Многие родители младших школьников сталкиваются со специфическими ошибками у своих детей - пропуски букв, слогов. Эти ошибки могут быть обусловлены различными причинами
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Пропуски букв у младших школьников»
Пропуски букв у младших школьников
Многие родители младших школьников сталкиваются со специфическими ошибками у своих детей - пропуски букв, слогов. Эти ошибки могут быть обусловлены различными причинами:
- несформированность звукопроизношения и звукоразличения (фонетико-фонематические нарушения)
Если ребёнок не произносит звук, пропускает его при произнесении слова, он может пропускать и букву, обозначающую данный звук при письме.
- несформированность слогового, звукового анализа и синтеза
Это умение определить последовательность, место и количество слогов и звуков в слове (анализ); умение составлять слова из слогов, звуков, букв (синтез). Чтобы написать слово, ребенку необходимо определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука; соотнести выделенный звук с определенным образом буквы; написать букву.
- несформированность слоговой структуры слова
При затруднениях произносить слова со сложной слоговой структурой типа баскетбол, аквалангист, регулировщик, шестнадцати-этажный, экскурсовод и т.д., школьнику трудно определить и запомнить последовательность звуков и слогов в слове. Это приводит к трудности проанализировать слово и, следовательно, неправильной его записи с вероятными перестановками, пропусками букв, слогов.
- несформированность графомоторного навыка
Письмо на начальном этапе является, прежде всего, моторным (двигательным) актом. И для автоматизации навыка многим нужно больше времени, чем даёт школьная программа. Такие дети часто не успевают писать в одном темпе со всем классом.
- низкий уровень внимания
У ребенка рассеянное внимание, он несобран, легко отвлекается.
- низкий уровень самоконтроля, произвольности и саморегуляции
Чтобы организовать свою деятельность эффективно, ребенок должен овладеть рядом специфических приемов. Если они не сформированы, школьник не сможет успешно справляться с учебными заданиями. Недостаточное умение планировать свои действия не позволяет школьнику выработать определенную последователь-ность выполнения задания.
Низкий уровень произвольности и саморегуляции мешает ребенку управлять собственной деятельностью. Ему сложно подчинять свои желания требованию «надо»: сосредотачивать внимание, запоминать информацию, в нужной ситуации прилагать волевое усилие для выполнения неинтересных заданий.
- различные физиологические проблемы
Если ребёнок соматически ослаблен, он быстро утомляется, концентрация внимания падает; рассеянность может быть обусловлена каким-то заболеванием, нарушением мозговой деятельности, может быть, что не все зоны мозга достаточно созрели, ведь все мы развиваемся по-разному.
Что же делать родителям для того, чтобы помочь своему ребенку? Заниматься с ним, используя следующие игры и упражнения.
Основные направления работы при коррекции пропуска букв:
- развивать слоговой и звукобуквенный анализ и синтез
1.Подсчёт слогов и звуков в слове.
Попросите ребёнка:
●
произнести слово по слогам
●
выделить гласный в каждом слоге
●
назвать все гласные/согласные по порядку
●
последовательно перечислить все звуки слова
Сначала для выполнения этого упражнения предлагайте слова, содержащие гласные звуки: [а], [о], [ы], [и], [у] и любые согласные.
Двигаемся от простого к сложному:
- односложные слова, типа кит, дом, лук, крот, рот, мак, стул;
- четырёхсложные слова, типа сарафаны, крокодилы, барабаны и т.д.
2. Назвать порядковый номер звука.
Можно задать два вида вопросов:
●
Какой по счёту звук «т» в слове каток?
●
Назови третий по счёту звук в слове каток.
Для усложнения задания можно задавать такие вопросы:
●
Какой звук идёт после звука «а» в слове каток?
●
Какой звук идёт перед звуком «о» в слове каток?
●
Какой звук идёт между звуком «а» и звуком «о» в слове каток?
3. Придумывание слов с заданным звуком, с заданным звуком в заданном месте (в начале, середине или конце слова).
Например, придумай слово со звуком «ш» в середине (кошка).
4.Придумывание слов с заданной характеристикой.
Например, придумай слово, чтобы первый звук в слове был согласный, глухой, мягкий (пять).
5. Схемы слов.
●
выкладываем звуковые схемы слова с помощью красных, синих и зелёных квадратов;
●
подбираем слова к заданной схеме
6.Пишем буквы разным цветом.
Можно использовать следующие методы:
●
запись только гласных/согласных букв слова;
●
запись гласных красной ручкой;
●
запись слов тремя ручками (гласные – красной, твёрдые согласные – синей, мягкие согласные – зеленой).
7. Назови слог.
Например, назови первый (второй, третий…) слог в слове ракета.
8. Составление слов из слогов (выполняется устно).
Например, первый слог в слове – кар, третий – на, второй – ти. Назови слово (картина).
9. Игра в слова с мячом.
Один игрок говорит слово, другой должен продолжить, называя слово на предпоследнюю букву, на вторую, на третью с конца и т.п. Упражнение универсально тем, что в него могут играть от двух человек до целой группы, «перекидывая мяч».
10. Считаем буквы.
Мысленно представляем слова с одинаковым количеством букв, написанные в столбик. Удерживая представление в голове, называем определенную букву по счету во всех словах. Например, слова: дым, луг.
Ребенок представляет их написание в столбик и называет те буквы, номер которых ему говорят. Вторая буква – ы, у, третья – м, г и т.д. Слов может быть 2–4, букв в словах – 3–7. Такое задание формирует умение мысленно видеть и «писать» слова, запоминать слова, концентрировать внимание, удерживать буквенную структуру слова в голове.
11. «Шифровщик».
Могут быть разные варианты «шифровки»:
●
слова, предложения записываем только гласными буквами;
●
слова, предложения записываем только согласными буквами;
●
слова, предложения записываем только согласными буквами, а гласные обозначаем точками.
●
согласные и ударные гласные пишем, вместо безударных гласных ставим точки. Подобное упражнение не только развивает внимание, но и способствует выработке орфографической зоркости.
12. Слово «наоборот».
Вы произносите слово, начиная с последнего звука, а ребенок говорит слово, начиная с первого звука.
Например, анул – луна, трок – крот.
Чтобы произнести слово правильно, то есть перевернуть его, надо назвать все звуки в нужной последовательности, не пропуская ни одного. Слова для игры в перевертыши не должны содержать букв: е, ё, я, ю.
Начинайте игру с трех или четырех букв в словах, а по мере становления навыка, переворачивайте слова из семи, восьми и более букв: лидокорк, акжонокорос, нофотингам и т.д.
13. «Алфавит».
Эта игра не только формирует образ слова и закрепляет образ буквы, но и расширяет лексический запас, способствует отработке орфографических правил, учит планировать ходы и запоминать шаги противника. Кроме того, она чрезвычайно азартна. В игре могут участвовать от 2 до 6 игроков.
Для игры потребуются 33 карточки с буквами русского алфавита.
Вариант игры с участием 2 человек. Для первого тура раздается по 8 карточек букв. Первым ход делает тот игрок, у которого есть буква «а». Если буква не выпала никому, значит, первый ход полагается игроку с самой первой из имеющихся букв. Выкладывается любая буква, на которую начинаются слова в русском языке, называется любое слово на эту букву (любой части речи в любой форме). Противник должен среди своих букв найти одну из названного слова, положить ее сверху и назвать слово, начинающееся теперь уже на его букву. Если буквы у игрока нет, он пропускает ход, и тогда названное слово «возвращается» к первому игроку, теперь он сам должен найти у себя букву. Если буквы нет ни у одного из игроков, сыгранные карточки откладываются, произносится слово «сыграно» и первый ход делает тот, кто пропустил предыдущий. Если игрок выкладывает «ъ» или «ь», а также букву «ы», то есть такие буквы, на которые слова не начинаются, то произносится слово «сыграно», отыгранные карточки откладываются в сторону, а игрок, использовавший «ъ», «ь» и «ы», делает новый ход с любой буквы. В первом туре выигрывает тот, кто первым выложил свои карточки. Для второго тура опять раздается по 8 карточек, одна карточка остается запасной. Ее можно взять в любой момент игры, но нельзя положить обратно. Тот, кто первым выложил карточки, выигрывает во втором туре. Таким образом, в игре может быть абсолютный победитель (счет 2:0) или ничья (счет 1:1).
При участии большего количества игроков игра проходит в один тур. Если играют трое, раздается по 10 карточек, 3 карточки остаются запасными. Если играют четверо, раздается по 8 карточек, 1 карточка – запасная. Если играют пятеро игроков – раздается по 6 карточек, 3 карточки запасные. Если играют шесть человек, каждый получит по 5 карточек, 3 карточки останутся запасными. Ходы делаются по тем же правилам по кругу. Первый выложивший все свои карточки становится победителем, остальные продолжают игру, чтобы выявить одного проигравшего.
Игру можно усложнить, при этом выложенная буква может быть второй, третьей или последней в слове.
- развивать внимание
1. Найди буквы (слова).
Нужно найти заданные буквы или слова среди лишних букв:
- подчеркни все буквы «а» и зачеркни все буквы «о»;
- найди слова и подчеркни слова, обозначающие предметы – одной чертой, слова, обозначающие действия предметов – двумя чертами.
- чтение и запись склеенных предложений (без использования лишних букв)
Проворонилаворонаворонёнка. - чтение и запись склеенных предложений (с использованием лишних букв)
Проворонилаирнворонатирнворонёнка. Затем записываем правильный вариант с пропусками между словами и без лишних букв.
2. Спиши буквы.
Нужно списать ряд хаотично стоящих букв.
НТЩАКТЖВХИ
3.Чтение с использование алфавита.
– Отгадай слова, заменяя каждую букву другой, той, которая стоит после записанной буквы.
Например, ЛТФЯ – муха.
Можно использовать предыдущую букву.
4.Чтение и запись слов и предложений, записанных наоборот.
Например, Ахум -муха Екрап в юялуг я. Сложность постепенно увеличиваем.
5.«Арабское» письмо.
Письмо слов с правой стороны строчки справа налево (слова пишутся наоборот), то есть при чтении (слева направо) они читаются нормально. Например, предложение - В океане живет необычная рыба – рыба - ёж, написанное «по-арабски», выглядит так:
же-абыр – абыр яанчыбоен тёвиж енаеко В.
Упражнение дает хорошие результаты в тех случаях, когда ребенок переставляет буквы и недописывает слова.
6.Анаграммы. Можно переставлять как буквы, так и слоги. Решение анаграмм развивает не только внимание, но и аналитическое мышление. Начинайте решать анаграммы, состоящие из малого количества букв: 3 или 4, потом переходите к более сложным.
Можно зашифровывать термины, словарные слова, которые ребенку необходимо запомнить, или слова, в которых он делает ошибки. 7.Поиск пропущенных цифр.
5 10 19 3 8 1 16 13 4 15 20 7 12 2 9 17
Задание: в таблице записаны числа от 1 до 20, но клеточек только 16, найди, какие числа пропущены.
Чтобы усложнить задание, можно увеличить количество чисел в таблице, например, довести до 36. Тогда вы нарисуете таблицу 6 на 6 и запишите числа от 1 до 40, пропустив 4 числа. 8.Удерживая в уме ряд слов или чисел, записывать их в определенной последовательности, следуя инструкции.
- ряд слов: чашка, машина, клён, медведица.
Задание: запиши сначала слово из 4 слогов, затем из 2 слогов, из 1 слога, из 3 слогов.
- ряд чисел: 6,8,12.
Задание: запиши сначала число, которое делится и на 2, и на 3, и на 4; затем число, которое делится только на 2 и на 3, потом число, которое делится и на 2, и на 4.
Главное условие – удерживать в памяти ряд слов или чисел, нигде его не записывая, и выполнять с ним определенные действия.
Попробуйте поиграть в эти игры, изменяйте и усложняйте их, в зависимости от возраста и потребностей ребенка, и помните, чтобы произошли позитивные изменения и ваш ребенок стал более внимательным, нужно время и настойчивость, и успех не за горами.
Желательно менять вид деятельность через каждые 10-15 минут, т.к. концентрация внимания падает, давать ребёнку отдохнуть, подвигаться и заниматься не более часа.
- развивать навык самоконтроля и саморегуляции
1. Сохрани слово в секрете.
Инструкция ребенку: «Я говорю слова, а ты повторяешь за мной все слова, кроме слов из двух слогов. Эти слова (из двух слогов) – наш секрет. Ты их не повторяешь».
Главное в этом упражнении долгое время в процессе работы удерживать в памяти правило.
Когда ребенок хорошо справляется с одним правилом, используйте два правила одновременно.
Например, нельзя повторять слова из двух слогов и слова, которые начинаются на гласную.
Правила могут быть любыми. Эту игру можно использовать, отрабатывая материал по любому школьному предмету. Играть можно, где угодно, дома, в транспорте, на улице, по дороге в школу. 2. Спрячь букву.
Инструкция ребенку: « За буквой «а» охотится буквоешка. Спаси ее перепиши текст, а вместо букв «а» ставь точки» Текст: « Наступила ранняя весна.» В тетради получится: «Н.ступил. р.нняя весн. .» Для более взрослых детей хорошо такое упражнение. Вместо безударных гласных ставить точки, а все ударные гласные писать. Это упражнение будет так же способствовать тренировке грамотности, так как безударные гласные можно будет после записи проверить и вставить другим цветом.
3.Загадочное превращение.
Инструкция ребенку: «Ты волшебник. Сейчас ты будешь превращать буквы. Читай слоги и меняй (превращай) букву «о» на букву «и».
Можно давать другие задания: «Произноси вслух каждое последнее слово в предложении» или «Произноси вслух только те слова, где есть буква «к».
Используя эти и подобные упражнения, можно существенно повысить уровень самоконтроля и саморегуляции ребенка, а также отработать некоторые грамматические навыки, такие, как деление на слоги, постановка ударения, гласные и согласные звуки и буквы, способы проверки разных орфограмм.
Тренировать навыки самоконтроля можно при выполнении самых обычных повседневных дел. Например, совершая покупки вместе с ребенком в магазине или собирая портфель в школу.
Как только ребенок научиться контролировать себя и свои действия самостоятельно, его успехи в школе станут гораздо лучше.
Эти простые и увлекательные игры и задания можно применять при любом уровне языкового развития ребенка, при работе в классе и дома, при занятиях с группами и индивидуально. Их применение эффективно для устранения элементов дисграфии: при постоянном пропуске букв, их недописывании, перестановке букв и слогов, в общем, в тех случаях, когда родители и учителя говорят о «глупых» ошибках.