Просмотр содержимого документа
«Профилактическая беседа»
государственное казенное учреждение Самарской области
«Чапаевский социально –реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Профилактическая беседа - важная часть работы социального педагога
с подростками, склонными к совершению правонарушений
Подготовила:
Колодкина Л.Я.,
социальный педагог
Пестравка 2019 г.
Профилактическая беседа - важная часть работы социального педагога
с подростками, склонными к совершению правонарушений
В подростковый период у учащихся активно формируется самосознание и вырабатывается собственная независимая система самооценки, что очень важно для процесса развития личности. В условиях экономической и социальной нестабильности в стране количество проблем в подростковой среде неуклонно растет. Алкоголизм, табакокурение, наркотики, детская и молодежная преступность являются составляющими жизни подрастающего поколения. Среди молодежи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым. Чаще стали проявляться агрессивность и жестокость.
Часто педагоги сталкиваются с тем, что подростки используют неконструктивные стратегии поведения, которые приводят к школьной и социальной дезадаптации учащегося и требуют коррекции.
Наиболее характерными проявлениями социальной и психолого-педагогической дезедаптации детей являются: агрессивное поведение, конфликты с учителями и сверстниками, непосещение школы, бродяжничество, употребление алкоголя и наркотиков, совершение правонарушений и преступлений, попытки суицида. Таких детей называют «дезадаптированные», «дети с отклоняющимся поведением», «девиантные», «трудные», «трудновоспитуемые», «проблемные», «асоциальные», «педагогически запущенные».
Сегодня в школе одним из самых важных и в то же время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога, классного руководителя, является социально-педагогическая работа с данными детьми. Главная цель – приспособить, адаптировать их к социуму, сделать так, чтобы их поведение в дальнейшем не выходило за рамки социальной нормы.
Одной из основных форм работы с данными детьми является профилактическая беседа.
Профилактическая беседа – это беседа, целью которой является предупреждение негативного поведения. Целью профилактической беседы является осознание учащимся последствий тех или иных проблем. Социальный педагог помогает учащимся в осмыслении поставленной проблемы, а также формулировать собственные умозаключения.
Успех беседы зависит от предварительно установленного контакта; от степени ее подготовленности; от умения социального педагога выстраивать беседу.
Специалисты выделяют несколько этапов проведения профилактической беседы:
1. Начальный этап – установление благоприятного климата при взаимодействии с собеседником. Важная особенность данного этапа – это проявление толерантности в общении;
2. Рабочий этап – выяснение причин и условий возникшей проблемы;
3. Этап формирования модели поведения, позволяющий предупредить отрицательное развитие проблемы;
4. Заключительный этап – внутренне принятие воспитуемого новой модели поведения.
В зависимости от проблемы в своей работе наиболее часто использую следующие темы для профилактических бесед с учащимися:
• «Ты и твое здоровье. Основные элементы ЗОЖ»;
• «Влияние алкоголя (никотина) на здоровье подростка»;
• «О вреде употребления ПАВ»;
• «Как противостоять негативному влиянию»;
• «Мое поведение – моя визитная карточка»;
• «Ответственность за свои поступки»;
• «Правила внутреннего распорядка для обучающихся»
• «Гражданином быть обязан. Обязанности перед обществом»;
• «Виды правонарушений. Административная ответственность за них»;
• «Значение образования в жизни человека»;
• «Неформальное поведение – не дай собой манипулировать»;
• «Молодежный экстремизм. Субкультуры»;
• «Безопасность в сети «Интернет»;
• «Жизненные перспективы»;
• «Безопасный отдых» (беседы по профилактике правонарушений в период каникул).
С родителями учащихся проводятся следующие беседы:
• «О важности примера родителей в воспитании детей»;
• «Об ответственности родителей за обучение и воспитание ребенка»;
• «Важность соблюдения режима дня школьника»;
• «Организация занятости и отдыха ребенка в период каникул» и т.д.
Данный список можно продолжить.
Таким образом, проведение профилактической беседы с учащимися является неотъемлемой частью работы социального педагога образовательного учреждения.
Эффективность данного метода во многом зависит от специалиста. Подготовка к проведению этой работы должна быть максимально продуманной.