Просмотр содержимого документа
«Пути повышения эффективности уроков и активизация мыслительной деятельности учащихся»
Всякая программа, любой эксперимент,
исследования имеют смысл,
если обращены к ребенку,
его индивидуальности и многогранности.
/В. Соловьев/
Пути повышения эффективности уроков и активизация мыслительной деятельности учащихся
Перед современной школой поставлены требования о повышении качества образования и воспитания, обеспечения более высокого научного преподавания каждого предмета. Качества обучения зависит от методической системы обучения, от умения учителя использовать ее таким образом, чтобы она способствовала активизации мыслительной деятельности учащихся, развивать их творческий потенциал.
Перед учителем часто стоит вопрос, и он задумывается над тем, как повысить эффективность уроков, сделать их интенсивными. Волнует также, что не все учащиеся вовлечены в активную учебную деятельность на протяжении всего урока с учетом их возможностей и способностей. Как изменить урок, чтобы каждый мог себя проявить?
Ответы на эти вопросы можно найти применяя новые технологии обучения, в данном случае «Развития критического мышления через чтение и письмо».
Что такое критическое мышление? Это активный и взаимодействующий познавательный процесс, происходящий на всех уровнях, определяющий целенаправленную задачу обучения.
Мышление – это процесс похожий на чтение, умение писать, говорить и слышать. Это деятельный скоординированный сложный процесс, заставляющий думать о чем- то реальном, существующем. Это активный процесс, который побуждает обучаемого, контролировать информацию, исследовать, интегрировать, переосмысливать, адаптировать или опускать информацию.
В таких случаях обучаемый, задает такие вопросы как:
- что это информация значит для меня?
- как я могу использовать эти знания?
- полезна ли эта информация для меня?
- что я думаю об этих идеях?
Критическое мышление приемлемо для любого возраста.
Учащиеся младших классов, особенно 3-4, способны соответствующим образом мыслить, выражать свою точку зрения, ставить и разрешать проблемы.
Теоретический материал взаимодействует с практическим, что позволяет создать творческую активность учащихся на уроке.
В наше время, когда задачей обучения является вооружения учащихся знаниями, умениями и навыками, накопленными человечеством. Но знания тогда ценны, когда они полезны, понятны и могут быть применены практически, творчески, критически. Знания необходимы для того, чтобы помочь учащимся реализовать себя, подготовить их к переменам в будущем, к быстрым изменениям, происходящим в мире. Ведь, из 100% того, что мы знаем на сегодня, составляет 10-15 % необходимых знаний. Учащимся необходимо будет делать свои критические, творческие и результативные умозаключения в том мире информаций с которыми они соприкоснутся. Чтобы хорошо владеть информацией, учащиеся должны иметь практические, мыслительные навыки, которые помогут им выбрать полезную и необходимую информацию, она поможет затем в их практической жизни. Учащиеся должны стать критически мыслящими детьми. Однако, автоматически нельзя стать таковыми. Они должны иметь свой опыт, умение выразить свои личные и полезные мысли. Они должны пройти через систематический процесс критических анализов и умение подойти к своим мыслям критически.
Процесс, который будет сопутствовать им не только в школьной жизни, но и выйдя из стен школы, они смогут мыслить критически и независимо.
Критическое мышление – это результат хорошо спланированного урока, процесс которого благоприятствует развитию критического мышления.
Применение этой технологии позволяет повысить уровень знаний учащихся по познанию мира, особенно в 3-4 классе, так как учащиеся хорошо владеют техникой чтения. Учащиеся младших классов способны соответствующим образом мыслить, выражать свою точку зрения, ставить и разрешать проблемы. Одновременно с развитием мышления развивается внимание, сообразительность ,наблюдательность, речевая способность.
Использование критического мышления через чтение и письмо помогло решить такие задачи, как развитие у учащихся самостоятельности в познавательной деятельности, овладение знаниями, формирование своего мировоззрения и умения применять имеющиеся знания в учение и практической деятельности.