Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность»
Развитие проектных навыков у младших школьников
На современном этапе развития системы образования основной целью, согласно ФГОС НОО, является подготовка обучающихся к самообразованию через личностно-ориентированное обучение, творческое развитие, стимулирование продуктивной учебной деятельности. Решать данные задачи представляется возможным через развитие проектных навыков школьников на основе метода проектов, ценность которого заключается в самостоятельном приобретении знаний и обмене опытом в ходе познавательной и учебной деятельности.
Анализ научно-педагогической литературы и состояния вопроса в практике начального общего образования показал, что овладение проектной деятельностью проходит согласно определенным этапам. Выделяется четыре этапа формирования навыков проектной деятельности. Первый этап заключается в том, что участники педагогического процесса погружаются в процесс, учитель знакомит с замыслом проекта, формулирует проблему, цель, задачи, мотивирует учащихся, а обучающиеся осуществляют личностное присвоение проблемы, вживаются в ситуацию, конкретизируют цели, задачи, уточняют и принимают проект. На втором этапе происходит организация деятельности. Данную задачу осуществляет учитель: предлагает учащимся разбиться на группы, происходит распределение ролей и заданий, а также планирование работы по решению задач и определение возможных форм представления результатов. Учающиеся осуществляют разбивку на группы, в состав которых включаются школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп, распределяют роли, планируют работу, выбирают формы и способы презентации. На третьем этапе происходит осуществление деятельности. Учитель сам не участвует, но наблюдает за детьми (консультирует по необходимости, ненавязчиво контролирует, дает новые знания, репетирует с обучающимися предстоящую презентацию в виде рисунка, поделки, чертежа, викторины и т.д.), а они активно работают самостоятельно в соответствии с ролью или сообща, готовят презентацию. На четвертом этапе проходит презентация проекта. Педагог принимает отчет, обобщает полученные результаты, подводит итоги обучения (важным стимулом для развития личности учащегося является степень их творчества и оригинальности при выполнении проекта, не стоит беспокоиться об ошибках, оценить грамотность можно и в других видах деятельности), акцентирует внимание на воспитательном моменте. Обучающиеся демонстрируют понимание проблемы, цели, задач проекта, умения планировать и осуществлять работу, находить способ решения проблемы, проводят рефлексию деятельности, дают взаимооценку. Каждый этап занимает определенное время и имеет логически законченное содержание.
Реализация проектной деятельности в начальной школе заметно оживляет учебный процесс и позволяет добиться более высоких результатов. Проектная деятельность интегрирует различные учебные предметы и отвечает ориентирам развития личности младшего школьника. Однако сложно уверенно сказать, что данная технология полностью разработана и апробирована при обучении детей младшего школьного возраста.