kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, требованиями основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ №23 г.Липецка, требованиям к оснащению образовательного процесса.

 Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы:

  • пояснительная записка;
  • содержание рабочей программы;
  • описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
  •  учебно-тематический план;
  •  требования к уровню подготовки учащихся (выпускников);
  •  перечень объектов и средств материально-технического обеспечения;
  •  приложение, содержащее календарно-тематическое планирование (с  указанием темы каждого урока, количества часов, отведенных на изучение темы, планируемых результатов, видов, форм контроля, информационного сопровождения, даты проведения каждого урока по плану).

Основная цель учебного курса «Изобразительное искусство»— формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса »





Департамент образования

администрации города Липецка


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23

имени С.В. ДОБРИНА города ЛИПЕЦКА



РАССМОТРЕНО

На заседании методического совет

МАОУ СОШ № 23

г. Липецка Протокол №1

от 29.08.2014 года

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

__________Г.В. Зыкова

от 29.08.2014 года

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ СОШ

№ 23 г. Липецка ___________А.В. Мочалов Приказ №262

от 29.08.2014 года




Рабочая программа учебного предмета

изобразительное искусство

(УМК «Школа России»)

для учащихся 3В класса

на 2014 – 2015 учебный год




Разработчик рабочей программы к УМК под редакцией Б.М. Неменского

Попадьина Ю.В., учитель начальных классов первой категории













2014 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, требованиями основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ №23 г.Липецка, требованиям к оснащению образовательного процесса.

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы:

  • пояснительная записка;

  • содержание рабочей программы;

  • описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;

  • учебно-тематический план;

  • требования к уровню подготовки учащихся (выпускников);

  • перечень объектов и средств материально-технического обеспечения;

  • приложение, содержащее календарно-тематическое планирование (с указанием темы каждого урока, количества часов, отведенных на изучение темы, планируемых результатов, видов, форм контроля, информационного сопровождения, даты проведения каждого урока по плану).

Основная цель учебного курса «Изобразительное искусство»— формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

Цели курса:

  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства, нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, много­национальной культуре; воспитание интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

  • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

  • освоение первоначальных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;

  • овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Задачи обучения:

  • овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно - прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;

  • развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

  • формирование навыков работы с различными художественными материалами.

Нормативно-правовые документы, на основании которых составлена рабочая программа

Программа составлена на основе нормативных правовых документов:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

  • национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждённая Указом Президента РФ от 4 февраля 2010 г., № 271;

  • федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373 (с изменениями и дополнениями);

  • приказ МО РФ от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год»»;

  • письмо управления образования и науки Липецкой области от 16.04.2014 № ЮТ-1064 «О примерном учебном плане образовательных организаций Липецкой области, реализующих программы ФГОС начального общего образования, ФГОС основного общего образования на 2014-2015 учебный год»;

  • основная образовательная программа начального общего образования МАОУ СОШ №23 г. Липецка;

  • положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности, дисциплин (модулей), рабочих программ для реализации индивидуальных учебных планов МАОУ СОШ №23 г. Липецка, реализующего образовательные программы общего образования;

  • приказ МАОУ СОШ №23 г. Липецка от 27.06.2014 года № 204 «Об утверждении плана работы, учебного плана и календарного учебного графика на 2014-2015 учебный год».

Сведения о программе

Рабочая программа предмета «Изобразительное искусство» составлена на основе ФГОС НОО(2009 года), Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений автора Б. М. Неменского.

Обоснование выбора программы

Эта программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС, ориентирована на планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования и является надёжным инструментом их достижения.

Программа направлена на духовное развитие личности, развитие художественного восприятия и самовыражения, на ознакомление с шедеврами отечественного и зарубежного искусства; практическая деятельность представлена в содержательном единстве с художественным творчеством, во взаимодействии искусства с жизнью.

В авторскую программу изменения не внесены.

Определение места и роли предмета в овладении требований к уровню подготовки учащихся

В начальном обучении предмет «Изобразительное искусство» относится к образовательной области «Искусство» и является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Информация о количестве учебных часов

В соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком МАОУ СОШ № 23 г. Липецка рабочая программа рассчитана на 35 часов в год (из расчёта 1 час в неделю, 35 учебных недель). В разделе «Учебно – тематический план» (Таблица 3) раскрывается последовательность и время изучения разделов и тем рабочей программы; распределяется время, отведенное на практические работы.

В Приложении №1 к рабочей программе «Календарно – тематический план» (Таблица 4) конкретизируются темы каждого урока и даты проведения уроков; планируемые результаты; основные виды учебной деятельности учащихся; виды, формы контроля.

Формы организации образовательного процесса

Основной формой организации образовательного процесса является урок. Кроме того, используются дополнительные формы обучения: урок-путешествие, урок-творчество, уроки-конкурсы, экскурсии в краеведческий музей, практические занятия, игры, элементы проектной деятельности, используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях, использование ИКТ (презентаций).

Программой предусмотрены следующие виды занятий:

  • рисование с натуры (рисунок, живопись),

  • рисование на темы и иллюстрирование (композиция),

  • декоративная работа,

  • лепка,

  • аппликация с элементами дизайна,

  • беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения. При прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром («Путешествие по городам и странам», «Разнообразие растений», «Опора тела и движение», «Наша безопасность»), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудовым обучением (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).

Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности учащихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа, работа в парах. Большое внимание уделяется развитию речи учащихся, так как раскрываются основные термины и понятия такие, как: живопись, скульптура, натюрморт, галерея, музей, портрет, пейзаж.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

Технологии обучения

В курсе «Изобразительное искусство» учителем используются элементы следующих педагогических технологий, необходимых для достижения требуемых результатов:

1. Личностно-ориентированные технологии.

2. Технологии эвристического обучения.

3. Технологии активизации познавательных интересов, творческой самостоятельности учащихся.

4. Дифференцированное обучение для освоения учебного материала учащимися с различным уровнем обучаемости, повышения познавательного интереса.

5. Технология развивающего обучения.

6. Технология интегрирования.

7. Технология игрового обучения.

8. Проектно-исследовательские технологии.

9. Информационно-коммуникационнные технологии.

10. Здоровьесберегающие технологии.

Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся

К универсальным ключевым компетенциям в преподавании изобразительного искусства относятся следующие: общекультурные компетенции, ценностно-смысловые компетенции.

В большей степени зависят от технической оснащенности и иных возможностей учебного заведения учебно-познавательные компетенции, информационные компетенции, компетенции личностного самосовершенствования.

Общекультурные компетенции формируются практически "сами по себе", так как всегда изобразительное искусство базировалось на геометрических фигурах, пропорциях, и это давало стимул к освоению точных наук – геометрии, математики; цвет неразрывно связан с физикой. В целом можно увидеть прочные связи изобразительного искусства с литературой, музыкой, иными гуманитарными дисциплинами. У учеников рождается гармоничное представление об окружающем мире.

Ценностно-смысловые компетенции связаны с ценностными ориентирами ученика. Изобразительное искусство способно в наше время эффективно противодействовать духовному обнищанию, оно учит видеть и понимать окружающее в иных координатах, одухотворенных. Эти компетенции фактически обеспечивают формирование личности ученика.

Учебно-познавательные компетенции формируются при самостоятельной работе и в некотором смысле зависимы от инструментария проведения уроков, которым владеет учитель. Там, где инструментарий богат и технически подкреплен возможностями образовательного учреждения, там учебно-познавательные компетенции выражены ярче.

Информационные компетенции максимально зависимы от технического оснащения школы, так как формируются при наличии компьютеров, сети Интернет, мультимедийного оборудования.

Компетенции личностного совершенствования являются своеобразным показателем успешности образовательного учреждения. Если оно достойно обеспечивает учебный процесс методически и технически, то ученики стремятся к непрерывному самопознанию, у них формируется культура мышления и поведения.

Важнейшее значение имеет овладение учащимися коммуникативной компетенцией: формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации художественные сведения, участвовать в дискуссиях по проблемам искусства, видов искусства и др.

Виды и формы текущего и переводного контроля

Для контроля и учёта достижений учащихся используются следующие формы:

Таблица 1 – Виды и формы текущего и переводного контроля

Текущий контроль

-проектная деятельность;

-сообщения;

-тренинги

Промежуточный

контроль

Промежуточная аттестация учащихся проводится по окончании учебного года в соответствии с локальным актом учреждения

Промежуточная аттестация по итогам учебного периода осуществляется по окончании триместра на основе результатов текущего контроля.

Периоды промежуточной аттестации устанавливаются календарным учебным графиком.

Промежуточная аттестация учащихся по итогам учебного года проводится в соответствии с локальным актом учреждения.

Оценочные и методические материалы по предмету представлены в Приложении № 2 к рабочей программе.

С целью создания условий для реализации ФГОС НОО, индивидуализации и дифференциации процесса обучения, формирования у учащихся мотивации на достижение определенных результатов воспитания, развития и социализации и в соответствии с положением о Портфеле достижений учащихся, осваивающих ООП НОО, индивидуальные накопительные оценки, ориентированные на демонстрацию динамики образовательных достижений учащихся по предмету, динамики продвижения в различных видах деятельности, оценки готовности к обучению на уровне основного общего образования фиксируются в Портфеле достижений учащегося начальной школы и являются обязательным компонентом при итоговом оценивании учащихся.

Результаты изучения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение учащимися начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные:

-формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего города; уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

- формирование социальной роли ученика;

- формирование положительного отношения к учению;

- представления о ценности природного мира для практической деятельности человека;

- осмысление своего поведения в школьном коллективе;

- ориентация на понимание причин успеха в деятельности;

- формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников;

- формирование умения радоваться успехам одноклассников;

- формирование чувства прекрасного на основе знакомства с художественной культурой;

- умение видеть красоту труда и творчества;

- формирование широкой мотивационной основы творческой деятельности;

- формирование потребности в реализации основ правильного поведения в поступках и деятельности.

Метапредметные результаты

Регулятивные:

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться работать по предложенному учителем плану;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

- сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.);

- преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные:

- уметь пользоваться языком изобразительного искусства: донести свою позицию до собеседника;

- оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого рассказа);

- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им;

- учиться согласованно работать в группе;

- учиться планировать работу в группе;

- учиться распределять работу между участниками проекта;

- понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

- уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

- овладевать приёмами поиска и использования информации, работы с доступными электронными ресурсами.

Предметные результаты:

- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно – нравственном развитии;

- сформированность основ художественной культуры;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании);

- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

- знание основ изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);

- применение художественных знаний, умений и представленийв процессе выполнения художественно – творческих работ;

- знание имен выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные про­изведения;

- усвоение названий наиболее крупных художественных музеев России;

- усвоение названий известных центров народных художественных ремесел России;

- умение видеть проявления визуально – пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице. В театре, на празднике.

Информация об используемом учебнике

Для реализации программного содержания используется учебник Горяевой Н.А., Неменской Л.А., Питерских А.С. и др. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /Под ред. Б.М. Неменского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012г., 2013г.





























СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Таблица 2 – Содержание рабочей программы

Тема раздела урока

(тип урока)

Кол-во

часов

Содержание учебного материала

Требования к уровню подготовки учащихся

Кол-во про-верочных работ

Искусство в твоем доме


8

Твои игрушки придумал художник.

Посуда у тебя дома.

Мамин платок.

Обои и шторы в твоем доме.

Твои книжки.

Поздравительная открытка.

Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы)

Уметь преобразиться в мастера Постройки, создавая форму игрушки, изобразить посуду по своему образцу;

составить про­стейший орнамент;

разработать эскиз для создания образа бу­дущей комнаты в соответ­ствии с ее назначением (детская, спальня и т.п.)

Отличать назначе­ние книг, оформлять обложку иллюстрации; выполнить

простую графическую работу


Искусство на улицах твоего города


7

Памятники архитектуры — наследие веков.

Парки, скверы, бульвары.

Ажурные ограды.

Фонари на улицах и в парках.

Витрины магазинов.

Транспорт в городе.

Что делал художник на улицах моего города (обобщение темы)

Уметь узнавать памятники, посвященные со­бытиям Гражданской и Великой Отечественной войн.

Уметь изобразить парк или сквер; конструировать из проволоки ажурные решётки.

Придумать свои варианты фонарей для детского праздника; отличать разные по назначению и оформлению витрины; изображать разные виды транспорта


Художник и зрелище


11

Художник в цирке.

Художник в театре.

Маски.

Театр кукол.

Афиша и плакат.

Праздник в городе.

Школьный праздник-карнавал (обобщение темы)

Создать эскиз циркового представления, эпизод театральной сказки, эскиз театральных кукол-персонажей, эскиз афиши к спектаклю.

Конструировать маску из бумаги.

Создать в паре голову кукольного персонажа.

Анализировать отличие театра от кинотеатра


Художник и музей


6

Музеи в жизни города.

Картина-пейзаж.

Картина-портрет.

Картина-натюрморт.

Картины исторические и бытовые.

Скульптура в музее и на улице.

Художественная выставка (обобщение темы).

Экскурсия в краеведческий

музей

Уметь изобразить интерьер музея; изобразить пейзаж, натюрморт по представлению; нарисовать портрет близкого человека.

Изображать сцену из повседневной жизни.

Подготовить к выставке лучшие работы

1

Резерв

3




Итого

35



1






































ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Одним из результатов обучения изобразительному искусству является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Таблица 3 –Учебно-тематический план

п/п



Название раздела

Количество часов


в том числе экскурсий

1

Искусство в твоём доме

8


2

Искусство на улицах твоего города

7


3

Художник и зрелище

11


4

Художник и музей

6

1

Резерв

3



Итого:

35ч

1
































ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения изобразительного искусства к концу 3 класса обучающиеся научатся:

  • работать с пластилином, конструировать из бумаги макеты;

  • применять художественные материалы (гуашь, акварель, мелки) в творческой деятельности;

  • различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

  • использовать элементарные приемы изображения пространства;

  • передавать пропорции человеческого тела, движения человека;

  • правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции;

  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

  • сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);

  • использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);

  • применять основные средства художественной выразительности в самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки.

  • использовать новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, искусство книги, живопись, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет;

  • называть имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

  • называть наиболее крупные художественные музеи России;

  • называть разные типы музеев: художественные, архитектурные, музеи-мемориалы;

  • называть известные центры народных художественных ремесел России;

Третьеклассник получит возможность научиться:

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

  • воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;

  • оценивать произведения искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.

  • осваивать основы первичных представлений о трёх видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объёме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объёме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов.


ПЕРЕЧЕНЬ ОБЪЕКТОВ И СРЕДСТВ

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ


Для изучения предмета «Изобразительное искусство» должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:

учебные пособия для учебного курса «Изобразительное искусство»

оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала, материалы для художественной деятельности: альбом, краски акварельные, гуашевые, тушь, ручки с перьями, бумага белая и цветная, фломастеры, восковые мелки, пастель, сангина, уголь, кисти разных размеров беличьи и щетинные, банки для воды, стеки (набор), пластилин / глина, клей, ножницы, рамы для оформления работ; конструкторы для моделирования архитектурных сооружений, гербарии, изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, гипсовые геометрические тела, модель фигуры человека, керамические изделия (вазы, кринки и др.), предметы быта (кофейники, бидоны, блюдо, самовары, подносы и др.), муляжи: фруктов, овощей, грибов, ягод; детские работы как примеры выполнения творческих заданий.

технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе):

  • классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

  • демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.);

  • вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т.ч. принтер, сканер, фото- и видеотехника (по возможности) и др.;

экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию:

  • аудиозаписи по музыке и литературным произведениям;

  • видеофильмы (памятники архитектуры, народные промыслы, художественные музеи, творчество отдельных художников, художественные технологии) в соответствии с программой обучения;

дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса:

  • мультимедийные обучающие художественные программы;

  • игровые художественные компьютерные программы.

библиотечный фонд (книгопечатная продукция):

  • учебно-методические комплекты (УМК) по изобразительному искусству (учебники, дидактические материалы);

  • учебно-наглядные пособия;

  • программно-методические материалы: программы по изобразительному искусству, методические пособия (рекомендации по проведению уроков изобразительного искусства);

  • нормативные правовые документы;

  • предметные журналы;

  • альбомы по искусству;

  • книги по искусству (о художниках, художественных музеях);

  • книги по стилям изобразительного искусства и архитектуры;

  • хрестоматии литературных произведений к урокам изобразительного искусства;

  • энциклопедии по искусству.

печатные пособия:

  • наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования по литературному чтению и в программе обучения (в том числе в цифровой форме);

  • портреты русских и зарубежных художников;

  • репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием обучения по изобразительному искусству (в том числе в цифровой форме): репродукция картин русских и зарубежных художников, репродукции картин «Времена года», комплект иллюстраций «Твои любимые сказки»;

  • таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента;

  • таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта;

  • схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека;

  • таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству;

  • дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте.









Приложение №1 к рабочей программе

учебного предмета «Изобразительное искусство»

для учащихся 3В класса

на 2014/2015учебный год

Таблица 4 – Календарно-тематический план

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Форма урока

Планируемые результаты

Виды, формы контроля

Информационное сопровождение

Дата проведения

освоение предметных знаний

(базовые понятия)

УУД

(личностные и метапредметные результаты)

Искусство в твоём доме (8 часов)

1

Мастера Изображения, Постройки и Украшения. Художественные материалы

1

Вводный урок


Повторение основных задач образов братьев-Мастеров. Знакомство с рабочими принадлежностями и правилами техники безопасности на уроке

Знать роль каждого из Братьев-Мастеров, художественные материалы, правила техники безопасности на уроке

Текущий

Учебник

01.09

2

Твои игрушки

1

Урок - фантазия

Цель и назначение игрушки. Разнообразие и сравнение игрушек: детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки. Изготовление и рисование игрушки. Новые понятия – «композиция», «колорит»

Знать образцы игрушек Дымкова, Филимонова

Уметь преобразиться в мастера Постройки, создавая форму игрушки

Фронтальный опрос

Учебник


08.09

3

Посуда у тебя дома

1

Комбинированный

Повседневная и праздничная современная посуда. Старинная посуда, гончарный круг. Конструкция, форма предметов, роспись и украшение посуды. Новые понятия – «сервиз», «гармония», «колорит»

Знать предметы, входящие в состав чайного сервиза, работу мастеров Постройки, Украшения, Изображения.

Уметь изобразить посуду по своему образцу

Текущий

Учебник

15.09

4

Обои и шторы у тебя дома. Эскиз обоев и штор для комнаты

1

Урок - фантазия

Эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение: спальня, гостиная, детская. Понятие ритма в орнаменте. Роль цвета и декора в создании образа комнаты. Новые понятия – «цветочный рисунок», «природные элементы», «ритм», «периодичность»

Знать роль художников в создании обоев, штор.

Разработать эскиз для создания образа будущей комнаты в соответствии с ее назначением (детская, спальня и т. п.)

Фронтальный опрос

Учебник, презентация

22.09

5

Мамин платок. Эскиз платка

1

Урок - сказка

Эскиз платка: для девочки, для мамы, для бабушки, то есть разных по содержанию, ритмике рисунка, колориту, как средство выражения. Павлово - посадские платки и шали. Батики. Композиция орнамента в квадрате. Новые понятия – «мотив», «акцент»

Знать в общем искусство росписи тканей.

Уметь составить простейший орнамент

Фронтальный опрос

Учебник

29.09

6

Твои книжки

1

Урок - проект

Виды детских книжек и книг по искусству. И. Билибин, Е. Чарушин. Книги для самых маленьких

Художник и книга. Иллюстрации. Форма книги. Шрифт. Буквица. Иллюстрирование выбранной сказки или конструирование книжки-игрушки

Знать роль художника в создании книги, многообразие видов книг.

Уметь отличать назначение книг, оформлять обложку иллюстрации

Работа в группах

Учебник

13.10

7

Поздравительная открытка или декоративная закладка (по выбору учащихся)

1

Комбинированный

История возникновения и развития открытки. Рукотворная и полиграфическая открытка

Эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам). Возможно исполнение в технике граттажа, гравюры наклейками или графической монотипии. Новые понятия – «лаконизм», «избирательность»

Знать виды графических работ.

Уметь выполнить

простую графическую работу

Сообщение

Учебник

20.10

8

Обобщение темы «Труд художника для твоего дома»

1


Урок-игра


В создании всех предметов в доме принял участие художник. Ему помогали наши "Мастера Изображения, Украшения и Постройки". Понимание роли каждого из них

Знать термины по ИЗО

Уметь анализировать и обсуждать свои работы

Выставка


Учебник

27.10

Искусство на улицах твоего города (7 часов)

9

Памятники архитектуры – наследие веков

1

Урок введения в новую тему

Понятие памятника архитектуры. Покровский собор (Храм Василия Блаженного) в Москве, Б. Баженов «дом Пашкова», архитектурный комплекс «Кижи». Новые понятия – «памятник архитектуры», «зодчество»

Знать основные памятники города, места их нахождения.

Уметь узнавать памятники, посвященные событиям Гражданской и Великой Отечественной войн

Сообщение, практическая работа

Учебник

10.11

10

Парки, скверы, бульвары. Скверы нашего города

1

Урок - проект

Архитектура, постройка парков. Образ парка. Назначение и планировка различных парков. Петергоф, Кусково. Дисней-ленд, Мамаев курган. Парки для отдыха, парки-музеи, детские парки. Изображение парка, сквера, возможен коллаж. Новое понятие – «садово-парковое искусство»

Знать, в чем заключается работа художника-архитектора.

Уметь изобразить парк или сквер, детскую площадку

Фронтальный опрос

Учебник, презентация

17.11

11

Ажурные ограды

1

Комбинированный

Художественная ковка, литье.

Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и в Москве, в родном городе, деревянный ажур наличников. Проект ажурной решетки или ворот, вырезание из сложенной цветной бумаги и вклеивание их в композицию на тему "Парки, скверы, бульвары". Новые понятия – «ажур», «дизайн»

Знать разные инженерные формы ажурных сцеплений металла.

Уметь конструировать

из проволоки ажурные решетки

Практическая работа


Учебник, презентация

24.11

12

Волшебные фонари на улицах и в парках

1

Комбинированный

Исторические и современные фонари. Форму фонарей тоже создает художник: праздничный, торжественный фонарь, лирический фонарь. Роль фонарей в жизни человека. Фонари – украшение города. Изображение или конструирование формы фонаря из бумаги. Новые понятия – «миниатюрность», «колоссальность»

Знать виды и назначение фонарей; как конструировать фонарь из бумаги.

Уметь придумать свои варианты фонарей для детского праздника, конструировать фонарь из цветной бумаги

Фронтальный опрос


Учебник

01.12

13

Витрины магазинов на улицах

1

Урок - проект

Назначение, варианты дизайна витрин магазинов. Единство стиля оформления витрины и дома, всей улицы

Роль художника в создании витрин. Реклама. Проект оформления витрины любого магазина (по выбору детей). Новые понятия – «эклектика», «коллаж»

Знать оформление витрин по назначению и уровню культуры города.

Уметь отличать разные по назначению и оформлению витрины; составить проект оформления витрины

Групповая работа

Учебник

08.12

14

Удивительный транспорт в городе

1

Урок - фантазия

В создании формы машин тоже участвует художник. Машины разных времен (старинные и современные). Придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных). Новое понятие – «конструктор»

Знать разные виды транспорта.

Уметь изобразить разные виды транспорта; создать панно с аппликацией

Практическая работа


Учебник, презентация

15.12

15

Обобщение темы «Труд художника на улицах города»


1

Обобщение и систематизация знаний.

Урок - выставка

Создание одного или несколько коллективных панно: панорама улицы района из нескольких склеенных в полосу рисунков в виде диорамы. Разместить ограды и фонари, транспорт, фигуры людей, вырезки деревьев и кустов

Знать термины

Уметь анализировать и обсуждать свои работы, распределять задания между собой

Групповая работа. Выставка

Проект города, тест

22.12

Художник и зрелище (11 часов)

16

Художник в цирке

1

Изучение и первичное закрепление знаний.


Костюмы и реквизит актеров цирка

Роль художника в цирке. Образ радостного и таинственного зрелища. Изображение циркового представления и его персонажей

Знать истоки циркового искусства.

Уметь нарисовать арену цирка


Самостоятельная работа

Учебник, презентация

29.12

17

Художник в театре. Театры Липецка

1

Урок - беседа

Вымысел и правда театра. Праздник театра. Декорации и костюмы персонажей. Театр на столе. Создание макета декораций спектакля. Новые понятия – «макет», «декорация», «объёмно-пространственная композиция»

Истоки театрального искусства;

Уметь создать эпизод

театральной сказки; нарисовать арену древнего театра.

Уметь анализировать отличие театра от кинотеатра

Работа в парах, сообщения

Учебник. Музыкальные фрагменты из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка».

12.01

18

Театр на столе

1

Урок - проект

19.01

19

Театр кукол

1

Урок - беседа

История возникновения и развитие кукольного представления. -

Театральные куклы. Театр Петрушки. Перчаточные куклы, тростевые, марионетки. Работа художника над куклой. Персонажи. Образ куклы, ее конструкция и украшение. Создание куклы на уроке. Новые понятия – «кукловождение», «утрированность»

Знать театр кукол как пример видового разнообразия театра.

Знать отличие кукольного театра от других видов театра.

Уметь создать эскиз театральных кукол-персонажей.


Работа в группах


Учебник

26.01

20

Мы – художники кукольного театра

1

Комбинированный

Работа в группах


Учебник

02.02

21

Конструирование сувенирной куклы

1

Урок - фантазия

Создавать сувенирную

Новые понятия – «стилизация», «карнавал»

Знать историю происхождения театральных масок.

Уметь конструировать маску из бумаги

Фронтальный опрос


Учебник

09.02

22

Театральные маски

1

Урок - беседа


16.02

23

Конструирование масок

1

Урок - фантазия

Конструировать выразительные и острохарактерные маски.

Видеть и понимать многообразие видов и форм масок

Работа в парах


Учебник, презентация

02.03

24

Афиша и плакат к спектаклю

1

Изучение и первичное закрепление знаний


Афиша и плакат. Значение афиши. Роль художника рекламиста для успешности спектакля. Образ спектакля, его выражение в афише. Шрифт. Изображение. Взаимосвязь шрифта и изображения. Новые понятия – «афиша», «плакат»

Знать о назначении афиши; различие между плакатом и афишей.

Уметь создать эскиз афиши к спектаклю

Практическая работа

Учебник, презентация

16.03

25

Праздник в городе

1

Урок - проект

День города. Варианты оформления улиц и площадей к празднику. Растяжка, плакат, эстрада, фейерверк

Организация в классе выставки всех работ по теме

Знать термины по ИЗО.

Знать отличие и сходство театра и цирка.

Уметь создать эскиз циркового представления

Фронтальный опрос

Учебник

23.03

26

Школьный карнавал. Обобщение темы «Как художники помогают сделать праздник»

1

Обобщение и систематизация знаний

Выставка


Учебник

30.03

Художник и музей (6 часов)

27

Музей в жизни города

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Музеи нашего города. Крупнейшие художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей, музеи родного города.

Коллекция музея родного города. Новое понятие – «экскурсия»

Знать, что в музеях хранятся лучшие произведения искусства, подлинники авторов.

Знать, из чего состоит интерьер музея; крупнейшие музеи страны.

Уметь изобразить интерьер музея

Сообщение

Презентация, учебник

06.04

28

Картина – особый мир. Экскурсия в краеведческий музей

1

Урок-экскурсия

Экскурсия

13.04

29


Картина-пейзаж. Картина-портрет.

Картина-натюрморт

1


Урок развития умений и навыков

Виды и жанры изобразительного искусства.

Знакомство с жанром пейзажа, портрета,

натюрморта


Знать, что такое картина-пейзаж.

Уметь изобразить пейзаж по представлению

Знать жанр портрета; отличие портрета от автопортрета.

Уметь нарисовать портрет близкого человека

Знать, что такое натюрморт, где можно увидеть натюрморт.

Уметь изобразить

натюрморт по представлению

Фронтальный опрос, самостоятельная работа


Учебник, презентация

20.04


30


Картины исторические и бытовые

Скульптура в музее и на улице

1


Урок формирования умений и навыков


Изображение по представлению исторического события (на тему русской былинной истории или истории средневековья, или изображение своей повседневной жизни: завтрак в семье, мы играем и т.д.)

Памятники, парковая скульптура, скульптура малых форм. Лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры.

Новые понятия – «уличный дизайн», «парковая скульптура»

Знать отличие исторических и бытовых картин.

Уметь изобразить сцену из повседневной жизни людей

Знать, что такое скульптура. Знать разнообразие скульптурных материалов,

Уметь смотреть

на скульптуру Уметь лепить фигуру человека и животного

в движении

Фронтальный опрос, самостоятельная работа


Учебник, презентация

27.04

31

Художественная выставка. Обобщение материала по теме: «Художник и музей».

1

Урок - выставка

Экскурсия по выставке лучших работ за год, праздник искусств со своим собственным сценарием

Знать, что такое выставка.

Уметь подготовить к выставке лучшие работы

Выставка детских работ

Учебник


18.05

32

Тест

1

Обобщение и систематизация знаний


Систематизация знаний

Планирование работы

Тест

Текст теста

25.05

33-35

Резерв

3









16




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса

Автор: Попадьина Юлия Васильевна

Дата: 06.10.2014

Номер свидетельства: 116854

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Рабочая программа "Изобразительное искусство" 5-8 класс ФГОС"
    ["seo_title"] => string(59) "rabochaia_programma_izobrazitelnoe_iskusstvo_5_8_klass_fgos"
    ["file_id"] => string(6) "487929"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1543343264"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Рабочая программа "Изобразительное искусство" для 4 класса "
    ["seo_title"] => string(62) "rabochaia-proghramma-izobrazitiel-noie-iskusstvo-dlia-4-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "128089"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415436031"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Рабочая программа по искусству (9 класс)"
    ["seo_title"] => string(41) "rabochaia-proghramma-po-iskusstvu-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "201380"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1429030580"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Рабочая программа Изобразительное искусство"
    ["seo_title"] => string(46) "rabochaia_programma_izobrazitelnoe_iskusstvo_1"
    ["file_id"] => string(6) "536499"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1579457266"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Тематическое планирование по изобразительному искусству для 2 класса "Школа России" Неменская Л.А."
    ["seo_title"] => string(93) "tiematichieskoieplanirovaniiepoizobrazitielnomuiskusstvudlia2klassashkolarossiiniemienskaiala"
    ["file_id"] => string(6) "332734"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1465138955"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства