Наше здоровье - самое дорогое, что смогла подарить природа, но, к сожалению, мы очень часто забываем о том, что его нужно беречь. Статистические данные Всемирной организации здравоохранения всё с большей очевидностью показывают отрицательные проявления в изменении здоровья детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект "Правила здорового питания"»
Управление образования Топкинского муниципального района
Научно – практическая конференция исследовательских работ учащихся
«Первые шаги в науку»
Начальная школа
Правила здорового питания
Автор: Сидорова Вера
Андреевна
Класс:4а
ОО: МАОУ «СОШ №1»
Научный руководитель:
Савчук Альбина
Алексеевна, учитель
начальных классов
Топки - 2017
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
3
Значение пищи для человека
5
Экспериментальная часть 1
6
Полезные пищевые вещества
7
Витамины и минеральные вещества
8
Полезные продукты
9
Вредные продукты
13
Режим питания
14
Экспериментальная часть 2
16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
17
Список использованной литературы
19
Приложение А
20
Приложение Б
27
Введение
Наше здоровье - самое дорогое, что смогла подарить природа, но, к сожалению, мы очень часто забываем о том, что его нужно беречь. Статистические данные Всемирной организации здравоохранения всё с большей очевидностью показывают отрицательные проявления в изменении здоровья детей.
Неправильное и плохое питание является одним из четырех общих факторов, связанных с основными неинфекционными заболеваниями (рак, диабет, сердечно-сосудистых заболеваний и хронических заболеваний легких).
Данная проблема стоит и перед нашим классом и всей нашей школой. Школьные нагрузки порой очень сильно истощают детей. Невозможность полноценно питаться в течение дня приводит к тому, что ученики утоляют голод перекусами, употребляя в пищу некачественные продукты, купленные в ближайшем супермаркете, и отказываясь от горячего питания в столовой.
Часто от взрослых приходится слышать: «Необходимо правильно питаться». Но мы, дети, часто не слушаем их и едим только то, что нравится нам. Поэтому я решила изучить эту проблему и доказать своим сверстникам, что здоровое и правильное питание жизненно необходимо каждому из нас.
Цель данного проекта- узнать, что такое здоровое питание?
Задачи исследовательской работы:
Понять - какие продукты полезные, а какие вредные?
Научиться правильному режиму питания;
Формировать у своих сверстников навыки здорового питания.
Гипотеза:
Все знают и много говорят вокруг о здоровом питании. Но, к сожалению, мои сверстники продолжают увлекаться вредными продуктами. Я задалась вопросом, почему это происходит? Может быть родители не говорят ребятам об основах здорового питания? Может причиной является нездоровое питание в столовой? А может быть потому, что запретный плод сладок?
Предполагаемая гипотеза:
Знакомство с вредными и полезными продуктами, соблюдение правильного режима питания приведет к тому, что дети укрепят свой иммунитет, у них улучшится самочувствие, будет меньшее количество заболеваний, по причине которых пропускаются уроки.
Моим главным объектом для наблюдения на протяжении всего исследования будут являться продукты питания.
Для этого я буду использовать методы исследования, такие как:
Анализ литературы как опубликованной, так и взятой из интернет-ресурсов;
Анкетирование;
Интервью;
Опросы и наблюдения.
Значение пищи для человека
Ребенок родился. В прежние времена в подавляющем большинстве случаев ему грозило голодное детство, поэтому родители хотели, чтобы их младенец был потолще, поупитаннее, тогда он останется жить. Но вот опасность голодной смерти давно миновала, а родители продолжают откармливать малышей, оказываясь в результате виновниками их будущих болезней.
Раньше, когда я еще ходила в детский сад, мама заставляла меня питаться в строго отведенное время. Я часто не хотела этого делать. Особенно не хотелось есть овощи, супы и каши. А мама все повторяла: «Дерево держится корнями, а человек своей пищей». Немного повзрослев, я попросила маму объяснить эту поговорку. Оказывается, все, что мы употребляем в пищу, в конечном итоге превратится в составляющее наших внутренних и внешних органов. Продукты питания помогают человеку расти, придают много сил и бодрости, усиливают защитные силы организма, помогают бороться с болезнями. Если человек долго не ест, его организм начинает расходовать вещества, которые в виде запасов находятся в теле. Человек худеет. Без пищи он может прожить около месяца. Без воды - 3-4 суток.
Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться,
Чтоб расти и развиваться
И при этом не болеть
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь.
Экспериментальная часть 1
После того, как я познакомилась с информацией о значении пищи в жизни человека, мы решили провести эксперимент, цель которого было определить, выбирают ли ребята здоровые продукты.
Одноклассникам было предложено из перечня продуктов выбрать наиболее любимые и вкусные, полезные и вредные.
Для обработки результатов эксперимента было проведено анкетирование. Вместе с классным руководителем мы составили анкету. Были опрошены 25 учащихся нашего класса.
В анкету 1 были включены вопросы о том, какие полезные продукты знают ребята, часто ли они покупают овощи, фрукты, ягоды, является ли для них покупка вредных продуктов праздником (Приложение А).
Результаты анкетирования (Приложение Б) показали, что все понимают, для чего человек питается. Целых 18 человек сказали: «Мы кушаем, чтобы жить и получать энергию». Трое из класса считают, что «нужно употреблять полезную пищу, чтобы быть здоровым».
Очень радует, что многие ребята знают полезные продукты. Среди них отмечены в основном овощи (10 человек), фрукты (12), морковь выделена отдельно (7). Двое выделили мясо, рыбу, кашу, ягоды, мёд. И в то же время не все ребята понимают важность этого процесса.
Проанализировав ответы на остальные вопросы анкеты (Приложение А), а также используя свой опыт и опыт взрослых, можно сделать следующие выводы:
В семьях часто не просто покупают овощи, а сами их выращивают. Таким образом, овощи попадают на стол прямо с грядки;
В тоже время покупка чипсов, батончиков, газированной воды является для большинства ребят праздником;
В большинстве семей (23 опрошенных) говорят о здоровом питании;
30 % не могут прожить без сладостей.
Таким образом, вопрос здорового питания поднимается в семьях, но дети мечтают о вредной пище.
Полезные пищевые вещества
Оказывается, кроме хорошего вкуса, еда должна иметь много других составляющих, которые поддерживают наше здоровье. Что это за составляющие?
Жиры – это настоящая кладовая энергии, забитая до отказа. Иногда мы едим жиры в чистом виде – например, сливочное масло, сливки, растительное масло для приготовления пищи.
Углеводы быстро увеличивают энергетический запас нашего организма. Углеводы – это сахар, который добавляем в кашу, молоко, конфеты. Также крахмал, который получают с картофелем, рисом и изделиями из пшеницы, например, с хлебом и крупяными завтраками.
Белок – это строительный материал почти для всего тела (Рисунок 1). Наша кожа, мышцы, сердце сделаны из белка. Даже глаза, уши и нос состоят из белка. Белок получают из мяса, рыбы, яиц, курицы, сыра, молока, бобовых. По мере того, как мы становимся выше и сильнее, нам требуется много белка, необходимого для строительства собственного тела. Если некоторое количество белка останется неиспользованным для строительства тела, организм превратит его в энергию.
Рисунок 1 – Представители белка [2].
Витамины и минеральные вещества
Витамины и минеральные вещества - необходимые составляющие пищи, которые содержатся в ней в небольшом количестве. Они помогают извлекать энергию из пищи и помогают белкам в строительстве тела.
Витамин А помогает видеть глазам и поддерживает твою кожу упругой и чистой. Большое количество витамина А содержится в моркови, сливочном масле и сливках (Рисунок 2).
Витамин В (имеется несколько видов) дает возможность мышцам работать и делает тело сильным. Мы можем получить их из многих продуктов, например, из мяса, круп, фруктов и овощей.
Витамин С делает здоровыми десны и помогает бороться с инфекциями. Его много в апельсинах, лимонах и свежих овощах. Если овощи долго варить, витамин С разрушается.
Рисунок 2 – Витамин А [2].
ВитаминD – витамин солнечного света. Его вырабатывает кожа под действием солнца. Мы можем получить его из маргарина и жирных сортов рыб, например, сардин.
Витамин Е – помогает всем клеткам организма оставаться молодыми и здоровыми, укрепляет выносливость, помогает сохранять легкие здоровыми. Понемногу он содержится во многих продуктах (Рисунок 3). Больше всего его в пшенице и маслах.
Рисунок 3 – Витамин Е [2].
Таким образом, я поняла, что в разных продуктах содержится разное количество всех этих веществ. Нужно стараться есть разнообразные продукты с каждым приемом пищи.
Полезные продукты
Так какие же продукты необходимо употреблять в пищу, чтобы расти здоровым? Изучив различную литературу, я узнала, что таких продуктов очень много.
По мнению ученых, в первую очередь звания «самые полезные продукты» заслужили ягоды (Рисунок 4). Особенно подчеркивают исследователи свойства черники и голубики. Эти полезные продукты содержат наибольшее количество веществ, которые снижают риск возникновения многих болезней.
Рисунок 4 – Ягоды [3].
В список самых полезных продуктов питания попали и орехи (Рисунок 5), причем какой-то отдельный их вид ученые не выделяют – полезны абсолютно все. Орехи являются источником большого количества витаминов, минералов, белков, полезных жиров.
Рисунок 5 – Орехи [3].
Лук и чеснок (Рисунок 6) – несомненно, полезные продукты питания, и ученые это подтверждают. Являясь настоящей кладезью витаминов, минералов, микроэлементов, полезных эфирных масел, эти продукты питания оказывают положительное влияние на весь организм человека. И, конечно, каждый знает, что лук и чеснок – это самые полезные продукты при простудных заболеваниях. Эфирные масла, содержащиеся в луке и чесноке, предотвращают размножение микробов и уничтожают их.
Рисунок 6 – Лук и чеснок [3].
Следующими в списке «Самые полезные продукты» идут бобовые (Рисунок 7). Содержащееся в них большое количество ценных белков и грубой клетчатки делают эти продукты поистине уникальными в своем роде. Соя, бобы, фасоль и горох – полезные продукты для больных сахарным диабетом, страдающих ожирением, заболеваниями пищеварительной системы, почек и печени, имеющих слабую иммунную систему. Также бобовые – это полезные продукты питания при расстройствах нервной системы, ведь содержащиеся в них аминокислоты обеспечивают спокойствие, уравновешенность человека.
Рисунок 7 – Бобовые [3].
Фрукты (Рисунок 8) – безусловно, без них список самых полезных продуктов питания был бы неполным. В первую очередь, это яблоки. Список заболеваний, для профилактики и лечения которых они особенно полезен, довольно широк. Это полезные продукты питания для сердечно-сосудистой, пищеварительной, иммунной системы, заболеваниях кожи и опорно-двигательного аппарата. Снижая уровень холестерина и сахара в крови, замедляя рост раковых клеток, яблоки по праву могут называться самыми полезными фруктами. В список «Самые полезные продукты» попали также и другие фрукты: киви и хурма, ананас и гранат, абрикос и банан, авокадо и манго. Таким образом, чем разнообразнее будет ваше «фруктовое меню» - тем лучше.
Рисунок 8 – Фрукты [2].
Овощи.Место в списке самых полезных продуктов нашлось и для овощей. Лидируют здесь зеленые листовые овощи: шпинат и салат (Рисунок 9). Эти полезные продукты хороши для кишечника, полезны при ожирении. Среди овощей на звание «самые полезные продукты» претендуют также капуста и морковь. Так, капуста (особенно белокочанная) имеет высокую питательную ценность и полезна как в свежем виде, так и в квашеном. Капуста обогащает микрофлору кишечника, способна выводить из организма холестерин. Это особенно полезная еда при болезни желудка. Морковь не отстает от капусты по количеству содержащихся в ней полезных веществ. Она укрепляет иммунную систему, улучшает функционирование кишечника, положительно воздействует на зрение, оказывает ранозаживляющие и противовоспалительное действие. Особенно хороши эти полезные продукты в сочетании, например, в салатах.
Рисунок 9 – Шпинат и салат [3].
Дары моря (Рисунок 10) – безусловно, полезные продукты питания. Первое место среди них занимает рыба. Рыба способствует активизации работы мозга, быстрому заживлению ран, препятствует образованию раковых клеток.
Рисунок 10 – Морепродукты [2].
Следующими в списке самых полезных продуктов идут яйца. Они способны очищать человеческий организм, выводить из него вредные вещества, расщеплять жиры, а яичный белок является лучшим «строительным материалом» для мышц.
Изделия из муки грубого помола – также полезные продукты питания. Высокое содержание витаминов, минералов, микроэлементов, биологически активных веществ – вот то, что дает все основания пополнить ими список «Самые полезные продукты».
Молоко и кисломолочные продукты также попали в список «Самые полезные продукты». Кальций, содержащийся в молоке, укрепляет кости, зубы и волосы. Молоко хорошо зарекомендовало себя при различных отравлениях. Что касается кисломолочных продуктов, то кефир и творог – самые полезные продукты среди них. Они благоприятно сказываются на работе кишечника и пищеварительной системе в целом за счет бактерий, содержащихся в них. Также эта полезная еда вызывает аппетит.
Вредные продукты
Но, оказывается, не вся еда для нас полезна. К сожалению, еда, которую мы любим, очень часто оказывается вредной для нашего здоровья. В ходе своего исследования я составила список самых опасных для детей продуктов.
1. Сладкая газировка (любая). В одном лишь стаканчике газированной воды содержится минимум 5 чайных ложек сахара. Может ли такой напиток утолить жажду? Не только не может, так он сам же ее и вызывает!
2.Леденцы на палочке (Рисунок 11), жевательные конфеты и пастилки – одни из самых вредных продуктов. А их чаще всего едят дети! В составе таких конфеток огромное количество сахара, не говоря уже о красителях, ароматизаторах и прочей химии.
Рисунок 11 – Сладости [3].
В классе мы провели опыт. Колу налили в чашку и опустили в нее «Ментос» - произошел всплеск газа (фонтан). И сделали вывод, что вот так происходит в нашем желудке. Большое количество газа опасно - ребенок может задохнуться или поперхнуться.
А уж если кусочек мяса опустим в колу, он промаринуется, как шашлык.
3. Чипсы картофельные. Причем наиболее опасными являются чипсы, сделанные из смеси картофельного пюре и различных добавок.
4. Шоколадные батончики – еще одна вредная еда . За счет чего батончики так быстро утоляют голод? Все дело в огромном количестве сахара и различных химических добавок. Это ядерная смесь дает мегакалорийность и вызывает эмоциональную зависимость, результат - вам хочется есть их снова.
5. Продукты быстрого приготовления (всевозможные супы, пюре, лапша и прочее). Все это не только не приносит никакой пользы, а наоборот может очень серьезно навредить вашему здоровью. В составах таких продуктов нет ничего натурального, одна сплошная химия.
Режим питания
Конечно, врагом нашему здоровью может стать не только вредная еда, но и неправильный режим питания. Я выяснила, что если ребенок будет питаться не вовремя, изредка и однообразно, то это тоже грозит болезнями. Режим, рацион питания – одно из основных средств обеспечения нормального физического и умственного развития детей. Он повышает их устойчивость к болезням и успеваемость.
Значение рационального питания возрастает в условиях большой учебной нагрузки. Огромная информация, которая систематически поступает детям в школе и по другим каналам (телевидение, радио, кино, компьютер и др.), создает большую нагрузку на нервную систему. Снять эту нагрузку помогает правильно организованное питание. Большое значение имеет правильный режим питания. Наилучшие показатели физического состояния, развития и работоспособности отмечаются, когда дети школьного возраста получают пищу 4–5 раз в день.:
1-й завтрак (7 часов);
2-й завтрак (10 часов);
Обед (13 часов);
Полдник (16 часов);
Ужин (19 часов).
Опираясь на свои исследования, я составила следующее примерное меню для здорового питания:
1-й завтрак- вермишель молочная с сыром, какао, бутерброд с маслом;
2-й завтрак – йогурт, яблоко;
Обед – борщ, свекольный салат, мясо отварное с тушеной капустой, компот из ягод;
Ужин – морковно-творожная запеканка с молочным соусом, молоко.
Экспериментальная часть 2
Чтобы раскрыть суть своего проекта я решила воспользоваться мнением своих одноклассников. Я задавала им вопросы и в то же время объясняла им особенности режима питания, отвечала на различные интересующие их вопросы.
Перед началом исследований мы провели опрос. Ребятам моего класса была предложена анкета 2 (Приложение А).
В результате опроса было выяснено, что больше всего ребята любят овощи, яблоки. Один респондент предпочитает домашнюю пищу, два -молочные продукты, трое выбирают шашлык, газировку и чипсы.
К сожалению, мои одноклассники считают, что продукты полезны только лишь из-за витаминов. Никто ничего не пишет о питательных свойствах и микроэлементах.
Среди ежедневных блюд выбраны традиционные каша, суп, мясо, картофель. В то же время ребята не любят так полезные овощи, печень, лимон, рыбу, молочные продукты.
Не совсем радует нас результат опроса, который показывает, что дети не соблюдают режим питания. Лишь 1 из опрошенных кушает 5 раз в день, 6 принимают пищу 4 раза за сутки.
Мы проанализировали школьное меню на 10 дней (Приложение А). В меню есть как полезные блюда: лук репчатый, хлеб, каша, картофель, витаминизированные напитки, курица, овощные блюда; так и не совсем нужные, но всё же любимые детьми: сосиски. Выяснили, что большинство опрошенных питаются горячей пищей, что радует. Но если говорить о школе в целом, то процент учащихся, получающих горячее питание невысок.
Обработка данных, полученных у администрации МАОУ «СОШ №1», показала, что в школьной столовой питается 63% учеников, большинство детей, к сожалению, не соблюдают режима питания, из продуктов предпочитают чипсы, соленые сухарики, жевательные резинки, хот - доги, шоколадные батончики, а из напитков – Кока-колу, газировку и до конца не понимают, что этим ухудшают свое здоровье.
Заключение
В ходе классных часов и других внеклассных мероприятий мы с моим руководителем знакомили ребят моего класса с ходом моего исследования о продуктах питания. Было проведено повторное анкетирование по тем же вопросам. И в результате выяснилось, что в школьной столовой уже питаются 87% учеников начальных классов, ребята ввели в свой рацион разнообразные полезные продукты, уменьшили употребление вредной пищи. Сопоставив данные за сентябрь 2016 года и за ноябрь этого же года. Выяснили, что в 4 раза уменьшились жалобы детей на боли в животе. Таким образом, пропуски уроков школьниками значительно сократились. Значит, выдвинутая в начале моей работы гипотеза подтвердилась.
Моя результативность работы:
сделала вывод, что питание для детей очень важно;
помогла понять ребятам, что правильный режим питания необходим для здоровья;
узнала, что в пищу лучше употреблять полезные продукты;
познакомила с выводами учащихся начальных классов;
способствовала укреплению здоровья своих сверстников;
прочитала много дополнительной литературы и расширила кругозор.
Подведем теперь итог.
Чтоб расти – нужен белок.
Для защиты и тепла,
Жир природа создала.
Как будильник, без завода –
Не пойдет, не так, не так
Так и мы без углеводов
Не обходимся никак.
Витамины просто чудо
Сколько радости несут
Все болезни и простуды
Перед ними отвернут.
Вот поэтому всегда
Для нашего здоровья
Полноценная еда
Важнейшее условия!
Я выяснила, какие продукты предпочитают мои одноклассники. Открыла для себя факторы здорового питания.
Работая над этим исследованием, я узнала для себя много интересной и полезной информации, с которой в дальнейшем я постараюсь познакомить так же и учеников нашего района. Кроме этого, данный материал может быть использован на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности.
Список литературы
1.Библиотечка “Первого сентября” серии “Здоровье детей”. сост. Н.Е.Колоскова. – М. : Чистые пруды, 2008. 32 c.
2. Большая энциклопедия «Кирилла и Мефодия» OOO «Кирилл и Мефодий» 2012. 602 с.
3.Колесов Д.В., Хрипкова А.Г. и др. Гигиена и здоровье. – Просвещение, 2005. 85с.
4.Книга о вкусной и здоровой пище / Под ред. И.М. Скурихина. - М.: Агропромиздат, 1998. 234с.
5.Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья. - М.: «ВАКО», 2004. 158с.
6.Трушкина Л. и др. Еда с аппетитом – М.: Центр здорового питания, 2002. 97 с.
7.Скурихина И.М. Книга о вкусной и здоровой пище. – М.: Агропромиздат, 2004. 322 с.