Рабочая тетрадь для работы по поликультурному образованию в начальной школе
Рабочая тетрадь для работы по поликультурному образованию в начальной школе
Рабочая тетрадь для работы по поликультурному образованию в начальной школе
Данная серия рабочих тетрадей представляет адаптированный материал по ознакомлению с многообразием национальностей мира.
Тетради составлены для использования педагогами, а также родителями в домашних условиях.
Пособие включает в себя познавательный теоретический материал, а также практический, с целью организации активной учебно-познавательной деятельности детей в рамках поликультурного образования.
Информационные ресурсы, использованные при составлении тетрадей:
«Мир сказок», «Сказки и предания Латвии», библиотека по педагогике «Детские подвижные игры народов СССР» (Кенеман А.В.), «Игротека», Казах.ру, Энциклопедия Нижнего Новгорода-Хохлома, emblems.ru, раскраска «Национальные костюмы» (С.Вахрушева), fortuname.ru.,Costumer.narod.ru, http://toxunulmaz.8bb.ru, http://malchishki-i-devchonki.ru
Составитель: учитель начальных классов ГБОУ «РЦО и ПМСП», г. Улан-Удэ, Тяпкина В.С.
2015г.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь для работы по поликультурному образованию в начальной школе »
Республика Бурятия
Рабочая тетрадь для работы по поликультурному образованию в начальной школе
Данная серия рабочих тетрадей представляет адаптированный материал по ознакомлению с многообразием национальностей мира.
Тетради составлены для использования педагогами, а также родителями в домашних условиях.
Пособие включает в себя познавательный теоретический материал, а также практический, с целью организации активной учебно-познавательной деятельности детей в рамках поликультурного образования.
Информационные ресурсы, использованные при составлении тетрадей:
«Мир сказок», «Сказки и предания Латвии», библиотека по педагогике «Детские подвижные игры народов СССР» (Кенеман А.В.), «Игротека», Казах.ру, Энциклопедия Нижнего Новгорода-Хохлома, emblems.ru, раскраска «Национальные костюмы» (С.Вахрушева), fortuname.ru.,Costumer.narod.ru, http://toxunulmaz.8bb.ru, http://malchishki-i-devchonki.ru
Составитель: учитель начальных классов ГБОУ «РЦО и ПМСП», г. Улан-Удэ, Тяпкина В.С.
2015г.
Флаг и герб
Республики Бурятия
Раскрась флаг:
В левом верхнем углу синей части полотнища флага на расстоянии одной четверти длины флага от древка изображен желтым цветом традиционный символ Бурятии (соембо), представляющий собой изображение луны, солнца и очага в следующей последовательности: внизу серп луны, над ним круг солнца, а над ними изображение очага из трех языком пламени.
Бурятский орнамент
К культурным ценностям любого народа относятся орнаменты, которые широко распространены как проявления народного творчества в искусстве, архитектуре, быту. Орнамент свое наибольшее воплощение нашел в народном творчестве. Орнамент служит для украшения зданий, оружия, ювелирных изделий, предметов быта, книжной и прикладной графики. Каждая национальная культура имеет свои средства орнамента, таких как мотивы, ритмы, симметрии Слово "орнамент" - латинского происхождения, в переводе означает "узор", "украшение". По-бурятски слово звучит "угалза", что означает узор
Национальный костюм
Бурятская национальная одежда состоит из шапки, дэгэла (костюма) и обуви - эрмэггутал. Шапка оканчивается кисточкой, которая символизирует лучи солнца, связанные с космосом. Голубая ткань шапки - это небо, отделка из темного меха внизу символизирует Байкал. Дэгэл - национальный костюм, расшитый золотыми узорами, состоит из самого костюма дэгэла и ожа, сшитого по очень сложной выкройке. На костюме крепятся боковые украшения, состоящие из знака сансары с чеканным изображением дракона Ло в середине, и в два или в три этажа атрибуты женских украшений.
Раскрась костюм:
Медведь
Бурятская народная сказка
Жил-был бедный посудник. С утра до ночи мастерил он деревянную утварь, этим и кормился.
Вот пошёл он однажды на берег моря вырубить мягкую да гибкую ветку для обруча на туесок. Увидел красную берёзу и уже топор над нею занёс, как говорит берёза человеческим голосом:
- Не губи меня, добрый человек! Не руби моих красных ветвей. Проси, что захочешь. Любое твоё желание исполню.
- Будь по-твоему, - согласился посудник. - Только сделай меня купцом.
И дня не прошло, как разбогател вчерашний бедняк, купцом сделался. На подворье у него работников - не сосчитать, в амбарах разного товару видимо-невидимо, в тугой мошне денег полно. А сам бывший посудник по двору ходит, на слуг своих покрикивает. Но скоро надоела ему такая жизнь. Опять пошёл бывший посудник к красной берёзе.
- Хочу быть царём! - говорит.
Оглянуться не успел, как сделалось вокруг него дивное царство. Даже слуги в том царстве в бобровых шапках ходят, а богатые люди низко кланяются царю-батюшке. И никто не вспоминает, что был он когда-то бедным посудником. "Одна берёза об этом знает", - думает новоиспеченный царь. А раз так, решил он срубить красную берёзу.
Сказано - сделано. Отправился царь в сопровождении своего войска на берег моря. Увидев красную берёзу, кинулись слуги с острыми топорами исполнять царское повеление. Но зашумела берёза всеми ветвями, заговорила человеческим голосом:
- Оглянитесь на своего царя.
Оглянулись слуги и видят: царь превратился в медведя и пустился бежать в дремучий лес. Но разве убежишь от самого себя.
Вот почему буряты говорят, что медведь прежде был царём, а встретившись с глазу на глаз, обязательно обратятся к нему со словами: "Царь-человек, уступи дорогу!" - и медведь сворачивает, рассказывает таёжный народ.
Газааталаньгэрэлтэнэ, Досооталаньтолотоно.
/лампа/
Снаружи светится, Внутри лучится.
/лампа/
Амбааргγй баян, Оеоргγй сэсэн.
/шоото/
Богатство его незримы, Знания его глубоки.
/счёты/
Тангад лама Табанулаантагшатай.
/тибhэн/
У тибетского ламы Пять красных чашек.
/саранка/
Загадки
Игра
Рукавицу гнать (Бээлэйтууха)
В прежние времена эту игру проводила молодежь, собираясь у кого-нибудь в доме. Теперь играют и младшие школьники, причем не только в помещении, но и на улице. Рукавицу нередко заменяют платком, шарфом и т. п. Игра проходит интереснее, если в ней 15 и более участников.
Описание. Играющие, сев тесным кругом лицом к центру, незаметно передают из рук в руки за спиной рукавицу. Кому она попадет в руки, тот начинает раскачиваться из стороны в сторону и напевать: «Рукавицу, рукавицу, рукавицу гони» («Бээлэй, бээлэй, бээлэйтуу»).
Водящий, находящийся в середине круга, услышав пение, бросается в ту сторону, где поют. Но пока Он приблизится, пение и покачивание там прекращаются, переходя дальше по кругу - как бы катится волна. Это значит, что рукавица ушла дальше.
Задача водящего - обнаружить рукавицу в руках одного из играющих, который после этого становится новым водящим.
Правила.
Игрок, получивший рукавицу, не задерживает ее у себя до конца пения, а передает сразу в любую сторону, продолжая петь до конца фразы.
Остальные играющие не должны начинать пение до того, как придет к ним в руки рукавица.
Названный водящим игрок должен немедленно показать свои руки, не передавая дальше рукавицу, если она у него находится.
Бурятские имена
В народной памяти с давних времен сохраняются имена предков. Даже в настоящее время встречаются люди, называющие имена своих предков до двадцать пятого поколения по мужской линии. Кроме того, в богатом устном народном творчестве бурят находим собственные имена людей давно минувших времен. Значения бурятских имён разнообразны и охватывают несколько языков-источников.
Имена мальчиков
Имена девочек
АЛДАР - Слава.
АЙДАР — Милый
АНЖИЛ — Царь силы
АДЛИБЭШЭ — Непохожий, другой
БАЛДАНСЭНГЭ — Великолепный лев
БААТАР — Богатырь
ДОРЖО — Алмаз
ЖАМБАЛ — Благосиятельный
ЖАЛСАРАЙ — Принц, царевич
ЛОЧИН — Одаренный, талантливый
МЭРГЭН — Мудрый, меткий
НАМСАРАЙ — Имя божества богатства
НАЙДАН — Старейшина
РИНЧИН — Драгоценность
ЦЫДЕН — Крепкая жизнь
ЦЫДЫП — Жизнедатель
ЯМПИЛ — Умножающий мелодию
АНЗАМА — Благонравная
АЮНА — Медведица
БУМА — Девочка, девушка
ГУРГЭМА — Уважаемая
ДАРИ — Освободительница
ДОНГАРМА — Белолицая
ДАГМА — Знаменитая
ЛУБСАМА — Мудрая, ученая
МЭДЭГМА — Цветок
НАМСАЛМА — Блистательная
СЭСЭГ — Цветок
ЯНЖИМА — Владычица мелодии
ШУЛУУНСЭСЭГ — Каменный цветок
УРИНТУЯ — Нежная заря
УРИН — Нежная, ласковая
ТЭМУЛЭН — Стремительная
ЛЭГЖИН — Дарующая благо
Национальный праздник
Сагаалган — это Новый год по лунному календарю, один из самых популярных праздников в Бурятии. Это общепринятый праздник, объединяющий старые и новые традиции. Буддистское духовенство встречает Сагаалган в дацанах, совершая по этому случаю специальный многодневный новогодний молебен, который длится 20 дней. Сагаалган - самый торжественный и главный праздник монголоязычных народов, начало весны и Новый год по монгольскому лунно-солнечному календарю.
Обряд «Дугжууба». В ритуальном костре «Дугжууба» сгорают все нечистоты тела, речи и ума каждого человека. Для этого миряне привозят с собой кусочки теста, ваты или бумаги, которыми предварительно обтирают своё тело, после чего бросают их в то место, где будет сжигаться весь сор. В первый день Сагаалгана нужно вставать очень рано – в 4–5 часов утра. По поверьям, ранним утром, до восхода солнца, в каждый дом заходит божество Балдан Лхамо, которое подсчитывает всех людей. Проспавшие её заход, считается, упускают своё счастье на целый год. А те, кто в это время бодрствовал, наоборот, приобретут защиту буддийской богини Лхамо, им будут сопутствовать удача и успех на протяжении всего года.
В дни Сагаалгана, обычно во второй день по лунному календарю, совершается обряд «запуска коня ветров»: изображение «коня ветров» (хий морин. – Бур.), освящённое у ламы. Хий морин привязывают к дереву или помещают на крыше дома таким образом, чтобы оно обязательно развевалось на ветру. Считается, что «конь ветров» служит мощной защитой от несчастий и болезней, привлекая внимание высших существ и призывая помощь божеств. Его изображение также символизирует пожелание здоровья,счастья и достатка в новом году всем живым существам.
Озеро Байкал
Байкал, чья слава в этом мире Века веков переживет, Как он под стать самой Сибири Бескрайним плесом мощных вод;
Под бурей - рокотом громовым У скал прибрежной полосы, В тиши - достоинством суровым Могучей сказочной красы.
В его блистающем просторе, В глубинной толще вековой, В его повадках - облик моря И отзвук в говоре морской.
От скальных круч Хамар-Дабана Сплетает гор своих венец Он - мирового океана На этой суше посланец.
Возраст озера Байкал около 25 млн. лет.
Длина озера 636 км.
Наибольшая ширина 79, 5 км.
Наименьшая ширина 27 км.
Максимальная глубина 1637 м.
В Байкал впадает 336 постоянных рек и ручьев.
Из Байкала вытекает единственная река - Ангара.
У бурят легенда существует:
Что была у Байкала семья –
Сыновья - ручейки удалые
И красавица- дочь Ангара.
Жила дочь по отцовским заветам,
Строго он её честь сторожил,
Но богатый Иртыш её встретил,
Руку с сердцем он ей предложил.
Жила дочь по отцовским заветам,
Строго он её честь сторожил,
Но богатый Иртыш её встретил,
Руку с сердцем он ей предложил.
Стал Байкал собирать её замуж,
Стал готовить приданое ей.
Ангаре же по сердцу пришёлся
Раскрасавец лихой - Енисей!
И течёт из Байкала беглянка
Против воли навстречу судьбе,
А отец - возмущённый, сражённый,
Свою ярость оставил на дне.
Людмила Байрамова
В Байкале водится более 2600 видов и разновидностей
животных и более 1000 видов растительных организмов.
Время от времени открывают новые.
В озере насчитывается 58 видов рыб. Наиболееизвестные - омуль, сиг, таймень, осетр, голомянка, ленок.
Байкальский сиг
Омуль
Таймень
Осетр
Ленок
Голомянка
На побережье Байкала произрастает около 2000 видов
растений.
Лилия карликоваяМаки на байкальских скалах
Горечавка
Багульник
На берегах гнездится 200 видов птиц.
Чайка Дятел Кречет
В Байкале встречается уникальное, типично морское млекопитающее - байкальская нерпа. Предполагается, что она попала в Байкал из Ледовитого океана в ледниковый период по Енисею и Ангаре. В настоящее время в озере насчитывается несколько десятков тысяч нерп.
Тайга подходит вплотную к самому Байкалу и поэтому
здесь довольно разнообразен животный мир.
На побережье озера находятся 3 заповедника:Баргузинский,