Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность в начальных классах»
Проект
по теме:
Внеурочная деятельность в начальных классах
Проблема: Недостаточная любовь детей младшего школьного возраста к
чтению.
Цель проекта: Развитие интереса к чтению через внеурочную деятельность.
Задачи:
1.Определить причины отсутствия интереса детей к чтению.
2.Описать опыт использования кружковой деятельности по развитию интереса чтению.
3.Подготовить краткое заключение о динамике достижений учащихся.
Ожидаемый результат: Активизация интереса и рост вовлеченности
учащихся к чтению.
Конечный результат: Тематическая папка в портфолио.
Содержание проекта:
1.Введение
2.Основная часть
Причины отсутствия интереса детей к чтению.
Формы и приёмы приобщения учащихся к чтению.
Описание опыта использования кружковой деятельности.
3. Заключение.
4. Использованная литература и ресурсы.
Введение
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования. Согласно их концепции, «важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий , обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию».
Модернизация образования требует перехода от воспроизводящей системы обучения, направленной на усвоение информации, к развивающему обучению, акцентирующему внимание на освоении способов деятельности, формировании творчески мыслящей личности, способной к культурному созиданию.
Задача образования, поставленная сегодня перед школой, качественно иная, чем задача обучения. Её суть состоит в том, что ученик сам в своей личностно – мотивированной деятельности создаёт, сотворяет свой образ по неким нравственным, общечеловеческим культурным образцам. Образцы эти находятся в жизни и в искусстве, познавая которые ребёнок осваивает нравственные образцы, делает их своими, усваивает нравственные ценности. Поэтому трудно переоценить значение литературного чтения в решении задач образования, развития и воспитания обучающихся.
В наш век научно – технического прогресса и сумасшедших скоростей многие понятия, вещи теряют свою прежнюю ценность и приобретают новый смысл.
Ведь теперь, чтобы получить сведения по какому-нибудь вопросу люди не прорабатывают литературу, не сидят часами в библиотеках, а находят ответы на все вопросы в Интернете. Дети в настоящее время овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги.
Как учитель начальных классов, я постоянно задаю себе вопросы: Как заинтересовать ребёнка книгой? Как научить ребёнка любить книгу? Ведь современные дети не любят читать, они читают мало и с неохотой.
Можно привести такой пример. Нил Буш, сын президента США, как – то признался: когда он в детстве сломал зуб, то только тогда понял, что есть вещи более неприятные, чем чтение.… Этот пример заставляет учителя задуматься, как помочь ребёнку полюбить книгу. Ведь от умения читать в дальнейшем зависит качество всего процесса обучения.
Не научившись хорошо читать, ребёнок не сможет прочитать задачу по математике, овладеть историей, естествознанием и другими предметами на должном уровне или без посторонней помощи.
А подготовить реферат или сообщение по какой- либо теме для слабочитающего ребёнка будет и вовсе непосильной задачей.
Как показывает практика, если ребёнок недостаточно хорошо читает, то он неграмотно пишет, устная речь недостаточно развита. Поэтому научить ребёнка читать, пользоваться книгой как источником знаний и информации, приобщить обучающихся к миру книг и тем самым способствовать развитию самостоятельной читательской деятельности – это та задача, которую я, как учитель начальных классов, ставлю перед собой.
Оптимальные результаты в самостоятельной читательской деятельности, как и во всякой творческой деятельности, не достигаются только путём прямого обучения, и в то же время формирование читательской самостоятельности не происходит автоматически, а направляется всей учебной деятельностью. Научить ребёнка правильно, бегло, выразительно читать порой труднее, чем обучить математике. Почему?
Чтение – очень специфический процесс деятельности головного мозга. Способность к чтению заложена в человеке генетически. Ещё никто точно не дал ответ, как происходит слияние гласных и согласных в человеческом мозгу, но это происходит и человек начинает читать. Именно на данном этапе учителю необходимо создать такие условия, чтобы у ребёнка не возникли проблемы с чтением, а развивался стойкий интерес к процессу познания через книгу, чтобы чтение для детей стало личной необходимостью.
В.А. Сухомлинский писал: «Книга играет большую роль в духовной жизни детей, но только тогда, когда ребёнок умеет хорошо читать. Что значит «хорошо читать»? Это, прежде всего владение элементарным умением - техникой чтения».
Работа над техникой чтения – процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный для детей. Однако без нормальной техники чтения учение в старших классах будет значительно затруднено.
Научить ребёнка читать – эта задача осуществляется на протяжении всех четырёх лет обучения в начальной школе. Техника, темп чтения, осознание прочитанного – основные составляющие продвижения младшего школьника к литературному образованию и образованию вообще. Но в тоже время всегда помню, что темп чтения – не главный компонент обучения, он соотносится с индивидуальными особенностями обучающихся, силой и подвижностью нервных процессов, темпераментом. Поэтому количество прочитанных слов в минуту для каждого ребёнка будет индивидуальным.
Особое значение в педагогической деятельности занимает литературное образование школьников. Это достаточно сложный процесс как для учителя, так и для обучающихся. Соединить обучение технике чтения и собственное литературное образование – значит впрячь в одну телегу «Коня и трепетную лань».
Введение
"Если в начальной школе дети мало
читали, мало мыслили, у них складывалась
структура малодеятельного мозга"
В.А. Сухомлинский
В обучении, воспитании и развитии ребенка огромную роль играет книга. Видные мыслители, ученые, писатели, общественные деятели, педагоги важное место отводили книге как источнику знаний, духовного и умственного развития человека.
Читательская деятельность существенно влияет на интеллектуальное развитие младших школьников. От умения читать зависит успех ученика и его желание учиться. Только чтение способно привить ребенку навык самостоятельного мышления, расширить словарный запас и сформировать способность к абстрактным умозаключениям. В настоящее время задачи курса литературного чтения соответствуют главному требованию Госстандарта – воспитание всесторонне развитого, образованного и конкурентно успешного гражданина России. Реализовать это требование невозможно без преодоления некоторых трудностей. В последнее время ребят окружает обилие разнообразных источников информации помимо чтения и, родители и учителя часто жалуются, что дети недостаточно хорошо читают, у них снижается интерес к чтению. И поэтому сейчас, как никогда, проблема влияния читательской деятельности на интеллектуальное развитие ребенка является актуальной. Воспитание сознательного читателя – одна из важнейших задач обучения детей младшего школьного возраста. Цель учителя – научить ребенка любить книгу и понимать ее. Только таким образом можно воспитать человека грамотного, развитого, интеллектуального.
Проблема влияния читательской деятельности на интеллектуальное развитие исследовалась рядом отечественных и зарубежных ученых. На роль чтения в интеллектуальном развитии указывал в своих трудах Д.С.Лихачев. В свое время Д.Дидро утверждал, что люди перестают думать, когда перестают читать. В.А.Сухомлинский видел «…воспитательную задачу исключительной важности в том, чтобы чтение стало самой сильной, неодолимой духовной страстью ребенка, чтобы в книге человек на всю жизнь нашел привлекательное и роскошное общение с мыслью, красотой, величием человеческого духа, неисчерпаемым источником знаний».
Причины отсутствия интереса детей к чтению
Многие родители сталкиваются сегодня с проблемой: ребенок не хочет читать. С трудом уговоришь его пролистать произведение из школьной программы, а по собственной инициативе он возьмет в руки разве что новомодного Гарри.
Почему так происходит? Рассмотрим некоторые причины нелюбви детей к чтению.
Часто дети просто не знают, что читать — это интересно. В детстве им не читали сказки на ночь, в детскую библиотеку они не записаны, то, что читают на уроках, — неинтересно. Ребенок даже не подозревает, что это такое — читать книгу просто так, для себя. Стоит такому ребенку прочитать подряд 2-3 действительно интересные книги (пусть это будут просто приключения, вовсе не обязательно глубокое и полезное произведение), и он «втянется» в чтение.
Сам ребенок не возьмет в руки книгу, — ему нужна помощь родителей. Не спешите ругать ребенка за то, что он не читает книги даже по школьной программе. Быть может, в этом виноват не только он. Обратите внимание на себя. Когда вы в последний раз читали книгу? Что это было — одноразовый детектив или русская классика? Согласны ли прямо сейчас начать читать, скажем, пьесы Островского? А ведь ребенок бессознательно берет с вас пример во всем, видит, как вы сами относитесь к книге.
Часто не любят читать дети, которые поздно научились это делать (около 8 лет). Был упущен так называемый «сензитивный период» (периоды развития, в которые развивающийся организм бывает особенно чувствительным к определенного рода влияниям окружающей среды, периоды оптимальных сроков развития определенных сторон психики), как следствие — большие технические трудности в овладении словом. А что плохо дается, то и не любится.
Многим детям прививают отвращение к книге в школе. Многие учителя ведут обучение безграмотно, уроки чтения доставляют ребенку отрицательные эмоции или как минимум оставляют равнодушным. В результате опять — нечитающий ребенок. Учитель может формировать неправильное отношение к чтению, ограничиваясь поверхностным анализом произведений, не показывая их связи с жизнью, поощряя неосмысленное чтение, чтение на скорость (пресловутая техника чтения) и т.д.
Ребенок может не читать из-за общего волевого недоразвития. С малых лет он привык, что все ему дается легко, родители выполняют все просьбы, бабушка сама рассказывает сказки, в общем, все желания исполняются. А чтобы читать, нужно прикладывать усилия. Во-первых, нужно научиться читать. Во-вторых, нужно иметь воображение и затрачивать умственные усилия, чтобы образно представить себе героев, пережить вместе с ними какие-то сцены, переварить сложный стиль автора и т. п. Куда проще открыть журнал комиксов или посмотреть диснеевский мультфильм. Ярких стимулов предостаточно, впечатления получены, особо задумываться не требуется — красота!
Иногда бывает так: в детстве ребенок читает запоем, везде, где только можно, а подрастет — перестает. Почему? Возможно, чтение просто «приелось». Все хорошо в меру.
Умная книга пробудила умную мысль, — а что дальше с этой мыслью делать? Нужно как минимум — записать ее, как максимум — сделать ее достоянием других, чтобы они тоже вместе с ребенком могли подумать на эту тему. Вот почему так важны читательские дневники и совместные обсуждения. На основе прочитанной книги можно устраивать диспуты — почему бы и нет, если у ребенка есть читающие друзья. Главное — не полениться и организовать все это. Эта «околокнижная» жизнь избавит ребенка от инертного чтения.
И все-таки в любом случае много читающий в детстве человек и когда вырастет — все равно испытывает большую потребность в книге, чем население в среднем.
Общее снижение интереса к чтению — это, конечно, и влияние времени. В обществе уже нет культа книги, нет всеобщей заразительности, когда одна потрепанная книжка переходила из рук в руки, и не прочитавший ее был бы не понят. Нет дефицита книг — а что доступно и незапретно, то неинтересно.
Кроме того, наш век — информационный. Что это значит? Ушли на второй план чувства, отношения, главное — это информированность. Поэтому так привлекают детективы: никогда не знаешь, чем там все закончится. А что классика? Размышления, отступления, что будет в конце — и так ясно… В общем, «тягомотина». Так же поведет себя ребенок и в жизни: главное — поступки, а мысли, чувства, отношения — на заднем плане.
Более того, информации (стимулов) нас окружает слишком много. ТВ, компьютер, музыкальные центры, реклама звуковая и визуальная и пр. — сопровождают нас всегда и везде. Осталось очень мало возможностей побыть в тишине, не наблюдать ярких плакатов на стенах и т. п. В результате психические возможности истощаются, не хватает сил на дополнительные душевные усилия по чтению.
При наличии большого количества информации далеко не всегда она оказывается качественной. И ребенок это тоже прекрасно чувствует. Раз взял книгу — она оказалась плохой, второй — опять, в третий уже не захочется. Не у каждого есть умение и терпение отбирать из моря предложений действительно хорошие и качественные. А читать что попало, может быть, даже хуже, чем не читать вообще.
С детской литературой дела обстоят плохо. Книг о близком для ребенка, о его сверстниках, о современной жизни очень мало. Троллями и космическими пришельцами нельзя надолго зацепить человека. Разнообразные красочные энциклопедии для детей предназначены не для чтения, а для стояния на полке в рядочек. В таких книгах можно найти любую информацию, полюбоваться на картинки, но просто читать ее невозможно — слишком много информации, слишком мало для души.
Что дает нам чтение? Это общая грамотность и кругозор, развитие моральных навыков и умение выразить свои мысли и чувства, помощь в общении и социализации, овладение чувством языка, внимательное отношение к слову, способность различать его эмоционально-смысловые оттенки, что такое хорошо, что такое плохо. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок читал, обратите внимание, прежде всего, на себя — что вы для этого делаете и что вы делаете наоборот, что могли бы изменить и чем поступиться. Не делаете ли каких-нибудь ошибок, не слишком ли навязчивы?
Формы и приемы приобщения детей к чтению
Чтение можно назвать одной из составляющих перспектив духовности, интеллекта, культуры. Работая в начальной школе, я ставлю перед собой цель: пробудить у детей интерес к чтению, научить школьников с помощью книг не только приобретать новые знания, но и получать эстетическое наслаждение от художественных произведений, пробудить интерес к собственной литературно-творческой деятельности. Учу детей читать – думать, читать – чувствовать, читать – жить, читать-творить.
Большую роль в развитии интереса к чтению, в становлении ученика-читателя играет учебная и внеучебная деятельность учащихся. Организацию работы в этом направлении можно представить в виде схемы.
Интерес к чтению
Кружок «В гостях у книги»
Уроки литературного чтения по учебнику А.Рыбаковой «Парус»
Семейное чтение
Сотрудничество со школьной библиотекой.
За последние годы в методике появилось немало подходов и идей приобщения детей к чтению. Они позволяют заинтересовать учащихся предстоящим чтением, создают атмосферу поиска, расширяют границы творческой активности школьников.
Большие возможности для становления ученика - читателя имеет внеурочная деятельность. В 1 - 4 классах веду кружок «В гостях у книги» . На кружке знакомлю детей с играми, заданиями, упражнениями, направленными на развитие фантазии, воображения, творческого мышления, обучаю простейшим навыкам поэтического мастерства.
С первого класса я стараюсь не просто познакомить своих детей с книгой, а строю свою работу так, чтобы чтение стало их неотъемлемой частью жизни, а книга источником познания мира. При проведении занятий кружка и уроков внеклассного чтения с первого класса
1.Использую книги с яркими иллюстрациями и интересным содержанием.
2.Провожу простейшие литературные игры, например «Назови героя по описанию», «Найди ошибки в сказке».
3. Пять минут отвожу тому, чтобы дети обменялись мнением о прочитанном, поделились своими переживаниями, тем самым ребята, не подозревая о том, сами рекламировали книги. А это способствовало развитию интереса к чтению. Ребята обменивались не только мнениями, впечатлениями, но и книгами.
4. На каждом занятии кружка организую рекомендацию новых книг. Формы рекомендаций разнообразны: и обмен мнениями, и прямая рекомендация учителя с показом рекомендуемой книги, и небольшие выставки в классе – тематические или авторские, и прочтение отрывка из рекомендуемой книги, способного заинтересовать обучающихся, и показ иллюстраций и т. д.
5.На каждом уроке имеют место элементы анализа прочитанного произведения – не только в форме беседы, но предпочтительнее в форме свободных высказываний. Вопрос чаще ставится в общем виде: «Что ты можешь сказать про эту книгу?» или «Что тебе особенно в ней понравилось?» На каждом уроке даётся что – то новое в читательских умениях: умение найти сведения об авторе, умение сориентироваться в книге по её оглавлению, умение составить выставку, умение вести читательский дневник.
В.А. Сухомлинский писал: «Одной из истин моей педагогической веры является безграничная вера в воспитательную силу книги. Школа – это прежде всего книга… Книга – это могучее оружие, без неё я был бы немым или косноязычным; я не мог бы сказать юному сердцу и сотой доли того, что ему надо сказать и что я говорю. Умная, вдохновенная книга нередко решает судьбу человека»
Благодаря родителям, в классе имеется своя классная библиотека, в которой собраны книги, представляющие, на мой взгляд, наибольшую ценность для нравственного, умственного, эстетического воспитания. При отборе книг в классную библиотеку даю родителям следующие рекомендации:
Во -первых, при отборе книг нужно руководствоваться воспитательными целями.
Во – вторых, необходимо жанровое и тематическое разнообразие: проза и стихи; художественная и научно – популярная литература; фольклор – сказки, загадки; произведения писателей – классиков и современных авторов.
В- третьих, детям нужно рекомендовать только подлинно художественные, образцовые книги, отличающиеся высокими художественными достоинствами.
Нашей классной библиотекой заведует девочка, которая читает лучше всех в классе. Она ведёт строгий учёт книг, рекомендует детям книги по интересам. Один раз в неделю мы подводим итоги, кто больше прочитал за неделю. Эти дети награждаются аплодисментами.
Также раз в месяц к нам приходит школьный библиотекарь и отмечает ребят, которые много читают. Фотографии активных читателей находятся в классном уголке. Это же даёт толчок для остальных учащихся к приобщению к самостоятельной читательской деятельности. Фотографий с каждым месяцем становится всё больше и больше.
Стараюсь строить занятия кружка так, чтобы детям было интересно на протяжении всего занятия, чтобы ни одна минута не была прожита ребёнком бесцельно. Для этого использую различные задания , которые могут быть проведены в течение занятия в удобное время.
Задания, формирующие интерес к чтению:
Чтение по ролям.
Придумать к рассказу свой конец и сравнить с авторским.
Составить вопросы к тексту.
Учитель читает текст и заканчивает на самом интересном месте, предлагая ребенку закончить чтение.
Учитель, ставя проблемный вопрос, для ответа на который у ребенка нет необходимых знаний, предлагает найти на него ответ в тексте.
Разгадывание кроссвордов. Детям дается для самостоятельного чтения большое по объему произведение, а затем, по окончании срока прочтения произведения, предлагается ответить на вопросы кроссворда по прочитанному произведению.
Проведение конкурсов и блиц-турниров:
«Узнайте пословицу по ее началу»
- Книга мала, а…(ума придала.)
- Выбирай книгу, как …(выбираешь друга.)
- Книга – твой друг, без нее…(как без рук.)
- Книга не самолет, а за… (тридевять земель унесет.)
- Какие еще пословицы и поговорки о книге знаете?
«Из истории книг на Руси»
- А сейчас мы отправимся в прошлое. Какие книги были в Древней Руси? (Рукописные книги.)
- Кто писал рукописные книги? (Они писались учеными монахами.)
- Как называется повесть об истории Руси? («Повесть временных лет».)
- Кто написал «Повесть временных лет»? (Нестор, монах Киево-Печерского монастыря.)
- Как звали первопечатника? (Иван Федоров.)
- Кто из царей приказал строить государев Печатный двор? (Царь Иван Васильевич Грозный.)
На занятиях кружка использую различные приемы:
Приемы активизации сотворчества читателя, задачи которых связаны с пробуждением у школьников сопереживания, с активизацией воображения, мыслительной деятельности, словарного запаса;
Словесное рисование (прием цветовой гаммы, суть которого показать, что чувствуешь);
Подбор музыкального произведения к тексту, чтение на фоне музыки;
Работа над графическими иллюстрациями в роли художника («Если бы я был художником»);
Конкурс на лучшего чтеца, когда весь класс выступает в роли жюри;
Составление кроссвордов, викторин после изучения произведения или раздела;
Защита рисунков, тестирование, использование учителем изображений графической мимики;
Подобные методы и приемы направлены на формирование познавательного интереса и осознание читаемого, совершенствование речевых умений.
Для развития словесно-логического мышления можно использовать упражнения: « Как слова дружили», «Приведи все в порядок», «Найди подходящее слово», «Верни все на свои места».
Упражнение «Как слова дружили»
Придумай и скажи, чем похожи между собой слова в каждой из строчек. Что их объединяет в пары и тройки?
Яблоко и арбуз.
Сахар и снег.
Книга, крыша, коробка.
Морж, сторож, еж.
Ковш, нож, брошь.
Колесо, яблоко, окружность.
Ложка, лопата, ладонь.
Скрипка, гитара, арфа.
Санки, телега, карета.
Труд и река.
Примечание: Сравнивать понятия ребенку не всегда просто – ведь для этого нужно уметь анализировать, выделять наиболее существенные детали, находить общие признаки. Они могут касаться смысла слов и тех связей, которые существуют между ними, а иногда – их строения (количества слогов), рода или произношения.
Упражнение «Приведи все в порядок»
Нас с тобой окружает огромный богатый мир. Как в нем разобраться? Давай попробуем. Разделим все, что нас окружает, на группы: например, в одной окажется вся живность, в другой – разные растения, в третьей – предметы обихода… Можно объединять слова и по другим признакам. Скажем, по количеству входящих в них букв, звуков или слогов. Всем этим мы сейчас и займемся.
Варианты группировки
Животные, насекомые, птицы.
Фрукты, овощи, цветы.
Одежда, посуда, мебель
По начальной букве слова.
По последней букве в слове
По количеству букв в словах
По соответствию или, наоборот, несоответствию количества звуков количеству букв в слове.
Упражнение «Верни все на свои места»
Слова стояли по порядку, чтобы из них можно было составить небольшой рассказ. Но коварный Нечитайло все испортил: он поменял слова местами. Прочитай цепочку слов. Расположи в ней слова по порядку. Для этого тебе придется для начала представить, в какой последовательности происходили события: что случилось сначала, кто пришел потом, что было дальше. Объясни, почему ты расположил слова именно так, а не иначе. Потом мы перейдем к следующей цепочке.
Молоко, трава, корова, кувшин.
Врач, болезнь, выздоровление, лекарства.
Дома, строители, кирпичи, жильцы.
Холод, болезнь,, простуда, зима.
Цветы, почки, листья, плоды.
Школа, портфель, отметка, урок.
Футболисты, игра, результат, стадион.
Хлеб, зерна, мука, комбайн.
Взрослый, ребенок, младенец, школьник.
Упражнения для увеличения темпа чтения
«Буксир» и быстрое чтение про себя, сопровождаемое плавным ведением карандаша по читаемой строке. И первый, и второй – выполняются коллективно. Для этого готовятся карточки с текстом в 10-20 строк, которые читаются с убыстрением и многократно. Учитель по движению карандаша следит, чтобы скорость чтения была достаточно высокой.
Для работы на «буксире» класс разбивается на пары. Ведущий в каждой из них двигает карандаш по читаемой строке с таким расчётом, чтобы читающий отставал не более чем на одно слово. При повторном чтении отрывка темп его увеличивается.
2.Приём «Буратино». С помощью приёма «Буратино» детям предлагается выучить скороговорку. Делается это так. Ученики ставят согнутую в локте руку на парту. То же самое делает учитель. Как бы имитируя рукой движения метронома, он задаёт темп чтения, периодически ускоряя его. Ученики, повторяя это движение, читают с заданной скоростью. Когда темп возрастает достаточно, учитель предлагает ребятам самостоятельно вполголоса поучиться быстро читать скороговорку сначала с постукивание ручкой, а потом и без него.
3.Упражнение «Молния».
Чередуется обычное чтение с очень быстрым по команде «молния»
4. Чтение «Слоговичков»
С помощью линейки строчки и столбики читаются коллективно, группами, выборочно.
5. Приём многократного чтения за диктором.
Этот приём помогает уже в первые дни занятий поднять скорость чтения у плохо читающих детей на несколько десятков слов в минуту. Упражнение можно выполнять коллективно, всем классом. Для этого он разбивается на пары. В каждой паре один из школьников должен уметь читать быстро.
6. «Жужжащее чтение».
По-другому мои ученики называют этот приём «Пятиминутка чтения». Жужжащее чтение помогает ясному и правильному произношению слов и развитию скорости чтения.
Упражнения для развития словарного запаса
«Назови действие».
Метель метёт, а гром… .
Ветер…, а снег….
2. «Сравни»
По вкусу – лимон и мёд.
По цвету – ромашку и гвоздику.
По ширине - дорогу и тропинку.
3.«Слова – синонимы».
Из слов в скобках подбери синонимы к выделенным словам.
К словам первого столбика подбери антонимы из второго.
глубокий подводный
холодный мелкий
горячий
жарко
солнечный
5.»Один – много».
6. «Много – один».
7. «Найди лишнее слово».
Мак, ромашка, роза, лук.
Кошка, воробей, собака, корова.
Берёза, дуб, осина, малина.
Упражнения для развития грамматических навыков
«Вторая половинка»
При чтении произносится только вторая половина слова. Мысленная линия раздела проходит примерно посредине слова. Часто использую это упражнение с детьми, которые искажают окончания слов при чтении.
Вышел из кухни, побежала по дороге, живёт в деревне.
Это упражнение можно использовать на любых текстах.
«Догадайся». Нужно догадаться, каким должно быть окончание.
Выгляну… солны…. Обрадо… молод… синич…, запе… и собра… в лес.
«Кто? Что?»
Составление предложений по моделям.
Какой? Кто? Как? Что делает?
Кто? Что делает? Что? Чем?
«Угадай конец фразы»
По дороге шла ма….
Дети ели ка… .
«Найди ошибку».
В посёлке год назад возвели несколько одноэтажных домов.
Он обратно опоздал на урок.
Петя посолил суп солью.
В этом рассказе рассказывается про жизнь лесных животных.
6. «Пропавшие слова».
Необходимо прочитать рассказ, в котором потерялись некоторые слова.
Родился зайчик в ________ и всё боялся. Треснет где – нибудь ___________, вспорхнёт____________, упадёт с дерева ________________снега, - у зайчика душа в_______________.
Так как одной их важных задач начальной школы является создание условий, обеспечивающих умственное развитие детей, то на своих занятиях литературного кружка я использую смысловое прогнозирование (приём антиципации – предугадывание, предположение, чем закончится, о чём будем читать)
Примеры заданий, используемые на кружке.
Чтение страницы текста с закрытием последних пяти букв всех строчек листом бумаги.
Чтение текста по строчкам с закрытием текста, который предстоит прочесть, листом бумаги и с ответом на вопрос «А что дальше?»
Чтение половины текста с попыткой «угадать» события, которые произойдут дальше.
Чтение учителем вслух незаконченных предложений, которые нужно завершить.
Игра «Волшебный чемодан».
Ребятам сообщается, что был найден чемодан с набором предметов. Перечисляются предметы. Предлагается установить владельца.
Закончите крылатые фразы.
А вы, друзья, как не садитесь…
Скоро сказка сказывается…
Видит око, да…
Поди туда – не знаю куда…
Использую групповую форму работы при изучении произведений, которые можно прочитать по ролям. Дети образуют группы, часть учащихся встают, разворачивают стулья и образуют группы по 4-6 человек. Дети сами осуществляют дифференцированный подход: роль автора берёт на себя наиболее сильный учащийся, а остальные роли распределяют по степени трудности. Я же в это время перехожу от группы к группе, прислушиваюсь к их работе.
Начиная с первого класса, я предлагаю своим ученикам следующие задания: подбор рифмы, продолжение стихотворения. Такие задания помогают развивать у детей способность к стихосложению. А также пробуем силы в составлении синквейна.
СИНКВЕЙН
Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах - важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе.
Слово синквейн происходит от французского слова, которое означает "пять". Таким образом, синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк, которое строится по правилам.
При внешней простоте формы, синквейн - быстрый, но мощный инструмент для рефлексии, синтеза и обобщения понятий и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять своё отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего 5 строк.
Интересно использование синквейнов и в качестве средства творческой выразительности. Синквейн можно использовать на уроках литературного чтения, русского языка, окружающего мира, истории города, ПДД, ОБЖ.
Правила построения синквейна:
1 строка - 1 ключевое слово — тема синквейна, определяющее содержание (обычно существительным).
2 строка - 2 прилагательных, описывающих тему.
3 строка - 3 глагола, характеризующих действия, которые производит существительное.
4 строка - короткое предложение, фраза из 4 слов показывающая Ваше отношение к теме-существительному.
5 строка - синоним или Ваши ассоциации из одного слова, которое повторяет суть темы (обычно существительное).
Зим Зима
МорМорозная, любимая
ОжиОжидаюдаю, веселюсь, тороплюсь.
МорМороз щиплет щёки
ХорХороший отдых.
(Пот(Потапова Анжелика 2 класс)
Ёжи Ежик
Кол Колючий, круглый
Фы Фыркает, ищет, собирает.
Он к Клубок с иголками
Лес Лесной житель.
(Ко (Кошкин Артём 2 класс.)
План-конспект занятия кружка по чтению «В гостях у книги»
(2 класс)
Тема занятия: К.И. Чуковский «Путаница».
Цели занятия: ознакомить детей с биографией и творчеством К.И. Чуковского;
повторить знание малых жанров фольклора,
прививать любовь к чтению.
Речевая разминка.
Работа над скороговоркой.
Села Алеся, с печи ноги свеся,
Не смейся, Алеся, а на печи грейся.
2. Постановка цели занятия.
-Сегодня мы будем читать стихи замечательного детского поэта К.И. Чуковского. Вы знакомы с ним с раннего детства, его стихи, загадки и сказки читали вам, когда вам было два-три года.
3. Работа с презентацией «Произведения К.И. Чуковского».
1 слайд.
-Что вы знаете из жизни писателя? Каким он был человеком? (Дети рассматривают портрет.)
-Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щеточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся лаза и удивительно легкая походка. К сожалению, его жизненный путь завершен. Его день рождения – 1 апреля. Но книги Дедушки Корнея будут жить очень долго.
-Почему, как вы думаете?
-Давайте послушаем, что пишет о Корнее Ивановиче его внук
2-3-4 слайд.
Вспомним произведения К.И. Чуковского.
Поиграем.
-Из какого произведения отрывок?
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
«Айболит».
5-6 слайд.
-Из какого произведения этот отрывок?
Я три ночи не спал,
Я устал.
Мне бы заснуть,
Отдохнуть…
Но только я лёг –
Звонок!
«Телефон».
7-8 слайд.
-Угадай это произведение.
Вот была потом забота –
За луной нырять в болото
И гвоздями к небесам
Приколачивать!
«Тараканище».
9-10 слайд.
-Продолжи.
Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
И качает головой…
«Мойдодыр».
11-12 слайд.
-А дальше?
Бом! Бом! Бом! Бом!
Пляшет Муха с Комаром.
А за нею Клоп, Клоп
Сапогами топ, топ!
«Муха-цокотуха».
13-14-15 слайд.
Загадки Дедушки Корнея.
-Отгадайте.
Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нем.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо. (Цыпленок)
Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят. (Ёж)
Паровоз
Без колес!
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошел –
Прямо по морю пошел! (Пароход)
16 слайд.
Читаем произведения К.И. Чуковского.
Телефон.
Айболит.
Путаница.
Муха-Цокотуха.
Тараканище.
Цыпленок и другие.
5. Физкультминутка.
6. Знакомство с произведением К.И. Чуковского «Путаница».
А) Первичное чтение «Путаница» «жужжащим» чтением, подготовка к чтению вслух.
-Понравилось вам стихотворение?
-Почему улыбаетесь?
-Что показалось самым смешным?
-Что запомнилось сразу?
-Назови персонажей сказки?
-Кто из них самый серьезный?
-Как его называет автор?
-Чем «Путаница» похожа на небылицу?
Б) Выразительное чтение.
-Читаем выразительно, стараясь передать настроение каждого героя.
В) Творческое задание. Сочинение своей небылицы.
-Помните ли вы, что такое рифма? Придумайте рифмы к словам.
Надо дать ученикам несколько слов. Например:
плюшка - …(подушка, мушка, кружка…)
птичка - …(синичка, спичка…)
улитка - …(калитка, нитка…)
-Придумайте свою небылицу со словами-рифмами:
1 вариант - лягушка-подушка, 2 вариант - лужок-прыжок.
(Обязательно напомнить детям, что рифма – это созвучие слов, поэтому если дети заменят окончание в одном слове, то его надо изменить и в рифмующемся. Например:«лягушки- у подушки)
-А теперь новые рифмы: береза - розы, осина - апельсины.
(Дети пробуют сочинять)
-А теперь посмотрим, какие стихи получились у К.И. Чуковского.
-Какое слово повторяется несколько раз?
-какое настроение оно создает?
Какие созвучия в конце стихотворных строк ты нашел? Придумай сам пары слов с повторяющимися звуками на конце.
-Поиграй с друзьями в игру «Рифма».
9. Итоги занятия.
-Что вы узнали о К.И. Чуковском? Что больше всего запомнилось?
-Какое у вас настроение?
-Можете ли вы его выразить в стихотворных строках?
Краткая динамика достижений учащихся
Проанализировав уровень навыка чтения моих учащихся, я заметила, что у детей развивается самостоятельная читательская деятельность и расширяется кругозор.
Ученики моего класса обращаются к дополнительным источникам, по собственной инициативе, при подготовке к урокам литературного чтения (сведения о писателях, поэтах), к курсу «Окружающий мир», изобразительному искусству.
Сейчас я с уверенностью могу сказать, что для обучающихся моего класса книга стала надёжным другом, помощником. Подтверждением моих слов является одна из последних анкет, которую я провела среди детей.
Анкета.
Как ты оцениваешь роль книги в современном мире?
Какую литературу ты больше любишь читать: художественную, фантастику, энциклопедическую?
Напиши название книги, которую ты читаешь в настоящее время. Кто автор книги?
Результаты анкеты выглядят следующим образом.
1)На первый вопрос все 15 детей ответили, что без книги прожить нельзя.
2) Мнения по поводу чтения книг разделились.
а)художественную литературу любят читать -15 человек. (100%)
б)фантастику – 7 человек. (43%)
в)энциклопедическую литературу – 8 человек. (57%)
3) Все дети написали название книги и её автора
Мне кажется, что результат двухлетней работы не прошёл даром. Мои ученики читают с удовольствием, самостоятельно, потому, что обладают навыком чтения, так как плохо читающий ребёнок не проявит должного желания к книге, к её чтению.Впереди ещё два года обучения моих детей в начальной школе. Я ставлю перед собой новые задачи, потому что прочные навыки чтения учащихся в начальной школе создают базу для усвоения всех школьных дисциплин, и ученики легко адаптируются к обучению в среднем звене. Сформированные навыки чтения помогают решать сложные задачи воспитания и развития ума, воли, чувств ребёнка. Владение полноценными навыками чтения является важным условием жизни человека в современном мире.
Заключение
Литература относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений. Которого носит опосредованный характер: человек получает тем большее наслаждение художественными образами, чем ярче оказываются представления, возникающие у него в процессе чтения. Литературное творение создается с помощью слова, языка. И образы, населяющие его, не вещественны – их нельзя потрогать, увидеть, услышать. Они оживают в нашем воображении в ходе чтения, а потом остаются в нашей памяти. Чтобы литературный образ обрел определенные очертания, какую-то плоть, необходима сосредоточенность читателя в процессе чтения, его нацеленность на активную работу, воссоздающую и творческое воображение, на ассоциативное мышление.
Таким образом, работа по привитию любви к чтению младших школьников – дело важное и необходимое. Поиск новых методик обучения чтению, создание системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников является одной из важнейших задач современной психологии, педагогики и методики русского языка и литературы.
Подводя итоги, хотелось бы дать некоторые рекомендации учителям начальных классов:
Не заставляйте, а приглашайте ребенка к сотрудничеству и взаимопониманию, сделайте каждую встречу с книгой праздником.
Яркость, эмоциональность и разнообразие – вот три направления, по которым должно проводиться обучение чтению.
Вызвать самостоятельный поиск ребенка, активность его пытливого ума – именно к этому нужно стремиться.
Прививая ребенку любовь к книгам, нужно стараться, чтобы чтение было осознанным.
Учитывайте индивидуальные особенности школьников, используйте задания различных видов и типов.
Итак, не научившись как следует читать, ни один человек в мире не стал творческой личностью. Личностью – самобытной, думающей о жизни, стремящейся по своим силам ее созидать.
Любовь к чтению не только важнейший резерв обучения и развития, но и необходимый фактор становления личности завтрашнего гражданина, которому предстоит наращивать свой интеллектуальный потенциал всю жизнь.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. «Чтение без принуждения», М.,1993
Зайцев В.Н. «Резервы обучения чтению». М., 1991г.
Андреев О.А. «Приобщение к чтению »- М.: Просвещение, 1991г.
Сухих И.Г. «50 литературных викторин для детей дошкольного и младшего школьного возраста» - М., 2002г.
«Я иду на урок в начальную школу: Внеклассная работа: Олимпиады и интеллектуальные игры: Книга для учителя.»- М.: Издательство «Первое сентября», 2006г.
«Большой справочник. Начальная школа».- М.: «Олимп», 2000г.