Оборудование: тетрадь для самостоятельной работы №1, цветные карандаши.
Ход урока.
Организация класса.
Работа с текстом до чтения
Антиципация.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
- Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с ещё одним произведением
Э. Мошковской. У этого стихотворения нет названия, но вы уже знаете, что в таком случае названием служит первая строка стихотворения.
Прочтите её
-Посмотрим на иллюстрацию к этому стихотворению. Как вы думаете, о чём это произведение?
Лиза: я думаю, что в этом стихотворении рассказывается о грачах, о том, что они почему-то кричали.
Ваня: а я думаю, что грачи о чём-то рассказывали мальчикам, наверное, про погоду рассказывали, на рисунке видно, что мальчики их слушают.
Познават.
Постановка цели урока.
- Как вы думаете, ребята, что вы должны будете узнать на этом уроке, чему научиться?
- Всё верно, ребята. Но сегодня на уроке вы ещё узнаете о некоторых народных приметах, связанных с птицами.
Рома: мы должны узнать, о чём кричат грачи, что они рассказали мальчикам.
Коля: мы ещё должны научиться выразительно читать стих-е.
Личност.
Работа с текстом во время чтения.
1) Первичное чтение текста.
Текст читает учитель.
2) Выявление первичного восприятия.
-Понравилась ли вам стих-е?
-Верно ли смогли предугадать о чём говорится в этом стихотворении?
Лиза: мы правильно догадались, что грачи про погоду рассказывали, но только здесь ещё и про ворон написано.
Коммуни
кат.
Повторное чтение.
- Самостоятельное чтение текста учащимися.
-Беседа по вопросам.
-Давайте прочитаем ещё раз
1-е четверостишие. О чём говорится в этой части текста?
-Верно, ребята. Мы прочитали о двух приметах, подмеченных народом, и связанных с птицами. А какие приметы, похожие на эти, вы знаете?
-Верно. И таких примет очень много и все они правдивы. А теперь давайте прочитаем 2 часть стих-я. О чём говорится в ней?
-Прочитаем последнюю часть стих-я. О чём говорится в ней?
-Очень хорошо. Кто же главные герои этого произведения?
-А можно ли сказать, что Э. Мошковская написала своё стихотворение не о птицах, а о людях?
-Так о ком же говорится в стихотворении: о птицах или о людях?
-Что хотела сказать вам
Э. Мошковская?
-Молодцы, я с вами тоже согласна. Лучше всегда говорить правду. Хотя это иногда бывает и очень трудно. А теперь давайте поучимся читать это стих-е выразительно.
Рома: в 1 части говорится о том, что если кричат грачи, то будет тепло, а если кричат вороны, то будет дождь.
Лиза: я знаю, что если ласточки близко к земле летают, то дождь будет.
Ваня: а у нас на заборе недавно сорока сидела и бабушка сказала, что надо новостей ждать, а вчера нам письмо пришло.
Антон: здесь говорится, что птицы всегда говорят правду и никогда не обманывают.
Рома: в этой части говорится, что птицы умеют жить, никого не обманывая.
Ваня: это птицы.
Коля: нет, нельзя, потому что здесь нет таких слов как мальчики или люди.
Рома: а я думаю, что можно, просто автор говорит, что птицы никогда не врут, и по стих-ю понятно, что люди это часто делают.
Антон: я согласен с Ромой. Это стих-е про людей.
Лиза: она хотела сказать нам, что врать нехорошо, врать нельзя.
Ваня: да, правильно, ведь когда обманываешь, то на сердце тяжело и ждёшь что вот мама правду узнает и будет стыдно. Лучше всегда правду говорить и никого не обманывать.
Познават.
Познават.
Коммуни
кат.
Личност.
-Выразительное чтение стихотворения.
Работа с текстом после чтения.
Концептуальная беседа по тексту
-Какова же тема этого стихотворения?
-Какова основная мысль этого стих-я?
Лиза: в этом стих-и говорится о людях.
Антон: основная мысль-можно жить, никого не обманывая.
Познават.
Личност.
2)Беседа об авторе.
-Ребята,вы уже знакомым с произведениями
Э. Мошковской.
Что вы помните о ней?
-Слово учителя об авторе.
Лиза: это детская писательница, она пишет стихи про детей.
Аня:она учит детей никого не обманывать, всегда ходить в школу, хорошо учиться.
Познават.
Личност.
Познават
Проверка домашнего задания.
-Выразительное чтение стихотворения Эммы Мошковской «Ноги и уроки», «Язык и уши», оценивание задания.
4)Работа с заглавием и иллюстрацией.
-Как вы думаете, почему автор никак не озаглавила это стих-е?
-А иллюстрация, данная в учебнике, подходит к этому стих-ю?
-Как бы вы озаглавили это стих-е?
Саша: я думаю, чтобы нам было интереснее читать.
Лиза: а я думаю. Чтобы мы сами догадались про что это стих-е, что в нём главное.
Ваня: подходит, тут правильно нарисовано; грач говорит, что будет тепло и правда светит солнце и мальчик рад, а где ворон, там дождь нарисован и мальчик удивлен тем, что ворон правду сказал.
Антон: можно жить и без обмана .
Лиза: живи как птицы и никогда не ври.
Познават.
Коммуникат.
Подведение итога выполненной работы.
Выполнение творческого задания в тетради для самостоятельной работы №1, стр. 18, № 13.
-Прочитайте название стих-я, кто его автор?
-Прочитайте это стих-е и ответьте на вопрос: «Пошла ли всё-таки Сюзон в школу или нет?»
-Подчеркните строчки, которые помогли вам догадаться, дать правильный ответ на вопрос.
-Какие строчки вы подчеркнули?
Аня: стих-е называется «Сюзон и мотылёк», а автора нет, это произведение из французской народной поэзии.
Рома: я думаю, что пошла Сюзон в школу.
-Уч-ся читает подчёркнутые им строчки.
Познават.
Коммуникат.
.
Антон: это детская писательница, она пишет стихи про детей.
Ваня: она учит детей никого не обманывать, всегда ходить в школу, хорошо учиться.
-Слово учителя об авторе.
Б) Оценивание работы уч-ся.
Подведение итога урока.
Произведение какого автора мы читали?
Что нового узнали на уроке?
Чему научились?
VI. Домашнее задание.
-Выразительное чтение стихотворения Э.Мошковской.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Оборудование: тетрадь для самостоятельной работы №1, цветные карандаши.
Ход урока.
Организация класса.
Работа с текстом до чтения
Антиципация.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
- Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с ещё одним произведением
Э. Мошковской. У этого стихотворения нет названия, но вы уже знаете, что в таком случае названием служит первая строка стихотворения.
Прочтите её
-Посмотрим на иллюстрацию к этому стихотворению. Как вы думаете, о чём это произведение?
Лиза: я думаю, что в этом стихотворении рассказывается о грачах, о том, что они почему-то кричали.
Ваня: а я думаю, что грачи о чём-то рассказывали мальчикам, наверное, про погоду рассказывали, на рисунке видно, что мальчики их слушают.
Познават.
Постановка цели урока.
- Как вы думаете, ребята, что вы должны будете узнать на этом уроке, чему научиться?
- Всё верно, ребята. Но сегодня на уроке вы ещё узнаете о некоторых народных приметах, связанных с птицами.
Рома: мы должны узнать, о чём кричат грачи, что они рассказали мальчикам.
Коля: мы ещё должны научиться выразительно читать стих-е.
Личност.
Работа с текстом во время чтения.
1) Первичное чтение текста.
Текст читает учитель.
2) Выявление первичного восприятия.
-Понравилась ли вам стих-е?
-Верно ли смогли предугадать о чём говорится в этом стихотворении?
Лиза: мы правильно догадались, что грачи про погоду рассказывали, но только здесь ещё и про ворон написано.
Коммуни
кат.
Повторное чтение.
- Самостоятельное чтение текста учащимися.
-Беседа по вопросам.
-Давайте прочитаем ещё раз
1-е четверостишие. О чём говорится в этой части текста?
-Верно, ребята. Мы прочитали о двух приметах, подмеченных народом, и связанных с птицами. А какие приметы, похожие на эти, вы знаете?
-Верно. И таких примет очень много и все они правдивы. А теперь давайте прочитаем 2 часть стих-я. О чём говорится в ней?
-Прочитаем последнюю часть стих-я. О чём говорится в ней?
-Очень хорошо. Кто же главные герои этого произведения?
-А можно ли сказать, что Э. Мошковская написала своё стихотворение не о птицах, а о людях?
-Так о ком же говорится в стихотворении: о птицах или о людях?
-Что хотела сказать вам
Э. Мошковская?
-Молодцы, я с вами тоже согласна. Лучше всегда говорить правду. Хотя это иногда бывает и очень трудно. А теперь давайте поучимся читать это стих-е выразительно.
Рома: в 1 части говорится о том, что если кричат грачи, то будет тепло, а если кричат вороны, то будет дождь.
Лиза: я знаю, что если ласточки близко к земле летают, то дождь будет.
Ваня: а у нас на заборе недавно сорока сидела и бабушка сказала, что надо новостей ждать, а вчера нам письмо пришло.
Антон: здесь говорится, что птицы всегда говорят правду и никогда не обманывают.
Рома: в этой части говорится, что птицы умеют жить, никого не обманывая.
Ваня: это птицы.
Коля: нет, нельзя, потому что здесь нет таких слов как мальчики или люди.
Рома: а я думаю, что можно, просто автор говорит, что птицы никогда не врут, и по стих-ю понятно, что люди это часто делают.
Антон: я согласен с Ромой. Это стих-е про людей.
Лиза: она хотела сказать нам, что врать нехорошо, врать нельзя.
Ваня: да, правильно, ведь когда обманываешь, то на сердце тяжело и ждёшь что вот мама правду узнает и будет стыдно. Лучше всегда правду говорить и никого не обманывать.
Познават.
Познават.
Коммуни
кат.
Личност.
-Выразительное чтение стихотворения.
Работа с текстом после чтения.
Концептуальная беседа по тексту
-Какова же тема этого стихотворения?
-Какова основная мысль этого стих-я?
Лиза: в этом стих-и говорится о людях.
Антон: основная мысль-можно жить, никого не обманывая.
Познават.
Личност.
2)Беседа об авторе.
-Ребята,вы уже знакомым с произведениями
Э. Мошковской.
Что вы помните о ней?
-Слово учителя об авторе.
Лиза: это детская писательница, она пишет стихи про детей.
Аня:она учит детей никого не обманывать, всегда ходить в школу, хорошо учиться.
Познават.
Личност.
Познават
Проверка домашнего задания.
-Выразительное чтение стихотворения Эммы Мошковской «Ноги и уроки», «Язык и уши», оценивание задания.
4)Работа с заглавием и иллюстрацией.
-Как вы думаете, почему автор никак не озаглавила это стих-е?
-А иллюстрация, данная в учебнике, подходит к этому стих-ю?
-Как бы вы озаглавили это стих-е?
Саша: я думаю, чтобы нам было интереснее читать.
Лиза: а я думаю. Чтобы мы сами догадались про что это стих-е, что в нём главное.
Ваня: подходит, тут правильно нарисовано; грач говорит, что будет тепло и правда светит солнце и мальчик рад, а где ворон, там дождь нарисован и мальчик удивлен тем, что ворон правду сказал.
Антон: можно жить и без обмана .
Лиза: живи как птицы и никогда не ври.
Познават.
Коммуникат.
Подведение итога выполненной работы.
Выполнение творческого задания в тетради для самостоятельной работы №1, стр. 18, № 13.
-Прочитайте название стих-я, кто его автор?
-Прочитайте это стих-е и ответьте на вопрос: «Пошла ли всё-таки Сюзон в школу или нет?»
-Подчеркните строчки, которые помогли вам догадаться, дать правильный ответ на вопрос.
-Какие строчки вы подчеркнули?
Аня: стих-е называется «Сюзон и мотылёк», а автора нет, это произведение из французской народной поэзии.
Рома: я думаю, что пошла Сюзон в школу.
-Уч-ся читает подчёркнутые им строчки.
Познават.
Коммуникат.
.
Антон: это детская писательница, она пишет стихи про детей.
Ваня: она учит детей никого не обманывать, всегда ходить в школу, хорошо учиться.