Программа по внеурочной деятельности « Веселые правила»
Программа по внеурочной деятельности « Веселые правила»
Современное российское общество требует ориентации системы образования на формирование у подрастающего поколения, за которым будущее страны, высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности « Веселые правила»»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Батагайская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено
на заседании МО классных руководителей
Протокол № ___от « ____» __________2018г.
Руководитель МО /_____________/
Слепцова С.И.
Согласовано:
заместитель
директора по УВР /____________________/ Григорьева Л.Н/
от « ____»_____________2018г.
Утверждено:
директор школы /____________________/
Лучкова Т.Д.
от « ____»_____________2018г.
Программа по внеурочной деятельности
« Веселый Этикет»
(направление: общекультурное)
Педагог, реализующий программу: Соболева Анна Александровна
Класс: 5 «А» , 6 «В» класс
Возраст обучающихся: 11-13 лет
Количество учебных часов: 34
Срок реализации: 1 год
Количество учебных часов в неделю: 1
Количество учебных часов по программе: 34
Батагай 2018-2019г
Содержание
Пояснительная записка
Общая характеристика внеурочной деятельности на ступени ООО
Личностные и метапредметные результаты
Особенности работы с одаренными детьми
Тематическое планирование
Ожидаемые результаты
Списки литературы, используемой для разработки программы и рекомендуемой для обучающихся и педагога
Пояснительная записка
Современное российское общество требует ориентации системы образования на формирование у подрастающего поколения, за которым будущее страны, высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств. Курс «Веселый Этикет» актуален для школьных занятий, где хорошие манеры, культура общения, поведения и внешнего вида, знание основ школьного этикета являются внутренней потребностью каждого ученика. Разнообразные формы и методы предъявления учебно-познавательного материала, представленные в программно-методическом комплексе, делают содержание доступным, интересным и привлекательным для ребят и позволяют решить многие задачи, связанные с формированием духовно-нравственных ценностей, воспитанием толерантности, дружелюбия, вежливости, ответственности, коммуникативности. Материалы для проведения практических занятий предполагают моделирование и оценивание ребенком различных ситуаций поведения в школе, других общественных местах, умение различать допустимые и недопустимые, а также оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.
Программа разработана на основе документов:
Закон Российской Федерации « Об образовании».
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373.
Приказ №1241 от 26 ноября 2010г. О внесении изменений ФГОС НОО утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 г. N 189.
Актуальность данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, классных воспитателей.
Практическая значимость данного курса состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» с 1 класса.
Кружок «Веселый Этикет» является неотъемлемой и необходимой частью целостного образовательного процесса школы, так как соответствует её стратегической цели: создание условий для достижения нового качества образования, всестороннего развития личности учащихся.
Новизна программы состоит в том, что в её основу положен интегрированный курс этики, этикета и психологии, предполагающий знакомство с теоретическими сведениями по данным дисциплинам и практическое применение правил поведения в школе, в общественных местах, в гостях, дома и т.д. Детям прививаются коммуникативные навыки, предлагаются различные способы общения и выхода из сложной ситуации. Особый акцент программы сделан на использование разнообразных видов деятельности как теоретической, так и практической направленности: развивающие и ролевые игры, практикумы, беседы, импровизации, моделирование и анализ ситуации.
Цель программы - создание условий для формирования нравственно-этической культуры школьников на основе усвоения и соблюдения общепринятых норм и правил поведения в обществе.
Поставлены следующие задачи:
формирование устойчивых знаний в области современного этикета, включая воинский этикет;
развитие навыков культурного поведения в повседневной жизни и опыта нравственных взаимоотношений в коллективе;
воспитание потребности личности ребенка в самосовершенствовании и саморазвитии.
Реализация задач осуществляется через различные методы педагогической работы: словесно – информативные, наглядные, метод проблемного обучения, игровые методы обучения, работа с образцами деловых бумаг, тестами, анкетами, словарями, книгами, Интернет-ресурсами, электронными учебниками, программами, презентациями, фото- и видеоматериалами.
Обучение основывается на принципах сознательности, активности, систематичности, последовательности, прочности, научности, доступности, связи теории с практикой, единства эмоционального и сознательного.
Возраст детей, участвующих при реализации данной программы, - 11-13 лет.
Сроки реализации образовательной программы – 1 года обучения, 1 час в неделю, 34 учебных часов в год.
Формы и режим занятий. Занятия проводятся по стабильному расписанию в классах наполняемостью 17-20 человек.
Общая характеристика внеурочной деятельности
2.1. Внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение школьниками личностных, метапредметных и предметных результатов.
Специфика внеурочной деятельности состоит в предоставлении условий для школьников не столько узнать, сколько научиться действовать, принимать решения и др. Если предметные результаты достигаются в своей основе в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает её исходя из своих интересов, мотивов.
Внеурочная деятельность направлена на:
• создание условий для развития личности ребёнка, развитие его мотивации к познанию и творчеству;
•приобщение обучающихся к общечеловеческим и национальным ценностям и традициям (включая региональные социально-культурные особенности);
•профилактику асоциального поведения;
•создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации школьника, его интеграции в систему отечественной и мировой культуры;
•обеспечение целостности процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности обучающегося;
•развитие взаимодействия педагогов с семьями обучающихся.
Цели и результат внеурочной деятельности соответствуют целям и результату образования.
Цель организации внеурочной деятельности – обеспечение достижения планируемых результатов Стандарта: создание условий для становления и развития личности обучающихся, формирования их общей культуры, духовно-нравственного, гражданского, социального, интеллектуального развития, самосовершенствования, обеспечивающего их социальную успешность, развития творческих способностей, сохранения и укрепления здоровья.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:
— обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
— обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
— взаимодействие с социальными партнёрами;
— выявление и развитие способностей обучающихся;
— организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, спортивно-оздоровительных мероприятий, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
— включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды для приобретения опыта реального управления и действия.
Результат внеурочной деятельности - развитие – на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира – личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.
Содержание внеурочной деятельности учитывает достижения мировой культуры и соответствует: российским традициям и национальным ценностям, культурно-национальным особенностям региона, содержанию общего образования, современным образовательным технологиям, обеспечивающим системно-деятельностный подход в соответствующих формах и методах обучения (активные методы дистанционного обучения, дифференцированное обучение, конкурсы, соревнования, фестивали, экскурсии, походы и т. п.), в методах контроля и управления образовательным процессом (экспертный анализ продуктов деятельности обучающихся).
На содержание программы оказали влияние следующие факторы:
запросы школьников и родителей (законных представителей).
Внеурочная деятельность включена в функциональные обязанности классных руководителей, педагогов, реализующих учебный план в конкретном классе, педагогов дополнительного образования и других педагогических работников.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся. Количество посещаемых занятий по внеурочной деятельности выбирает сам учащийся и его родители (законные представители).
Содержание занятий внеурочной деятельности формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) путем анкетирования учащихся и родителей (законных представителей). Для выявления потребностей родителей в конце учебного года проводится родительское собрание, анкетирование (родители выбирают из числа предложенных программ и высказывают собственные пожелания).
При организации внеурочной деятельности обучающихся школы использует возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта.
Содержание программы и организация внеурочной деятельности.
Подход и принципы построения содержания Программы
В основе реализации Программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
— воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного состава.
— формирование соответствующей целям образования социальной среды развития обучающихся, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
— развитие личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
— учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов и форм деятельности при построении образовательного процесса;
— разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося.
Программа «Веселый Этикет» предназначена для учащихся 5 класса, посещающих общеобразовательную школу. При организации и планировании занятий учитываются возрастные особенности детей: любознательность, наблюдательность; предметно-образное мышление, быстрое овладение умениями и навыками; эмоциональная возбудимость.
В соответствии с возрастом применяются разнообразные формы деятельности: беседа, игра, творческие работы, наблюдение.
Педагогические технологии, используемые в обучении.
Личностно – ориентированные технологии позволяют найти индивидуальный подход к каждому ребенку, создать для него необходимые условия комфорта и успеха в обучении. Они предусматривают выбор темы, объем материала с учетом сил, способностей и интересов ребенка, создают ситуацию сотрудничества для общения с другими членами коллектива.
Игровые технологии помогают ребенку в форме игры усвоить необходимые знания и приобрести нужные навыки. Они повышают активность и интерес детей к выполняемой работе.
Технология творческой деятельности используется для повышения творческой активности детей.
Технология исследовательской деятельности позволяет развивать у детей наблюдательность, логику, большую самостоятельность в выборе целей и постановке задач, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов. В результате происходит активное овладение знаниями, умениями и навыками.
Технология методов проекта. В основе этого метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, формирование коммуникативных и презентационных навыков.
Методы и приемы.
Программа предусматривает применение различных методов и приемов, что позволяет сделать обучение эффективным и интересным:
- сенсорного восприятия (лекции, просмотр видеофильмов);
- комбинированные (самостоятельная работа учащихся, инсценировки);
- проблемный (создание на уроке проблемной ситуации).
Личностные и мета предметные результаты
Личностные универсальные учебные действия.
Содержание курса нацелено на формирование основ гражданской идентичности личности школьника, формировать представления о моральных нормах, этических чувствах (вины, стыда, совести), моральной самооценке, развивать доверие и внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи, способность сочувствовать и сопереживать чувствам других людей, понимать взаимосвязь между поступками и их последствиями.
С 1 класса в работе курса идёт формирование мотивов деятельности, системы ценностных отношений учащихся к себе, другим, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т.д.
Регулятивные универсальные учебные действия
Структура изложения занятий курса позволяет строить занятия с учетом индивидуальной траектории развития каждого ребенка и организовывать занятия так, что дети получают возможность учиться:
— принимать и сохранять информационные знания; планировать своё действие в соответствии с ними;
— осуществлять внутренний контроль по результату;
— различать способ и результат действия;
— оценивать правильность выполнения действия, вносить коррективы.
Познавательные универсальные учебные действия
Благодаря широкому включению в занятия разнообразного дополнительного материала (развороты истории и исторические справки, опыты и элементы исследования, тренинговые ситуации, экскурсии, поездки, презентационный материал и т.д.) развиваются познавательные интересы, любознательность.
Типовые задания на информационный поиск способствуют формированию умений находить нужную информацию в библиотеке и в Интернете, пользоваться словарями и справочниками. Типичными для учащегося являются задания: сравни и сделай вывод; объедини в группы, как ты думаешь, почему и т.д.
Включение учащихся в работу над проигрыванием ситуации создаёт благоприятную среду для формирования познавательных действий, способствует созданию мотива деятельности и выхода детей в собственную деятельность.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Коммуникативный характер курса «Веселый-Этикет» обеспечивает формирование коммуникативных действий учащихся.
Система заданий на занятиях нацелена на развитие внимания к чувствам персонажей, сочувствия и эмпатии, способствует воспитанию качеств учащихся, необходимых при общении с другими.
Организация работы в паре и работа в тренингах нацелены не только на развитие регулятивных и познавательных действий, но и на формирование коммуникативных: умение договариваться с партнером, распределять роли, устанавливать очередность действий, находить общее решение. Формируется у учащихся умения слушать другого, высказывать собственное мнение, дополнять другого, участвовать в обсуждении, приходить к общему мнению, задавать вопросы.
Данная программа позволяет учащимся 5-6 классов познакомиться с основными знаниями в области этики и этикета и закрепить их на практике.
Психофизиологические возрастные особенности детей среднего школьного возраста.
Формы и методы организации работы. В основе обучения лежит ролевой принцип. Собеседники должны осознавать свои ролевые позиции. Игровой принцип обучения соответствует возрастным особенностям ребенка. Формы работы: ролевые игры, творческая работа, конкурсы, викторины, тесты, беседы. Основным методом преподавания является игровой тренинг. Вся информация теоретического характера даётся либо в виде игры, где учащиеся сами ищут ответы на вопросы темы, либо в виде работы с таблицами-плакатами. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе разыгрывания ситуационно-ролевых игр по заданиям игровых карточек.
Формы контроля: диалог, анализ и обыгрывание ситуаций, решение этических задач, эксперименты, творческие задания, итоговый праздник.
Формы учета оценки планируемых результатов
Опрос
Наблюдение
Диагностика: нравственной самооценки; этики поведения; отношения к жизненным ценностям; нравственной мотивации.
Анкетирование учащихся
Приоритетной целью российской системы образования является развитие учащихся: личностное, познавательное, регулятивное, коммуникативное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.
Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней.
Программа духовно-нравственного развития образовательного учреждения содержит теоретические положения по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника, определяемого как уклад школьной жизни интегрированного в урочную (окружающий мир, литературное чтение, русский язык), внеурочную, внешкольную, семейную деятельность учащихся.
Уровни результатов освоения курса « Веселый Этикет»
В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:
Первый уровень результатов – учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной про социальной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.
Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
Для его достижения необходимо:
сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.
В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:
начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
Календарно-тематическое планирование 5-6 класс на 2018-2019 гг.
Дата
Тема
Содержание
Форма проведения
примечание
План.
Факт.
Введение. Основные понятия курса. (4 часа)
1
18.09
15.09
Кто такой «культурный человек»?
Этикет как правила хорошего тона. «Золотое правило» этикета. Роль воспитания, образования, общества в формировании культуры человека.
Тест, беседа
2
22.09
26.09
Из истории этикета.
Происхождение этикета, его роль в жизни человека.
Рассказ, просмотр презентации «История этикета»
3
28.09
29.09
Этика и этикет.
Этика как внутренняя культура человека. Этика как раздел философии, наука о морали. Этикет как внешняя культура человека.
Беседа, просмотр презентаций, работа с книгами.
4
2.10
6.10
Школьный этикет
Права и обязанности учащихся
Беседа
Культура внешнего вида. (4 часа)
5.
09.10
13.10
Мой внешний вид.
Важность осанки и походки человека.
Позы сидящего и стоящего человека.
Беседа, тест.
6.
16.10
20.10
Культура движений человека.
Сдержанность, спокойствие.
Умение соблюдать дистанцию, извинения за неосторожность движения.
Беседа, просмотр презентаций.
7.
23.10
27.10
Культура одежды.
Уличная, повседневная, рабочая, домашняя одежда. Аккуратность, собранность, сдержанность в одежде.
Ролевая игра
8.
30.10
12.11
Одежда делового человека.
Изучение разных форм и моделей делового стиля.
Беседа, просмотр одежды делового стиля.
Культура общения и человеческих отношений. (4 часа)
9.
13.11
17.11
Культура устного общения.
Что такое публичные выступления, спор, комплименты и неловкие ситуации.
Ролевая игра «Поему мы так говорим?».
10
20.11
24.11
Культура письма.
Письма и поздравительные открытки. Письмо другу, приятелю. Деловое письмо. Письмо зарубежному партнеру, другу. Поздравительная открытка.
Практикум «Я к вам пишу..», изготовление открыток.
11
27.11
1.12
Сетевой этикет.
Правила этикета при общении онлайн. Вежливость, тактичность при общении по электронной почте.
«Пишем письма правильно».
12
4.12
8.12
Культура режима и распорядка дня.
Об общении, режим дня и ночи, работа и отдых. Научиться уважать режим работы и отдыха других людей.
Беседа.
Культура поведения. Повседневный этикет. (4 часа)
13
11.12
15.12
Человек – мера всему.
Неписанные нормы и правила поведения, совесть, общественное мнение.
Круглый стол.
14
18.22
22.12
Человек общается с книгой.
Культура чтения книги. Книга как источник знаний.
Беседа, просмотр презентаций, работа с книгами
15
25.12
12.01
Что такое справедливость и сочувствие?
Чтение сказки «Мужик и медведь» вопросы к сказке
Чтение Обсуждение беседа
16
15.01
19.01
Справедливость на улице и в общественных местах
Привести примеры
Беседа, ролевая игра
Вежливость и скромность. (4 часа)
17
22.01
26.01
Что такое вежливость и скромность? Вежливость и хамство.
Чтение сказки «Заяц и еж» обсуждение вопросы-ответы
Беседа. рисунок, анкетирование
18
29.01
2.02
Скромность и хвастливость
Чтение сказки «Храбрый баран» осуждение
Беседа
19
5.02
9.02
Вежливы отношения в семье
Составление правил вежливого отношения в семье
Беседа, обсуждение правил
20
12.02.
16.02.
Вежливость на уроках и в общественных местах
Инсценировка ситуации на автобусной астановке
Игра, обсуждение
Уважение взаимопомощь дружба. (4 часа)
21
19.02
23.02
Что такое уважение, взаимопомощь дружба?
Чтение сказки «Собака и волк». Вопросы по сказке:
Чтение, обсуждение, рисунок
22
26.02
2.03
Уважение, безразличие, бойкот
Инсценировка ситуации «на перемене»
Обсуждение
23
5.03.
9.03
Кому и как помогать? Дружба и вражда
Примеры, ситуации дружеских отношений
Беседа, вопросы ответы
24
12.03
16.03
Как нужно дружить?
Инсценировка к сказке «Вшестером всю землю обойдем» (братья Гримм)
Обсуждение
Порядочность и честность. (4 часа)
25
19.03.
23.03.
Что такое порядочность и честность?
Чтение сказки «Лечея плачея», вопросы к сказке, беседы с учащимися и коррекция их поступков
Беседа, обсуждение
26
26.03.
30.03.
Порядочность и непорядочность, честность и лож.
Правила порядочного поведения
Чтение, слушание, обсуждение
27
2.04
6.04
Что такое порядочная семья?
Пример из жизни
Беседа, оюсуждение Рисунок
28
9.04.
13.04.
Как стать порядочным человеком?
Правила порядочности, составление правил которые будете выполнять. Составить краткое описание на тему: «что мне нужно сделать, чтобы стать порядочным человеком »
Самостоятельная работа, обсуждение
Экстремальные ситуации. (4 часа)
29
16.04.
20.04.
Правила поведения на улице и в общественных местах
«правила поведения на улице»
«Что такое порядочная компания»
Беседа, дискуссия
30
23.04.
27.04.
Предупреждение конфликтов в школе
«почему возникают конфликты в школе» «условия бесконфликтного общения»
Беседа дискуссия, анализ ситуаций
31
30.04.
4.05.
Конфликтные ситуации в семье
«Почему возникают конфликты в семье» Практическая работа
дискуссия Самостоятельная работа
32
7.05.
11.05
«От тюрьмы и от сумы не зарекайся»
«может ли умный и честный человек разорится и попасть в тюрьму?»
Дискуссия, беседа
Обобщение основных понятий курса. (2 часа)
33
14.05.
18.05.
Культура как система.
Сущность и предназначение культуры. Культура как смысловой мир человека. Диалог культур. Материальная и духовная культура.
Работа с научной литературой.
34
21.05
25.05
Основы общей культуры человека.
Внешняя и внутренняя культура. Факторы формирования культуры человека. Совесть, мораль, жизненные принципы, духовные ценности.