1. | Самоопределе- ние к деятельности (1 мин.) | Создать благоприятный настрой на работу, проверить готовность к уроку | Читает стихи и предлагает определить по четверостишью, чем мы будем заниматься. Там любили песни, пляски, И в селе рождались сказки. Вечера бывали длинные, А лепили там из глины Все игрушки не простые, А волшебно-расписные. Белоснежны как берёзки, Кружочки, точечки, полоски. Простой, казалось бы, узор, Но отвести не в силах взор. -Проверяет готовность к уроку. | Предполагают, чем будут заниматься. (лепкой из пластилина) Сравнивают с картинками на диске, всё ли у них есть на парте для работы на уроке | Регулятивные УУД: -умение организовывать рабочее место |
2. | Актуализация знаний. (1мин.) Учебно-познавательная деятельность | Учить выдвигать гипотезу и раскрывать замысел исследования | Предлагает на основе рассматривания игрушек расставить их на 2 подноса, выделяя общие признаки. -Почему вы расставили их именно так, по каким признакам? - Вы знаете, как называются эти игрушки? где их изготавливают? | - Рассматривают игрушки и делят их на две группы. - На первом подносе стоят фабричные игрушки, а на другом игрушки из глины, выполненные народом. | Познавательные: -умение извлекать информацию из рисунков и фотографий. -умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. |
3. | Формулирование темы и целей деятельности. (диск «Дымковская игрушка») (5 мин.) | Учить планировать деятельность на уроке | На основе просмотра фрагмента предлагает определить, как называется село, где изготавливают эти игрушки? Как называются сами игрушки? - В давние времена в селе Дымково, что на реке Вятке, на Масленицу мастера лепили глиняные игрушки, которые украшали ярким многоцветным рисунком. Каждая игрушка была уникальна, потому что рисунок её узора не повторялся, не смотря на то, что фон всех изделий был белым. Мастера любили делать свистульки, карусели, фигурки людей и животных, сюжетные сценки. Сельчанам нравились игрушки, они покупали их детям или в подарок друзьям и близким. Весть о ярких весёлых игрушках разнеслась по ярмарочным городам и дошла до столицы. Назовите предметы, которые выполняли мастера дымковской игрушки. (Сказочный коник, индюк, баран, барыня и кавалер, карусель, печь.) -Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке технологии? - Что для этого нам нужно выяснить? | Просматривают фрагмент, называют село и определяют название игрушки. Предполагают тему занятий (Лепить дымковскую игрушку «Резвая лошадка»), конструируют учебные задачи урока. (Сначала изучить технологию изготовления дымковской игрушки, вспомнить какие приемы лепки из тех, что мы уже знаем, будем применять в работе, а затем сами откроем новые приемы) | Регулятивные: способность к самоорганизации в решении учебной задачи Личностные умения: проявлять интерес к предметам декоративно-прикладного искусства; проявлять желание создавать, оформлять образцы декоративно-прикладного искусства и рассказывать о них. |
4. | Обсуждение просмотренного фрагмента и планирование деятельности. (10мин.) | | Расскажите о дымковской игрушке. Назовите материал, из которого выполняли изделия мастера дымковской игрушки. (Глина.) Назовите значение слова «гончар». Совместно с учащимися намечают технологию работы над дымковской игрушкой. - Свою игрушку мы будем изготавливать из пластилина, почему? (Он проще в работе, эластичней, его не нужно долго сушить) Назовите приёмы, которые используются при изготовлении изделий из пластилина. Можно ли утверждать, что для изготовления пластилиновой лошадки достаточно использовать приёмы скатывания, скручивания, сплющивания? Своё мнение обоснуйте. - Какого цвета берем пластилин для изготовления основных деталей? Почему белый? (Чтобы узор был хорошо виден и не нужно покрывать изделие белой грунтовой краской) -Назовите элементы орнамента, которые используют мастера для росписи дымковской игрушки. (Круг, волнистая линия, прямая линия, листочек, завиток, клеточка, пятнышко, точка.) -Назовите значение слова «узор», «элементы узора». -Назовите цвета, которые используют мастера дымковской игрушки при изготовлении своих изделий. (Малиновый, красный, зелёный, жёлтый, оранжевый, синий.) - Какие еще детали нам понадобятся, чтобы получился настоящий Дымковский конь? (Грива, хвост, уши, украсить узорами) Какого цвета будут эти детали? - Как соединить детали между собой, чтобы не было швов? Мы умеем это делать? Давайте вспомним, как мы делали фон из пластилина на картоне? (Растягивание пластилина пальцами и сглаживание) Именно таким образом мы будем сглаживать шов пальчиками. - Как будем лепить гриву и хвост? Посмотрите на картинку и попробуйте сами объяснить технику работы. (Раскатать две тоненьких палочки, переплести их между собой и прикрепить на лошадку). | Отвечают на вопросы, которые помогают - Из глины мастера делают отдельно детали для будущей игрушки. (Дети будут делать заготовки из пластилина Дети изучают картинки в учебнике «Технология» с.29 и объясняют, что видят на картинках и проводят аналогию с тем, как будут лепить игрушку сами. Под руководством учителя выстраивают план деятельности. - Игрушку сушат в печи. Для чего? (Для того, чтобы она была крепкой и не ломалась. Выясняем, нужно ли игрушку из пластилина сушить в печи при высокой температуре.) - Высохшую игрушку покрывают белой грунтовкой (Для чего?Чтобы на игрушке был хорошо виден яркий узор) - Роспись игрушки происходит вручную, для этого используют определенный орнамент. | Личностные умения: проявлять осознанное желание сделать дымковскую игрушку из пластилина или глины. Познавательные умения: выделять особенности дымковской росписи и обосновывать своё суждение. Регулятивные умения: различать приёмы изготовления изделий из пластилина. Коммуникативные умения: строить монологическое высказывание; использовать речь для регуляции своего действия при работе по плану. |
7. | ФИЗМИНУТКА (Медитация под музыку) (1мин.) | | Закройте глаза. Посидите минутку, положив руку на ваш кусок пластилина. Сделайте два глубоких вдоха. Теперь выполняйте следующие указания. Заставьте себя ощутить кусок пластилина таким, какой он есть сейчас, — подружитесь с ним. Возьмите его и подержите. Теперь отложите его и отщипните кусочек. Пользуйтесь двумя руками. Отщипывайте кусочки медленно... Теперь быстрее... Отщипывайте большие и маленькие кусочки. Сожмите ваш пластилин. Теперь разгладьте ее. Используйте большие пальцы, другие пальцы, ладонь и тыльную поверхность кистей рук. После того как вы разгладите пластилин, ощупайте места, которые вы разгладили... Соедините все вместе, чтобы получился шар... Пошлепайте по ней... Пощупайте гладкие места, которые образовались после похлопывания... Откройте глаза. Пластилин в ваших добрых руках стал мягким и послушным. | | |
8. | Реализация построенного проекта (10мин.) | | Сейчас мы попробуем вылепить коня. Учитель контролирует процесс. | Учащиеся просматривают на диске этапы выполнения работы и сравнивают со своим планом изготовления дымковской игрушки. Они изготавливают заготовки лошадки согласно намеченному плана. | Предметные умения: -использовать приём вытягивания при изготовлении основы изделия; -выполнять изделие по мотивам дымковской росписи; -выполнять изделие из пластичного материала; оформлять узор по мотивам дымковской росписи. |