kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Профилактика и коррекция нарушения письма у младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема нарушения письма очень актуальна. Но в сельских школах редко где есть логопед. Что же делать учителям с этой проблемой? В своей статье я раскрыла пути решения преодоления проблемы самим учителем на уроках русского языка. Эта статья может быть полезной и для родителей. Выполняя упражнения каждый день ученику легче будет усваивать материал на уроке.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Профилактика и коррекция нарушения письма у младших школьников »

Билялова Е.А.
преподаватель МОУ Уразовская СОШ Краснооктябрьского района

Профилактика и коррекция нарушения письма у младших школьников

"Письмо-необходимое дополнение языка,

сильнейший рычаг знания."

Грот Я.К.

Анализируя проведённый урок, иногда мы оказываемся в ситуации неудовлетворения результатами учебной деятельности. Очень часто такая ситуация связана с недооценкой особенностей познавательных способностей детей младшего школьного возраста.

Тема над которой я работаю, - "Профилактика и коррекция нарушения письма у младших школьников"

Обучение письменной речи - один из самых трудных этапов обучения в школе. Он же одновременно является и важнейшим этапом, на котором закладывается сама возможность дальнейшего обучения. К сожалению, есть дети, и их количество в последнее время неуклонно растёт, которые допускают множество ошибок, которые невозможно объяснить никакими правилами. Обычно взрослые считают такие ошибки нелепыми и объясняют их неумением слушать учителя, невнимательностью.

Это всё специфические ошибки.Детей с такими ошибками в логопедии называют дисграфиками.

Нарушение письма изучается очень давно, но и до настоящего времени это одна из актуальных проблем в обучении. Существует обширная литература, посвящённая данной теме. Впервые на нарушение письма как самостоятельнуюпаталогию речевой деятельности указал А.Куссмауль в 1877 году. Нарушение письма у младших школьников изучали: Л.Н.Ефименкова, И.Н.Садовникова, Р.И.Лалаева, А.Н.Корнев и другие.

Обычно устранением специфических ошибок занимается логопед на школьномлогопункте. Нов наше время логопед в школе это роскошь. И что же делать учителю?

Целью моей работы является создание условий для повышения грамотности школьников через систему занятий профилактики и коррекции письменной речи в рамках ФГОС самим учителем.

Из этого всего можно наметить основные задачи:

1) Работа над методической литературой по данной теме

2) Выделение основных причин возникновения нарушения письма

3) Основные направления коррекционной работы по устранению нарушений письма.Обобщение опыта коррекционной работы

Для реализации поставленных задач применяю следующие методы:

- практические ( упражнения, моделирование и т.д.)

- наглядные ( наблюдение, демонстрация презентаций и др.)

- словесные ( беседа, рассказ ....)

- игровой ( дидактические игры, сюжетно- ролевые, подвижные, словесные....)

Попробуем разобраться, что такое письмо, как возникают нарушения письма. Как оно формируется, и что этому мешает?





«Письмо есть знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов передать информацию на расстоянии и закреплять её во времени. Любая система письма характеризуется постоянным составом знаков.»

( Русский язык:Энциклопедия.)

Письмо как процесс, включает в себя ряд специфических операций:

1.Анализ звукового состава слова

2.Выделение фонемы, перевод фонемы в графему (букву)

3.Перевод графемы в кинему (графическое начертание)

Письмо как навык

Как вид деятельности письмо включает три основные операции:

1.символическое обозначение звуков речи, т. е. фонем (навык символизации) – необходимые предпосылки: зрелость фонематического восприятия и языкового сознания.

2.моделирование звуковой структуры слова с помощью графических символов (букв) проходит в 2 этапа: установление временной последовательности фонем в слове, а затем трансформация временной последовательности фонем в пространственную последовательность букв.

3.графо-моторные навыки – конечное звено в цепочке операций, составляющих письмо. Важнейшей функцией, от которой этот процесс зависит, является зрительно-моторная координация.

Новизна работы заключается в систематизации упражнений по предупреждению и коррекции нарушения письма у младших школьников учителем на уроках русского языка.

Проанализировав методическую литературу, проведя исследования по данной теме и уделив особое внимание специфическим ошибкам, мною была составлена таблица.

Трудности, с которыми сталкиваются ученики



Причина затруднений




Приёмы и методы работы












1.Ошибки правильного написания букв


1. Нарушение гигиенических требований (положение руки, ручки, тетради)

2. Плохо развиты мелкие мышцы пальцев, кисти.

3. Уровень развития аналитической функции внимания.

4. Не выделены и формируются составляющие каллиграфического почерка.

5. Нарушение чувства ритма.


Регулятивные УУД

1. На уроках и дома следить за посадкой (положение руки, тетради, ручки)

2. Для развития мелкой моторики применять на каждом уроке пальчиковую гимнастику

3. Штриховка.

4. Считалки и физминутки под музыку.(для развития чувства ритма)

5. Письмо на фольге, кальке элементов букв, слогов, слов: обведение букв по карандашу, письмо мелком на доске.

6. Специальные упражнения на развитие пространственной ориентации и глазомера (графические диктанты " От простого к сложному«)
















2. Пропуск, замена, перестановка букв при письме, особенно при диктовке вслух, смещение букв, сходных по начертанию.


1. Слабое речевое развитие.

2. Недостатки произношения и слухо-звукобуквенного анализа (фонетико- фонематическая недостаточность)

3. Хроническая болезнь.

4. Неправильная артикуляция звуков речи

Регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД.

1. Не торопить и не подгонять такого ученика.

2. Обратиться к логопеду (если он есть).

3. Применять списывание с одновременным проговариванием вслух, позднее шёпотом, обязательно выделяя гласные.

4. Проговаривание чистоговорок, специальные занятия в ГПД и дома по произношению.

5. Во время самостоятельной работы делить слова дужками по слогам.

6. Во время урока использовать метод орфографического чтения.

7. Учить навыкам самоконтроля. Ошибки не исправлять, а подчёркивать слово, а в последующем - ставить на полях чёрточку на той строке, где сделана ошибка, ребёнок найдёт её сам и исправит.











3.Ошибки на уровне предложения.

Синтаксические нарушения ( не видит конца предложения, не ставит точку, пишут предложение с маленькой буквы

1. Слабое речевое развитие.

2. Неумение удерживать в памяти элементы предложения.

3. Нарушение внимания, контроля деятельности, неумение совмещать графическую и смысловую части письма


Регулятивные УУД, познавательные УУД.

1.Составление предложений по схемам.

2 .Выделение границ предложений в тексте.

3. Соединение разорванных частей предложений «Падает липкий. Снег громко лает. Шарик». - «Падает липкий снег. Громко лает Шарик»).

4. Составление предложений с заданным количеством слов.

5. Быстрое многократное произнесение предложений.

6. Чтение текста через слово.

7. Восполнение пропусков слов в предложении с подсказкой некоторых их букв

8. Чтение строчек с прикрытой верхней половиной.








4. «Не видит» строку, нарушает соотношение элементов буквы


1. Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и/или зрительной памяти. 2.Форсирование темпа обучения, сильное функциональное напряжение, трудность концентрации внимания.


Регулятивные УУД

- по ознакомлению с рабочей и нерабочей строкой штриховка (“заштрихуй дорожку для медведя и муравья” и т. п.);

- по определению верхней и нижней линейки рабочей строки (“поставь точку”, “нарисуй крестик, нолик” и т.п.);

- по определению середины нерабочей строки (“попади в цель” и т.п.);

- по определению рабочей страницы, полей и одновременно по ориентированию на странице тетради (“нарисуй солнышко в правом верхнем углу, а  цветок - в левом нижнем углу” и т.д.







5.Орфографические ошибки




1. незнание правил орфографии.

2. нарушение распределения внимания между графической и смысловой сторонами письма.



3.неумение выделять «ошибко опасные» места, неадекватный темп работы.

4. несформированность фонематического слуха





Познавательные УУД

1.Специальные упражнения на развитие фонематического слуха, зрительной памяти, внимания.

2. На уроках использовать метод орфографического чтения "какографии" письмо с пропуском орфографии.

3. выделять орфограммы крупными зелёными буквами(аллея, ночка, крылья.

4. Для развития зрительной памяти и орфографической зоркости использовать картинки.

5. Для предупреждения ошибок в письменных работах использовать различные памятки, таблицы,алгоритмы ответов и тд.

6. Практиковать ежедневные зрительные и орфографические диктанты с предварительным разбором орфографии. (приложение)


В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения школьника по другим школьным предметам, а также обеспечивают успешность его «проживания» в детском обществе.

Различные виды дисграфии (нарушений письма) - явление в школе нередкое. 40% детей от общего количества учащихся начальных классов имеют тот или иной вид дисграфии. Поэтому проблема оказания помощи детям с нарушениями письма остаётся очень актуальной.

Специально подобранный материал по предупреждению и коррекции нарушений письменной речи помогут учителям начальных классов, а также родителям в коррекционной работе при обучении младших школьников русскому языку.

Главное для учителя - помнить, что все учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Профилактика и коррекция нарушения письма у младших школьников

Автор: Билялова Елена Александровна

Дата: 28.03.2015

Номер свидетельства: 193108

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "«Профилактика и коррекция нарушений письма младших школьников с ОВЗ »."
    ["seo_title"] => string(70) "profilaktika_i_korrektsiia_narushenii_pisma_mladshikh_shkolnikov_s_ovz"
    ["file_id"] => string(6) "496958"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1548306046"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Доклад "Анализ современных методик по коррекции нарушений письма у младших школьников""
    ["seo_title"] => string(80) "doklad_analiz_sovremennykh_metodik_po_korrektsii_narushenii_pisma_u_mladshikh_sh"
    ["file_id"] => string(6) "481489"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1540132780"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(222) "Статья на тему: Организация логопедической работы по устранению нарушения чтения  учащихся младшего школьного возраста."
    ["seo_title"] => string(129) "statianatiemuorghanizatsiialoghopiedichieskoirabotypoustranieniiunarushieniiachtieniiauchashchikhsiamladshieghoshkolnoghovozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "275788"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452617671"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(222) "Статья на тему: Организация логопедической работы по устранению нарушения чтения  учащихся младшего школьного возраста."
    ["seo_title"] => string(130) "statianatiemuorghanizatsiialoghopiedichieskoirabotypoustranieniiunarushieniiachtieniiauchashchikhsiamladshieghoshkolnoghovozrasta1"
    ["file_id"] => string(6) "275789"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452617678"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(253) "«Организация работы и взаимодействие  специалистов по  профилактике  оптической  дисграфии и дислексии у дошкольников с нарушением речи»"
    ["seo_title"] => string(148) "orghanizatsiia-raboty-i-vzaimodieistviie-spietsialistov-po-profilaktikie-optichieskoi-disghrafii-i-dislieksii-u-doshkol-nikov-s-narushieniiem-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "292643"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455300440"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства