Просмотр содержимого документа
«Доклад "Анализ современных методик по коррекции нарушений письма у младших школьников"»
Анализ современных методик по коррекции нарушений письма у младших школьников
Прежде, чем говорить о коррекции дисграфии в начальных классах, необходимо вспомнить о профилактике дислексии и дисграфии в работе с детьми дошкольного возраста. В целях предупреждения нарушений письма и чтения в своей работе использую пособие С.Б.Цукановой и Л.Бетц «Я учусь говорить и читать». Пособие разработано с учетом «Проекта воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» и «Программы коррекционного обучения детей с ФФН» Филичевой и Тумановой и методических рекомендаций Г.Каше «Подготовка к школе детей с недостатками речи» Использованы элементы авторской технологии Ткаченко.
Пособие построено на ведущих принципах логопедической науки:
-принципе системного подхода;
-онтогенетическом принципе;
-принципе особого подбора речевого материала;
-принципе опоры на сохранные анализаторы.
Материал условно разделен на три раздела6 «Звук», «Буква», «Говори правильно». Последовательность изучения звуков определяется их артикуляционной и акустической сложностью. Внимание ребенка обращается на работу органов артикуляционного аппарата. Вследствие с увеличением детей со стертой дизартрией в пособии предлагаются упражнения для работы над просодической стороной речи: силой, высотой голоса, длительностью, темпом. Предусмотрены специальные упражнения для развития психических процессов. После изучения нового звука проводится работа по воспитанию внимания к изменению грамматических форм слова, способам словообразования и т.д.
В своей дальнейшей работе по коррекции дисграфии у детей начальных классов использую пособия из комплекта Е.В.Мазановой. В комплект входят методические рекомендации с конспектами фронтальных коррекционных занятий и рабочие альбомы с заданиями. Пособия помогают вести работу целенаправленно и планомерно, так как в них отражен системный подход, который определяет содержание коррекционной работы.
В работе с безударными гласными хорошо зарекомендовало пособие Коноваленко для детей 6-9 лет «Безударные гласные в корне слова». Предлагаемые упражнения сочетают взаимодействие речевого, речедвигательного, слухового, зрительного, двигательного анализаторов, способствуют развитию зрительного и слухового внимания и памяти, логического мышления, закрепляют различные способы словообразования, обогащают активный словарный запас – тем самым помогают ребенку овладеть русским языком, грамматикой русского языка, грамотным письмом.
Так как количество младших школьников, нуждающихся в логопедической помощи, постоянно увеличивается, появились дети, которые «тяжело идут» по традиционным логопедическим прграммам. Поэтому при подготовке к занятиям использую пособие Н.П.Мещеряковой «Коррекция письменной речи в начальной школе». Автор предлагает использовать различные методы нейропсихологической коррекции (по Семенович), которые существенно повышают эффективность логопедической работы.
Подводя итог, считаю необходимым подчеркнуть основные направления коррекционной работы с любым видом дисграфии, за исключением оптической и моторной:
-развитие фонематического слуха;
-языкового анализа и синтеза;
-расширение словаря;
-развитие артикуляционного аппарата;
-памяти, внимания, мышления;
-сукцессивных функций;
-глазодвигательных мышц;
-крупной и мелкой моторики
и сочетание всех вышеперечисленных компонентов.
Филиал МБОУ
«Первомайская средняя общеобразовательная школа»
Первомайского района Тамбовской области в с.Новокленское