"Проектная деятельность как средство формирования функциональной грамотности"
"Проектная деятельность как средство формирования функциональной грамотности"
Функциональная грамотность - способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.Без этого нельзя выжить в современном обществе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Проектная деятельность как средство формирования функциональной грамотности"»
Спиридонова О.В
«Проектная деятельность как средство формирования функциональной грамотности»
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Проблема функциональной грамотности должна рассматриваться не как научная и смысловая проблема, а как проблема деятельностная, позволяющая переориентировать усилия личности от пассивной к активной, от программной к проектной деятельности. Функциональная грамотность позволит ученику социально адаптироваться и успешно творить, в современном обществе. Понятие творчества широко и многообразно. Поэтому, прежде всего, нужно определять сферу интересов, связанных с творчеством, рамками педагогических проблем. Результатом достаточно периодичной творческой работы школьников является: рост их интеллектуальной активности, легкость возникновения их творческого состояния, стремление к работе, требующей собственного вклада в дела, пребывание в «состоянии творчества» не только на уроке , но и в последующее время, если это требуется для достижения поставленной цели, умение видеть в творческой работе источник удовлетворения и радости. Давно замечено, что если учащиеся действительно стремятся овладеть знаниями, то эффективность познавательного процесса существенно возрастает. Однако часто учителя сетуют на то, что дети, даже самые любознательные, с широким кругозором, не хотят учиться. На мой взгляд, самая главная задача учителя – создание условий для успешного учения школьников, так как они вполне осознают и государственную важность решения этой задачи, и зависимость будущего самих школьников от успехов в овладении знаниями. Что же касается самих учащихся, то, как известно , учение- ведущий вид их деятельности , так что успех в овладении знаниями они ощущают как важное жизненное достижение, это поднимает их в собственных глазах, повышает престиж в семье и среди окружающих людей. Все эти обстоятельства способствуют успешному учению школьников.
В любой учебной дисциплине после главного вопроса содержания обучения сразу же встаёт второй – какие методы и приемы целесообразно использовать при обучении детей? Каждый учитель четко понимает важность и необходимость своего предмета в школе, на вопрос «где пригодятся знания, умения, полученные на уроках?» часто оставляем открытым.Современная жизнь делает заявку на человека, который способен видеть и решать проблемы лично и в группе, готовый и способный самостоятельно учиться новому в жизни и на рабочем месте, самостоятельно находить и применять нужную информацию и в первую эти качества должны формироваться в процессе воспитания и обучения. Высказывание известного немецкого философа Эммануила Канта «Не мыслям надобно учить, а учить мыслить» сегодня особенно актуально. В основу компетентностного подхода в образовании положена деятельность. Это значит, что побуждаемый потребностями человек, способен самостоятельно с ориентироваться в ситуации, приобрести новые необходимые знания, правильно поставить цель действий в соответствии с объективными законами и личными обстоятельствами, определяющими реальность и достигаемость цели, в соответствии с ситуацией, целью и условиями определить конкретные способы и средства действий, в процессе действий отработать, усовершенствовать их и, наконец, достигнуть цель.
Я считаю, что проектная деятельность является эффективным инструментом развития функциональной грамотности.Согласитесь, что сегодня у школьников такой большой объём учебного материала, который не всегда усваивается учащимися на теоретическом уровне, а что уж говорить о практическом применении. Так что метод проекта – это способ достижения цели через детальную проработку поставленной проблемы, способность использовать приобретаемые знания, умения и навыки для решения практических задач. Вследствие чего формируются навыки функциональной грамотности.Организуя проектную деятельность учащихся, мы ставим перед ними следующие задачи:
формирование функциональной грамотности;
перестановка акцентов с традиционных образовательных технологий на инновационные;
приближение обучения к потребностям будущим работодателям;
освоение технологии проектной деятельности.
Проектно-исследовательское обучение является одной из наиболее активных форм обучения. . Каждый проект уникален, так как ориентирован на самих учеников и их интересы и увлечения. Я считаю, что метод проектов эффективен, так как формирует у обучающихся большое количество умений и навыков, связанных с реальностью. Работая над проектом, ученик активно развивает творческое мышление и формирует функциональную грамотность на основе опыта практической деятельности.Работа над проектом позволяет осуществлять дифференцированный подход к обучению, повышать активность и самостоятельность учащихся на основе учебно-ролевых игр, самостоятельного решения учебных задач. Данная технология базируется на идее взаимодействия учащихся в группе в ходе учебного процесса, идее взаимного обучения, при котором обучаемые берут на себя не только индивидуальную, но и коллективную ответственность за решение учебных задач, помогают друг другу, отвечают за успехи каждого члена группы,… проектная технология создает условия для взаимодействия сотрудничества в системе «ученик – учитель – группа» и актуализации коллективного субъекта учебной деятельности..
Методу проектов можно найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастных категорий и при изучении материала различной степени сложности:
- появляется возможность осуществления приблизительных, «прикидочных» действий, не оцениваемых немедленно строгим контролером – учителем;
- зарождаются основы системного мышления;
- формируются навыки выдвижения гипотез, формирования проблем, поиска аргументов;
- воспитываются целеустремленность и организованность, расчетливость и предприимчивость, способность ориентироваться в ситуации неопределенности.Проекты следует различать:
1. По временным рамкам:
- краткосрочный
- средней продолжительности
- долгосрочный
2. По количеству участников проекта:
- индивидуальный
- работа в парах
- групповой (2-3 человек)
3. По методу:
- творческий
- исследовательский
- информационный.
Привлекательность проектного метода в том, что в процессе работы над проектом у учащихся развиваются организаторские и рефлексивные способности, приобретаются коммуникативные умения и навыки, расширяются и углубляются знания по предметам. Конечно самое ценное в методе проектов в том, что школьники научатся самостоятельно приобретать знания, и использовать их для решения новых познавательных и практических задач; научатспланировать, анализировать и корректировать свою деятельность, а это,повышение интереса к предмету и улучшает результаты обучения, развивает функциональную грамотность.