В статье раскрыта сущность метода проектов и самой проектной деятельности, проводимой в школах. Представлены принципы организации проектной деятельности учащихся начальной школы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность учащихся начальной школы»
Проектная деятельность учащихся начальной школы
Аннотация. В статье раскрыта сущность метода проектов и самой проектной деятельности, проводимой в школах. Представлены принципы организации проектной деятельности учащихся начальной школы.
Ключевые слова и словосочетания: проект, метод проектов, проектная деятельность, школа, младшие школьники, учащиеся, принципы.
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь: определить цели, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, проанализировать, удалось ли достичь поставленных целей.
В настоящее время все чаще приходится говорить о том, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Ученик как бы усваивает знания, заучивает основные правила, законы, формулы, может даже проиллюстрировать их применение на каких-то простых однотипных примерах. Но, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, он не может применить их, так как в школе он не участвует в деятельности, которая показывала бы применение полученных в ходе обучения знаний на практике.
В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и включение в практику продуктивных стилей и форм педагогического общения, методов обучения.
Девизом проектной деятельности могут служить слова китайской пословицы: «Скажи – и я забуду. Покажи – и я запомню. Вовлеки – и я научусь».
Главная идея метода проекта: развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление.
Метод проектов был разработан в начале XX века. В его основу легли идеи американского педагога, философа-прагматика Джона Дьюи. Он говорил, что школа должна не просто учить, а учить жизни. Способом организации такой деятельности служил метод проектов, разработанный учеником Д.Дьюи, американским педагогом В. Килпатриком. По мнению В. Килпатрика, лишь в этом случае школа будет готовить учащихся к условиям динамично меняющейся обстановки в обществе и к столкновению с неизвестными проблемами в будущем. Сущность и ценность метода проектов, по мнению американских и советских педагогов, состояла в том, что он позволял детям найти и выбрать деятельность по душе и интересам, дело, которое вполне соответствовало бы их силам, давало полезные знания и навыки, способствовало зарождению новых импульсов к последующим делам. В целом школьные проекты строились на действительном интересе детей к жизни и выступали прообразами жизненных проектов. В школьных проектах акцент делался на воспитание человека деятельного, предприимчивого, который научился бы сам составлять планы и проекты.
Итак, проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самостоятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это – метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, это – звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы.
Проект – это содержание обучения. Оно может быть частью учебного предмета, а может стать и отдельным предметом.
В современном русском языке словом «проект» (от латинского projectus «выдающийся вперед») называют, во-первых, совокупность документов (расчетов, чертежей и др.), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия; во-вторых, это может быть предварительный текст какого-либо документа, и третье значение, имеющее непосредственное отношение к предмету нашего исследования, – какой-либо замысел или план.
Проектная деятельность младших школьников представляет собой деятельность, в процессе которой обучающиеся приобретают опыт жизнедеятельности по средствам планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов. Используя проектную деятельность, педагог может реализовывать ряд педагогических принципов при взаимодействии ребенка с окружающим миром: мотивацию, сотрудничество детей и взрослых, самодеятельность, с учетом возрастным и индивидуальных особенностей, осуществлять деятельностный подход, отражать субъективную позицию ребенка в педагогическом процессе.
Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять и прогнозировать, формирует адекватную самооценку. В качестве средства обучения проектная деятельность позволяет управлять как содержанием проекта, так и уровнем его сложности.
Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создание проекта.
Для успешного управления проектной деятельностью учащихся используются следующие принципы организации данного процесса:
1.Принцип прогностичности. Этот принцип обусловлен самой природой, проектирования, ориентированного на будущее состояние объекта. Особенно ярко он проявляется при использовании проектирования для создания инновационных образцов. В этом смысле проект может быть определён как пошаговое осуществление потребного будущего.
2.Принцип пошаговости. Природа проектной деятельности предполагает постепенный переход от проектного замысла к формированию образа цели и образа действий. От него – к программе действий и её реализации. Причём каждое последующее действие основывается на результатах предыдущего.
3.Принцип нормирования. Требует обязательности прохождения всех этапов создания проекта в рамках регламентированных процедур, в первую очередь связанных с различными формами организации мыслительной деятельности.
4.Принцип обратной связи. Напоминает о необходимости после осуществления каждой проектной процедуры получать информацию о её результативности и соответствующим образом корректировать действия.
5.Принцип продуктивности. Подчёркивает прагматичность проектной деятельности, обязательность её ориентации на получение результата, имеющего прикладную значимость.
6.Принцип культурной аналогии. Требует адекватности результатов проектирования определённым культурным образцам. Чтобы быть включённым в культурный процесс, необходимо научиться понимать и чувствовать своё место в нём, формулировать собственный взгляд на достижения человечества на основе изучения культурно-исторических аналогов.
7.Принцип саморазвития. Способствует активности участников, а также рождению новых проектов в результате реализации поставленной цели. Решение одних задач и проблем приводит к постановке новых, стимулирующих развитие новых форм проектирования.
Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться. Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.
Список использованной литературы:
Байбородова Л. В. Особенности проектной деятельности сельских школьников / Л. В. Байбородова // Ярославский педагогический вестник. – 2013. - № 1. – С. 54-59.
Бичерова Е. Н. Особенности проектной и исследовательской деятельности у младших школьников: сравнительно-сопоставительный анализ / Е. Н. Бичерова // Вестник Брянского государственного университета. – 2012. - № 1. – С. 8-16.
Бичерова Е. Н. Развитие исследовательской инициативности младших школьников в условиях проектной деятельности / Е. Н. Бичерова, Н. В. Матяш, Т. А. Павлова. – Брянск: РИО БГУ, 2009. – 112 с.
Бледнова Е. В. Проектная деятельность как условие развития творческих способностей учащихся начальной школы / Е. В. Бледнова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2012. - № 6. – С. 28-31.
Бритвина Л. Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии / Л. Ю. Бритвина // Начальная школа. – 2005. - № 6. – С. 25-27.
Землянская Е. Н. Учебные проекты младших школьников / Е. Н. Землянская // Начальная школа. – 2005. - № 9. – С. 55-59.
Иванова Н. В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе / Н. В. Иванова // Начальная школа. – 2004. - № 2. – С. 34-36.
Конышева Н. М. Теория и методика преподавания технологии в начальной школе / Н. М. Конышева. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007. – 296 с.
Коробова О. В. Проектная деятельность как средство социализации младших школьников / О. В. Коробова // Социально-экономические явления и процессы. –2011. - № 12. – С. 236-239.