«Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках производственного обучения по профессии «портной»
«Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках производственного обучения по профессии «портной»
Уровень и качество профессионально – педагогической подготовки мастера производственного обучения в значительной мере определяет и качество подготовки учащихся профессиональных училищ – будущих рабочих современного производства.
Одна из важнейших задач профессионально – технических училищ – развивать у учащихся интерес к учению и труду, обучить их приемам учебной и производственной работы, умственной и трудовой деятельности. Решение этой задачи возможно только при условии активизации познавательной и трудовой деятельности учащихся путем внедрения системы эффективных средств и способов побуждения к активному учению и труду.
Активизация познавательной деятельности учащегося без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически не возможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках производственного обучения по профессии «портной» »
37
ГБОУ СПО БТИС
Научно – методическое исследование
ТЕМА: «Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках производственного обучения по профессии «портной»
АВТОР: Михалева М.Л.
БРЯНСК
2013 г.
Введение
Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках производственного обучения.
Психолого-педагогическая характеристика мыслительной деятельности учащихся
Педагогические технологии активного обучения
Принципы технологии активного обучения
Система совершенствования методически активного обучения
Педагогические исследования
Повышение мотивации учения через применение нетрадиционных форм урока
Педагогические исследования на уроках производственного обучения
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Введение
В системе образования России особое положение занимает профессионально – педагогическое образование, обеспечивающее подготовку педагогических кадров для профессионального образования.
Уровень и качество профессионально – педагогической подготовки мастера производственного обучения в значительной мере определяет и качество подготовки учащихся профессиональных училищ – будущих рабочих современного производства.
Одна из важнейших задач профессионально – технических училищ – развивать у учащихся интерес к учению и труду, обучить их приемам учебной и производственной работы, умственной и трудовой деятельности. Решение этой задачи возможно только при условии активизации познавательной и трудовой деятельности учащихся путем внедрения системы эффективных средств и способов побуждения к активному учению и труду.
Активизация познавательной деятельности учащегося без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически не возможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.
Я считаю, что снижение уровня знаний учащихся в большей степени объясняется качеством уроков: шаблоном, однообразием, скукой. Многие преподаватели ищут разные способы «оживления» урока, привлечения учащихся к активной работе, разнообразию форм объяснения нового материала.
Разумеется, ни в коем случае нельзя отказываться от традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания учащихся. Но придать уроку нестандартные, оригинальные приемы необходимо для активизации мыслительной деятельности учащихся. Это не замена старых уроков, а их дополнения и переработка, внесение оживления, разнообразия, которым повышают интерес, способствуя совершенствованию учебного процесса.
На таких уроках учащиеся увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает. Но надо заметить, что в выборе нестандартных уроков нужна мера. Учащиеся привыкают к необычным способам работы, теряют интерес, успеваемость заметно понижается.
Данная проблема остается актуальной на протяжении многих лет. Накоплен опыт, написано множество статей и книг как Российских, так и зарубежных педагогов. Это очень помогает мастеру производственного обучения в осознании цели и задачи, в более рациональном и четком планировании поурочных планов, поиске новых методов и приемов для организации учебного процесса.
1. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках производственного обучения
1.1. Психолого-педагогическая характеристика мыслительной деятельности учащихся
Успешное преподавание не мыслимо без стимулирования активности учеников в процессе обучения. Компонент стимулирования не обязательно следует за организацией. Он может предшествовать ей, может осуществляться одновременно, но может и завершать ее. Педагогикой накоплено многочисленные приемы и способы стимулирования активной учебной деятельности, разработаны специальные методы стимулирования. Стимулирование выполняет задачу – привлечь внимание учащихся к теме, пробудить у них любознательность, любопытство, познавательный интерес. Одновременно необходимо развивать у учащихся чувства долга и ответственности, активизирующие учение. Важно не только удовлетворить потребность в изучении темы в самом начале занятия, раскрывая ее значимость, необычность, но и продумать приемы стимулирования, которые будут использованы по ходу урока и особенно во второй части его, когда наступает естественное утомление.
Под активностью личности в психологии понимается способность человека производить общественно значимые преобразования окружающего, проявляющиеся в общении, совместной деятельности, творчестве. Постоянным побудителем механизма познания является интерес.
Интерес – это мотив, способствующий ориентировки, в какой либо области, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Роль интересов в процессах деятельности велика.
Они заставляют личность активно искать пути и способы удовлетворения возникновения у нее жажды знания и понимания. Удовлетворение интереса не приводит к его угасанию, а, внутренне перестраивая, обогащая и углубляя его, вызывает возникновение новых интересов, отвечающих более высокому уровню познавательной деятельности.
Познавательный интерес формируется и развивается в деятельности. Сильным стимулом познания является удивление. Удивляясь человек как бы стремиться заглянуть вперед. Он находится в состоянии ожидании чего - то нового. Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображению.
Это быстро может наскучить, необходимо менять формы и методы работы на уроке, стараться завлечь его, привлекая к творческой мыслительной деятельности.
После объяснения материала для проверки и закрепления знаний хорошо использовать тестовые задания, в форме игры « ДА-НЕТ».
Тесты заменяют фронтальный опрос, так как учащиеся, отвечая на вопросы, самостоятельно оценивают свои знания.
Урок по теме программы: «Выполнение машинных швов и строчек»
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ: Применение различных форм и методов п/о с целью подготовки уч-ся к активному и сознательному выполнению задания.
ЦЕЛИ УРОКА:
1. Научить уч-ся выполнять декоративно - отделочные швы.
2. Воспитать аккуратность в работе.
3. Развить привычки самоконтроля.
ТИП УРОКА: Урок формирования умений и навыков по выполнению учебно-производственных работ.
МЕТОД ОБУЧЕНИЯ: Рассказ – беседа, показ трудовых приемов и самостоятельная работа уч-ся.
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ УРОКА: м-ны 22, 1022, 97 кл., наглядные пособия, плакаты, карточки – контроля, ткань для выполнения работ.
Ход урока
Организационный момент.
Рапорт дежурного.
Проверка внешнего вида уч-ся и санитарного состояния мастерской.
2. Вводный инструктаж.
Сообщить тему программы.
Сообщить тему урока.
Сообщить цели урока.
Сообщить время на выполнение задания.
Повторение ранее изученного материала проходит в форме игры «ДА-НЕТ»
Виды краевых швов: обтачные, швы вподгибку, окантовочные.
Применяются краевые швы для соединения боковых, плечевых и других срезов деталей изделия
Т.У. на выполнение шва вподгибку с открытым срезом 5 см
Окантовочный шов применяется для отделки срезов деталей и предохранения их от осыпания
Виды обтачных швов: в кант, в рамку, в раскол
Шов в подгибку применяется для подшивания низа изделия
Шов в подгибку бывает трех видов
Окантовочный шов бывает трех видов
Ширина окантовки 5 см.
2. Подвести итоги опроса.
3. Объяснение нового материала.
Рассказать и показать декоративно - отделочные швы.
Назвать область их применения.
Рассказать о Т.У. на выполнение и показать приёмы выполнения шва с кантом.
Рассказать о дефектах и способах их устранения.
Рассказать о применении вытачного шва.
Рассказать о Т.У. на выполнение и показать приемы выполнения вытачного шва.
Рассказать о дефектах и способах их устранения при выполнении вытачного шва.
Рассказать и показать разновидности складок, назвать их назначение.
Рассказать о Т.У. и показать способы выполнения складок:
А) односторонние
Б) встречные
В) бантовые
Г) сложные
- Рассказать о дефектах возникающих при выполнении складок и способы их устранения.
3. Закрепление нового материала.
Назвать декоративно – отделочные швы.
Где они применяются
Т.У. на выполнение шва с кантом
Какие дефекты могут возникнуть при неправильной обработке шва с кантом
Как их можно устранить
Назвать Т.У. на выполнение вытачного шва.
Какие виды складок знаете
Повторить Т.Б. при выполнении машинных и ручных работ.
4.Предложить уч-ся занять свои рабочие места и приступить к выполнению
работы.
3.Текущий инструктаж.
Проверить организацию рабочего места.
Проверить соблюдение правил Т.Б.
Проверить приёмы работы за машиной.
Проверить качество выполнения швов и выставить оценки.
Провести дополнительные и индивидуальные инструктажи.
Подготовить материал для заключительного инструктажа.
4.Заключительный инструктаж.
Подвести итоги работы.
Сообщить оценки.
Отметить лучшие работы.
Разобрать ошибки в работе.
Дать домашнее задание (повторить изученные швы и подготовиться к контрольной работе)
Мастер п/о_____________
Такой вид урока способствует тому, что учащиеся внимательно слушают объяснение нового материала, закрепляют его на выполнении самостоятельной работы, так как перед объяснением говорю, что на следующем уроке мы будем играть в игру.
К.Д. Ушинский писал, что новое неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого, и поэтому для поддержания познавательного интереса важно учить умению в знакомом материале видеть новое.
Интересу познаний содействует также показ новейших достижений науки. Далеко не все в учебном материале может быть интересным. И тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса – сам процесс деятельности.
Путь к нему лежит, прежде всего, через разнообразную работу учащихся организованную в соответствии с особенностью интереса.
Современная дидактика придает большое значение развитию и творческой активности учащихся. Следует поощрять самостоятельные примеры, стремиться к тому, чтобы учащиеся не механически запоминали, а попытались сами найти ответы на выдвигаемые вопросы. Чтобы развивать это ценное качество надо отказаться от чрезмерной опеки, слишком быстрых подсказок представлять возможности самим найти выход из возникающего учебного затруднения.
Во время занятий по производственному обучению очень важно учить ребят доступным приемам рационализации и изобретательства, конструирования и моделирования, усовершенствованию тех или иных производственных процессов, приемом изучения рационализаторской деятельности рабочих во время экскурсий на предприятия.
1.2. Педагогические технологии активного обучения
Творческие способности личности проявляются и развиваются только в процессе творческой деятельности. Педагогическая деятельность состоит из множества разных задач направленных на формирование умения анализировать, развивать логическое мышление и творческую активность учащихся.
Для того чтобы урок стал интересным и наполненным содержательным на начальном этапе обучения, я использую игру.
Учащиеся лучше запоминают сложную терминологию в процессе игры «лото», «кроссворд» (приложение 1).
В процессе накопления учебного материала усложняется и игра. Она становится ролевой. Перед учащимися ставится задача не просто назвать правильно термин, но и применить его в контексте, рассказывая о последовательности обработки шва.
Так, например, учащимся выдаются карточки-задания, в которых отражена конкретная задача.
Более слабому ученику достается карточка с заданием типа:
По данной схеме назвать шов, его применение и ТУ на выполнение.
Ученику со средним уровнем подготовленности поручается на доске среди нарисованных схем швов выбрать лишь те схемы, которые относятся к краевым швам.
Для «сильного» ученика дается задание повышенной сложности. Он должен нарисовать схемы швов относящиеся к краевым швам и назвать их.
Таким образом, процесс усвоения материала происходит от простого к сложному. Обучающие игры являются методом педагогической технологии формирования технического, творческого мышления и направлены на развитие у учащихся различных структур: восприятия, ощущения, памяти, мышления.
Все игры можно подразделить на тренировочные, интеллектуальные и организационно-деятельные. Основная задача всех этих игр научить учащихся самостоятельно принимать решения, искать более реальные пути для достижения цели, активизировать их мыслительную деятельность.
В результате я заметила проявление интереса к освоению навыков выполнения швов и, активность на занятиях активно возросла. Благодаря таким формам обучения я перешла к более серьезным типам урока, таким как: урок-лекция, урок-семинар, урок-беседа, урок-конкурс.
Но такие уроки я провожу, когда учащиеся прошли вводный период производственного обучения и начинают изучать процесс изготовления одежды.
Перед началом такого урока, я группу разбиваю на две команды, так чтобы слабых и сильных учащихся было поровну в каждой из команд. Учащимся перед началом такого урока дается задание по теме урока в виде сообщения. Мастеру отводится роль ведущего. Вот примерный план урока-конкурса (приложение 2).
1.3. Принципы технологий активного обучения
Любая форма работы, любой метод, любая форма урока, выбранная мастером производственного обучения, должна придерживаться принципов технологии активного обучения. А именно:
Принцип научной состоятельности способствует раскрепощению педагога, в результате чего активизируется интуиция педагога и учащегося. Сам процесс подготовки к занятию превращается в творческий.
Принцип органического единства элементов позволяет дать учащимся целостное представление о мире, сформулировать бережное отношение к нему, показать значение экологии окружающей среды.
Принцип целесообразности дает возможность понять сущность процесса обучения как процесса «выращивания» знаний и осознания их учащимися.
Принцип практической направленности позволяет педагогу передать в интегрированной форме то ценное, что приобретено и создано человеком на протяжении многотысячелетнего пути развития.
Принцип многофункциональности. На основе этого принципа создаются реальные условия для повышения эффективности педагогического процесса.
Принцип необходимости и достаточности (в том числе по протяженности, интенсивности, объему, качеству, разнообразию, количеству рассматриваемых элементов и способу их воздействия). Принцип посильности и доступности позволяет наиболее разумно строить процесс обучения и более полно использовать имеющиеся средства.
Все эти принципы ярко видны в построении учащимися «генеалогического дерева». Выстраивая, его ученики видят конечный результат своей деятельности, составляют по - операционную последовательность изготовления изделия или обработку какого-то узла, используя при этом свои знания и терминологию машинных и ручных работ.
Например:
Задание: Запишите в технологической последовательности операции по обработке кармана с клапаном и двумя обтачками.
Эталон:
проверка деталей кроя
наметить место расположение кармана
проложить долевик
обработать клапан
обработать обтачки
притачать обтачки и клапан к полочке
разрезать вход в карман
обработать швы притачивания обтачек
притачать обтачку кармана к срезу нижней обтачки
настрачить подзор на подкладку кармана
притачать подзор ко шву притачивания верхней обтачки
стачать подкладки кармана
ВТО кармана
Такое дерево можно предложить учащимся в готовом виде для выполнения практической работы по пошиву изделия, а можно дать им задание самим составить такое дерево.
При составлении можно использовалось групповое обсуждение, устно излагались технические условия выполнения приемов и операций. Таким образом, можно закрепить технологическую последовательность обработки кармана с клапаном и двумя обтачками. Закреплены новые понятия и по возможности старые.
1.4. Система совершенствования методики активного обучения
Практическая дифференциация обучения реализуется в системе отбора содержания и количества информации по теме в целом и урока в частности. Эту систему составляют:
опережающее задание по теме;
комплекс дидактических средств, к занятию, основой которого является опорный конспект разно-целевого назначения;
оперативное блочное повторение части изучаемого материала;
познавательные задания с проблемными ситуациями для более подготовленных учащихся;
специальные задания для проверки усвоения знаний менее подготовленных учащихся;
зачетные задания, предлагаемые учащимся в начале изучения новой темы для последующей работы.
Дифференциация обучения возможна с помощью активных методов нетрадиционных дидактических средств, которые являются источником знаний, основой формирования умений и навыков производственного обучения и направлена на повышение активизации мыслительной деятельности учащихся. Для этого можно применять:
Оперативное закрепление одного из вопросов темы урока с помощью карточек-заданий.
Фронтальное устное дифференцированное закрепление изученного на уроке, проводимое «сильным» учащимся с менее подготовленным под руководством педагога.
Рецензирование учащимися ответов своих товарищей.
Выполнение письменных оперативно оцениваемых заданий (тестов), проверка их по эталонам.
Комментарии учащихся о производимой операции.
Специфика моего предмета позволяет мне применять на уроках производственного обучения бригадный метод, когда отшивается большое количество изделий одного размера и фасона. Я считаю, что общественная мотивация трудовой деятельности усиливает интерес к работе. Современная наука требует не развитие одной личности, а коллектива. Участвуя в коллективном труде человек, познает не только других, но и себя: кто он есть, какую ценность представляет для окружающих, что он может. Прежде всего, изменяется его отношение к себе, а затем и отношение коллектива, мастера. Как показывает наблюдение учащиеся практически и психологически не готовы к участию в производственном труде. Представление у них о будущей профессии, очень смутное. Важной предпосылкой самовоспитания является адекватная оценка своего соответствия требованиям профессии.
По этому, используя в процессе обучения бригадный метод основная задача состоит в создании микро климата близкого к производственной обстановке в швейном цеху.
Для подготовки к уроку производственного обучения я привлекаю более сильных учащихся, которых знакомлю с предстоящей темой урока. Распределяются задания между учащимися так, чтобы сильные выполняли сложные виды обработки, а слабые выполняли посильную им помощь, продумываются методы контроля, выполнение задания, приема продукции, расстановка учащихся по оборудованию. Урок я начинаю с распределения обязанностей. Затем провожу вводный инструктаж, который можно провести в форме деловой или тренировочной игры, с целью проверки знаний предыдущего урока, затем провожу объяснение нового материала, выдаю задание каждому учащемуся. Затем провожу текущий инструктаж. Учащиеся следят за правильностью выполняемой работы, техникой безопасности, следят за качеством пошиваемой продукции.
На заключительном инструктаже я делаю анализ выполненной работы. Подводятся итоги и выставляются оценки учащимся. Лучшие работы демонстрируются учащимся.
Благодаря всем этим действиям у меня появляется время на индивидуальную работу со слабыми учащимися и контроль, за всем производственным процессом.
При изучении тем я использую работу «по парам». В паре должен быть «сильный» и «слабый» ученики. Такой вид работы можно использовать при повторении пройденного материала. «Сильный» ученик рассказывает материал «слабому», слабый ученик слушает, оценивает ответ, после чего они меняются ролями.
Для решения проблемного задания хорошо использовать групповую форму работы. Работу можно построить в двух направлениях:
Разделить всех учеников на группы по уровню их подготовленности. У всех трех групп задания будут разные по сложности.
Первыми раскрывают решение поставленной проблемы группа учеников со слабым уровнем подготовленности. Ученики двух других групп слушают и оценивают ответ. Затем отвечает следующая группа. Завершают и обобщают ответ ученики с высоким уровнем подготовленности.
Все ученики делятся на группы. В каждой группе по пять человек, из которых один «сильный», один «слабый», остальные со средним уровнем подготовленности.
Для всех групп задание дается одинаковое. Это может быть повторение материала, задание на смекалку, изучение нового материала. Сначала все учащиеся работают коллективно. Затем каждый член группы рассказывает этот материал, один начинает, а следующий продолжает. Завершает работу учащийся с более высоким уровнем подготовленности. Свои ответы они оценивают сообща. Моя функция заключается в контроле качества знаний учащихся. Заслушивая ответ самого слабого учащегося, я могу оценить всех остальных (если учащийся со слабой подготовкой может хорошо рассказать этот материал, значит, вся группа поработала хорошо). Ответившая группа получает усложненный вариант задания, а я проверяю ответы следующей группы. Такая форма работы помогает мне поднять активность и заинтересованность на уроках. При проведении терминологических диктантов, тестов-подстановок, дополнений высказываний, тестов на выполнение алгоритмических действий на этапе контроля я работаю с учениками-консультантами. Два ученика правильно выполнившие задание первыми, собирают работы остальных учащихся и проверяют, оценивая. Критерии оценок оговариваются заранее.
Пример: тест-подстановка.
Задание: Заполните пропуски.
Воротник сложить лицевыми сторонами во внутрь ….. срезы, ….. шириной ….. см.
Затем об ….. шириной шва ….. см., и т.д.
Ключ к заданию.
Уровнять
Обтачать
0,1 см.
0,7 см.
1,0 см.
Задание: Дополните высказывание.
Соединение двух деталей машинной строчкой с последующим вывертыванием на лицевую сторону называется …..
Ключ к заданию: обтачивание.
При проверки навыков обработки и закрепления теоретического задания, я на текущем инструктаже прошу учащихся прокомментировать обработку узла друг у друга. Это позволяет определить степень и качество усвоения учащимися профессиональных знаний.
Использование учебного комментирования создает условие для формирования устойчивой профессиональной направленности. Устный комментарий в группе способствует сосредоточению их внимания на информации, даваемой комментатором, и выявлению допущенных ошибок в работе. Практика показывает, что большое значение имеет проведение взаимного анализа ученических комментариев. Организации я такого вида самостоятельной познавательной деятельности развивает у учащихся наблюдательность, критичность и оперативность в разъяснении сущности выполнения работы. Вскрытые недостатки сразу же корректируются и намечаются пути их устранения.
Комментирование проводится для того, чтобы учащийся-комментатор пояснил, как нужно выполнять отдельные операции.
Коллективное комментирование, сопровождаемого демонстрацией работы, нацеливает всех учащихся на самоанализ результата учебной деятельности в течение учебного занятия.
2. Педагогические исследования
Повышение мотивации учения через применение нетрадиционных форм урока
За последние годы в связи с рядом причин (ухудшение материального обеспечения учебного процесса, снижение уровня жизни населения и др.) произошло резкое снижение интереса к учению. «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться», – писал В. А. Сухомлинский еще в 60-е годы.
Развитие уч-ся понимается не в узком смысле, не как развитие отдельных сторон – внимания, памяти, воображения и т. п., а как общее развитие личности. Развитие ума проявляется не только в усвоении, но и в переработке знаний, в которых участвуют различные виды умственной деятельности – логическое мышление, наблюдательность, различные виды памяти, воображение. Развитие ума связано с развитием воли – умением поставить перед собой цель и мобилизовать себя на достижение ее. Развитие чувств – эстетических, нравственных, интеллектуальных – составляет духовное богатство человека.
В процессе обучения складываются и определяются мотивы деятельности уч-ся, без чего не мыслится общее развитие личности.
Одной из главных задач развития личности в процессе обучения является формирование творческой и познавательной активности учащихся. Мастер должен стремиться создать такую обстановку на уроке, чтобы возникла положительная мотивация учебной деятельности.
В связи с этим возникла необходимость поиска новых форм и методов работы, которые позволили бы решить данную проблему.
Положительно изменить многое в отношении детей и подростков к учению может творческий подход к подготовке и проведению уроков, а именно использование нетрадиционных форм урока. Они способствуют активизации учащихся, развивают интерес к учебе, побуждают к приобретению знаний. Если детям интересно учиться, им нравится предмет изучения или механизм обучения, познавательная деятельность будет протекать успешно.
Умелое применение нетрадиционных форм урока интенсифицирует процесс формирования личности школьника, позволяет не только побуждать к активной учебной деятельности, но и воздействовать на ее мотивационно-потребностную сферу.
В педагогической практике действует уже более трех десятков видов нетрадиционных уроков: урок-путешествие, урок-исследование, урок-диспут, урок-игра, урок-конференция, урок-консультация и другие. Они увлекают учащихся своей необычностью проведения, приносят радость и удовлетворение как мастеру, так и уч-ся, расширяют кругозор, развивают зоркость, наблюдательность и смекалку.
Решение проблемы мотивации учения, я осуществляю по следующим направлениям:
Разрабатываю систему нетрадиционных форм урока.
Использую игровые технологии при решении воспитательных задач. Стремлюсь создать условия для самовыражения и саморазвития каждого ребенка.
Повышаю эффективность формирования и контроля умений и навыков учащихся.
Постоянно совершенствую свой профессиональный уровень.
Данный опыт позволяет мне эффективно применять внутреннюю индивидуализацию учебной работы. В классе индивидуализация происходит во всех формах урочной работы: фронтальной, групповой, индивидуальной. При использовании мной нетрадиционных форм урока учащийся находится в более благоприятных комфортных условиях в отношении возможности действовать в соответствии со своей индивидуальностью. Учащиеся высказывают свои мнения, активнее участвуют в решении учебных задач. Кроме того, нетрадиционные формы урока не ограничиваются рамками одного предмета. Возможности их использования огромны.
В своей работе я использую нетрадиционный урок - урок-конкурс.
Урок – конкурс обычно провожу с использованием наглядных плакатов. Группу делю на 2 команды, которые поэтапно выполняют предложенные задания. Наглядность учебных заданий позволяет уч-ся быстро настроиться на работу, а состязательность возбуждает энергию и желание выполнить задания, принести очки своей команде и победить. В ходе урока большую роль играет чувство товарищества, стремление быть первым, не подвести товарищей по игре.
Урок начинаю с инструктажа: знакомлю учеников с заданием, «проигрываю» наиболее трудные места выполнением похожего задания. Затем составляю команды, которые сами себе выбирают капитанов. На доске записываю названия команд и в ходе игры отмечаю набранные очки.
Однако не следует преувеличивать образовательного значения дидактических игр, так как они не могут быть источником систематических и прочных знаний. Дидактические игры хороши в системе с другими формами обучения, использование которых должно в конечном итоге преследовать следующие цели: мастер должен дать учащимся знания, соответствующие современному уровню развития науки; он должен их научить приобретать знания самостоятельно.
Воплощение нетрадиционных форм уроков в практику работы привело к следующим положительным результатам:
учащиеся стали более инициативными и активными на уроках;
у учеников вырос интерес;
увеличилось число хорошистов;
улучшилось качество знаний детей.
2.2. Педагогические исследования на уроках производственного обучения
Для того чтобы проверить насколько эффективно применение на уроках производственного обучения нетрадиционных форм обучения, было проведено педагогическое исследование.
Исследование была проведено в группе ПУ-22 (уч-ся после 9 класса), где обучается 15 уч-ся.
На обычных уроках и уроках нетрадиционных форм были проведены наблюдения и с помощью анкетирования были получены результаты.
Уч-ся была предложена анкета с вопросами, на которые они отвечали да или нет. Полученные результаты представлены в следующей таблице.
№п/п
ФИО
Понравился ли вам урок
Нравятся ли вам уроки п/о
Сможете самостоятельно выполнить операцию изучаемую на уроке
Обычный урок
Урок-конкурс
Обычный урок
Урок-конкурс
Обычный урок
Урок-конкурс
да
да
нет
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
нет
да
да
да
да
да
да
да
да
да
нет
да
да
да
нет
да
нет
да
да
да
да
да
да
да
да
да
нет
да
да
да
нет
да
нет
нет
нет
да
да
да
да
да
да
да
нет
нет
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
нет
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
Все данные мы занесем в сводную таблицу
ФИО
Понравился ли вам урок
Нравятся ли вам уроки п/о
Сможете самостоятельно выполнить операцию изучаемую на уроке
Обычный урок
Урок-конкурс
Обычный урок
Урок-конкурс
Обычный урок
Урок-конкурс
да
11
15
11
14
12
14
нет
4
0
4
1
3
1
Из таблицы мы видим, что применение нетрадиционных уроков нравится уч-ся. У них проявляется заинтересованность, активность, переживания друг за друга и др.
Для измерения времени активности используем следующую методику. Время активности группы составляет 100%. Для расчета времени активности используем формулу:
Процент времени активности = (А1*(100% - Х1%)/100%+А2*(100%-Х2%)/100% +….+Аh*(100%-Хh%)/100%)*100%/К
А1, А2, Аh – количество уч-ся в группе
Х1, Х2, Хh – процент времени, который группа уч-ся отвлекается от урока
К – всего уч-ся в группе
Обычно, на традиционных уроках производственного обучения 2 уч-ся из группы около 10% времени тратят на различные разговоры, не относящиеся к уроку. Три уч-ся пассивно относятся к занятиям и около 50% своего времени на уроке выступают наблюдателями.
Во время нетрадиционного урока лишь одна уч-ся 20% времени наблюдала за тем, кто, что выполняет на уроке.
Процент времени активности нетрадиционных уроков =99,16
(1*(100-20)/100+14)*100/15=99,16
Активность группы
В ходе проведения педагогических исследований было установлено, что эффективное применение нетрадиционных уроков вызывает повышенный интерес, творческую активность, а также способствует повышению качества знаний, умений и навыков.
Производственное обучение требует самоорганизации учащихся и педагогического руководства этим процессом. Главное на уроке производственного обучения - проба учащимися своих сил в общественно-полезном и производительном труде, у учащихся развиваются такие качества, как трудолюбие и дисциплинированность, упорство и настойчивость, творческая инициатива и самостоятельность.
3. Заключение
Применение системы методов и средств обучения меняет традиционность занятия, требует соблюдения основных элементов методики, в число которых входит подготовка учащихся к активному восприятию учебного материала, постановка вопросов и творческих заданий, проведение различных форм закрепления. Такой подход интенсифицирует труд учителя и учащегося, увеличивает возможности педагога, как организатора, воспитателя, наставника. Освобождает его на занятиях от большого объема чисто технической работы увеличивая время для творческой деятельности.
И так технология активного обучения требует активной подготовки к уроку однако затраты усилий окупаются более высокой эффективностью занятий, увеличивают творческий потенциал преподавателя и повышают интерес учащегося к учебе.
Обобщив результаты работы по данной теме, я пришла к следующим выводам.
Нетрадиционное обучение обладает рядом достоинств:
при правильной его организации способствует развитию умственных сил учащихся, самостоятельности, развитию творческого мышления;
обеспечивает и более прочное усвоение знаний;
развивает аналитическое мышление (проводится анализ условий, оценка возможных вариантов решений), логическое мышление (требует доказательств правильности выбираемого решения, аргументации).
Список используемой литературы.
Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов под редакцией Ю.К. Бабанский, М. 1988
Общая психология: Учебник для студентов под редакцией А.В. Петровского, М. 1986
Ш.А. Амонашвили «Здравствуйте дети», 1983
Пути повышения эффективности уроков, по специальным предметам в средних профтехучилищах. Под редакцией Н.Н. Волкова, 1985
Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии обучения. 1996
Ж. «Педагогический вестник» №-8, 1995г. ст. М. Поршнова «Нестандартные уроки».
Ж. «Профессионал» №-6, 1991г. ст. А. Макарова «Бригада начинается в училище»
П Р И Л О Ж Е Н И Е
Приложение 1
КРОССВОРД
По вертикали
ширина шва втачивания рукава
инструменты для выполнения ручных работ
со стороны какой детали вметываются рукава
По вертикали
при вметывании рукава окат сместился в сторону спинки, рукав смотрит
соединить рукава с проймой – назвать термин
инструмент для ручных работ
со стороны чего обметывается пройма изделия
ОТВЕТЫ
По горизонтали
сантиметр
игла
рукава
По вертикали
вметать
втачать
ножницы
проймы
3
3
2
1
4
1
2
Приложение 2
Тема программы № 6 " Изготовление изделий одежды "
Тема урока: "Окончательная отделка и влажно-тепловая обработка готовых брюк. Контроль качества готового изделия".
Методическая цель: Формирование практических необходимых знаний и умений при рациональном использовании приемов мышления и деятельности.
Цели урока: 1. Совершенствовать умения, навыки по выполнению основных технологических и трудовых приемов окончательной отделки и влажно-тепловая обработка
готовых брюк, производить контроль качества готовой
Тип урока : Урок контроля и проверки уровня сформированности профессиональных знаний и умений.
Материально-техническое оснащение урока:
Инструменты и приспособления личного пользования.
Утюжильное оборудование: утюги, гладильные столы, колодки и подушки для влажно-тепловых работ, проутюжельники.
Изделие для выполнения задания.
Эталон готовых брюк.
Машина 25 кл. ПМЗ.
Стенд "Сегодня на уроке".
Письменно-инструкционная документация:
Тестовые задания второго уровня по теме: "Изготовление брюк"
Кроссворд
Плакат "Детали кроя брюк"
Схемы влажно-тепловой обработки передних и задних половинок брюк.
Образец обработки бокового кармана в брюках в последовательности.
Инструкционная карта "Окончательная отделка и влажно-тепловая обработка брюк"
Плакат "Методы измерения"
Карта дефектов.
1. Организационная часть
Рапорт дежурного.
Проверка внешнего вида учащихся и санитарного состояния мастерской, в соответствии с безопасными условиями труда я требованиями эстетики.
П. Вводный инструктаж
Я вижу группа и мастерская готовы к занятиям и мы можем начать наш урок.
В этом полугодии вы завершаете работу над темой программы № б "Изготовление изделий одежды" и с каждым днем обучения ваш профессиональный рост становится выше. Поэтому мы сегодня проведем несколько необычный урок.
Тема этого урока; "Окончательная отделка и влажно-тепловая обработка готовых брюк. Контроль качества готового изделия".
Перед Вами сегодня стоит задача объединить ранее изученные приемы и операции в единый процесс. Уметь произвести контроль качества готового изделия.
Сегодня мы проведем урок - конкурс.
Весь урок будет разбит на этапы.
1 этап - повторение ранее изученного материала.
П этап - изложение нового материала.
Ш этап - выполнение индивидуальных работ.
1У этап - подведение итогов урока-конкурса и вашей работы.
Каждый этап будет оцениваться по 5-ти бальной системе.
Конкурс - это небольшое соревнование, поэтому нам необходимо разделиться на 2 команды. Я предлагаю, учащихся, которые сидят по правую руку будет команда
"Игла" Их девиз - "Тонка, длинна, одноуха, остра, всему миру красна".А те, что с левой стороны команда "Наперсток" Девиз - "Ни шьет, ни порет".
Командам надо выбрать капитанов команд. Команда "Игла" ваши предложения.
- учащаяся
Команда "Наперсток"
- учащаяся __________________
Капитанов прошу взять эмблемы и занять места во главе своих команд.
Итак, 1 этап - это повторение ранее изученного материала.
Прошу по одному желающему от каждой команды проверить свою память. Подойти ко мне и получить на выбор тестовое задание. Время на подготовку - 7 минут.
- Тесты по брюкам.
Изготовление брюк.
Обработка заднего кармана.
Еще двое желающих для работы у доски, предлагаю разгадать кроссворд. – на доске нарисован кроссворд по теме "Изготовление брюк".
Пока учащиеся готовят ответы на задания, прошу вас ответить на вопросы (командам по очереди задаю вопросы). Начнем с команды "Игла"
Назовите основные детали кроя брюк с указанием нити основы (Плакат "Детали кроя брюк").
Назовите срезы задней и передней половинок брюк.
Назовите технологическую последовательность обработки брюк.
Показать и прокомментировать трудовые приемы влажно-тепловой обработки на передней и задней половинках брюк (схема влажно- тепловой обработки передней и задней половинок брюк, детали кроя).
Назовите детали кроя, необходимые для обработки кармана на передних половинках брюк (плакат "Детали кроя кармана").
Назвать технологическую последовательность обработки кармана на передних половинках брюк (образец в последовательности).
Назовите ТУ на подгибку низа брюк.
От чего зависит длина входа в карман?
9. Какой шов в брюках стачивают двойной машинной строчкой и почему? 10.Для чего нужны шлевки в брюках?
На этом наш опрос окончен. Ответы по тестовым заданиям прошу сдать для проверки.
А теперь мы выслушаем ответ у доски (учащиеся читают вопрос кроссворда и оглашают ответ).
Послушаем экспресс-сообщение об инструменте "Наперсток".
Итак, подвожу итоги опроса. При повторении ранее изученного материала вы проявили хорошие знания, активность, умение технологически мыслить.
Оценки за устные ответы и ответы по тестовым заданиям вам будут сообщены на заключительном инструктаже, так как в процессе вам предстоит ответить еще наряд вопросов.
Теперь мы с вами приступаем ко П этапу конкурса.
П этап - изложение темы урока.
Так как вы сегодня будете выполнять окончательную отделку, влажно-тепловую обработку готовых брюк и производить контроль качества готового изделия - наш сегодняшний урок является уроком контроля и проверки уровней сформированности ваших профессиональных знаний, умений и навыков.
Для этого нам необходимо вспомнить и повторить некоторые вопросы по теме нашего урока. Напоминаю тема нашего урока: "Окончательная отделка, влажно-тепловая обработка готовых брюк. Контроль качества готового изделия".
В работе с заказами вы не раз выполняли окончательную отделку и влажно-тепловую обработку изделия и знаете, что окончательная отделка включает в себя следующие операции:
1. Выметывание петли на поясе брюк. Вопрос команде "Игла" - Назовите виды петель.
"Наперсток" - Назвать оборудование, на котором выполняются петли.
А так как вы не раз сами намечали место расположения петли на поясе юбке к Вам вопросы:
"Игла" - Показать и рассказать технические условия на размеловку
месторасположения петли? "Наперсток" - От чего зависит длина петли?
2. Чистка и удаление производственного мусора
"Игла" - Для чего необходима чистка изделия и удаление производственного мусора.
При обрезании ниток необходимо быть очень внимательным, чтобы не порезать готовое изделие и не забывайте, что вы несете материальную ответственность.
3. Влажно-тепловая обработка брюк.
"Наперсток" - Показать и прокомментировать окончательную влажно-тепловую обработку брюк.
При работе с утюгом на забывайте о том, что для различных видов тканей, необходима определенная температура нагрева утюга. Чтобы не было опалов и не спалить изделие.
4. Пришивание пуговиц на поясе брюк.
"Игла" - Технические условия на пришивание пуговиц
5. а) Маркировка изделия
б) Контроль качества
в) Сдача готовых брюк контролеру ОТК.
"Наперсток" - Для чего необходимо на изделие прикреплять паспорт заказа.
Мастер рассказывает и показывает на плакате "Методы измерения" контрольные линии, рассказывает о сдаче готовой продукции.
Итак, мы с Вами рассмотрели окончательную отделку и влажно-тепловую обработку готовых брюк, произвели контроль качества готового изделия.
И прежде чем приступить к практическим занятиям, нам необходимо вспомнить ОТ на производстве.
Предлагаю капитанам команд ответить на психологический "Тест-опрос" по ОТ.
- Тест - опрос
1. При окончании ручных работ иглу нужно:
а) положить на стол
б) воткнуть в подушечку для игл
в) воткнуть в одежду
2. Что необходимо сделать, если утюг перегрелся:
а) опустить в ведро с водой
б) отключить и оставить на подставке остывать
в) полить водой на подошву утюга
3. При работе на машине у Вас сломалась игла:
а) выключить машину и заменить иглу
б) не выключая машину сменить иглу
в) оставить иглу, продолжать шить
4. Если Вас попросили передать ножницы Вы:
а) бросите через стол
б) передадите лезвиями вперед
в) передадите кольцами вперед
5. На рабочем месте ножницы должны лежать:
а) с закрытыми лезвиями
б) с раскрытыми лезвиями
в) раскрытыми лезвиями на изделии
6. У Вас закончились нитки, пустую бобину Вы:
а) бросите на пол
б) оставите на столе
в) уберете в специальную коробку
Отличные знания правил ОТ и особенно их соблюдение обеспечат Вам хорошее качество и безопасный труд.
Работая в мастерской, не забывайте о бережном отношении к оборудованию и имуществу, экономьте электроэнергию.
Выполнив утюжельные работы - отключите утюг.
Уходя с машинки - отключите ее.
В обеденный перерыв выключи свет.
Послушаем экспресс-сообщение об инструменте "Игла"
Хочу обратить ваше внимание на весь дидактический материал, который будет помогать вам в процессе работы.
Готовое изделие, что дает вам представление о конечном итоге вашей работы.
Алгоритм по теме: "Окончательная отделка брюк"
Карта- дефектов
Схема измерение брюк.
Приступая к самостоятельной работе, помните, что изделия, которые вы сегодня изготовите, будут носить незнакомые вам люди или же Ваши родные. Во многом от вас зависит, как будет чувствовать себя человек в сшитой вами вещи, а ваше мастерство должно радовать их, что принесет вам чувство удовлетворение, гордость за свою работу.
Наше дело трудное порою
Наше счастье - жить такой судьбою.
И если нет вопросов, вы можете начать работу над своим изделием.
Ш- Текущий инструктаж (целевые обходы) - Ш этап конкурса
проверить организацию начала работы
проверить организацию рабочих мест
провести индивидуальные и дополнительные инструктажи
проверить соблюдение правил ОТ
проверить правильность выполнения трудовых приемов
проверить качество работ и выставить оценки
1У. Заключительный инструктаж
Подвести учебно-производственный итог рабочего дня
Сообщить оценки за работу на уроке
- Отметить учащихся, показавших хорошее качество и высокую производительность труда
Разобрать наиболее характерные недочеты и ошибки в работе учащихся