Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Весёлая грамматика»»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Весёлая грамматика»»
Рабочая программа по внеурочной деятельности (далее Программа) «Веселая грамматика» составлена в соответствии с ФГОС НОО, реализует общеинтеллектуальное направление развития личности. Выбор программы обусловлен желанием детей узнать нечто новое о русском языке, важностью воспитания у них культуры речи. В ходе реализации программы создаются условия для формирования и развития личностных УУД: осознавать роль языка и речи в жизни людей, эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции, понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать, высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Кроме этого происходит формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий.
Программа разработана в соответствии с Положением о рабочей программе по внеурочной деятельности, на основе Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4)., 1 часть, М.: Просвещение, 1988г. Модификация программы (формулирование тем) обусловлено историческими и политическими изменениями в стране и индивидуальными особенностями воспитанников.
Цель курса: создание условий для понимания учащимися того, что грамматика не трудные правила для запоминания, а увлекательное путешествие по родному языку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Весёлая грамматика»» »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Вознесенское Амурского муниципального района Хабаровского края
РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДАВАНА
к утверждению на методическом объединении учителей начальных классов
Протокол № __ от____ 2014
Руководитель МО
___________ А.А. Зыбарева
СОГЛАСОВАНА
Заместитель директора по УВР
_________М.Н.Лукьянова
«___» ___________ 2014
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ с. Вознесенское
_________ Н.А. Боева
«___» ___________ 2014
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Весёлая грамматика»»
(модифицированная)
Общеинтеллектуальное направление
Для 1 класса
Срок реализации 1 год
Программу составила:
Ермохина Людмила Андреевна
Учитель начальных классов
с. Вознесенское
2014 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности (далее Программа) «Веселая грамматика» составлена в соответствии с ФГОС НОО, реализует общеинтеллектуальное направление развития личности. Выбор программы обусловлен желанием детей узнать нечто новое о русском языке, важностью воспитания у них культуры речи. В ходе реализации программы создаются условия для формирования и развития личностных УУД: осознавать роль языка и речи в жизни людей, эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции, понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать, высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Кроме этого происходит формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий.
Программа разработана в соответствии с Положением о рабочей программе по внеурочной деятельности, на основе Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4)., 1 часть, М.: Просвещение, 1988г. Модификация программы (формулирование тем) обусловлено историческими и политическими изменениями в стране и индивидуальными особенностями воспитанников.
Цель курса: создание условий для понимания учащимися того, что грамматика не трудные правила для запоминания, а увлекательное путешествие по родному языку.
Задачи:
развивать интерес к родному языку, расширять кругозор воспитанников;
учить применять полученные знания в конкретных ситуациях.
Организация деятельности школьников основывается на общедидактических принципах: научности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, доступности, наглядности, прочности, связи теории с практикой, индивидуального подхода, учётом возрастных особенностей (особенности проявления интересов у школьников определённого возраста) и психологические особенности. Обязательно используется принцип занимательности, помогающий возбудить и поддерживать интерес к языку, стремление к познанию нового. Интересное, увлекательное в языке всегда окружает нас, его надо только выявить и особым образом подать детям, заставить их самих открывать интересное.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проходят 1 раз в неделю во внеурочное время (33 часа в год).
На итоговом занятии проводится инсценировка сказки для родителей.
Учебно-тематический план
№
п/п
Изучаемый раздел (тема)
Количество часов
Формы работы
Формируемые УУД
всего
теория
практика
№
п/п
Темы
Количество часов
всего
теория
практика
1
В мире безмолвия и неведомых звуков.
1
1
2
В Страну Слов. Первые встречи.
1
1
3
К тайнам волшебных слов.
2
1
1
4
Выбор друзей в Стране Слов.
4
2
2
5
К несметным сокровищам Страны Слов.
5
2
3
6
Чудесные превращение слов
6
3
3
7
В гости к Алфавиту.
5
2
3
8
К тайнам звуков и букв.
3
1
2
9
В Страну Говорящих Скал.
10
глубь веков на Машине времени
11
В Королевстве Ошибок.(
12
В Страну Слогов
13
В удивительном городе Неслове.(
14
Чудеса в Стране Слов
15
На карнавале слов
16
К словам разнообразным, одинаковым, но разным
17
Новое представление.
18
Необычный урок.(
19
К словам – родственникам. Почему их так назвали?
20
Экскурсия в прошлое.
21
Итоговое занятие.
1
1
33
14
19
Содержание Программы
Тема 1.В мире безмолвия и неведомых звуков. (1ч.)Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание и «теория ням-ням». Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам».
Тема 2.^В Страну Слов. Первые встречи. (1ч.)Игры «Слова – братья», «Эстафета». Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний». Головоломка «Ягоды». Рассказ «Снежные слова».
Тема3-4 .К тайнам волшебных слов. (2ч.)Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу».
Тема 5.^Выбор друзей в Стране Слов. (1ч.)Сказка «Игры гномов». Игры «Доброе – злое», «Только хорошее». Конкурс на внимание и чистописание. Парад Добрых слов.
Тема 6.^К несметным сокровищам Страны Слов. (1ч.)Головоломка «Сколько родственников». Беседа о духовном богатстве и богатстве русского языка. Знакомство с толковым словарём. Конкурс на лучшее толкование слов. Игры «Назови по родству», «Кто больше?», «Цепочка слов».
Тема7.^Чудесные превращения слов.(1ч.)Сказка А. Шибаева «Буква заблудилась». Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово». Инсценирование стихотворения А.Шибаева.
Тема 8-9.В гости к Алфавиту. (2ч)Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я». Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А». Сказка «Кутерьма». Игры «Волшебный колодец», «Помоги Р».
Тема 10.К тайнам звуков и букв. (2ч.)Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы».
Тема 12.В Страну Говорящих Скал. (1ч.)Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. Головоломка «Заколдованные слова»
Тема13.В глубь веков на Машине времени. (1ч.)Рассказ учителя о том, как на свет появились первые родственники алфавита. Разгадывание ребусов.
Тема 14. ^В Королевстве Ошибок.(1ч.)Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок. Игра «Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций.
Тема 15.В Страну Слогов. (1ч.)Игра на внимание «Исправь ошибки». Хоровое декларирование. Разгадывание головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово».
.
Тема 17.В удивительном городе Неслове.(2ч.)Работа со словарём. Инсценирование рассказа «Незнакомое слово». Игры «Преврати буквы в слова», «Угадай слово». Разгадывание загадок. Головоломка «Перекрёсток».
Тема 18-19.Чудеса в Стране Слов. (2ч.)Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова – синонимы.
Тема 20.К словам разнообразным, одинаковым, но разным. (1ч.)Слова – омонимы. Разгадывание загадок, шарад, ребусов. Инсценирование рассказов. Головоломка.
Тема 21-22.На карнавале слов(2ч.).Рассказ учителя о словах-двойниках. Слова – омофоны. Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры со словами – двойниками.
Тема 25.Новое представление. (1ч.)Инсценировка отрывка из сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Весёлый аттракцион «доскажи словечко». Слова – синонимы (рассказ учителя). Сценка «Твёрдый знак». Игра «Найди друзей».
Тема 26.Необычный урок.(1ч.)Головоломка «Все слова на А». Слова – антонимы (рассказ учителя). Игра «Угадай - ка!» со словами – антонимами.
Т
Тема 29-30.К словам – родственникам. Почему их так назвали? (2ч.)Рассказ учителя о родственных словах. Игра «Замечательный сад». Подбор родственных слов. Сказка «Вот так родственники!». Работа со словообразовательным словарём. Разгадывание ребусов. Тавтология. Игра «Домино».
Тема 31.Экскурсия в прошлое. (1ч.)Устаревшие слова – архаизмы и историзмы (рассказ учителя). В «музее» древних слов.
Тема 33.Итоговое занятие. (1ч.)Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами синомами, антонимами, омонимам. Инсценирование рассказов, рассказов.
1-й класс
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметне результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Вводное занятие. Хорошо ли ты знаешь русский язык?Знакомство детей с историей русского языка. Рассказ-беседа « Что значит-хорошо знать русский язык?»
Особенности организации кукольного театра. Понятие «кукловод». Ознакомление детей с принципом управления движениями куклы (движения головы, рук куклы). Техника безопасности. Особенности театральной терминологии.
В процессе творческой театральной деятельности, учащиеся проигрывают, «проживают» социальные роли. Дети оказываются в различных жизненных ситуациях, действуют от лица разных персонажей и в результате этого получают неоценимый жизненный опыт, тренируют и развивают способности к общению.
Театральная деятельность всегда носит коллективный характер. В процессе занятий воспитывается чувство коллективизма, способность к продуктивному творческому общению.
В кружок принимаются все желающие, имеющие склонности к этому виду искусства. Планируемое количество обучающихся в кружке 15 человек. Эта норма исходит из санитарно - гигиенических требований. Такое количество позволяет педагогу реализовать на практике принцип индивидуально - личностного подхода к обучающимся, что очень важно.
Цельпрограммы: развитие творческой активности детей, создание условий для ее пробуждения и реализации, превращения ее в потребность.
Задачи:
-активизировать процессы и механизмы творческого воображения и деятельности детей;
-выработать потребность в творчестве;
-формировать мировоззрение учащихся и, в частности такие компоненты его структуры, как нравственные и эстетические взгляды;
-тренировка психофизического аппарата юного актера при условии органичного игрового способа освоения материала;
-воспитание общих двигательных навыков: точности движения, правильного распределения мышечных усилий и т.д.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проходят 1 раз в неделю во внеурочное время (35 часов в год).
Обоснование модификации. Модификация связана с тем, что программа «Школьный театр «Петрушка», предназначенная для учащихся начальных классов, кроме постановки спектакля предполагает работу над реквизитом. Объем предполагаемой деятельности кружка обширный и его выполнение учащимися 3 класса не представляется возможным в течение одного года обучения. Кроме этого исключение из программы работы над реквизитом обусловлено набором в кружок детей имеющих определенные интересы.
Учебно-тематический план
№
п/п
Темы
Количество часов
всего
теория
практика
1
Вводное занятие. Особенности театральной терминологии.
2
1
1
2
Речевая гимнастика
6
1
5
3
Особенности работы кукловода
8
1
7
4
Выбор пьесы
15
1
14
5
Генеральная репетиция. Спектакль
4
1
3
Итого
35
5
30
Содержание курса
Вводное занятие. Особенности театральной терминологии. Техника безопасности.
Знакомство детей с историей кукольного театра в России. Понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете и т.д.
Особенности организации кукольного театра. Понятие «кукловод». Ознакомление детей с принципом управления движениями куклы (движения головы, рук куклы). Техника безопасности. Особенности театральной терминологии.
Практическая работа: отработка техники движений куклы на руке.
Речевая гимнастика.
Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей кукольного спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Голосовые модуляции. Понятие об артикуляции и выразительном чтении различных текстов (диалог, монолог, рассказ о природе, прямая речь, речь за кадром и т.п.). Речевая гимнастика (в декорации). Работа со скороговорками. Природные задатки человека, пути их развития.
Особенности работы кукловода.
Понятие о разнообразии движений различных частей кукол. Движения куклы по передней створке ширмы. Особенности психологической подготовки юного артиста-кукловода.
Закрепление навыков жестикуляции и физических действий. Отработка навыков движения куклы в глубине ширмы. Понятие о театральных профессиях (актер, режиссер, художник, костюмер, гример, осветитель и др.)
Выбор пьесы.
Выбор пьесы. Чтение сценария. Распределение и пробы ролей (два состава). Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. Оформление спектакля: изготовление аксессуаров, подбор музыкального оформления. Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей. Отработка музыкальных номеров, репетиции. Посещение кукольных спектаклей в театре. Понятие об актерском мастерстве и о художественных средствах создания театрального образа. Драматургия, сюжет, роли.
Практическая работа: тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене.
Генеральная репетиция. Спектакль
Подготовка помещения для презентации кукольного спектакля. Состав жюри. Установка ширмы и размещение всех исполнителей (актеров). Звуковое, цветовое и световое оформление спектакля. Установка ширмы и размещение всех исполнителей (актеров). Звуковое, цветовое и световое оформление спектакля (имитация различных шумов и звуков). Управление светом, сменой декораций. Разбор итогов генеральной репетиции.
Практическая работа: организация и проведение спектакля; организация и проведение гастролей (подготовка коробок для хранения и перевозки ширмы, кукол, декораций); показ спектакля учащимся начальных классов, дошкольникам.
Предполагаемые результаты.
В ходе реализации программы у учащихся будут сфрормированы универсальные учебные действия: