kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект "Бытовые отходы и их вторая жизнь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность работы-разработка бизнес-плана по постройке мусороперерабатывающего завода в г Тайынша

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Бытовые отходы и их вторая жизнь"»

Содержание

Введение……………………………………………………………………..2-4

1. Проблема городских и сельских отходов …………………………… 5

1.1 Утилизация мусора в Казахстане ………… … ……………………..... 5

1.2 Утилизация за рубежом ……….……………………………………… 5

1.3 Влияние бытовых отходов на окружающую среду……..…………….5-6

2. Мусорная индустрия ………………………………………………… 6-8

2.1Ликвидация бытовых отходов ………………………………………… 6 -7

2.2 Пути решения проблемы ……………………………………………… 9

3. Социологические исследования……………………………………….9- 14

3.1 Интервью ……………………………………………………………….. 8

3.2 Анкетирование …………………………………………………………. 9-12

3.3 Эксперимент…………………………………………………………….. 14

4. Наши выводы и предложения …………………………………… … 15-16

5. Наши рекомендации …………………………………………………….17

6.Выводы и предложения взрослых………………………………………18

Заключение ………………………………………………………………….19

Список использованной литературы ………………………………… 20-21

Приложение 1……………………………………………………………….

Приложение 2……………………………………………………………….

Приложение 3………………………………………………………………

                                        Введение


Наша страна большая, степей много,

но сколько можно относиться к ним,

как к громадной мусорной свалке?

В. Меркушев

По оценке экспертов в области охраны природы, проблема мусора в последние годы выдвинулась среди прочих экологических проблем на первое место. Говоря об озоновых дырах, атомных электростанциях и глобальном потеплении, мы не замечаем, как к нам незаметно подкрадывается ещё одна опасность - погибнуть под горами мусора, создаваемого человечеством.

Человеку в процессе жизни свойственно оставлять за собой всевозможный мусор и различные отходы. За одну человеческую жизнь их скапливается очень много. В каждом доме образуется огромное количество ненужных материалов и изделий. Исследования показали, что состав сельских отходов примерно таков: пластик- 46%, бумага-39%, стекло-31%, полиэтилен-38%, резина и кожа-20%, железо и его сплавы-8%, пищевые отходы-3% и др. Традиционно всё это выбрасывается. На протяжении многих лет количество БО неуклонно возрастает. Человек нарушает один из основных экологических законов - круговорот веществ в природе, вводя новые, чуждые природе вещества.

Проблема мусора была одной из важнейших экологических проблем на земле. Но каждый день по дороге в школу мы наблюдаем, что растущее количество отходов, отсутствие средств утилизации и переработки их для нашего небольшого села становится всё более острой проблемой.

Проблема утилизации отходов усугубляется в основном потому, что большая часть товаров народного потребления обречена на кратковременную службу человеку. Загрязнения окружающей среды неблагоприятно воздействуют на здоровье человека . Более 2000 лет назад Гиппократ и другие мыслители высказывали идею, что факторы окружающей среды могут влиять на возникновение болезней. Заслуживают внимания работы В.А. Ясвина, С.Д. Дерябо, А.В. Гагарина, в которых рассматривается процесс освоения учащимися экологических ценностей

Отдельные аспекты экологического образования и воспитания были освещены в трудах казахских учёных-просветителей: А. Кунанбаева, Х. Досмухамедова, Ш. Кудайбердиева, М. Жумабаева, А. Байтурсынова и др.[23, с.19].

Вопросами экологической культуры занимались философы, педагоги, психологи (Н.Н. Моисеев, С.Н. Глазачев, Б.Т. Лихачев, Н.М. Мамедов, И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина, Л.П. Симонова-Салеева и др.) [4, с.9].

На сегодняшний день состояние здоровья населения характеризуется общим его ухудшением, высокой остаётся заболеваемость, быстрая утомляемость, сокращается средняя продолжительность жизни, что может привести к ухудшению генофонда нации. Таким образом, существует противоречие между необходимостью укрепления здоровья нации и отсутствием благоприятной экологической обстановки.

Актуальность:  тема актуальна тем, что увеличение количества мусора в окрестностях поселка Константиновка может привести к ухудшению здоровья и  жизни населения. «Социальное самочувствие- важнейший индикатор продвижения к главной цели» - так сказал Президент Н. А. Назарбаев [ 16,с 54]

 Цель исследования: могут ли дети нашего возраста внести свой вклад в решение проблемы утилизации отходов

 Задачи исследования:

- проанализировать утилизацию мусора в Казахстане;

- проанализировать утилизацию мусора в разных странах;

- описать влияние отходов на окружающую среду;

- доказать, что рециклизация (вторичная переработка) мусора необходима для

сохранения окружающей среды;

- предложить свои способы использования бытовых отходов

Объект исследования: экология

Предмет исследования: бытовые отходы, возможность их вторичного использования

Участники исследования: семьи одноклассников и независимые участники

Гипотеза исследования: возможно, бытовые отходы загрязняют экологическую обстановку. Мы предполагаем, что даже в нашем возрасте можно придумать, как с пользой применить бытовые отходы

Методы исследования: анализ , анкетирование, эксперимент, наблюдение, сравнение, обобщение, опрос, изучение и анализ литературы, представление фото, составление памяток, плакатов, оформление презентации

Новизна: бизнес- план по постройке мусороперерабатывающего завода в Тайынше

Социальная значимость: зная экологическую обстановку в стране, люди будут искать пути и решения выхода из сложившейся ситуации, чем те, у которых недостаточный уровень знаний

Личностная значимость: познакомившись с проблемой мусорных отходов, можно вовлечься в практическую природоохранную деятельность, реализовать бизнес- план по строительству мусороперерабатывающего завода

Практическая значимость: материалы проекта могут быть использованы на уроках познания мира, во внеклассной работе, а предложение по постройке завода воплотится в жизнь

Структура исследования: введение, 1 - 6 главы, заключение, список использованной литературы, приложение

База исследования: КГУ «Константиновская основная школа»

Апробация исследования: мастер- класс «Прогулка по экологической тропинке»

1. Проблема  городских и сельских отходов

Раньше вопрос утилизации отходов  остро не стоял. Крестьяне отправляли свою продукцию с поля сразу к столу , обходясь без переработки , упаковки , рекламы и торговой сети. Овощные очистки и тому подобное скармливались или использовались в виде компоста как удобрение почвы для будущего урожая. Из- за роста населения , но в основном из-за изменения образа жизни людей , использующие всё больше обёрточных и упаковочных материалов, изменилась потребительская структура. В результате чего возросло количество бытовых отходов.

1.1 Утилизация мусора в Казахстане

По данным Министерства охраны окружающей среды, на территории республики скопилось 43 миллиарда тонн мусора. Ежегодно объем увеличивается на 700 млн. тонн.

95 % этого мусора идёт на захоронение. Лишь 3-5 % подвергается переработке для вторичного сырья. На каждого жителя страны приходится до 2 тыс. тонн. в год.

1.2 Утилизация за рубежом

В Германии этот показатель равен 400 кг. Отдельные страны на этом пути достигли впечатляющих успехов. В Японии подвергается вторичной переработке около 45% всех отходов, сжиганию-37 %, а захоронения занимают лишь 18 %. Здесь перерабатывают всё, что можно переработать. Результат- Япония одна из самых «чистых» стран в мире. Швеция является примером по переработке отходов. На сегодняшний день в этой стране перерабатывается более 80% всех видов бытовых отходов. 18% мусора сжигают. И только 2 % занимает вывоз отходов на полигоны для их захоронения ( при этом свалок там найти невозможно). У них работает система «депозитов». Когда в цену продукции входит стоимость её утилизации. В Дании этот показатель равен 60-63 %.

1.3 Влияние отходов на окружающую среду

Из- за изменения потребительской структуры (банки, упаковки …) возросла тревожность экологической обстановки. А значит - всему живому на Земле.

Загрязнение окружающей среды является результатом человеческой деятельности. Он нарушает главный закон экологии - круговорот веществ в природе, вводя такие соединения, которые не разрушаются (красители, моющие средства, резину, упаковочные материалы …)

К примеру, полиэтиленовые пакеты начинают процесс разложения через 250 лет.

Пластиковые бутылки только через 500 лет

Жестяная консервная банка - 90 лет

Стекло- 1 000 лет

Бумага – 2 года

Жвачка- никогда самостоятельно не разлагается.

Консервные банки, разряженные батарейки и многие промышленные, сельскохозяйственные и канализационные отходы неграмотного захоронения, свалки возле домов, отсутствие мер предосторожности позволяют этому «зелью» попадать прямо в почву. Различные соединения приводят к изменению свойств почвы, снижают численность живых организмов, ухудшают её плодородие, способствуют распространению клещей, крыс. Вместе с загрязняющими веществами в почву попадают болезнетворные бактерии, яйца гельминтов. В остатках могут быть возбудители тифа, дизентерии, туберкулёза. Причём, некоторые бактерии могут долгое время сохраняться в почве и даже размножаться.

Возбудители столбняка- до 12 лет

Некоторые гельминты- 7-8 лет

Яйца власоглавов- 1-3 года

Эти изменения могут попасть в органы животных и человека через сельскохозяйственные ресурсы, воду или другие продукты, вызывая ухудшения физического состояния, условия отдыха человека на природе, обезображивая её саму, вызвать тяжёлые сердечные и онкологические заболевания и даже смерть.

2. Мусорная индустрия

Во всем мире отходы рассматривают как потенциальное сырьё для будущего продукта – вторичного сырья, как элемент бизнеса. Но без введения раздельного сбора мусора эффективно решить проблему переработки бытовых отходов невозможно. Для приёма  и сортировки собранного вторичного сырья необходимы соответствующие предприятия ,располагающие сетью пунктов приёма. Например, в Германии, только в Берлине их более 20.

У нас пока в стране существует два мусороперерабатывающих завода - работает из них один - в Астане - и то не на полную мощность. Связано это с тем, что процессом сбора и переработкой мусора занимаются разные организации. Мусороперерабатывающий завод в Алматы находится в «замороженном состоянии», на сегодняшний день нуждается в крупном инвесторе.

2.1 Ликвидация отходов

Приблизительно за 500 лет до нашей эры в Афинах был издан первый эдикт, запрещающий выбрасывать мусор на улицы, предусматривающий специальные места для отходов.

Есть различные варианты борьбы с бытовыми отходами, которые изменились и усовершенствовались с развитием цивилизации


Захоронения

Мусор просто зарывают в землю или вываливают на нее и засыпают землей

«+»

- удаётся избежать как загрязнения воздуха, так и размножения нежелательных животных

«-»

- места для захоронения овраги, заброшенные карьеры, заболоченные низины.

(вода просачивается через необработанный мусор и образует ядовитый фильтрат, в котором присутствуют железо, ртуть, свинец, цинк и другие металлы из ржавеющих консервных банок, разряженных батареек и других электроприборов

- образование метана

(у захороненного мусора нет доступа кислороду. При разложении образуется метан. Он может распространятся в земле горизонтально, проникать в подвалы зданий школ , накапливаться там и взрываться при зажигании.

-просадка грунта

( по мере разложения отходы проседают. Поэтому зданий на местах свалок не построишь. На игровых площадках просадка грунта тоже весьма нежелательна, поскольку образуются неглубокие понижения, в них скапливается вода, а весь участок превращается в болото)

Сжигание

«+»

- удаётся уменьшить объём БО и получить некоторое количество энергии

(1 т мусора может дать 400 кВт /ч)

«-»

- загрязняется атмосфера

- остатки золы нужно захоронить

Отслеживание БО

«+»

- снизить производство автомобилей, бытовой техники, одежды, продуктов питания и др. в целях уменьшения количества отходов

«-» - нет

Сортировка и переработка (рециклизация)- это самый экологичный вариант

«+»

- БО не накапливаются, а используются как вторичное сырьё

- снижается расход первичных ресурсов

«-»

- сортировка (выбрасываем мусор как одно целое)

- отсутствие стандартов (не знаем как БО сортировать)

- переработка (должны существовать фирмы, заинтересованные в получении собранных

материалов и переработки их в нужные товары)

- маркетинг (необходим рынок для покупки продукции из вторичного сырья)

- скрытые расходы( ликвидацию мусора оплачивает государство, люди не представляют себе её реальную стоимость)

2.2 Пути решения проблемы

Мы решили узнать, интересует ли жителей нашего посёлка проблема мусора . Для этого нами было проведёно социологическое исследование: опрос и анкетирование жителей разного поколения.

В течение трёх месяцев нами проводилась кропотливая работа по составлению и проведению анкет, интервью, анализу БО и много другой работы.

3. Социологическое исследование

3.1 Интервью №1

Опрошено 134 человека

На вопрос «Важна ли проблема мусора?»





94% ответили «да» - 127 человек

5 % - «нет» - 7 человек

Интервью №2

Часто ли вы видите мусор на улицах нашего села?

ДА – 127 человека- 94%

НЕТ – 5 человек – 3%

НЕ ЗАМЕЧАЮТ – 2 человека – 1 %

3.2 Анкетирование №1

Какого вида мусор встречается чаще всего?

Пластиковый – 62 человека

Бумажный – 53 человека

Полиэтиленовый – 51 человек

Стеклянный – 42 человека

Резина и кожа – 28 человек

Металлический – 11 человек

Пища- 5 человек


Состав сельских отходов примерно таков:

Пластик - 46%

Бумага- 39%

Полиэтилен -38%

Стекло- 31%

Резина и кожа – 20 %

Металл- 8%

Пища - 3 %

Анкетирование № 2

Опрошено 24 семьи

Мы решили узнать, сколько пластиковой тары выбрасывает каждая семья

Здравствуйте, уважаемый участник опроса! Просим Вас принять участие в нашем исследовании и ответить на вопросы.

1.Состав семьи: _______ человек.

2.Сколько пластиковых бутылок выбрасывает ваша семья в неделю?

2 л - … шт.; 1,5 - … шт.; 1 л - … шт.; 0,5 л – шт.; 0,33 л - …шт.

3.Сколько пакетов выбрасывает ваша семья в день?

-обычные пакеты - … шт;

-из-под молока, кефира, майонеза и пр. - … шт.;

-большие пакеты - … шт.

4. Сколько пластиковых баночек выбрасывает ваша семья в день?

-из-под йогурта - … шт.;

-из- под сметаны - … шт.

5. Сколько выбрасывает ваша семья пластиковых флаконов из-под шампуней, гелей и других косметических товаров в месяц? … шт.

Спасибо за участие в исследовании!

Результаты опроса нас ошеломили:

- пластиковых бутылок – 174 шт.

- пластиковых баночек из-под йогурта – 68 шт.;

- из-под сметаны – 270 шт.;

-пакетов обычного размера – 97 шт.;

-из-под молока, кефира – 92 шт.;

- больших пакетов – 59 шт.;

- пластиковых флаконов из-под шампуней и др. – 134 шт.

  Это результаты анкет 24 семей. А если прибавить к этому результату потребление данных одноразовых предметов всего населения нашего села. Тогда цифры будут огромные.

Анкетирование №3

Опросили по 43 человека каждой категории: учащиеся, взрослые, старшее поколение

«Какой выход вы видите, чтобы на улицах мусора было меньше?»

1.Установить урны. Своевременно вывозить мусор

2.Чаще устраивать субботники. Установить рекламные щиты, призывающие к порядку

3. Не мусорить. Штрафовать. Повысить культуру жителей

4.Создать предприятия по утилизации и переработке мусора

Вопрос



Учащиеся

43 человека

Взрослые

43 человека

Старшее поколение

43 человека

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

1

Установить урны. Своевременно вывозить мусор


7

16%

23

53%

5

11%

2

Чаще устраивать субботники. Установить рекламные щиты, призывающие к порядку

6

14%

4

9%

1

2 %

3

Не мусорить. Штрафовать. Повысить культуру жителей

27

62%

14

32%

36

83%

4

Создать предприятия по утилизации и переработке мусора



3

6%

2

4%

1

2%


3.3 Эксперимент

Мы решили проверить, будут ли жители выбрасывать мусор в урны. На заседании Совета школы был решён вопрос о помощи Тимуровского отряда в установке урн с кодовыми номерами на трёх улицах:

Белая урна – стекло

Красная - пластик

Жёлтая - полиэтилен

Жителям экспериментальных улиц были розданы памятки по сортировке БО. Результат не заставил долго ждать. За три дня урны с пластиком и стеклом были полными. Получается, проблема мусора может быть решена. Нужно лишь приложить чуточку усилия.

Мы думали, как можно использовать эту гору пластика. В школе был объявлен творческий конкурс на изготовление поделок из ненужных вещей. Учащиеся школы совместно с родителями активно принялись за работу.

Были изготовлены подставки для цветов, шкатулки, рыба, клумба с цветами, розы и многое другое. А гордостью нашей выставки стала работа Коваль Елизаветы «Моя любимая школа» , которая в этом году заняла 3 место в областном конкурсе «Мир природы глазами детей» и денежную премию. Для изготовления работы понадобилось:

- 1 металлическая деталь от люстры;

- пенопластиковая доска 40 см* 80 см;

- 5 пластиковых 1– литровых бутылок;

- 20 сапожных гвоздей;

- прозрачный скотч;

- пластиковые цветы и листья;

- 4 мочалки;

- трубочка из под коктейля;

- зубочистки, ватные палочки, клей ПВА, «Мастер клей», бронзовая краска, гречка и пшено (для украшения)

Из подсчитанного пластика можно изготовить:

- 34 коробочки для мела

- 11 ваз для цветов;

- 120 станков для карандашей;

- 80 стаканчиков для канцелярской мелочи;

- 30 поддонов для цветочных горшков;

- 78 горшков для рассады.

Такие пути выхода из данной проблемы придумали мы сами.

4. Наши выводы и предложения:

В результате исследовательской деятельности и наблюдений мы расширили знания о зависимости мира природы и людей. Узнали о возможности вторичного использования мусора, экспериментировали и пришли к выводу, что мусор искусственного происхождения засоряет окружающую среду, его нужно собирать в специально отведённые места (мусорные баки и т.п.) или использовать в качестве вторсырья для изготовления поделок. Теперь нам хочется бережнее относиться к природе и защищать ее.

1.Мы – дети – можем направить данные предметы на развитие творческих способностей

(поделки, выставки, конкурсы, соревнования)

2.Распространение памяток

3. Участие в субботниках, акциях, внеклассных мероприятиях, круглых столах, мастер- классах

4. Постройка мусороперерабатывающего завода в Тайынше. По сообщениям СМИ мы знаем, есть бизнесмен из Китая, который находит у нас бутылки и увозит их для дальнейшей переработки к себе. Из наших бутылок создают синтепон, а нам опять перепродают куртки, пуховики, постельное белье. Но мусор не должен уходить в другие страны.

Бизнес- план по постройке завода

  1. Решение финансового вопроса

  2. Приобретение земли

  3. Договор со строительной фирмой

  4. Строительство объектов завода

  5. Отделочные работы

  6. Покупка оборудования и её установка

  7. Пуско-наладочные работы

  8. Привлечение специалистов

Результат реализации :

  • поступления в бюджет

  • создание новых рабочих мест

  • решение многих экологических вопросов

Технологический процесс бытовых отходов

ПОМНИТЬ:

бумага разлагается 2 года;

жестяная консервная банка -90 лет;

алюминиевая банка из-под колы -500 лет,

для распада стекла нужно более 1000 лет!

Жвачка - это тот продукт, который никогда самостоятельно не разлагается. Поэтому не бросай и не прилепляй жвачку (кто хоть раз "вляпывался" в нее, поймет), а перед тем, как выкинуть жвачку в урну, заверни в бумажку.

5. Наши рекомендации

  • Удержаться от соблазна бросить бумажку на землю

  • Донести её до ближайшей урны

  • Поднять и донести до урны чужую бумажку

  • Пустые бутылки не разбивать, а поставить возле урны

  • Покупайте меньше – и только те товары, которые вам действительно необходимы. Неудержимое стремление покупать ведёт, в конечном итоге, к излишнему расходованию и без того истощённых ресурсов Земли

  • Попробуйте отказаться от покупки напитков в пластиковых бутылках

  • Не забывать о скрытой стоимости захоронения отходов и меньших затратах на рециклизацию в долгосрочной перспективе. Призвать депутатов поддержать все законодательные акты, направленные на рециклизацию, компостирование и другие варианты применения мусора

  • Покупать напитки в многоразовых бутылках и сдавать пустую тару, которую можно использовать вторично

  • Для покупок в магазине использовать холщевую сумку, тогда не понадобятся пластиковые пакеты, которые приходится выбрасывать

  • Не покупать впрок лекарства, бытовую химию и др. - по истечению срока хранения придется их выбросить

  • Не выбрасывать старые добротные вещи (одежду, игрушки, мебель, технику), которые нам не нужны. Найти им нового хозяина или из старых вещей изготовить новое, дать им вторую жизнь. Рекламируя свои достижения, проводить выставку «Старым вещам - новую жизнь»

  • Залогом будущего урожая с грядок могут служить пищевые отходы - прекрасный материал для компоста

  • Объяснять людям остроту экологических проблем в частности мусора, выступать с призывами

  • Включаться в экологические акции и организовывать самим уборку мусора с территории школы, близлежащей территории, очистку водоёмов, своего двора

  • Учится собирать и сортировать мусор, учить этому других

  • Обращаться к властям, предприятиям с письмами протеста против главных «вредителей» природы

  • В местах отдыха и на улицах размещать мусорные урны

  • Объединить усилия, действовать согласованно

  • Не сорить

  • Проводить компанию по борьбе с отходами

  • Подумать о возможности сделать карьеру в развивающейся индустрии рециклизации отходов

5. Выводы и предложения взрослых

Партнерство правительства и бизнеса

( местные власти заключают контракт с фирмой, обеспечивающий цикл рециклизации отходов. А именно их сбор, переработку производство товаров из полученных материалов. Местная администрация в свою очередь предоставляет таким фирмам определенные льготы типа «эксклюзивного» права на сбор отходов и продажу некоторых произведенных из них материалов на территории находящейся под ее юрисдикцией. Кроме того, местные власти могут выступить в роли оптового покупателя некой доли бумаги, компоста или пластмасс из вторичного сырья.

Сортировка

(совместными усилиями жителей села установить контейнера «кодового » цвета, каждый из которых будет предназначен для определённого вида отходов)

Юридические аспекты рециклизации отходов

( ввести закон об обязательной рециклизации местной администрацией отходов к определённому сроку на своей территории)

Ввести запрет на захоронение некоторых отходов

(огородный и садовый мусор каждой семье компостировать до гумуса и использовать в хозяйстве как удобрение

Отходы как источник энергии

(сжигать отходы для получения энергии, а загрязнение атмосферы контролировать с помощью оборудования. Железо и алюминий извлекать из золы. Зола не подвержена ни разложению, ни усадке, и ее можно использовать в качестве наполнителя при строительстве дорог, насыпей )

Заключение

Важно понять, мусор не ждёт! Стране не откладывать план управления БО до 2050 года. Зачем так долго ждать? Включиться в работу нужно уже сейчас, как это делаем мы и аким Тайыншинского района С. Салтыков, предложивший создание «зелёного пояса» из хвойных деревьев. Необходимо ломать вредные привычки. Вырабатывать новые- экологически оправданные. Хорошо продумать свою тактику и стратегию- где и без чего можно обойтись, что чем можно заменить, не нанося ущерба природе. Люди! не дайте погибнуть Планете Земля под горами мусора.

Табиғатты тарылтпайық.

Мөлдір кәусар тынысын.

Пәк табиғат!

Жүрегімнің тамылжыған жырысың.

Ей, адамдар!

Қалай ғана қатігездік жасайсың.

Ол анаң ғой, ал сен кенже ұлысың.



Берегите эту землю, эти Реки.

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы.

Убивайте лишь зверей внутри себя.



Зейін қойып тыңдағандарыңызға рахмет!

Спасибо за внимание!

Thank you, very much!



Список использованной литературы

  1. Бобылева Л.Д., Бобылева О.В. Беседа о культуре поведения в природе. // Начальная школа. – 2001 - №7 – С.66-67

  2. Большая книга обо всём на свете. М.: «Планета детства», 2004.С .170

  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – Москва: Знание, 1967 – 145 с.

  4. Глазачев С.Н. Сохраним ценности экологической культуры. // Начальная школа. – 1998 - №6 – С.13-14

  5. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Программа Мы и окружающий мир. Москва: ВАКО, 2001. – 200 с.

  6. Денижникова Н.С., Иванова Л.Ю., Воспитание экологической культуры у детей и подростков. – Москва: Просвещение, 2000 – 156 с.

  7. Ершов В.В. Экологическое образование и природа. – Москва: Знание, 1988. – 174 с.

  8. Захлебный А.Н., Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Охрана природы. – Москва: Просвещение, 1977. – 98 с.

  9. Зверев И.Д., Суравегина Т.И. Экологическое образование школьников – Москва: Педагогика, 1983 – 360 с.

  10. Иванова Т.С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе. – Москва: Педагогика, 2003 – 346 с.

  11. Интернет-ресурсы

http://centralasiaonline.com/ru/articles/caii/features/main/2012/04/17/feature-01мусор не ждёт

  1. http://kapital.kz/economic/23997/v-kazahstane-do-sih-por-ne-ponimayut-chto-

musor-eto-klad.html

http://www.zakon.kz/4599380-v-kazakhstane-do-2050-goda-reshat.html

http://www.kz.all.biz/musornye-kontejnery-bgg1060826

http://ppt4web.ru/ehkologija/ehkologija-cheloveka-i-promyshlennoe-zagrjaznenie-okruzhajushhejj-sredy-.html

12. Климентьева О.В., Моисеева Л.В. Дидактическое обеспечение экологического образования младших школьников. Екатеринбург: Школа - 2000, 2004. – 40 с.

  1. Кирилова З.П. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе изучения природы. // Начальная школа – 1989. №5. – С. 28-30

  2. Ликум А. Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. – М.: Компания «Ключ - С». Филологическое общество «Слово» ТКО АСТ. 1994. С. 259 – 260

  3. Мюррей Робин. Ноль отходов («Zero Waste»). Экология и жизнь,№ 6(44)'2004.

  4. Н.А. Назарбаев. Казахстан – 2050. Астана, 2014. – 54 с.

  5. Н.А. Назарбаев. Казахстан – 2030. Алматы, 1998. – 103 с.

  6. Пахомов А.П. Методические рекомендации по формированию у детей мотивации к овладению экологическими знаниями. // Начальная школа. – 1998 - №6 С.9-12

  7. Плешаков А.А. Экологические проблемы и начальная школа. // Начальная школа. – 1991 - №5.- С. 22-23

  8. Симонова Л.П. О перспективах экологического образования в начальной школе.// Начальная школа. – 1997 - №7 - С.14-17

  9. Стоит по-прежнему «тянуть резину»… … если мы уже можем ее перерабатывать? Экология и жизнь 2(37)'2004.

  10. Тайыншинские вести, 21 марта 2014 .

  11. Тлепов Ж. Основные компоненты экологической культуры личности.// Высшая школа Казахстана – 2000 - №4-5. С.18-20

  12. Тихонова А.Е. Содержание экологических знаний и умений в начальной школе. // Начальная школа. – 1993. - №9. - С.20-22.











Приложение





















Здравствуйте, уважаемый участник опроса! Просим Вас принять участие в нашем исследовании и ответить на вопросы.

Какой выход вы видите, чтобы на улицах мусора было меньше?

1.Установить урны. Своевременно вывозить мусор

2.Чаще устраивать субботники. Установить рекламные щиты, призывающие к порядку

3. Не мусорить. Штрафовать. Повысить культуру жителей

4.Создать предприятия по утилизации и переработке мусора

Спасибо за участие в исследовании!

Здравствуйте, уважаемый участник опроса! Просим Вас принять участие в нашем исследовании и ответить на вопросы.

Какой выход вы видите, чтобы на улицах мусора было меньше?

1.Установить урны. Своевременно вывозить мусор

2.Чаще устраивать субботники. Установить рекламные щиты, призывающие к порядку

3. Не мусорить. Штрафовать. Повысить культуру жителей

4.Создать предприятия по утилизации и переработке мусора

Спасибо за участие в исследовании!

Здравствуйте, уважаемый участник опроса! Просим Вас принять участие в нашем исследовании и ответить на вопросы.

Какой выход вы видите, чтобы на улицах мусора было меньше?

1.Установить урны. Своевременно вывозить мусор

2.Чаще устраивать субботники. Установить рекламные щиты, призывающие к порядку

3. Не мусорить. Штрафовать. Повысить культуру жителей

4.Создать предприятия по утилизации и переработке мусора

Спасибо за участие в исследовании!


Памятка по сортировке бытовых отходов


Белая урна – стекло

Красная - пластик

Жёлтая - полиэтилен


Спасибо за помощь!





Памятка по сортировке бытовых отходов


Белая урна – стекло

Красная - пластик

Жёлтая - полиэтилен


Спасибо за помощь!





Памятка по сортировке бытовых отходов


Белая урна – стекло

Красная - пластик

Жёлтая - полиэтилен


Спасибо за помощь!




























































.























































28






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проект "Бытовые отходы и их вторая жизнь"

Автор: Житниковская Елена Альбиновна

Дата: 24.01.2018

Номер свидетельства: 452107

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Экологический проект "Вторая жизнь пластика" "
    ["seo_title"] => string(47) "ekologhichieskii-proiekt-vtoraia-zhizn-plastika"
    ["file_id"] => string(6) "111552"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1407618200"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(35) "Вторая жизнь вещей "
    ["seo_title"] => string(24) "vtoraia-zhizn-vieshchiei"
    ["file_id"] => string(6) "165513"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422810854"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Исследовательская работа Экологические  проблемы с.Каменная Балка "
    ["seo_title"] => string(74) "issliedovatiel-skaia-rabota-ekologhichieskiie-probliemy-s-kamiennaia-balka"
    ["file_id"] => string(6) "121574"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413996677"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Внеклассное мероприятие "Из ненужного - нужное.""
    ["seo_title"] => string(53) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-iz-nienuzhnogho-nuzhnoie"
    ["file_id"] => string(6) "258001"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1448434038"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Экологическое образование и проектно-исследовательская деятельность учащихся "
    ["seo_title"] => string(93) "ekologhichieskoie-obrazovaniie-i-proiektno-issliedovatiel-skaia-dieiatiel-nost-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "240889"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445154116"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства