kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проектная деятельность в начальной школе, как средство формирования познавательного интереса и творческого потенциала учащихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вместо получения готовых знаний на современном этапе развития общества требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. Осуществить вышесказанное в рамках учебно-познавательной деятельности позволяет  проектная деятельность

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность в начальной школе, как средство формирования познавательного интереса и творческого потенциала учащихся.»


Проектная деятельность в начальной школе, как средство формирования познавательного интереса и творческого потенциала учащихся.

  1. Ведение

В основе метода проектов лежит «личностно-деятельностный подход, который ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребенка.  Современное образование ставит перед собой одну из главных задач – формировать потребность к самообучению и саморазвитию. С самых малых лет дети становятся исследователями, они познают мир, делают свои маленькие открытия. В частности, эти открытия происходят через игровую деятельность, свободный поиск. Когда дети переступают порог школы, они примеряют на себя новую социальную роль ученика. И многие теряют этот навык исследователя, думая, что им стоит «впитывать» только знания и умения, которые преподносят в школе. Перед учителем стоит задача научить школьника ориентироваться в обилие информации, поступающей к ним отовсюду. Детей необходимо научить не только правильно усваивать информацию и структурировать её, но и научить целенаправленному поиску информации. Для реализации этих задач необходимо использовать инновационные технологии обучения. Одним из таких методов – является метод проектов. Проектная деятельность неразрывно связана с творческой деятельностью. К творческой деятельности учащихся надо готовить.

Таким образом, необходимость формирования у школьников навыков проектной деятельности объективно обусловлена современным этапом развития общества.

Актуальность темы: В настоящее время весьма актуально умение школьников добывать знания самостоятельно и применять их во всевозможных ситуациях. Именно поэтому вместо получения готовых знаний на современном этапе развития общества требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. Осуществить вышесказанное в рамках учебно-познавательной деятельности позволяет  проектная деятельность. 

Как показывает практика и исследования многих ученых наибольший интерес у учащихся вызывает деятельность практического характера, изучение окружающего мира. Детям нравится работать с тем материалом, который они могут перенести в реальную жизнь, который найдет непосредственное применение в их жизни.

Цель:

создать условия для самовыражения, самореализации каждого ученика и для развития самостоятельной деятельности. Цель эта может быть достигнута:

- через проживание детьми ситуации успеха не на словах, а на деле, через чувство собственной значимости, успешности, способности преодолевать различные проблемные ситуации

- через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания, поэтому все обучающиеся класса участвуют в проектной деятельности в зависимости от своих возможностей и способностей.

Задачи:

1.  Развивать инициативность и активность обучающихся

2.  Выявить наиболее одаренных учащихся, склонных к исследовательской деятельности и развивать их творческие способности

3.  Развивать навыки проектно-исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике;

4.  Формировать у обучающихся самостоятельной познавательной деятельности.

5.  Взаимодействовать с родителями, в плане организации совместной деятельности и расширения кругозора учащихся в области научных достижений.

  1. Исследовательская деятельность в начальной школе.

Исследовательская деятельность учащихся входит в структуру ФГОС и полностью соответствует основному подходу. В процессе исследовательской деятельности формируются многие ключевые компетенции, прописанные в Стандарте: личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные.

Исследование младшего школьника, так - же как и исследование взрослого научного сотрудника, включает в себя основные элементы: выделение проблемы, выбор темы исследования, постановку целей и задач, выработку гипотезы, поиск решений проблемы, работу с информацией (её анализ и синтез), обобщение данных, написание работы и её защиту.

Любая исследовательская работа включает в себя этапы: подготовительный, основной и заключительный.

Исследовательская деятельность в нашем классе ведется по разным направлениям и принимает разные форы организации.

  1. Проведение уроков с элементами исследования. Формирования навыков исследовательской деятельности начинаются с первого класса. Сначала используются проблемные вопросы и ситуации, поиск их решения, как теоретический, так и через эксперимент, анализ полученных результатов, наблюдений, затем – выводы и обобщения.

  2. Проведение уроков с использованием проектных задач. Через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение результата. Учащиеся работают в парах и группах.

  3. Проведение уроков в форме деловой игры.

Используя методы исследования в обучении младших школьников, я выявила некоторые особенности. Самое главное – ученик сам должен «зажечься» этим исследованием. Бесполезно заставлять его выполнить работу. Многие учащиеся имеют навыки от природы. Для них не составляет труда составить доклад и защитить его, с остальными же нужная работа. Поэтому начиная работу над исследованиями, стоит опираться на те темы, которые будут интересны ученикам.

Исследовательская деятельность учит работать учащихся с книгой, энциклопедией, журналом и сетью Интернет. Порой дети не любят много читать, но работая над интересной темой, они погружаются в анализ литературы. Так же в современный век учащиеся любят заниматься на компьютере. А занятие каким – либо исследованием, вовлекает в поиск информации.



Результатом проекта являются личные продвижения детей, а также приобретение опыта проектной деятельности, главным в котором является способность создавать, представлять и защищать собственный результат и продукт.

Проектная деятельность позволяет мне находить способы развития индивидуальности и самостоятельности детей, а детям дают возможность попробовать себя в самых разнообразных ролях, способах трудовой, художественной, сочинительской, режиссерской, организационной и другой деятельности.

В ходе проектной и исследовательской деятельности я формирую следующие способности:

Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); Целеполагать (ставить и удерживать цели); Планировать (составлять план коллективной и индивидуальной проектной деятельности); Проявлять инициативу при реализации идеи проекта, при поиске способа (способов) решения проблемы; Вступать в коммуникацию (взаимодействовать в ходе проектной деятельности, отстаивать свою позицию, принимать или аргументированно отклонять точки зрения других).

Исследование младшего школьника, так - же как и исследование взрослого научного сотрудника, включает в себя основные элементы: выделение проблемы, выбор темы исследования, постановку целей и задач, выработку гипотезы, поиск решений проблемы, работу с информацией (её анализ и синтез), обобщение данных, написание работы и её защиту.

Любая исследовательская работа включает в себя этапы: подготовительный, основной и заключительный.

Исследовательская деятельность в нашем классе ведется по разным направлениям и принимает разные форы организации.

  1. Проведение уроков с элементами исследования. Формирования навыков исследовательской деятельности начинаются с первого класса. Сначала используются проблемные вопросы и ситуации, поиск их решения, как теоретический, так и через эксперимент, анализ полученных результатов, наблюдений, затем – выводы и обобщения.

  2. Проведение уроков с использованием проектных задач. Через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение результата. Учащиеся работают в парах и группах.

  3. Проведение уроков в форме деловой игры.

Используя методы исследования в обучении младших школьников, я выявила некоторые особенности. Самое главное – ученик сам должен «зажечься» этим исследованием. Бесполезно заставлять его выполнить работу. Многие учащиеся имеют навыки от природы. Для них не составляет труда составить доклад и защитить его, с остальными же нужная работа. Поэтому начиная работу над исследованиями, стоит опираться на те темы, которые будут интересны ученикам.

Исследовательская деятельность учит работать учащихся с книгой, энциклопедией, журналом и сетью Интернет. Порой дети не любят много читать, но работая над интересной темой, они погружаются в анализ литературы. Так же в современный век учащиеся любят заниматься на компьютере. А занятие каким – либо исследованием, вовлекает в поиск информации.

Исследовательская деятельность в начальной школе открывает возможности для формирования жизненных навыков, стимулирует творческие возможности, развивает самостоятельность, формирует потребность в самореализации и самовыражении. Так же, не маловажный аспект – процесс обучения выходит за стены школы. Учащиеся по средствам окружающего мира и семьи формируют свои выводы по изучению какой - либо темы.



  1. Организация исследовательской деятельности.

Начиная с первого класса, учащиеся приобретают первостепенные навыки исследования. Проведение уроков с применением проблемного обучения, творческих заданий. Опираясь на материал и тематику учебника, мы ставили проблемные вопросы и пытались их разрешить. В 1-ом классе более приемлемы проекты прикладного характера, когда ребенок (чаще с помощью взрослых) своими руками создает что-то новое: поделки, рисунки, аппликации. На начальном этапе мы с детьми договариваемся о видах деятельности.

- Что вы хотите делать?

- Что вы умеете делать?

- Что мы еще можем сделать?

- Что в результате у нас получится?

На начальном этапе организации проектной деятельности (1-2 класс) этого достаточно, так как учащиеся выполняли посильные творческие работы без методического паспорта проекта, в основном применяя практические навыки, приобретенные на уроках трудового обучения. Вся собранная детьми информация, в большей степени образная, чем текстовая. По предмету «Окружающий мир» дети выполняют следующие проекты: «Мой режим дня», «Моя будущая профессия», «Животные моего края», оформляли фотовыставку «Кошка в нашем доме», составляли альбомы «Семейные традиции», «Моя родословная», «Небесные тела», «Третья планета от солнца» и другие.

На вводном уроке я знакомлю детей с основными темами раздела, их содержанием, вместе с детьми формирую проблемы по рассматриваемым вопросам. Определяются примерные темы проектов. Сама управляю процессом, указываю источники информации, даю краткий инструктаж по содержанию работ. Так как у младших школьников ведущей остается игровая деятельность, поэтому данный урок провожу в игровой форме (путешествие, аукцион и др.) Урок презентация проводится в конце изучения темы. Он завершает, подводит итоги работы над учебными проектами. Учащиеся защищают свой продукт, рассказывают о ходе работы над ним, представляя итоговый результат.

Педагогической наукой и практикой установлено, что если к творческой деятельности не начать приучать с достаточно раннего возраста, то ребенку будет нанесен ущерб, трудно восполнимый в последующие годы. Поэтому творчеству надо учить с самого раннего возраста, и этому можно научиться.

Большинство проектов можно сделать индивидуально, но работа в группах носит более творческий характер. Успешность групповой работы зависит от того насколько правильно и удачно сформированы группы. Использую различные варианты формирования групп школьников: группа по желанию, «случайная» группа, группа, сформированная лидером (капитаном, командиром), группа, сформированная мною в соответствии с поставленными целями, а также по теме работы или по уровню сложности задания. Я учу детей работать в группе. Для того чтобы эта работа была плодотворной, в первую очередь, учу детей правильно строить свои высказывания: и в частности: как выразить свою точку зрения, как высказать своё несогласие с мнением другого ученика, как уточнить высказывание одноклассника. Кроме этого вырабатываем и фиксируем совместно с детьми правила работы в группе (говори вполголоса, один говорит – другие слушают, не перебивай выступающего). Итак, группа сформирована, между детьми распределяются роли:

 

•  организатор — отвечает за работу группы в целом;

•  докладчик — выступает перед классом с готовым решением группы;

•  секретарь — записывает высказанные идеи и решения;

•  критик — высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения;

контролер — проверяет, все ли поняли принятое решение.
Следующий этап, это где можно найти необходимую информацию?

При работе над любым проектом я обязательно обращаю внимание детей на основную идею проектного замысла: Что? Зачем? Для кого? Очень важно, чтобы дети в процессе проектной деятельности всегда помнили: кто и для чего будет использовать в дальнейшем созданный ими продукт (практическая или социальная значимость проекта).

Проект «Здоровое питание».

Цель: составить примерное меню здорового питания на три дня, оформить стенд для школьной столовой «Здоровое питание школьника», оформить информационный стенд в классе, провести беседу «Здоровое питание» в начальной школе.

Задачи:

·  Выделить продукты, которые вредны, опасны для человека и те, которые укрепляют здоровье.

·  Распределить полезные продукты на основные группы.

·  Определить режим правильного питания.

·  Составить примерное меню на три дня.

·  Выпустить листовки для учащихся начальной школы с призывом к правильному питанию.

Форма организации детей: групповая работа.

Ведущая деятельность: исследовательская.

Сфера применения: здоровье сберегающие технологии.

Форма продуктов проектной деятельности: меню правильного питания на три дня, стенд «Здоровое питание школьника», стенд «Здоровое питание»

Возраст учащихся: 4 класс.

Количество учащихся: 27 человек.

Время работы: 2 урока.

Предполагаемые результаты:

В результате выполнения работы ребята должны узнать:

- группу опасных для здоровья продуктов питания;

- основные группы полезных продуктов питания;

- оптимальный режим питания;

- принципы составления меню.

Работа над проектом способствует формированию следующих общеучебных умений:

·  намечать цель, планировать ход работы, осуществлять самоконтроль, готовить рабочее место.

·  проводить анализ, обобщение, выделять главное, существенное.

·  усваивать информацию со слов.

·  высказываться устно в виде рассказа, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Работа способствует формированию и развитию таких качеств, как бережливость, избирательность.

Режим работы: урочное время.

Описание проекта.

Погружение в проект.

1 определение «лишних» продуктов питания в каждой группе.

2 беседа о вреде продуктов фаст-фуд.

3 беседа о группах полезных продуктов, режиме приема пищи.

4 постановка цели.

Организация работы над проектом.

1 Разбиение класса на группы.

2 Распределение ролей в группе.

Определение руководителя группы.

3 Выделение отдельной группы, которой предлагается поработать над определением параметров таблицы оценочного листа.

Работа над проектом.

1 Выполнение этапов работы.

2 Презентация.

- Устное сообщение.

- Демонстрация продуктов проекта.

3 Ответы на вопросы.

4 Самоанализ.

Определение победителей.

Каждому участнику проекта вручается поощрительный приз. Этот проект можно назвать успешным, с хорошим положительным результатом, потому что дети задумались о том, что такое правильное здоровое питание.

Защиту проектных работ чаще всего проводим по следующему плану.

·  Почему избрана эта тема.

·  Какую цель преследовали.

·  Какие ставились задачи.

·  Какие гипотезы проверялись.

·  Какие использовались методы и средства.

·  Каким был план.

·  Какие результаты получены.

·  Какие выводы сделаны по итогам.



  1. Памятка школьнику "Как писать исследовательскую работу" 

Основные этапы исследовательской работы:

1. Актуализация проблемы. (Выяви проблему и определи направление будущего исследования)

2. Определить сферы исследования. (Сформулируй основные вопросы, ответы на которые ты хотел бы найти)

3. Выбор темы исследования. (Определи для себя проблему и тематику будущей работы, выбери объект и предмет исследования)

4. Выработка гипотезы. (Попробуй выдвинуть гипотезу, сформулировать цель и задачи работы)

5. Выявление и систематизация подходов к решению. (Определи, какие методы и методики исследования ты будешь использовать в своей работе).

6. Определить последовательность проведения исследования.

7. Сбор и обработка информации. (Подбери литературу по изучаемой теме, познакомься с ее содержанием. При чтении литературы выдели основные идеи и положения, доказательства, аргументы и выводы, чтобы затем сосредоточить на них внимание.

Классифицируй выписки, сделанные при чтении рассматриваемых источников, пользуясь закладками, отметь наиболее существенные места или сделай выписки. Проанализируй собранный материал, подумай и сделай обобщенные выводы)

8. Анализ и обобщение полученных материалов. (Классифицируй выписки, сделанные при чтении рассматриваемых источников, пользуясь закладками, отметь наиболее существенные места или сделай выписки. Проанализируй собранный материал, подумай и сделай обобщенные выводы)

9. Подготовка отчета. (Оформи работу. Прочитай текст и отредактируй его. Обрати внимание на наличие ошибок и опечаток, корректность цитирования первоисточников, правильность оформления ссылок, соблюдение языковых и литературных норм)

10. Публичная защита.

(Выбери стиль выступления, который должен сочетать принципы научности и доступности.

Структура доклада должна включать в себя – научное обоснование проблемы, историографию вопроса, собственную концепцию, заключение.

Основные положения твоего доклада представь в виде компьютерной презентации)











Примерный план исследовательской работы.

1. Вводная часть. Обоснование выбора темы:

  • ее актуальность, связь с настоящим, значимость в будущем, современные подходы к решению проблемы;

  • новые, современные подходы к решению проблемы;

  • наличие противоречивых точек зрения на проблему в науке и желание в них разобраться;

  • противоположность бытовых представлений и научных данных о заинтересовавшем факте истории;

  • личные мотивы и обстоятельства возникновения интереса к данной теме.

2. Основная часть:

  • суть проблемы или изложение объективных исторических сведений по теме работы;

  • критический обзор источников;

  • собственные сведения, версии, оценки.

3. Заключение:

  • основные выводы;

  • результаты и личная значимость проделанной работы;

  • перспективы продолжения работы над темой.

4. Список использованной литературы.

5. Приложения: документы, иллюстрации, таблицы, схемы и т. д. (по желанию).

 





  1. Заключение.

Новые стандарты требуют нестандартного подхода к обучению школьников. Поиск новых форм и приемов организации обучения, и воспитания школьников в наше время - явление необходимое. В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика. Организацию его внеурочной деятельности.

Исследовательская работа ребёнка - это не просто работа. Это путь формирования особого стиля учебной деятельности. Он позволяет изменять обучение в самообучение, запускает механизм саморазвития. У детей формируется самое важное – потребность в познавательной деятельности.

Свой доклад хочется закончить словами великого педагога Л. Толстого: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Голева Марина Владимировна

Дата: 25.12.2016

Номер свидетельства: 373164

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Проектная деятельность на уроках математики как средство саморазвития личности учащихся "
    ["seo_title"] => string(102) "proiektnaia-dieiatiel-nost-na-urokakh-matiematiki-kak-sriedstvo-samorazvitiia-lichnosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "239511"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1444811930"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Проектная деятельность в начальной школе при реализации ФГОС"
    ["seo_title"] => string(60) "proiektnaiadieiatielnostvnachalnoishkoliepririealizatsiifgos"
    ["file_id"] => string(6) "325287"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1462898064"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(269) "Изучение и освоение современных педагогических технологий в обучении иностранному языку как средство развития коммуникативных навыков учащихся"
    ["seo_title"] => string(156) "izuchieniieiosvoieniiesovriemiennykhpiedaghoghichieskikhtiekhnologhiivobuchieniiinostrannomuiazykukaksriedstvorazvitiiakommunikativnykhnavykovuchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "267748"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450452394"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Доклад на тему "ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ" "
    ["seo_title"] => string(114) "doklad-na-tiemu-podkhody-k-riealizatsii-fgos-chieriez-razvitiie-tvorchieskogo-voobrazhieniia-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "103590"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402593280"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "«Компетентностный подход в организации учебного и воспитательного процесса начальной школы.». "
    ["seo_title"] => string(103) "kompietientnostnyi-podkhod-v-orghanizatsii-uchiebnogho-i-vospitatiel-nogho-protsiessa-nachal-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "169160"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423380179"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства