kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект «Экспериментируя и исследуя, познаю мир»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема проекта: «Экспериментируя и исследуя, познаю мир»

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект «Экспериментируя и исследуя, познаю мир»»

Тема проекта: «Экспериментируя и исследуя, познаю мир»

МБОУ «Батагайская СОШ» МО «Верхоянский район» Республики Саха (Якутия)

Авторы проекта: Потапова Кристина Дмитриевна, Максимова Любовь Ивановна, Степанова Оксана Михайловна

Консультант: Григорьева Людмила Николаевна

Актуальность. Новые жизненные условия выдвигают требова­ния к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и уме­лыми, но мыслящими, инициативными, самостоятель­ными. Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, достичь поставленные цели.

Научно-практическая конференция – явление, приобретающее все большую актуальность в современном образовательном процессе, когда речь заходит об организации исследовательской деятельности учащихся. Если олимпиада обнаруживает потенциальные творческие возможности ученика, выявляет наиболее эрудированных, то исследовательская работа требует от ученика умения проблемно мыслить, быть самостоятельным, способствует воспитанию целеустремленности и навыков ведения научной работы.

Идея Необходимо создать такую модель развития интеллектуального и исследовательского потенциала учащихся, которая позволит им реализоваться в различных областях науки или техники. Социальный заказ общества на творчески активную личность, проведение интеллектуальных муниципальных мероприятий требовали от школы воплощение этой идеи через продуманную организацию учебно-познавательной деятельности.

Среди существующих форм внеурочной деятельности, направленных на развитие интеллектуальных возможностей учащихся, необходимо было выбрать такую модель, которая предусматривает организацию поисковой деятельности учащихся путем постановки познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Путем изучения и обобщения опыта педагогов разных школ района следует организовать региональную научно-исследовательскую деятельность Янского округа.

Новизна. Янская группа районов расположена далеко от центра, где нет наземной дороги. В связи с дороговизной авиабилетов планируется организовать очно-заочную форму региональную НПК

Цель: развитие и поддержка интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка младшего школьного возраста в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.

Задачи проекта:

  • создание и реализация условий для развития интеллектуального и исследовательского потенциала младшего школьника;

  • активизация исследовательской деятельности учащихся младших классов;

  • стимулирование учащихся к пополнению знаний об окружающем мире.

  • мотивация учащихся и педагогов к участию в исследовательской деятельности;

  • обеспечение доступности образовательных услуг для одарённых детей вне зависимости от места жительства;

  • совершенствование системы поощрения и адресной поддержки одарённых детей;

  • формирование базы данных одарённых детей;

  • овладение педагогическими работниками методами и формами организации исследовательской деятельности в соответствии с пакетом документов ФГОС нового поколения;

  • совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, работающих с одарёнными детьми;

  • подготовка и организация участия школьников во Всероссийских и международных мероприятиях;

  • укрепление материально-технической базы учреждений образования в рамках реализации региональных целевых программ.


Показатель эффективности реализации проекта

- удельный вес лиц, принявших участие в предметных олимпиадах, конкурсах, конференциях, от общего числа выпускников;

- динамика участия команды школы во Всероссийской олимпиаде школьников по общеобразовательным предметам;

- динамика участия школьников в школьной, районной и региональной научно-практической конференции «Юный изыскатель»;

- количество победителей и призеров районных, региональных, всероссийских и международных мероприятий;


- динамика занятости обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей (% от общего числа учащихся);


- создание банка данных одарённых детей и творческих коллективов.


Перспективы проекта

- грамотная и продуктивная работа по отбору и поддержке талантливых детей через систему участия в мероприятиях различного уровня:

- моральная и материальная поддержка учащихся и педагогов, добившихся значительных результатов;

- расширение перечня итоговых мероприятий, способствующих выявлению и развитию творческих детей;

- создание банка данных одарённых детей

- создание в регионе РНОУ – регионального научного общества учащихся.

Гипотеза: если применить систему организации научно - исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС НОО (привлечение учащихся к научно-исследовательской деятельности) и результативное участие в интеллектуальных мероприятиях разного уровня станет возможным при условии создания в общеобразовательной школе условий, способствующих организации научного общества, что, несомненно, приведет к развитию и реализации интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Реализация задуманного проекта решает проблему обучения и развития способных, талантливых и одаренных детей, которые в новом веке станут авторами научных открытий.

Жизненный цикл и этапы реализации проекта

1. Аналитический (подготовительный) этап.

В 2014-2017гг

Задачи этапа:

1. Изучить и обобщить накопленный опыт по организации НПК в других школах, районах республики.

2. Разработать основные положения и структуру, определить цель, задачи и формы работы районного НПК.

3. Провести диагностику для определения направленности, интересов, интеллектуальных способностей и творческого потенциала учащихся.

4. Вовлечение учащихся в НПК.

Основное направление работы творческой группы педагогов – выявление и поддержка способных, талантливых и одаренных учащихся, развитие их интеллектуальных способностей, поддержка научно-исследовательской деятельности в школе.

План работы творческой группы

Дата проведения

Мероприятия

Содержание работы

Август-сентябрь

2014

Обзор статей о работе с одарёнными детьми, изучение технологий по организации районного НПК . Обсуждение проекта районного НПК “Юный изыскатель», его положений, целей и задач, форм работы.

Выбор оптимальной технологии и её коррекция для учащихся. Выработка основных положений, определение целей и задач, структуры и форм работы районной НПК

Октябрь-декабрь

2014 г.

Диагностика творческой группы по определению глубины знаний учащихся, широты предметной направленности интересов школьников, ориентировка на проблемный вопрос, работа с литературой.

Знакомство с основными правилами выполнения школьниками исследовательских работ. Утверждение тем проектов исследовательских работ учащихся.

Творческое объединение «Я и природа» (секция«Ботаника, география»)


ВУДы «Голубая планета», «Мой дом Земля»


Экологический проект 2 «в» класса «Родничок»



Творческое объединение «Ты и я – одной крови» (секции «Зоология», «Сельское хозяйство»)
























Творческое объединение"Магия творчества".


ВУДы «Волшебная кисточка», «Умелые руки», «Волшебный мир оригами»


















Творческое объединение «Живые страницы истории»



Творческое объединение «Искусство слова»

Выполнение учащимися НПК различных видов и направлений под руководством учителей.












Проведение экспедиций: «По таежным тропинкам» в черте района.Составление карты села.

Сбор лекарственных растений. Организация работы "фито-бара".

Выставка прикладного искусства «Дары осени»

Дневник экологических наблюдений.



Знакомство с домашними животными. Условия содержания домашних животных. Экскурсии на фермы села. Проведение викторины "Знаю каждого соседа". Знакомство с животными заповедника. Охрана животных. Проведение фотоконкурса и выставки. Мастер-класс "Заповедные друзья". Оказание помощи животным, бездомным собакам и кошкам.

Обитатели живого уголка. Условия содержания животных. Знакомство с представителями домашних животных летнего и осеннего периодов. Проведение экскурсий на частных фермах.








Учителя вместе с ребятами на уроках, на занятиях по внеурочной деятельности, на кружках декоративно- прикладного творчества освоили уже такие техники, как папье-маше, тестопластика, джутовая филигрань, квиллинг, пейп-арт, плетение из бумажной лозы, фильцевание, роспись витражными и акриловыми красками по стеклу и ткани, модульное оригами. Приобщение детей к миру прекрасного, изучение технологических основ различных видов лепки и росписи, развитие художественного и образного мышления, создание особой атмосферы в мастерской - вот основные цели, которые ставит перед собой руководители творческого объединения "Умельцы".


С декабря 2014г

Разработка проекта «Районная научно-практическая конференция».

Подготовка и выступление на научно-практической конференции: «Юный изыскатель».

Создана программа проведения конференции.

Проведение научно-практической конференции.

Работа ведется по секциям: «Математика. Экономика», «Ботаника. География», «Экология. Медицина», «Краеведение. КНРСЯ», «Прикладное искусство. Робототехника», «История. Литературоведение», «сельское хозяйство. Зоология».

Оформлены дипломы и благодарности

Январь 2015г

Проверка вооружённости учащихся исследовательскими умениями. Обсуждение и рецензирование работ.Издание сборника по материалам конференции 14-15годов.


Отбор лучших работ конференции на брошюрку

Февраль -март

Проведение мониторинга

Исследования работ участников, темы, возраст, школа, который год участвует, количество участников со школы, качество работ и выступлений). Создать районное НОУ.


2. Формирующий этап.


С февраля 2017 года по 2020год.

Планируется анкетирование янской группы (актуальность проведения НПК на уровне региона) 2017-2018уч.г., организация подготовки методической и материально- технической базы для проведения региональной НПК

Организация региональной НПК для младших школьников 2018-2019уч.г.

Анализ итогов 1 региональной НПК октябрь 2019г, прогнозирование следующих шагов

Издание сборника работ участников НПК, периодических изданияхКэскил,

и.д.

Издание сборника работ участников региональной НПК, приведёт к привлечению в сообщество новых членов, позволит знакомить с новинками исследований и открытий, проводимых в школе остальных учащихся и жителей поселка.

Исходя из выше сказанного, составлен перспективный план действий и развития регионального НПК.

Перспективный план развития регионального НПК Янской группы


С октября 2017года до 2018г

2019-2020гг

Направления работы

Мероприятия

Мероприятия

Организационная деятельность

Разработка, дополнение, изменение нормативно-правовой базы региональной НПК

Расширение состава регионального НПК и РНОУ

Организация структурных подразделений региональной НПК

Реформирование структуры регионального НПК и РНОУ

Распределение обязанностей между учителями начальной школы региональной НПК

Дополнение, изменение нормативно-правовой базы регионального НПК

Создание и накопление материальной базы региональной НПК

Создание взаимодействий с другими организациями

Научно-исследовательская деятельность

Создание порядка подготовки исследовательских, творческих, проектных и других работ учащихся

Подготовка традиционных форм научно-исследовательской деятельности учащихся: конференции, семинаров и др.

Организация традиционных тематических лекториев и семинаров

Укрепление традиционных форм научно-исследовательской деятельности.

Оформление выставок, музеев Анкетирование учителей Янской группы - «Актуальность проведения НПК на уровне региона»

Организация издательской деятельности: выпуск сборника работ, тематических газет, журналов

Изготовление стенгазет

Организация кружков

Изготовление учебных пособий по предметам

Культурно-массовые мероприятия

Организация экскурсий в музеи района.

Тесна связь с библиотечным центром района

Проведение субботников

Организация экскурсий

Организация встреч с деятелями науки и культуры

Организация традиционных ежегодных походов

Информационно-просветительская работа

Создание банка данных конкурсов и конференций для учащихся и учителей

Систематизация информационно-просветительской работы

Пропаганда научно-исследовательской деятельности в школе:

  • проведение тематических классных часов;

  • проведение исследования (анкетирования) по выявлению мотивации к участию в работе НПК.

Обмен опытом с другими организациями

Организация информационного взаимодействия с другими научными обществами через Интернет

Прочее


Создание системы награждений и поощрений активных участников в работе региональной НПК



3. Аналитико-диагностический этап (2021-2022гг)


ноябрь 2021г

Семинар руководителей региональной НПК

Подготовка экспертов из числа старшеклассников призеров и победителей НПК

Заключение договоров о сотрудничестве по внедрению в учебно-воспитательный процесс инновационного метода


Подведение итогов; круглый стол участников совместно с социальными партнерами

Положительная оценка проекта




Научно-методическое обеспечение проекта

  1. Нормативно-правовая база:

Конституция РФ;

Конвенция о правах ребенка;

Закон Российской Федерации «Об образовании»;

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

Концепция развития образования до 2020г;

Проект современной модели образования;

Стратегия развития науки и инноваций Российской Федерации;

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

Нормативно-правовая база школы: Устав Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Батагайская средняя общеобразовательная школа» п.Батагай, локальные акты школы по введению ФГОС.

2. Кадровая обеспеченность:

- административный блок;

- классные руководители;

- библиотечные руководители школы и районной детской библиотеки;

- педагог-психолог;

- педагог – организаьтор;

- медицинская сестра;

- педагоги дополнительного образования;

- педагоги центров, школы искусств.




Ожидаемые результаты

- создание организационных, содержательных, материально-технических условий для развития интеллектуального и исследовательского потенциала младшего школьника;

- мотивация и активизация исследовательской деятельности учащихся младших классов;

- совершенствование системы поощрения и адресной поддержки одарённых детей;

- формирование базы данных одарённых детей, регионального научного общества учащихся;

- совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, работающих с одарёнными детьми;

- укрепление материально-технической базы учреждений образования в рамках реализации региональных целевых программ.


Прогнозируемые социальные эффекты

Стейкхолдеры

Социальныеэффекты

Учредитель

Получает гармонично развитую и целеустремленную высокообразованную личность, приносящий пользу обществу

Обучающиеся

Мотивация к личностному росту

Родители

Удовлетворенность полученными результатами

Педагогический коллектив

Получает высоконравственного, ответственного, творческого, компетентного выпускника

Выполняет государственный, социальный заказ

Партнеры

Социально-активную личность




Выводы

Важно отметить, что большинство исследовательских и проектных работ учащихся, представляемых на конференцию, выполняются на высоком уровне. Учащимся под руководством опытных педагогов удается показать свое умение анализировать полученные результаты, глубину владения материалом изучаемого вопроса и творческий подход к решению поставленной проблемы. Учитывается наличие правильно выполненной мультимедийной презентации, сопровождающей выступление учащегося и показывающей уровень освоения им основ компьютерной грамотности, что на современном этапе развития общества имеет огромное значение. С каждым годом жюри становится все труднее выявлять победителей. Так как уровень представляемых на НПК работ повышается из года в год (правильно, грамотно оформленные, содержащие практические выводы и предложения по использованию полученных результатов). Научность, логичность и доступность выступления учеников на конференции, их умение аргументировано вести дискуссию, четко формулировать вопросы и выслушивать ответы товарищей не могут не радовать организаторов.

Научно-практическая конференция имеет огромное значение не только для интеллектуального роста учащихся, но и для повышения профессионального мастерства педагогов, руководителей исследовательских работ школьников; обмена опытом учителей из различных общеобразовательных учреждений; расширения доступа педагогической общественности к материалам по организации исследовательской деятельности учащихся. Необходимо поощрять и стимулировать педагогическую инициативу руководителей работ школьников, играющих важную роль в организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся. Научный руководитель помогает выбрать актуальную тему исследований, правильно поставить задачу, подобрать необходимую библиографию о предыстории и современном состоянии предмета исследований, наметить пути решения поставленной задачи и выбрать необходимые для этого методы и средства. Учит правильно интерпретировать полученные результаты и формулировать заключение по выполненной работе; прививает у учащихся навыки публичных выступлений и умение вести дискуссии на конференциях.

Таким образом, работая над этим проектом, учителя, работающие в региональной НПК, приобретут опыт работы на конференции как одного из оптимальных вариантов целенаправленного процесса развития ребенка на ранних возрастных этапах. Материальная поддержка для воплощения в жизнь идей проекта немаловажна. Организаторы НПК, творческая группа педагогов-энтузиастов полна идей и планов.






































Список используемых документов и литературы:


Конституция РФ;

Конвенция о правах ребенка;

Закон Российской Федерации «Об образовании»;

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

Концепция развития образования до 2020г;

Проект современной модели образования;

Стратегия развития науки и инноваций Российской Федерации;

Нормативно-правовая база школы: Устав Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Батагайская средняя общеобразовательная школа» п.Батагай, локальные акты школы по введению ФГОС.

Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.Я. Концепция духовно-нравственного развития личности гражданина России, М..2009.с6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Проект «Экспериментируя и исследуя, познаю мир»

Автор: Степанова Оксана Михайловна

Дата: 22.01.2018

Номер свидетельства: 451576

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Выступление к проекту Зимушка - зима "
    ["seo_title"] => string(38) "vystuplieniie-k-proiektu-zimushka-zima"
    ["file_id"] => string(6) "185659"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1426227420"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Проект: «Первый тоненький ледок – чем опасен он, дружок?»"
    ["seo_title"] => string(51) "proekt_pervyi_tonenkii_ledok_chem_opasen_on_druzhok"
    ["file_id"] => string(6) "574865"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1615059502"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Проект "Земля-наш общий дом""
    ["seo_title"] => string(31) "proekt_zemlia_nash_obshchii_dom"
    ["file_id"] => string(6) "548158"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1587993807"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства