Просмотр содержимого документа
«Проект "Сказки Байкала"»
Тема: «Сказки об озере Байкал»
Автор работы:
Гаськов Дмитрий
ученик 3-го класса
школы-интернат № 23
руководитель
учитель Брагина
Светлана Дмитриевна
г. Слюдянка
2010 год
Содержание:
Введение ……….…………..…………….. 3
Основная часть:
а) обзор литературы………………………3-4
б) сказки о Байкале…….………………….4-5
в) результаты исследования.…………..5-6
Выводы и предложения ……………….......7
Используемая литература ….……………. 8
Цель наблюдения:
изучить и познакомиться с уникальными сказками об озере Байкал
выяснить с помощью друзей и родителей возникновение легенд и сказок о Байкале
Задачи:
научиться различать виды сказок
увидеть национальные особенности в сказках
Сказка – это вымышленная история, которая рассказывает о героях, например, феях, ведьмах, великанах, говорящих животных, волшебстве, предполагает неправдоподобные события. Сказки должны заканчиваться счастливо, хотя и не всегда. В давние времена сказки рассказывались или разыгрывались в ролях, передавались устно от поколения к поколению. Сказки появились более двух тысяч лет назад. Самые старые письменные сказки происходят из древнего Египта.
Издавна привлекало людей богатство Байкала. Свои мечты они выражали в сказках, легендах, загадках. Байкальские сказки сложены о животных – обитателях озера, волшебстве, рассказывают про быт местного населения. Байкал образовался более 25-ти миллионов лет назад. В старые времена могучий Байкал – море Байкал – был веселый и добрый.
А что это такое? Такое голубое,
Холодное, как льдинка, прозрачно, как стекло?
Быть может, это небо за сосны зацепилось,
По скалам прокатилось и на землю стекло?
А что это такое, такое золотое,
Блестящее, как зеркало, слепящее глаза?
Быть может, это солнце легло поспать под скалы,
Оно лежит устало, закрыв свои глаза?
А что это такое? Все время в непокое,
Быть может, это туча застряла среди скал?
А это и не туча, а это и не небо, а это и не солнце,
А озеро БАЙКАЛ! (М. Сергеев)
Сказки о Байкале учат нас любить и охранять природу («Три Пахома», «Агафьино частье»), всех живых обитателей озера («Наташа»), рассказывают о связи с Солнечной Галактикой («Горхончик», «Полет»), о приметах разных народов, живущих со всех сторон Байкала («Кобылья голова», «Завистливая Саар»).
Из одного поколения в другое передается легенда о том, что там, где сейчас плещется Байкал была цветущая долина. Ровная, нарядная. Росли липы, дубы, лианы, кипарисы, фисташковые деревья, грецкие орехи, абрикосы, яблони и много других деревьев. Травы тоже были высокие и пышные. Звери и люди хорошо жили вместе, никто никого не обижал. Однажды на празднике богатырь Байкал победил на скачках другого богатыря Хамар-Дабана. Всего на несколько скачков лошадь Байкала обогнала лошадь Хамар-Дабана. И затаил Хамар-Дабан в себе зло. Черные думы одолели богатыря. Да и первая красавица долины – девушка Аяя – согласилась стать женой Байкала. Счастливый богатырь Байкал с нетерпением ждал утра. Крепко спали люди после праздника, только Хамар-Дабан мучился своим злом. Встал он и пошел в рощу дубовую, стал дубы с корнем рвать да разбрасывать. Большая сила была у богатыря, если бы на доброе дело ее направить. Далеко падали дубы, много людей, птиц, зверей покалечили.
Рассердилась Мать-Земля: кто сон ее тревожит, живое губит? Стала стряхивать великана, начала горбиться, дыбиться. Деревья падают, реки не в ту сторону потекли, камни выворачиваются, огонь из земли вырывается. Никто не знает, куда бежать.
Упал на колени Хамар-Дабан: прости, Мать-Земля, молод, глуп, позавидовал Байкалу. Успокоилась Мать-Земля только на следующий вечер. На старое место встать не может. Странное наступило утро: птицы не поют, люди, которые выжили, не смеются, угрюмые ходят, звери рыскают, детишек ищут. Девушка Аяя утонула, никому не досталась. Байкал собрал людей, да стал делом заниматься. Расчистили реки грязные, направили их в одно место и назвали озером Слез. Собрали семена, какие остались от деревьев, цветов и трав. Рассеяли их по холмам и горкам. Не хватило семян на порушенное. Остались еще камни голые. Поставили люди богатыря Байкала хранителем озера Слез, назвали его именем – Байкалом. Голые хребты да гольцы поставили хранить богатыря Хамар-Дабана. Не будет ему покоя до тех пор, пока не зарастут камни травой и деревьями. Шли века. Высохли оба богатыря, один дух остался. Но богатство свое охраняют. Хамар-Дабан семена собирает, много лесов вырастил, птицами и зверями заселил. Байкал хранит драгоценное озеро Слез, рыбу диковинную развел. Однажды река Тунгуска принесла ему в подарок двух крошечных нерпят. Вынянчил их Байкал и передал во владение. От них и пошел род нерпичий на Байкале. Дух Байкала всегда рядом.
Так оба богатыря не покидают сибирский край, чтобы Землю-матушку никто не обижал. Просто натворить, да не просто исправить. («Байкал и Хамар-Дабан»)
Нарушали люди законы Земли и Воды. Дух Хамар-Дабана жалел каждую срубленную черемуху. Каждый удар по коре плодоносящего кедра загонял его высоко в горы. Придет срок, шишки упадут, только успевай собирать. По весне безжалостно ломали люди нежно-сиреневые кустики багульника. А сколько веков дух Хамар-Дабана и его помощники – духи лесные – лес растили и лелеяли. Страдал и дух Байкала от рук человеческих. Текли в Байкал мутные потоки, от которых рыбы, нерпы и разные рачки болели и гибли. Сети по всему озеру стояли. Перед нерестом и после него брали рыбу. Гибли нерпята-малыши, не научившись плавать.
Смотрел дух Байкала, как играли на берегах озера дети человеческие, как зачарованно смотрели на крутые волны, как заливисто смеялись, бросая в них камушки. Не мог дух Байкала причинить зло, забрав Байкал навсегда. Нужно было дать людям шанс – спасти его сокровище. Священное место на Байкале - остров Ольхон. Много о нем легенд, преданий сложено. Хозяин острова Ойхони Эжен хан хото Бабай имел тридцать три призрачных дворца, где вершил суд над душами. Кроме острова Ольхон на Байкале есть и другие священные места – горы, гроты, пещеры, бухты, мысы. Какие только народы не бывали в разные времена на его берегах. Особенно хорошо дух Байкала помнит первых людей – курыкан, очень талантливых людей. Умели железо из руды добывать, лошадей разводили, охотой да рыболовством занимались, но лишнего не брали. Художники у них были, на скалах и в пещерах рисунки выбивали. Разные племена проживали вокруг Байкала: эвенки, буряты, тунгусы, тюрки, монголы, китайцы. Каждое племя имело свой тотем - священное животное. У бурят и хори – лебедь, у эхиритов – пестрый налим, у булагатов – бык и волк. Дружно жили племена между собой и в мире с Байкалом. Называли, правда, все его по-разному. Эвенки звали его Ламу (море), китайцы – Бэйхай (Северное море), монголы – Тенгис-Далай. Бурятское название – Байгал, русские, заменив одну букву, назвали Байкалом. Испокон веков морем кормились рыбаки, промышляли охотой в тайге. Добывали пропитание, шкуры на обувь, одежду. Основной промысловой рыбой являлся омуль – лакомей омуля сибиряк никакой другой рыбы не знал. И другой рыбой Байкал не беден – водится и сиг, и сибирская форель – черный хариуз, белый окунь, щука, плотва или сорожка, язь, гольян, замечательный байкальский осетр – всем рыбам рыба. («Сон»)
Любят собираться ветры Байкальские на острове Ольхон, понежиться в первых луча солнца. Все лето ветры работали: опыляли цветы и деревья, баюкали птенцов, помогали учиться летать, не давали дремать рекам и озерам, чтобы тиной не заросли. Почти все ветры родились в долинах рек, но большую часть жизни проводили на Байкале.
Летит ветер, а у каждого своя мелодия, всяк по-своему насвистывает. На самой скале устроилась ветер-тетушка Сарма. Вся она как будто из иголочек-колючек, шуток не понимает, сама не смеется. В любой момент может сорваться и улететь, да еще и бед на озере натворить. Пониже, на круглом, обкатанном валуне пристроился спокойный, добродушный ветер Шелонник, дружил с ветром Баргузином. Баргузин был хорош собой: синеглаз, статен. Если разгуляется на Байкале, не просто волны гонит, а валы из волн. Высокий вал накатывается на берег, шевелит прибрежные камни, тут-то рыбам и обед. Если рядом рыбак, то ему удача будет. Есть даже поговорка у рыбаков: «Подул Баргузин – лови рыбку из глубин». Долго устраивался на камне у самой воды длинный хмурый ветер Култук. Его всегда больше других тянуло к воде. Силу имел Култук большую, любил непогоду устраивать. Такую слякоть разведет – всем ветрам плохо. Как начнет дуть с запада и день, и два, и три, дождь нагонит. Вдруг передумает, бросит дуть, играет спокойненько где-нибудь в бухте с волнами. Иногда бороться вздумает. Они с Баргузином два забияки. Весь Байкал взбаламутят, да еще и ветер-Верховик с Верхней Ангары дует, втянут. Шумят, свистят, непонятно куда волны гонят. («Ветры», «Омулёвая бочка»)
Ветры Байкала
Повелели самые мудрые рыбы своим сородичам приготовиться ко дню рождения Байкала. Все лишнее ветры на берег вынесли, кроме песка и камней на дне ничего не было. В каждом заливе, в каждой бухточке, во всем Байкале был праздник. Вода была очень чиста и прозрачна благодаря и маленьким рачкам – эпишуре, очищающим воду от всего вредного и ненужного. Не было уродов – бревен-топляков, никакого мусора. Мудрейшие рыбы говорили о своих родах. Как они начались, откуда приплыли предки. Особенно расхваливал свой род таймень и все рыбы захотели быть тайменями. Начался рыбий бал. Переливаясь всеми цветами радуги, водили хороводы черные изящные хариусы. Кружились в медленном вальсе тяжеловесные осетры. Устроили гонки на скорость стремительные голомянки. Тяжело кружились в такт музыки омули. Их косяки приготовились к нересту. Стразу после бала они помчатся в те реки, где когда-то сами родились. Были они одной семьей, но из разных родов – Посольский, Баргузинский, Селенгинский. Рыбы пели и шутили. Сегодня щука и сорожка танцевали вместе. Но все хорошее кончается. Ближе к полуночи уплыли с праздника ерши, окуни, караси, язи. Рванулся с места серебристый косяк омулей. Последними с праздника уплыли нерпы, таймени, осетры. («Рыбий бал», «У костра»)
Поздно ночью на фоне черного неба появились мерцающие звездочки в форме рыбы – это означало обитателей озера, три круга, разделенные на четыре части – направление сторон света и связи с Солнечной Галактикой, фигурка оленя – связь с остальной природой планеты Земля. У каждого ветра есть родственники на других планетах Солнечной Галактики. У Сармы – родная сестра – Веса, которая дует над планетой Венерой. Шлют сестры иногда друг другу сигналы. У синеглазого Баргузина - есть брат на Марсе – Маргуз, который поднимает пылевые бури. Прилетает и зависает иногда над Байкалом голубой светящийся шар. («Светящийся шар», «Связи с Солнечной Галактикой»)
Прощения нужно просить у Байкала: не бежать мутным потокам в воды хрустальные, не тревожить шумными катерами да лодками – придумали бесшумные, не губить зря рыб да нерп. Всегда Байкал рыбой славился. Пусть резвится и размножается в нем рыба. И лес вокруг тебя беречь нужно, и горы тоже. Прости, Байкал, не могут люди без тебя! («Пробуждение Байкала»)
Я прочитал Байкальские истории и сочинил свою сказку о дружбе и взаимопомощи неунывающих жителях моего края: про чайку, которую назвал Сарма, и бурундучка Саяна.
Давнным-давно жила на свете чайка, которую звали Сарма.
Она жила на острове Ольхон со своим другом – бурундучком Саяном.
Целый день Сарма летала над Байкалом и ловила рыбу, а Саян оставался дома, сидел под тенистым кедром и пел песни. У него был прекрасный голос.
Однажды над островом пролетал большой орел Шаман. Он увидел, что Саян совсем один. Орел решил, что из бурундучка получится хороший обед.
Шаман спустился вниз, схватил Саяна и улетел прочь.
Когда орел прилетел домой, он открыл дверцы маленькой клетки и казал Саяну: «Полезай сюда! Здесь много орех. Ешь их и толстей! Когда разжиреешь, я тебя съем!».
Он закрыл дверь клетки и запер ее на замок.
Когда Сарма вернулась домой и увидела, что Саяна нет, она принялась искать его.
Пролетая над темным лесом, Сарма услыхала печальную песню.
- Неужели это Саян?
Она опустилась туда, откуда неслись звуки песни и увидела Саяна, поющего при лунном свете в своей маленькой клетке.
- Тише, не шуми, - сказала Сарма. Она своим сильным клювом сломала деревянные прутья клетки и помогла Саяну выбраться.
Они были очень далеко от дома, а Саян не умел летать. Ведь бурундуки не летают.
Тогда они построили плот и оправились на нем домой. Они плыли днем и ночью, пробирались сквозь сильные штормы. Сарма привязала к мачте веревку и тащила плот, борясь с ветром, а Саян управлял веслом и пел бодрые песни, чтобы не было страшно.
Наконец они добрались до своего острова и Сарма привязала Саяна за хвост к кедру и сказала:
- Так ты будешь в безопасности, - сказала она.
Если когда-нибудь вам случится быть недалеко от острова Ольхон и вечером, когда взойдет луна, вы услышите прекрасные звуки песни, несущиеся над волнами, - знайте, что это поет Саян для своего друга Сармы.
В сказках используются названия, взятые от разных народов, проживающих на Байкале:
- Батыр – бурятский и монгольский воин,
- гнус – комары, мошки,
- улус – бурятское селение,
- калтус – лесная поляна в долине ручья,
- кабарга – маленький олень,
- торосы – ледяные наросты,
- вибриссы – усы у нерпы,
- кедровка – птичка, которая питается кедровыми орешками
- маломорье – Малое море в Баргузинском заливе,
- верша – плетеное средство ловли,
- голомянка – уникальная прозрачная Байкальская рыбка, состоящая целиком из жира
- изюбр, олень, сохатый
При опросе взрослых, я узнал, что им известны герои Байкальских сказок. Опросив своих одноклассников, выяснилось, что многие не знают, что такое, например, улус, вибириссы, верша.
Таблица по результатам опроса одноклассников по знанию героев байкальских сказок:
№ п/п
Фамилия, имя ученика
Количество слов всего - 12
Количество слов, которые ученик смог объяснить
1
Глеб Бачин
12
1
2
Толя Пинигин
12
1
3
Лиза Субботина
12
2
4
Оля Постникова
12
1
5
Саша Храбрунов
12
1
6
Саша Семенов
12
0
7
Саша Баранов
12
0
8
Сережа Драчев
12
0
9
Саша Болдаков
12
0
10
Кирилл Дмитриев
12
0
Много интересного узнается из книг.
Выводы и предложения: Байкал – наше богатство, не имеющее стоимости, нужно оберегать озеро от загрязнения воды, истребления лесов, рыбы, подводной растительности.
Байкал зовут Байкюлем, Байгюлем и Бэйхаем:
Ему дано немало таинственных имен.
Но мы на карте мира всегда его узнаем,
На силуэт посмотрим и скажем: « Это он!»
В преданьях и легендах Байкал – старик суровый.
А он на самом деле задорный, молодой.
Он неспроста шумливый, порывистый, веселый –
Ведь он живой наполнен, а не простой водой!
Используемая литература:
Стародумов В.П., «Ангарские бусы», г. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1991 г.
Долбунова Т. «Байкальские сказки», г. Байкальск, 1992-2000 г.
Устинов С.К. «Сказки и были о лесных жителях», г. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1995 г.
Долбунова Т. «Байкальские загадки», г. Байкальск, 1992-2000 г.
«Сибирячок» № 1, г. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1986 г.
Г.И. Галазий, «Байкал в вопросах и ответах», г. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1984 г.