Программа внеурочной деятельности "Я и мое Отечество"
Программа внеурочной деятельности "Я и мое Отечество"
В последнее время активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию школьников. Следует отметить, что это направление деятельности педагога всегда было актуальным и важным. Принятая Правительством Российской Федерации государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ» дает право учителю выстроить систематическую работу по воспитанию патриотизма, уважения к историческому наследию своей Родины.
Программа определяет содержание, основные цели и задачи развития гражданско-патриотического воспитания в начальной школе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности у учащихся младших классов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Я и мое Отечество" »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №17»
Программа патриотического воспитания
«Моё Отечество»
2013 - 2016 год
Полное название учреждения
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №17»
Почтовый адрес
ХМАО-Югра, Тюменская область, город Нижневартовск, поселок Тепличный, улица Заводская дом 9
Номер телефона
21-04-08
Адрес электронной почты
Численность учащихся
1103
Наименование программы
Программа патриотического воспитания
«Я и мое Отечество»
Основные разработчики
Учитель начальных классов Кищук Татьяна Алексеевна
Сроки реализации
3 года
Паспорт программы
Пояснительная записка.
В последнее время активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию школьников. Следует отметить, что это направление деятельности педагога всегда было актуальным и важным. Принятая Правительством Российской Федерации государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ» дает право учителю выстроить систематическую работу по воспитанию патриотизма, уважения к историческому наследию своей Родины.
Программа определяет содержание, основные цели и задачи развития гражданско-патриотического воспитания в начальной школе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности у учащихся младших классов.
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания.
С чего начинается Родина для младшего школьника? С места, где он родился и живет, с красоты природы, которая его окружает, с семьи, которая живет рядом. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлении об окружающем его мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе. Воспитание первых чувств гражданственности у детей - это воспитание любви и уважения к родному дому, школе, улице, на которой он живет, к родному городу; уважение к защитникам Отечества, гордости за мужество воинов, одержавших победу в Великой Отечественной войне.
Любовь ребенка к Родине характеризуется яркой эмоциональной окрашенностью: красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине! Понимание и чувственные влечения могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Учитывая одну из основных задач Программы развития образования ХМАО-Югры, необходимо создать условия для развития гражданско-патриотических качеств подрастающего поколения. В современном мире ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников, сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера. Через патриотическое воспитание сохраняются и развиваются культурные разнообразия в воспитании личности, обучающимся предоставляется возможность овладеть духовными ценностями и культурой многонационального народа России. В соответствии со Стандартом, Концепция и Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, являются основой для формирования структуры основной образовательной программы начального общего образования. Высокие чувства любви к Родине, преклонение перед памятью о тех, кто отдал за нее жизнь, не возникают сами по себе в сердцах наших детей, их надо пробуждать. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Цель и задачи Программы
ЦЕЛЬ программы - создание условий для формирования основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков направленных на патриотическое воспитание школьников.
ЗАДАЧИ: Познавательный аспект:
формирование у школьников нравственных качеств личности через ознакомление с родным городом;
формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину;
формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому;
формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей;
формировать некоторые универсальные словесные понятия, наблюдаемые в родном языке и языках других народов;
познакомить детей со страной (из каких субъектов состоит, географическое положение, климат, столица...), с культурой нашей страны и субъектов РФ (литература, традиции, праздники...);
познакомить с менталитетом других народов в сравнении с родной культурой.
Содержание Программы
На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества. Развиваются коммуникативные способности ребёнка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество, способствуют формированию умения разрешать конфликтные ситуации через диалог. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.
Разработка тем и конструирование содержания курса для учащихся начальных классов основаны на принципах научности, доступности, непрерывности, целостного представления об окружающей действительности.
Нормативно-правовое обеспечение программы
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
- Конституция Российской Федерации;
- Закон Российской Федерации "Об образовании";
- Закон Российской Федерации "О воинских (памятных) днях России"
- Конвенция о правах ребенка;
- Программы развития образования ХМАО-Югры до 2020г.;
- ФГОС НОО
- Устав образовательного учреждения МБОУ «СОШ№17»;
Управление и участники Программы;
Координация и утверждение Программы – директор школы, заседание МО;
Управление, разработка и реализация Программы – классный руководитель
Участники – учащиеся (2-4 класса), учителя, родители.
Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся строится на основании базовых национальных ценностей по следующим направлениям:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству; ценность свободы выбора и признание закона и правопорядка, ценность мира в многонациональном государстве, толерантность, как социальная форма гражданского общества.
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: ценность человеческой жизни, смысл жизни; ценность мира - как принципа жизни, ценность добра, справедливости, милосердия, чести, достоинства; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: ценность труда и творчества; ценность познания мира; ценность таких качеств личности как целеустремленность и настойчивость, бережливость.
4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: ценность семьи, уважение родителей, забота о старших и младших; ценность здоровья (физического, нравственного и социально психологического), стремление к здоровому образу жизни.
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: планета Земля – общий дом для всех жителей Земли; ценность природы, родной земли, родной природы, заповедной природы; ответственность человека за окружающую среду.
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: дар слова, ценность красоты в различных её проявлениях, ценность труда – как условия достижения мастерства, ценность творчества.
Формы реализации Программы:
Тематические беседы, уроки, коллективные творческие дела, устный журнал, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, встречи с интересными людьми, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам, круглые столы, читательские конференции, организация выставок, акции, проведение «Уроков мужества», фототеки, тематические стенды, сбор материала в школьный музей.
Основные направления гражданско-патриотического воспитания
Духовно- нравственное.
Осознание учащимися в процессе гражданско-патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
Историко – краеведческое.
Система мероприятий, направленных на познание историко - культурных корней, осознаний неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном селе, городе, районе
Гражданско – правовое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике.
Социально – патриотическое. Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
Военно –патриотическое. Ориентировано на формирование у учащихся высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
Содержание курса «Я и мое Отечество»
Культурно-патриотическое. Направлено на развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.
№
Тема
Количество часов
1
Россия – родина моя
9 часов
2
Город в котором я живу
7 часов
3
Моя семья
5 часов
4
Моя школа, мой класс
13 часов
ИТОГО
34 часа
Тематическое планирование программы «Я и мое Отечество»
Тема занятий
Кол-во часов
Вид деятельности, направление (предметно-информационное, ценносто-ориентированное)
1 четверть - 9 часов
Родина моя – 9 часов
С чего начинается Родина …
1
Конкурс стихов о Родине.
Родина – страна, в которой человек родился и гражданином которой является. Воспитание любви к Родине.
Что мы знаем о своем городе, своей стране
1
Викторина. Достопримечательности города. Чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос.
Род, родные, Родина
1
Семейный праздник. Род – ряд поколений, родные – находящиеся в кровном родстве, Родина – страна, в которой человек родился. Формирование гражданского патриотизма.
Моя Россия
1
Круглый стол. Понятие РФ, символы РФ
Наша многонациональная страна
1
КВН. Традиции, праздники, обряды народов России.
История семьи в истории страны
1
Конкурс рисунков. Понятие семьи, родных и классной семьи.
Символы государства
1
«Поле чудес» - игра. Понятие РФ, символы РФ. Толерантное отношение к народам России.
Государственные праздники России
1
Открытое занятие для родителей. Исследовательская деятельность. Воспитание уважения к традициям народов России. Совершенствование гражданско-патриотического отношения к ценностям государства
Семь чудес России
1
Исследовательская деятельность. Уважение к памятникам архитектуры.
2 четверть - 7 часов
Год, в котором я живу -7 часов
Я – мой город – мой край
1
Исследование - Город, в котором мы живем. Достопримечательности города. Чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос.
Славные страницы истории нашего города
1
Исследовательская деятельность. Сохранение и развитие чувства гордости за свой народ.
23 февраля – День защитников Отечества
1
Праздник с участием родителей. Представление о мужестве. Чувство гордости за свой народ.
Имена, которыми мы гордимся
1
Встреча с выдающимися людьми города. Воспитание самоуважение к себе и другим людям.
Дом, в котором мы живем
1
Конкурс на лучший проект. Исследовательская деятельность. Красота, безопасность и уют своего жилища.
Твори добро
1
Праздник с участием старшеклассников и родителей. Понятия: «доброта, добро, доброжелательность».
Поступки друзей.
1
Мониторинг «что такое хорошо и что такое плохо». Понимание ответственности за свои поступки.
3 четверть – 10 часов
Моя семья – 5 часов
Семья вместе – и душа на месте
1
Конкурс пословиц о семье. Чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос.
Уважая себя, уважай других.
1
Стихи и песни о дружбе. Взаимопонимание, забота друг о друге. Понимание ответственности за свои поступки.
Богатырские забавы
1
Спортивная игра с участием родителей. Взаимопомощь и ответственность за успех свой и своей команды.
Семья и общество
1
Проблемные ситуации. Уважительное отношение к членам семьи, выполнение своих обязанностей.
Вместе весело шагать
1
Исследовательская деятельность. Понятия: добро, согласие, зло, страдание, счастье. Правила поведения.
Моя школа, мой класс – 13 часов
Школа – наш дом
1
Исследовательская деятельность. Знакомство с нормативными документами. Воспитание самоуважения и уважения к другим.
Права и обязанности школьников
1
Исследовательская деятельность. Знакомство с правами и обязанностями школьников. Гражданско-правовое воспитание школьников.
Традиции и обычаи школы
1
Изучение нормативных документов. Понятия: добро, согласие, зло, страдание, счастье. Правила поведения. Анкетирование
Давайте жить дружно
1
Исследовательская деятельность. Роль семьи в жизни человека. Развитие ценностного отношения к семье и ее традициям. Развитие чувства гордости за свою принадлежность к семье. Анкетирование
Законы класса
1
Беседа. Закон единства требований. Нравственная культура детей.
4 четверть – 8 часов
От всей души
1
Беседа. Воспитание заботливого отношения к людям. Анкетирование.
Нам слава досталась в наследство
1
Исследовательская деятельность. Доброе отношение к людям, привычка заботиться о них.
Наша армия сильна.
1
Просмотр видеофильмов. Привитие уважения к Российской армии, воспитание гражданской ответственности, любви к Родине.
Вечный огонь
1
Интересные факты истории. Повышение интереса учащихся к военной истории Отечества.
Они защищали Родину
1
Конкурс стихов о войне. Героические биографии ветеранов. воспитание уважения к старшему поколению.
День Победы
1
Праздник с участием ветеранов. Героические истории, мужество и храбрость патриотов. Повышение интереса учащихся к военной истории Отечества.
Спешите делать добро
1
Исследовательская деятельность. Уважительное отношение к родителям, к старшим.
Итоговое занятие
1
Защита исследовательских работ
Итого
34 часа
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
Основанием для выделения требований, к уровню подготовки обучающихся выступает основная образовательная программа школы. В результате реализации данной программы учащиеся за год обучения должны:
Знать:
краткие сведения об истории города, округа;
знать герб, своей страны, области и своего города;
иметь представление о Президенте, Правительстве России; о войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ;
иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т.д;
стихи, произведения искусства местных поэтов и художников;
понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.
с удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в классе, направленных на что, чтобы порадовать взрослых, сверстников;
уметь рассказывать о своем родном городе;
рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать военным, пожарным, милиционером и т.д.);
демонстрировать осведомленность о России и ее людях;
готовить устные выступления по предложенной тематике, либо самостоятельно выбранной теме;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий:
толерантность, дружелюбное отношение к представителям других стран;
умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
коммуникабельность;
уважение к себе и другим;
личная и взаимная ответственность;
готовность действия в нестандартных ситуациях;
Формы учета знаний, умений;
системы контролирующих материалов (тестовых материалов) для оценки
планируемых результатов освоения программы
Системы контролирующих материалов (тестовых материалов) для оценки планируемых результатов освоения программы. Контроль проводится в игровой форме (конкурсы, постановки, лексические игры, решение кроссвордов и ребусов), посредством выполнения творческих заданий, их презентации и последующей рефлексии. Так же способами определения результативности программы могут являться: диагностика, проводимая в конце каждого раздела в виде анкетирования и естественно-педагогического наблюдения; выставки работ или презентации проекта.
Форма подведения итогов
Итоговой работой по завершению каждого модуля включены сценические постановки, игры, концерты, конкурсы, проекты (по выбору учащихся), а так же открытые мероприятия для родителей.
Итоговый анализ:
Изучение результатов диагностирования развития детей (текущий мониторинг).
Диагностирование развития детей (промежуточный мониторинг). Оформление результатов работы.
Совместная выработка рекомендаций по совершенствованию педагогического процесса в рамках программы.
Заключение:
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Информационные ресурсы для классного руководителя:
-htpp://www.festival.1september.ru– газета «1 сентября»;
- htpp://www.n-shkola.ru- журнал «Начальная школа»;
- htpp://www.ug.ru–сайт «Учительской газеты»;
- htpp://www.rsl.ru– Российская государственная библиотека;
- htpp://www.dic.academic.ru– словари и энциклопедии on-line;
-htpp://www.vschool.km.ru– виртуальная школа Кирилла и Мефодия;
- htpp://www.kinder.ru/default.htm–интернет для детей, каталог детских ресурсов;
- htpp://www.skazochki.narod.ru/index¬_flash.html- сайт «Детский мир», детские песни, мультфильмы, загадки и др.;
- htpp://www.solnet.ee– детский портал «Солнышко»;
- htpp://www.nsportal.ru–социальная сеть работников образования;
- htpp://www.innovativeteachers.ru– сеть творческих учителей.
-http://www.proshkolu.ru
-http://www.openklass.ru
- http://www.ucoz.com
Список использованной литературы:
- Азбука нравственного воспитания/ Под ред. И.Каирова.- М.: Просвещение, 1975;