме мухомора!




- Запишите, что у вас получилось!

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


- Найдите в таблице слова:


сон

зонт

лиса

дом

мяч

чай

слон


Все буквы слова расположены рядом, направление может быть любым. Выделите их или обведите.


- Посмотрите на иллюстрацию. Постарайтесь запомнить, что изображено на ней. Закройте иллюстрацию листом и выполните задания.



- Ответьте на вопросы:

- Сколько девочек на картине? __________________________________

- Какого цвета бантик на коробке? ______________________________

- Какие животные на картинке? _________________________________

____________________________________________________________

- Был ли на картинке петух? ____________________________________

- Сколько взрослых наблюдает за детьми? ________________________


10.Найдите в каждом столбике слова, которые отличаются одной буквой. Соедините их стрелкой.


осы мак

кот усы

рот кит

рак рог

Задание 3:

  1. Прочитайте произведение А. Шлыгина «Разноцветный шар земной» в хрестоматии.

  2. Запишите широкую тему этого произведения:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Сделайте анализ этого произведения по плану:

- Жанр _____________________________________________________

- Строфа ___________________________________________________

- Способ рифмовки:

1 – 8 строчки ________________________________________________

9 – 12 строчки _______________________________________________

13 – 16 строчки ______________________________________________

- Тропы:

Выпишите эпитеты ___________________________________________

____________________________________________________________

- О каких цветах пишет автор в произведении?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Идея произведения: ________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 4:

  1. Как вы считаете, что нужно сделать, чтобы к вам приходили гости? Запишите свои рассуждения:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Прочитайте произведение У. Турманжанова «Чтобы гости приходили в мой дом…» в хрестоматии.

  2. Что понравилось вам в стихотворении?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Как называется традиционная встреча гостя в казахских семьях?

____________________________________________________________


  1. Как вы поняли последнюю строчку произведения «И пусть мир не покинет твой дом!»

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Сделайте выводы:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



РАЗДЕЛ 2.

«Осень золотая в гости к нам пришла…»


Задание 5:

  1. Прочитайте поэтические странички в хрестоматии по данной теме.


  1. Ответьте на вопросы:

– Какую картину вы себе представили, прочитав произведение А.С.Пушкина «Осень»?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


– Какое настроение вызывает стихотворение?

____________________________________________________________


– Какие чувства вызывает стихотворение? Почему? Найдите подтверждение своим словам в произведении.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Словарная работа.

Очей очарованье – ____________________________________________

____________________________________________________________

Багрец – ____________________________________________________

Сени – ______________________________________________________

  1. Работа над выразительным чтением.

– С какой интонацией надо читать стихотворение?

  1. В чём заключена идея произведения?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 6:

  1. Сравните произведение А.Плещеева «Скучная картина…» со стихотворением А.С.Пушкина «Осень».


Вопросы для сравнения

А. С. Пушкин

«Осень».

А. Плещеев

«Скучная картина…»

Тема





Строфа




Способ рифмовки




Отношение автора

к осени,

как времени года



Какие эпитеты использует автор для изображения осени?





Каким настроением проникнуто стихотворение?



Какие краски использует автор,

описывая осень?




Какие запахи можно почувствовать, читая стихотворение?



Какой вы представили осень, читая произведение?

Изобразите!







  1. Видели ли вы подобные явления природы? Нравится ли вам осень? Почему?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Как вы думаете, почему некоторые стихотворения становятся бессмертными, почему они живут в веках?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

А. С. Пушкин писал коротко и сжато, каждое слово у него полно смысла и поэтичности. Стихи его наполнены необыкновенной художественной прелестью, яркостью и ясностью образов, в них – блеск ума, виртуозное владение словесными средствами – ритмом, звуками...

Он не раз, и в прозе и в стихах, повторял, что осень – его любимое время года. Осенью он лучше всего и больше всего писал, на него находило «вдохновение», особое состояние, «блаженное расположение духа...».


РАЗДЕЛ 3.

«Устное слово – душа народа»


Задание 7:

  1. Найдите в толковом словаре значения слов

Предание - ____________________________________

______________________________________________

______________________________________________

Легенда - __________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________


  1. Прочитайте в хрестоматии «Предание о граде Китеже».

  2. Какие слова вам не понятны, выпишите их. Значение посмотрите в толковом словаре или спросите у взрослых.

Словарная работа: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Ответьте на вопросы к тексту:

- В каких лесах расположено озеро? ____________________________

- Сколько глав церквей возвышалось в центре города? ____________

- Как звали монгольского хана, предводителя похода? ____________

- Что изумило татар? ______________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________

- Как называется путь к озеру? _______________________________

- Почему жители поступили таким образом? ___________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Какие достопримечательности есть в городе Риддере?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 8:

  1. Найдите в толковом словаре значение слова

Былина - ___________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Прочитайте в хрестоматии былину «Добрыня Никитич и Алёша Попович».

  2. Озаглавьте каждую часть былины:

  1. __________________________________________________________

  2. __________________________________________________________

  3. __________________________________________________________

  4. __________________________________________________________

  5. __________________________________________________________

  6. __________________________________________________________

  7. __________________________________________________________

  8. __________________________________________________________

  9. __________________________________________________________

  10. _________________________________________________________

  11. _________________________________________________________

  12. _________________________________________________________

  13. _________________________________________________________

  1. Какова основная мысль произведения?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 9:

Былины — русские народные песни о подвигах богатырей, сохранившиеся на севере России в памяти певцов-сказателей.

Форма былины — нерифмованный стих с 2–3 ударениями. Былина — это особый жанр русского фольклора. Это повествование о легендарных героических подвигах, совершаемых храбрыми, благородными богатырями.

Было-быль-былина. Это то, что имело место быть (или могло быть) с небольшим преувеличением. Сказ – это произведение устного народного творчества о народных героях с элементами сказки. Сказка - это всё вымысел на определённую тему. Сказка придумана, былина - литературизированное описание якобы происшедшего (былого).


  1. Чем отличается былина от былинного сказа?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Прочитайте в хрестоматии былинный сказ «Исцеление Ильи Муромца».

  2. Ответьте на вопросы к тексту:

- Где родился Илья, сын Иванович? ______________________________

____________________________________________________________

- Сколько времени он просидел в избе? ___________________________

- Кто помог Илье из Мурома богатырем стать? Для чего?

________________________________________________________________________________________________________________________

- Сколько раз испил Илья из ендовы? ____________________________

- Почему калики решили поубавить силу Илье?

________________________________________________________________________________________________________________________

- В достатке жила семья Ильи или нет? Докажите.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Какой литературный приём используется в произведении при описании силушки богатыря и его действий?

____________________________________________________________


  1. Какую долю выбрал для себя Илья? (подчеркните!)

Крестьянскую Воинскую

  1. Чему учит произведение?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Запомните!

сказка

былинный сказ

рассказ

чудеса

чудеса + реальность

реальность


Контрольная работа 2.

  1. Приготовьте часы с секундной стрелкой, проверьте своё выразительное чтение!

Старый пес

Был у человека верный друг – Пес. Шли годы. Пес постарел, стал плохо видеть. Раз в ясный летний день он не узнал своего хозяина. Пес выбежал из своей будки, залаял, как на чужого. Хозяин удивился. Спросил:

Значит, ты уже не узнаешь меня?

Пес вильнул хвостом. Он нежно заскулил. Ему хотелось сказать:

Прости меня, что я не узнал тебя.

Через несколько дней человек принес маленького щенка и сказал щенку:

Живи здесь.

Старый Пес хотел спросить у человека:

Зачем тебе еще один пес?

Чтобы тебе одному не было скучно, – сказал человек и ласково потрепал старого Пса по спине.

(96 слов.) В. Сухомлинский

2. Ответьте на вопросы к тексту:

1) Какая беда случилась со старым Псом?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2) Как к этому отнесся хозяин?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3) Что тебе понравилось в этом рассказе?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3.Отметьте свои успехи в листе достижений!


Упражнения для развития навыков чтения.


  1. Скажите, чем похожи и чем отличаются.

ДЕРЕВО и КУСТ, РУЧКА и КАРАНДАШ, ПОРТФЕЛЬ и СУМКА


  1. Каждый последующий слог произносите всё громче, затем всё тише:

Ра – ру – ры – ри – рэ - ре. За – зу – зы – зи – за - зя



  1. Исправьте ошибки, запишите.

Бьётся как рыба о мёд.

____________________________________________________________


Лентяй да шалопай - два родных врата.

____________________________________________________________

  1. Прочитайте предложения с интонацией вопроса и ответа.


Осенью грачи улетают на юг. Осенью грачи улетают на юг. Осенью грачи улетают на юг. Осенью грачи улетают на юг.


  1. Прочитайте и напишите названия птиц. Для этого надо переставить слоги.

НИЦАСИ РОКАСО ВЕЙЛОСО ЛИНФИ

_____________ ______________ _____________ _____________


  1. Читайте, причитывая по одному слову. А где ты сделаешь паузу и возьмёшь дыхание?


Медведь не по одной ягодке срывает, а вес куст целиком обсасывает.


  1. Прочитайте предложение с интонацией: удивления, осуждения, возмущения.

Ну и жадный же ты, мишка!


  1. Читайте слова в столбиках и строчках « по кругу»


Кит

и у кита

хомяки

кот

у кота

тюлени

бобр

растут у бобра

мотыльки

морж

у моржа

тигры

крот

отпустил

львы

лиса

и у лисы

мыши


Все слова первого столбика измени по образцу: лиса - лисы.

Все слова третьего столбика измени по образцу: лисы – лиса



  1. Прочитайте скороговорку, причитывайте по одном слову.

У осы не усы, не усищи, а усики.


10.Читайте: сначала тихо, а закончите чтение очень громко; затем сначала очень громко, а закончите очень тихо.

Смотри, объешься - живот заболит.


11. Какие они, по-вашему? Соедините слова стрелками.


Волк осторожная хитрая

Лиса злой жадный

Заяц запасливый пугливый


12. Расставьте правильно перепутанные слоги:

дыш-ко-гнёз ______________________________________________

точ-ки-лис _______________________________________________

гол-и-ки _______________________________________________


13. Для развития навыков чтения необходимо хорошее восприятие и внимание.

Попробуйте выполнить эти задания.


- Раскрасьте самое большое - Обведите фигуры по точкам!

число в зелёный цвет, а Раскрасьте треугольник так,

самое маленькое в синий! Чтобы он был ЗА квадратом!





- Раскрасьте 2 треугольник так,

чтобы он был ПЕРЕД квадратом!







- Составьте текст из деформированных предложений.


__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Найдите и напишите по пять слов, которые спрятались в этих слогах:

Ли-са-ды-ра-ки-ты

________________________________________________________________________________________________________________________

ла-па-ра-но-ша-лун

________________________________________________________________________________________________________________________


15. Найдите в каждой строчке имя и напишите рядом.

ФЫВАИВАНГОР ____________________________________________

САШАИТЮБЬЛТ ___________________________________________

ОНМАКНГТАНЯ ___________________________________________

16. Прочитайте предложения. Следите за вдохом и выдо­хом.

Была гроза (вдох) и гром.

Была гроза и гром, (выдох).

Саше не слышно было, (вдох) прошла ли гроза.

РАЗДЕЛ 4.


«Сказка – умница и прелесть,

с нами рядышком живёт…»


Задание 10:

  1. Выберите из предложенных трех формулировок единственно верную, выделите.

Предлагаемые формулировки:

  1. Сказка это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.

  2. Сказка это научно - фантастическое произведение.

3) Сказка это произведение, в котором разговаривают животные.


Вы уже знаете, что существуют:

Отличие сказки от других сходных жанров

Сказочная повесть

Былина

Легенда

Большой объем. Делится на главы. Много героев.

Рассказано о многих
событиях в жизни героев. События происходят в

течение долгого времени

Стихотворная форма.
Гипербола.

Песенный
характер.

Объяснение происхождения или существования
какого-нибудь предмета или явления


  1. Прочитайте в хрестоматии русскую народную сказку «Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке».

  2. Соедините стрелками соответствия:


Ну и был пир на весь мир,

так играли, что звёзды с неба Зачин

пали, так танцевали, что полы

проломали. Присказка


Жили – были старик со ста – Концовка

рухою. У них было три дочери.


  1. Напишите портрет Машеньки:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Ответьте на вопросы к сказке:

- Какие гостинцы привёз дочерям старик?

Старшей - ___________________________________________________

Средней - __________________________________________________

Младшей -___________________________________________________

- Как вы думаете, почему сёстры сначала смеялись над Машенькой, а потом их зависть взяла?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Кто первым нашёл Машеньку? ________________________________

- Каким способом старик спас дочку?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Почему царь решил взять в жёны Машеньку?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. К какому виду сказок можно отнести это произведение?

____________________________________________________________

  1. «Сказка ложь, да в ней намёк…» Чему учит сказка?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 11:

  1. Выделите, какой народ сочинил сказку «Аладдин и волшебная лампа»?

а) сербы б) казахи в) русские г) арабы


  1. Прочитайте сказку в хрестоматии.

  1. Словарная работа (ответ найдите в толковом словаре):

Чалма - ____________________________________________________

Толк - ______________________________________________________


  1. Напишите краткий сюжет сказки.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Каким мальчиком рос Аладдин?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Придумайте свой конец сказки:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 12:

  1. Прочитайте в хрестоматии казахскую народную сказку «Красавица Айбарша, живущая под луной».

  2. Выпишите из текста слова, значение которых вам не понятно:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Ответьте на вопросы к сказке:

- Сколько раз Ольмес видел на охоте сайгу? ______________________

- Кого выкупил ханский сын? ___________________________________

- Кем оказалась сайга? ________________________________________

- Почему Кыран помогал ханскому сыну?

________________________________________________________________________________________________________________________

- Почему друзья взломали замок золотого дворца?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Как Ольмес приручил дэвов?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________

- Понравилась ли вам сказка? Почему?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 13:

1.Прочитайте в хрестоматии казахскую народную сказку «Купленный сон».

2. Ответьте на вопросы:

- Почему сказка названа «Купленный сон»?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Как вы думаете, а зачем Сарсембай купил сон за 1 монету?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Как бы вы озаглавили сказку?

____________________________________________________________

- Как вы поняли значение слов:

Сирота - ____________________________________________________

Отара - ____________________________________________________

Чабан - ____________________________________________________

Караван – сарай - ____________________________________________

Ложе - _____________________________________________________

Ларец - _____________________________________________________

Очаг - ______________________________________________________

Выкуп - _____________________________________________________

- Почему волк помогал сироте?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Что сделал Сарсембай для оленя?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Почему помог архар?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Почему на выручку прилетел орёл?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- В чём идея этой сказки?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Итак, с народными сказками вы познакомились! Переходим к литературным.

- Чем отличается народная сказка от литературной?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Упражнения для развития навыков чтения


  1. Выделите голосом подчёркнутые слова.

Почему киты молчат? Ничего не говорят.

Почему киты молчат? Ничего не говорят.

Почему киты молчат? Ничего не говорят.


  1. Предложение прочитайте с интонациями: удивления, сомнения, радости.

"Хорошо в лесу осенью!"


3. Сопровождайте фразу: "Я очень рад" различными жестами:

- протяни радостно руку для приветствия,

- отдёрни руку испуганно,

- сердито пригрози пальцем,

- пожми равнодушно плечами,

- подзови хитро к себе.


4.Прочитайте слова в порядке усиления действия:

пронеслась, прошла, пробежала


5.Соедините пословицы в левой части с половинкой правой.

Ученье – свет, а по уму провожают

По одежде встречают, и не будет скуки

Не сиди, сложа руки а неученье – тьма


6.Исправьте ошибку, запишите правильно

Рог до ушей - хоть завязки пришей.

____________________________________________________________


7.Читайте скороговорку « по кругу», увеличивая скорость.

Наш Полкан попал в капкан.


8.Прочитайте предложения, распределяя правильно дыхание.

(вдох) И дом у него без печки (вдох) - просто собачья будка, (вдох) а там соломка постелена, (вдох) а ему не холодно.


9.Какой слог надо добавить, чтобы получились слова? Напишите эти слова.

Мис _____ реп_____ мас_____ чаш______ лож______ ку _____ тет ______ руч ______


10. Среди букв спрятались названия зверей. Найдите и подчеркните.

ФЫВАПРЕНОТМ ЯЧСМЕДВЕДЬ

ЭЖДВОРОНАПА КЕНРОМЫШИ


11.Читайте предложения, выделяя голосом выделенные слова.

Расставьте паузы «/».

Лиса тащит детям то мышку, то птицу, то зайца. Сядет в сторону и следит, как лисята добычу ловить учатся.


12. К данным словам подберите слова с противополож­ным значением.

Глубокая - __________________ Длинная - __________________

Чистая - _____________________ Грустная- __________________

Сядет - ______________________ Сладкий - __________________


13.Читайте как одно слово предлоги со словами.

На рыбалку от воды к реке на берегу

за поплавком у доски за домом для тебя

14. В каком порядке можно поставить эти слова?

Ручей, лужа, пруд, река, море, океан, озеро

________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________


15. Прочитайте слова и найдите среди них такие, которые можно читать наоборот. Подчеркните их!

Подберите самостоятельно такие слова!

РЕКА, КАЗАК, СУМКА,

РЮКЗАК, ШАЛАШ, БЕРЁЗА.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


16. Подберите заплатку к каждому коврику. Обведите нужное!


Задание 14:

1.Прочитайте в хрестоматии литературную сказку А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Цель работы – раскрыть значение терминов “добро” и “зло”. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.


Нам всем знакомо выражение “В сказках Добро всегда побеждает Зло”. Что же это такое – Добро и Зло?

Добро – это то, что хорошо, полезно, нужно человеку, с чем связаны надежды людей, представления о свободе и счастье.

Зло всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое, влекущее за собой беды, страдания, горе, несчастье” (Школьный философский словарь)

Добро – в духовном значении благо, что честно и полезно, все чего требует от нас долг человека

Зло – худое, лихое. Злой человек – причиняющий зло другим: вредный, пагубный” (Словарь живого русского языка Владимира Даля)


- Можем ли мы утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями?_______________________________


В сказке героев можно распределить как положительных и отрицательных. Назовите положительных героев (они олицетворяют добро) и отрицательных (олицетворяют зло).


Положительные: _____________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________


Отрицательные: _____________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________

-Подумайте над образами этих героев, сделайте портрет.



Царица

Царевна

Внешность






Поведение

характер







Цвет






2. Ответьте на вопросы:

- Почему царица решила погубить царевну? В чем суть конфликта между ними?_________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?

____________________________________________________________

- Обладает ли добрый человек такими чувствами? ________________

- А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес?

________________________________________________________________________________________________________________________

- И царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, и душевной красотой?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- С чем сравнивает автор царевну, говоря “…росла, росла, поднялась – и расцвела”? _______________________________________________

- Пушкин рисует образ Царевны в духе народно-сказочной традиции, когда в первую очередь ценится скромность, душевная щедрость, хозяйственность. Можем ли мы про царицу сказать, что она трудолюбивая?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Получается, что Зло победило. Царица торжествует, устранив соперницу. Так ли это?________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________

- В сказках у добра всегда много помощников, а зло – одиноко. В “Сказке о мертвой царевне” мы видим, что даже явления природы помогают Елисею найти невесту. Что же происходит со злой царицей-мачехой?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- А к какому типу народной ближе эта сказка?

____________________________________________________________

- В сказке мы видим особый ритм, характерный для народной поэзии, который создается повтором речевых конструкций. Найдите в тексте композиционный поэтический повтор:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- В произведении автор пишет образ служанки. Какое имя Пушкин ей дал?________________- Почему, разве это имя? __________________

________________________________________________________________________________________________________________________

- Называя ее с большой буквы, Пушкин как бы намекает на значительность Чернавки. Какую работу поручила выполнить царица Чернавке?

________________________________________________________________________________________________________________________

- Какой бы краской вы обозначили это поручение? ________________

- Получается, что царица поручила Чернавке выполнить грязную работу. А царевна верит в то, что Чернавка способна причинить ей зло? ________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________

- Оправдались ли надежды царицы на Чернавку и подозрение царевны? ____________________________________________________

- Почему же Чернавка не исполнила приказ? Есть ли у Пушкина ответ на этот вопрос? _______________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________

- Царевна была спасена. Почему? Какая сила помогла ей?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Дает ли Пушкин характеристику Чернавке? Есть ли в ней внешние и внутренние стороны? _______________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________

- Имеет ли автор основание писать слово Чернавка с большой буквы?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Можем ли мы, рассмотрев образы царицы и царевны, согласиться с высказыванием поэта Руставели:

Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живет”? ____________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом.

В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим.

- Подумайте, пожалуйста, чему научила вас сказка А. С. Пушкина. Считаете ли вы себя добрыми? Запишите ответ на этот вопрос.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 15:

  1. Что вы знаете из жизни Шарля Перро?


Это был сказочник. Родился почти 400 лет назад, точнее в 12 января 1628 году, а умер 16 мая в 1703 году, прожил 75 лет. Семя Перро была большая. В семье были только мальчики. Братьев звали: Жан, Клод, Николя, Пьер и самым младшим был Шарль. Братья хорошо учились в колледже, ни разу не были биты в колледже розгами. Отец и мать хорошо воспитывали своих сыновей. Когда братья выросли, каждый из них получил хорошее образование. Клод стал известным архитектором, Жан – адвокатом, Николя – учёным, Пьер – врачом., а Шарль в 23 года – адвокатом, а позже – учёным. Шарль написал научные труды по физике, анатомии, по грамматике французского языка. Он также писал стихи, поэмы. Перро выпустил огромный том «Знаменитые люди Франции 16-го столетия», в котором собрал более 100 биографий знаменитых учёных, поэтов, историков, хирургов, художников. Сказки начал писать поздно, в 65 лет. Первая его сказка вышла под названием «Спящая красавица», а затем, через год, сборник из 9 сказок, которые получили невероятный успех. Его сказки переведены на все языки мира. Впервые сказки на русский язык были переведены в 18-м веке и назывались так: « Сказка о девочке в красненькой шапочкой», «Сказка о некотором человеке с синей бородой», « Сказка о батюшке котике в шпорах и сапогах», «Сказка о спящей в лесу красавице». 


  1. Прочитайте в хрестоматии литературную сказку Шарля Перро «Спящая красавица».


  1. Словарная работа: 

Обет давать - дать торжественное обещание, обязательство. 
Богомолье – молить бога, просить подарить ребёнка 
Ездили на целебные воды – пить целебную (лечебную, живую) воду, которая вылечит от бесплодия. 
Приданое – наследство от родителей, родственников, крёстного отца или крёстной мамы. 
Почётные гости – знатные, известные люди, родственники. 
Литое золото – чистое золото 
Полог кроватки – занавеска, закрывающая, загораживающая кровать, устаревшее слово – полог, новое – занавеска 
Досада - обида 
Каморка – маленькая комнатка 
Фрейлины – состоящая при королевстве придворная дама, имеющая хорошую родословную, подружки принцессы 
Гувернантки – воспитатели, учителя 
Горничные – прислуга, убирающаяся в комнате (не на кухне) 
Дворецкие – старшие слуги, следят за порядком во дворце 
Привратники – охрана, стража короля у ворот 
Пажи – мальчики, служащие у короля 
Четверть часа – 15 минут 
Миля – путевая мера длины, различная в разных странах, 1 км 
Шабаш – сборище ведьм 
Логовище – укрытие, место, где обитает зверь 
Суженый – жених 
Латники – воин в латах 
Кавалеры – женихи 
Карабин – облегчённая винтовка 
Покои – спальни

  1. Анализ произведения (по вопросам):

1 часть:

-Как начинается сказка Ш. Перро?
________________________________________________________________________________________________________________________

- Какое было горе в королевской семье? 

____________________________________________________________
-Что делали король и королева, чтобы у них появился ребёнок?

____________________________________________________________

- Сколько фей пригласили на родины? Какие приборы были поставлены для почётных гостей?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Почему забыли позвать старую фею?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


- Что пожелали феи крестнице, какие дары преподнесли?

1 - __________________________________________________________

2 - __________________________________________________________

3 -__________________________________________________________

4 - __________________________________________________________

5 - __________________________________________________________

6 - __________________________________________________________

Старая - _____________________________________________________

____________________________________________________________

Юная - ______________________________________________________

____________________________________________________________

- Как вы относитесь к поступку старой феи?

____________________________________________________________

- Как автор относится к старой фее? Как он её называет?

____________________________________________________________

- Как можно озаглавить 1 часть сказки?

____________________________________________________________


2 часть:

- Почему принцесса уколола палец?

____________________________________________________________

- Почему старушка преспокойно пряла пряжу?

____________________________________________________________

- Почему люди брызгали на принцессу водой? Перечитайте эпизод, как люди пытались привести в чувства принцессу? Как надо читать этот эпизод? Почему?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Как можно озаглавить 2 часть сказки?

____________________________________________________________


3 часть:

- Придумайте вопросы к этой части самостоятельно!

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Как можно озаглавить 3 часть сказки?

____________________________________________________________


4 часть:

- Как встретила природа принца по дороге в замок? Как надо читать этот эпизод? _______________________________________________ 
- С какой арабской сказкой схож этот эпизод?

____________________________________________________________

- Почему принц смело шёл вперёд один? Найдите ответ в тексте. ____________________________________________________________
- Что означает выражение «кровь похолодела у него в жилах»?

____________________________________________________________

- Что означает эпитет «лоснящиеся лица»?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Почему принц закрыл глаза, когда увидел принцессу?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- В сказке указан «назначенный срок». Каким он был? ______________

- Как можно озаглавить 4 часть сказки?

____________________________________________________________


5 часть:

- Почему принцесса и принц не видели, что все проснулись?

____________________________________________________________

- Запишите, как выглядела принцесса.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Как закончилась сказка?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Как можно озаглавить 5 часть сказки?

____________________________________________________________


5. Подведём итоги:

- К какому виду сказок можно отнести «Спящую красавицу»? 

____________________________________________________________
«Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». 
- Что вам понравилось в этой сказке? 

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Чему учит эта сказка?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



У Шарля Перро написано немало сказок, попробуйте разгадать «перевёртыши» названий сказок:

Например, Недремлющая ведьма. – Спящая красавица.


  1. Чёрный берет. –

_________________________________________________________

 2. Собачка в кроссовках.- _________________________________________________________
3. Пьер без чёлочки. – _________________________________________________________
4. Красные усы. – _________________________________________________________

5. Девочка – великанша. –_________________________________________________________



 Задание 16:


  1. Прочитайте в хрестоматии произведение Ы. Алтынсарина «Умный мальчик».

  2. Назовите широкую тему произведения:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Назовите главных героев (кто они, какие?):

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Ответьте на вопросы:

- Почему человек решил убрать с дороги камень?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Как вы думаете, почему все звери были согласны с мнением змеи, что «на добро отвечают злом»?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Какими словами можно охарактеризовать мальчика?

а) был с ребятами ______________________________

б) поздоровался ______________________________

в) внимательно выслушал __________________________

г) воскликнул ______________________________

д) тут же захлопнул ______________________________

е) сказал фразу «отнесите этот сундук туда, где он лежал»

____________________________________________________________ж) что заметили в нём ещё? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


- Какие выводы можно сделать после знакомства со сказкой?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольная работа 3.


  1. Приготовьте часы с секундной стрелкой, проверьте своё выразительное чтение!

Золушка

Золушка поднялась с места и убежала быстрее лани. Только на ступеньках лестницы лежала маленькая хрустальная туфелька.

Принц бережно поднял ее и приказал расспросить, не видел ли кто-нибудь из них, куда уехала прекрасная принцесса. Но никто никакой принцессы не видел. Правда, заметили, что мимо них пробежала какая-то бедно одетая девочка, но она, скорее всего, была похожа на нищенку, чем на принцессу.

Тем временем Золушка, задыхаясь от усталости, прибежала домой. У нее не было больше ни кареты, ни лакеев. Ее бальный наряд снова превратился в старенькое платьице, и от всего ее великолепия только и осталось, что маленькая хрустальная туфелька, точно такая же, как та, которую она потеряла на дворцовой лестнице.

(108 слов) Ш. Перро

2. Перескажите близко к тексту, о чем прочитали.

3. Как понять выражение «ее и след простыл»?

________________________________________________________________________________________________________________________


4.Отметьте свои успехи в листе достижений!


Сделайте анализ своих успехов за данный период:


  1. Как вы стали читать (подчеркните)

- по слогам

- по слогам и целыми словами

- целыми словами


  1. Качество чтения:

- без ошибок

- среднее число ошибок ________________________________

  1. Какие ошибки ещё допускаете:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Есть ли успехи в выразительном чтении:

- соблюдаю интонацию по знаку в конце предложения (.?!)

- соблюдаю паузы

- слежу за знаками препинания (, - :)

- умею перечислять


  1. Осознанность:

- умею отвечать на вопросы к тексту

- умею пересказывать текст

- умею составлять отзывы о прочитанном


  1. Темп чтения:

- увеличился на _________________ слов

- уменьшился на ________________ слов


  1. Моя оценка ________________________________________________


Уважаемые родители!

Напишите, пожалуйста, отзыв о пособии. Пользуется ли Ваш ребёнок рекомендациями учителя, предложенными заданиями и упражнениями. Помогают ли они?


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

РЕКОМЕНДАЦИИ

к читательскому дневнику.


Ребята, навык чтения является одним из основных учебных умений, необходимых для усвоения учебных предметов не только в начальной школе, но и при дальнейшем обучении.

Наша задача – вооружиться знаниями о приёмах работы по формированию прочного навыка осознанного и безошибочного чтения.

К третьему классу вы уже научились читать, но не стоит останавливаться на достигнутом. Необходимо совершенствоваться, чтобы ваше чтение перешло в иное качество – беглого осознанного восприятия текстов. А для этого необходимо систематически контролировать степень ваших успехов! При ежедневных упражнениях, вы улучшите свой результат.

Предлагаю вам читательский дневник, который содержит рекомендации вашего учителя, упражнения для повышения навыка чтения и, конечно, контрольные страницы для оценивания качества. Вы самостоятельно сможете проследить за успешностью формирования навыка чтения, выявить и зафиксировать ошибки при чтении и сравнить свои личные достижения с примерными нормами.

Что же будет оцениваться при проверке вашего навыка?


Контрольные позиции таковы:

- Способ чтения

- Правильность чтения

- Выразительность чтения

-Понимание прочитанного

- Темп чтения.


Конечно, в этой работе вам могут помочь взрослые!


При работе над повышением навыка чтения будем пользоваться как свободными источниками, так и обязательными – «Хрестоматией по литературному чтению за 3 класс», авторов В.К. Павленко, Т.К. Абенова – Алматы «Атамұра» 2010г. (допустимо 2003г.).



Уважаемые родители!


Если Вы решили попробовать свои силы в роли учителя, запаситесь доброжелательным настроением, часами с секундной стрелкой и терпением. Создайте ребёнку обычную, традиционную обстановку, а я поделюсь с Вами следующими маленькими секретами:


  1. Текст для контрольного чтения предъявляется ребёнку сразу, без предварительного чтения.


  1. Перед чтением не оказывайте давления.


  1. Не перебивайте при чтении ребёнка, после проверки вернитесь к ошибкам и попросите его перечитать указанные вами слова, затем можете их выписать – сделать «работу над ошибками», ведь эти слова могут ещё раз встретиться в книгах.


  1. Если вы хотите исправить интонационные ошибки, то сами выразительно прочитайте отрывок.


  1. Не смейтесь над ошибками. Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает!


  1. Для «вчитывания» дайте ребёнку 10 секунд, а затем уже начинайте контроль за темпом чтения.


  1. Число прочитанных слов подсчитайте после того, как контрольное время истекло. При подсчёте учитываются предлоги, содержащие гласную. Например: под окном – 2 слова, к окну – 1 слово.

  2. Если минута истекла, а ребёнок не дочитал предложение или смысловой абзац, не останавливайте его, чтобы не помешать целостному восприятию и более глубокому пониманию прочитанного.


  1. Задайте ребёнку вопросы, предложенные после рассказа, можете придумать свои! Если ученик неточно понял содержание или смысл прочитанного, постарайтесь выяснить, почему это случилось. Часто неточно понимают значения отдельных слов, но не всегда спрашивают об этом. Обязательно вернитесь к новым для него словам и поясните их лексическое значение – от этого зависит лучшее понимание прочитанного.

  2. Вместе обсудите оценку – формирование самооценки очень важно процессе обучения.


«Отлично» зафиксируете в том случае, если Ваш ребёнок безошибочно прочитает текст (желательно не ниже минимальной нормы слов, указанного для данного периода обучения), с правильными интонациями и верными ответами на вопросы к прочитанному. Очень хорошо если Ваш ребёнок прочитает больше, чем указано на контрольной странице. Одним из главных показателей качества является безошибочность.

При наличии 1-2 ошибок и соблюдении остальных критериев ставится оценка «хорошо», за каждые последующие 1-2 ошибки она снижается на один балл. Ошибки, допущенные при чтении, можно выписывать.

Если Вы затрудняетесь оценить качество чтения, а также в случае неудовлетворительного результата при первых проверках не фиксируйте балл вовсе. Обратитесь в этом случае за помощью к учителю!


Желаю Вам полюбить книгу, радоваться постепенно улучшающимся без какого – либо форсирования результатам и, по окончании «Читательского дневника», иметь ту оценку, к которой вы вместе целеустремлённо двигаетесь.


Успехов Вам!



Ваш педагог – психолог Церковная Т.В.


СОДЕРЖАНИЕ


РАЗДЕЛ 1. «Ты крылья мне дала для вдохновенья…» ……… 1

Задание 1 К.Жумагалиева «Когда я думаю о предках…» ……… 1

Задание 2 Шаханов «Мечта». ……………………………………… 2

ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ ……………………………………………. 5

Контрольная работа 1 ……………………………………………. 6

Правила успешной учёбы …………………………………………. 7

Упражнения для развития навыков чтения ….………………… 8

Маленькие секреты ………………………………………………… 13

Задание 3 А. Шлыгина «Разноцветный шар земной» …………....... 14

Задание 4 У.Турманжанова «Чтобы гости приходили в мой дом» .. 15

РАЗДЕЛ 2. «Осень золотая в гости к нам пришла…» ………….. 16

Задание 5 А.С.Пушкин «Осень» ……………………………………. 16

Задание 6: А.Плещеева «Скучная картина…» …………………… . 17

РАЗДЕЛ 3. «Устное слово – душа народа» ………………………. 19

Задание 7 «Предание о граде Китеже». ……………………………. 19

Задание 8 Былина «Добрыня Никитич и Алёша Попович». ……… 20

Задание 9 Былинный сказ «Исцеление Ильи Муромца»………….. 21

Контрольная работа 2 ……………………………………………. 22

Упражнения для развития навыков чтения ….………………… 23

РАЗДЕЛ 4. «Сказка – умница и прелесть …» …………………... 27

Задание 10 «Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке». 28

Задание 11 «Аладдин и волшебная лампа» ………………………… 29

Задание 12: «Красавица Айбарша, живущая под луной». ……….. . 31

Задание 13: «Купленный сон»………………………………………. 32

Упражнения для развития навыков чтения ….…………………. 33

Задание 13 «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». ……... 36

Задание 15 Шарль Перро «Спящая красавица». ……………………. 40

Задание 16 Ы. Алтынсарин «Умный мальчик»……………………. . 45

Контрольная работа 3 ……………………………………………. .. 47

Анализ. ………………………………………………………………… 47

Отзыв… ………………………………………………………………. 48




54






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Рабочая тетрадь по литературному чтению для 3 класса

Автор: Церковная Татьяна Викторовна

Дата: 17.06.2014

Номер свидетельства: 106288

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 3 класс УМК "Начальная школа XXI века""
    ["seo_title"] => string(98) "kaliendarnotiematichieskoieplanirovaniiepolitieraturnomuchtieniiu3klassumknachalnaiashkolaxxivieka"
    ["file_id"] => string(6) "267594"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450415261"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Урок литературного чтения. Мир сказок. В. Сутеев "Дядя Миша" "
    ["seo_title"] => string(65) "urok-litieraturnogho-chtieniia-mir-skazok-v-sutieiev-diadia-misha"
    ["file_id"] => string(6) "128071"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415433672"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Урок литературного чтения. 2 класс.   Эмма Мошковская « Если грачи закричали...» "
    ["seo_title"] => string(81) "urok-litieraturnogho-chtieniia-2-klass-emma-moshkovskaia-iesli-ghrachi-zakrichali"
    ["file_id"] => string(6) "160367"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422032023"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК "Перспектива" "
    ["seo_title"] => string(74) "rabochaia-proghramma-po-litieraturnomu-chtieniiu-4-klass-umk-pierspiektiva"
    ["file_id"] => string(6) "122614"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1414313653"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Рабочая программа по литературному чтению 3 класс "
    ["seo_title"] => string(56) "rabochaia-proghramma-po-litieraturnomu-chtieniiu-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "107466"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403262157"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства