Цель проекта: Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение учащихся начальной школы к истории и культуре родной страны – России, её достопримечательностям; воспитание любви и привязанности к родной стране; обогащать опыт детей о своем городе, стране, Родине через приобщение к культурному наследию своего народа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель проекта: Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение учащихся начальной школы к истории и культуре родной страны – России, её достопримечательностям; воспитание любви и привязанности к родной стране; обогащать опыт детей о своем городе, стране, Родине через приобщение к культурному наследию своего народа.
Задачи проекта:
Воспитывать любовь к родному дому, семье, уважение к родителям и их труду;
Формировать представления о родном городе и его достопримечательностях, его государственных символах;
Создавать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родной страны - России;
Расширять и углублять представление о Родине – России – как месте, где человек родился, живет, славу и богатство которой должен беречь и приумножать.
Осуществлять ознакомление учащихся с историческим и культурным, географическим, природно-экологическим своеобразии России;
Расширять кругозор детей на основе материала, доступного пониманию детей: былин, сказок, рассказов, стихотворений об исторических событиях нашего города и нашей страны.
Приобщать к истокам народной культуры.
Формировать навыки культуры речевого общения.
Воспитывать чувство гордости за Россию, эмоционально-ценностное отношение к своей стране.
Воспитывать желание познавать и возрождать лучшие традиции русского народа: трудолюбие, доброту, сострадание, взаимовыручку, гостеприимство.
Подготовительный этап: - подобрать иллюстрации, картины, слайды, музыкальные записи; - подобрать образцы русских народных промыслов; - разработать сценарий литературно-музыкального праздника «Что мы родиной зовём?»; - подготовить материал для изобразительной деятельности.
Содержание проекта: - провести анкетирование познавательного цикла по обогащению и расширению знаний в этой области; - организовать творческую деятельность детей: игры, рисование, аппликация и т.д.; - привлечь детей и родителей к сбору материала для оформления альбомов: «Москва – сердце России!», «Города герои России», « Золотое кольцо России», « Флаги мира»; - провести литературно-музыкальный праздник «Что мы родиной зовём?».
Актуальность.
«Человеку никак нельзя жить без Родины,
как нельзя жить без сердца». К. Паустовский
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.Формирование знаний о трудовой деятельности взрослых и т.д.
Так же, современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, родному городу, Родине.
Знакомство детей с родным краем, своей страной: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины.
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей семье, своему городу, своей Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы.
С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей младшешкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
Проект состоит из блоков:
блок - Моя семья, мой город, моя страна, моя планета (ноябрь-декабрь)
блок - Русская горница (январь)
блок - Сыны Отечества (февраль)
блок - Народная культура и традиции (март)
блок - Природа России (март - апрель)
блок - День Земли. Покорители космоса (апрель)
блок - День Победы (май)
Участие родителей в проектной деятельности:
Участие в подборе информации (иллюстраций, книг) по теме проекта, познавательного материала.
Повышение интереса учащихся к своему городу, своей стране;
Умение выражать собственное мнение, анализировать, реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь;
Приобретение детьми навыков социального общения с взрослыми и сверстниками;
Формирование представлений о родной стране, желание быть патриотом своей Родины, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит.
Воспитание нравственных качеств личности: доброты, уважения к старшим, любви к Отчизне и др.
Знать историю своей страны, её героев.
Тематический план работы в рамках проекта
Ноябрь:
Познавательная деятельность:
1. «Мой город. Экскурсия по улицам города»
Цель: познакомить детей с главными улицами и достопримечательностями родного города; учить узнавать их по иллюстрациям и уметь рассказывать о достопримечательностях города, воспитывать интерес и любовь к родной земле.
2. Игра-путешествие “Город мой родной”.
Цель. Продолжать знакомить детей с родным городом, его достопримечательностями. Учить описывать свои впечатления и настроение. Воспитывать интерес к родному городу.
3. “Имя улицы моей”.
Цель. Знакомить детей с историей родного города. Объяснить происхождение названий некоторых улиц города. Побуждать детей к связанным высказываниям на тему “Моя улица”
4. «Что я знаю о своем городе»,
Цель: Повышение интереса школьников к своему городу, формировать представления о родном городе и его достопримечательностях.
5.«Мы живем в России»
Цель: формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитывать патриотическиечувства.
6. « Москва – столица моей Родины»
Цель: уточнить и систематизировать знания детей о столице России, формировать представление о Москве как о главном городе нашей страны, воспитывать гражданско-патриотические чувства. 7. «Я гражданин России»
Цель: формирования чувства ответственности, воспитание гражданской позиции.
8. Дидактические игры: «Узнай наш флаг», «Собери Флаг», «Узнай по описанию», «Собери картинку – Москва»
Цель: закрепить знания о символики нашей страны
Продуктивная деятельность:
1.Аппликация: «Флаг России»
3. Рисование: « Мы дети одной страны»
Чтение художественной литературы:
Знакомство с народными приговорками. Заучивание приговорки “С горы на гору”, «Где родился – там и сгодился»
Цель. Познакомить детей с народными приговорками, с особенностями этого жанра.
Заучивание: П. Воронько «Лучше нет родного края», С. Есенина «Береза»
Цель: познакомить детей с историей возникновения Московского Кремля, побуждать детей восхищаться его красотой, воспитывать патриотические чувства.
2.Работа с глобусом « Найди, где мы живём»
3. «История флага»
Цель: Воспитывать у детей любовь к своей Родине – России; познакомить детей с историей государственного флага России; со значением цветов триколора.
4. «История герба»
Цель:воспитывать у детей любовь к своей Родине – России; познакомить детей с историей российского герба. Провести сравнение изображения современного герба с дореволюционными.
5.Беседа «Дружба на планете»
Цель: донести до детей значимость дружеских отношений, согласия, понимания между народами.
6.Беседа«Любимые места отдыха»
7. «Какие народы живут в России»
Цель: познакомить детей с многонациональным составом населения России, воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей. Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением людей в национальных
костюмах или куклы, одетые в национальные костюмы, блюда национальной кухни разных народов (сладости), иллюстрации или предметы национальных промыслов народов России.
Продуктивная деятельность:
1.Рисование «Город мой родной
2. Лепка «Портрет моей семьи»
Чтение художественной литературы:
Рассказы: М. Жестев «Всему начало».
Э. Шим «Где наша деревня», разучивание А Прокофьев «Как на горке, на горе»
1.“Знакомство с предметами быта русского народа” (в русской горнице).
Беседа «Русская горница»
Цель: познакомить детей с ткацким станком, со скатертями и другими предметами быта, которые шили из домотканой ткани. Воспитывать интерес к предметам быта русского народа.
Цель: учить называть и узнавать предметы старины, находить сходство и отличие.
4. Ситуативный разговор «Русская печь»
5. Беседа «Что такое святки»
Цель: дать детям знания о святках, формировать представление о русских народных праздниках.
6. Беседа: «Русские народные промыслы»
Цель:расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах, побуждать детей восхищаться народными умельцами и предметами их творчества. 7.Беседа «Русский национальный костюм»
Цель:Развитие интереса к русскому народному костюму. Познакомить детей с элементами русского народного костюма. Воспитывать интерес к русскому народному фольклору.
8. Рассматривание альбомов «Мастера гжели»
Музыка:
Разучивание «К нам гости пришли», песни – колядки.
Продуктивная деятельность:
Лепка из соленого теста предметов быта русского народа
Рисование русского костюма.
Чтение художественной литературы:
ДжанниРодари «Чем пахнут ремесла», «Садко»
Разучивание песен, колядок.
Февраль:
Познавательная деятельность:
1.Беседа « Я живу в России»
2. Загадки о профессиях
3.Игра «Скажи правильно»
4.Представление детьми личного опыта «Я в мире профессий» - развитие монологической речи.
5.Сюжетно ролевые игры «Пограничники», «Разведчики», «Строители».
6. Беседа «Спецтранспорт»
7.Беседа «Тот герой, кто за Родину горой!»
Продуктивная деятельность:
1.Лепка «Танкист и танк»
Чтение художественной литературы:
Стихи: С. Маршак «Пограничники». А. Барто «Помощница», В. Маяковский «Кем быть?».
Рассказы: Л. Кассиль «Твои защитники», В. Осеева «Волшебное слово», Б. Житков «На льдине». С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»
Пословицы и поговорки.
Музыка:
Слушание военных песен, «Марш славянки»
Март:
Познавательная деятельность:
1.Беседа «Народные промыслы России»
2. Беседа «Изделия хохломские и городецкие»
3.Беседа «Игрушки дымковские и филимоновские» 4.Беседа: «Гжель и Жостов» Цель. Продолжать знакомить с русскими народными промыслами и традициями.
Беседа о культуре народов России « Мы говорим на русском языке»
Беседа «Русские матрешки» - воспитывать интерес к русской народной культуре.
5. Блиц – турнир «Наша Родина – Россия»
6. Беседа «Мамы разные важны» Кукла в русском национальном костюме»
7.Беседа: «Путешествие по России»
Цель. Закрепить знания детей о разнообразии природы России. Воспитывать любовь к своей Родине. Вызывать чувство восхищения красотой русской природы. Продолжать знакомить с пейзажной живописью. Активизация словаря: иллюстрации, пейзаж, Россия, россияне, названия деревьев, злаки.
8.Путешествие на ковре – самолете «Большая и малая Родина»;
9. «Вопросы бабушки Загадушки»
Продуктивная деятельность:
Роспись “Русская матрешка” (с элементами рисования).
Цель: закрепить знания детей о народной игрушкой, о ее истории возникновения, учить описывать матрешку, отмечая особенности росписи, воспитывать интерес к народной игрушке.
Раскраски «гжель»
Чтение художественной литературы:
« Ю.Яковлев «Мама»
Русские народные песни «Береза моя..», «Ты рябинушка, раскудрявая…».
Пословицы и поговорки о Родине, о дружбе, об умении и трудолюбии, о природе.
Стихи: Б. Заходер «Что красивее всего?»
Рассказы: И. Соколов - Микитов «Русский лес», М.Пришвин «Лесные гости»;
Заклички, как жанр детского фольклора
Музыка:
Русские народные инструменты
Слушание русских народных песен
Пение песни «Во поле береза стояла»
Развлечение «Масленица»
Апрель:
Познавательная деятельность:
1 . Беседа «Климатические зоны России»
Цель: познакомить детей с климатическими зонами России: тундрой, тайгой, средней полосой, степью; формировать в представлении детей образ огромной по территории Родины, воспитывать патриотические чувства.
2.Беседа «Голубые реки России»
Цель: расширять представления детей о природе России, познакомить с названиями рек, с озером Байкал. 3. Беседа«Красная книга России.
Цель: сформировать первоначальные представления о Красной книге, продолжать формирование системы знаний о положительном и отрицательном влиянии человека на природу, через эмоциональное участие в викторине сформировать устойчивый интерес к природе.
4.Беседа на тему “Русская березка”.
Цель. Рассказать детям о русских традициях связанных с русской березкой-любимым деревом на Руси. Познакомить со стихами русских поэтов о русской березке.
5.Рассматривание альбома «Моя Россия», И. Левитан « Большая вода»
6.Беседа «Растительный мир тундры»
7.Путешествие по карте
Цель: расширить знания детей о нашей стране, в которой мы живем; познакомить с географической картой, картой мира; воспитывать любовь к Родине, уважение к людям разных национальностей; активизировать словарь детей словами: «суша», «водоем», «рельеф», «физическая карта».
8.Коллективный рассказ на тему: “Родина малая и большая”.
Цель. Учить логически выстраивать монологи-рассуждения, используя при этом свои представления об окружающем мире. Воспитывать бережное отношение ко всему, что нас окружает.
Цель:закрепить знания детей о государственных символах России; воспитывать чувство любви к своей Родине – России; расширять представления о природе России; развивать умение отгадывать кроссворды; развивать умение правильно строить свой ответ, согласно грамматическим правилам; развивать познавательные интересы; воспитывать в детях чувство товарищества, умение сопереживать и поддерживать друг друга; создать радостное и веселое настроение у детей.
Албанская сказка «как солнце и Луна друг другу в гости ходили»
Чтение рассказов о Ю. Гагарине.
Заучивание стихотворений о природе Плещеев А., А. Майков – воспитывать любовь к природе
Мероприятия
«День Космонавтики» 12 апреля
« День Земли» 22 апреля
Май:
Познавательная деятельность:
1.Беседа: «Ордена и медали ВОВ» Цель:познакомить детей с основными орденами и медалями ВОВ. Подвести к понятию выражения «награда за подвиг» Закрепить знания о событиях ВОВ.
2.Литературная викторина по произведениям о защитниках земли русской Рассматривание картин и иллюстраций о русских богатырях.Цель. Знакомить детей с былинными героями земли русской. Учить составлять рассказ по картинке. Воспитывать уважение к русским богатырям.
3.Беседа «Тот герой, кто за Родину горой».Цель: познакомить детей с героическим подвигом русского народа в годы ВОВ, воспитывать любовь к Родине, интерес к ее героической истории, способствовать устойчивому интересу к художественным произведениям, развивать патриотические чувства.5.Беседа«Ими гордится Россия»6.Рассматривание: Ю.М. Непринцев «Отдых после боя», А. Дейнека «Оборона Севастополя», П. Корин «Маршал Г.К. Жуков», Города Герой.
Цель: познакомить детей с крупными городами России, городами – героями, «Золотым кольцом», побуждать детей восхищаться красотой нашей страны, воспитывать патриотические чувства.
Музыка
Слушание
Д. Тухманов «День Победы», «Прощание славянки»
Литературно-музыкальный праздник «Что мы родиной зовём?».
Чтение художественной литературы
Л. Кассиль «Твои защитники», А. Барто «На заставе»; «Блокада», А. Пантелеев «Честное слово» ; «Щедрый ежик» С. Алексеев « Тридцать три богатыря», С. Михалков «Россия», Лебедев – Кумач «Москва».
Цель: воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, армию, желание, став взрослыми, встать на защиту своей страны.
Разучивание «День победы»
Продуктивная деятельность:
Письмо солдату.
Список используемой литературы:
Герб и Флаг России. Е.К. Ривина.
Нравственное воспитание в детском саду. В.Г. Нечаевой.
Познавательное развитие. стар. гр. Волчкова В.Н., Степанова Н.В.
Мы живем в России .Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова М., 2007г.
Я и мир. Конспекты занятий по социально – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, Мосалова Л.Л., – СПб.: детство-Пресс, 2011г
Развитие представлений о человеке в истории и культуре. Мулько И. Ф., -ТЦ: сфера, М., 2009г
Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: детство-Пресс, 2000.
object(ArrayObject)#853 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(158) "Краеведческий проект для детей старшего дошкольного возраста на тему «Я и моя Родина»"
["seo_title"] => string(80) "kraieviedchieskii_proiekt_dlia_dietiei_starshiegho_doshkol_nogho_vozrasta_na_tie"
["file_id"] => string(6) "450645"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1516204702"
}
}