«Проектно - исследовательская деятельность – метод формирования универсальных компетенций учащихся».
«Проектно - исследовательская деятельность – метод формирования универсальных компетенций учащихся».
В настоящее время перед образованием поставлена задач, которая заключается в том, чтобы научить учащихся учиться всю жизнь, т. е. вместо накопления знаний развить способность преобретать их и использовать на практике. Проектно-исследовательская деятельность является одним из таких методов, интегрирующим в себе проблемный подход, исследовательские и поисковые методы обучения, что обеспечивает формирование у учащихся основных УУД на завершении ступени начального образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Проектно - исследовательская деятельность – метод формирования универсальных компетенций учащихся».»
«Проектно - исследовательская деятельность – метод формирования универсальных компетенций учащихся».
В настоящее время перед образованием поставлена задача, которая заключается в том, чтобы научить учащихся учиться всю жизнь, т.е. вместо накопления знаний развить способность приобретать их и использовать на практике. Результаты международного исследования образовательных достижений российских учёных (HISA) показывают, что эти ключевые компетенции у современных школьников развиты очень слабо. Проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения могут небольшой процент учащихся.
Решить данную задачу используя традиционные формы и методы обучения невозможно, так как активность учащихся на уроке в настоящее время – это одна из актуальных проблем в педагогической практике. Пришло время внедрения в образовательный процесс активных форм и методов обучения. На мой взгляд, активные методы те, что позволяют создать условия, при которых ученик самостоятельно открывает для себя такую часть учебного материала, которую может усвоить, использование активных форм должно постоянно включать его в эту деятельность.
Наукой доказано, что в памяти человека запечатлевается до 90% того, что он делает, до 50% того, что он видит и только 10% того, что он слышит. Ещё в древности китайский философ Конфуций говорил: «Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю». Так вот организация проектно-исследовательской деятельности школьников, на мой взгляд, является тем эффективным методом, который позволяет создать условия для формирования умения самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы.
Если раньше этот метод мы использовали в педагогической практике по своему желанию, то сейчас проектная и исследовательская деятельность прописана в ФГОС, следовательно, мы должны каждого учащегося обучить этой деятельности.
Если коснуться истории педагогики, то исследовательский подход в обучении не является новым, его использовали ещё во второй половине 18 века, но более чем на 100 лет, он был забыт. Конечно сегодня метод проектов перетерпел некоторые изменения, т. к. стал интегрированным, но суть осталась прежней- научить детей самостоятельно мыслить; находить и решать проблемы; планировать свои действия; принимать ответственные решения; развивать творческие способности, умения представлять себя, т. е. учить быть самостоятельным.
Работа над проектами и исследованиями предполагает в основном внеурочную деятельность. Этим я занималась более 5 лет, но не старалась объединить классно-урочную и проектную формы занятий, т. к. выбирала детей проявляющих повышенный интерес к науке, и погружала их в совместно выбранную для изучения тему. Я даже и не представляла как возможно ко всем детям, присутствующем у меня на уроке применить проектно-исследовательский метод обучения. Сейчас убедилась, что проектно-исследовательский метод можно вводить в классно-урочную систему на принципах взаимодополнения, так как он не противоречит ни системе развивающего обучения, ни личностно-ориентированному обучению, напротив, в совокупности с ними способствует формированию универсальных компетенций учащихся.
Но следует сделать некоторые разделения понятий проект и исследование. Мы называем метод проектно-исследовательским, но проект-это работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение заранее запланированного результата, при проведении исследования результат заранее не известен. Работа над проектом занимает больший объём времени, поэтому я использую создание мини-проектов, но при этом часть работы выполняется на уроке, а часть работы учащиеся выполняют дома. Например, проходя тему «Грибы» создан проект «Плесневые грибы и дрожжи». На уроке была сформулирована гипотеза: плесневые грибы живут везде, имеют особое строение, приносят вред и пользу. Дети наблюдали за развитием плесени на хлебе, лимоне, соке для того, чтобы проверить и подтвердить гипотезу. Во время урока работали в группах: изучили параграф, дополнительную литературу, выполнили лабораторную работу, в ходе которой познакомились со строением плесневых грибов. Итогом стала разработка памятки для хранения продуктов. Каждая группа защитила свой проект.
При изучении темы «Способы размножение» предлагаю учащимся задание, которое предусматривает выполнение проекта. Для начала задаю проблемный вопрос: «Как в короткий срок можно озеленить классную комнату?». Класс делю на 4 группы, каждая получает задания для выполнения своего мини-проекта. Обобщив имеющиеся знания по размножению покрытосеменных, я подвожу их к выводу о необходимости их расширения. Учащиеся самостоятельно формируют тему; выдвигают гипотезу; обозначают цель; намечают порядок действий: изучить параграф, дополнительную литературу, выполнить практическую работу «Вегетативное размножение комнатных растений», заполнить таблицу. Групповую работу над проектом оцениваю по полученному результату - это рекомендации по озеленению кабинета, своей квартиры, клумбы. Каждая группа защищала свой проект, в которой каждый учащийся класса вносил свои предложения.
Для того чтобы учащиеся выполняли исследование обязательно необходим проблемный вопрос. Используя проблемные ситуации, создается осознанное затруднение учащегося, преодоление которого требует поиска, заставляет мыслить, искать выход, рассуждать.
Таким образом, проектно-исследовательская деятельность интегрирует в себе проблемный подход, исследовательские и поисковые методы обучения, обеспечивают, создание результатов, которые мы должны получить на выходе - личностные, предметные, метапредметные. Инструментом для достижения данных результатов являются универсальные учебные действия. Основным подходом формирования УУД, является системно - деятельностный подход, а наиболее эффективным методом реализации данного подхода, на мой взгляд, является исследовательская и проектная деятельность учащихся.