Формирование представлений о Великой Отечественной войне (воспитание патриотических чувств у детей школьного возраста) на основе уже имеющихся представлений о войне, сохранению преемственности поколений, формированию у детей уважения к военной истории России, гражданских позиций, воспитанию патриотизма и чувства гордости за свою Родинуи свою семью.
Вовлечение детей и их родителей в педагогический процесс, в результате которого и дети, и взрослые смогут почувствовать себя сопричастными к событиям прошлого и стать не только наблюдателями, но и полноценными участниками происходящего.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект "О героях былых времен."»
Проект
«О героях былых времен…»
2015 год
Название проекта: «О героях былых времен..!»
Тема проекта: «Что мы знаем о войне?»
Тип проекта: социальный, информационно – исследовательский,
групповой, долгосрочный, открытый.
Время работы над проектом: март – апрель 2015 года
Предмет исследования: семейные архивные и современные фотографии
Продукты проекта: создание страниц памяти в свои семейные архивы, рисунки, сочинения.
Методы работы над проектом: беседы, уроки–исследования, творческая мастерская
Мы использовали следующие методы и формы деятельности:
1. Поисковая деятельность и сбор информации: (записи на основе бесед с бабушками и дедушками, прабабушками и прадедушками, родителями).
2. Уроки–исследования (работа с домашними архивами военных лет- фотографиями, документами, письмами)
3 Организация уголка «Помним! Гордимся!» (на основе фото и архивных документов, рисунков.)
4. Работа в творческой мастерской по созданию проекта:
– написание сочинений
– систематизация материалов
– иллюстрирование, конкурс рисунков
– формирование краткой подписи к своей странице в проекте
«О героях былых времен…»
-оформление электронного варианта проекта
5. Знакомство с дополнительной литературой о Великой Отечественной войне в школьной и районной библиотеках, интернете.
(После того, как дети написали свои истории о войне, произошёл непроизвольный интерес, толчок к чтению книг о войне, так как детям хотелось узнать больше о битвах, где участвовали их родственники, узнать больше и о других людях, участниках Великой Отечественной войны).
6. Защита проекта в классе для учащихся и учителей начальной и средней школы.
Цель проекта
Формирование представлений о Великой Отечественной войне (воспитание патриотических чувств у детей школьного возраста) на основе уже имеющихся представлений о войне, сохранению преемственности поколений, формированию у детей уважения к военной истории России, гражданских позиций, воспитанию патриотизма и чувства гордости за свою Родинуи свою семью.
Вовлечение детей и их родителей в педагогический процесс, в результате которого и дети, и взрослые смогут почувствовать себя сопричастными к событиям прошлого и стать не только наблюдателями, но и полноценными участниками происходящего.
Совместно с родителями и учителем подобрать наглядный материал: репродукции картин и плакатов, фотографий, посвященных войне; художественной литературы; аудиозаписи военных песен; составить план бесед о героях, оформить выставки.
Прививать навыки исследовательской деятельности для последующих лет обучения.
Воспитательные
Вызывать у детей чувство гордости за свою страну, воспитывать интерес к ее героическому прошлому.
Воспитывать в детях чувство привязанности к своему родному городу, умение восхищаться не только его красотами, но и жителями и их поступками.
Воспитывать в детях такие нравственные качества, как любовь к своим близким, чувство гордости и сопереживания за членов семьи, переживших Великую Отечественную войну или погибших на полях сражений.
Формировать у детей патриотические чувства и представление о героизме. Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений и исторических фактов.
Развивающие
Развитие любознательности, расширение кругозора детей, стремления узнать больше нового, полезного, интересного об истории родного города.
Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
Развитие мотивов внеучебной деятельности.
Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
План проекта
Мероприятия
Сроки
Исполнители
Беседы о войне
март
классный руководитель,
учащиеся,
учитель музыки
Уроки–исследования
март-апрель
классный руководитель
Чтение книг о Великой Отечественной войне, их иллюстрирование
март-апрель-май
учащиеся
Классный час «Великая война»
апрель
учащиеся,
классный руководитель
Поиск информации о жизни родственников в годы войны: - интервью с родителями, родственниками
март - апрель
учащиеся,
классный руководитель,
родители, родственники
Создание буклета «Ах, война, что ты сделала подлая…»
март - апрель
учащиеся,
классный руководитель
Оформление «Сталинградских окон»
Март-апрель
учащиеся,
классный руководитель,
родител
Участие в конкурсе рисунков
апрель - май
учащиеся,
классный руководитель
Участие в акции ветеран живет рядом
4-6 мая
учащиеся,
классный руководитель
Оформление страниц памяти в семейный архив
15апреля- 1мая
учащиеся,
классный руководитель, родители
Посещение музея «Панорама Сталинградской битвы»
май
учащиеся,
классный руководитель
Классный час «О героях былых времен…»
6 мая
учащиеся,
классный руководитель
Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный – мотивационный этап Мои ученики имеют опыт исследовательской деятельности.
К 70-летию Великой Победы мы решили выполнить проект «О героях былых времен…».
Ученики сами вышли на проблему и провели исследование-поиск по данной теме.
Начиная наш проект, многие ребята были уверены, что в их семье нет героев и военных, участвовавших в бесстрашной битве с фашистами. Наверное, именно поэтому Великая Отечественная война казалась им далёкой, непонятной и чужой. Но когда мы начали вести поисковую работу, беседы со старшими членами семей, рассматривали архивные фотографии и документы, стало понятно, что это наша общая война, общая память и общий подвиг. Мои мальчики и девочки изменились, они стали серьёзнее и ответственнее. Для детей тема «Великой войны и Великой Победы» теперь стала главной. С помощью учителя и родителей, бабушек и дедушек дети познакомились с историей своей семьи в годы Великой Отечественной войны. Ученики ближе узнали, а кто-то и впервые услышал, о судьбах своих прадедов и дедов, жизнь которых изменила война. Дети эмоционально откликались на рассказы очевидцев, отражали свои впечатления от услышанного и увиденного в рисунках и сочинениях.
2. Основной этап – планирующий, информационно - операционный
Сначала учащиеся в школьной библиотеке нашли книги о Великой Отечественной войне. Они начали читать и делиться друг с другом своими впечатлениями, организовали выставку рисунков-иллюстраций к книгам. На классном часе «Великая война»каждый из школьников составил план проекта, сформировал возможные вопросы для интервью по поиску сведений о своем родственнике, потом обсудили и выбрали только важные вопросы. После этого каждый начал сбор информации у своих родителей. Оказалось, что большинство пап совсем ничего не знают о своих дедушках и бабушках. Да и некоторые мамы тоже немного могли рассказать по интересующему нас вопросу. Ребята были очень расстроены тем, что никто им не помогает.
Глядя на огромное желание детей выполнить проект, я решила начать со своей семьи и сделать проект вместе с ребятами не только в качестве руководителя, но и непосредственного участника. Мой пример воодушевил детей. Они с огромной душевной теплотой стали вести всю работу. Многим пришлось обращаться к своим бабушкам, дедушкам и другим родственникам.Много времени заняло у ребят на оформление своей странички. Не во всех семьях сохранились старые фотографии, искали у родственников. Некоторые решили написать о прадедах в виде сочинения, а те, кто ничего не узнал о родственниках, писали мини-сочинение «Письмо ветерану Великой войны». Дети несколько раз возвращались к составленному тексту, советовались с родителями, учителем, уточняли некоторые моменты, редактировали. Каждому хотелось написать интересней. Не все ребята умели оформлять работу на компьютере, учили друг друга. Наши первые «черновые» работы мы поместили на выставку в классе. Но увидев, как заинтересовались нашим проектом все школьники и учителя, решили всё сделать ярко и красочно. Оформив окончательно наши страницы в проекте, мы действительно стали замечать как же похожи прадеды и правнуки, деды и внуки… Дети искали и находили на старых и современных фотографиях общие черты лица, схожесть причёски и взгляда. Ребята с удивлением и гордостью говорили: « Да, мы очень похожи!»
Значит, правда, что у Великой Победы нашего народа и наши лица… Мы тоже часть той далёкой Победы. Для нас прадеды и деды защитили нашу Родину и весь мир от фашистских захватчиков! Ради нас они выжили в плену, выстояли в боях, продержались в оккупации, потом отстроили и подняли из руин нашу страну…
Но не смотря на весь энтузиазм некоторые ребята столкнулись с проблемой отсутствия информации. И тогда было принято решение те ребятам, которые не могут ничего рассказать о своих родственниках, могут найти информацию о героях той страшной войны и познакомить с ней всех участников проекта.
Вечная им Память и Слава!!!
3. Заключительный этап - рефлексивно–оценочный. Как и планировали, 6мая 2015 года прошел классный час «О героях былых времен…», на котором подвели итоги работы над проектом. Каждый учащийся представлял свою работу, аккуратно оформленную в папке. С белого листа бумаги на нас смотрели две фотографии с коротенькой и лаконичной заметкой. Самостоятельно после защиты своих проектов учащиеся оформили выставку и прочитали стихи.
Дети решили продолжить работу по созданию следующих страничек памяти и привлечь в этой работе ребят других классов.
Выставка наших работ не оставила равнодушными учащихся и учителей школы. Все, кто пришёл оценить наш проект, с грустью всматривались в фотографии фронтовиков. Они вспоминали своих дедов и прадедов, переживших самую беспощадную и жестокую войну…
Дети и их родители должны помнить, как тяжело досталась Победа, и кому мы обязаны сегодня мирным небом над головой.
Завершением нашего проекта стало посещение музея «Панорама Сталинградской битвы». Ребята с особой гордостью несли перед собой страницы из проекта, как будто вместе с ними шагали в одном строю давно ушедшие от нас простые русские солдаты, солдаты – победители!
Спасибо им за Победу! Спасибо за Жизнь!
Это был наш маленький «Бессмертный полк»…
В результате работы над проектом школьники достигли следующих результатов:
- сохранили память о тех, кто воевал на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 г. ,был в плену, добывал Победу в тылу;
- каждый ребенок почувствовал свою сопричастность к празднованию Дня Победы, конкретными делами и поступками смог доставить другому человеку истинную радость;
- появился интерес к изучению истории Российского государства на примерах участия родственников в войне;
- возросло чувство патриотизма и уважения к ветеранам войны и труда;
- получили удовольствие от общения со всеми участниками проекта.
Великая Отечественная война... Мы знаем о ней только из рассказов, кинофильмов. Но мы бережно храним в памяти подвиг людей, отстоявших нашу свободу и подаривших нам жизнь.
Мы гордимся нашей Родиной! Мы гордимся нашими предками! Память о подвиге этих людей вечно будет жить в наших сердцах.
Так было и будет всегда, ведь у Победы наши лица!!!
Беседы о войне:
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА
Дорогие ребята, вы родились и живете в мирное время и не знаете, что такое война. Но не все могут испытывать такое счастье. Во многих местах нашей Земли происходят военные конфликты, в которых погибают люди, разрушаются жилые дома, промышленные здания и т.д. Но это не идет ни в какое сравнение с тем, какой была Вторая мировая война.
Вторая мировая война - самая крупная война в истории человечества. Она была развязана Германией, Италией и Японией. В эту войну было втянуто 61 государство (14 государств на стороне фашистской Германии, 47 - на стороне России).
Всего в войне участвовало 1,7 млрд человек или 80% всего населения Земли, т.е. из каждых 10 человек в войне участвовало 8. Поэтому такую войну и называют мировой. В армиях всех стран участвовало 110 млн человек. Вторая мировая война продолжалась 6 лет - с 1 сентября 1939 г. по 9 мая 1945 г.
Нападение Германии на Советский Союз было неожиданным. Был нанесен удар неведомой силы. Гитлер напал на Советский Союз (Так раньше называлось наше Отечество) сразу на большом пространстве — от Балтийского моря до Карпатских гор (почти по всей нашей Западной границе). Его войска пересекли нашу границу. Тысячи и тысячи орудий открыли огонь по мирно спящим селам, и городам, самолеты врага стали бомбить железные дороги, вокзалы, аэродромы. Для войны с Россией Германия подготовила огромную армию Гитлер хотел превратить население нашей Родины в рабов и заставить их работать на Германию, хотел уничтожить науку, культуру, искусство, запретить образование в России.
Долгие годы продолжалась кровавая война, но враг был разгромлен.
Великая Победа, которую одержали во Второй мировой войне над фашистской Германией наши дедушки и бабушки не имеет аналогов в истории.
9 мая 1945 года для России навечно стало великой датой. Ради этого счастливого дня погибли миллионы человек, сражаясь за свободу России и всего мира. Мы никогда не забудем тех, кто горел в танках, кто бросался из окопов под ураганный огонь, кто грудью ложился на амбразуру, кто не пожалел своей жизни и все одолел. Не ради наград, а ради того, чтобы мы с вами, ребята , могли жить, учиться, работать и быть счастливыми!
В памяти народной навечно сохраняются имена героев Великой Отечественной войны.
Почему война называется Великой Отечественной?
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННА ВОЙНА- самая крупная война в истории человечества. Слово «великий» означает, очень большой, громадный, огромный. В самом деле, война захватила огромную часть территории нашей страны, в ней участвовали десятки миллионов людей, она длилась долгих четыре года, а победа в ней потребовала от нашего народа громадного напряжения всех физических и духовных сил.
Отечественной войной она называется потому, что эта война — справедливая, направленная на защиту своего Отечества. На борьбу с врагом поднялась вся наша огромная страна! Мужчины и женщины, пожилые люди, даже дети ковали победу в тылу и на передовой.
Теперь вы знаете, что одна из самых жестоких и кровопролитных войн в истории России называлась Великой Отечественной войной. Победа Красной Армии в этой войне — главное событие в истории России XX века!
Нападение Германии на Советский Союз было неожиданным. В эти июньские дни десятиклассники заканчивали школу, в школах проходили выпускные балы. Юноши и девушки в светлых нарядных одеждах танцевали, пели, встречали рассвет. Они строили планы на будущее, мечтали о счастье и любви. Но война жестоко разрушила эти планы!
22 июня в 12 часов дня военный комиссар В.М. Молотов выступил по радио и сообщил о нападении на нашу страну фашисткой Германии. Молодые люди снимали школьную форму, надевали шинели и прямо со школьной скамьи шли на войну, становились бойцами Красной Армии. Бойцов, служивших в Красной Армии, называли красноармейцами.
Каждый день эшелоны увозили бойцов на фронт. Все народы Советского Союза поднялись на борьбу с врагом!
В 1941 г. народ всеми силами хотел помочь своей стране, попавшей в беду! И молодые, и пожилые люди рвались на фронт и записывались в Красную Армию. Только в первые дни войны записалось около миллиона человек! У призывных пунктов собирались очереди — люди стремились защищать свое Отечество!
По масштабам человеческих жертв и разрушений эта война превзошла все войны, которые были на нашей планете. Было уничтожено огромное количество людей. На фронтах в боевых операциях было убито свыше 20 млн солдат. В ходе Второй мировой войны погибло около 55 млн человек, из них почти половина — граждане нашей страны.
Ужас и потери Второй мировой войны объединили людей в борьбе против фашизма, и поэтому огромная радость победы охватила в 1945 году не только Европу, но и весь мир.
9 мая 1945 года для России навечно стало великой датой- ДЕНЬ ПОБЕДЫ над Фашисткой Германией.
Вопросы:
1. Когда началась Великая Отечественная война? 2. Почему она так называется? 3. Какая страна развязала войну? 4. Что Гитлер хотел сделать с нашим народом? 5. Кто встал на защиту Отечества?
ДЕТИ И ВОЙНА
Трудные, голодные и холодные военные годы называют военным лихими, злыми годами. Тяжело достались они всему нашему народу, но особенно тяжко пришлось маленьким детям. Многие дети остались сиротами, их отцы погибли на войне, другие потеряли родителей во время бомбежек, третьи лишились не только родных, но и отчего дома, четвертые оказались на оккупированной врагами территории, пятые — в плену у немцев. Дети — слабые, беспомощные, оказались лицом к лицу с жестокой, беспощадной, злой силой фашизма.
Война - не место для детей Война — не место для детей! Здесь нет ни книжек, ни игрушек. Разрывы мин и грохот пушек, И море крови и смертей. Война — не место для детей!
Ребенку нужен теплый дом И мамы ласковые руки, И взгляд, наполненный добром, И песни колыбельной звуки. И елочные огоньки, С горы веселое катанье, Снежки и лыжи, и коньки, А не сиротство и страданье!
Вот история двух маленьких девочек, в судьбу которых ворвалась война. Девочек звали Валя и Вера Окопнюк. Они были сестрами. Валя постарше, ей уже исполнилось тринадцать лет, а Вере было только десять.
Сестры жили в деревянном домике на окраине города Сумы. Незадолго до войны их мама тяжело заболела и умерла, а когда началась война, папа девочек ушел на фронт. Дети остались совсем одни. Соседи помогли сестрам поступить в ремесленное училище при тракторном заводе. Но скоро завод эвакуировали за Урал, а училище закрыли. Что было делать?
Вера и Валя не растерялись. Они стали дежурить на крышах домов, гасить зажигательные бомбы, помогали больным и старым людям спускаться в бомбоубежище. Через несколько месяцев город захватили немцы. Девочкам пришлось увидеть и испытать все ужасы оккупации. Одна из них вспоминала: «Из домов выгоняли людей и гнали их пешком, увозили на машинах. Некоторые так никогда и не вернулись в свой дом. Немцы сгоняли народ на площадь и заставляли смотреть, как вешали наших людей. В городе был голод, холод, не было воды». Сестры решили бежать в Киев. Они пробирались по тропинкам вдоль шоссейных дорог, собирали колоски, выпавшие из машин при перевозке. Ночевали в копнах сена. Долго брели девочки, пока, наконец, не оказались на окраине Киева. Какая-то добрая старушка пожалела голодных оборванных и грязных детей. Она отогрела их, отмыла, напоила кипятком, угостила вареной фасолью. Сестры остались жить у этой бабушки. Её сыновья били врага на фронте, старушка жила одиноко. Но вот в город вошли наши войска. Сколько было слез и радости! Вся молодежь — парни и девушки — побежали в военкоматы. Сестренки тоже побежали, но им сказали, что они еще слишком малы. Однако им выпало такое горькое детство, что девочки считали себя совсем взрослыми. Они захотели работать в госпитале — но и здесь отказали. Но однажды в город привезли много раненых бойцов, и врач сказал сестрам: «Ну-ка, девочки, помогайте». «Вот так получилось, что мы остались в госпитале»,— вспоминала Вера. Девочки стали помогать санитарам, научились делать перевязки, кормили раненых красноармейцев. Если выдавался свободный часок, сестры устраивали для бойцов концерт: читали стихи, пели под гитару песни, танцевали. Они хотели подбодрить, развеселить раненых солдат. Солдаты полюбили девочек! Однажды Вера среди бойцов, идущих через город, увидела своего дядю, родного брата отца. Она кинулась к нему. А скоро девочки получили и первое письмо от отца. Отец думал, что сестры погибли, и был бесконечно рад тому, что Вера и Валя нашлись, просил их беречь себя, писал, что когда закончится война, они снова будут вместе. Над этим письмом плакал весь госпиталь! вспоминает Вера. Война исковеркала судьбы не только оказавшихся на фронте детей, но и тех, кто был в тылу. Вместо беззаботного счастливого детства с веселыми играми и забавами, маленькие дети по десять-двенадцать часов работали на станках, помогая взрослым изготавливать оружие для победы над врагом. Повсюду в тылу создавались производства, выпускающие оборонную продукцию. На станках работали женщины и дети 13-14 лет. «Ребятишки, плохо одетые, опухшие от голода, никогда не высыпавшиеся, они работали наравне со взрослыми. У меня, начальника цеха, сердце сжималось, когда видел их, греющихся у печки или прикорнувших у станка», — воспоминал ветеран военного завода в подмосковном Королеве. В.Д. Ковальский. Другой ветеран, Н.С. Самарцев, рассказывал: «Мы не доставали до верстака, и нам делали специальные подставки из ящиков. Орудовали вручную — молоток, напильник, зубило. К концу смены валились с ног. Только бы поспать 4-5 часов! Из цеха не выходили недели по две и только в начале месяца, когда напряжение было меньше, отсыпались дома». Школьники, как могли , старались помочь фронтовикам поднять их боевой дух, вселить веру в победу, ободрить добрым словом. Они писали письма бойцам, собирали для них посылки. Шили и вышивали кисеты для табака, вязали теплые шерстяные варежки, носки, шарфы.
Звучит песня «Маленькая Валенька», муз. Н. Леви, ел. В. Дыховичного.
Вопросы:
1. Расскажите о жизни детей в трудные военные годы. 2. Как помогали дети взрослым в тылу? 3. Что посылали школьники бойцам на фронт?
ПРАЗДНИК «ДЕНЬ ПОБЕДЫ»
По пути к Великой Победе российского народа были и поражения в битвах и много важных побед, событий: Разгром Фашистких войск под Москвой, освобождение российских городов, союзный стран, но одним из основных является подписание акта о безоговорочной капитуляции между фашистской Германией и странами-победителями (Великобританией, Советским Союзом, Соединенными Штатами Америки и Францией). Это произошло 9 мая 1945 года в столице побежденной Германии — Берлине. С этого дня всему миру стало известно, что фашистская Германия полностью разгромлена. Каждый год 9 мая люди торжественно отмечают эту дату. В нашей стране 9 мая является государственным праздником, который посвящен Дню Победы. В этот день люди не работают, а поздравляют ветеранов войны и празднуют. Долгие годы продолжалась кровавая война, но враг был разгромлен, и Германия подписала акт безоговорочной капитуляции. 9 мая 1945 года для России навечно стало великой датой. Ради этого счастливого дня погибли миллионы человек, сражаясь за свободу России и всего мира. Мы никогда не забудем тех, кто горел в танках, кто бросался из окопов под ураганный огонь, кто грудью ложился на амбразуру, кто не пожалел своей жизни и все одолел. Не ради наград, а ради того, чтобы мы с вами, ребята , могли жить, учиться, работать и быть счастливыми! В памяти народной навечно сохраняются имена героев Великой Отечественной войны. Александр Матросов пожертвовал жизнью, закрыв собой амбразуру вражеского дота. Александр Матросов спас жизнь своим боевым товарищам. Генерал Д.М. Карбышев, оказавшись в лапах врага, не сдался, не предал Отчизну и был жестоко замучен гитлеровцами. После долгих пыток его вывели раздетого на лютый мороз и обивали водой до тех пор, пока генерал не превратился в ледяную статую. Юная партизанка Зоя Космодемьянская была зверски замучена фашистами, но не выдала своих боевых товарищей. Героев Великой Отечественной войны очень много. Но имена многих тысяч солдат, совершивших подвиги и отдавших жизнь за Родину, остались, к сожалению, неизвестными. Чтобы сохранить народную память о них, во многих городах, где велись ожесточенные бои, есть могилы Неизвестного солдата, мемориалы и памятники... Возле них горит «вечный огонь», к ним возлагают цветы те, чью мирную жизнь они отстояли в боях.
Никто не забыт, ничто не забыто! Великая победа Великой войны победу Мы не должны забывать! В боях отстояли деды Священную Родину-мать.
Она посыла на битвы Лучших своих сыновей. Она помогала молитвой И праведной верой своей. В великой войне победу Мы не должны забывать, Для нас отстояли деды И жизнь, и Родину-мать!
9 мая 1945 года в Москве прошел первый парад Победы. Тысячи людей с букетами цветов вышли на улицы столицы. Люди смеялись, плакали, незнакомые обнимали друг друга. Это, в самом деле, был праздник всего народа «со слезами на глазах»! Все радовались величайшей победе над врагом и оплакивали погибших. По улицам столицы стройными рядами шли воины-победители. Они несли на Красную площадь знамена поверженного врага и бросали их на брусчатку древней площади. Женщины, дети, молодежь и пожилые люди со слезами радости встречали отважных бойцов, дарили им цветы, обнимали, поздравляли с победой. В этот день на Красной площади столицы состоялся торжественный парад войск, а вечером небо над Москвой вспыхнуло яркими огнями победного салюта. С тех пор праздник Победы — 9 мая — стал поистине всенародным торжеством! Улицы столицы расцветают улыбками радости, пышными букетами цветов и яркими шарами, звучит торжественная музыка. В памятных местах столицы — на Поклонной горе, у могилы Неизвестного солдата, на площади перед Большим театром сбираются ветераны-фронтовики. Их груди украшены орденами и медалями, полученными за подвиги в Великой Отечественной войне. Они делятся с нами, своими благодарными потомками, рассказами о лихой военной поре, встречаются со своими боевыми друзьями. Торжества проходят во всех городах России! Идут годы. Вот уже шестьдесят лет прошло со дня Великой Победы. Увы! Ветераны войны состарились, многим из них уже больше восьмидесяти лет. Живых участников войны остается все меньше и меньше.
Дорогие друзья! Будем благодарны им за то, что они победили в жестокой схватке с врагом, отстояли для нас родную землю и мирную жизнь. Будем достойны своих дедов и прадедов!
Звучит песня «День Победы», муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова.
Вопросы: 1. Когда мы празднуем День Победы нашего народа в Великой Отечественной войне? 2. Расскажите о героях войны. 3. Как отмечается День Победы в нашей стране? 4. Какие памятники и мемориалы погибшим воинам вы знаете?
ПОБЕДА.
В боях за свою Родину советские солдаты проявили поразительное мужество и бесстрашие. Битва шла за каждый кусок земли. Враг был разбит! 9 мая 1945 года мы празднуем День Победы над фашистской Германией. Вот как вспоминает этот день ветеран войны «Был день Победы. Это действительно радость со слезами на глазах. Все выскочили из землянок оттого, что кругом стрельба. Но тут раздались крики: «Войне конец!» Все чужие друг другу, незнакомые, обнимаемся, плачем, смеемся». Огнем из тысячи орудий, автоматов, пулеметов, ружей, словно салютом, отметили наши воины конец Великой войны. А потом наступила удивительная тишина. Ни одного выстрела... Эту мирную тишину так ждали миллионы людей, уже привыкшие к бомбежкам, взрывам, вою сирен, грохоту орудий. Послушайте, как встречал первый день мира русский солдат, оказавшийся на чужбине, недалеко от немецкого города.
Первый день мира Душистая густая тишина, Ни выстрел не звучит, ни взрыв. Сегодня утром кончилась война, И хоть кругом чужая сторона Я чудом уцелел, я жив! Друзей я вспомнил тех, кто никогда Не выйдет в час рассветный на покосы Кто не забросит в реку невода, Кого не обдадут весною росы. Я не хотел ни убивать, ни жечь, Я ощущал лишь зов родной земли, Но в памяти поклялся я сберечь Друзей, что на чужбине полегли! Звучит песня «Нам нужна одна победа» Б. Окуджавы.
Вопросы:
1. Когда мы празднуем день Победы над фашистской Германией? 2. Попросите маму, папу, бабушку рассказать вам о том, кто из вашей, семьи принимал участие в Великой Отечественно войне. 3. Какова их судьба
Посещение музея –заповедника «Панорама Сталинградской битвы».
Классный час, посвящённый Дню Победы, – "Великая война"
Цель: дать понятие о Великой Отечественной войне.
Задачи:
рассказать о некоторых моментах ВОВ;
дать понятие о детских концлагерях;
развивать патриотические чувства, любовь к родине, уважение к ветеранам войны.
Оборудование: костюмы для сценки, красные гвоздики, презентация
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
Играет «Школьный вальс».
1 слайд. На экране – ученики, и проходят буквы 1941 год 21 июня.
Учитель: Была ясная тёплая погода. В школах проходили выпускные балы. Десятиклассники прощались со школой и готовились выйти в огромный мир. Все были счастливы и веселы, ничто не предвещало войны.
2слайд. Солдат, 22июня, 4часа утра.. 1941 год 3 слайд. Люди слушают сообщение. Голос Левитана. 4 слайд. Священная война на магнитофоне, а на экране кадры военных событий.
Учитель (на фоне музыки). 22 июня 1941 года началась самая страшная война в истории человечества – Великая Отечественная война. Борьба против фашистского порабощения длилась 1418 дней и закончилась победой советского народа, но унесла миллионы человеческих жизней… и сегодня я хочу показать вам, как это было….
Чтец:
Война... Суровее нет слова. Война... Печальнее нет слова. Война... Священнее нет слова В тоске и славе этих лет, И на устах у нас иного Ещё не может быть … и нет…
Чтец:
На нашу милую и горделивую, На нашу Родину счастливую На наш родимый, мирный край, Напал фашистский негодяй! Он осквернил всё дорогое, Где только подлая нога Ступала фрица-негодяя Там пепел, смерть и нищета
Учитель: 4 года шла война – это 1418 дней! 34 тысячи часов и 20 миллионов погибших людей!
на слайде: 4 года 1418 дней «20 000 000 человек»
Учитель: Люди умирали. Погибали на полях сражения от пуль и осколков снарядов. Умирали от ран в госпиталях. А ещё умирали не только военные люди, но и простые мирные. Немцы сжигали целые деревни вместе с людьми. Всех жителей села или деревни собирали в один большой сарай, закрывали двери, обливали сарай бензином и поджигали. Там сгорали живыми старики, которые не могли уже идти на войну, женщины, и даже дети всех возрастов. Другие деревни они полностью расстреливали, а дома сжигали. Фашисты не щадили никого.
Варвары
Они с детьми погнали матерей И ямы рыть заставили, А сами, они стояли – кучка дикарей И хриплыми смеялись голосами. У края бездны выстроили в ряд Бессильных женщин, худеньких ребят, И медными глазами окинул обреченных... Мутный дождь шумел в листве соседних рощ, И на полях, одетых мглою, И тучи опустились над землею, Друг друга с бешенством гоня... Нет! – этого я не забуду дня! Я не забуду никогда, вовеки! Я слышал, плакали как дети реки И с яростью рыдала мать – Земля. Своими видел я глазами, Как солнце скорбное, омытое слезами, Сквозь тучи вышло на поля; В последний раз детей поцеловало... В последний раз... Гудел осенний лес, Казалось, что сейчас он обезумел. Гневно бушевала его листва, сгущалась мгла вокруг... Я слышал, мощный дуб свалился вдруг, Он падал, издавая вздох тяжелый; Детей внезапно охватил испуг, прижались к матерям, цепляясь за подолы... И выстрела раздался резкий звук, прервав проклятье, Что вырвалось у женщины одной... ребенок, мальчуган больной, Головку спрятал в складках платья еще не старой женщины, Она смотрела, ужаса полна... Как не лишиться ей рассудка? Все понял, понял все малютка... "Спрячь, мамочка меня! Не надо умирать!" Он плачет, и как лист, сдержать не может дрожи... Дитя, что ей всего дороже, Нагнувшись, подняла двумя руками мать. Прижала к сердцу против дула прямо... "Я жить хочу! Не надо, мама! Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь?" И хочет вырваться из рук ребенок, И страшен плач, и голос тонок, И в сердце он вонзается как нож... "Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно... Закрой глаза, нон голову не прячь, Чтобы живым тебя не закопал палач. Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно..." И он закрыл глаза... И заалела кровь на шее лентой извиваясь, Две жизни на земь падают, сливаясь, Две жизни, и одна любовь... Гром грянул, ветер свистнул тучи, Заплакала земля в тоске глухой. О, сколько слез – горячих и горючих, Земля моя, скажи мне, что с тобой? Ты столько горя видела людского, Ты миллионы лет цвела для нас, Но испытала ль ты хотя бы раз такой позор и варварство такое! Страна моя, враги тебе грозят, Но выше подними священной правды знамя, Омой его Земли кровавыми слезами, И пусть лучи его пронзят! Пусть уничтожат беспощадно Тех варваров, тех дикарей, Что кровь детей глотают жадно... Кровь наших матерей...
Учитель: Дети и война – понятия несовместимые. Мальчишки и девчонки, попавшие на войну, должны были расстаться с детством.
Чтец:
Играют дети всей земли в войну, Но разве о войне мечтают дети? Пусть только смех взрывает тишину На радостной безоблачной планете!
Над вьюгами и стужами седыми Вновь торжествует юная весна И как огонь с водой Несовместимы, Несовместимы Дети и война!
Мы пушки сохраним, чтоб дать салют, Стволы их станут трубами органа, И в дружном хоре голоса сольют Под мирным небом в песне мира страны!
Чтоб без войны все в мире жить могли, Пусть льдины злобы и вражды растают! Дружить давайте, дети всей земли! Пусть наша дружба с нами вырастает!
Чтец:
Его я узнал не из книжки Жестокое слово – война! Прожекторов яростной вспышкой К нам в детство ворвалась она, Смертельными тоннами стали, Сиреной тревоги ночной, В те дни мы в войну не играли, Мы просто дышали войной.
Учитель: А ещё я хочу вам рассказать о городе который немцы пытались захватить и разрушить – это город Ленинград.
Слайд: Ленинград и цифры 900 дней
900 дней продержался в блокаде город-герой Ленинград. "Ленинградские дети"... До какого-то момента они были как все дети, смешливыми, веселыми, изобретательными. Играли осколками снарядов, коллекционировали их (как до войны коллекционировали марки и конфетные фантики). А потом они становились самыми тихими на земле детьми. Они разучились шалить, даже улыбаться и смеяться, даже плакать. За время блокады (окружения) в этот город не въезжали машины, поезда. Фашисты перекрыли все въезды в город. Туда не привозили продукты питания, бомбы и снаряды повредили трубы, и в дома не поступали тепло и вода. Люди жили в невыносимых условиях.
СЦЕНКА.
Сценку показывают мальчик и девочка. Сестра, кутаясь в шаль, играет с куклой.
Сестра:
Как холодно! И мама не идет. Быть может, хлебушка она нам принесет? Ну хоть бы крошечку где отыскать, Голодной страшно мне идти в кровать. Брат ремонтирует табуретку.
Брат:
А разве я есть не хочу? Хочу! Но все равно молчу. Ведь там, где папа наш сейчас, Потяжелее, чем у нас. Не разрываются снаряды здесь, И дом у нас с тобою есть. А главное – фашисты далеко. Да и кому в стране легко.
Сестра:
А помнишь блинчики с вареньем, Чай с маминым печеньем, Которое по праздникам пекла она. Сейчас я съела б все одна!
Брат:
Опять ты о еде заговорила, Уж лучше б душу не травила! Чем чаще вспоминаешь ты о ней, Тем голод чувствуешь сильней. И мне воспоминанья эти не нужны.
Сестра: А вот и мамины шаги слышны.
Брат:
Не вздумай хныкать перед ней. Дай отдохнуть сначала ей.
Учитель: Да, нечего было есть. Взрослому работающему человеку давали 250 граммов в день, тем кто не работал и детям по 125г хлеба из смеси опилок и муки в день.
Слайд с хлебом.
Учитель: Люди умирали от голода. Умирали целыми семьями.Голод и страшные морозы зимой человек не выносил.
Слайд. Дневник Тани Свичевой.
Учитель: Его нашли в одной из квартир после освобождения Ленинграда. Но были и ещё другие страшные места где уничтожали русских людей – это концлагеря.
Рассказ родителя: С началом войны немцы стали организовывать концлагеря или ЛАГЕРЯ СМЕРТИ. Там уничтожали советских людей. Фашисты захватывали города, сёла, деревни. Как уже было сказано, либо расстреливали, либо сжигали людей, либо увозили в лагерь. Те кто мог работать, работали там, на тяжелейшей работе без еды, а те кто не умели работать или были не пригодны для работы – это женщины и дети, подвергались страшным пыткам. На них ставили опыты, ведь им было не жалко, если русский погибал. У детей выкачивали кровь для немецких солдат. Людей сжигали в печах.
Слайд: ребёнок, печи, горы трупов. Песня «Бухенвальдский набат»
Рассказ другого родителя: Война отучила этих детей плакать. Когда поезд разбомбили, люди попали в руки немцев. Фашисты выстраивали детей отдельно, взрослых отдельно. От ужаса никто не плакал, смотрели на все стеклянными глазами. Люди и дети в то время четко усвоили урок: заплачешь – расстреляют. Так на глазах убили маленькую девочку, которая кричала без остановки. Немец вывел ее из шеренги, чтобы все видели, и пристрелил. Все поняли без переводчика – плакать нельзя". Вот так просто угасали жизни. Фашистские нелюди стреляли в детей ради забавы, чтобы посмотреть, как ребятишки в страхе разбегаются, или выбирали себе живую мишень, чтобы поупражняться в меткости. Ведь ребенок не может работать, пользы от него никакой, значит, можно убивать безнаказанно.
Учитель: Да, много горя принесла война. В каждом доме были погибшие, земля была залита кровью. Но наш народ выдержал. Советские солдаты прогнали фашистов с нашей земли и гнали их до самого дома. И тогда немцы поняли, что справиться с таким сильным народом невозможно. И они сдались, признали своё поражение. И 9мая объявили о победе советского народа над фашистской Германией.
Слайд с салютом.
Звучит музыка «День победы».
Учитель: Солдаты возвращались домой. Радовались, что остались живы, но никто не забывал тех, кто не вернулся домой. Тех, кто не сможет больше радоваться жизни.
Чтец:
И у мёртвых, безгласных Есть отрада одна: Мы за Родину пали, Но она спасена. Наши очи померкли, Пламень сердца погас. На земле на поверки Выкликают не нас.
Нам свои боевые Не носить ордена, Вам – всё это, живые. Нам – отрада одна: Что не даром боролись Мы за Родину-мать. Пусть не слышен наш голос, Вы должны его знать
Ученик:
Четыре года жизни – год за годом, Четыре года смерти – день за днем, Во имя мира всем земным народам Бежали, опоясаны огнем. Все, что свершили, – памятно и свято. Навеки будут рядом, без конца – Могила Неизвестного солдата и Счастье победившего бойца!
Учитель: В этот праздник, ребята, принято в первую очередь вспоминать о тех кто погиб и умер от рук фашистов минутой молчания.
Ученик:
Неугасима память поколения И память тех, кого так свято чтим Давайте, люди, встанем на мгновенье И в скорби постоим, и помолчим.
Минута молчания.
Слайд с вечным огнём.
Учитель: Символом ДНЯ ПОБЕДЫ является гвоздика. Полыхающие красным пламенем гвоздики словно напоминали прохожим: за Победу было пролито немало крови, отдано немало жизней…И эти гвоздики даря тем, кто завоевал для нас эту победу и свободу – ветеранам. и тем, кто не вернулся с полей сражения – возлагают к памятнику и вечному огню.
Снова настигает нас начало мая. Соберемся, будем за Победу пить. И о том, что наша жизнь теперь другая, я хотел бы с папой тихо говорить.
В день Победы мама купит, как и раньше красные гвоздики – праздничный букет. Но сегодня папу не тревожат раны. Третий праздник папы с нами больше нет.
Петр Давыдов
«О героях былых времен…»
Беленко Никита
Беленко Никита
Мой прадед Жолобов Виктор Васильевич ушел на фронт в 1942 году добровольцем.
Воевал в пехоьных войсках всю войну. Встретил Победу под Прагой. Награжден медалью за отвагу
«О героях былых времен…»
Шатохин Глеб
Мойпрадедушка, Финогенов АлександрВасильевич былрождён13 августа 1923 в городеЛенинск, Волгоградскойобласти. Виюне 1941 годаонпошёлдобровольцемнафронт, сказав, чтоемуужеесть 18 лет.ВоевалмойпрадедзаСталинград, прошёлвойну, получилосколочныеранениявногу.И 9 мая 1945 годавзваниилейтенантаонсдоблестьювстретилДеньПобеды!!!Моего прадедушку наградили: Орденом Отечественной войны II степени
«О героях былых времен…»
Воропаева Александра
Мой прадед Банько Павел Андреевич (1912-1996). В 1941 г. ушел на фронт. В 1942 получил ранение кисти правой руки под Ростовом. Лежал в госпитале города Таганрога, сделали несколько операций. Но рука так и не восстановилась стал инвалидом.
«О героях былых времен…»
Шишкова Светлана
Мой прадед Зиняев Сергей Терентиевич 1922 года рождения прошел всю войну до Берлина. Воевал танкистом на Курской дуге, брал Кинисберг . Имел медали за боевые заслуги, орден Славы, орден Отечественной войны.
«О героях былых времен…»
Лобанов Сергей
Мозгунова (Сапова) Екатерина Степановна - моя прабабушка.Родилась в 1913 году в хуторе Морец Аткарского уезда Саратовской губернии, в простой крестьянской семье. В 1936 вышла замуж за парня Алексея, он работал конюхом в колхозе. Родила двух сыновей, самый младший умер перед войной от кори.
Но вот наступил 1941 год. Мужа Алексея мобилизовали. Пришлось рыть окопы. Ночевали в пустой церкви. Было холодно, не было горячей воды, спали на полу в одежде. Руки и ноги ныли от усталости, болели от мозолей.
«О героях былых времен…»
Завгороднева Вероника
Мой прадед – Полушаров Степан Петрович. Зимой 1943 – 44г.г. на Украине Степан Петрович попал в плен. Когда пленных перевозили в эшелонах, в вагоне, котором их везли, вдвоем с товарищем оторвали доски в полу, легли между рельсами. Поезд уехал, беглецы убежали в лесопосадку и спрятались. Ночью пошли по рельсам дошли до деревни, которая уже была освобождена от фашистов. Взяли по лопате и разошлись по разным направлениям. Наш прапрадед Степан шел по железнодорожному пути, расчищая себе дорогу от снега. Он шел несколько дней, у него отросла борода. Когда проезжали эшелоны с фашистами, видя старика расчищающего снег, хвалили его, думали, он им дорогу расчищает.
Так он дошел до Крыма, где была его
семья в оккупации. Немцы опять его забрали.
Но вскоре Красная армия освободила Крым,
Степан ушел на фронт и воевал до конца войны.
«О героях былых времен…»
Балашов Леонид Зина Портнова
В начале июня 1941 года приехала на школьные каникулы в деревню Зуя Витебской области. С 1942 года член Обольской подпольной организации «Юные мстители».
Работая в столовой курсов переподготовки немецких офицеров по указанию подполья отравила пищу. Во время разбирательств, желая доказать немцам свою непричастность, съела отравленный суп. Чудом осталась жива.
С августа 1943 года разведчик партизанского отряда им. К. Е. Ворошилова.
В декабре 1943 года, возвращаясь с задания по выяснению причин провала организации «Юные мстители», схвачена в деревне Мостище .
На одном из допросов в гестапо деревни Горяны, схватив со стола пистолет следователя, застрелила его и ещё двух гитлеровцев, пыталась бежать, была схвачена. Зверски замучена и расстреляна в тюрьме города Витебска
«О героях былых времен…»
Ковалева Ульяна Валя Котик
Во время Великой Отечественной войны принимал активное участие в партизанском движении на Украине. Сначала был связным, затем участвовал в боях, был дважды ранен, погиб в бою за город Изяслав в Хмельницкой области.
Был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени и медалью.
В 1958 году Вале посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.