kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа внеурочной деятельности "Я и мое Отечество"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последнее время активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию школьников. Следует отметить, что это направление деятельности педагога всегда было актуальным и важным. Принятая Правительством Российской Федерации государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ» дает право учителю выстроить систематическую работу по воспитанию патриотизма, уважения к историческому наследию своей Родины.

 Программа определяет содержание, основные цели и задачи развития гражданско-патриотического воспитания в начальной школе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности у учащихся младших классов. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Я и мое Отечество" »


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №17»




Программа патриотического воспитания


«Моё Отечество»

















2013 - 2016 год


Полное название учреждения

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №17»

Почтовый адрес

ХМАО-Югра, Тюменская область, город Нижневартовск, поселок Тепличный, улица Заводская дом 9

Номер телефона

21-04-08

Адрес электронной почты

Численность учащихся

1103

Наименование программы

Программа патриотического воспитания

«Я и мое Отечество»

Основные разработчики

Учитель начальных классов Кищук Татьяна Алексеевна

Сроки реализации

3 года

Паспорт программы





Пояснительная записка.

В последнее время активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию школьников. Следует отметить, что это направление деятельности педагога всегда было актуальным и важным. Принятая Правительством Российской Федерации государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ» дает право учителю выстроить систематическую работу по воспитанию патриотизма, уважения к историческому наследию своей Родины.

Программа определяет содержание, основные цели и задачи развития гражданско-патриотического воспитания в начальной школе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности у учащихся младших классов. 

Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды. 

Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания.

С чего начинается Родина для младшего школьника? С места, где он родился и живет, с красоты природы, которая его окружает, с семьи, которая живет рядом.
Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлении об окружающем его мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе. 
Воспитание первых чувств гражданственности у детей - это воспитание любви и уважения к родному дому, школе, улице, на которой он живет, к родному городу; уважение к защитникам Отечества, гордости за мужество воинов, одержавших победу в Великой Отечественной войне.

Любовь ребенка к Родине характеризуется яркой эмоциональной окрашенностью: красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине! Понимание и чувственные влечения могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту.

Актуальность данной программы обусловлена тем, что общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Учитывая одну из основных задач Программы развития образования ХМАО-Югры, необходимо создать условия для развития гражданско-патриотических качеств подрастающего поколения. В современном мире ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников, сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера. Через патриотическое воспитание сохраняются и развиваются культурные разнообразия в воспитании личности, обучающимся предоставляется возможность овладеть духовными ценностями и культурой многонационального народа России. В соответствии со Стандартом, Концепция и Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, являются основой для формирования структуры основной образовательной программы начального общего образования.
Высокие чувства любви к Родине, преклонение перед памятью о тех, кто отдал за нее жизнь, не возникают сами по себе в сердцах наших детей, их надо пробуждать. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Цель и задачи Программы


ЦЕЛЬ программы - создание условий для формирования основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков направленных на патриотическое воспитание школьников.

ЗАДАЧИ: Познавательный аспект:

  • формирование у школьников нравственных качеств личности через ознакомление с родным городом;

  • формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину;

  • формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому;

  • формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей;

  • формировать некоторые универсальные словесные понятия, наблюдаемые в родном языке и языках других народов;

  • способствовать удовлетворению личных познавательных интересов;

  • познакомить детей со страной (из каких субъектов состоит, географическое положение, климат, столица...), с культурой нашей страны и субъектов РФ (литература, традиции, праздники...);

  • познакомить с менталитетом других народов в сравнении с родной культурой.


Содержание Программы


На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества. Развиваются коммуникативные способности ребёнка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество, способствуют формированию умения разрешать конфликтные ситуации через диалог. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны. 

Разработка тем и конструирование содержания курса для учащихся начальных классов основаны на принципах научности, доступности, непрерывности, целостного представления об окружающей действительности.



Нормативно-правовое обеспечение программы

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

- Конституция Российской Федерации;

- Закон Российской Федерации "Об образовании";

- Закон Российской Федерации "О воинских (памятных) днях России"

- Конвенция о правах ребенка;

- Программы развития образования ХМАО-Югры до 2020г.;

- ФГОС НОО

- Устав образовательного учреждения МБОУ «СОШ№17»;

Управление и участники Программы;

Координация и утверждение Программы – директор школы, заседание МО;

Управление, разработка и реализация Программы – классный руководитель

Участники – учащиеся (2-4 класса), учителя, родители.

Обеспечение Программы:

Материально-техническая база

Актовый зал, спортивный зал, спортивная площадка, полоса препятствий, библиотека, помещение школьного музея, кабинет информатики, тематические стенды.

Сроки реализации программы:

2013-2016 гг.

Программа рассчитана на 3 года

Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся строится на основании базовых национальных ценностей по следующим направлениям:

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству; ценность свободы выбора и признание закона и правопорядка, ценность мира в многонациональном государстве, толерантность, как социальная форма гражданского общества.

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: ценность человеческой жизни, смысл жизни; ценность мира - как принципа жизни, ценность добра, справедливости, милосердия, чести, достоинства; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: ценность труда и творчества; ценность познания мира; ценность таких качеств личности как целеустремленность и настойчивость, бережливость.

4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: ценность семьи, уважение родителей, забота о старших и младших; ценность здоровья (физического, нравственного и социально психологического), стремление к здоровому образу жизни.

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: планета Земля – общий дом для всех жителей Земли; ценность природы, родной земли, родной природы, заповедной природы; ответственность человека за окружающую среду.

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: дар слова, ценность красоты в различных её проявлениях, ценность труда – как условия достижения мастерства, ценность творчества.

Формы реализации Программы:


Тематические беседы, уроки, коллективные творческие дела, устный журнал, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, встречи с интересными людьми, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам, круглые столы, читательские конференции, организация выставок, акции, проведение «Уроков мужества», фототеки, тематические стенды, сбор материала в школьный музей.


Основные направления гражданско-патриотического воспитания

Духовно- нравственное.

Осознание учащимися в процессе гражданско-патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.


Историко – краеведческое.

Система мероприятий, направленных на познание историко - культурных корней, осознаний неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном селе, городе, районе


Гражданско – правовое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике.









Социально – патриотическое. Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.



Военно –патриотическое. Ориентировано на формирование у учащихся высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.





Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.










Содержание курса «Я и мое Отечество»

Культурно-патриотическое. Направлено на развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.


Тема

Количество часов

1

Россия – родина моя

9 часов

2

Город в котором я живу

7 часов

3

Моя семья

5 часов

4

Моя школа, мой класс

13 часов

ИТОГО

34 часа





Тематическое планирование программы «Я и мое Отечество»


Тема занятий

Кол-во часов

Вид деятельности, направление (предметно-информационное, ценносто-ориентированное)

1 четверть - 9 часов

Родина моя – 9 часов

С чего начинается Родина …



1

Конкурс стихов о Родине.

Родина – страна, в которой человек родился и гражданином которой является. Воспитание любви к Родине.

Что мы знаем о своем городе, своей стране

1

Викторина. Достопримечательности города. Чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос.

Род, родные, Родина

1

Семейный праздник. Род – ряд поколений, родные – находящиеся в кровном родстве, Родина – страна, в которой человек родился. Формирование гражданского патриотизма.

Моя Россия

1

Круглый стол. Понятие РФ, символы РФ

Наша многонациональная страна

1

КВН. Традиции, праздники, обряды народов России.

История семьи в истории страны

1

Конкурс рисунков. Понятие семьи, родных и классной семьи.

Символы государства

1

«Поле чудес» - игра. Понятие РФ, символы РФ. Толерантное отношение к народам России.

Государственные праздники России

1

Открытое занятие для родителей. Исследовательская деятельность. Воспитание уважения к традициям народов России. Совершенствование гражданско-патриотического отношения к ценностям государства

Семь чудес России

1

Исследовательская деятельность. Уважение к памятникам архитектуры.

2 четверть - 7 часов

Год, в котором я живу -7 часов

Я – мой город – мой край



1

Исследование - Город, в котором мы живем. Достопримечательности города. Чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос.

Славные страницы истории нашего города

1

Исследовательская деятельность. Сохранение и развитие чувства гордости за свой народ.

23 февраля – День защитников Отечества

1

Праздник с участием родителей. Представление о мужестве. Чувство гордости за свой народ.

Имена, которыми мы гордимся

1

Встреча с выдающимися людьми города. Воспитание самоуважение к себе и другим людям.

Дом, в котором мы живем

1

Конкурс на лучший проект. Исследовательская деятельность. Красота, безопасность и уют своего жилища.

Твори добро

1

Праздник с участием старшеклассников и родителей. Понятия: «доброта, добро, доброжелательность».

Поступки друзей.

1

Мониторинг «что такое хорошо и что такое плохо». Понимание ответственности за свои поступки.

3 четверть – 10 часов

Моя семья – 5 часов

Семья вместе – и душа на месте



1

Конкурс пословиц о семье. Чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос.

Уважая себя, уважай других.

1

Стихи и песни о дружбе. Взаимопонимание, забота друг о друге. Понимание ответственности за свои поступки.

Богатырские забавы

1

Спортивная игра с участием родителей. Взаимопомощь и ответственность за успех свой и своей команды.

Семья и общество

1

Проблемные ситуации. Уважительное отношение к членам семьи, выполнение своих обязанностей.

Вместе весело шагать

1

Исследовательская деятельность. Понятия: добро, согласие, зло, страдание, счастье. Правила поведения.

Моя школа, мой класс – 13 часов

Школа – наш дом


1

Исследовательская деятельность. Знакомство с нормативными документами. Воспитание самоуважения и уважения к другим.

Права и обязанности школьников

1

Исследовательская деятельность. Знакомство с правами и обязанностями школьников. Гражданско-правовое воспитание школьников.

Традиции и обычаи школы

1

Изучение нормативных документов. Понятия: добро, согласие, зло, страдание, счастье. Правила поведения. Анкетирование

Давайте жить дружно

1

Исследовательская деятельность. Роль семьи в жизни человека. Развитие ценностного отношения к семье и ее традициям. Развитие чувства гордости за свою принадлежность к семье. Анкетирование

Законы класса

1

Беседа. Закон единства требований. Нравственная культура детей.

4 четверть – 8 часов

От всей души

1

Беседа. Воспитание заботливого отношения к людям. Анкетирование.

Нам слава досталась в наследство

1

Исследовательская деятельность. Доброе отношение к людям, привычка заботиться о них.

Наша армия сильна.

1

Просмотр видеофильмов. Привитие уважения к Российской армии, воспитание гражданской ответственности, любви к Родине.

Вечный огонь

1

Интересные факты истории. Повышение интереса учащихся к военной истории Отечества.

Они защищали Родину

1

Конкурс стихов о войне. Героические биографии ветеранов. воспитание уважения к старшему поколению.

День Победы

1

Праздник с участием ветеранов. Героические истории, мужество и храбрость патриотов. Повышение интереса учащихся к военной истории Отечества.

Спешите делать добро

1

Исследовательская деятельность. Уважительное отношение к родителям, к старшим.

Итоговое занятие

1

Защита исследовательских работ

Итого

34 часа



Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности

Основанием для выделения требований, к уровню подготовки обучающихся выступает основная образовательная программа школы. В результате реализации данной программы учащиеся за год обучения должны:

Знать:

  • краткие сведения об истории города, округа;

  • знать герб, своей страны, области и своего города;

  • иметь представление о Президенте, Правительстве России; о войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ;

  • иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т.д;

  • стихи, произведения искусства местных поэтов и художников;

  • понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.

Уметь (владеть способами познавательной деятельности):

  • с удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в классе, направленных на что, чтобы порадовать взрослых, сверстников;

  • уметь рассказывать о своем родном городе;

  • рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать военным, пожарным, милиционером и т.д.);

  • демонстрировать осведомленность о России и ее людях;

  • готовить устные выступления по предложенной тематике, либо самостоятельно выбранной теме;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий:

  • толерантность, дружелюбное отношение к представителям других стран;

  • познавательная, творческая, общественная активность;

  • самостоятельность (в т.ч. в принятии решений);

  • умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;

  • коммуникабельность;

  • уважение к себе и другим;

  • личная и взаимная ответственность;

  • готовность действия в нестандартных ситуациях;


Формы учета знаний, умений;

системы контролирующих материалов (тестовых материалов) для оценки

планируемых результатов освоения программы

Системы контролирующих материалов (тестовых материалов) для оценки планируемых результатов освоения программы. Контроль проводится в игровой форме (конкурсы, постановки, лексические игры, решение кроссвордов и ребусов), посредством выполнения творческих заданий, их презентации и последующей рефлексии. Так же способами определения результативности программы могут являться: диагностика, проводимая в конце каждого раздела в виде анкетирования и естественно-педагогического наблюдения; выставки работ или презентации проекта.

Форма подведения итогов

Итоговой работой по завершению каждого модуля включены сценические постановки, игры, концерты, конкурсы, проекты (по выбору учащихся), а так же открытые мероприятия для родителей.

Итоговый анализ:

  • Изучение результатов диагностирования развития детей (текущий мониторинг).

  • Диагностирование развития детей (промежуточный мониторинг). Оформление результатов работы.

  • Совместная выработка рекомендаций по совершенствованию педагогического процесса в рамках программы.

Заключение:

Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.














Информационные ресурсы для классного руководителя:

-htpp://www.festival.1september.ru– газета «1 сентября»;

- htpp://www.n-shkola.ru- журнал «Начальная школа»;

- htpp://www.ug.ru–сайт «Учительской газеты»;

- htpp://www.rsl.ru– Российская государственная библиотека;

- htpp://www.dic.academic.ru– словари и энциклопедии on-line;

-htpp://www.vschool.km.ru– виртуальная школа Кирилла и Мефодия;

- htpp://www.kinder.ru/default.htm–интернет для детей, каталог детских ресурсов;

- htpp://www.skazochki.narod.ru/index¬_flash.html- сайт «Детский мир», детские песни, мультфильмы, загадки и др.;

- htpp://www.solnet.ee– детский портал «Солнышко»;

- htpp://www.nsportal.ru–социальная сеть работников образования;

- htpp://www.innovativeteachers.ru– сеть творческих учителей.

-http://www.proshkolu.ru

-http://www.openklass.ru

- http://www.ucoz.com

Список использованной литературы:

- Азбука нравственного воспитания/ Под ред. И.Каирова.- М.: Просвещение, 1975;

- Азбука нравственного взросления/ Петрова В.И., Трофимова Н.М., Хомякова И.С., Стульник Т.Д. – СПб.: Питер, 2007;

- Блонский П.П. Избранные педагогические сочинения.- М., 1961.

- Воспитание культуры поведения учащихся 1-3 классов/ Богданова О., Петрова В.- М.: Просвещение, 1978;

- «Начальная школа» (научно-методический журнал), 2008, №7 – З.А.Булатова. Духовно-нравственное воспитание школьников на традициях народной педагогики;

- «Начальная школа» (научно-методический журнал), 2008, №12 – М.В.Лимина. Думай хорошо – и мысли созреют в добрые поступки;




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа внеурочной деятельности "Я и мое Отечество"

Автор: Кищук Татьяна Алексеевна

Дата: 24.03.2015

Номер свидетельства: 190478

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Программа внеурочной деятельности "Я и мое Отечество" для 5-9 классов"
    ["seo_title"] => string(68) "proghrammavnieurochnoidieiatielnostiiaimoieotiechiestvodlia59klassov"
    ["file_id"] => string(6) "340293"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1471859153"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Организация внеурочной деятельности"
    ["seo_title"] => string(45) "orghanizatsiia-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-1"
    ["file_id"] => string(6) "248360"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446718221"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "рабочая программа по внеурочной деятельности "Клуб чтецов" "
    ["seo_title"] => string(67) "rabochaia-proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-klub-chtietsov"
    ["file_id"] => string(6) "146398"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1419171337"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Презентация на тему "Мой край родной""
    ["seo_title"] => string(40) "priezientatsiia-na-tiemu-moi-krai-rodnoi"
    ["file_id"] => string(6) "211653"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1431666373"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Программа внеурочной деятельности в начальной школе для учащихся 1 классов духовно-нравственного направления "Я  И МОЯ СТРАНА" "
    ["seo_title"] => string(146) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-nachal-noi-shkolie-dlia-uchashchikhsia-1-klassov-dukhovno-nravstviennogho-napravlieniia-ia-i-moia-strana"
    ["file_id"] => string(6) "171661"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423709829"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства