Рабочая программа по технологии для 2 класса ("Начальная школа 21 века")
Рабочая программа по технологии для 2 класса ("Начальная школа 21 века")
Рабочая программа по технологии для 2 класса составлена на основе примерной программы начального общего образования по технологии и авторской программы Е. А. Лутцевой. Программа включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы, перечень литературы и средств обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии для 2 класса ("Начальная школа 21 века") »
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии составлена на основе примерной программы начального общего образования по технологии и авторской программы Е.А. Лутцевой «Технология» (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XX1 века».- Москва, Вентана- Граф, 2010г.) с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования универсальных учебных действий и возрастных особенностей младших школьников.
Структура документа
Данная программа включает следующие разделы:
-Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии;
-Содержание обучения с распределением учебных часов по разделам курса;
-Планируемые результаты освоения обучающимися программы по технологии;
-Перечень литературы и средств обучения (учебно-методическое обеспечение);
-Календарно-тематическое планирование.
Общая характеристика учебного предмета
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)
Курс «Технология» носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации.
Основнымизадачами курса являются:
•развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т. п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологии конструкторского мышления в частности);
• формирование общих представлений о мире, ном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой — источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;
• воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию — результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;
•расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта учащихся, их представлений о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека.
В отличие от традиционного учебного предмета «Трудовое обучение» данный курс технологии закладывает основы, гуманизации и гуманитаризации технологического образования, которое должно обеспечить учащимся широкий культурный кругозор, продуктивное творческое мышление, максимальное развитие способностей, индивидуальности детей, формирование духовно-нравственных качеств личности в процессе знакомства с закономерностями преобразователь- ной, проектной деятельности человека и овладения элементарными техника -технологическими знаниями, умениями и навыками.
В курсе заложены два уровня (как результаты, ступени обучения) развития конструкторско-технологических умений учащихся и творческих, изобретательских способностей в целом — уровень ремесла и уровень мастерства.
Первый — репродуктивный — благодаря системе концентричного предъявления материала, связанного с технологическими операциями и приемами, обеспечивает их последовательное усвоение и отработку. Важной составной частью практических работ являются пробные поисковые упражнения по «открытию» и освоению программных технологических приемов и операций, конструктивных особенностей изделий. Упражнения предваряют изготовление предлагаемых изделий и являются залогом качественного выполнения всей работы. Они предлагаются на этапе поиска возможных вариантов решения конструкторско-техпологической проблемы, выявленной в результате анализа главным образом предложенного образца изделия.
Второй — творческий — предполагает использование методики, стимулирующей поиск и самостоятельное решение конструкторско-технологических задач и проблем, опору на личный опыт учащихся и иллюстративный материал, систему вопросов и заданий, активизирующих познавательную; поисковую (в том числе проектную) деятельность. На этой основе создаются условия для развития у учащихся умений наблюдать, сравнивать, вычленять известное и неизвестное, анализировать результаты и искать оптимальные пути решения возникающих эстетических, конструктивных и технологических проблем.
Курс реализуют следующие типы уроков и их сочетания информационно-теоретический, раскрывающий основы технико-технологических знаний и широкую технико-технологическую картину мира; урок-экскурсия; урок-практикум урок-исследование. Деятельность учащихся первоначально носит главным образом индивидуальный характер с постепенным увеличением доли коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера — творческих проектов. Проектная деятельность направлена на развитие творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности. Она предполагает включение учащихся в активный познавательный и практический поиск от выдвижения и разработки замысла изделия (создание ясного целостно представления о будущем изделии и его назначении, выбор конструкции, материалов, инструментов, определение рациональных приемов и последовательности выполнения) допрактической реализации задуманного. В начальной школе учащиеся овладевают азами проектной деятельности в процессе выполнения заданий практического характера – как обучающих, так и творческих. Их тематику предлагает учи гель либо выбирают сами учащиеся после изучения отдельных тем или целого тематического блока. В зависимости от сложности темы творческие задания (творческие проекты) могут носить индивидуальный или коллективный характер.
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:
• качество выполнения изучаемых на уроке приемов, операций и работы в целом;
• степень самостоятельности;
• уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.
Предпочтение отдается качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке, его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.
Основные содержательные линии:
1.Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
3. Конструирование и моделирование.
Содержание программы
Технико-технологические знания и умения, основы технологической культуры (32ч.)
Элементы материаловедения.
Материалы природного происхождения: природные (встречающиеся в регионе), натуральные ткани, нитки (пряжа). Свойства изучаемых материалов. Строение ткани. Продольное и поперечное направления нитей ткани. Основа, уток. Общая технология получения нитей и тканей на основе натурального сырья. Проволока (тонкая), ее свойства: гибкость, упругость.
Инструменты и приспособления.
Линейка, угольник, циркуль, канцелярский нож, лекало. Их названия, функциональное назначение, устройство. Приемы работы ими. Безопасное обращение с колющими и режущими инструментами.
Основы конструкторских знаний и умений.
Подвижное соединение деталей. Соединительные материалы (проволока, нитки). Получение объемных форм сгибанием.
Композиционное расположение деталей в изделии.
Основы технологических знаний и умений.
Технологические операции, их обобщенные названия: разметка, получение детали из заготовки, сборка изделия, отделка.
Разметка по линейке, угольнику, циркулем с опорой на чертеж. Простейший чертеж, линии чертежа (основная; выносная, размерная, сгиба). Эскиз. Экономная, рациональная разметка нескольких деталей с помощью контрольно-измерительных инструментов.
Отделка аппликацией (с полиэтиленовой прокладкой), ручными строчками (варианты прямой строчки).
Условия, необходимые для жизнедеятельности растений. Культурные и дикорастущие растения. Овощные растения, цветочно-декоративные растения открытого и закрытого (комнатные) грунта. Обобщенные приемы выращивания растений (агротехника): подготовка почвы, посев (посадка), уход, сбор урожая. Размножение семенами, черенками листа, стебля. Инструменты садовода и огородника. Их названия, назначение (наиболее распространенных): лопата, лейка, грабли, ведро, тяпка. Продолжительность жизни растений: однолетники, двулетники, многолетники.
Транспортные средства, используемые в трех стихиях (земля, вода, воздух). Виды, названия, назначение. Макет, модель.
Ремесленные профессии края, где живут ученики.
Этапы проектной деятельности (разработка замысла и его практическая реализация). Индивидуальный творческий мини-проект, коллективный творческий проект.
Из истории технологии (2 ч)
История приспособления первобытного человека к окружающей среде. Реализация его потребностей в укрытии (жилище), питании (охота, примитивная кулинарная обработка добычи), одежде.
Объективная необходимость разделения труда. Ремесла и ремесленники. Названия профессий ремесленников, современное состояние этих профессий. Технология выполнения их работ во времена Средневековья и сегодня.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы по технологии
Личностные результаты
У обучающихся будут сформированы:
Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и занятиям предметно-практической деятельностью
Интерес к предметно- исследовательской деятельности, предложенной в учебнике
Ориентация на понимание предложений и оценок учителя и товарищей
Понимание причин успеха в учёбе
Ориентация на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности
Оценка работы одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности
Этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков
Интерес к различным видам конструкторско-технологической деятельности
Предметные результаты
К концу обучения во 2 классе учащиеся должны: иметь представление:
• об истории освоения и взаимном влиянии природы и человека, о ремеслах, ремесленниках и технологии выполнения ручных ремесленных работ;
• о причинах разделения труда;
• об истории зарождения и совершенствования транспортных средств;
• о проектной деятельности в целом и ее основных этапах;
• о понятиях конструкция (простая и сложная, однодетальная и много детальная), композиция, чертеж, эскиз, технология, технологические операции, агротехника, макет, модель, развертка;
знать:
• названия нескольких ремесел своей местности, их особенности и историю;
• названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
• происхождение натуральных тканей и их виды; долевое и поперечное направления нитей тканей;
• неподвижный и подвижный способы соединения деталей и соединительные материалы (неподвижный — клейстер (клей) и нитки; подвижный — проволока, нитки, тонкие веревочки);
• технологические операции и их последовательность: разметка, вырезание, сборка, отделка;
• линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приемы построения прямоугольника и окружности с помощью контрольно-измерительных инструментов;
• названия, устройство и назначение контрольно-измерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль);
• природные факторы, влияющие на рост и развитие растений: свет, тепло, влага, воздух;
• основные агротехнические приемы: подготовка посадочного материала и почвы; посев, посадка; уход; сбор урожая;
• способы размножения растений семенами и черенкованием, возможности использования этих способов в агротехнике;
• названия и назначение транспортных средств, знакомых учащимся;
уметь:
• с помощью учителя разрабатывать несложные тематические проекты (от идеи до разработки замысла) и самостоятельно их реализовывать (индивидуально и коллективно);
• читать простейший чертеж (эскиз);
• выполнять разметку с помощью контрольно-измерительных инструментов;
• выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту, чертеж;
• определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения;
• оформлять изделия и соединять детали прямой строчкой и ее вариантами;
• выполнять простейшие опыты, наблюдения и работы по выращиванию растений;
• решать несложные конструкторско-технологические
задачи;
• изготавливать несложные макеты транспортных:,
средств;
самостоятельно:
• организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нем во время работы;
• экономно и рационально размечать несколько деталей на заготовке;
• контролировать качество (точность, аккуратность) выполненной работы по этапам и в целом с помощью шаблона, линейки, угольника, циркуля;
• справляться с доступными практическими заданиями с опорой на образец и инструкционную карту;
при помощи учителя:
• проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;
• выдвигать возможные способы их решения;
• доказывать свое мнение.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
Принимать и сохранять учебную задачу
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале
Принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения
В сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи
Под руководством учителя осуществлять пошаговый контроль по результату
Адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, другими лицами
Принимать роль в учебном сотрудничестве
Умению проговаривать свои действия после завершения работы
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
Пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебной литературе
Строить сообщения в устной форме
Находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос
Ориентироваться на возможное разнообразие способов выполнения задания
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
Осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации
Сравнивать между собой два объекта, выделяя существенные признаки
Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений
Обобщать (выделять класс объекта как по заданному признаку, так и самостоятельно)
Подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения Устанавливать аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
Договариваться с партнёрами, в том числе в ситуации столкновения интересов
Строить понятные для партнёра высказывания
Контролировать действия партнёров в совместной деятельности
Воспринимать другое мнение и позицию
Формулировать собственное мнение и позицию
Задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить её в процессе общения
Проявлять инициативу в коллективных работах
Перечень литературы и средств обучения (учебно-методическое обеспечение)
1.Лутцева Е. А. Технология: учебник для 2 кл. – М.: Вентана-Граф, 2009.
2.Лутцева Е. А. Рабочая тетрадь «Технология: учимся мастерству» М.: Вентана-Граф, 2010.
3.Сборник программ к комплекту учебников "Начальная школа XXI века"– 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2010.
4.Технология: 2 класс: методика для учителя / Лутцева Е. А. – М.: Вентана-Граф, 2008
Дополнительные средства обучения
1.Лихолат Г.В. Наблюдаем и трудимся: 2 класс. Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ под ред. Н. Ф. Виноградовой.- М: Вентана- Граф, 2009.
2.Карпова Н. В. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие для родителей и педагогов. –Ярославль: «Академия развития», 1997.