kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проектная работа "Дымковская игрушка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная работа "Дымковская игрушка" 3 класс

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа "Дымковская игрушка"»

Научно – практическая работа «Дымковская игрушка»

SHAPE SHA

Предмет: окружающий мир, литературное чтение, технология

Участники проекта: 4 класс.

Продолжительность проекта: 2 месяца

Аннотация проекта:

Суть этого проекта в том, что подарки, сувениры, декоративные игрушки, сделанные своими руками, всегда высоко ценились в мире, они хранят частичку души, творение рук, неповторимость и оригинальность. Дымковская игрушка — изделие ручной работы. Каждая игрушка — создание одного мастера. Изготовление игрушки от лепки и до росписи — процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий.

Отзыв

Актуальность исследования данной темы заключается в том, что Дымковская игрушка – самый известный из глиняных промыслов России. Отличие этого художественного промысла от других народных промыслов России состоит в том, что каждая игрушка – это авторская творческая работа мастериц ручной лепки, и существует в единственном экземпляре. Традиционно промысел дымковской игрушки не имеет серийного поточного производства.

Краткое содержание. Работа включает в себя введение, теоретическую часть, историю дымковской игрушки, практическая часть, заключение ,список литературы. Во введении указывается актуальность исследования, ставятся цель и задачи, выдвигается гипотеза.
В первой главе ведётся обзор литературы по теме «История дымковской игрушки». Во второй главе описывается практическое выполнение Дымковской игрушки. Завершается работа выводами, в которых излагаются результаты исследования и подтверждение гипотезы.
Автор доказывает, Дымковская игрушка может быть выполнена не только из вятской глины, но и из соленого теста, что является подтверждением гипотезы.

Общая оценка. Работу Гандоян Альберт выполнял при помощи классного руководителя и родителей, используя материалы Интернета и литературы, рекомендованной для исследования. При выполнении работы Альберт проявил: самостоятельность, творчество, инициативу, способность решать соответствующие исследовательские проблемы. Чётко выполнял все рекомендации научного руководителя, и вовремя устраняла замечания в процессе доработки исследовательской работы.

Выводы: в целом это интересная работа, может быть оценена положительно и представлена VIII районная научно-практическая конференция младших школьников «Учение с увлечением – старт в науку».

Введение

Нам много рассказывают народно- прикладном искусстве России. И мне захотелось узнать ещё больше об этом. Поэтому дома я стал задавать маме вопросы. Всей семьёй мы стали искать ответы. Cначала мы пошли в библиотеку, затем заглянули в интернет.

Дымковская игрушка вызывает у меня немало вопросов. Всегда ли она была игрушкой или когда-то глиняные фигурки, свистульки, играли какую-то другую роль в жизни людей?

Цель: научиться лепить из соленого теста и расписывать дымковской росписью фигурки животных и барышень

Задачи :

● Познакомится и изучить технику лепки из соленого теста и росписи дымковской игрушки.

●Собрать материал узоры и фигурки из Дымково

Гипотеза:

Обязательно ли для изготовления дымковской игрушки необходимо использовать глину, собранную на реке Вятке? Выяснить подойдет ли соленое тесто приготовленное в домашних условиях?

Методы работы: рассматривание, наблюдение, опыт, сравнение.

Теоретическая часть

В наше время многие  ребята любят играть в компьютерные игры, смотреть телевизор , и мало интересуются теми занятиями, которыми увлекались наши предки много-много лет назад. Например - это лепка и роспись дымковских игрушек. Проводя наблюдения, я отметил, что ребята нашего класса хорошо знакомы с пластилином и умеют из него лепить, а вот лепка предметов из соленного теста у нас еще не очень получается.

Самой большой известностью пользуются глиняные игрушки из Дымковской слободы пол вяткой.

Мягко падает снежок,

Вьется голубой дымок.

Дым из труб идет столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали

И село большое

Дымково назвали.

Вечера зимою длинны

И лепили там из глины

Все игрушки не простые

А волшебно - расписные.

Мне очень нравятся узоры, которыми расписывают дымковскую игрушку. Они простые и веселые. Но самые любимые фигурки - это животные: кошечки, собачки, лошадки, петухи и рыбки. А ещё барышни, у них красивые и яркие наряды.

История дымковской игрушки

Впервые этот народный промысел появился на реке Вятке ,в небольшой слободе Дымково. Яркие фигурки из глины, в виде коней, баранов, козликов и уточек, расписанные красками сочных солнечных цветов, женское население лепило к празднику Вятской Свистуньи, который отмечался весной.

Существует старинная легенда, которая рассказывает о том ,как однажды враги окружили город. Горожане не знали, как спасти свои земли от врагов. Но Вятичи оказались людьми находчивыми. Придумали они «военную» хитрость. Все жители, дети и старики, взяли глиняные свистульки и тёмной ночью незаметно подкрались к врагам. И такой свист подняли! Враги испугались, заметались, им показалось, что на выручку к горожанам пришло огромное войско и в страхе убежали прочь. С тех пор вятичи отмечают победу весёлой « Свистуньей». В наши дни мастера продолжают делать свистульки в виде забавных зверушек.

По форме дымковские игрушки довольно разные. Это вылепленные из глины фигурки животных: медведи, лошади, петухи и полые внутри фигурки кавалеров и барышень. Основной элемент росписи - геометрические узоры, зигзаги, круги, полоски , волнистые линии, круглые пятна, точки и клетка. Цвет росписи игрушек радостный, яркий – красный, зелёный, жёлтый, синий, малиновый, голубой, а также позолота. У каждой мастерицы были свои рецепты разведения красок.

В раскраске фигурок тоже была своя последовательность. Сначала чёрным рисовали волосы, палочкой наносили брови и глаза, другой лучинкой - три красных или оранжевых пятна – рот и щёки. Затем красили шляпку и расписывали орнаментом юбку. Поверх окраски для усиления блеска местами наклеивали кусочки золота.

Роспись игрушки начинают после обжига и забеливания с самой светлой краски, затем более тёмным цветом. Также важно знать значение цвета. Зелёный цвет связан с понятием жизни, символ природы. Белый был связан с понятием чистоты, правды и добра. Чёрный говорит о горе, неправде, зле. Красный цвет не только символ огня, но и красоты, силы, здоровья. Голубой – цвет неба.

Все геометрические узоры, линии, квадраты обозначали явления природы: Волнистая линия – воду или дождь; круг с вписанным крестом – солнце; ромб – пашню. И составляя свои узоры, древний художник как бы писал целые фразы.

Дымковская игрушка – самый известный из глиняных промыслов России. Она отличается предельно простой, ясной пластической  формой, обобщенностью силуэта, яркой орнаментной росписью по белому фону. В образах краснощеких барынь, кормилиц, лихих всадников, сценах чаепитий, ярмарочных гуляний, веселых каруселях – продолжают жить трехсотлетние традиции дымковского искусства, бережно сохраняется архаика древних образцов. Дымковская вятская игрушка давно стала народной скульптурой. Отличие этого художественного промысла от других народных промыслов России состоит в том, что каждая игрушка – это авторская творческая работа мастериц ручной лепки, и существует в единственном экземпляре. Традиционно промысел дымковской игрушки не имеет серийного поточного производства.

 Когда-то, очень давно, дети играли в эти игрушки. Сейчас они служат для украшения нашего жилья. Мы любуемся весёлой и озорной дымковской игрушкой. Дымковская игрушка не любит одиночества. Она хороша даже не в паре, а в группе с другими, в близком соседстве со своими братьями и сестрами из слободы на реке Вятке, Дымковская игрушка – искусство только рукотворное. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может, быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна.  Практическая часть

Как делать игрушку из соленого теста

Пошаговый процесс изготовления:

1.Когда тесто готово, можно приступать   к  изготовлению  фигурки Дымковской барышни.

2.Берём, пластмассовый стаканчик,  накладываем на него кусочек сплющенного теста, разглаживаем пальцем, чтобы тесто легло на весь стаканчик.

3.Накладываем на низ юбки волан.  С помощью воды приглаживаем юбку, чтобы она была гладкой.

4.Скатываем из теста туловище барышни, прикрепляем его сверху стаканчика.

5.Лепим голову.

6.Делаем руки барышни: сначала сплющиваем туловище с боков.

7.Когда барышня высохла, закрашиваем фигурку белой гуашью. 

8.Затем обратной стороной кисточки делаем дырочки в туловище.

9.После того, как немного подсохнет белая гуашь, приступаем к росписи  дымковской барыни. Можно использовать в работе различные элементы росписи.

10.Для воспитателей такое художественное творчество удобно тем, что его можно разделить на две или три непосредственно  образовательных деятельности. 
Сувенир «Дымковской барышни готов». 

Как сделать лошадку из соленого теста

Чтобы сделать пластичное соленое тесто нужно взять муку, соль и воду, в весовых пропорциях 200:200:125. Но следует учесть, что соль в два раза плотнее муки, поэтому если отмерять объёмом, то пропорция будет 200:100:125.
Воду следует брать холодную и вливать её частями в смесь муки и соли. При вымешивании лучше всего воспользоваться миксером. 
Затем тесто вымешивают руками так же, как это делают для выпечки.
Если решено вылепить фигурку лошадки, то сделать это можно в три приёма, начав с лепки туловища. Остальную массу лучше всего на время поместить в полиэтиленовый пакет с тем, чтобы она не покрывалась жёсткой корочкой.

Вылепив голову и шею, эту деталь скрепляют с туловищем. Можете для клейкости слегка смочить место скрепления, а сам «шов» осторожно разгладить, спрятав его.

В самом конце формируем хвост кобылы. Можете сделать его до самой земли – это увеличит опору фигурки ещё на одну точку.
Готовое изделие нужно хорошо высушить. Можно воспользоваться духовкой и «пропечь» скульптуру при 80 градусах. А можно воспользоваться «микроволновкой» – это безопаснее и быстрее. Только в микроволновой печи лучше сначала воспользоваться режимом разморозки и выдержать фигурку в течение минуты.
Затем нужно проверить, не появились ли трещины, не потеряло ли изделие форму. В случае нарушений поверхности можно «произвести маленький ремонт» тестом, опуская его предварительно в воду. Таким образом легко скрыть неровности и трещины, которые могут появиться.
Затем уже можно перейти на режим разогрева. Фигурку периодически следует вынимать и проверять на прочность. Когда она станет твёрдой и сухой, можно приступать к последнему шагу изготовления игрушки-статуэтки.
Это будет раскрашивание. Можете использовать любые краски: от акриловых и масляных до пищевых и акварельных. Некоторые могут вообще оставить фигурку чисто-белой, кто-то ограничится лишь окрашиванием гривы и хвоста. А можно немного пошутить и вспомнить знаменитые пёстрые дымковские игрушки.

Вот так легко стать настоящим скульптором, ваятелем, художником – одним словом, творцом.

Заключение
 В результате своих теоретических исследований я пришел к выводу, что дымковская игрушка возникла в слободе Дымково, на реке Вятка .Ее возникновение связывают с веселым праздником Свистунья.

Основной элемент росписи – геометрические узоры, которые обозначают стихии природы. Моё предположение о том, что из соленого теста, которое можно приготовить дома, можно слепить такие же фигурки, как и Дымковские игрушки - полностью подтвердилось.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Проектная работа "Дымковская игрушка"

Автор: Злобина Алла Александровна

Дата: 28.08.2020

Номер свидетельства: 556597

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Проект "Дымковская игрушка""
    ["seo_title"] => string(29) "proiekt-dymkovskaia-ighrushka"
    ["file_id"] => string(6) "258432"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1448483673"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Проектная работа на тему: «Дымковская игрушка»"
    ["seo_title"] => string(49) "proiektnaia_rabota_na_tiemu_dymkovskaia_ighrushka"
    ["file_id"] => string(6) "453229"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1517163699"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Проектная работа  «Русское народное творчество в праздниках и развлечениях». "
    ["seo_title"] => string(84) "proiektnaia-rabota-russkoie-narodnoie-tvorchiestvo-v-prazdnikakh-i-razvliechieniiakh"
    ["file_id"] => string(6) "126040"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415109460"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Техкарта урока технологии. Дымковская игрушка "
    ["seo_title"] => string(52) "tiekhkarta-uroka-tiekhnologhii-dymkovskaia-ighrushka"
    ["file_id"] => string(6) "128799"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415561567"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(31) "Стендовый доклад"
    ["seo_title"] => string(16) "stendovyi_doklad"
    ["file_id"] => string(6) "585884"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1630009027"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства