Просмотр содержимого документа
«Проект "Театр и чтение"»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа №15 для обучающихся с ОВЗ»
город Березники, Пермский край
Проект «Театр и чтение»
Разработала проект:
учитель начальных классов
Прскурякова Е.В.
2019-2020 год
Актуальность:
Младший школьный возраст - важнейший этап в развитии личности. Это период начальной социализации ребенка, приобщение его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия - миром людей, миром предметов, миром природы и собственным внутренним миром. Богатство окружающего мира, его красочность, звуковая полифония увлекают, будят чувства и воображение ребенка, подталкивают к самостоятельному познанию, действию, к проявлению творчества. Дети приходят в школу и приобщаются к миру литературного чтения. На уроках нам поможет театральное искусство. Оно близко и понятно детям, ведь в основе театра ребенка лежит игра. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Это помогает им знакомиться с литературными произведениями. Какими же должны быть театральный уголок в классе? Как помочь детям разносторонне проявить себя в своем «детском театре»?
Театрализованная деятельность актуализируется тем, что современные дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы. Самый короткий путь эмоционально - раскрепощенного ребенка, снятия зажатости, обучения чувственному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Это поможет лучше и ближе познакомиться с разными героями, прочувствовать их характеры, вжиться в роль.
Проблема:
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать, творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально - духовную сферу ребенка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость. Их интересы ограниченны, а игры однообразны. Кроме того, в последнее время многие дошкольники не посещают детские сады, а куклы Барби и компьютеры не способны компенсировать отсутствие детского сообщества, без которого невозможно полноценное психическое и социальное развитие личности ребенка. Именно поэтому возникла необходимость разработать модель проекта по развитию творческих способностей посредством театральной деятельности.
Цель проекта:
Разработать модель проекта по развитию творческих способностей дошкольников через театральную деятельность, которая научит их чувствовать, думать и творить на уроках чтения. Организовать совместную деятельность детей и взрослых во внеурочное время. Развить сценическое творчество детей школьного возраста, их нравственных и эстетических способностей. Воспитание гармонично развитой личности.
Задачи:
**Повышение эмоционального настроя.
**Воспитание стойкого интереса к занятиям по театральной деятельности .
** Формирование основ культуры театра.
**Восприятие детьми героев произведения, оценки их поступков и поведения,
**Формирование навыков работы с куклами.
**Развитие внимания, памяти, воображения, речи и активности на уроках литературного чтения
Сроки реализации: 2019-2020 учебный год
Тип проекта: практико-ориентированный, творческий.
Участники проекта: дети, педагог, родители
Ожидаемый результат:
- Проявление интереса к театрально-игровой деятельности на уроках чтения.
- Определение места инсценировки на уроке.
- 3нание правил и форм культурного и доброжелательного отношения к людям, забота об окружающих.
- Помощь в усвоении материала по литературному чтению на уроке.
- Знакомство с различными видами театра.
Методы реализации проекта:
-Практические;
-Наглядные;
-Словесные.
Занятия знакомят детей с разными видами театров, с их назначением, с историей его возникновения, архитектурой здания театра, деятельностью людей, работающих в нем. Чтение художественной литературы, просмотр диафильмов, слушание грамзаписи на занятиях и в свободной деятельности детей, помогает углублению восприятия детьми героев произведения, характер их поступков. Дети учатся играть роли, самостоятельно создают образ при помощи вербальной и невербальной выразительности. Это помогает им впоследствии объективно оценивать и контролировать свои поступки и поступки окружающих в реальной жизни. Проявление отзывчивости, сочувствия, доброжелательного отношения, стремление к общению и взаимодействию создаёт предпосылки для социально-личностного развития, системного видения мира и его творческого преобразования. Проект на доступном уровне обеспечивает знакомство и формирование правил этического поведения в театре. Ребенок в роли зрителя оценивает собственные возможности как умного, доброго советчика, самовыражается в роли актера, в роли режиссера. Если же он – декоратор, то творчески использует предметы - заменители, а также при помощи взрослых изготавливает атрибуты, афиши, пригласительные билеты. Организуя, таким образом, работу, театрализованная игра станет средством самовыражения в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников, поможет усвоить и понять произведения изучаемые на уроке.
Перчаточные куклы.
Дата
К-во
Тема
Программное содержание
Сентябрь
1 ч.
«Петрушка - главный персонаж русской народной представлений»
Познакомить детей с русской народной куклой - героем народных гуляний и праздников, историей его появления.
Сентябрь
1ч.
«Знакомство с куклой Петрушкой»
Уточнить и расширить знания детей с Петрушкой-куклой, который надевается на руку, управлять ими. Делать упражнения для развития пальцев и рук, которые помогут приобрести первые необходимые навыки.
Сентябрь
2ч.
«Учимся управлять куклой-петрушкой»
Создавать хорошие настроение, обогащать детей впечатлениями, вызывать у них разнообразные эмоции. Учить работать с куклой, делать упражнения для развития рук и пальцев.
Октябрь
2ч.
«Петрушка учится говорить»
Учить детей говорить за кукол, чтобы речь кукол совпадала с их движениями и жестами. Закреплять хорошее вождение куклой, чтобы создавать образ живого существа.
Октябрь
2ч.
«Работаем за ширмой»
Познакомить детей с ширмой, учить работать за ней, «держать уровень пола», двигаться с куклой, своими движениями подтверждать текст персонажа.
Ноябрь
1ч.
«Учимся играть»
Закреплять с детьми вождение кукол за ширмой, учить разыгрывать небольшие сценки.
Ноябрь
1ч.
«Подбираем репертуар»
Учить детей выбирать пьесу для постановки. Обсуждать образы действующих лиц и их взаимоотношения, определять время и место действия, распределять роли и начинать читать за столом.
Ноябрь-декабрь
Зч.
«Учимся оформлять спектакль»
Познакомить детей с оформлением спектакля. Учить во время спектакля обыграть все оформление. Четко отрабатывать речь и движения кукол.
Декабрь
1ч.
Показываем спектакль «Кто сказал «Мяу»?» В.Сутеева
Учить детей выступать перед зрителями, эмоционально и убедительно играя свою роль. Воспитывать участие к главным героям, доброту и отзывчивость.
«Настольный театр»
Дата
К-во
Тема
Программное содержание
Декабрь
1ч.
«Настольный театр»
Познакомить детей с театром картинок, развивать творческие способности, воспитать интерес к театральной деятельности.
Декабрь-январь
2ч.
«Изготовление картинок для театра»
Упражнять детей в вырезании картонных кукол, развивать творческое воображение, наблюдательность, уверенность руки, воспитывать усидчивость.
Январь
1ч.
«В гостях у театра»
Развивать творческие способности, воспитывать интерес к игре в спектакле, учить внимательно смотреть и слушать, обмениваться впечатлениями.
«Тростевые куклы»
Дата
К-во
Тема
Программное содержание
Январь
1ч.
В гости к тростевым куклам.
Расширить кругозор детей, вызвать желание участвовать в кукольных спектаклях. Поддержать возникновений интерес.
Январь-февраль
2ч.
Актер учит детей водить тростевых кукол.
Познакомить детей с новым видом кукол, уточнить технику управления данной куклой. Создать положительное эмоции.
Февраль
2ч.
Показ небольших сценок.
Закрепить умение управлять тростевыми куклами. Развивать творческие способности. Желание создать радостную атмосферу.
IV. Напольные куклы.
Дата
К-во
Тема
Программное содержание
Февраль
1ч.
Знакомство с напольными куклами.
Расширить кругозор детей, желание делать новые постановки.
Март
2ч.
Основы кукловождения.
Формировать устойчивый интерес к кукольному театру, желание управлять куклами.
Март
1ч.
Этюды с куклами.
Познакомить детей с различными приемами вождения. Развивать творческие способности.
Март
1ч.
Тематические этюды на развитие фантазии, творческого внимания, коллективные этюды.
Развивать умение выражать эмоции с помощью кукол и адекватно реагировать на зрителей.
Апрель
1ч.
Занятие техникой речи.
Развивать выразительную речь, умение менять тон голоса, желание говорить за персонажи.
Апрель
1ч.
Знакомство с казахской сказкой «Волшебное дерево».
Учить детей внимательно слушать сказку, заранее выбирая себе роль по желанию находить эмоциональный отклик.
Апрель
1ч.
Распределение ролей, чтение сказки по ролям, заучивание текста.
Заучивание текста, развивать речевые способности, внимание, память, желание играть роль, выступать перед зрителями.
Апрель
1ч.
Работа с главными героями.
Заучивание текста, отработка мизансцен с куклами, поддерживать интерес к управлению куклой.
Май
1ч.
Работа с эпизодическими ролями.
Закреплять выразительное чтение, отработка техники кукловождение. Воспитывать интерес в участии в спектаклях.
Май
1ч.
Знакомство с музыкальным сопровождением
Побуждать ритмично и выразительно импровизировать с куклами, музыкально передавать танцевальные движения. Развивать музыкальный слух.
Май
1ч.
Репетиция с полным составом спектакля.
Прогон спектакля, выявить недостатки, подчистить материал. Учить детей действовать сообща, чувствовать поддержку товарищей.
Май
1ч.
Показ спектакля «Волшебное дерево» детям детского сада.
Доставить эмоциональное удовольствие зрителю.
Работа с родителями.
1. Показ готовых спектаклей родителям.
Цель: Отчет о проделанной работе.
2. Привлекать родителей, оказывать посильную помощь в изготовлении кукол и декорации к спектаклю.
Цель: Привлекать родителей к активной помощи, тем самым сближать их с жизнью детей в детском саду.
3. Совместная поездка в драматический театр имени Станиславского (дети с родителями).
Цель: расширять кругозор детей, познакомить с творчеством актеров-профессионалов, доставить эмоциональное удовольствие.
4. Давать задания на дом для совместного творчества, составления небольших сказок, сцен для импровизаций.
Цель: развивать творчества. Умение находить с ребенком общие дела и занятия. Участвовать в жизни детского сада.
ГЛОССАРИЙ:
Способности- это индивидуально - психические особенности человека являющихся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Способности развиваются на основе задатков человека.
Творческие способности - это глубоко осознанный, целенаправленный и систематический поиск воспитателем более современных эффективных методов, средств и форм учебно-воспитательной работы с воспитанниками.
Развитие - это процесс качественных и количественных изменений в физической и психологической сферах человека, происходящий под влиянием внешних и внутренних управляемых и неуправляемых факторов.
Мыслительные процессы - это познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщенным и опосредованным отражением действительности.
Деятельность - это целенаправленная активность человека, отвечающая его потребностям и мотивам, реализующаяся в системе действий и операций. Специфическая человеческая форма отношения к окружающему.
Личность - это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида со стороны его включенности в социальные отношения.
Воспитание - это процесс целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, способов поведения в обществе.
Чувство - это одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью
Список используемой литературы:
1. Агапова И., Давыдова М. «Игры и задания для чудовоспитания» М., 2006 г.
2. Л.В.Артемова «Театрализованные игры дошкольников» Москва «Просвещение» 1991 г.
3. Т.Н.Караманенко Ю.Г. Караманенко «Кукольный театр дошкольникам» Москва «Просвещение» 1982 г.
4. Л.И. Маленкова Теория и методика воспитания М. 2002 г.
5. В.А.Пименов «Театр на ладошках»
Издательство Воронежского государственного Университета 1998 г.
6. Э.Г.Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников» Москва «Владос» 2004 г.
7. Проект государственного общеобразовательного стандарта предшкольной подготовки детей от 5-6 лет (основные положения) МО и Н РК Астана 2006 г.
8. Тесты для дошкольников /Для дошкольного возраста. - Мн.: Харвест, М.: ООО «Издательство АТС», 2000 г.