kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект " Русский язык для ребят и котят"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Детский исследовательский  проект " Русский язык для котят (и ребят)"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект " Русский язык для ребят и котят"»

Муниципальная конференция

проектных и исследовательских работ обучающихся 1-11 классов

образовательных учреждений городского округа Ревда

в 2018-2019 учебном году

«Грани науки









Вид проекта творческий

Направление конференции

Русский язык для котят (и ребят)













Работу выполнила: Комлева Милана,

2 «Б» класс, МАОУ «Гимназия №25»





Руководитель: Логиновских Л. В.,

Учитель начальных классов, МАОУ «Гимназия №25»















































г. Ревда

2019

Содержание





Введение ……………………………………………………………..………………………..…3

  1. Русский язык как школьный предмет: мнение второклассников…………….……….…4

    1. Метод исследования и его описание…………………………………….…………...…4

    2. Результаты опроса по проблеме исследования…………........................……………...4

  2. Творческий подход к изучению правил русского языка……………….………...………6

2.1. Выбор технологии запоминания правила русского языка………………...……..…….....6

2.2. Реализация идеи создания пособия по русскому языку………………...……..………….6

Заключение…………………………………………………..………………………….………10

Список литературы……………………………………..……….……………………………...11

Приложение 1

Приложение 2



Введение



В России, как и во всех странах, есть государственный язык, то есть язык, на котором говорят в государственных учреждениях, на котором публикуются все основные законы, родной язык для большинства населения страны. Для нашей страны государственным языком является русский язык.

С первого класса школы мы изучаем русский язык, выпускники сдают обязательный единый государственный экзамен по русскому языку.

Казалось бы, что может быть проще – учить тот язык, на котором говоришь и думаешь.

Однако грамматика русского языка совсем не простая. И ученики прилагают немалые усилия, чтобы запомнить правила орфографии и пунктуации, чтобы научиться говорить и писать грамотно.

На помощь ученикам приходят ученые-филологи, которые разрабатывают пособия, пишут книги, систематизируют правила в таблицы и схемы. Например, брошюры О.В Узоровой и Е.А. Нефедовой 8, 9, научно-познавательные книги по языкознанию А.А. Усачева и Г.Г. Граник 3. Есть интернет-ресурсы для повышения грамотности и самостоятельной работы по русскому языку.

С одной стороны, в любом книжном магазине и в интернете вы найдете множество дополнительной литературы по русскому языку.

С другой стороны, в этом многообразии не так просто отыскать именно то, что поможет лично тебе понять и запомнить правила русского языка.

Решению этой проблемы посвящена исследовательская работа и ее практическая часть.

Цель данной работы – творческое воплощении идеи создания собственного пособия по русскому языку для второклассников.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Познакомиться с учебными пособиями и дополнительной литературой по русскому языку для учащихся;

  2. Провести опрос школьников по проблеме исследования;

  3. Создать собственное пособие по русскому языку для второклассников.

Творческое решение поставленных задач поможет в освоении школьного предмета русский язык, будет способствовать пониманию и устойчивому запоминанию орфографических правил.



  1. Русский язык как школьный предмет: мнение второклассников

Исследование проходило в два этапа.

На первом этапе исследования мы провели опрос учащихся начальной школы.

    1. Метод исследования и его описание

Опрос – это метод научного исследования. Опрос может быть устным, тогда проводится беседа или интервью по специально подготовленным вопросам.

При проведении интервью исследователь четко задает вопрос, выслушивает ответ и фиксирует его в блокноте или на диктофон.

Беседа проходит в более свободной форме. При беседе, как правило, записи сразу не ведутся, а если ведутся, то только с разрешения собеседника. Результаты беседы фиксируются исследователем сразу по окончании беседы.

Устная форма опроса имеет свои преимущества и свои недостатки. К преимуществам можно отнести, что люди достаточно легко включаются в беседу, открыто высказывают свое мнение, эмоциональны. Из основных недостатков – неточное фиксирование ответов исследователем, особенно в беседе. использование диктофона или видеозаписи минимизирует этот недостаток, но не все опрашиваемые согласны на это.

Письменная форма опроса – анкета. При разработки анкет исследователь должен соблюдать некоторые правила. В начале анкеты обязательно должно быть обращение к опрашиваемому, просьба, а в конце – благодарность.

Вопросы в анкете могут быть закрытого типа, то есть требовать однозначного ответа, и открытого типа, тогда ответ может быть развернутым.

Анкеты могут быть личностными, то есть подписываются отвечающим, или анонимные, без подписи. Выбор зависит от цели исследования.

К составлению вопросов тоже есть особые требования, которых мы придерживались при разработке своей анкеты (см. Приложение 1).

В разработанную нами анкету мы включили 9 вопросов, ответы на которые помогут нам в определении актуальности проблемы исследования.



    1. Результаты опроса по проблеме исследования

Опрос проводился в устной (беседа) и письменной (анкетирование) форме.

Респонденты опроса – занимающиеся по программе «Обучалочка» речевого центра «Спикермен» и ученики 2 класса «Б» МАОУ «Гимназия №25».

Выборка составила 35 человек.

В результате опроса мы узнали следующее:

- понимают важность изучения русского языка – 100%;

- предмет «Русский язык» считают сложным 74% опрошенных;

- основная сложность предмета:

«выучить правило» - 48%;

«не забыть ранее изученное правило, когда выучил новое» - 56%;

«применить правило на письме» - 77%;

«писать аккуратно и без ошибок» - 90%;

- занимаются русским языком дополнительно 42% опрошенных;

- имеют дома словари русского языка 80%;

- имеют любимое пособие или книгу по русскому языку – 26%;

- хотели бы создать свое пособие по русскому языку 62% респондентов.

В устной беседе респонденты высказывали мнение, что русский язык считают сложным предметом, потому что приходится много писать, каждый день есть домашнее задание по русскому языку, сложно писать диктанты и изложения.

Таким образом, школьники понимают, что русский язык необходимо изучать не только на школьных уроках, но и самостоятельно. Для того чтобы чувствовать себя уверенно и быть успешным в учебе, одного знания правил недостаточно, правила грамматики надо запоминать надолго и уметь применять на практике. А это лучше всего делать в творческой форме.



  1. Творческий подход к изучению правил русского языка

Второй этап работы – практический. На этом этапе нами было придумано и самостоятельно выполнено пособие для второклассников «Русский язык для котят (и ребят)».

    1. Выбор технологии запоминания правила русского языка

Для пособия мы выбрали 10 основных правил русского языка, которые изучаем в первом и втором классе. Эти правила, наверное, не так сложно выучить и рассказать на уроке. Но понять смысл правила и запомнить его надолго, не забыть, когда уже изучаешь новое правило, — вот это уже требует определенных усилий. Другими словами, мы выбрали правила русского языка, без знания которых точно не станешь грамотным человеком.

Для долгосрочного запоминания правил мы остановились на таком приеме, как мнемотехника.

МНЕМОТЕХНИКА – термин происходит от древне-греческого слова, буквально переводится как «искусство запоминания». Это совокупность специальных приемов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объем памяти путем образования ассоциаций.

Если объяснить более доступно, то прием мнемотехники – это не зазубривание, а запоминание через образ, картинку, рифму. Всем известны образцы мнемотехники. Так, запомнить цвета радуги помогает строчка про охотника: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», а выучить падежи – «Иван родил девчонку, велел тащить пеленку».

На каждое правило мы придумали забавное четверостишие и рисунок с котиками.

Почему именно котята?

Во-первых, эти милые пушистики знакомы и нравятся всем детям.

Во-вторых, наши котята появились совсем не случайно. В интернете уже несколько лет можно увидеть «Грамотных котов» Анны Беловицкой, в 2017 году издательство АСТ выпустило одноименную книгу. Забавные коты Анны Беловицкой объясняют сложные правила русского языка. Наши котята помогают запомнить самые основные правила, которые мы изучаем на уроках русского языка.

Идея котов в обучении популярна, тому подтверждение «Котофизика» Ирины Горюновой (2018 г., издательство Клевер-Медиа-Групп, Москва). А чтобы котята получились симпатичными, нам помог скетчбук «Портреты котов: самые популярные стили», выпущенный издательством «Питер» в 2017 году.

    1. Реализация идеи создания пособия по русскому языку

Свое пособие (Приложение 2) мы начали с предисловия:

Познакомьтесь-ка, ребята,

Это дружные котята!

Они весело играют,

Правила все изучают,

Чтоб запомнить и понять,

Чтобы грамотными стать.

Русский любят все коты!

Полюби его и ты!

Первое правило о правописании непроверяемых гласных и согласных (словарные слова) мы представили так:



Кот мурчал и раз, и два

Из словарика слова:

Чтоб их правильно писать,

Надо чаще повторять.



Второе правило – правило переноса слов. Слова в русском языке переносятся по слогам, при этом нельзя оставлять или переносить одну букву. То есть слова из двух слогов, типа, яма, усы, переносить нельзя.



Это ясно и котам –

Переносят по слогам!

Но! Гласную не обижай

И одну не оставляй.



Третье правило о правописании удвоенных согласных в словах, которые следует запомнить:



У котят работа –

Поиграть в субботу.

Пассажир в троллейбус сел,

На аллею посмотрел.

Две согласных дружно

Пишутся, где нужно!

Но! Не пиши напрасно

Удвоенных согласных.



Четвертое правило о правописании гласных после шипящих: после шипящих пишутся буквы и, у, а, и не пишутся ы, ю, я.



Это знают все коты:

Жи-ши пишется без ы.

Ты мурлычь себе почаще:

Чу-щу, ча-ща!



Пятое правило о разделительном твердом знаке, который пишется перед буквами е, ё, ю, я после приставки.



Кот мяукал так и сяк,

Но не слышно ъ.

Хоть не произносится,

Но в слова он просится,

Если надо разделить,

Знаку твердому тут быть!



Шестое правило о парных согласных по звонкости-глухости. Чтобы не ошибиться в написании согласных на конце слова или в середине перед другими согласными, нужно подобрать проверочное слово так, чтобы после согласного был гласный, то есть звук слышался отчетливо: дуб - дубы.



Парные согласные

Не на всё согласные,

Проверять их надо.

Котики так рады!



Седьмое правило о правописании мягкого знака для обозначения мягкости согласных.



Мягкий знак смягчить готов

Настроенье у котов:

Если мягкий знак стоит,

Мягко котик говорит.



Восьмое правило о прописной букве, которая пишется в начале предложения, в именах людей, кличках животных, географических названиях – в именах собственных.



Кошка-мама главная,

Как буковка заглавная.

Предложенье после точки

С прописной напишем точно,

Пишем клички у котят,

Пишем имена ребят.



Девятое правило о проверяемых гласных: чтобы не ошибиться в написании гласных, надо изменить форму слова или подобрать однокоренное (родственное) слово так, чтобы гласная была под ударением: вода – воды.



Чтоб проверить нам «котята»,

Поиграть со словом надо:

Ищем родственное. Вот

С удареньем будет кот

Или котики. А, значит,

Пишем О, а не иначе!



Десятое, заключительное, правило о непроизносимых согласных, которые надо проверять.



Непроизносимая согласная

Нам совсем не ясная.

В прятки буквы пусть играют,

Правила котята знают!

В счастье «т» нашли котята

И счасТливые ребята!



Правила в нашем пособии расположены произвольно, без особой логики, на изучении какого правила было вдохновение, то и оформлялось.

Надо отметить, что для понимания и запоминания правила рисунки более значимы, чем стихи. В каждом рисунке есть намек, который помогает вспомнить правило.

Все рисунки от идеи до воплощения абсолютно авторские.

При написании стихотворений автору помогали мама и руководитель проекта. Однако все стихи так же оригинальные, специально сочиненные для пособия.

Процесс создания своего пособия достаточно трудоемкий. Продумывание идеи, подготовка материала, работа в черновике, создание рисунков и запись стихотворений потребовало немало времени и усилий, вдохновения и старания.









Заключение



Работа над проектом помогла понять, что знание русского языка необходимо нам всем. Как бы сложно не приходилось на уроках, мы должны запоминать правила русского языка и уметь их применять на письме.

Авторское творческое пособие «Русский язык для котят (и ребят)» помогло лично автору в освоении школьного предмета, ее друзьям и одноклассникам.

Идея создания собственного пособия понравилась, работа в этом направлении будет продолжена.

Поставленные в работе задачи решены в полном объеме, цель достигнута.



Список литературы

  1. Беловицкая Анна. Русский язык. Грамотные коты. – Москва: Издательство АСТ, 2018.

  2. Горюнова Ирина, Лисаченко Алексей. Котофизика. – Москва: Клевер-Медиа-Групп, 2018.

  3. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. – Москва: Просвещение, 1990.

  4. Круглова Анна. Запоминаем словарные слова и правила. Для начальной школы. - Москва: Издательство АСТ, 2018.

  5. Портреты котов: скетчбук. – СПб: Питер, 2017.

  6. Правила по русскому языку. Начальная школа /сост. И.В. Клюкина. – Москва: ВАКО, 2018.

  7. Романова Наталья. Идеальная грамотность. – СПб: Питер, 2016.

  8. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Самый быстрый способ выучить правила русского языка. - Москва: Издательство АСТ, 2016.

  9. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Таблицы по русскому языку для начальной школы. - Москва: Издательство АСТ, 2017.

  10. Ушакова О.Д. С большой или с маленькой? – СПб: Издательский дом «Литера», 2004.





10



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Проект " Русский язык для ребят и котят"

Автор: Логиновских Лилия Владимировна

Дата: 11.04.2019

Номер свидетельства: 506762

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Конспект урока русского языка на тему:«Подготовка к сочинению-описанию домашнего животного» "
    ["seo_title"] => string(103) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-podghotovka-k-sochinieniiu-opisaniiu-domashniegho-zhivotnogho"
    ["file_id"] => string(6) "216855"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433165420"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока русского языка в 1 классе "Заглавная буква в словах" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-1-klassie-zaghlavnaia-bukva-v-slovakh"
    ["file_id"] => string(6) "128510"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415530333"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "конспект с презентацией по русскому языку 3 класс "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-s-priezientatsiiei-po-russkomu-iazyku-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "104142"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402671122"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Конспект урока русского языка по теме " Правописание безударных окончаний имён существительных""
    ["seo_title"] => string(108) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-pravopisaniie-biezudarnykh-okonchanii-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "315493"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459883754"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Разработка урока по русскому языку в 1 классе Заглавная буква в словах "
    ["seo_title"] => string(75) "razrabotka-uroka-po-russkomu-iazyku-v-1-klassie-zaghlavnaia-bukva-v-slovakh"
    ["file_id"] => string(6) "230719"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442242616"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства