Пояснительная записка Программа разработана Образовательным учреждением МБОУ «Ягуновская СОШ» на основе: - требований ФГОС начального общего образования, - на основе авторской программы дополнительного образования «Занимательный русский язык», автор Л. В. Мищенкова. Приоритетной целью российской системы образования является личностное, познавательное, общекультурное развитие обучающихся. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности. Нормативно-правовой и документальной основной Программы обще интеллектуального развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», государственные образовательные стандарты общего образования, Концепция обще интеллектуального развития и воспитания личности гражданина России. Отличительной особенностью данной программы является изучение русского языка в занимательной форме. Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий курса «В мире неизведанных слов». В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку. Данная программа направлена на развитие творческой личности и создание условий для её самореализации. Отличительной особенностью данной программы является изучение русского языка через занимательные формы и приемы. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к «Миру неизведанных слов» должно пробуждать у обучающихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь. На уроках не всегда возможно ответить на вопросы детей, показать богатство русского языка, раскрыть многие его «тайны». В этом случае можно использовать курс «В мире неизведанных слов», являющийся дополнительным материалом к урокам русского языка. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения. Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс «В мире неизведанных слов» позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи. Содержание и методы обучения курса «В мире неизведанных слов» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения. Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, скороговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык. Необходимость разработанного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке. Программа творческого развития младших школьников позволяет благоприятно воздействовать на формирование личности растущего человека через систему занятий, проследить динамику изменений в развитии личности, получить основания для прогноза дальнейшего хода психологического развития ребенка. Приемы и способы работы с детьми соответствуют возрастным и индивидуально-психологическим особенностям младших школьников. Программа предполагает самостоятельный подбор учителем речевого и литературного материала, творческий подход к организации занятий в целях максимального развития речевой деятельности учащихся. Данная программа может быть успешно использована и при работе по традиционной программе русского языка. Формы организации предусматривают внедрение современных педагогических технологий и содействуют эффективному развитию интеллекта, творческого потенциала и индивидуальных особенностей учащихся. Они разнообразны и отличаются: по способу подачи языкового материала (устные и письменные); по частоте проведения (систематические и эпизодические); по количеству участников (индивидуальные, групповые и парные). Каждая из указанных форм имеет несколько видов, которые отличаются друг от друга методикой проведения, объемом используемого языкового материала, характером участия школьников в работе. Программа «В мире неизведанных слов» имеет познавательно-практическую направленность и преследует решение следующих основных задач: углубление нормами современного русского языка и употреблением разговорной лексики, обеспечение полноты и глубины знаний, развитие сообразительности, смекалки, побуждение к самообразованию, к эмпирической работе с информационно - справочной и научно - популярной литературой по предмету. Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игры, дидактический и раздаточный материал, скороговорки, ребусы, кроссворды. Грамматические сказки и др. Всё это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать язык. Цель и задачи курса. Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения. Задачи курса: Обучающие: развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету; приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка; пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка; развитие мотивации к изучению русского языка; развитие творчества и обогащение словарного запаса; совершенствование общего языкового развития учащихся; углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Воспитывающие: воспитание культуры обращения с книгой; формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления. Развивающие: развивать смекалку и сообразительность; приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе; развивать умение пользоваться разнообразными словарями; учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой. Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах: научность; сознательность и активность; наглядность; доступность; связь теории с практикой; индивидуальный подход к учащимся. Эти занятия позволяют наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных обучающиеся мало пишут и много говорят. Формы проведения занятий: сюжетно-ролевые игры; практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок. анализ и просмотр текстов; самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями; Интерес обучающихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов. В каждом занятии прослеживаются три части: игровая; теоретическая; практическая. Основные методы и технологии: технология разноуровневого обучения; технология развивающего обучения; технология обучения в сотрудничестве; здоровьесберегающие технологии; коммуникативная технология. Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника. Программа рассчитана на 2 года, 68 часов. В 1 классе – 33 часа, 2 класс 35 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут в 1 – 2 классах. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–2 -х классов. Возраст обучающихся 7- 8 лет без базовой подготовки. Первый год обучения – учащиеся первого класса; второй год обучения – учащиеся второго класса. Количество учебных часов 1 год обучения - 1 час (1 раз в неделю); 33 часа в год: 2 год обучения - 1 час (1 раз в неделю по 1 часу); 35 часов в год; Итого 68 часов. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности 1-й класс Личностные результаты: осознавать роль языка и речи в жизни людей; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Метапредметные результаты Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД: находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). 2-й класс Личностные результаты: осознавать роль языка и речи в жизни людей; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак). Метапредметные результаты Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД: находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Предметные результаты: « Русский язык» Тематическое планирование 1 год обучения 33 часа № п\п | Название темы | К – во часов | Планируемые результаты (УУД) | 1 | Я школьник. Игра «Имя оживает» | 1 | Развитие познавательного интереса. Развитие готовности к сотрудничеству. Формирование мотива деятельности. | 2 | Страна слов. Первые встречи. | 1 | Формирование мотива деятельности. Умение слушать, получать необходимые сведения. | 3 | Превращение слов. Игра «Буратино забыл все слова» | 1 | Учить превращать слова из одних в другие | 4 | Слова, слова, слова… Игра «Собираем добрые слова» | 1 | Развитие у детей социальных и коммуникативных умений | 5 | К тайнам волшебных слов. | 1 | Развивать смекалку, мышление. | 6 | Чудесное превращение слов. | 1 | Учить превращать слова из одних в другие. | 7- 9 | К несметным сокровищам Станы Слов. | 3 | Развитие познавательного интереса. Уметь ставить и решать проблемы. | 10- 12 | К тайнам звуков и букв. | 3 | Учить произносить правильно каждый звук. | 13- 14 | Встреча с Радугой. | 2 | Корректировать выполнение заданий. Умение аргументировать, высказывать прогнозы. | 15 - 16 | В Страну Говорящих Скал. | 2 | Развитие познавательного интереса. | 17 | Слово. | 1 | Уметь объяснять выполнение задания. Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки. | 18 - 19 | Звуки «Тим и Том» | 2 | Формирование умений сравнивать, анализировать, обобщать по разным основаниям. Умение осознанно строить высказывания. | 20 | Игры с буквами. | 1 | Развитие учебных мотивов. Моделировать выбор способов деятельности, группировать | 21 | Культура речи. | 1 | Устанавливать закономерности по заданному или выбранному правилу. Формулировать выводы. | 22 | Загадки. | 1 | Моделировать выбор способов деятельности Корректировать выполнение заданий. | 23 | Ударение. | 1 | Развитие познавательного интереса. Волевая саморегуляция Уметь объяснять выполнение задания. | 24 | Ударение. | 1 | Формировать умения сравнивать, анализировать. | 25 | Культура речи. | 1 | Устанавливать закономерности по заданному или выбранному правилу. Формулировать выводы. | 26 | Культура речи. | 1 | Умение договориться, находить общее решение проблемы. | 27 | Тематические группы слов. Игра «Закончи предложение». | 1 | Устанавливать закономерности по заданному или выбранному правилу. | 28 | Сюжетно – ролевая игра «Ты пришел в гости». | 1 | Формирование коммуникативных умений | 29 - 30 | Слова родственники. Почему их так назвали. | 2 | Уметь объяснять выполнение задания. Формирование умений сравнивать, анализировать. | 31 | Чудеса в Стране Слов. | 1 | Находить решение разными способами. Обобщать данные. Умение договорить-ся, находить общее решение проблемы. | 32 | В Клубе весёлых человечков. | 1 | Уметь слушать и получать необходимые знания. | 33 | Олимпиада | 1 | Уметь объяснять выполнение задания. | | Итого | 33 | | Тематическое планирование 2 год обучения 35 часов № п\п | Название темы | К – во часов | Планируемые результаты (УУД) | 1 | Что мы знаем о звуках и буквах | 1 | Развитие познавательного интереса. Формирование мотива деятельности. | 2 | Что такое лексика? | 1 | Формирование мотива деятельности. Умение слушать, получать необходимые сведения. | 3 | Однозначные и многозначные слова | 1 | Учить превращать слова из одних в другие. | 4 | Игротека | 1 | Умение работать в парах. | 5 | Слова – братья | 1 | Развивать смекалку, мышление. Развитие у детей социальных и коммуникативных умений. | 6 | Слова наоборот | 1 | Осознание роли языка и речи в жизни людей. | 7 | Пословица недаром молвится | 1 | Развитие познавательного интереса. Уметь ставить и решать проблемы. | 8 | Игротека | 1 | Развитие познавательного интереса. Волевая саморегуляция. Уметь объяснять выполнение задания. | 9 | И снова пословицы, пословицы, пословицы… | 1 | Развитие познавательного интереса . | 10 | Играем со словарными словами | 1 | Развитие познавательного интереса. | 11 | Анаграммы | 1 | Работа в парах, в группах. | 12 | Игротека | 1 | Развитие познавательного интереса. | 13 | Секреты некоторых букв | 1 | Формирование умений сравнивать, анализировать, обобщать по разным основаниям. | 14 | Шарады, анаграммы и метаграммы | 1 | Моделировать выбор способов деятельности, группировать. | 15 | Синонимы и антонимы | 1 | Формирование умений сравнивать, анализировать, обобщать по разным основаниям. | 16 | Игротека | 1 | Развитие познавательного интереса. | 17 | Слова, обозначающие предметы | 1 | Устанавливать закономерности по заданному или выбранному правилу. Формулировать выводы. | 18 | Слова, обозначающие действия предметов | 1 | Устанавливать закономерности по заданному или выбранному правилу. Формулировать выводы. | 19 | Слова, обозначающие признаки предметов | 1 | Устанавливать закономерности по заданному или выбранному правилу. Формулировать выводы. | 20 | Игротека | 1 | Устанавливать закономерности по заданному или выбранному правилу. | 21 | Текст. Тема. Главная мысль. | 1 | Эмоционально «проживать» текст, выражать свои мысли. | 22 | Заголовок – всему голова | 1 | Устанавливать закономерности по заданному или выбранному правилу. | 23 | Фразеологизмы | 1 | Формирование умений сравнивать, анализировать. | 24 | Игротека | 1 | Устанавливать закономерности по заданному или выбранному правилу. | 25 | Русские народные загадки | 1 | Моделировать выбор способов деятельности Корректировать выполнение заданий. | 26 | Головоломки | 1 | Развитие познавательного интереса. | 27 | Словарные слова | 1 | Умение договориться, находить общее решение проблемы. | 28 | Имена существительные, имена прилагательные и глаголы | 1 | Формирование умений сравнивать, анализировать. | 29 | Слова русского языка определяющие качества характера | 1 | Развитие познавательного интереса. | 30 | Игротека | 1 | Устанавливать закономерности по заданному или выбранному правилу. | 31 | Пословицы и загадки | 1 | Развитие познавательного интереса. | 32 | Заголовок текста | 1 | Умение договориться, находить общее решение проблемы. | 33 | Звуки и буквы | 1 | Формирование умений сравнивать, анализировать, обобщать по разным основаниям. | 34 | Пословицы | 1 | Устанавливать закономерности по заданному или выбранному правилу. | 35 | Олимпиада | 1 | Уметь объяснять выполнение задания. | | Итого | 35 | | Содержание 1 класс 1. Занятие. Знакомство с тайной имени. 2.Занятие. Игры «Слова – братья», «Эстафета». Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний». Головоломка «Ягоды». Рассказ «Снежные слова». 3.Занятие. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание и «теория ням-ням». Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам». 4.Занятие. Игра «Отгадай словечко». А. Л. Барто «Слова бывают разными…» 5.Занятие. Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу». 6.Занятие. Сказка «Игры гномов». Игры «Доброе – злое», «Только хорошее». Конкурс на внимание и чистописание. Парад Добрых слов. 7 - 9.Занятие. Головоломка «Сколько родственников». Беседа о духовном богатстве и богатстве русского языка. Знакомство с толковым словарём. Конкурс на лучшее толкование слов. Игры «Назови по родству», «Кто больше?», «Цепочка слов». 10 -12.Занятие. Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал». Инсценировка стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы». 13- 14.Занятие. Сказка «Слова, которые могут рисовать». Тайна госпожи Радуги. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень». Игра «Исправь ошибку художника». 15 -16 .Занятие. Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. Головоломка «Заколдованные слова». 17.Занятие. Сюжетная игра « Сказание о Слове». Слово имя собственное. 18 - 19.Занятие Игры Деда Буквоеда. 20. Занятие. Чудесные превращения слов. Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замените одну букву», «Какое слово задумано». 21. Занятие. Зачем нужны звуки языка? Звуковая культура речи. Загадки, скороговорки. 22. Занятие. Играем в загадки. 23. Занятие. Добрый «Волшебник» - Ударение. 24. Занятие. Ударение над гласной может сделать букву ясной. 25. Занятие. Зачем нужны звуки языка? Звуковая культура речи. Загадки, скороговорки. 26. Занятие. Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. Игра-соревнование « Кто больше слов знает на букву… 27. Занятие. Учить объединять слова в группы по темам. 28. Занятие. Употребление вежливых слов. 29 - 30. Занятие. Рассказ учителя о родственных словах. Игра «Замечательный сад». Подбор родственных слов. Сказка «Вот так родственники!». Работа со словообразовательным словарём. Разгадывание ребусов. Тавтология. Игра «Домино». 31. Занятие. Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова – синонимы. 32. Занятие. Головоломка «Начинай на А». Подбор синонимов и антонимов. Игра в омонимы. 33. Занятие. Проверка знаний. 2 класс 1. Занятие. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Понятия: «фонетика», «фонема», «фонематический слух». 2. Занятие. Понятия: «лексика», «лексикон», «лексическое значение слова». 3. Занятие. Слова, имеющие одно и несколько лексических значений. 4. Занятие. Игра «Отгадай словечко». Повторение: звукобуквенный разбор слова; однозначные и многозначные слова. 5. Занятие. Синонимы. Подбор синонимов. Исключение лишнего слова из ряда синонимов. 6. Занятие. Антонимы. Подбор антонимов. Вычленение антонимов из текста. 7. Занятие. Пословицы – кладовая народной мудрости. Скрытый смысл пословицы. Подбор пословицы, выражающей главную мысль текста. 8. Занятие. Повторение: подбор синонимов, антонимов, выявление скрытого смысла пословиц. 9. Занятие. Игры с пословицами. 10. Занятие. Игры со словарными словами. 11. Занятие. Разгадывание анаграмм. 12. Занятие. Повторение: пословицы; анаграммы; словарные слова. 13. Занятие. Особенности букв Я, Е, Ё, Ю. Разделительный твердый знак. Мягкий знак как показатель мягкости согласных. Разделительный мягкий знак. 14. Занятие. Разгадывание шарад, анаграмм, метаграмм. 15. Занятие. Создание синонимических и антонимических пар. Вычленение синонимов и антонимов из выражений и текстов. 16. Занятие. Повторение: мягкий знак как показатель мягкости согласного звука и разделительный мягкий знак; вычленение синонимов и антонимов из текста. 17. Занятие. Имя существительное как часть речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Собственные и нарицательные. 18. Занятие. Глагол как часть речи. Упражнение в изменении глаголов по временам . 19. Занятие. Имя прилагательное как часть речи. Различие имен прилагательных по вкусу, размеру, форме, цвету. Имена прилагательные -синонимы, имена прилагательные – антонимы. 20. Занятие. Повторение: различение частей речи; одушевленные и неодушевленные предметы; подбор синонимов. 21. Занятие. Упражнение в определении темы и основной мысли текста. Составление рассказа по картинкам. 22. Занятие. Роль заголовка. Заголовок отражает тему или главную мысль текста. Особенности заголовков. 23. Занятие. Фразеологизмы и его значение. Употребление фразеологизмов в речи. 24. Занятие. Повторение: текст, тема, основная мысль текста, заголовок текста, фразеологизмы и их значение. 25. Занятие. Разгадывание русских народных загадок. 26. Занятие. Решение головоломок. 27. Занятие. Игры со словарными словами. 28. Занятие. Упражнение в различении частей речи. 29. Занятие. Понятие «качества характера». Многообразие имен прилагательных. Служащих для характеристики человека. 30. Занятие. Повторение: имена существительные, глаголы, имена прилагательные, для определения качеств характера человека; словарные слова. 31. Занятие. Пословицы близкие по смыслу; разгадывание русских народных загадок. 32. Занятие. Подбор заголовка к тексту; различение частей речи; подбор синонимов и антонимов. 33. Занятие. Звуки и буквы. Звукобуквенный разбор слова. 34. Занятие. Игры с пословицами. 35. Занятие. Проверка знаний. Список литературы Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. АРГО, 1996 Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. М.: АСТ, 1996 г. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. М.: Просвещение, 1991 г. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. М.: Просвещение, 1991 г. Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г. Мищенкова Л. В. Программа «Занимательный русский язык». Дополнительного образования. М.: РОСТкнига, 2012 года. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. С.: Сам Вен, 1997 г. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. М.: Просвещение, 1991 г |