Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса
Рабочая программа составлена на основе примерной программы начального общего образования по литературному чтению и авторской программы Л. А. Ефросининой "Литературное чтение". Содержит пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы, перечень литературы и средств обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса »
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе примерной программы начального общего образования по литературному чтению и авторской программы Л.А.Ефросининой «Литературное чтение» (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XX1 века».- Москва, Вентана- Граф, 2010г.) с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования универсальных учебных действий и возрастных особенностей младших школьников.
Структура документа
Данная программа включает следующие разделы:
-Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии;
-Содержание обучения с распределением учебных часов по разделам курса;
-Планируемые результаты освоения обучающимися программы по литературному чтению
-Перечень литературы и средств обучения (учебно-методическое обеспечение);
-Календарно-тематическое планирование.
Общая характеристика учебного предмета
Программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю)
Целями обучения литературному чтению являются:
-помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова;
-развитие интереса к чтению, расширение читательского кругозора;
-воспитание нравственно-эстетической основы гражданственности и человечности;
-обеспечение правильной организации восприятия, понимания и воспроизведения текста (читаемого или прослушанного);
-учить работать с текстом, учебной и детской книгой.
Компоненты, необходимые для осуществления читательской деятельности:
-восприятие текста (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним;
-понимание читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения и т. д.);
-воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события);
-воспроизводить текст, т.е. уметь рассказать его в различных вариантах – подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.
Основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются:
-Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы.
-Система работы над навыками чтения.
-Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.
-Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.
-Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.
Концептуальные положения курса:
-Изучение должно обеспечивать развитие личности ребёнка, формирование его интеллекта и общей культуры;
-В результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;
-Содержание курса «Литературное чтение» обеспечивает дифференцированное обучение и учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
В основе методики преподавания предмета «Литературное чтение» лежит учебный диалог и проблемно-поисковый подход, обеспечивающие реализацию задач развивающего обучения. На уроке предпочтение отдаётся индивидуальным, парным и групповым формам организации деятельности детей.
Характерной чертой программы является «нерасчленённость» и «переплетённость» чтения произведения и работы с книгой. В программе не выделяются уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых решаются комплексно все задачи литературного образования младших школьников.
Специфические особенности литературного чтения:
1.Сочетание работы над собственно чтением, техническими навыками и читательскими умениями.
2.Работа над текстом как речеведческой единицей и над литературным произведением как искусством слова с учётом его специфической структуры и жанровых особенностей.
3.Одновременная работа над языком произведения и речью детей.
4.Сочетание работы над произведением и детской книгой как особым объектом изучения.
5.Использование знаний о тексте как особой единице, различение художественного и научно- познавательного произведения.
6.Формирование литературоведческих представлений, обеспечивающих полноценное восприятие произведения и книги, ориентировку в мире книг.
7.Освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.
В программе осуществляются следующие принципы:
Тематический и жанрово- тематический, художественно-эстетический, эмоционально-эстетического восприятия, системности, преемственности, перспективности.
Содержание программы
Круг чтения:
- произведения фольклора русского народа и народов других стран: пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина. Сравнение произведений фольклора разных народов;
- произведения русских и зарубежных писателей-классиков XIX - начала ХХ века, произведения современных детских писателей;
- произведения о жизни детей разных народов и стран; - приключенческая детская книга;
Произведения о Родине, о родной природе, об отношениях человека к природе, к животным, к труду, друг к другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе, об их отношениях к людям; произведения о добре и зле, кривде и правде.
Литературное произведение, фольклор, произведения фольклора, народная сказка, стихотворение, рассказ, история, быль, былина, сказ, бытовая сказка, сказка о животных, волшебная сказка, присказка, зачин, небылица, потешка, шутка, скороговорка, герой (персонаж) произведения, события реальные и вымышленные, фамилия автора, заглавие (заголовок), название произведения (фамилия автора, заглавие), диалог, рифма, пересказ, план, обращение, сравнение, слова-признаки, слова действия.
Элементы книги: обложка, переплет, титульный лист, оглавление, иллюстрация. Детские газеты и журналы. Сведения об авторе, элементарные знания о времени написания произведения (книги).
Восприятие литературного произведения
Создание условий для развития полноценного восприятия произведения. Эмоциональная реакция и понимание авторской точки зрения. Выражение своего отношения к произведению, к героям, их поступкам. Сравнение персонажей одного произведения, а также различных произведений (сказок разных народов, героев народных сказок, выявление их сходств и различий). Оценка эмоционального состояния героев, их нравственных позиций. Понимание отношения автора к героям произведения, выражение своего отношения к произведению, автору, героям и их поступкам.
Творческая деятельность
Проявление интереса к словесному творчеству, участие в сочинительстве потешек, скороговорок, загадок, небольших сказок и историй. Пересказывание сказок от лица одного из персонажей сказки. Придумывание продолжения произведения (сказки, рассказа), изменение начала и продолжения произведения. Коллективная творческая работа на факультативах, в творческой мастерской. Создание работ «Мир сказок», «Сказочные герои», «Герои народных сказок», «Теремок для любимых героев» и Т.д. Подготовка и проведение уроков-сказок, уроков-утренников, уроков-конкурсов, уроков-игр.
Навык чтения
Осознанное правильное плавное чтение с переходом на чтение целыми словами вслух небольших по объему(200- 250 слов) текстов. Введение чтения про себя на небольших текстах. Формирование умения самоконтроля и самооценки навыка чтения.
Работа с текстом
- понимание слов и выражений, употребляемых в тексте;
- различение простейших случаев многозначности и сравнений;
- деление текста на части и составление простейшего плана под руководством учителя;
-определение основной мысли произведения с помощью учителя;
- пересказ по готовому плану;
-самостоятельная работа по заданиям и вопросам к тексту произведения.
Читательские умения
- самостоятельное чтение небольших произведений и детских книг (1- 2 страницы);
- умение самостоятельно прочитать фамилию автора и заглавие;
- правильно называть произведение, книгу (фамилия автора, заглавие);
- определять тему чтения и жанр;
- самостоятельно отбирать книгу на заданную тему.
Межпредметные связи
-с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов сказок, рассказов, составление повествовательного текста;
-с уроками изобразительного искусства: сопоставление текста и иллюстраций, иллюстрирование отдельных произведений, оформление творческих работ, участие в выставках рисунков по изученным произведениям;
-с уроками музыки: музыка и характеры героев литературных произведений, музыкальное выражение настроения автора, персонажей произведения, музыкальное оформление инсценировок произведений;
-с уроками труда: изготовление книг-самоделок, ремонт книг, практическое знакомство с элементами книги, уроки коллективного творчества.
Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению
Личностные результаты
У обучающихся будут сформированы:
Положительное отношение к школе
Интерес к содержанию доступных художественных произведений, к миру чувств человека, отражённых в художественном тексте
Умение выделять поступок как проявление характера героя
Эмоциональное отношение к поступкам героев доступных данному возрасту литературных произведений
Чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи
Понимание значения чтения для себя и в жизни близких ребёнку людей, восприятие уклада жизни своей семьи
Умение сопоставлять поступки людей, в т ч и свои, с поступками героев литературных произведений
Общее представление о мире некоторых профессий
Предметные результаты
К концу обучения во 2 классе обучающиеся должны уметь:
-правильно читать текст целыми словами (темп чтения вслух – не менее 50 слов в минуту, а на более высоком уровне – более 50 слов в минуту);
-читать молча небольшие тексты, темп – не менее 70 слов в минуту;
-пересказывать прочитанный текст по готовому плану;
-определять тему и жанр прочитанного или прослушанного произведения;
-читать наизусть 5-6 стихотворений и 1-2 отрывка из прозы;
-самостоятельно знакомиться с произведением и книгой (выделять фамилию автора, заглавие);
-самостоятельно отбирать книги для чтения.
могут овладеть приемами:
-высказывать свое отношение к поступку героя;
-пользоваться словарями, книгами-справочниками.
Метапредметные результаты
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Обучающиеся научатся:
-находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
-определять тему и главную мысль текста;
-вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
-сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;
-понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
-понимать текст, не только опираясь на содержащуюся в нём информацию, но и обращая внимание на жанр, структуру, выразительные средства текста;
-использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Обучающиеся научатся:
-пересказывать текст подробно и сжато,
-соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не высказанные в тексте напрямую;
-формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
-сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
-составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Работа с текстом: оценка информации
Обучающиеся научатся:
-высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
-оценивать содержание,
-на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
-участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
Принимать алгоритм выполнения учебной задачи
Участвовать в обсуждении плана выполнения заданий ориентироваться в принятой системе учебных знаков выполнять учебные действия в устной речи и оценивать их
Оценивать результаты работы, организовывать самопроверку
Менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
Читать тексы, понимать фактическое содержание текста, выделять в нём основные части
Сравнивать художественный и научно-популярный текст
Обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы
Находить в тексте ответ на заданный вопрос
На первоначальном уровне анализировать доступные художественные тексты
Реализовывать потребность в общении со сверстниками
Проявлять интерес к общению и групповой работе
Адекватно воспринимать содержание высказываний собеседника
Уважать мнение собеседника
Участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках
Следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности и по необходимости вносить в неё коррективы
Действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией
Перечень литературы и средств обучения
1.Литературное чтение: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ Л. А. Ефросинина. - 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2010.
2.Литературное чтение: 2 класс: рабочая тетрадь в 2-х частях для учащихся общеобразовательных учреждений / М. И. Кузнецова. – 4-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2010.
3.Сборник программ к комплекту учебников "Начальная школа XXI века" – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2010.
4.Литературное чтение во 2 классе: Методическое пособие – М.:Вентана-Граф, 2010
5.Оценка знаний. Литературное чтение, 1 – 2 класс. Автор: Ефросинина Л. А., – М.: Вентана-Граф, 2008.
6.Беседы с учителем: Методика обучения: 2 класс /Под ред. Л.Е. Журовой. - М.: Вентана-Граф, 2007. (Начальная школа XXI века).
7.Литературное чтение: 2 класс: методическое пособие / Л. А. Ефросинина. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2010.
8. Ефросинина Л. А. Хрестоматия по литературному чтению. 2 кл. в 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2010.
9.Книгочей: словарь - справочник по литературному чтению: для младших школьников / Ефросинина Л. А.. – М.: Вентана-Граф, 2010.
Дополнительные средства
1.Учим младших школьников понимать текст: практикум для учащихся: 1 – 4 классы. / Е. М. Матвеева. – М.: ВАКО, 2007. (Мастерская учителя)
2.Чтение: Справочник для учителей и родителей. Начальная школа. – М.: Дрофа, 1997.
3.Как преодолеть трудности в обучении детей. Чтение. / С. Н. Костромина, Л. Г. Нагаева. – М.: АСТ; СПб.: прайм - Еврознак, 2008.
4.Литературное чтение (1 -4): учим младших школьников писать сочинения разных жанров: сценарии занятий / К. М. Матвеева. – М.: Эксмо, 2007
5.Литературное чтение (1 -4): учим младших школьников понимать художественныйтекст: Методические разработки занятий / К. М. Матвеева. – М.: Эксмо, 2006.